Известно, что молодежь – это трудовой и экономический потенциал страны, от которого во многом зависит прогресс общества. Необходимо заинтересовывать молодежь с детства к участию в различных сферах государства. С этой целью в работе предложены рекомендации по вовлечению молодежи в дела государства, а также психологические тренинги и тест, которые, во-первых, помогают молодежи выявить для себя ценности жизни, во-вторых, ознакомиться с понятием «коммуникативная компетентность», которое играет значительную роль в рассматриваемой теме. Следует отметить, что здесь рассмотрены общие компетенции для юриста, так как я стану будущим выпускником с данной специальностью. В работе рассмотрены наиболее распространенные мотивы участия молодежи в политической жизни. Не мало важную роль в работе представляет общественное мнение. В связи с этим приведены исследования Ромир и Всероссийского центра изучения общественного мнения о роли молодежи в политической деятельности государства.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_studentki_gbpou_mo_krasnogorskiy_kolledzh_saayakn_marianny.docx | 103.6 КБ |
Всероссийский конкурс на лучший научно-практический проект «Гений XXI века»
Секция: Социология, педагогика, психология
Тема: Социально-психологический анализ мотивов общественно-политической деятельности молодежи, и проблема неучастия молодежи в сферах государства
© Автор: Саакян Марианна Оганесовна
© Научный руководитель: Ахмадейшина Лилия Вагаповна
Место выполнения работы: ГБПОУ МО «Красногорский колледж», г. Красногорск, Московская область, Россия
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
1 | МОЛОДЕЖЬ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА | |
1.1 Роль молодежи в государстве | ||
1.2 Принципы и цели государственной молодежной политики | ||
1.3 Молодежные объединения в России | ||
2 | АНАЛИЗ МОТИВОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ | |
2.1 Виды мотивов политического участия молодежи в общественных и политических движениях | ||
2.2 Исследования общественного мнения разных организаций | ||
2.3 Личностные качества молодежи в сфере политики | ||
3 | РЕКОМЕНДАЦИИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕУЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕЛАХ ГОСУДАРСТВА | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь мыслит иначе, не так, как предшествующее поколение; время идет и необходимо задействовать молодежь во всех делах государства. В работе я рассмотрела все виды мотивов участия молодежи в политической деятельности и представила анализ исследования общественного мнения разных организаций, что помогло мне выявить наиболее значимые проблемы современного общества, такие как, нехватка рабочих кадров в области науки, незаинтересованность молодежи в делах ЖКХ и проблемах с дорогами, в этом и заключается проблема работы.
Данная работа помогает осуществить поиск анализа мотивов участия молодежи в общественно-политической деятельности, а вместе с тем и выделить общие компетенции, используемые в профессиональной деятельности юристов, что дает представление о том, насколько близко тема курсовой связана с моей профессией:
1)ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
2)ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
3)ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития;
4)ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
5)ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы;
6)ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Актуальность заключается в том, что молодежь – это явление не только социальное, но и перспектива государства, которая дает ему возможность осуществления политики государства. В современных условиях очень важна роль молодежи в делах государства, ведь молодежь – это «генератор» новых идей, необходимых современному обществу.
Объект исследования – малая группа, к которой применялись исследования (студенты), и молодежь в целом.
Предмет исследования – общественно-политическая деятельность молодежи.
Целью работы является анализирование причины не вовлеченности молодежи в делах государства.
В работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть виды мотивов политического участия молодежи в общественных и политических движениях;
2)исследовать общественное мнение на тему вовлеченности молодежи в политике;
3) выявить проблему не вовлеченности молодежи в делах государства;
4)предложить собственные рекомендации к устранению проблемы.
Работа включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованной литературы и приложения.
1 МОЛОДЕЖЬ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Молодежь – это трудовой и экономический потенциал страны, от которого во многом зависит прогресс общества. Поэтому, законодатели, в первую очередь, при выработке нормативных актов в области молодежной политики, должны учитывать этот факт. Молодежная политика государства должна быть направлена на обеспечение эффективного воспитания, достойного образования и успешную социализацию молодого поколения.
Молодежь легко адаптируется к новым условиям, опыт прошлых поколений на нее практически не воздействует, в связи с ее высокой динамичностью и мобильностью. Лисовский В.Т. объясняет: «Молодежь оказалась в ситуации, когда призвано продолжить развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находиться в стадии становления, участвовать в выработке ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления». Так же молодое поколение заполняет политическое и культурное пространство, в связи с уходом предыдущего поколения. Но в России, в настоящее время, вряд ли найдется столько талантливых и образованных молодых людей, чтобы заполнить образовавшийся вакуум. Поэтому государство призвано обеспечить преемственность и консолидировать усилия молодежи, направив их в правильное русло.
1.2 Принципы и цели государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика – это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Объект государственной молодежной политики – это граждане РФ от 14 до 30 лет, молодые семь и молодежные объединения, а субъектом являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации и молодые граждане. В 1992 году Указом президента «молодежная политика провозглашена приоритетной социально экономической политикой государства» и образован Государственный комитет по Российской Федерации по делам молодежи. В 1999 году был принят новый Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». Необходимость формирования и проведения целостной и эффективной молодежной политики в РФ следовало из общих требований проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения. Сейчас в Росси, в области государственной молодежной политики, сложилось довольно не простое положение, главной причиной этому служит нехватка средств на реализацию всех законопроектов и программ, направленных на улучшение жизни молодого поколения.
В.В. Колков выделил принципы государственной молодежной политики, давайте рассмотрим их:
1) сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
2) привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
3) обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;
4) предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качества, которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
5) обеспечение приоритета общественных и инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
А Кайгородова Л.А. выделила основные цели государственной молодежной политики, давайте рассмотрим их:
1) содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
2) недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;
3) создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
4) расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
5) реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.
Итак, можно сказать, что государство стремится задействовать молодежь в политике ради развития нашего современного мира, развития молодежи, так как она, в свою очередь, является основным двигателем современного общества, поэтому и необходимо развить знания молодежи в сфере политики.[9]
1.3 Молодежные объединения в России
Сегодня в России действуют сотни молодежных объединений разной направленности, которые группируются по следующим направлениям: экологические; национально-патриотические; оппозиционные; националистические; социалистические; проправительственные; протестные; правозащитные.
Одной из главных задач Федерального агентства по делам молодежи по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации является тесное взаимодействие со всероссийскими, региональными и межрегиональными детскими молодежными общественными объединениями. Основной целью этого взаимодействия является ресурсная, образовательная и информационная поддержка этих объединений.
В реестр, утвержденный приказом Росмолодежи от 7 июня 2013 г. № 154, включены два детских и девять молодежных объединений, среди которых Общероссийская детская общественная организация «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» и Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы»; Всероссийская общественная молодежная организация «Всероссийский студенческий корпус спасателей», Молодежная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды»; Общероссийская общественная организация «Всероссийский студенческий союз», Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи», Общероссийская общественная организация «Российский спортивный союз молодежи», Общероссийское общественное движение «Ассоциация учащейся молодежи Российского Союза Молодежи «Содружество», Общероссийское общественное движение «Россия Молодая», Общественная организация «Национальная организация скаутского движения России», Общероссийская молодежная общественная организация «Российский союз сельской молодежи». В 2014 году в Федеральном реестре молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, зарегистрировано 9 Всероссийских молодежных объединений.[8] Эти объединения пользуются всеми мерами государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений».[1]
2 АНАЛИЗ МОТИВОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ
2.1 Виды мотивов политического участия молодежи в общественных и политических движениях
По мнению исследователей, все молодежные объединения и организации сталкиваются с рядом проблем на пути существования, причинами которых являются: недостаточное внимание к проблемам молодежи со стороны властных структур; отсутствие кадровой политики; отсутствие преемственности традиций, идеалов; недофинансирование статей на образование и молодежных программ; отсутствие механизмов осуществления Закона «О молодежи»; отсутствие современной государственной концепции воспитания молодежи.
Можно выделить основные виды мотивов политического участия молодежи в общественных и политических движениях. В работе рассмотрены наиболее распространенные мотивы участия молодежи в политической жизни.
Политическая сфера:
1) мотив интереса и привлекательности как вид деятельности. Политическая система дает молодежи устойчивую картину мира, представляя собой удобную объяснительную схему, к тому же доступную далеко не всем. Значит, она и привлекает любознательные умы, особенно в детском и подростковом возрасте. Политические знания дают им преимущество над сверстниками, хуже ориентированными в политике;
2) мотив власти над людьми. Власть обладает способностью поглощать светлую сторону человеческого разума. Когда человек чувствует, что он обладает властью над людьми, он доминирует, то у него появляется чувство удовлетворения собственного «Я». Как правило, такие люди не учитывают мнение людей, а действуют в собственных интересах и с целью достижения собственных целей. Естественно, поступки таких людей ни к чему хорошему не приводят, не говоря уж о благе общества;
3) мотив идеологии и преобразования мира - основаны на совпадении собственных ценностей молодежи, ее идейных позиций с идеологическими ценностями политической системы, общества в целом и связаны с пониманием несовершенства существующего мира и настойчивым стремлением улучшить, преобразовать его. Этот мотив, скорее всего, будет свойственен для молодых людей, которые решили профессионально заняться политикой. Для них политика и есть инструмент преобразования мира;
4) меркантильный и традиционный мотив - политика, как и иная сфера деятельности, представляет собой на определенном уровне оплачиваемый труд, а также труд (работа), переходящая традиционно от родителя ребенку, как правило. Следовательно, этот мотив является способом заработать;
5) ложные псевдомотивы – это те квази-мотивы, которые активно формирует пропаганда любой политической системы.[6]
Из всех вышеперечисленных мотивов можно сделать вывод: разные мотивы побуждают молодых людей к разным вариантам участия в политической жизни страны.
Опираясь на собственный пример, могу сказать, что возможен и переход человека от одного мотива к другому. Так, учитывая то, что я учусь на юриста и в дальнейшем хочу поступить на политический факультет, моя заинтересованность политикой сперва выражалась через мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности и познавательный мотив, но постепенно заинтересованность стала превращаться в мотив преобразования мира, так как с возрастом человек приобретает все больше знаний и более четко может определить, к чему он стремится.
2.2 Исследования общественного мнения разных организаций
С развитием общества, изменением соотношения между государством и общественностью менялась и роль общественного мнения. Наиболее полно на сегодняшний день оно реализует свои функции в рамках политической демократии. Несмотря на большую противоречивость общественного мнения в развитых странах и явно манипулятивный характер воздействия на него, оно стало важным элементом политической жизни, определяя принимаемые решения на всех уровнях - от муниципального до государственного. В условиях административно-командного социализма общественное мнение существовало не как политический институт, а лишь как совокупность суждений общественности по той или иной проблеме. В процессе становления российского гражданского общества, общественное мнение превращается в действенный регулятор социальных отношений.
В условиях современного массового общества общественное мнение стало важнейшим социальным фактором, сфера влияния которого распространяется на все основные социальные институты. В политике от общественного мнения зависит авторитет и политическое влияние партий, результаты избирательных процессов.
Общественное мнение может выражаться в ходе специальных социологических исследований (различного рода опросов, наблюдений, анализа документов и т.д.). Первые попытки измерения общественного мнения относятся к первой половине XIX века и связаны с "прогнозами выборов" На первых порах их инициаторами выступали газеты и журналы, которые организовывали "предварительное голосование", то есть неофициальный подсчет голосов избирателей по социально-значимым вопросам и кандидатам на государственные должности.
По данным исследования Ромир в 2016 г., 23% россиян считают выборы формальным мероприятием. Причем среди молодежи, 18-24 года, этот показатель равен 31%. Для сравнения в 2003 году такой позиции придерживалось 18% россиян. Тем не менее считают сходить на выборы своим гражданским долгом - 41% опрошенных. Видят в выборах способ участия в политической борьбе 6% россиян, а еще 3% рассматривают их как способ участия в управлении страной.[11]
Из вышеприведенного исследования я делаю вывод о том, что современная российская молодежь мало задействована в политической жизни. Реальность в том, что молодежь еще не «созрела» для участия в политике, у нее нет интереса к политике, так как современная молодежь отдает предпочтение иному образу жизни, где царит преступность, развлечения, которые из себя ничего не представляют.
Каналом выражения, активного функционирования общественного мнения являются формы прямой демократии (референдум, всенародное обсуждение, выборы, решения митингов, собраний) и представительной демократии (через выборочных представителей).
8 сентября 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, сколько россиян уже видели теледебаты кандидатов в Госдуму РФ, диалоги представителей каких партий наиболее интересны, какие темы раскрыты наиболее широко.[12]
В ходе проведения опроса (табл. 2.1) 23% россиян заявили о том, что следили за дебатами кандидатов в Государственную Думу в прямом эфире, еще 2% - смотрели видео в Интернете, 14% - не видели записи дебатов, но слышали об участниках и поднимавшихся темах. Телеаудиторию дебатов скорее составляют люди пенсионного возраста (47% среди 60-летних и старше смотрели дебаты по ТВ), нежели молодежь (11-13% среди 18-34-летних). В целом же о начале «телевизионных баталий» слышали три четверти россиян (72%).
Начались телевизионные дебаты кандидатов в депутаты Государственной Думы. Вы смотрели или не смотрели дебаты с участием кандидатов на телеканалах? (закрытый вопрос, один ответ, %) |
| ||||||
| Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
Смотрел дебаты по телевидению | 23 | 11 | 13 | 15 | 23 | 47 | |
Смотрел дебаты в Интернете | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | |
Не смотрел дебаты, но слышал об их содержании, участниках, темах | 14 | 13 | 18 | 18 | 12 | 11 | |
Слышал, что дебаты были, но ничего не знаю о содержании, участниках, темах дебатов | 34 | 34 | 35 | 37 | 34 | 28 | |
Впервые слышу о дебатах | 25 | 37 | 30 | 25 | 27 | 12 | |
Затрудняюсь ответить | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 |
Таблица 2.1
Запомнились и понравились прежде всего выступления кандидатов от парламентских партий (табл. 2.2 и табл. 2.3): ЛДПР (их вспомнили 50% зрителей и слышавших о содержании дебатов, 18% они понравились) «Единой России» (46% и 19%), КПРФ (38% и 16%), «Справедливой России» (30% и 12%). Табличные данные представлены в приложении 1.
Наибольший интерес вызвало обсуждение вопросов образования (об этом сказали 14% среди тех, кто видел или слышал о содержании дебатов), экономики (11%), здравоохранения (9%), пенсий (9%), уровня благосостояния граждан (7%) (табл. 2.4). Печалит, что внутриполитические (2%) темы менее волнуют наших граждан, чем внешнеполитические (6%). К сожалению, среди молодежи нет научных кадров (1%), а общество почти не волнует вопрос о состоянии дорог (1%) и ЖКХ (2%). Таблица вынесена в приложении 2.
На старте активной предвыборной кампании интерес к теледебатам кандидатов в Госдуму был выше, чем в настоящее время. Так, сегодня о том, что собираются в ближайшее время целенаправленно следить за встречами кандидатов в прямом эфире, сказали 12% (в июле – 19%), только 2% планируют найти видео в Интернете (против 8%, соответственно). Еще 30% могут посмотреть дебаты при определенных условиях (если случайно переключат на канал, где они будут идти, или в это время не будут транслировать что-либо более интересное). В два раза выросла доля тех, кто категорично откажется от просмотра (с 24% до 53%).
В ближайшее время Вы собираетесь смотреть предвыборные теледебаты или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %) |
| ||
| 30-31.07.2016 | 3-4.09.2016 | |
Да, я планирую смотреть теледебаты, буду стараться узнать время и дату их выхода заранее | 19 | 12 | |
Буду смотреть теледебаты, если «наткнусь» на них, переключая каналы, специально искать их в программе не буду | 24 | 18 | |
Буду смотреть, если случайно «наткнусь», но только при условии, что в это время не будет ничего более интересного (или пока не начнется что-то более интересное) | 23 | 12 | |
Буду смотреть видео дебатов, отрывки в Интернет | 8 | 2 | |
Не буду смотреть, даже если случайно «наткнусь» на них | 24 | 53 | |
Затрудняюсь ответить | 2 | 3 |
Таблица 2.5
Из вышеприведенной таблицы следует, что люди запомнили на теледебатах из кандидатов в Госдуму РФ прежде всего выступления кандидатов от парламентских партий: ЛДПР (их вспомнили 50% зрителей и слышавших о содержании дебатов) и «Единой России» (46% и 19%). А это значит, что людям нужны лидеры – сильные личности, которые поведут людей за собой, такие как, в первую очередь, Владимир Путин, Владимир Жириновский. Молодежь, видя лидеров, старается больше содействовать им, стремиться, чтобы их заметили. Молодежь более активна, чем старшие поколения и ей необходимо в нужном направлении тратить свою энергию.
Данные комментирует руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Михаил Мамонов: «Снижение интереса к дебатам объяснимо. Два фактора имеют наибольшее значение. С одной стороны, дебаты оказались достаточно традиционны. Нехватка содержательных элементов, интриги, реальной дискуссии снижают интерес. Население сегодня не готово «повестись» на пустые лозунги и излишнюю эмоциональность, которую демонстрируют многие дебатеры. С другой стороны, предвыборный интерес в значительной степени удовлетворен, ответы на многие вопросы получены, электоральный выбор определен. Но в этом заслуга не телевизионных дебатеров, а агитаторов «в поле» и кандидатов, которые активно работают «на местах. Фоновым фактором зафиксированной ситуации является усиление усталости населения от политической информации. Это - закономерность, которая все отчетливей проявляется по мере приближения выборов. Интерес в этих условиях вызывают лишь темы повседневности, что и проявилось в ответах респондентов».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 3-4 сентября 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.[12]
2.3 Личностные качества молодежи в сфере политики
Молодежь должна обладать определенными личностными качествами, чтобы удержаться в сфере политического общества. В этом пункте я бы хотела отметить, что я – будущий юрист, и то, что я прохожу практику в администрации, а это значит, что я постоянно буду работать в сфере молодежной политики, так как моя практика направленна именно в эту сферу.
Компетенция (от лат. competentia) — надлежащий, способный; компетентность (от лат. competo) — добиваюсь, соответствую, подхожу. Слова были заимствованы из английского языка, в котором слово competence имеет ряд значений, первое — способность, данные, знания, компетентность; второе — компетенция, правомочность.
Специалисты считают, что в русском языке данные понятия закрепились как совершенно разные лингвистические единицы, близкие друг другу по звучанию, но имеющие абсолютно разную семантику.
Компетентность — это, во-первых, область полномочий управляющего органа, должностных лиц; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Это устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами. Во-вторых, это знания, опыт в той или иной области. Такое толкование прописано и в ведущих словарях.[10]
Так, в словаре Д. Н. Ушакова компетенция трактуется, во-первых, как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, во-вторых — это круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право). В словаре иностранных слов практически близкое толкование, а именно: компетентность — обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо, а компетенция — круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; и, наконец, компетентный — обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области. В словаре С. И. Ожегова компетентность также определяется как знание, осведомление, авторитет в какой-либо области.
Также молодежи необходимо выявить для себя ценности жизни. Ценности могут быть позитивными, ориентирующими людей на образцы поведения, способствующими достижению организационных целей, и негативными, отрицательно влияющими на организационную эффективность и репутацию образовательного учреждения (табл. 2.6 вынесена в приложении 3).
Позитивные ценности представляют собой ценности, ориентирующие работников па такие образцы поведения, которые поддерживают достижение организационных целей. Для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения руководителям стоит обращаться не только к разуму учителей, но и к эмоциям. Чаще всего это происходит через заявления, призывы, декларации, существующие в организации традиции и ритуалы.
Негативные ценности — эго ценности, отрицательно влияющие на климат в коллективе, производительность труда, взаимодействие с родителями, деловыми партнерами. Руководитель организации должен своевременно устранять негативные ценности и анализировать причины их возникновения для того, чтобы избегать их повторного проявления в будущем и негативного влияния на корпоративный имидж и репутацию образовательного учреждения в районе, в городе, в общественном мнении.
Психологи, специалисты по межличностному общению прописывают коммуникативные компетентности, включающие ее основные составляющие, как содержание программ по обучению общению.
Коммуникативная компетентность — знание культурных норм, этикета и ограничений в деловом общении; владение разнообразными коммуникативными, интерактивными, перцептивными, презентационными умениями и навыками, вербальными и невербальными средствами общения; моделями, стратегиями, эффективным стилем и формами взаимодействия; техниками убеждающего и внушающего воздействия на партнеров, умение устанавливать обратную связь.
Вербальная компетентность — свидетельствует об уместности, с учетом контекста и подтекста тех или иных высказываний участников делового взаимодействия; отсутствие трудностей в письменной речи, в оформлении деловой документации; вариативность в интерпретации получаемой информации; адекватность ориентации в сфере оценочных суждений и стереотипов; развитый тезаурус и метафоричность речи; умения вести дискуссию, задавать вопросы и отвечать на них; владение позитивными невербальными сигналами, сопровождающими речь.
Психологическая компетентность — знание участников общения, их индивидуальных особенностей, ведущих сенсорных каналов и «ключей доступа» к ним; индивидуальной мотивации и направленности; умение управлять эмоциональным напряжением и конфликтными ситуациями, оказывать участникам взаимодействия психологическую поддержку, влиять на других.
Социально-психологическая компетентность — это межличностная ориентация; представление о разнообразии социальных ролей, способов, стратегий и тактик взаимодействия; умение анализировать и решать межличностные и внутригрупповые проблемы, разрабатывать и апробировать разнообразные конструктивные сценарии поведения в сложных, конфликтных ситуациях.
Интерактивная компетентность — умение создавать игровые команды, соорганизовывать совместную работу их членов, правильно распределить роли, выбирать лидеров, управлять процессом взаимодействия и достижением поставленных целей, осуществлять фасилитацию и модерацию.
Эго-компетенция — важная составляющая социальной компетентности, опирающаяся на коммуникативный практикум (изучение своего потенциала) и самоменеджмент (управление собой, достижение поставленных целей), позволяющая понимать свои возможности и предназначение, ресурсы и причины трудностей в общении с другими, а также знание механизмов саморегуляции и умение ими пользоваться, владение техниками формирования личного успеха и преуспевания, создания имиджа, продвижения своего бренда и осуществление самопрезентации.
Говоря о коммуникативной компетентности, многие специалисты чаще всего выделяют коммуникативные навыки — умение управлять взаимоотношениями и выстраивать социальные взаимосвязи, чтобы добиться от других желаемых результатов и реализации личных целей, а также способность достигать взаимопонимания и создавать гармонию в межличностных отношениях с разными людьми по возрасту, статусу и социальному положению.
Компетентности, связанные с этой составляющей, это: лидерство, умение управлять конфликтами, деструктивным поведением и неконструктивными контактами, уметь работать в команде, выражать свои мысли, задавать вопросы и слушать других, демонстрировать стрессоустойчивость. К этому перечню можно добавить еще много характеристик.[10]
Перечисленные виды компетентности позволят специалистам в сфере образования в дальнейшем лучше адаптироваться в условиях социальных перемен; правильно, адекватно оценивать и интерпретировать складывающиеся ситуации и возникающие проблемы, принимать и исполнять эффективные решения с учетом человеческого фактора, конструктивно взаимодействовать как в профессиональном, так и в межличностном общении.
Коммуникативная компетентность, т. е. совокупность знаний, умений и навыков эффективного общения, — это то, чему необходимо специально обучать, используя при этом интенсивные технологии в условиях интерактивного взаимодействия. Исследования ученых по проблемам коммуникации свидетельствуют, что научение таким умениям должно начинаться уже в школе, лицее и уж тем более быть обязательным предметом в вузе, так как умение общаться является важнейшей, а иногда и профилирующей составляющей для большинства профессий в системе человеческих отношений.
Поскольку значительную часть своей жизни человек работает, взаимодействует и общается — говорит, читает, пишет и слушает, поэтому от наличия такой компетентности (коммуникативной) зависит не только его успех, о чем сказано выше, но и жизненные трудности. Организация, группа или отдельный человек не могут существовать без адекватного общения, которое обеспечивает обмен и передачу информации, обмен идеями и координацию совместных усилий.
В современном мире коммуникативная компетентность становится основным источником карьерного роста для большинства профессий в системе человеческих отношений. Поэтому конкурентоспособными специалистами становятся лишь те, кто помимо профессиональной компетентности имеют социальный (эмоциональный) интеллект и коммуникативную грамотность, которая включает в том числе и владение деловым этикетом. Как заметил Люк де Клапье Вовенарг, в жизненных правилах человека сказывается вся его суть. Знание правил этикета и действия, в основе которых лежат нравственные ценности, позволяют человеку сформировать позитивный имидж и иметь безупречную репутацию, что во всем цивилизованном мире ценится наивысшим образом в любой профессиональной деятельности, и особенно в политике, в дипломатии, в бизнесе и предпринимательстве.
Следующая информация рассматривается мной не только потому, что она важна для формирования компетенций молодого поколения, но и важна лично для меня, так как уже сейчас стремлюсь стать профессионалом. В связи с этим будут рассмотрены общие компетенции для юриста.
В настоящее время в связи с проведением правовой реформы возникает объективная необходимость в создании стройной системы подбора, оценки, воспитания и подготовки, а также переподготовки юристов, которые должны будут работать в государственно-правовых структурах. Поэтому особую актуальность приобретает разработка психограммы личности юриста и на этой основе создание определенных критериев профессиональной оценки и отбора для работы в сфере юриспруденции.[10]
На рисунке 2.1 представлена диаграмма профессионально важных компетенций, где сравниваются показатели психограммы профессионала с моими собственными показателями компетенций. Приведены следующие компетенции:
1)слуховое восприятие;
2)зрительное восприятие;
3)память;
4)внимание;
5)устная речь;
6)психомоторика;
7)словесно-логический интеллект;
8)технический интеллект;
9)воображение;
10)общительность;
11)самоконтроль;
12)организаторские способности.
Компетенции оцениваются по шкале от 0 до 5, где оценка 0 трактуется как не знаю, не понимаю, не владею, 1 – не знаю, но кое-что умею, 2 – владение знанием и пониманием ниже среднего, 3 – знаю и понимаю, но не владею, 4 – владею, но не как профессионал, 5 – оценка профессионала.
Рис. 2.1
Из представленной диаграммы можно сделать вывод о том, что среди вышеперечисленных компетенций только 2 мои соответствуют оценкам профессионала: организаторские способности и общительность. Памятью, вниманием, устной речью, психомоторикой, самоконтролем, слуховым и зрительным восприятиями я владею, но не настолько хорошо, чтоб являться профессионалом. Технический интеллект почти не развит. Но этих показателей уже достаточно для моего уровня знаний. С каждым годом у меня будет появляться все больше и больше знаний, затем практика этих знаний, и в конечном итоге я стану профессионалом.
Чтобы стать профессионалом, необходимо всесторонне развиваться, в том числе с помощью тренингов на обучение взаимодействию. Наибольшую эффективность в подготовке людей к взаимодействию дают коммуникативные тренинги по развитию коммуникативных и интерактивных умений и навыков. Организация процесса общения в таком тренинге осуществляется с помощью обучения деятельностью (иногда с видеозаписью). Это позволяет осуществлять коррекционное воздействие на стиль и поведение каждого участника занятия.
Коммуникативный тренинг направлен на развитие следующих базовых умений, позволяющих улучшить общение и взаимодействие.
Коммуникативные умения и навыки:
1) инициировать и вступать в контакт;
2) формировать благоприятное первое впечатление;
3) задавать вопросы и отвечать на них;
4) вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;
5) стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
6) слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;
7) осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;
8) выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;
9) считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);
10) управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
11) эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:
12) владеть моделями общения;
13) использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;
14) понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии. Немаловажное значение в современной практике общения имеют также навыки отношений, или интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия,- индивидуальным и групповым стилями общения.
Интерактивные умения и навыки:
1) диагностировать и оценивать собеседников (их цели и мотивы, уровень восприятия информации и ее понимания, лидерство);
2) правильно распределять роли в игровом общении и подбирать эффективные стратегии взаимодействия;
3) управлять индивидуальной и групповой интеллектуальной деятельностью участников игры внутри команды;
4) определять сенсорные каналы собеседников и эффективно их использовать с помощью вербальных и невербальных ключей доступа;
5) разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений;
6) вести групповую и межгрупповую дискуссию, подводить итоги, формулировать коллективные результаты, осуществлять их презентацию.
У многих людей именно отсутствие хорошо развитых коммуникативных и интерактивных умений и навыков вызывает настоящую панику при необходимости самому публично выступить, например отвечать на экзамене, обратиться к аудитории с речью, сделать самопрезентацию, быть руководителем дискуссии.
Для того, чтобы выявить компетентность молодежи по вышеизложенным аспектам, я представляю тест «Надежны ли вы?» (инструкция к тесту и рис. 2.2 вынесены в приложении 3).
Здесь представлены итоги протестированных студентов.
Мною были протестированы студенты первого и второго курсов ГБПОУ МО «Красногорский колледж», из которых:
1)70% опрошенных – 48-70 очков, набранные очки выявили психологическую компетентность - на вас можно положиться, надежность — это ваша наиважнейшая черта.
2)25% – 36-47 очков, характеристика - вам нравится держать слово, но можете забыть о каком-то мелком деле, однако вы умеете это исправить.
3)5% – 28-35 очков – вы очень хотели бы, чтобы вас считали надежным человеком, однако пунктуальность пока в сфере ваших мечтаний; по этой причине вы имеете неприятности со своими начальниками и близкими.
Этот тест помог студентам оценить свою компетентность, так как теперь есть мотив улучшать свои навыки и умения.
Представляю план действий на ряд ситуационно-ролевых игр, которые способствуют развитию коммуникативной компетенции. Сами ситуации вынесены в приложении 5.
Ситуация 1.
Учитель должен научиться управлять своими эмоциональными состояниями. Первый шаг к управлению эмоциями — признание их наличия; второй шаг — изучение ситуаций, их вызывающих; третий шаг — различение аутентичных и неконструктивных реакций. Аутентичные чувства помогают справиться с ситуацией, неоправданные — мешают. В таблице 2.7 представлен ряд действий, которыми должен руководствоваться учитель.
Вы делаете | Лучше сделать |
Вы оказываете давление | Попытаетесь убедить |
Вы нападаете на личность противника | Поставьте в центр внимания саму проблему |
Вы стараетесь победить и уничтожить противника | Поищите совместный путь решения проблемы |
Вы слишком рано пришли к окончательному мнению/суждению | Оставайтесь и впредь открытым для чужих аргументов |
Вы упрямо стоите на определенных позициях | Проявляйте интерес и к другим точкам зрения |
Для вас существует только «или-или» других возможностей вы не видите | Настройтесь на более богатую палитру возможностей |
Вы пытаетесь сломить волю противника | Попытайтесь убедить его с помощью аргументов |
Вы ставите противника в безвыходное положение (например, из-за цейтнота) и не даете ему возможности отступить достойно | Пойдите ему навстречу — так, чтобы он мог изменить свою позицию, не теряя своего достоинства |
Таблица 2.7
Важно научиться прощать детей, не вспоминать их промахи и некорректные действия, не показывать неприязни после разрешения конфликтной ситуации.
Ситуация 2.
Директору необходимо успокоить педагога, выражая все свое уважение к ней, объяснить спокойно, что ее обязанность учить детей не позволит ей взять отпуск в учебное время. Попросить поставить на место учеников своих детей, чтобы она лучше оценила ситуацию. Напомнить ей о том, что при необходимости по первой его просьбе педагог оставалась после работы для выполнения срочных заданий или заменяла заболевших коллег, за что директор выскажет огромную благодарность и похвалу, и что это может послужить причиной для ее отпуска, но в том случае, если найдется замена этому педагогу.
Ситуация 3.
В данной ситуации директор должен использовать убеждающий стиль общения, он должен четко и ясно объяснить педагогам, что им необходимо остаться после работы еще на пару дней, так как будущее этой организации повлияет и на их будущее в материальном плане. Семья – это самое важное, что есть у человека, поэтому необходимо сказать педагогам, чтобы они поговорили со своими семьями и объяснили им причину последних задержек на работе, что это ненадолго и впредь ситуация не повторится.
Ситуация 4.
Молодой педагог должен говорить уверенным и решительным темпом голоса, каждое свое убеждение аргументировать доказательствами, убедить пожилого педагога в том, что традиционные методы в современном обществе не эффективны. А еще лучше убедить его в необходимости присутствия на уроке молодого педагога, где тот продемонстрирует ему современные методы обучения.
Ситуация 5.
После того, как директор и подчиненная останутся наедине в кабинете директора, последний должен объяснить, как следует подчиненной обращаться с директором: в силу своего повышении на должность директора, для всех подчиненных я, прежде всего, директор. Независимо от уровня нашего с тобой общения, ты должна иметь в виду, что на работе я – твой начальник, и ко мне ты должна относиться как к начальнику, а не как к подруге. Все твои попытки публично показать, что мы подруги, при этом неуважительно ко мне относясь, портят и наши дружеские отношения. Отныне на работе мы общаемся в чисто деловых отношениях.
Эти ситуации предназначены для практического применения компетенций.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕУЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕЛАХ ГОСУДАРСТВА
Известно, что молодежь – это базовый ресурс развития российского общества. В современных условиях именно на молодом поколении лежит ответственность за сохранение, развитие и процветание нашего государства. Её численность составляет 39 миллионов, т.е. почти треть населения страны. Сегодня становится достаточно популярной идея С.Л. Рубинштейна о том, что жизнь человека может протекать и как стихийный, и как сознательный, творчески направленный процесс, а фактором возвышения человека может быть только разумное проектирование своей жизни. Не случайно жизненные стратегии молодежи всегда вызывали огромный интерес со стороны зарубежных и отечественных исследователей.
Давайте рассмотрим наиболее известные жизненные стратегии молодежи:
1) М. Вебер - теория социального действия как инструмент для объяснения поведения людей.
2) Дюркгейм Э. рассматривает проблему жизненных стратегий молодежи в контексте формирования требований со стороны общества.
3) Теория Т. Парсонса включает важнейшие элементы концепции стратегического поведения, в рамках которой возможна интерпретация понятия «жизненные стратегии».
4) Манхейм К. рассматривает молодежь как группу, социальная роль которой зависит от того общества, в котором она живет.
5) Отечественные ученые Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкин исследуют проблему построения жизненных стратегий молодежью как процесс обретения занятия и статуса.
6) Резник Ю.М. рассматривает типы стратегий, встречающиеся в повседневной жизни наиболее часто, и разделяет их по ряду институциональных признаков: социально-экономическому положению; способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов; системе регуляции и контроля; социальному характеру (коллективной ментальности); профессиональному этносу. Сфера распространения типа стратегий определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества; способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций, идеалов и верований». Резник Ю.М. предполагает, что выбор той или иной жизненной стратегии обусловлен принадлежностью к определенному классу (группе, слою). Среди основных жизненных стратегий ученый выделяет: стратегию жизненного успеха, стратегию жизненного благополучия, стратегию самореализации.
7) Адлер А. рассматривает жизненные стратегии посредством адаптационного подхода. Он полагает, что уже в детстве формируется жизненный стиль человека как интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Ученый называет любовь, дружбу и работу основными жизненными целями, или стратегиями, с которыми сталкивается человек и которые определены условиями человеческого существования. Они позволяют человеку оптимально адаптироваться к той среде, в которой он находится. По его мнению, каждый человек выбирает для себя жизненную цель, в которой отражаются его стремления и приоритеты.
8) Юнг К., на основе индивидуалистического подхода к изучению жизненных стратегий, выявил, что человек на протяжении всей жизни непрерывно приобретает различные новые умения, достигает поставленные цели и раскрывается как личность. Наиболее важной жизненной целью индивида он считает «обретение себя», как результат стремления различных компонентов личности к единству. По мнению К. Юнга, полное раскрытие своего «я» является главной жизненной целью человека, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название «индивидуализация».[7]
Данные жизненные стратегии помогли мне отчетливо понять, что же влияет на молодежь: это и та социальная среда, где ты находишься, и воспитание родителей, и те люди, с которыми ты общаешься.
Из рассмотренных мною теорий, в большей степени соглашусь с позициями А. Адлера и К. Юнга, я и предлагаю создать людьми условия, которые будут направлены на создание интереса молодежи к государству. А именно:
1)создать в школе такие кружки как «Юный политик», «Самый смешной экономист», который пояснит, какие ситуации в экономике произойти не могут, которые в развлекательно-игровой форме будут привлекать интерес будущей молодежи, тем самым воспитывая их.
2)необходимо огородить молодежь от виртуального мира. Молодежь большую часть своего времени проводят в гаджетах, тем самым у молодежи появляется замкнутость в себе, а некоторые даже не могут познакомиться в живую с нужным им человеком, для этого они предпочитают социальные сети.
Время идет и наше информационное будущее стремится вперед, создаются новые технологии, а лет через 50 я уверенна, что появится искусственный интеллект, который пытаются создать ученые. Искусственный интеллект – это пик совершенства, все страны стремятся его создать. Вот только люди не понимают, что все эти новшества, как нам кажется, совершенство, дают весьма печальный результат – постепенная деградация. Мы обратно превращаемся в тех, кем мы были тысячи лет назад. Ведь это так, посмотрите вокруг – за людей все делают машинные роботы: и автомобили, и технику. Роботы заменяют даже кассиров работающих в магазинах. Несомненно вы назовете ряд плюсов, например, роботы не делают ошибок в отличие от людей, и к тому же они быстрее и эффективнее. Согласна. Вот только куда денется человеческий фактор? Этот вопрос очень важен и тревожит он немалое количество людей. Все это я вела к тому, чтобы молодежь с детства приучивали к интеллектуальной деятельности и ограничивали от гаджетов. Ведь гаджеты – источник развлечения, и места для интереса к политике не остается, как правило, он остается у молодежи на заднем плане с сопровождающей мыслью: «Да ничего, взрослые разберутся», не понимая о том, что вскоре те самые взрослые – это молодежь. Или же сделать информационные источники специальными источниками политики, но это уже другая тема.
Особый интерес в научной и практической деятельности реализации государственной молодежной политики на современном этапе представляет следующая законодательная база регулирования государственной молодежной политики:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации[2];
2) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», отражающий положения современной концепции государственной молодежной политики, в отношении молодежи, которая не достигла совершеннолетия, а именно с 14 до 18 лет[3];
3) Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», определяющий полномочия органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи в сфере профилактической работы среди несовершеннолетних[4];
4) Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящий организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, муниципальном районе, городском округе к вопросам местного значения, осуществляемых органами местного самоуправления самостоятельно[5].
В сфере государственной молодежной политики нет законодательства, которое регулировало бы обязательность вовлечения молодежи в государственные органы, а также отсутствует специальное законодательство по вопросам разработки и проведения единой государственной молодежной политики. В связи с этим необходимо создать закон о регулировании задействования молодежи в государственных органах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Видимой проблемой молодежи является то, что в нынешнее время молодежь живет в виртуальном социуме. К виртуальному социальному социуму на сегодняшний день относятся наряду с Интернетом все электронные СМИ. Развитие интерактивной компоненты электронных СМИ является главной тенденцией их развития, интерактивность осуществляется через мобильную телефонную связь (звонки, СМС, ММС). Современный социум уже не может рассматриваться без своей все возрастающей виртуальной компоненты. Концепция виртуализации общества, выдвинутая Д.В. Ивановым, рассматривает виртуализацию как процесс социальный, «как процесс изменения общества в целом, а не как создание «параллельного виртуального общества». И я полностью согласна с Ивановым, так как его теория подтверждает приведенные мной опросы и мои рассуждения о мотивах политической деятельности молодежи. Молодёжь – активные абоненты мобильного интернета: 14 % школьников и 19 % студентов против 12 % в среднем среди интернет-пользователей.
Политическая активность молодежи напрямую зависит от источников и каналов получения информации о политике. В этой связи, информационно-политические технологии выступают центральным способом воздействия на ценностные ориентации и поведение молодежи. Их использование позволяет формировать относительно однородные сегменты политических предпочтений и социальных установок молодежи.
Анализируя данные работы, вытекает вывод о том, что в России просматривается проблема неучастия молодежи в политической жизни своего государства. Эту проблему необходимо устранить, ведь неучастие молодежи в политических делах влияет отрицательно не только на государство, но и на жизнь народа, а народ – источник власти, и если он не будет выполнять функцию источника, то наше государство перестанет быть демократическим и со временем превратится в антидемократическое. Для устранения проблемы были предложены рекомендации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"/ 28.12.2016/ "Собрание законодательства РФ", 03.07.1995, N 27, ст. 2503,"Российская газета", N 127, 04.07.1995.
2) Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»/28.12.2016/"Собрание законодательства РФ", 03.07.1995, N 27, ст. 2503,"Российская газета", N 127, 04.07.1995.
3) Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»/ 28.12.2016/ "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802,"Российская газета", N 147, 05.08.1998.
4) Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»/ 07.06.2017/ "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177,"Российская газета", N 121, 30.06.1999.
5) Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»/ 29.07.2017/ "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822,"Парламентская газета", N 186, 08.10.2003,"Российская газета", N 202, 08.10.2003.
6) Биджиева М. Р. «Формы и виды политического участия молодежи в политическом процессе современной России» / М. Р. Биджиева, В. Н. Кулябцева// Государство и общество: Проблемы взаимодействия : мат-лы II Междунар. научн.-практич. конф. / под ред. Е. А. Юшиной. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2012. – С. 136–140.
7) С.В. Голикова, О.М. Горева, И.В. Гурьянова и др. «Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: монография» – Книга 22. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – 248 с.
8) Егоров Г. Н. «Молодежные организации и движения как важнейшие элементы гражданского общества» / Г. Н. Егоров, Р. Ф. Кулябцев // Государство и общество: Проблемы взаимодействия : мат-лы II Междунар. научн.-практич. конф. / 2013. – С. 132–136.
9) Зубок Ю. А., «Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе» / Ю. А. Зубок, Т. К. Ростовская, Н. Л. Смакотина. - Москва : Перспектива, 2016. - 165 с. : ил., табл.; 21 см. - Библиогр.: с. 125-129
10) Панфилова А. П. «Психология общения»/Москва: издательский центр «Академия», 2014. – с. 14, 16, 312, 332-335, 344-346.
11) © 2016 Институт Общественного Мнения «Анкетолог» по материалам Ромир
12) wciom.ru – Всероссийский центр изучения общественного мнения
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Дебаты с участием кандидатов от каких политических партий Вы видели или слышали о таких дебатах? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто смотрел дебаты или слышал об их содержании) |
| |
| Все опрошенные | |
ЛДПР (Либерально-демократическая партия России) | 50 | |
Партия «Единая Россия» | 46 | |
КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации) | 38 | |
Партия «Справедливая Россия» | 30 | |
Партия «Яблоко» | 26 | |
Российская партия пенсионеров «За справедливость» | 21 | |
Партия «Коммунисты России» | 17 | |
Партия «Родина» | 15 | |
Российская экологическая партия «Зелёные» | 15 | |
ПАРНАС (Партия народной свободы) | 15 | |
Партия роста | 14 | |
Партия «Патриоты России» | 12 | |
Партия «Гражданская платформа» | 10 | |
Партия «Гражданская сила» | 7 | |
Затрудняюсь ответить | 31 |
Таблица 2.2
Дебаты с участием кандидатов от каких политических партий Вам понравились? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто смотрел дебаты или слышал об их содержании) |
| |
| Все опрошенные | |
Партия «Единая Россия» | 19 | |
ЛДПР (Либерально-демократическая партия России) | 18 | |
КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации) | 16 | |
Партия «Справедливая Россия» | 12 | |
Российская партия пенсионеров «За справедливость» | 5 | |
Партия «Родина» | 3 | |
Российская экологическая партия «Зелёные» | 3 | |
Партия «Яблоко» | 3 | |
Партия «Коммунисты России» | 2 | |
Партия роста | 2 | |
Партия «Патриоты России» | 2 | |
ПАРНАС (Партия народной свободы) | 1 | |
Партия «Гражданская платформа» | 1 | |
Партия «Гражданская сила» | 0 | |
Все не понравились | 17 | |
Затрудняюсь ответить | 35 |
Таблица 2.3
Приложение 2.
Дискуссии политиков на какие темы были Вам особенно интересны? (открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто смотрел дебаты или слышал об их содержании) |
| |
| Все опрошенные | |
Образование | 14 | |
Экономика | 11 | |
Пенсии | 9 | |
Здравоохранение | 9 | |
Благосостояние народа / зарплаты | 7 | |
Внешняя политика | 6 | |
Социальная сфера | 5 | |
Сельское хозяйство | 3 | |
Безопасность | 2 | |
ЖКХ | 2 | |
Внутренняя политика | 2 | |
Спорт | 2 | |
Армия | 2 | |
Инфляция / рост цен | 2 | |
Борьба с коррупцией | 2 | |
Международные отношения | 1 | |
Безработица | 1 | |
Культура | 1 | |
Экология | 1 | |
Жилье | 1 | |
Кредитование | 1 | |
Промышленность | 1 | |
Наука | 1 | |
Дороги | 1 | |
Качество продуктов | 1 | |
Борьба с терроризмом | 1 | |
Другое | 4 | |
Все | 1 | |
Не было таких тем | 16 | |
Затрудняюсь ответить | 36 |
Таблица 2.4
Приложение 3.
Позитивные ценности | Негативные ценности |
Работа может быть выполнена только качественно и в срок. В споре рождается истина. Интересы клиента и потреби теля превыше всего. Успех организации — это и мой успех. Работа в организации — это возможность творчества и самореализации. Взаимопомощь и поддержание хороших отношений с товарищами по работе. Не конкуренция, а сотрудничество в работе на общую цель. Поддержание хорошего климата в организации — это сохранение здоровья, работоспособности и хорошего настроения | Начальству доверять нельзя, доверять можно только себе и некоторым друзьям. Споры погубили Рим, но кто не спорит, тот не пьет шампанское. Покупатели (клиенты) — случайные люди, они доставляют только неудобства и мешают нашей работе. Хорошо работать — это в жизни не самое главное, поэтому не высовывайся. Всю работу не переделать, она не волк, в лес не убежит. Соперничество и конкуренция всегда ведут к победе, а победителей не судят! Люди — средства достижения целей, а для достижения целей все средства хороши |
Таблица 2.6. Позитивные и негативные ценности
Приложение 4.
Инструкция.
На каждый вопрос должен быть выбран один вариант ответа — «да» или «нет», «а» или «б».
1. Вы были хорошим учеником?
2. Вы уверены в ценности шкалы жизни для развития человека?
3. Считаете ли вы, что нравственные нормы — преувеличение?
4. Привязываетесь ли вы к мелким предметам?
5. Были ли родители по отношению к вам суровыми и требовательными?
6. Считаете ли вы, что успех должен быть достигнут в мучениях и трудах?
7. Считаете ли вы себя человеком с принципами?
8. Легко ли вы теряете контроль над собой?
9. Часто ли у вас появляется желание жить «сегодняшним днем», не заботясь о будущем?
10. Пунктуальны ли вы?
11. Умеете ли вы рисковать во имя достижения цели?
12. Вы поклялись знакомому, что окажете ему важную для него услугу. И вдруг вы заболели. Как поступите?
а) позвоните ему и извинитесь, что не можете выполнить его просьбу
б) будете считать, что болезнь освобождает вас от обязательств.
13. Друг доверил вам личную тайну. Речь идет о поступке, который вы оцениваете отрицательно. И тогда вы:
а) постараетесь убедить его в том, что он плохо поступает, и помогаете ему в разрешении его проблемы;
б) вообще не реагируете.
14. Какую из нижеперечисленных черт вы считаете в человеке самой важной?
а) лояльность и уравновешенность;
б) хорошую манеру поведения.
Рис. 2.2
Обработка результатов
А теперь суммируйте очки.
28—35 очков — вы очень хотели бы, чтобы вас считали надежным человеком. Однако пунктуальность пока в сфере ваших мечтаний. По этой причине вы имеете неприятности со своими начальниками и близкими.
28—35 очков — вам нравится держать слово, но можете забыть о каком-то мелком деле. Однако вы умеете это исправить.
48— 70 очков — на вас можно положиться. Надежность — это ваша наиважнейшая черта.
Приложение 5.
Ситуация 1:
новая учительница испытывает затруднения при работе с учащимися, которые не боятся резко отвечать или даже хамить. Она, в силу своего воспитания и характера, не может достойно противостоять грубости, вместо этого «зарывается головой в песок».
Действующие лица: молодой учитель и учащийся курса, на котором учитель ведет занятия.
Задание учащемуся: вести себя уверенно, даже нагловато.
Задание молодой учительнице: поставить учащегося на место, используя техники установления контакта, аргументации.
Ситуация 2:
педагог работает в данной школе 12 лет, имеет двоих детей, школьного и дошкольного возраста. На работе зарекомендовала себя с хорошей стороны, является ветераном труда. Педагог обратилась к администрации школы с просьбой предоставить ей дополнительно к летнему отпуску 2 недели за свой счет, так как по состоянию здоровья она могла выехать с детьми на море только в сентябре.
Руководитель школы не подписал заявление, заявив, что у педагога нет прав, а в сентябре начинается учебный процесс и заменить ее некому.
Но отказ не был категорическим, так как педагог при необходимости по первой просьбе директора оставалась после работы для выполнения срочных заданий или заменяла заболевших коллег.
Получив отказ, педагог подала директору два заявления: одно — с просьбой об отпуске, другое — в случае отказа — на увольнение, прося еще раз подписать первое, а если нет — второе. Говоря это, педагог обливалась слезами.
Действующие лица: педагог и директор школы.
Задание педагогу: продемонстрировать страдание, невразумительную речь, просьбу и ее причину.
Задание директору, успокоить педагога, поговорить и разобраться в случившемся, принять решение, не позволяющее разрастись конфликту.
Ситуация 3: директор школы оповестил персонал о том, что в ближайшее время ожидается проверка представителей вышестоящего руководства, к которой следует должным образом подготовиться, так как от этого зависит будущее данной организации.
Рабочего времени на оформление документации не хватало, и сотрудникам ежедневно приходилось на несколько часов оставаться после работы.
Когда же почти большинство документов были приведены в порядок, ведущие преподаватели (председатели цикловых комиссий) и завуч по воспитательной работе отказались оставаться после рабочего дня, ссылаясь на то, что постоянное отсутствие дома разрушает их семьи, дети брошены, и вообще они устали.
Действующие лица: директор, завуч по воспитательной работе, два педагога.
Задание директору школы: поговорить с работниками, снять их эмоциональное напряжение и убедить в необходимости дополнительной работы еще несколько дней.
Задание педагогам и завучу: реагировать бурно, отказываться выходить на сверхурочную работу; в процессе беседы — общение по ситуации, в зависимости от того, как будет вести себя директор: какой стиль общения выберет. В какой модели общения будет взаимодействовать: убеждающей или внушающей.
Ситуация 4: рабочий контакт пожилого и молодого педагогов. Старший, более опытный, не принимает современных технологий обучения: игры, тренинги, анализ кейсов.
Действующие лица: молодой педагог (председатель цикловой комиссии) и педагог в зрелом возрасте (пенсионер), считающий традиционные методы обучения достаточно эффективными и не собирающийся перестраиваться, считает все новое быстро проходящим веянием.
Задание: смоделировать ситуацию, опираясь на опыт педагогического общения, и разыграть ее, используя техники и приемы установления контакта.
Молодой педагог пытается привлечь пожилого педагога к внедрению в учебный процесс инновационных технологий, с этой целью пытается установить эмоциональный контакт и провести беседу с опытным, но несговорчивым педагогом.
Ситуация 5: взаимодействие с подчиненным, который раньше был хорошим другом, коллегой.
После завершения обучения на втором высшем образовании вы получили
диплом менеджера и назначение на должность директора школы, в той же организации, где вы работали.
У вас была подруга Валентина Петровна, которая теперь стала вашей подчиненной, но старалась при всех публично демонстрировать свои близкие с вами отношения. На днях даже публично огрызнулась, сказав при всех, что власть быстро портит человека. С каждым днем вам становится все труднее отдавать приказы, контролировать их выполнение, оценивать результаты работы. На любое ваше замечание реакция у Валентины Петровны неадекватная, она пытается все время демонстрировать окружающим степень своей дружественности с вами и влияния на вас.
Вы понимаете, что сложно управлять сотрудником, который стал находиться в вашем подчинении после вашего повышения. Вам это надоело. Вы решили изменить ситуацию.
Задание: установите хороший рабочий контакт со своим подчиненным. Объясните бывшей подруге, что ситуация изменилась и ей с вами придется перестроить отношения, перейти из межличностного общения в сферу чисто деловых отношений.
Научный руководитель: Л.В. Ахмадейшина
Работа отправлена: 16.11.2017г.
© Саакян М.О.
Хитрость Дидоны
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Лист Мёбиуса
Весенние чудеса