В данном материале идет речь о семье, ее функциях
Вложение | Размер |
---|---|
semya_kak_yacheyka_obshchestva.docx | 29.09 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО "АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра: Социальная работа
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Введение в профессию: «Социальная работа»
Тема: Семья как объект социальной работы
Выполнила: студентка гр. 1052 Трубникова Ульяна
Проверил: Антонович Ирина Владимировна
БАРНАУЛ 201
Оглавление
Введение
Актуальность исследования данной темы состоит в том, что в современной России положение семьи осложнено упадком семейных ценностей, социально-экономическим кризисом и другими проблемами, касающимися каждого человека. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Именно поэтому вопрос о решении проблем семьи является актуальным на сегодняшний день в теории и практике социальной работы.
Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В результате снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей; в то же время некоторые матери и отцы сознательно ориентированы на большое число детей. Рассматривая возраст первородящих матерей, можно видеть расширение диапазона как за счет юных матерей так поздно родящих - обычно среди тех женщин, кто ориентирован в большей степени на профессиональную карьеру, нежели супружество. В свою очередь возраст родителей в значительной мере влияет на родительские чувства. С точки зрения родительских ролей и социокультурных норм, вероятно, происходит возрастание разнообразия стилей воспитания и общения с детьми чаще принято говорить о воспитательной функции (потенциале) семьи. Цель работы: изучить вопрос «Семья как объект социальной работы». Для этого необходимо рассмотреть воросы: значение семьи, молодая семья, многодетные семьи, неполная семья,
1 Значение семьи
Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства»
В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики.
Функции семьи:
-воспитательная
- эмоциональной поддержки
-хозяйственно- бытовое обслуживание
- социального контроля
- репродуктивная
Типы семей:
- среднестатистическая семья - семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.
- молодая семья. Здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.
- вторичная семья. Это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.
- неполная семья. Это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.
- многодетная семья, где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.
Исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя:
- социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье.
- готовность к созданию семьи и её благополучия во многом зависит от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак.
Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно - экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцами.
В понятие «родительство» включается:
а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т.д
В последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается негативные тенденции, выражаются в следующем:
- уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;
- увеличение так называемых «легкомысленных», необдуманных браков;
- непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;
- рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;
- увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;
- рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;
- увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;
- рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;
- значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни
2 Неполная семья как объект социальной работы
В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала – середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.
Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200.[4] Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.
На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.)
В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:
– оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;
– среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;
– долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;
– профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.
Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми – учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.
В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов.
Молодая семья
Любая семья проходит через стадию «молодая семья», во время которой формируются взаимоотношения между супругами, складываются семейные традиции, распределяются роли в семье. У молодых семей существуют следующие проблемы:
1. Материально-бытовые проблемы.
2. Жилищная проблема.
В большинстве случаев самый предпочтительный вариант – проживание с родителями. Это улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей.
3. Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата толкает молодых специалистов искать работу в другом городе
4. Психологические проблемы. К ним можно отнести совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни.
5. Медицинские проблемы. Неподготовленность молодых семей к браку, недостаточное половое воспитание проявляется несформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению. Чтобы стабилизировать молодую семью, необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты молодых семей, чтобы дать им равные с остальными семьями возможности развития.
Статистика показывает, что в группу малообеспеченных попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Можно сделать вывод, что большинство молодых семей находятся в трудных жизненных ситуациях и должны быть защищены государством.
Многодетные семьи
Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
- семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше;
- семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети;
- неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне низкого интеллектуально-психического уровня, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети здесь являются лишь средством для получения разного рода пособий, льгот и благ. Родители в таких семьях могут завести еще одного ребенка потому, что это даст им право на получение квартиры вне очереди или на строительство дома - в сельской местности.
Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить.
Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все «болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей. Во-первых, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях. Во-вторых, проблемы многодетной семьи различаются в зависимости от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни. В-третьих, многодетные семьи не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих проблем, резко отличаются друг от друга. Главная проблема многодетных семей - материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Чаще всего такие семьи имеют и плохие жилищные условия. Многодетность часто пагубно отражается на детях. У всех детей из многодетных наблюдается заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всех их последующей судьбе. Таким образом, можно сказать, что многодетные семьи имеют как общие проблемы (характерные для семей группы риска), так и специфические, зависящие от функциональной системы каждой конкретной семьи
Заключение
Актуальность исследования была обусловлена тем, что в современных условиях социальная работа с семьей сегодня приобрела особую роль в связи с д1инамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной работы. На мой взгляд, развитие системы социальной работы с семьей является необходимым звеном в целостной системе мер, направленных на улучшение положения семьи и детей. К сожалению, пока комплексный подход к становлению и развитию территориальных служб по проблемам семьи, детей и молодежи характерен лишь для немногих территорий России. Одной из форм наиболее реальной и полноценной помощи семьям, по нашему мнению, может стать открытие территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Территориальные центры социального обслуживания, служат надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в работе служб социальной защиты семьи и детей, именно в таких центрах в полной мере может быть реализован комплексный подход в решении проблем современной семьи.
Список используемых источников
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Сочные помидорки
Прекрасное далёко
Сверчок
Огонь фламенко