Ни один национальный праздник в Республике Саха не обходится без чоронов. Эти богато украшенные орнаментом кубки – любимые и обязательные предметы в жизни каждого якута. Чороны давно привлекают внимание исследователей, однако до сих пор проблема их появления далека от решения.
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost1.docx | 33.12 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №36
г. Томмот Алданского района Республики (Саха) Якутия.
____________________________________________________________________________________
Истоки якутского чорона
Исследовательская работа
по краеведению
Григорьевой Лены,
Учащейся 4 класса
МОУ СОШ №36 п. Алексеевск
Алданского района РС (Я).
Руководитель: учитель начальных классов Тарасова Л,А.
Томмот 2013год
Уважаемые члены жюри и участники районной конференции! Вашему вниманию предоставляются результаты исследования по теме «Истоки якутского чорона»
Актуальность
Посмотрите, как светло и ровно,
Похож на задушевный разговор,
По стенкам деревянного чорона
Бежит и не кончается узор.
Ни один национальный праздник в Республике Саха не обходится без чоронов. Эти богато украшенные орнаментом кубки – любимые и обязательные предметы в жизни каждого якута. Чороны давно привлекают внимание исследователей, однако до сих пор проблема их появления далека от решения.
Объектом исследования являются наиболее известные гипотезы о происхождении чорона.
Предметом исследования определена история появления якутских кубков.
Методы исследования
Целью нашего исследования было выяснить происхождение якутского чорона
Для достижения цели исследования было необходимо решить комплекс задач:
В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: Если мы проведем обзор и анализ научных работ и монографий о происхождении кумысного якутского сосуда, то выясним различные точки зрения по данному вопросу, что даст нам возможность представить схему поэтапного появления якутского чорона.
Логика работы построена таким образом, что теоретическая часть посвящена подбору материала о происхождении якутского чорона; в практической части составлена схема образования якутского кубка.
Полученные данные можно изложить в виде следующих тезисов:
На празднике Ысыах чороны, наполненные первым кумысом, символизировали центр мироздания - источник божественной энергии. Сосуды, как вместилища священного белого напитка, соотносились с небесным молочным озером, на берегах которого обитает глава небожителей, в котором омывается небесная богиня, подательница жизни - Айыысыт.
Чороны - это деревянные чаши, напоминающие своей формой силуэт танцующего стерха. Эта птица служит символом красоты и грации. Чороны бывают двух видов:
мужские - на трёх фигурных ножках, окончания которых, выполняются в форме конских копыт. Это связано с культом лошади в Якутии, считалось, что к обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади. | |
женские - кубки на одной ножке, в виде шейки коновязи. А коновязь у якутов символизирует долговечность и гостеприимство ( 1,2). Чорон с кумысом обязательно подносят молодым на свадьбе. Им встречают гостей. А появляется он у человека обычно в момент его рождения. Раньше такую чашу изготавливали для каждого новорожденного. Как возникли якутские чороны? Среди наиболее известных гипотез выделяются несколько точек зрения. Существует мнение о самостоятельном изобретении якутами оригинальных предметов. Чороны по внешнему виду близки керамическим, берестяным и деревянным сосудам самих якутов и некоторых других сибирских народов. Это служит определенным указанием на связь чоронов с более простыми типами местной посуды. Чороны повторяют в дереве не только формы, но и орнаменты древних горшков.(3,4) Племена бронзового века Якутии имели культурные связи со степными областями Южной Сибири, Забайкалья. На территории Якутии найдены обычные «скифские» бронзовые котлы. Древние тюрки могли творчески переработать образ «скифского» котла, получив кубок на высокой конусовидной ножке. (5,6) Якутские ножки-подставки из памятников средневековья находят типологические аналогии в керамических комплексах неолита и эпохи бронзы Китая, где очень рано, еще в IV тыс. до н.э., появились сосуды-треножники, т.е. эти типы сосудов существовали в Китае еще в то время, когда в Якутии только начинала распространяться сыалахская культура раннего неолита и впервые появилась керамика. Среди китайских треножников имеются типы сосудов близкие по внешним формам якутским чоронам.(7,8) Чороны могли возникнуть как деревянная имитация драгоценных кубков на ножках, распространенных у кочевников тюркской и ордынской эпохи. Разве эти кубки не похожи на чорон? (9,10) Деревянные чороны существовали в двух типах: без ножек и со вставными ножками. Об этом свидетельствует и замечание Линденау, описавшего в 1741 - 1745 гг. якутские чороны как конусообразные деревянные сосуды без ножек. В XIX веке. Маак так писал чороны: "Сосуды для питья носят название атахтах чорон, т.е. чорон на ножках". Из этого можно заключить, что в ту пору бытовали чороны как без ножек, так и с ножками. Составим схему последовательного превращения якутского сосуда эпохи неолита в деревянный кубок – чорон. |
Результаты исследования: На ножки-подставки, привнесенные на среднюю Лену тюрками, водружались круглодонные керамические сосуды, издавна существовавшие в Якутии. Сначала деревянные чороны имели съёмные ножки-подставки, затем - вставные ножки, а в более позднее время ножки и тулово стали делаться цельными; в такой форме они известны в настоящее время.
Вывод: Окончательно оформление чорона произошло, по всей вероятности, довольно поздно, что нашло отражение в устных народных преданиях об Элляе, который был изобретателем кумысной посуды. В настоящее время чороны имеются только у якутов и являются своеобразным показателем синтезированного этнического происхождения народа саха. Чороны XIX века знаменуют собой одну из самых ярких страниц в истории якутского народного прикладного искусства. И как все крупные явления в культуре любого народа, они имеют свою непроходящую художественную ценность. Их очертания В.Серошевскому напоминали этрусские вазы, а присущее им художественное совершенство позволило советскому искусствоведу Н.И.Каплан вспомнить античную вазу.
Теоретическая значимость: данной работы обусловлена тем, что в ней обобщены результаты исследований, связанных с историей появления замечательного якутского кубка – чорона.
Практическая значимость: Простота и доступность исследования даст возможность применить данный материал на уроках краеведения.
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Золотой циркуль
Рисуем "Ночь в лесу"
Ветер и Солнце
Сочинение