Рассматривая жизненный путь моего прадеда Сузи Тойвы Давыдовича можно проследить историю целого народа нашей страны - финнов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_biografiya_moego_pradeda.zip | 1.18 МБ |
Муниципальный этап межрегиональной олимпиады по краеведению
Тема: Биография моего прадеда - частица истории нашей страны
Автор: Борута Валерия, ученица 5 Б класса
МБОУ «Горковская СОШ»
Руководитель: Петрова Валентина Владимировна
с.Горки, 2014/2015 учебный год
Оглавление.
1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Основная часть………………………………………………………………………..4
2.1. История появления финнов в России…………………………………………4
2.2. Жизненный путь моего прадеда Сузи Тойво Давыдовича………………...8
3. Заключение……………………………………………………………………………10
4. Источники и литература ……………………………………….…………………...11
5. Приложение……………………………………………………………………………12
1. Введение.
Наша страна за свою историю пережила немало потрясений. Если рассматривать только 20 век—это войны, революции, коллективизация, репрессии… В своей семье, особенно от бабушки, я часто слышала, что мой прадедушка финн, блокадник, репрессированный. Эти слова мне были незнакомы, я спрашивала у родных, что они означают. Моя семья как-то мне это объясняла, но вопросы оставались. И вот я решила познакомиться с этой темой поподробнее.
Рассматривая жизненный путь моего прадеда Сузи Тойвы Давыдовича можно проследить историю целого народа нашей страны - финнов.
Актуальность работы в том, что мы не должны забывать о своих корнях. Мы должны знать, помнить обо всем, что происходило до нас и благодаря кому мы живем на этом свете. И мы обязаны передавать свои знания и память из поколения в поколение, чтобы не допустить новых репрессий в настоящем и будущем.
Новизна работы заключается в том, что ещё никто не изучал биографию моего деда.
Практическая значимость: результаты моей работы можно использовать на классных часах, уроках истории и краеведения; сохранить в семье для потомков.
Цель исследовательской работы:
На примере биографии моего прадеда Т.Д. Сузи проследить судьбу финнов на территории СССР.
Задачи:
Предмет исследования: биография моего прадеда Т.Д. Сузи,
Объект исследования: Т.Д. Сузи
Методы исследования: изучение и анализ документов, семейных фото, документальных источников с помощью Интернет-ресурсов, воспоминания и дневники моей бабушки. В ходе исследования я изучила следующие документы и источники:
1. Официальные документы: паспорт, трудовая книжка, награды и наградные документы и т.д. Они позволяют уточнить биографические данные, некоторые даты. Дают представление о человеке разделы трудовой книжки, в которые внесены поощрения и взыскания.
2. Личные архивы. Дневники, письма, письменные воспоминания. В них человек отражает личное отношение к событиям.
3. Устные воспоминания. Часть событий я записывала на бумагу по ходу рассказа бабушки, некоторые бабушка отправила по электронной почти в этом году, отвечая на мои вопросы. Использовала воспоминания и других родственников.
2. Основная часть
2.1. История появления финнов в России.
Когда начинаешь изучать чью-то биографию, сразу возникает множество вопросов: когда и где родился человек, как прошли его детские годы, какие интересы были в его жизни. Ответы на эти вопросы можно получить, когда лично общаешься с этим человеком или его дети могут рассказать о нем. Сначала я спросила у папы, каким он помнит своего деда, затем задала эти вопросы и бабушке. Все они рассказали много интересных фактов из жизни моего прадеда.
Первое, что я решила выяснить: как финны попали в Россию. В интернете я нашла много информации. Но рассматривала только ту, которая могла касаться моего прадеда.
Российские финны это потомки, во-первых, ингерманландцев, во-вторых переселенцев из Финляндии, в разное время иммигрировавших в Россию. Переселенцы приезжали, главным образом, из приграничных областей.
В 1809 году в результате русско-шведской войны к Российской империи было присоединено Великое Финляндское княжество, находившееся в составе Российской империи 108 лет.[1] Княжеству предоставлялась широкая автономия во внутренних делах и сохранялись прежние, со времен шведского правления, законы. Ингерманландия, или Ингрия, – это Ижорская земля, центральная часть современной Ленинградской области, включающая юг Карельского перешейка и приблизительно 100-километрой ширины полосу от реки Ловати к западу до реки Нарва вдоль Финского залива. Финны там появились в XIII веке.
Ещё в 1617 году Ингрия и северо-западное Приладожье по условиям Столбовского мира отошли Швеции, в состав которой входила в то время Финляндия. А в результате Северной войны 1700-1721 годов Ингерманландия была возвращена России. В 1703 году началось строительство Санкт-Петербурга. В нём с самого начала были жители - финны, так как город вобрал в себя множество населённых финнами деревень. .[3],[8]
В 1820 году в Петербурге насчитывалось 5 800 финнов, а в 1910 -15 000. Около половины всех переселенцев были выходцами из городов, значительная часть были ремесленники и квалифицированные рабочие. Наиболее характерными для петербургских финнов были профессии ткача, прядильщика, портного, сапожника, столяра. Многие были заняты в металлургической промышленности, они работали в небольших мастерских и на всех крупных предприятиях (у Нобеля, Путилова, Лесснера и др.), Специфически финской была профессия трубочиста: в 1869 году они составляли 62% всех столичных трубочистов. Женщины работали в качестве прислуги, а также в текстильной промышленности. В окрестностях столицы финны занимались главным образом извозом, ремёслами и торговлей.
По переписи 1897 года в Санкт-Петербургской губернии финноязычное население насчитывало 210 тыс. человек. Февраль семнадцатого года способствовал активизации национального самосознания ингерманландских финнов. К 1918 году на территории Ингерманландии было открыто более трехсот национальных школ.
После поражения в Финляндии так называемой Финляндской революции 1918года тысячи её участников с семьями покинули страну. Только в мае 1918 года в Советскую Россию перешло около 10 тысяч вооруженных финских красногвардейцев. .[7]
В 1920 году была образована Карельская трудовая коммуна (с 1923 КАССР) и сотни "красных финнов" были направлены в Карелию для создания "образцовой социалистической республики", способной революционизировать соседнюю Финляндию.
Самая большая группа политэмигрантов была размещена в Ленинградской губернии для работы среди ингерманландцев.
В 1920-е гг. в Россию начинают прибывать первые группы финских переселенцев, эмигрировавших ранее из Финляндии в США и Канаду.
По переписи 1926 года на территории Ингерманландии, включая Петербург, жили 125 884 финна.
В период Великой Отечественной войны постановлением Военного Совета Ленинградского фронта № 196сс от 26 августа 1941 года финское и немецкое население пригородных районов Ленинграда подлежало обязательной эвакуации в Коми АССР и Архангельскую область. .[6] Нельзя не отметить, что постановление было издано лишь за несколько дней до того, как все пути сообщения, связывающие окрестности Ленинграда с внешним миром, по суше были перерезаны немецкими войсками. По иронии судьбы, успевшие эвакуироваться на баржах через Ладогу были спасены таким образом от голода блокады.
8 сентября 1941 года - в день начала полной блокады Ленинграда, в городе оставалось 2, 5 миллиона жителей, среди которых было около 400 тысяч детей. Доставка питания для жителей города "Дорогой жизни" была очень трудной и город умирал от голода, но работал. Понемногу удавалось, тем же путем, эвакуировать жителей.
Уже в ноябре 41 года работающим людям выдавали только 250-граммовую краюху хлеба в день, а не работающим жителям в 2 раза меньше. И это - хлеб с различными примесями, вплоть до целлюлозы и опилок! К концу ноября голод уже стал причиной гибели более 1100 человек. В декабре смерть людей от голода на улицах города стала обычной - Ленинград потерял за месяц 53 тысячи жителей. А следующей зимой - каждый день умирало около 4000 человек и более!
Около 30 тысяч финов находились внутри блокадного кольца, как в городе, так и в области, разделив все страдания блокадников.
В феврале 1942 года было прорвано вражеское блокадное кольцо в районе Ладожского озера. И тут же 20 марта 1942 года вышло Постановление Военсовета Ленинградского фронта №00714 "Об обязательной эвакуации финского и немецкого населения из пригородных районов области г. Ленинграда"[6]. Полуживых от голода людей вместе с детьми вывозили по знаменитой "дороге жизни". Вывозили на машинах по льду Ладоги и далее по железной дороге в Сибирь. Неделями ехали в закрытых вагонах, и больные, и мертвые - вместе. По существу, в пути следования отсутствовало необходимое медицинское обслуживание, не было налажено продовольственное обеспечение, что приводило к большому количеству смертей в пути следования и по прибытии. К тому же эшелоны с депортированными прибывали в Омскую область с большим опозданием. [2] Примерно треть спецпереселенцев погибла в пути следования. По данным НКВД, в 1942 году было эвакуировано около 28 тысяч ингерманландских финнов.
Ежегодно, 15 марта, ингермандландские финны, где бы они ни проживали, отмечают как день памяти и скорби о репрессированных в 1942 году. В финских кирхах молятся о безвинно убиенных, в домах зажигают свечи. Более 70 лет назад по решению Военного совета Ленинградского фронта началась насильственная депортация российских финнов и немцев из Ленинграда и Ленинградской области в Сибирь. .[9]
На новых местах переселенцев ждали суровые испытания: лютые зимние холода, безответственность и безразличие начальства; не хватало жилья, воды, хлеба, медикаментов, поначалу не было никакой работы. Со временем хозяйственная жизнь всё же налаживалась
По прибытии на место водворения финны были взяты на учёт спецпоселений. После окончания Великой Отечественной войны 12 января 1946 года режим спецпоселения был снят, но возвращение на территорию Ленинградской области правительство финнам запретило. Постановлением Совета Министров СССР от 11 февраля 1949 года финнам был разрешён въезд лишь на территорию соседней с Ленинградской областью Карелии, куда и переселилось несколько десятков тысяч как бывших спецпоселенцев. Это постановление было отменено новым Постановлением бюро ЦК КП(б) КФССР «О частичном изменении постановления бюро ЦК КП(б) и Совета Министров КФССР от 1 декабря 1949 года», на основании которого даже переселившихся в Карелию людей стали выселять из приграничной территории.Несмотря на запреты, значительное количество финнов возвращалось после войны в Ленинградскую область. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 5211сс от 7 мая 1947 года и решением Леноблисполкома № 9сс от 11 мая 1947 года самовольно возвратившиеся в регион финны подлежали возвращению к местам прежнего жительства. Согласно распоряжению Совета Министров СССР № 10007рс от 28 июля 1947 года такая же участь постигла и финнов, проживших в Ленинградской области безвыездно весь период оккупации.
Возвращение в родные места стало возможным лишь после смерти Сталина в 1953 году. И после этого ещё десять лет власти пытались затормозить процесс возвращения ингерманландцев. К тому же многие уже успели обжиться на новых местах.
В 1993 году вышло постановление Верховного Совета Российской Федерации о реабилитации российских финнов. Все репрессированные, даже дети, родившиеся в выселенных семьях, получили справки о реабилитации и «о прекращении дела». Фактически, однако, на этом реабилитация и закончилась — в указе отсутствовал механизм его реализации, всё оказалось возложено на местные власти, и более того, было заложено неразрешимое противоречие: «мероприятия по расселению и обустройству российских финнов, возвратившихся в места традиционного проживания,… проводить без ущемления прав и законных интересов граждан, проживающих на соответствующих территориях». Это положение фактически лишало реабилитированных шансов на то, чтобы вернуть родной дом или землю.
2.2. Жизненный путь моего прадеда Сузи Тойво Давыдовича
Мой прадед Тойво родился 20 января 1923 года в семье Елизаветы и Давыда Сузи в с.Капитолово, Всеволожского района, Ленинградской области. Родители работали в колхозе. После четырёх классов их старший сын Тойво тоже работал в колхозе, а потом поступил в школу ФЗО, после работал токарем на заводе "Красный выборжец". Работал честно и добросовестно. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а 23 июня, когда он пришел на завод, узнал, что все финны, работающие на заводе, были уволены. Постановлением Военного Совета Ленинградского фронта № 196сс от 26 августа 1941 года финское и немецкое население пригородных районов Ленинграда подлежало обязательной эвакуации. Мой прадед в эту эвакуацию не попал. Бабушка Альвина рассказывала: "Фашисты приближались к Ленинграду, и отец был привлечен к рытью окопов. Что помнил отец, это то, что им, молодым парням, всегда хотелось есть, и необыкновенно вкусной казалась каша из чечевицы, которой кормили работающих на рытье окопов.
А потом была блокадная зима 1941 - 1942 года. Голод, холод, бомбежки. Из деревень тогда забирали для города подчистую весь урожай. Люди от голода умирали целыми семьями. Их семью от голодной смерти спасла подмороженная картошка, которую мать смогла спрятать в земле. Их отец умер ещё до войны, мать осталась одна с тремя детьми. Отцу было в 1941 году 18 лет, его брату Давыду - около 16-ти лет, сестре Алине - 13 лет".
В апреле 1942 года по решению Военного Совета Ленинградского фронта от 20.03.1942 г. за № 00714-а семьи финнов были высланы в административном порядке из Ленинградской области по национальному признаку. Прадедушка так рассказывал: "Из Ленинграда нас везли по "дороге жизни" через Ладогу. Было очень страшно, лёд уже был тонкий, и последняя машина в колонне провалилась. Никого спасти не удалось. Потом в теплушках мы ехали в Сибирь, в Омскую область. По дороге мать умерла, её (как и других умерших в поезде) выгрузили на какой-то станции, я даже не запомнил, какая была станция. В Омской области мы задержались ненадолго. В июне 1942 года меня и сестру Алину на барже отправили на север, а брат сильно заболел пневмонией и его оставили в Омске".
Уже с 17 июля 1942 года мой прадед, Тойво Давыдович работал в Кушеватском (Горковском) рыбозаводе. Первые годы он, как и большинство спецпереселенцев, работал рыбаком. Работа была очень тяжёлая. Никаких моторов не было, бударки передвигались с помощью вёсел. Тёплой одежды было мало, а рыбачить приходилось круглый год, в любую погоду. В 1952 году его перевели в кормплавсостав, он стал принимать рыбу. Спустя какое-то время дед стал работать плотником, а потом был принят во флотскую столярку мастером по строительству бударок. Работал дедушка очень хорошо и добросовестно: был победителем социалистического соревнования, его портрет был постоянно на доске почёта. Изучая его трудовую книжку я видела записи о многих благодарностях и почётных грамотах, денежных премиях и ценных подарках. За доблестный труд он имеет медали к 100-летию В.И.Ленина, к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне и медаль ветерана труда. В 1988 году мой прадедушка, Сузи Тойво Давыдович, вышел на пенсию.
В 1947 году из Антипаюты, Тазовского района в Горки приехала Валерия Августовна Витман (она там была в ссылке, тоже по национальному признаку, как немка). Она и Тойво познакомились и в 1953 году поженились. У них родилось трое детей, старшая дочь Альвина-моя бабушка.
В 1962 году прадедушка впервые поехал на свою родину. Вернулся он очень грустный и рассказал, что на месте своего дома он нашёл заросшую травой воронку. Местные жители рассказали ему, что вскоре после их эвакуации, во время очередной бомбёжки в их дом попала бомба.
Несмотря на то, что прадедушка был депортирован из Ленинграда по национальному признаку репрессированным его так и не признали (Хотя в справке от 18.05.1998 года отмечено, что на основании закона о реабилитации от 18.10.1991 года-реабилитирован).
3. Заключение
Моего прадеда уже нет в живых (он умер 22 апреля 2004 года) , но мне очень хочется, чтобы память о нём сохранилась в сердцах односельчан, потому что слишком тяжёлое время выпало на его плечи и плечи его современников. И только любовь к Родине, стойкость в испытаниях войны, чувство долга, ответственность и самоотверженность помогли выжить им в это время.
В моей работе я собрала множество интереснейших фактов из жизни моего прадеда Тойво Давыдовиче Сузи. Со слов бабушки, тёти и его племянников я узнала, каким они его помнят, услышала интересные эпизоды из его жизни. Своим добросовестным трудом во время войны и после неё он оставил свой след не только в памяти своих потомков и односельчан, но и в истории своей страны.
Из этой работы я выношу частичку памяти в своем сердце о замечательном человеке, моем прадедушке. По-разному может сложиться моя жизнь, но я точно знаю, что мои дети и внуки будут знать о моем прадедушке Тойво Давыдовиче Сузи из моих рассказов.
Об этой работе я смогу рассказать своим одноклассникам на классном часе, на уроках истории и окружающего мира..
4. Источники и литература:
Ералаш
Сказка на ночь про Снеговика
Растрёпанный воробей
Рисуем белые грибы пастелью
Мальчик и колокольчики ландышей