Константин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Мне кажется, что спектакль начинается с манекена, на который одет костюм героя или героини. И уже по этому костюму можно сказать, какой характер будет представлен публике.
Где-то я прочла, что некоторые читательницы журнала «Русский вестник» подкупали наборщиков в типографии, чтобы они давали им прочитать новые главы романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина», не дожидаясь выхода свежего номера в свет, чтобы первыми сшить себе такое же платье, как у главной героини.
В пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольер высмеивает невежество господина Журдена, заставляя того носить костюм из дорогой ткани, который сшит неправильно. В пьесе «Три сестры» Антон Чехов в авторских ремарках объясняет, как должны выглядеть его героини: «Ольга в синем форменном платье учительницы женской гимназии, все время поправляет ученические тетрадки, стоя и на ходу; Маша в черном платье, со шляпкой на коленях сидит и читает книжку, Ирина в белом платье стоит, задумавшись». В противовес строгости и вкусу появляется Наталия Ивановна, «она в розовом платье, с зеленым поясом».
Но что делать, если автор не оставил описания героев, как это бывает почти во всех драматических произведениях? Вот здесь и появляется художник театрального костюма, который делает так, чтобы представление о внешности героя, сложившееся у читателя, совпало с тем, что он увидит на сцене.
Сценические костюмы используются на цирковой сцене, эстраде, в шоу, театре и кино профессионалами сцены для красочности представления и усиления образов.
В сочетании с другими средствами выразительности и актерского мастерства театральный костюм используется актерами для создания образа героя спектакля или кинофильма. Исторический театральный костюм в сочетании с аксессуарами и гримом, соответствующий эпохе, месту и другим обстоятельствам сценического действия помогает актеру «вжиться в образ» и добавляет реальности и красочности театральному действию.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – профессиональное самоопределение на основе изучения особенностей профессии «художник-модельер театрального костюма».
Задачи проекта
1. Изучение литературы и интернет-источников по теме проекта;
2. Составление профессиограммы «художник-модельер театрального костюма»;
3. Анализ рынка труда в ХМАО-Югре на сегодняшний день и в перспективе;
Определение собственной готовности в профессиональном
Вложение | Размер |
---|---|
profgid_hudozhnik_teatralnogo_kostyuma.docx | 30.93 КБ |
V Муниципальный фестиваль профессий «Шанс на успех»
Муниципальный конкурс ученических проектов «Профессиональный калейдоскоп»
Создающие сказку:
профессия «художник-модельер театрального костюма»
Номинация Конкурса: Профессии «Сферы искусства»
Автор проекта:
Елизавета Соломеина,
учащаяся 8к класса
МБОУ «СОКШ №4»
Научный руководитель проекта:
Г.Ф. Зайнуллина,
учитель русского языка и литературы
г. Нефтеюганск
2017 год
Аннотация
Обоснование проекта
Константин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Мне кажется, что спектакль начинается с манекена, на который одет костюм героя или героини. И уже по этому костюму можно сказать, какой характер будет представлен публике.
Где-то я прочла, что некоторые читательницы журнала «Русский вестник» подкупали наборщиков в типографии, чтобы они давали им прочитать новые главы романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина», не дожидаясь выхода свежего номера в свет, чтобы первыми сшить себе такое же платье, как у главной героини.
В пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольер высмеивает невежество господина Журдена, заставляя того носить костюм из дорогой ткани, который сшит неправильно. В пьесе «Три сестры» Антон Чехов в авторских ремарках объясняет, как должны выглядеть его героини: «Ольга в синем форменном платье учительницы женской гимназии, все время поправляет ученические тетрадки, стоя и на ходу; Маша в черном платье, со шляпкой на коленях сидит и читает книжку, Ирина в белом платье стоит, задумавшись». В противовес строгости и вкусу появляется Наталия Ивановна, «она в розовом платье, с зеленым поясом».
Но что делать, если автор не оставил описания героев, как это бывает почти во всех драматических произведениях? Вот здесь и появляется художник театрального костюма, который делает так, чтобы представление о внешности героя, сложившееся у читателя, совпало с тем, что он увидит на сцене.
Сценические костюмы используются на цирковой сцене, эстраде, в шоу, театре и кино профессионалами сцены для красочности представления и усиления образов.
В сочетании с другими средствами выразительности и актерского мастерства театральный костюм используется актерами для создания образа героя спектакля или кинофильма. Исторический театральный костюм в сочетании с аксессуарами и гримом, соответствующий эпохе, месту и другим обстоятельствам сценического действия помогает актеру «вжиться в образ» и добавляет реальности и красочности театральному действию.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – профессиональное самоопределение на основе изучения особенностей профессии «художник-модельер театрального костюма».
Задачи проекта
Общая характеристика профессии
Художник по костюмам отвечает за создание костюмов для театра, кино или телевидения. Его задачей является создание визуального образа всех персонажей и руководство костюмерами. Созданный художником по костюмам образ должен соответствовать видению персонажа режиссёром и при этом костюм должен быть аутентичен для характера персонажа и его персонажа и эпохи, производство костюма должно укладываться в выделенные продюсером бюджет и сроки.
Должностные обязанности.
Должен знать:
Требования к квалификации.
Художник-модельер театрального костюма высшей категории - высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) и стаж работы не менее 5 лет в должности художника-модельера театрального костюма первой категории.
Художник-модельер театрального костюма первой категории - высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) и стаж работы не менее 3 лет в должности художника-модельера театрального костюма второй категории.
Художник-модельер театрального костюма второй категории - среднее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) без предъявления требований к стажу работы.
Содержание деятельности художника по костюмам в театре и кино
Общее:
В отличие от литературного произведения ни фильм, ни спектакль не содержат информативной исторической справки, ссылок, комментариев во введении или в примечаниях и т.п. Поэтому вся нагрузка по информированию зрителя ложится именно на художников – постановщика, декораторов, художников по костюмам. Отсюда следующие общие для них особенности в работе:
Различие:
Театр | Кино |
В зале театра, вы видите реальное, объемное пространство сцены, реальных живых людей | На экране телевизора перед вами – лишь изображение людей и предметов, не человек, а лишь оптический эффект |
Восприятие при искусственном освещении часто меняет цвета или усиливает тени. | восприятие с экрана, следовательно, прежде всего, учитывается особенность преломления цветов при переводе на пленку, а потом на экран. |
непосредственное восприятие глазом, как правило, с большого расстояния, следовательно: Разные углы зрения – прямо, сбоку, сверху – костюм должен выполнять свою роль с любой точки зрения | Зритель смотрит всегда тем же глазом, с того же ракурса, что и камера. |
Минимализм в средствах. Отсутствие мелких деталей. Необходимые детали зрительно увеличиваются – например, в костюме героини 19 века по ходу действия спектакля должны быть расстегнуты пуговицы, например, на перчатках – они должны быть намного больше тех, которые использовались в то время – очень маленькие горошины, которые иногда застегивали специальными крючками, а не руками. Это же касается брошек, пряжек на обуви, колец и серег, булавок в галстуках, украшений на шляпах и т.п. Некоторая «бутафорность» деталей. Если герой использует дополнительные предметы, например, кошелек, он должен быть большого размера, чем в действительности | Возможность увидеть любую деталь очень крупным планом. Максимально внимание к самым мелким деталям, включая белье. Даже структура переплетения нитей в ткани может быть заметны при крупном плане. |
Большая яркость. Отказ от использования полутонов и переходных тонов – издалека, при освещении софитами или в полумраке такие полутона сольются. Общий колорит костюма должен быть темнее/ярче, чем декораций, иначе декорации «выдвинутся» на первый план, затмив актеров | Возможность использовать всю цветовую гамму, включая оттенки или полутона в тех случаях, когда костюм или детали будут показываться с близкого расстояния. Чем ярче сценография в театре, чем она интереснее и изобретательнее, тем больше заметна работа художника. В кино же все иначе – чем работа художника незаметнее и естественнее, тем более она убедительна, тем лучше он справился со своей задачей. Кинохудожник – это, по сути своей, человек-невидимка» (Мясников Г. «Художник кинофильма») |
Возможность использовать материалы, не характерные для эпохи произведения – нейлоновые колготки в 19 веке. «Исторический силуэт» может достигаться с использованием современных технологий кроя | Использование только тех материалов, которые соответствуют эпохе. Использование технологий кроя воссоздаваемой эпохи. |
Как правило, для спектакля шьется один костюм для одного героя, приводится в порядок после спектакля, т.е. костюм «во времени» движется вперед вместе с актерами | Иногда для одного героя шьется много одинаковых костюмов – в дублях с падениями или кровью костюм рвется и пачкается в процессе съемок несколько раз. Кадры с героем в новом костюме могут сниматься после кадров, в которых костюм испорчен. Для героини «Титаника» были сшиты 70 копий белого платья. |
Использование современных технологий – костюмы для «Звездных войн». Отсутствие образцов для копирования, полная свобода творчества художников. «Аватар» - костюмы или новая кожа героев? |
Особое направление – так называемые костюмные (исторические) фильмы. Историческое или костюмное кино – род кинематографа, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь («Спартак», «Александр Невский)», и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой («Граф Монте-Кристо», фильмы про Индиану Джонса).
Роль художника по костюмам здесь настолько важна, что определенные стили в этом жанре получили название именно по костюму:
Другие жанры костюмного фильма:
Из истории профессии
Сколько бы ни было просмотрено в нашей жизни вариаций на тему этой сказки, фильм Надежды Кошеверовой, которому исполнилось уже 70 лет, останется, наверное, самым дорогим сердцу тех, кто видел его в детстве. Участие великой Раневской и неподражаемого Гарина, слепленная из нищенского бюджета, но от чего-то все равно какая-то поразительно волшебная картинка, и самая удивительная Золушка мирового кино – Янина Жеймо, которой на момент съемок фильма исполнилось уже 38 лет, и у которой было тогда двое детей. В одной из статей о фильме написано: Чтобы создать красивые интерьеры королевского дворца и костюмы главных героев, съемочная группа в буквальном смысле слова скидывалась на мебель и ткань. Красивые кресла приносили знакомые и соседи, платья шили из лоскутков или пытались соорудить из нескольких костюмов хоть что-то отдаленно напоминающее «дворцовую» одежду. Но самой большой проблемой оказались хрустальные туфельки. Янина Жеймо, исполняющая роль Золушки, носила 31-й размер обуви, и найти подходящие и сказочно красивые туфли на ее ногу было невозможно. Пришлось просить дополнительных денег и делать реквизит на заказ. Платье Золушки, созданное из чужой роскоши, обрывков и лоскутков померкшего шика, навсегда останется самым прекрасным из всех, а её хрустальные туфельки – воплощением мечты и сказки.
Профессионально важные качества
Художник, работающий в данной сфере, обязан:
уметь рисовать;
знать швейное дело и различные стили одежды;
быть в курсе последних новостей моды;
уметь работать с технологиями создания костюмов;
знать характеристики тканей и уметь работать со средствами художественной обработки.
Настоящий художник по костюмам должен иметь расширенный кругозор, обладать знанием в области театра, музеев, истории костюма, современного кинематографа и последних новинок моды для получения вдохновения. Художник по костюмам выполняет следующий ряд работ:
разрабатывает эскизы костюмов с учетом размеров модели;
занимается зарисовкой графических вариантов моделей;
занимается изготовлением одежды и костюмов.
Поэтому художник - профессия для людей, обладающих большим творческим потенциалом.
Место работы:
Круг применения этой профессии довольно широк. Специалисты в данном деле работают в ателье, домах моды, на различных швейных предприятиях, а также в качестве частного предпринимателя. Но известно, что наиболее часто костюмеры трудятся в театральных учреждениях, на телевидении и в сфере кинематографии. Костюмер входит в группу участников спектакля или фильма, возглавляемую художником-постановщиком.
Куда пойти учиться?
За рубежом этому мастерству обучают в Лондонской академии искусств, Королевской академии изящных искусств Антверпена.
Востребованность профессии в ХМАО-Югре
По статистике популярных сайтов работы за последние 30 дней в России открыты 1 132 вакансии по 3 должностям профессии «Художник по костюму в театре». Данных по ХМАО-Югре найти не удалось.
Выводы
Изучив литературу и Интернет-источники, я пришел к выводу о том, что специалисты экологического направления будут всегда необходимы человечеству, т.к. на них ложится бремя сдерживания корпораций от погони за обогащением в ущерб окружающей среде и бремя просвещения обывателей, живущих по принципу «После нас хоть потоп!», об ответственности перед будущими поколениями за планету, на которой мы все живем.
Литература и Интернет-ресурсы
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Свинья под дубом
Агния Барто. Сережа учит уроки
Разлука
Заяц-хваста