С данной работой Сладков Семён занял 2 место в региональной научно-практической конференции "Леонардо"
Вложение | Размер |
---|---|
sladkov_s.v._7_b.docx | 117.46 КБ |
Региональная научно-практическая конференция
Слова-паразиты в речи школьников
Автор: учащийся 7 «Б» класса МАОУ «Средняя школа №3»
Сладков Семён Владимирович
Руководитель: Шакирова Е.В.
Когалым, 2015 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 «Теоретические основы исследования слов-паразитов»:
Глава 2 «Экспериментальное исследование употребления слов-паразитов»:
2.1 Значение и примеры слов-паразитов……………………………...11
2.2 Результаты анкетирования и опроса………………………………12
Заключение……………………………………………………………...14
Библиографический список……………………………………………15
Приложение……………………………………………………………..16
Введение
С русским языком можно творить чудеса.…
Нет таких звуков, красок и мыслей –
сложных и простых, для которых не нашлось бы
в нашем языке точного выражения.
К.Г.Паустовский
Слово – важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и отражает эмоции. Слова называют самые разнообразные явления окружающего нас мира. Эта способность слова называть предметы, их признаки, действия и т.д. получила название номинативной (назывной) функции слова. Выполнять номинативную функцию слово может потому, что имеет определенное лексическое значение.
Слово – это удивительный феномен. Оно способно вызвать улыбку у самого мрачного по натуре человека и, наоборот, повергнуть в уныние непобедимого, казалось бы, весельчака. Слово может возвысить, очистить душу человека, унизить, оскорбить. Из слов составляются гимны, поднимающие народы на борьбу, из слов же составляются пасквили, возводящие хулу на самые дорогие для нас истины. Сила слова безгранична, если наша речь наполнена смыслом.
Все мы знаем, что встречают по одежке, а провожают по уму, но при этом обычно забываем, что выразителем нашего интеллекта, прежде всего, является наша речь. Как часто мы не задумываемся над тем, ЧТО и КАК мы говорим! А ведь от этого во многом зависит и впечатление, которое мы производим на собеседников, и их последующее отношение к нам.
Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Речь нынешних подростков – это вообще особое языковое и социальное явление. Увы, все чаще она поражает убогостью, вульгарностью, а иногда, благодаря переполненности словами-паразитами, вообще кажется эпатажной и непонятной.
В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена. Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль. Вот поэтому я и решил заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на культуру речи.
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Еще одно языковое явление, которое характеризует нашу сегодняшнюю речь – слова с «опустошенным значением»: супер! круто! нормально! А также сквернословие и ненормативная лексика. Употребление этих слов изменили нашу речь не в лучшую сторону, что и является сегодня актуальной проблемой. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? Такие задачи были поставлены мной в исследовательской работе.
Актуальность: общаясь со своими сверстниками, я заметил, что многие из них употребляют в своей речи слова-паразиты. Мне кажется, что если настойчиво и упорно обращать внимание школьников на эту вредную привычку, то ученики станут более внимательно относиться как к своей речи, так и к речи своих друзей.
Предметом моего исследования является употребление слов-паразитов в речи одноклассниками. В данной работе сделана попытка изучить слова-паразиты с точки зрения причин их появления в нашей речи, происхождения и особенностей употребления.
Основная цель моей исследовательской работы: изучение засоренности речи словами-паразитами и особенностей употребления слов-паразитов людьми в разных обстоятельствах.
Для реализации задуманного была изучена научная литература, проведено тестирование по данному вопросу среди одноклассников, проанализирован собранный материал.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
Для решения вышеперечисленных задач мною были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной литературы по теме исследовательской работы;
- анкетирование с целью выяснения осведомлённости подростков о словах-паразитах и причины их употребления.
Также в данном исследовании мной представлены рекомендации по искоренению из речи слов-паразитов и нецензурной лексики.
Гипотеза исследования строится на следующем предположении: если специально привлечь внимание школьников к вредной привычке использовать слова-паразиты в речи, то, возможно, они будут более внимательны к своей речи и друг к другу в процессе общения.
Глава 1 «Теоретические основы исследования слов-паразитов»
На первый взгляд может показаться, что паразиты не имеют никакого отношения к человеческой речи, ведь слово «паразит», употребляемое в биологии, означает «растение или животное, живущее на поверхности или внутри другого организма и питающееся его тканями, нанося ему вред». Но, оказывается, есть паразиты и лингвистические. Они живут особой жизнью, не обращая внимания на мнение окружающих, их слова и фразы, бесцеремонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. В лингвистике они получили название слов-паразитов. Также встречаются с термины: «лишние слова», «вставные элементы», «сорные слова», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты», «вредные слова».
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в речи человека. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает.
Слова-паразиты – это те частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, когда их употребление не оправданно содержанием и структурой высказывания (вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в нашей речи.
Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс передачи и получения информации, то есть процесс общения. От таких слов следует «избавляться».
Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.
В чём проявляется паразитизм этих слов?
Паразитизмом в мире слов можно считать такую ситуацию, в которой одно слово в одностороннем порядке использует смысл, создаваемый другим словом или несколькими словами.
К сожалению, многие активно вставляют в свою речь подобные «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Некоторые люди используют их в своей речи очень часто, другие - реже и к месту. Слова-паразиты очень прочно закрепились в лексиконе людей, намертво вошли в разговорную речь, стали привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает, а слушатель устает от такого собеседника. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые невольно начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.
В детстве, когда мы не знали, как начать фразу, такие слова сами выскакивали. Хочет что-то сказать ребенок, а нужное слово не вспоминается, вместо него появляется вот, но все равно заминка, тут всплывает слово ну – не помогает, выскакивает третье слово – значит… Наконец, приходит на ум необходимое слово.
В начале своего исследования, когда я начал внимательнее вслушиваться в речь окружающих (и прежде всего - одноклассников), я обратил внимание, сколько в ней ничего не означающих, «пустых» слов и полуслов.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре «паразитов», начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь, а также по причине страха публичного выступления. Например, ученик, отвечая у доски, может находиться в состоянии некоторого стресса, и чтобы избежать дискомфорта, он произносит что-то, собираясь с мыслями и затягивая время.
Также употребление слов-паразитов в речи можно объяснить привычкой или «модой» на слова. Чаще этой «моде» подвержены как раз подростки, реже взрослые
Действительно, какое-то время назад слова «типа», «круто», «реально» были признаком крутизны.
Бывают у людей обращения-паразиты. Некоторые имеют привычку всех называть «Кисой», «Зайкой», «Малышом» и подобными ласковыми прозвищами.
Слова-паразиты используются для того, чтобы потянуть время, необходимое для поиска нужного и важного слова. Один раз такое начало, другой, третий, пятый… сотый — вырабатывается и закрепляется рефлекс: прежде чем что-либо сказать — потянуть время, а следовательно, говорящий приучается не просто так говорить, но и думать! Сорные слова намертво входят в его речь, становятся привычкой, а привычка, как известно, вторая натура. Сам выступающий (беседующий, рассуждающий) не слышит произносимых слов, он их не замечает. А слушатель изнемогает от подобной речи.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. Слова используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б. Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа».[1]
В другой литературе я встретил похожее мнение - К.В.Кожевникова пишет, что «слова, подобные значит, вот, в общем обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления».[2]
В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.
Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».
Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит видите ли, ну, как вам сказать.
Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди с богатейшим словарным запасом. Примеры модного слова - «круто», «реально». Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев «видите ли», «понимаете какое дело», «ну, как вам сказать», он лихорадочно думает над тем, что и как ответить. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.[3]
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет маты, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов.
Есть и звуки-паразиты, это парафоны. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Такую речь очень трудно слушать.
Человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме. Мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка. Речь же требует, чтобы из этого хаоса человек вытянул определенную последовательность слов. Речь линейна, нельзя сказать все сразу, только одно за другим. К тому же от того, как выстроятся слова, зависит понятность сказанного. Речь должна соответствовать грамматической модели, принятой в языке. Профессиональный оратор не задумывается над этим, для него не составляет проблемы высказаться. Сам переход мысли в речь для него естественен. Человек же, не привыкший говорить длинные речи, испытывает затруднение всякий раз, когда ему приходится что-то рассказывать. И в тот момент, когда у него на языке не оказывается нужного слова, он использует слово-паразит, не давая речи оборваться молчанием. Прервать молчание, начать говорить заново требует большего расхода энергии, чем продолжение речи. Пустые слова, образуя мостик между словами, которые что-то значат, выполняют роль смазки, сохраняют непрерывность речи и тем экономят говорящему силы.
Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи моих одноклассников, я пришел к выводу, что одна группа слов-паразитов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин, чёрт, пипец.
В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёшкин кот».Подобные слова не несут никакой смысловой нагрузки и используются, как правило, для того, чтобы просто выругаться.
Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».
Есть также слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать и слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.
Особую группу занимают слова, которые особенно ярко выражают наши эмоции от сказанного или услышанного: «Ужас!», «Кошмар!», «Страх-то какой!», «Я в шоке!», «Бедненький!», «С ума сойти!», «Это меня бесит!», «Отпад!», «Лузер!» и пр.
Есть и индивидуальные слова-паразиты, характерные для одного конкретного человека. Например, слово «грит»- это сокращенное от «говорит».
Обнаружить слова-паразиты в собственной речи очень сложно, ведь тем они и коварны, что для самого человека незаметны.
Частота употреблений слов-паразитов заставила взяться за их изучение психоаналитиков. Есть теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Наши слова-паразиты – сигналы нашего характера. Было выяснено, что люди, которые употребляют слово «как бы», – не уверены в себе, во всем сомневаются. Те же, кто злоупотребляет выражением «на самом деле», – реалисты, всегда готовые доказать свою правоту.
Считается, что человек, который долго думает, прежде чем произнести следующее слово, говорит это. А в речи людей, говорящих очень быстро, часто встречается так сказать.
Словом “просто” отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни усложнять. И чем сложнее мотивация их замысловатых поступков, тем чаще в их речи будет проскакивать слово “просто”. Этим они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это так просто! Еще им злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: “Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась”. Или: “Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся”.
Слова “типа”, “короче”, “значит” употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. Чаще это подростки или люди, сохранившие и во взрослой жизни зависимость от тинейджерских стереотипов.
“Кстати” говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
“Это самое” украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
“На самом деле” используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
“Как бы” используется одинаково и подростками (наравне с “типа” и “значит”), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
“Практически” – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
“Вообще-то” – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
“Так сказать” и “собственно” – виньетка в речи интеллектуала.
Если по словам-паразитам, преобладающим в языке, попробовать определить характер его носителя, то русскоговорящие граждане, увы, смотрятся людьми неуверенными, постоянно сомневающимися.
"Ммм" и "эээ" активизируют внимание слушателей: сенсационное открытие шотландских ученых, которое переворачивает наши представления о междометиях-паразитах. Их считают признаком плохих навыков общения, а еще они в состоянии – ммм – свести с ума любого, кто ждет - не дождется кульминации выступления.
Однако в действительности междометия-паразиты, которые замедляют произнесение предложений, ведут к тому, что нас лучше понимают, утверждают ученые. Они обнаружили, что "ммм", "эээ" и "ааа" заставляют слушающего слушать с большим вниманием.
Глава 2 «Экспериментальное исследование употребления слов-паразитов»
Проблема культуры общения была актуальна всегда. После проведенного анкетирования и обработки результатов я ещё раз убедился в важности выбранной темы.
Мне интересно было понять, почему именно слова-паразиты обладают такой живучестью среди школьников. Уверен, что если специально привлечь внимание школьников к вредной привычке использовать слова-паразиты в речи, то они будут более внимательны друг к другу в процессе общения.
Это я выяснил, проведя анкетирование среди одноклассников.
2.1 Значение и примеры слов-паразитов
Мною были проанализированы слова-паразиты, которые наиболее часто встречаются в речи учащихся. Приведу в качестве примера некоторые из них, дополнительно указав значение и примеры употребления слов-паразитов.
1. КОРОЧЕ - резкость, желание быстрее закончить речь. Короче, дело было так...
2. БЛИН – выражение крайней раздосадованности. «Не выходит», «не получается». Вот, блин, занесло нас в саму глушь.
2. КАК БЫ - неуверенность в том, что говорит. Я вчера как бы ждал тебя...
3. ЕПРСТ- удивление, возмущение, радость. Епрст, у меня «5»!
4. ТИПА - желание выделиться. Заменитель паузы. Ты, типа, кто такой! Типа, ситуация такая...
5. ЧЁ - вопрос-недоумение. Ну и чё?!
7.ЩАС,ЩАЗ-З - нежелание что-либо делать. Ну как же, щас... размечтался! Пойти на занятие! Шаз-з!
8. ФАКТ - уверенность в своих словах. Так всё и было, факт.
10. РЕАЛЬНО - одобрение, уверенность. Клёвый был фильм, реально!
11. ЁЛКИ-ПАЛКИ, ЁЛЫ-ПАЛЫ - удивление, возмущение, радость, огорчение. Ёлки-палки, сколько можно вам говорить одно и то же?!
13 ВООБЩЕ, ВАЩЕ - 1. Лёгкое возмущение. 2. Итог речи. - Идёшь в школу? - Ну ты, ваще! Вообще, я сначала хотел…
15. СОБСТВЕННО ГОВОРЯ- желание избежать употребления лишних слов для объяснения. Собственно говоря, ты не совсем прав!
17. ОФИГЕТЬ (ОБАЛДЕТЬ) – выражение сверхудивления. Оценка ситуации как очень сложной, трудной, неприятной. Офигеть! Еще пять минут назад светило солнце, а сейчас льет дождь.[4]
2.2 Результаты анкетирования и опроса
В моем исследовании приняли участие 20 моих одноклассников (11 мальчиков и 9 девочек в возрасте от 13 до 14 лет). Ребятам была предложена анкета [приложение 1]. На вопрос «Знаете ли вы, что такое слова-паразиты?» 60% опрошенных ответили утвердительно, правда, у некоторых ребят понятие «слова-паразиты» ассоциировалось исключительно с, как они сами их называли, «нецензурными словами».
Выяснилось также то, что слова-паразиты являются очень распространенным элементом общения среди подростков. Почти все мои одноклассники употребляют их в своей речи: [приложение 2]
- да (19 человек – 95%);
- нет (1 человек – 5%).
На вопрос «Замечаете ли Вы в речи своих одноклассников слова-паразиты?», все ребята (100%) ответили, что подмечают в лексиконе своих друзей «вредные» слова.
Также я попытался выяснить наиболее популярные по употреблению в нашем классе слова [приложение 3]. На первом месте очень любимое нашими школьниками слово «блин» – 14 человек (70%). Второе место занимает слово «щас» – 11 человек (55%), третье – «офигеть» – 10 человек (50%).
В ходе анкетирования я выяснил, что девочки и мальчики употребляют разные слова-паразиты. Девочки чаще употребляют такие слова: «супер», «офигеть», «лузер!», «реально», «обалдеть».
В речи мальчиков чаще появляются следующие слова: «блин», «короче», «ваще», «офигеть», «щас», «понятно».
При обработке полученных результатов было выявлено, что только 50% одноклассников при ответе на вопрос: «Какую привычку вы считаете самой плохой?» наряду с курением, ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти, уверены, что плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. То есть половина опрашиваемых признают употребление слов-паразитов отрицательным качеством речи культурного человека.
Каковы же все-таки основные причины того, что подростки не могут обойтись в своей речи без слов-паразитов? Почему мы знаем, что это, по меньшей мере, некрасиво, но постоянно используем их в своей речи? Причина произношения таких слов может быть самой различной. Вот, что на этот вопрос ответили ребята:
-модно и современно – 2 человека (10%);
- потянуть время для поиска нужного и важного слова – 5человек (25%);
- нужны в речи для связи слов – 8 человек (40%);
- помогают преодолеть недостаток слов – 2 человека (10%)
- неумение, невозможность отделаться от собеседника – 2 человека (10%);
-выглядеть умнее, произнося разные «модные» словечки – 1 человек (5%)
Я также попросил своих одноклассников предложить способы борьбы со словами паразитами [приложение 4]. 60 % ребят вообще затруднились с ответом; 20 % предложили просто «стараться не употреблять», двое ребят из класса (10 %) посоветовали пополнить лексикон; и только два ученика (10%) предположили, что нужно слушать себя и свою речь. Увы, только один человек вспомнил про книги.
На вопрос «Много ли Вы читаете?» 11 человек (55%) опрошенных ответили, что читают мало.
Самое парадоксальное открытие моего исследования - я выяснил, задав вопрос: «Раздражает ли Вас речь, насыщенная словами-паразитами?» И был крайне удивлен, получив на него ответ. 75% одноклассников считают, что речь, изобилующая словами-паразитами, их совершенно не волнует и не раздражает, более того, 30% - их просто не замечает. Эти цифры заставляют задуматься.
Таким образом, данные проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Заключение
Слова-паразиты имеют место в нашем языке, актуальны в наше время, поэтому заслуживают всеобщего внимания.
Мною были разработаны памятки-рекомендации по устранению слов-паразитов из речи. Одну памятку я вставил в рамку и поместил в нашем классе, а также выступил на классном часе со своей исследовательской работой. Ребята были очень заинтересованы, на сколько их речь правильная, а также их волновали результаты опроса. Буду очень рад, если мои советы помогут одноклассникам:
1. Чаще читайте классическую литературу, чтобы пополнить свой словарный запас. Старайтесь пересказывать прочитанное.
2. Работайте с различными словарями: толковым, орфоэпическим, фразеологическим, словарями ударений и синонимов и другими.
3. Учите стихи.
4. Тренируйтесь в проговаривании скороговорок.
5. Используйте в своей речи пословицы и поговорки.
6. Контролируйте свою речь и речь окружающих.
7. Старайтесь, чтобы Ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу. Четко и правильно произносите звуки.
8.Прежде чем, что то сказать сформулируй точно свое предложение.
9. При общении с собеседником никогда не перебивай его. Умей внимательно его слушать.
10. Изучайте речевой этикет.
11. Общайтесь с людьми, имеющими богатый словарный запас и правильную речь.
12. Попросите друзей или родственников указывать вам на «пустые» слова.
13. Запишите свою речь на диктофон и проанализируйте её.
14. Чаще выступайте перед аудиторией и участвуйте в дружеских беседах.
Думаю, со всеми задачами, поставленными мною в исследовательской работе, я справился. В дальнейшем я бы хотел узнать, используют ли в своей речи слова-паразиты учителя нашей школы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
|
|
|
Приложение 1.
Анкета для учащихся
Слова:
«Ну» («ну это»), «ваще», «короче », «короче говоря», «пипец», «кстати”, «На самом деле», «вообще», «в принципе», «собственно говоря», «как его», “Практически», «вообще-то”,«типа», «реально», «че», «ну и че», «щас», «это», «факт», «жесть», обалдеть», «прикинь», «Значит», «вот», «так сказать», «как бы», «это самое», «как сказать», «так», «чёрт», «как его», «собственно говоря», «видите ли», «понятно», «знаете ли», «как бы», «понимаешь», «вроде», «вроде того»,«типа того».
«С ума сойти!», «Офигеть!», «супер!», «круто!», «нормально!», «да», «так», «реально»
«Черт!», «Блин!», «Ужас!», «Кошмар!», «Страх-то какой!», «Я в шоке!», «С ума сойти!», «Бедненький!», «Это меня бесит!», «Отпад!», «Лузер!»
«ё-моё» «ёпрст», «ёклмн», «ёлки-палки», «ё-моё»
«э-э-э», «а-а-а», «мэ-э-э»,«на хрена», «блин»
- считаете, что модно и современно;
- нужны в речи для связи слов;
- помогают преодолеть недостаток слов в моей речи;
- потянуть время для поиска нужного и важного слова;
- желание выделиться;
- неумение, невозможность отделаться от собеседника;
- выглядят умнее, произнося разные «модные» словечки;
5. Много ли вы читаете?
а) да:
б) нет
6. Как Вы думаете, являются ли «слова-паразиты» распространенным элементом общения среди подростков?
7. Какие из перечисленных слов Вы часто слышите в речи своих одноклассников? (перечислить)
8. Какие рекомендации вы можете дать одноклассникам, чтобы те не употребляли «слова-паразиты»?
9. Какую привычку вы считаете самой плохой? (расставить нумерацию по убывающей)
- курение;
- ленью;
- привычка всегда опаздывать;
- грызть ногти;
- употреблять в речи слова-паразиты.
- переедание
- грызть карандаш или ручку
- зависимость от телевизора или компьютера
10. Речь, изобилующая словами-паразитами вас: раздражает;не волнует; вы их не замечаете. (подчеркнуть)
Приложение 2.
Приложение 3
Приложение 4
И тут появился изобретатель
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Весёлые польки для детей
Три коробки с орехами
Астрономический календарь. Март, 2019