«Загрязнение окружающей среды» является актуальной проблемой, которая дает возможность изучить состояние природной среды, воспитать чувство личной ответственности за ее сохранение.
Цель: с помощью наблюдений и опытов выяснить, как сильно запылён воздух в микрорайоне школы.
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_ekspertiza_prishkolnoy_territorii.doc | 214 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Зеленокумска
Советского района» Ставропольского края
Экологическая экспертиза пришкольной территории
Сведения об авторе: Кукоба Виктория
ученица 11 б класса МОУ «СОШ № 3
г. Зеленокумска Советского района»
Ставропольского края
Сведения о руководителе:
Озарко Евгения Анатольевна
учитель биологии
МОУ «СОШ № 3
г. Зеленокумска Советского района»
Ставропольского края
г. Зеленокумск, 2016 г.
Содержание
Название: «Экологическая экспертиза пришкольной территории»
Наименование организации заявителя: МОУ «СОШ № 3 г. Зеленокумска Советского района»
Автор проекта: Кукоба Виктория
Руководитель проекта: Озарко Евгения Анатольевна
Площадка проекта: пришкольный участок СОШ № 3 и прилегающая территория к школе.
Гипотеза: если уменьшить поток движения по ул. 60 лет Октября, то загрязнение атмосферы в районе школы станет меньше
Цели и задачи проекта:
Цель: С помощью наблюдений и опытов выяснить, как сильно запылён воздух в микрорайоне школы.
Задачи:
Кадровое обеспечение: в управлении реализации проекта участвует учитель биологии Озарко Е. А.
Сроки реализации проекта: 2015 -2016 годы
II. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Сейчас всем стало ясно, что неисчерпаемость природных богатств – это миф, что мы больше не можем жить по принципу «на наш век хватит, а дальше все равно».
Нашему поколению необходимо овладеть методами эффективного использования природных богатств. Старшее поколение не смогло оставить нам чистый воздух, чистую воду, нетронутую природу. Если и дальше сохраниться эта тенденция, то сложится полная неопределенность относительно ближайшего будущего.
Наше внимание к окружающей среде, в которой мы живем, обусловлено ещё и острым осознанием того, что природная среда, разрушаясь и загрязняясь, грозит здоровью населения.
Обследование здоровья настораживают: анализу медицинских карт учащихся нашей школы показал, что практически нет совершенно здоровых детей.
Увеличилось число детей с положительной реакцией Манту, с кожными заболеваниями, снизился иммунитет, учащиеся часто жалуются на головные боли, головокружения, расстройства пищеварения.
Таблица о состоянии здоровья
№ п/п | Заболевание | Процентное отношение больных по школе |
1. | Аллергия | 15% |
2. | Желудочно-кишечные заболевания | 30% |
3. | Зрение | 20% |
4. | Острые респираторные заболевания | 60% |
5. | Жалобы на головные боли | 60% |
6. | Боли в области сердца | 5% |
Только сейчас люди открыли то, что должны были бы знать намного раньше: мы обязаны своим существованием и всем чего достигли, природе. Поэтому именно нам, растущему поколению, предстоит осознать всю глубину этого сложного явления на Земле, чтобы не разорвать экологический круг жизни.
В основу данного Проекта легли исследования, проведенные учащимися Муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа № 3”.
Оценка загрязнения атмосферы.
Для оценки загрязнения атмосферы были выбраны два фактора:
Транспорт - это одна из ведущих отраслей, развивающаяся гигантскими темпами. Автотранспорт загрязняет окружающую среду и пагубно влияет на здоровье человека, поэтому так важно знать, как растущий поток автомобилей влияет на окружающую среду, на людей живущих и работающих вблизи дорог, какие последствия вызывает. Для нашей школы этот раздел исследований очень актуален, так как МОУ «СОШ № 3 г. Зеленокумска» расположен на федеральной трассе Ставрополь-Кочубей, по которой движется большой поток автотранспорта.
Отчасти с автотранспортом связано и пылевое загрязнение воздуха. Значительное количество пыли в воздухе так же связано с нарушением травяного покрова на большей части территории.
К территории школы прилегает парк. В целом парк характеризуется благополучным природным фоном. Однако в границах парка и на прилегающих к нему территориях много свалок, мусора, оказывающие негативное воздействие на природный комплекс. Результаты воздействия человека на природу все чаще приобретают характер непоправимой беды.
№ п/п | Этапы | Описание этапа | Сроки |
Креативный | Разработка концепции Проекта, определение основных целей и задач, изучение имеющегося методического материала, обобщение опыта реализации предыдущих аналогичных проектов, организация взаимодействия с государственными органами и общественными организациями. | сентябрь-декабрь 2015г. | |
Планировочный | Разработка планов реализации Проекта. | Январь 2016г. | |
Организационный | Назначение ответственных для реализации Проекта, подготовка материальной базы и формирование контингента. | февраль-апрель 2016г. | |
Деятельный | Реализация Проекта в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами. | июнь-август 2016г. | |
Итоговый. | Подведение итогов и анализ проделанной работы. | Сентябрь 2016г. |
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА.
Подготовительная работа.
Практическая работа.
Исследовательская работа.
Практикум-исследование «Экологическое состояние территории школы»
Практикум - исследование
«Оценка загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта»
Ход работы
1. Подсчитать количество автомобилей, проезжающих на ближайшей дороге (выбирается участок возле школы 200м) в течение 1 ч.
Подсчет единиц автотранспорта проводится в присутствии учителя на безопасном расстоянии от дороги.
2. Данные занести в таблицу. Загруженность улиц города в течение 1 часа. Название улицы и длина исследуемого участка, где проводились наблюдение.
3. Рассчитать приблизительно количество выхлопных газов, которое выбрасывают автомобили. Известно, что один автомобиль выбрасывает за сутки 1 кг выхлопных газов (за 1 час – 0,042кг), в состав которых входит 30 г угарного газа (за 1 час - 1,25 г = 0,00125кг. ).
4. Сделать вывод о загрязнении атмосферы выхлопными газами возле школы.
5. Предложить мероприятия по снижению вредного воздействия выбросов от автотранспорта
Количественный расчет транспортных загрязнителей воздуха носит относительный характер. В первую очередь ведется учет интенсивности транспортного потока. Для этого я выбрала участок улицы с наиболее интенсивным транспортным потоком, помня при этом, чтобы он был безопасным и удобным для наблюдателя. Подсчёт транспорта велся по определенным временным промежуткам – с 7 ч 30 мин до 8 ч 30 мин и с 14 до 15 часов в весеннее время (апрель) и осенью (сентябрь). Перед выходом на уличный пост я ознакомилась с марками автомобильного транспорта. Для этого я приняла следующее их условное разделение на 3 группы:
1. Грузовые автомобили с бензиновыми двигателями (ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ) – группа.
2.Автобусы (КАВЗ, ПАЗ, ЛАЗ, ГАЗель)
3. Все остальные легковые машины и иномарки
Оценка загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта у
МОУ «СОШ №3 г. Зеленокумска» по ул. 60 лет Октября
Тип транспорта | Количество за 1 ч. | Общий путь за 1 ч. | Масса всех газов за 1 ч., кг | Масса угарных газов за 1 ч., кг | |||||||||||
Утром | После обеда | Утром | После обеда | Утром | После обеда | Утром | После обеда | ||||||||
Весной | |||||||||||||||
Легковые автомобили | 57 | 34 | 11400м. | 6800м. | 2,394 | 1,428 | 0,07125 | 0,0425 | |||||||
Грузовые автомобили | 6 | 12 | 1200м. | 2400м. | 0,252 | 0,504 | 0,0075 | 0,015 | |||||||
Автобусы | 7 | 5 | 1400м. | 1000м. | 0,294 | 0,21 | 0,00875 | 0,00625 | |||||||
Общее количество | 70 | 51 | 14км. | 10,2км. | 2,94 | 2,142 | 0,0875 | 0,06375 | |||||||
За 2 часа | 121шт. | 24,5км. | 5,082кг. | 0,15125кг=151,25г. | |||||||||||
Осенью | |||||||||||||||
Легковые автомобили | 28 | 12 | 5600м. | 2400м. | 1,176 | 0,504 | 0,035 | 0,015 | |||||||
Грузовые автомобили | 2 | 4 | 400м. | 800м. | 0,084 | 0,168 | 0,0025 | 0,005 | |||||||
Автобусы | 12 | 10 | 2400м. | 2000м. | 0,504 | 0,42 | 0,015 | 0,0125 | |||||||
Общее количество | 42 | 26 | 8,4 км. | 5,2 км. | 1,764 | 1,092 | 0,0525 | 0,0325 | |||||||
За 2 часа | 68шт. | 13,6км. | 2,856 | 0,085кг=85г |
Результаты исследований показали:
1) Ширина проезжей части улицы 60 лет Октября в районе школы составляет 5,5 м
2) Движение двустороннее
3) Интенсивность движения в разное время суток разнообразное
4) Средняя скорость движения 40 км/ч (ограничительные знаки), стоят светофоры.
Вывод: Изучив интенсивность и структуру автотранспортного потока в окрестностях школы, выяснили, что разными видами транспортных средств за час в весеннее время утром, когда интенсивность движения высокая выбрасывается в воздух около 3 кг выхлопных газов, в составе которых более 87 г. угарного газа. Это довольно значительное количество, учитывая, что площадь территории школы 1,94 га. Осенью, из-за значительного уменьшения транспортных средств (трасса была закрыта, производился ремонт дороги по ул. 60 лет Октября), в 2 раза меньше: утром выбрасывается в воздух 1,7 кг выхлопных газов, в составе которых 52 г. угарного газа.
Из литературных источников:
Выбросы при малых скоростях движения автомобилей и торможении в 3–5 раз больше, чем при больших скоростях. В связи с этим загрязнение воздуха в городах существенно зависит от ширины улиц, числа перекрестков, железнодорожных переездов и т. д. В несколько раз возрастают выбросы при неисправности двигателей, в связи с чем большое значение имеет контроль за состоянием двигателей.
Вывод: чтобы уменьшить пагубное влияние автомобилей на природу следует:
1) Уменьшать содержание вредных веществ в выхлопных газах. Схему работы двигателя нужно изменить так, чтобы рационально использовать более экологически чистое, чем бензин, горючее. Разработаны специальные добавки (катализаторы), обеспечивающие более полное сгорание топлива и уменьшающие количество ядовитых газов в выхлопах.
Автозаправочная станция в Бразилии предлагает в качестве топлива бензин, смесь бензина с этиловым спиртом и просто этиловый спирт с добавкой метанола, чтобы водители его не пили. Машины с двигателями, работающие на метаноле, используются в Бразилии уже более 10 лет.
В перспективе – использование водорода, получаемого при разложении воды.
2) Рационально организовать движение транспорта. Чтобы уменьшить количество выбросов возле школы, движение по улице 60 лет Октября желательно ограничить (во время проведения занятий), так как особенно много выхлопных газов автомобили выделяют в момент торможения и набора скорости. Особенно высоко содержание выхлопных газов в атмосфере у светофоров и в местах заторов движения. В часы “пик”, если у перекрестков образуются пробки автотранспорта, машины выжигают кислород и насыщают атмосферу выхлопными газами.
Значительную роль в нейтрализации и ослаблении негативных воздействий промышленных зон города на людей и живую природу в целом играют зеленые насаждения. Высаживаемые на городских улицах зеленые насаждения помимо декоративно–планировочной и рекреационной выполняют очень важную защитную и санитарно–гигиеническую роль. Не все растения способны выжить в современных условиях города. Деревья и кустарники, высаживаемые на запыленных улицах, должны выдерживать мощный натиск цивилизации. Мы хотим, чтобы растения не только радовали наш глаз, дарили прохладу в знойный день, но и обогащали воздух живительным кислородом. Далеко не каждому растению это под силу.
Растения, произрастающие в условиях крупного города, – настоящие “спартанцы”. Рост деревьев здесь весьма затруднен из–за загрязнения окружающей среды. На 1 км2 города ежегодно выпадает до 30 т различных веществ, что в 4–6 раз больше, чем в сельской местности.
Основными породами нашей местности являются липа, тополь, каштан, акация, вяз, кустарники сирени, самшита, жасмина. Последние часто используются для создания живых изгородей. Какова же роль зеленых насаждений в очистке воздуха? В листьях дерева хлорофилловые зерна поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Деревья очищают от углекислого газа приземный слой воздуха толщиной приблизительно 45 м.
Среди разнообразных пород деревьев, используемых для озеленения городов, особыми свойствами отличается каштан. На территории нашей школы их насчитывается 37 штук. Одно взрослое дерево каштана очищает от поступающих выхлопных газов пространство объемом до 20 тыс. м3. При этом, в отличие от многих других деревьев, каштан разлагает ядовитые вещества почти без ущерба для своего здоровья.
Устойчив к загрязнению воздуха и тополь. Наша школа окружена тополями. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода 25–летний тополь превосходит ель в 7 раз, а по степени увлажнения воздуха — почти в 10 раз. Для оздоровления воздуха вместо семи елей (трех лип или четырех сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль.
Листва деревьев активно улавливает пыль и снижает концентрацию вредных газов, причем эти свойства у разных пород проявляются в разной степени. Хорошо задерживает пыль листва вяза и сирени (лучше, чем листья тополя). Так, посадка из 400 молодых тополей за летний сезон улавливает до 340 кг пыли, а вяза — в 6 раз больше. Акация, неприхотливый быстрорастущий шиповник и ряд других растений тоже обладают подобными свойствами.
Зеленые насаждения играют большую роль так же в борьбе с шумом. Высаженные между источниками шума и жилыми домами деревья снижают уровень шума на 5 – 10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии. Даже небольшой слой снега на ветвях деревьев усиливает поглощение шума.
Наилучшим стражем тишины считается ель. Даже у самой шумной магистрали можно жить спокойно, если защитить свой дом рядом зеленых елей. И неплохо бы посадить рядом каштаны.
Деревья с широкими кронами и кустарники, посаженные вдоль тротуаров, улучшают микроклимат улиц.
Деревья и кустарники ежедневно и ежечасно проводят огромную работу: поглощают пыль и углекислый газ, вырабатывают кислород, выполняют санитарно–защитные, водоохранные и шумозащитные функции, формируют микроклимат и своеобразный облик города.
Зеленые насаждения служат не только украшением, они — подлинные защитники здоровья людей.
На территории МОУ «СОШ № 3 г. Зеленокумска» произрастает различные виды деревьев и кустарников. Это
Тополь – 24 шт
Вяз – 28 шт
Плодовые деревья – 20 шт
Орех – 14 шт
Каштан – 37 шт
Туя – 23 шт
Сосна – 5 шт
Береза – 6 шт
Акация – 12 шт
Сирень – 53 шт
Розы – 36 шт
Жасмин – 60 шт
Эти выводы подтвердились в ходе следующей практической работы.
Практикум-исследование
«Определение запыленности воздуха»
Ход работы
1. Вблизи дороги, на пришкольном участке, в парке выбрать для контроля по 5 деревьев одной породы. На высоте 1-1,5 м с каждого дерева сорвать по 10 листьев, поместить их в чистую стеклянную банку с крышкой. Таким же образом собрать листья с контрольных деревьев на других участках (Брала листья вишни)
2. Определить массу листьев с пылью
3. Тщательно смыть пыль с поверхности каждого листа и просушить их
4. Определить массу чистых листьев
5. Полученные результаты занести в таблицу, определив мысу пыли на контрольных участках
Весна
Название контрольного участка | Количество контрольных деревьев | Общее количество листьев | Масса листьев с пылью | Масса чистых листьев | Масса пыли |
Обочина дороги | 5 | 50 | 14,7 г | 12,9 | 1,8 г |
Пришкольный участок | 5 | 50 | 12,8 г | 12,2 | 0,4 г |
Парк | 5 | 50 | 13,9 г | 13,0 | 0,9 г |
Осень
Название контрольного участка | Количество контрольных деревьев | Общее количество листьев | Масса листьев с пылью | Масса чистых листьев | Масса пыли |
Обочина дороги | 5 | 50 | 18,48 г | 13,75 г | 4,73 г |
Пришкольный участок | 5 | 50 | 10,4 г | 8,5 г | 1,9 г |
Парк | 5 | 50 | 12,6 г | 10,5 г | 2,1 г |
Выводы:
Я сравнила опытные данные и получила следующие результаты:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Используемая литература
Домик зимней ночью
Компас своими руками
Галка в чужих перьях
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Попробуем на вкус солёность моря?