В последнее время в поле зрения лингвистов оказалось молчание, не как факт отсутствия всяких звуков, т.е. тишина, а как факт непроизнесения слов, хотя они есть.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
Эти строки из Нового Завета доказывают нам первичность слова, но взглянем на икону Иоанна Богослова. На ней святой апостол словно замыкает свои уста, не в силах вымолвить слов, имеющих столь же значимый смысл. Тщетны усилия человека произнести что-либо величественнее Божьего Откровения. Значит у молчания есть более важные смыслы, нежели мы себе представляем.
Цель исследования:
На основе анализа русских народных поговорок, литературных произведений русских писателей 19 и 20 века определить роль молчания в русской коммуникативной культуре.
Гипотеза:
Акт молчания чрезвычайно важен не только для русской коммуникативной культуры, но и для русской духовной культуры в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
molchanie_kak_vazhnyy_komponent_russkogo_kommunikativnogo_povedeniya.docx | 36.64 КБ |
Наименование работы: Молчание как важный компонент русского коммуникативного поведения
Лень Екатерина Ростиславна
МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганск
Научный руководитель:
Зайнуллина Галина Файзулловна, учитель русского языка и литературы
г. Нефтеюганск
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Молчание как важный компонент русского коммуникативного поведения | 4 |
Марина Цветаева и ее понимание молчания | 8 |
Список использованной литературы | 13 |
ВВЕДЕНИЕ
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
О. Э. Мандельштам
В последнее время в поле зрения лингвистов оказалось молчание, не как факт отсутствия всяких звуков, т.е. тишина, а как факт непроизнесения слов, хотя они есть.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
Эти строки из Нового Завета доказывают нам первичность слова, но взглянем на икону Иоанна Богослова. На ней святой апостол словно замыкает свои уста, не в силах вымолвить слов, имеющих столь же значимый смысл. Тщетны усилия человека произнести что-либо величественнее Божьего Откровения. Значит у молчания есть более важные смыслы, нежели мы себе представляем.
Цель исследования:
На основе анализа русских народных поговорок, литературных произведений русских писателей 19 и 20 века определить роль молчания в русской коммуникативной культуре.
Гипотеза:
Акт молчания чрезвычайно важен не только для русской коммуникативной культуры, но и для русской духовной культуры в целом.
Методы, использованные в работе:
МОЛЧАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ РУССКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
«Толковый словарь живого великорусского языка», созданный Владимиром Далем, дает нам такое толкование слова «молчать»: безмолвствовать, тихнуть, затихать, не шуметь, не говорить, не издавать звука; терпеливо сносить, не роптать.
В этом словаре – кладезе народной мудрости – молчание характеризуется с двух сторон:
Как положительно –
Кто молчит, тот двух научит
Кто молчит, не грешит.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
Молчанье золотое словечко.
Так и отрицательно –
Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит, да хвостом виляет.
Тихое молчанье ничем (или ничему) не ответ.
Когда деньги говорят, тогда правда молчит.
Молчанье знак согласия.
И за молчанье гостинцы дают.
Молчбою прав не будешь.
Молчан собака исподтишка хватает.
Исследователи современного русского коммуникативного поведения Иосиф Александрович Стернин и Юрий Евгеньевич Прохоров отмечают многословность, словоохотливость как важные черты речевого поведения русского народа и говорят о том, что молчание в русском общении социально осуждается. В русской коммуникативной культуре есть понятие неловкое молчание, означающее внезапно возникшее молчание, нарушившее ход общей беседы и требующее вмешательства по его преодолению.
Вместе с этим русской культуре прослеживается традиция высокой оценки молчания. Этот факт отражает потребность в молчании на фоне традиционно высокой коммуникативной активности русского человека. Молчание рассматривается как возможность созерцания, обдумывания, ухода от суеты. В русской истории были монахи-молчальники, дававшие обет молчания для служения Богу.
Иоанн Лествичник называл молчание матерью молитвы, врагом дерзости, стражем помыслов и соглядатаем врагов.
В современной русской коммуникативной практике молчание полифункционально. Исследование Светланы Вячеславовны Меликян показало, что молчание говорящего и слушающего выполняет разные функции.
Молчание говорящего
1. Медитативная функция. Пауза берется говорящим для того, чтобы собраться с мыслями, обдумать следующую реплику, найти аргументы для убеждения собеседника.
2. Риторическая функция. Пауза берется говорящим для того, чтобы придать вес своим словам. Риторическая пауза может быть анафорической: таким молчанием говорящий подчеркивает значение уже сказанного; катафорической - это нагнетание ожидания, привлечение внимания к последующим словам
3. Терминационная функция. Говорящий использует эту паузу для того, чтобы показать, что разговор на эту тему окончен
4. Выжидательная функция. Часто говорящий замолкает в ожидании реакции, поступка собеседника.
5. Эмотивная функция. Говорящий замолкает, находясь во власти эмоций. Это неспособность или нежелание говорить в силу эмоционального напряжения.
6. Атрактивная функция. Привлечение внимания собеседника или аудитории.
7. Функция эмоциональной замены вербального общения. Такое молчание является маркером близости людей, когда слова оказываются лишними.
Молчание адресата
1. Дисконтактная функция. Такое молчание - это попытка уклониться от общения с конкретным собеседником или вообще незаинтересованность в поддержании контакта.
2. Эмотивно-оценочная функция. Это молчание, которое демонстрирует негативную оценку сказанного.
3. Медитативная функция. Пауза берется собеседником для размышления, нахождения аргументов и т. п.
4. Терминационная функция. Пауза сигнализирует о том, что тема исчерпана и знаменует собой переход к другой теме.
5. Функция выражения недоверия. Молчанием собеседник сообщает о том, что он не доверяет вашим словам, сомневается в их искренности и т.п.
Перечитав роман «Евгений Онегин», я выделила условно два типа молчания: молчание-смирение и молчание-суесловие. На первое, пришедшее в русскую культуру из строгих византийских монастырей, словно повеявшее от древних икон, пахнущее ладаном, такое ценное для Пушкина, способна только Татьяна. Вспомним строки, описывающие ее:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…
И часто целый день одна
Сидела молча у окна…
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…
Молчание Евгения иное, суесловное, вспомним описание Евгения, данное Пушкиным в первой главе:
Имел он счастливый талант
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре…
Или
Как томно был он молчалив..
Пушкин описывает нам молодого человека, умевшего произвести впечатление. В общении с Ленским Онегин тоже часто молчит, причем молчание его снисходительное, ему, уставшему от светской жизни, льстит звание старшего наставника молодого поэта:
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.
Леонид Андреев в своем рассказе «Молчание» раскрывает новую ипостась безмолвия – это пытка. Старый отец, не добившийся от дочери ответа, что же ее гложет, после самоубийства своего единственного ребенка остается с молчанием один на один. Бремя вины за несвоевременную смерть дочери с него никто не может снять. Жена его, Ольга Степановна, которую разбил паралич, ни взглядом, ни словом не может ни подтвердить его вины, ни дать ему успокоение.
«- Мать... Оля... Пожалей же меня! - рыдал он.- Я с ума схожу.
И он бился головой о край стола и рыдал бурно, мучительно, как человек, который никогда не плачет. И он поднял голову, уверенный, что сейчас свершится чудо и жена заговорит и пожалеет его.
- Родная!
Всем большим телом потянулся он к жене - и встретил взгляд серых глаз.
В них не было ни сожаления, ни гнева. Быть может, жена прощала и жалела его, но в глазах не было ни жалости, ни прощения. Они были немы и молчали.
И молчал весь темный опустевший дом».
Двадцатый век внес свои коррективы в понимание молчания в русском обществе. Террор, облавы, охота на врагов народа, на всех несогласных породили молчание-спасение. Обрела свой новый смысл пословица «Моя хата с краю, ничего не знаю».
Борьба с несогласными в советском государстве породила стойкую боязнь говорить, эту боязнь подкрепляли и агитационные плакаты 40-50х годов. «Не болтай!», «Болтун – находка для шпиона!», «Не болтай у телефона – болтун находка для шпиона!».
Поэты и писатели онемели – их переставали издавать, лишали читателей. Люди научились молчать в страхе за свою жизнь. Именно об этом писал Александр Галич:
И теперь, когда стали мы первыми,
Нас заела речей маята,
И под всеми словесными перлами
Проступает пятном немота.
Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем - доходней молчание,
Потому что молчание - золото!
Вот так просто попасть в богачи,
Вот так просто попасть в первачи,
Вот так просто попасть в - палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!..
1963
МАРИНА ЦВЕТАЕВА И ЕЕ ПОНИМАНИЕ МОЛЧАНИЯ
В статье «И.В. Киреевский и Герцен» русский философ Василий Розанов задавался вопросом о том, что же нужно для подлинно художественного творчества, и отвечал так:
« – Молчание!
– Молчание? Талант бездарных?
– Талант даровитого. Молча светит солнце. Молча созревает плод. Молча кормит корень. Вся природа молчалива, все в природе молчаливо. Гром и ветер – исключения, ведь это не Бог весть что. Чем больше молчания, тем больше «делается». «Чего» делается? Всего, всех бесчисленных вещей, которые создаются в природе, «ткутся на ее вечном станке», как выразился Гете».
Меня заинтересовало, как Марина Ивановна Цветаева понимала молчание, что вкладывала в это понятие. Я обратилась к ее стихотворным произведениям и определила, что, прежде всего, Цветаева противопоставляла молчание и пение (т.е. свой поэтический дар). Молчание, таким образом, для Цветаевой было страшно, так как символизировало конец ее литературной жизни (а значит, и физической жизни, потому что у Марины Цветаевой вся жизнь была в стихе, закончились слова – кончилась жизнь). Цветаева пророчески предвидела свою гибель после обретения молчания писательского. Это заметил Борис Пастернак, написавший в стихотворении 1943 года:
Что сделать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть.
В стихотворении «Разговор с Гением», написанном в 1928 году во Франции, Цветаева поднимает вопрос о молчании как усталости от всего, онемения от навалившихся бытовых проблем, семейных неурядиц, не проходящей и все более усиливающейся тоски по Родине.
Глыбами - лбу
Лавры похвал.
«Петь не могу!»
- «Будешь!»- «Пропал,
(На толокно
Переводи!)
Как молоко -
Звук из груди.
Пусто. Суха.
В полную веснь -
Чувство сука».
- «Старая песнь!
Брось, не морочь!»
«Лучше мне впредь -
Камень толочь!»
- «Тут-то и петь!»
«Что я, снегирь,
Чтоб день-деньской
Петь?»
- «Не моги,
Пташка, а пой!
На зло врагу!»
«Коли двух строк
Свесть не могу?»
- «Кто когда - мог?!»
«Пытка!» - «Терпи!»
«Скошенный луг -
Глотка!» - «Хрипи:
Тоже ведь - звук!»
«Львов, а не жен
Дело». – «Детей:
Распотрошен -
Пел же - Орфей!»
«Так и в гробу?»
- «И под доской».
«Петь не могу!»
- «Это воспой!»
Цикл «Куст», написанный в 1934 году, знакомит читателя с другой Цветаевой: мудрой, зрелой и очень уставшей. Уставшей не от чего-то, не от кого-то, а от всего мира людей и вещей. Мир вещизма никогда не имел особенной власти над поэтессой, мир звуков, напротив, всегда чуть ли не гипнотически влиял на Цветаеву. Но она устала и от звуков. Захотела жить в мире «тишизн» и «глушизн».
Обращаясь к кусту, части природы, с которой чувствует нерушимую связь, Цветаева говорит о том, что выраженная мысль не имеет того значения, которое должно было бы быть. Ценна мысль невыраженная, словно сомневается Марина Ивановна в том, что способна подобрать точные слова:
Да вот и сейчас, словарю
Придавши бессмертную силу, -
Да разве я то говорю,
Что знала, пока не раскрыла
Рта, знала еще на черте
Губ, той - за которой осколки...
И снова, во всей полноте,
Знать буду, как только умолкну.
Как не увидеть здесь аналогии с тютческими строками:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Во втором стихотворении цикла Цветаева высказывает интересное пожелание миру природы:
А мне от куста - не шуми
Минуточку, мир человечий! -
А мне от куста - тишины:
Той, - между молчаньем и речью.
Той, - можешь - ничем, можешь - всем
Назвать: глубока, неизбывна.
Невнятности! наших поэм
Посмертных - невнятицы дивной.
Невнятицы старых садов,
Невнятицы музыки новой,
Невнятицы первых слогов,
Невнятицы Фауста Второго.
Той - до всего, после всего.
Гул множеств, идущих на форум.
Ну - шума ушного того,
Все соединилось в котором.
Как будто бы все кувшины
Востока - на лобное всхолмье.
Такой от куста тишины,
Полнее не выразишь: полной.
Что же это за тишина между молчанием и речью? Это порыв, определение в мыслях, ценность такой тишины в том, что мысль не получила еще обрамления из слов, которые могут быть так несовершенны. Поиск идеала, поиск идеальной себя – вот она, самая важная черта молчания. Значимость молчания в том, что после него всегда идет слово. Стремительные обрывы строк и росчерки тире – это визуальное воплощение молчания. Молчания высокого – раздумывающего, стихотворческого, стихотворящего.
Итак, подводя итог всему вышеизложенному, можно говорить о том, что молчание является важной частью русской культуры общения. Хотя в бытовом общении молчание осуждается, но ему отводится роль проявления высоты и силы духа. Русский человек может молчать по-особому, что подтверждается приведенными функциями молчания адресата и адресанта. В русской литературе разные виды молчания используются для характеристики героев, в некоторых случаях молчание становится действующим лицом произведения, как в произведении Леонида Андреева. Молчание в творчестве Марины Цветаевой предстает в двух ипостасях. Молчание – смерть. Молчание – тишина между замыслом и речью.
В конце 80х годов 20го века, когда была объявлена гласность, свобода слова, общество, скинув с себя путы молчания, заговорило взахлеб и не может остановиться по сей день. Древняя мудрость о том, что молчание – золото, в наше время не в чести.
Мне кажется, что в наш век, век безумных скоростей, суеты и постоянного непрекращающегося шума каждому необходимо обратиться к молчанию как созерцанию себя, размышлению о жизни, чтобы почувствовать неразрывную связь с законами бытия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Воздух - музыкант
Четыре художника. Осень
Астрономический календарь. Март, 2019
Три загадки Солнца
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"