Исследовательская работа учащихся о работе Ж/Д станции Таловая в годы войны
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnaya_istoriko.doc | 353 КБ |
kogda_i_tyl_byl_frontom.ppt | 1.55 МБ |
Районная историко - краеведческая конференция
«Мы этой памяти верны», посвящённой 65-летию Победы в
Великой Отечественной войне
Когда и тыл
был
фронтом
Выполнили: поисковая группа «Времена»
учащихся 8 «а» класса МОУ
Таловская СОШ
Руководитель: учитель истории МОУ
Таловская СОШ
Штанько Ольга Витальевна
Предисловие
Краеведческая группа нашего класса « Времена» в ходе
подготовки материалов к районной историко - краеведческой
конференции «Мы этой памяти верны», посвящённой 65-летию
Победы в Великой Отечественной войне, знакомилась с
материалами о Великой Отечественной войне. По ходу сбора
материалов у нас всё больше возрастал интерес к жизни нашего
посёлка, а точнее к работе железнодорожной станции в военное
время.
Были прочитаны и подобраны материалы о ходе
военных действий в Воронежской области, о положении на станции города Лиски. Мы познакомились с воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной , наших земляков, которые в суровые годы войны трудились на железнодорожной станции. Записали воспоминания непосредственных участников тех грозных событий, дополнивших картину героических трудовых будней Таловского железнодорожного узла в период битв на Волге.
Членом нашей группы Тёщиным Антоном подготовлен и
написан реферат « Таловая в годы Великой Отечественной войны».
Собраны фотоматериалы, иллюстрирующие воспоминания ветеранов.
Вот уже скоро 65 лет, как отгремели последние залпы второй мировой войны - наиболее жестокой и кровопролитной из войн за всю историю человечества, названной Великой отечественной войной. Советский народ, принявший на себя главный удар гитлеровской военной машины, не только выстоял, но и вышел победителем в жестокой схватке с фашистами.
Трудящиеся нашего района имеют все основания гордиться своим вкладом, внесённым в дело разгрома ненавистного врага.
Самоотверженно, невзирая на лишения и трудности, работали они на колхозных полях, фермах и на железной дороге.
Война не обошла стороной нашу Таловую. В первые же недели в ряды Красной армии были призваны все военнообязанные мужчины. Только в один день, 28 июня 1941 года, из Таловой были направлены на фронт 476 человек. Тяжесть военного лихолетья легла на плечи женщин, подростков и оставшихся мужчин.
На Воронежскую землю война пришла в июне 1942 года. Начались бомбёжки. Выйдя к Дону и заняв высотные рубежи, гитлеровцы стали простреливать станцию Лиски, находившуюся в поле видимости. 7 мая немцы овладели центром Воронежа. К этому же времени они оккупировали участки на ж/д магистрали к югу от Лисок, а сам город непосредственно находился на линии фронта.
Самолёты врага непрерывно висели в воздухе, охотясь за поездами и отдельными паровозами. Особенно сильным налётам подвергались железнодорожные узлы. Лискинское отделение Юго-Восточной железной дороги перебазировалось в Таловую. Доставка грузов, личного состава, боеприпасов, техники шла Поворино- Таловая- Калач. Труднейшим был период, когда развернулись ожесточённые бои в районе Сталинграда. Огромная ответственность за военные перевозки, снабжение фронта боеприпасами, горючим, продовольствием выпала на долю железнодорожников. Они обслуживали передовую линию фронта, и от них непосредственно во многом зависел успех боёв.
Зная, это немецкое командование выделило эскадрильи штурмовой и бомбардировочной авиации, чтобы парализовать движение на дороге. Днём и ночью воздушные пираты совершали массированные налёты на станции перегоны, пытаясь сорвать подвоз боепитания Сталинградскому фронту. Но коварные замыслы врага разбивались о бесстрашие, стойкость и мужество железнодорожников.
Место расположения (Хлопова гора) зенитных установок, обороняющих ж/д путь от фашистких налётов.
В середине осени 1942 года советские войска подготовили наступление на Среднем Дону. В военных событиях большую роль сыграла ж/д ветвь Таловая - Калач, находившаяся в 70 км от фланга Воронежского фронта. В мирное время об этой ветви редко вспоминали. Старенькие, лёгкого типа рельсы, десятилетиями не менявшиеся шпалы.
В период ожесточённых боёв под Сталинградом основная тяжесть по перевозкам боевой техники, личного состава, боеприпасов легла на калачеевскую ветку. За кратчайший срок должны были перевезены военные грузы и воинские эшелоны на Сталинградский фронт по маломощной ветке. Поток поездов по ней шёл в основном на выгрузку. В ноябре 1942 года на станцию Калач приходило до 10 эшелонов в сутки. С 23 октября 1942 года по январь 1943 г. На этой ветке было выгружено 575 поездов, или более 30 тысяч вагонов. За короткое время по малодеятельной ветке прошло столько поездов, сколько в обычное время проходило за полтора года. В довоенный период на этой ветке с опаской на малых скоростях возили небольшие поезда – паровозы серии ОВ-«овечки», как называли их железнодорожники. Первые воинские эшелоны по участку шли двумя паровозами. По мере увеличения интенсивности перевозок назрела необходимость заменить два маломощных на один мощный паровоз серии Эм. Несмотря на то, что по этой ветке пустили тяжёлые паровозы, коллектив участка не допустил ни одного крушения. По всей ветке были расставлены путевые обходчики, ремонтные бригады, мастера. Благодаря бдительности, самоотверженной работе путейцев Таловской дистанции беспрепятственно проходили эшелоны с войсками с техникой, несмотря на усилившуюся бомбёжку фашистскими самолётами каждого поезда на участке Таловая – Калач. Враг стремился сорвать подвоз подкреплений к линии фронта. Воздушные пираты стали производить массовые налёты и бомбить станцию Таловая, стремясь парализовать её работу.
По калачеевской ветке возили груз на Сталинградскую битву. На фронт шли Эшелоны с танками, боеприпасами, самолётами, а также везли солдат (со слов Дмитрия Никифоровича Шелестова, бывшего дежурного по станции).
Фашистские лётчики безнаказанно белым днём расстреливали на перегонах и полевых станциях ничем не защищённые поезда. Надо полагать, что их задачей было посеять панику, парализовать работу железнодорожного участка, замедлить продвижение грузов на запад к фронту. Исключительную выдержку и мужество проявляли люди. В каждой стрелочной будке, в каждой диспетчерской, на паровозах и в путейских казармах они хотели одного: быстрее освободить свою Родину от фашистских захватчиков. За двоих, за троих трудились для фронта железнодорожники. Они шли на работу, как солдаты в бою. Бомбёжки мало кого пугали. Никто не прятался в бомбоубежище в то время, когда нужно было встречать и отправлять поезда. Составители, сцепщики, стрелочники, вагонники в сплошной темноте формировали и обрабатывали поезда, держали станцию в состоянии полной маневренности.
Один за другим шли через Таловую эшелоны в сторону фронта. В вагонах – грузы, необходимые для победы над жестоким и коварным врагом. А значит, доставить их нужно как можно быстрее, в хорошей сохранности. И бригада Ивутина трудиться день и ночь, не считаясь со временем.
- Какие только работы ни приходилось выполнять! – вспоминает Илья Семёнович – но чувство дома заставляло за всё браться без лишних слов. Работали почти на износ, не доедали, но работали, понимали: так надо.
Во второй половине 1942 года работа станции осложнилась ещё больше: шли бои за Сталинград. Железнодорожная ветка Таловая – Калач оказалась одной из главных, снабжавших фронт самым необходимым. « Мы не знали ни сна, ни отдыха – писал в своих воспоминаниях Г. Калгин. Через станцию беспрерывно шли эшелоны их приходилось переформировывать. Умело и быстро это делали составители поездов Казьма Васильевич Переславцев, Иван Петрович Черных и другие. Скоростным методом проводили осмотр вагонов, ремонт и пробу автотормозов старшие осмотрщики Лев Сергеевич Костылев, автоматчики Пётр Харитонович Калинин, Алексей Иванович Сторожев. Большую нагрузку в те дни несли вагонники. Хорошо помню Фёдора Митрофаныча Бородаенко, его помощников – слесарей Сергея Ермолаевича Синюкова и Ивана Васильевича Толкачёва. И когда только эти люди отдыхали! Ведь фашисты делали всё для того, чтобы вывести из строя наш железнодорожный узел. Бомбили, засылали лазутчиков, но станция жила. Фашистские стервятники один за другим сбрасывали на станцию смертоносный груз. Гибли люди. Разрушения были ощутимые, но тут сказали своё веское слово путейцы и связисты. Они бесстрашно держали свою вахту. Не ушли с поста бригадир пути Илья Семёнович Ивутин, ремонтные рабочие Александра Антоновича Жидкова, Иван Матвеевич Лиманский, Ульяна Матвеевна Сидоренко, Яков Никитович Шишлянников.
Поток следования поездов с каждым днём возрастал. Необходимо было до минимума сократить простои на станции. Благодаря самоотверженности и безукоризненной работе старших стрелочников Александра Ивановича Жаркова, Тихона Алексеевича Квашина, Тита Ивановича Коробенко стоянки удалось сократить с40 до 7-10 минут, а разве можно забыть работу бригадира по водоснабжению Якова Васильевича Ермакова, чистильщика паровозов тов. Егирина, производившего чистку топки за 10-15 минут вместо 25 по норме. Фашистские стервятники бомбят Таловую, вой сирен – ни с чем не сравнимое чувство ожидания чего – то ещё более страшного,- продолжает вспоминать Г.Калгин. Я находился в комнате дежурного по станции. Дрогнула земля, раздались оглушительные взрывы, со свистом разрезали воздух осколки, Разрывы в 20-30 метрах от вокзала, вылетели окна, воздушная волна сбила с ног. Встал, отряхиваясь, и вижу, как оператор, Катя Пирогова, сидит на своём рабочем месте. Ей некогда было отвлекаться от аппарата». Надо отдать должное нашим женщинам,- продолжает Калгин,- они проявили в те неизмеримо труднейшие дни необыкновенную стойкость и отвагу».
Приводим и воспоминания участницы Вов Холиной Елизаветы Гавриловны, работавшей в то время дежурной на электростанции.
Место бывшей электростанции, ныне разрушенная.
Её рассказ дополняет выше приведённые воспоминания и рисуют картину прифронтовых будней станции Таловая. Вот, что она рассказала: в мае 1942 года я окончила школу, устроили меня на работу на железную дорогу, я прошла курсы и стала дежурной у распределительного щита на электростанции. А когда загорелись Лиски война почувствовалась и нам. Зарево от горящих Лисок было днём и ночью в полнеба, казалось, что и у нас от него загориться.
Самолёты стали летать через Таловую ещё в июне месяце. Летали по 3-6-9 самолётов, спускались низко, можно было даже разглядеть лётчика. Когда видел людей, то спускался вниз и из пулемёта стрелял по ним. На улицах, в огородах рыли окопы, и, когда самолёты гудели, все люди быстро в них прятались. А которым нужно было идти на работу, те бежали от окопа до окопа, перестоят взрыв и пять от дома к дому, так перебежали и добрались, ведь на работу надо. Я была дежурным возле электрораспределительного щита. Щит был большой, перед ним стол, а сзади все электрические подводки. Для каждого электрического объекта Таловой был свой прибор. Рядом стояла машина - дизель, которая давала электроэнергию на железную дорогу, там тоже приборы, следили падает напряжение или нет. Унас сначала было два дизеля. Самый большой эвакуировали, думали немец зайдёт, обещали вернуть, остался маленький. Машинисты чуть не плакали, а маленький дизель пищал- нагрузка большая. Было очень трудно. Когда Лиски горели пламенем, мы работали и боялись, что немец пойдёт через Таловую. По слухам, он всё смесил в Лисках, они горели ярко, ночью было как при лампе, но немец пошёл по над Доном, нас не тронул ( об этом вспоминала и Лихушина Раиса Александровна ). На Лиски эшелоны не шли, доходили только до Таловой. Паровоз надо было развернуть, чтобы эшелон пошёл дальше на Поворино, на Калач. Паровоз разворачивали на кругу, стрелочники переводили стрелки, Паровоз подцепляли к составу, и он уходил со станции.
Чтобы развернуть поезд, надо было дежурным у дизеля и у электрощита следить, когда стрелочница запускает паровоз на круг.
Мы хватаемся за рукоятки, чтобы держать и обеспечить нужное напряжение для поворота паровоза. Он только зашёл на круг, приборы начинают пищать от напряжения. Паровоз развернулся, стрелочница перевела паровоз на новую стрелку, и он поехал. Дальше стрелочники переводят на одну стрелку, а несколько, чтобы паровоз встал впереди эшелона, затем сцепщики сцепляют его с вагонами. Стрелочники и сцепщики были кК на фронте, при бомбёжке, при налёте, а всё надо было делать своим чередом, быстро и надёжно. Эшелон надо было быстро отправлять со станции. Одни отправили, другой едет, только этот проводили, третий идёт. Дежурные ни от щита ни от дизеля не отходили. Отойти нельзя даже по нужде, терпели. Картошку « в мундирах» и кусок хлеба ели не отходя. Было страшно работали под бомбами, Все прятались, а нам нельзя было. Сейчас страшно подумать, а тогда – скорее за дело. Бомбили когда как, когда в день 2 раза, когда ни разу. Бомбят всё дрожит, приборы прыгают, провода искрят, искры сыпятся градом. На мне резиновые сапоги 45 размера и большие до локтя, перчатки, толстые резиновые. Грунтовая дорога разделяла электростанцию и нефтебазу. Так она вся была изрыта воронками. Очень страшно, когда
Место бывшей нефтебазы
бомбили нефтебазу и бомбы падали рядом с электростанцией. Чуть – чуть и в электростанцию, чуть – чуть и в нефтебазу. Слава Богу пронесло. Опять летит – не затронул, можно дохнуть. Мужчины курить начинали. Плакать нельзя – сопли не распускать, да и не до слёз было. Самое трудное было повернуть паровоз и машинисту и стрелочнице. Самое страшное при бомбёжке. Всё быстро, всё нелегко, всё на нервах и, как Бог даст, паровозы разные,
люди разные. Паровозы на поворотном кругу надо плавно повернуть, а пока перекрутится он стрелочница переживает, машинист матюкается, а я молчу, у щита рукоятку держу, чтобы напряжение не упало. А как сошёл паровоз с круга – полетел стрелой.
Стрелочницы в основном были женщины. Непосредственно перед кругом стояла тётя Феня Корниенко. Стрелку приходилось крепко держать, чтобы она не « сбрызнула» и поезд не сошёл с неё, а пошёл туда, куда надо.
Перед заходом на круг паровозы становились над выгребными ямами, где чистильщики выгребали из него шлак. Потом его заправляли водой, загружали углём и песком. Им посыпали рельсы, чтобы не буксовали при подъёме. Было специальное дощатое помещение – пескосушилка.На ней работали женщины и подростки пескосушильщиками. Песок сушился на горячих трубах, просевался. На каждый паровоз надо было 3-4 ведра поднять, пока он стоит над ямой. О своей работе на пескосушилке вспоминал Пётр Козырев, будучи в то время подростком, он был пескосушильщиком, чистильщиком паровозов, кочегаром, ездил по ветке Таловая – Калач.
Для успешного выполнения задания требовалась самоотверженная работа каждого железнодорожника на своём месте. Почти полгода самоотверженного труда, таков вклад таловских железнодорожников в разгром немцев на Волге.
В ноябре 1942 года советские войска окружили ударную группировку Паулюса в районе Сталинграда, а в феврале 1943 года завершили её ликвидацию. К тому же времени были освобождены и временно оккупированные врагом участки Юго – Восточной железной дороги. Таловская железнодорожная станция обеспечивала доставку войск, вооружения и материальных средств в период оборонительного сражения и подготовки контрнаступления под Сталинградом. Небольшая станция оказала огромную услугу Сталинградскому, Донскому и Воронежскому фронтам.
В 1945 году немецко – фашистские войска были окончательно разгромлены, в мае советский народ праздновал победу над врагом. В эту победу внесли достойный вклад и наши таловчане. Вечная память и слава им!
Знаем мы всех героев бесстрашных,
Преклоняем колена перед памятью павших,
И ложатся цветы на гранитные плиты.
Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
Фотоприложение
Макет поезда Таловского музея.
Паровоз серии «Эм» времён ВОв
Список использованной литературы.
1.Олейник В.И., Жемчужников С.И.
« Шаг за шагом» 125- летию открытия движения по Лискинскому отделению Юго-Восточной железной дороге
посвящается. Воронеж, 1995 год, 157 стр.
2. « Юго-Восточная за 40 лет», Воронежское книжное издательство,1957 год , 59 стр.
3. Историко – монографическое исследование. Под редакцией А.М. Аббасова и В.А. Шамрая. Воронеж, ОАО «Центрально- Чернозёмное книжное издательство», 2005 год, 400стр
4.Г.Калгин, статья « Таловские Железнодорожники в годы войны», газета « Заря» № 57, 8 мая 1982 год
Слайд 1
Историко-краеведческая конференция Когда и тыл был фронтом.Слайд 2
Краеведческая группа «Времена».
Слайд 4
Место расположения (Хлопова гора) зенитных установок, обороняющих ж/д путь от фашистких налётов.
Слайд 5
Паровоз серии «Эм».
Слайд 6
Место бывшей электростанции, ныне разрушенная.
Слайд 7
Круг, на котором разворачивали поезда.
Слайд 8
Знаем мы всех героев бесстрашных, Преклоняем колена перед памятью павших, И ложатся цветы на гранитные плиты. Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
Солдатская шинель
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Что такое музыка?
Рисуем лошадь акварелью
Усатый нянь