Пропаганда здорового образа жизни на примере полководца А.В. Суворова»
Вложение | Размер |
---|---|
ertel_i.v._rabota_na_nou.doc | 259 КБ |
rabota_izmen.docx | 2.42 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Седельниковская средняя школа № 2»
Седельниковского муниципального района Омской области
Летопись сибирских деревень
Секция: военная история
Научно-исследовательская работа
Тема «Пропаганда здорового образа жизни на примере полководца А.В. Суворова»
Авторы: Духони Данил Дмитриевич учащийся 9 класса
МБОУ «Седельниковская СШ №2»
Руководитель: Эртель Иван Владимирович
Учитель истории I категории
МБОУ Седельниковская СШ №»
8-950-786-24-99
с. Седельниково 2015-2016 у/г.
Содержание
1.Введение………………….........................................................................3
2.Глава 1. ЗОЖ, как один из факторов успешности…………………….5
1.1.Здоровый образ жизни……………………………………………..5
1.2.Успех. Успешность…………………………………………………6
1.3. Великий человек…………………………………………………...8
3.Глава 2. Здоровый образ жизни полководца
А.В. Суворова…………………………………………………9
2.1.Физическое развитие………………………………………………9
2.2. Нравственное воспитание………………………………………...11
4.Заключение…………………………………………………………….16
5. Список литературы…………………………………………………….18
6.Приложение……………………………………………………………19
Введение.
Будь моя воля, я б сделал
заразным здоровье, а не болезнь.
Сенека. IV век до н.э.
Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего.
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами нашей школы являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а так же забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы , в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни (Павлова И.В., 1999).
В связи с актуальностью данного вопроса, темой научно-проектной деятельности мы выбрали «Пропаганда здорового образа жизни на примере полководца А.В. Суворова». К сожаленью, мы видим, что кризис здоровья нашей молодежи не только в физическом состоянии, но и в падении духовно-нравственных идеалов, принципов, в потребительском и в эгоистическом отношении к жизни. А безразличие, бесцельность существования приводит к росту преступности. Одним из путей выхода из этой проблемы мы видим в пропаганде среди молодежи примеров здорового образа жизни или по высказыванию древнегреческого философа Сенеки «сделать заразным здоровье, а не болезнь». Ведь не секрет, что мы берем примеры поведения из СМИ, телевидения, которые оказываются не всегда положительными…
Цель проектно-исследовательской работы «Здоровый образ в жизни великих людей» - пропаганда здорового образа жизни через примеры великих людей.
В ходе работы мы планируем выполнить следующие задачи:
При отборе и изучении литературе мы столкнулись с такой проблемой, что в них нет связи между здоровым образом жизни и успехами великих людей, т. е. не рассматривается ЗОЖ как одним из факторов достижения успеха. Исходя из этого и выдвинута гипотеза научно-исследовательской работы: является ли здоровый образ жизни одним из условий успешности личности. Новизна проекта в том, мы провели исследование жизни А.В. Суворова с точки зрения физического и нравственного здоровья.
В своей работе использовали методы отбора и работы с научной литературой, проведено анкетирование учащихся, анализ информации из компьютерных источников.
Поскольку здоровье человека зависит на 70-80 % от него самого, от его выбора, мы надеемся, если даже мы с вами и не станем великими людьми, но их здоровый образ жизни станет для нас примером для подражания. А ведь Россия всегда славилась своими богатырями, героями, полководцами, которые обладали не только крепким здоровьем, но прежде всего духовно-нравственными принципами: умениями преодолевать препятствия, ставить и достигать благородные цели, мужеством, патриотизмом в служении Родине.
Глава 1. Здоровый образ жизни
как один из факторов успешности
1.1.Здоровый образ жизни
Ключ к счастью –
здоровый дух в здоровом теле
Теодор Рузвельт
Способность к трудовой деятельности, гармоническое развитие личности, познание окружающего мира, самоутверждение – все это возможно благодаря здоровью.
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное здоровье, а не
просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье обеспечивает возможность вести здоровый образ жизни, т.е. образ жизни, рационально организованный, активный, трудовой, закаляющий, защищающий от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Благодаря здоровому образу жизни мы поддерживаем хорошую физическую форму, что помогает выполнять наши планы, решать поставленные задачи, поэтому, чтобы добиваться успеха, очень важно укреплять здоровье. Факторы, влияющие на здоровье:
∙ генетический 15 – 20 %
∙ экологический 20 – 25%
∙ медицина 8 – 10%
∙ образ жизни человека 50 – 55%
Из этой статистики видно, что в основном здоровье человека зависит от него самого. Если поделить признаки нашего повседневного поведения на две группы, то можно будет определить, какой образ жизни мы ведем:
Признаки здорового образа жизни | Признаки нездорового образа жизни |
1) нормальный, оптимальный или соответствующий возрасту уровень двигательной активности | 1) недостаточный или ограниченный уровень двигательной активности |
2) рациональный режим дня и отдыха | 2) несоблюдение или отсутствие режима дня |
3) правильно организованное питание | 3) неправильно организованное питание |
4) правильная реакция на стрессовую ситуацию (конфликт, чувство напряжения, страха тоски и т.д.) или соблюдение психогигиены | 4) повышенная ответная реакция на стрессовую ситуацию (несоблюдение психогигиены) |
5) соблюдение правил личной гигиены | 5) нарушение правил личной гигиены |
6) отсутствие вредных привычек | 6) наличие одной или нескольких вредных привычек: - употребление напитков - табакокурение - употребление токсических веществ |
Всестороннее физическое развитие обеспечивает крепость мускулов, надежности сердечно – сосудистой системы, дыхательного аппарата. Но мы все чаще и больше говорим не только о физическом, но и о психическом здоровье.
Психическое здоровье – вера в достижение главной цели. Каждый день человек с положительными установками принимает решения, ведущие к цели.
Здоровый образ жизни это совокупность физического и психического здоровья. ЗОЖ помогает нам добиваться высоких результатов в разных сферах деятельности нашей жизни. В следующем параграфе мы рассмотрим, как ЗОЖ помогает достигать успеха.
1.2. Успех. Успешность
Я – капитан своей души,
Я – хозяин своей судьбы.
Уильям Хенли
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, успех – это «удача в достижении поставленной цели, общественное признание».
Как сказал Уильям Хенли, каждый «хозяин своей судьбы» - успех человека зависит от него самого. Он заключен в двух составляющих: положительный склад ума и конкретные действия, направленные на достижение цели.
Значение положительного склада ума очень велико. Например, взять какого – нибудь нищего, который, сидя в кресле – каталке, просит милостыню с чашкой в руке. Он сам себя оправдывает тем, что после тяжелой болезни лишился возможности ходить. Но ведь остальные части тела у него здоровы, и самое главное – у него здоров мозг. Но в данный момент этот человек выбрал путь страха. Так как его мозг не принимает никаких решений, а его тело постоянно находиться в пассивности, бездействии, то и эти, пока еще здоровые, части его тела вскоре полностью атрофируются.
Но был в Вашингтоне один человек, которого постигло такое, же несчастье – он не мог самостоятельно передвигаться. Но он выбрал совсем иной путь. Когда ему пришлось выбирать, по какой дороге идти – страха или веры, он выбрал последнюю, и она привела его в президентское кресло в Белом доме. Этого человека звали Рузвельт. Он компенсировал свой физический недостаток сильной волей и высоким интеллектом. До сих пор Рузвельта вспоминают, как самого активного и самого деятельного президента США.
Есть много примеров людей, выросших в бедных семьях, добившихся высокого места в обществе и накопивших огромные состояния. Это типичный пример представления для многих людей успеха. Такой успех можно назвать материальным. Но есть более важный успех – самосовершенствование, накопление духовных богатств, т.е. приобретение ценных нравственных качеств, самодисциплина, умение учиться на ошибках своих и других, инициативность.
Из этого мы делаем вывод, что здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в тоже время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Это стиль жизни, способный обеспечить успех каждого человека.
1.3. Великий человек
Человек с ясной целью будет
продвигаться даже по самой тяжкой
дороге, человек без всякой цели не
продвинется и по самой гладкой дороге.
Великие люди были во все времена и во всех странах. Великими считали и художников, и ученых, и спортсменов, и политических деятелей. Сейчас к ним еще относят звезд эстрады. В наше время довольно полно сформировалось понятие «великий человек»:
Великий человек – человек, достигший высоких результатов в какой – либо сфере деятельности, ставший примером для всех, поведший людей за собой, открывший новые методы изучения, использования каких–либо предметов или явлений, достигший признания окружающих.
В русскую историю вошло немало людей, чьи целеустремленность и здоровый образ жизни достойны внимания и подражания. Согласитесь, что просто так достичь звания «великий человек» невозможно! Иначе бы простые заурядные люди могли добиться признания окружающих. Только яркие, волевые люди с крепким физическим здоровьем, устойчивой психикой могут преуспеть в сегодняшнем мире.
Великий человек – это человек, превосходящий других в какой – либо области жизни. Это люди, чьи имена вошли в историю, сделавшие вклад в развитие науки, политики или искусства. Великий человек – это не просто талантливый человек, а человек, сочетающий в себе гениальность и большую тягу к труду, благодаря чему сделавший многое для окружающих.
Неоценимое счастье в нашей жизни – здоровье. Его сохранение в значительной мере зависит от того, как мы к нему относимся. Утраченное здоровье мешает воплощению задуманных планов, закрывает дорогу к осуществлению многих замечательных замыслов и совершений. Успех человека невозможен без хорошего здоровья. Формула успеха состоит из множества слагающих: обучение и использование знаний и умений, опыта людей, самодисциплина, сила воли, забота о физическом здоровье. Преуспеть в жизни и завоевать признания окружающих людей в определенной степени стать великим человеком.
Глава 2. Здоровый образ жизни
полководца А.В. Суворова
2.1. Физическое развитие
Примером отличия русской доблести, гением русской военной славы, в истории стало имя полководца Александра Васильевича Суворова. И в нашей работе он стал примером. Он благодаря Здоровому Образу Жизни, целеустремленности он добился небывалой славы.
Александр Суворов родился 13 ноября 1729 года в семье прапорщика Преображенского полка Василия Ивановича Суворова в Москве. Природа наделила его слабым здоровьем, но мальчонка страстно желал служить, и потому взялся закаливать свой организм, вел самый аскетичный образ жизни, во всем стараясь подражать любимым полководцам древности «Ну где же тебе быть военным! – смеялся над ним отец. Ты и ружья не поднимешь!» Слова отца огорчили Суворова. И он решил закаляться.
Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет легкую курточку и целый день проводит на улице. Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто и не думает купаться, а Суворов - бух в студеную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, научился хорошо ездить верхом. В отцовском имении он ждет проливного дождя, чтобы проскакать на лошади под секущими струями, когда грохочет гром и сверкают молнии. Потом, став командиром, он всегда будет в самой гуще боя, его тонкая шпага будет разить неприятельских гренадеров в рукопашных схватках, он будет в осенние холода носить летний всему полотняной китель и сменит его на теплый только тогда, когда войску выдадут зимнее обмундирование
Суворов добился своего. Вскоре поступил на военную службу в семеновский полк. Погрузившись в солдатскую среду, Суворов не мог не понести на себе её влияния. Он сроднился с армией навсегда, дух русского народа укоренился в нем. Суворов бил службу во всех ее тягостных подробностях. Почистив ружье, он говорил: «Жена моя в надлежащем виде». Поразительно, что острый критический ум Суворова молчал при виде всех глупостей армейского быта. Кармически он должен был снести все, и поднять военную славу России на небывалую высоту. Ревностное отношение к службе сразу же выделило Суворова среди других семеновцев. Ему стали даваться ответственные поручения. Молодцеватого солдата приметила даже царица Елизавета. Когда он стоял на посту, она хотела наградить его рублем, но он ответил, что стоит на посту и не имеет права брать деньги. Тогда царица положила деньги к ногам солдата: «Возьми, когда сменишься».
В 58 лет (1787г.), уже, будучи фельдмаршалом, Суворов остался таким же требовательным и к себе, и к своим солдатам. Все, что было заложено в нем с детства, осталось с ним на всю жизнь. Привыкший к постоянным тяготам и лишениям военной службы, он не позволял себе расслаблять и в мирной жизни. Известен такой факт. Императрица Екатерина Великая приглашала своего любимца на балы. Оставаясь ночевать, он просил постелить ему соломы и ложился спать, укрываясь тонким солдатским плащом.
В 70 лет Суворов повел свою армию в военный поход через Альпы. Страшными были эти места, неприступными были горы. Первым препятствием стал Сен - Готард – вершина горы. Три раза пытались преодолеть эту преграду русские солдаты. И, наконец, удалось. Преодолев Сен-Готард, русские спустились в ущелье Рейсы. Через реку на высоте тридцати метров перекинута узкая каменистая арка. Зловеще навис над пропастью Чертов мост. Центральная часть моста взорвана французами.
Но не отступили войны Суворова перед этим препятствием. С помощью ремней и веревок связали бревна, навели мост. Одолели и эту преграду, и вышли в Муттенскую долину. Здесь их ожидала свежая и сильная армия генерала Массены. Казалось, победа должна быть на стороне противника: слишком измучены были переходом русские солдаты. Да и по численности они уступали французам. Массена уже радовался победе, однако его надежды не оправдались. Русские заманили противника вглубь долины и разгромили французов.
Но перед армией Суворова предстали новые войска, Русские были окружены. Единственным выходом был снежный хребет Панике. Только перейдя его можно было спастись. Хребет считался непроходимым. Единственная тропинка обледенела. Внизу зияли пропасти. Срывались камни, срывались люди. С диким ржанием падали в бездну лошади. За одну ночь поднялись русские войска на снежный хребет.
Таким же мучительным был и спуск с вершины. Многие погибли – разбились о камни, но еще больше спаслось. Армия Суворова преодолела непреступную преграду. Позади остались холода и ветры. Альпы были покорены!
За Альпийский переход Александру Васильевичу Суворову был присвоен чин генералиссимуса русской армии. Этот поход был последним в жизни великого полководца. Считают, что генералиссимус Суворов провел 60 сражений и боев и одержал 60 побед. Правильнее будет считать их на одну больше: 61 сражение и 61 победа. Первый бой – с собственной слабостью и победа, одержанная над ней, должны быть по справедливости отнесены к самым знаменитым и удивительным победам полководца.
2.2. Нравственное воспитание
Не только физически закалялся Суворов, он постоянно учился. Подход Суворова к обучению можно уподобить подходу «обучающейся организации». Именно он впервые сказал: «ученье – свет, а неученье – тьма». Суворов для обучения своих использовал любую предоставляющуюся возможность. Проходит дивизия мимо монастыря с высокими крепостными стенами – Суворов тут же командует: «Штурмовать монастырь». Прошло сражение – два – три часа длиться «разбор полетов», с максимально подробным освещением всех удачных и неудачных моментов. В войсках, кроме того, что каждый командир был ответственен за обучение своих войск, еще имелся особо поддерживаемый Суворовым институт ветеранского наставничества и специально введенный им, институт экзирцимейстеров на уровне рядового состава, т.е. лиц непосредственно отвечающих за обучение личного состава. Суворов так же поощрял самостоятельную военную подготовку офицеров, подавая им в этом пример, рекомендуя к чтению, самые передовые источники военной мысли.
Конечно, такой тотальный системный подход к обучению личного состава не мог не дать результатов. Высокая профессиональная выучка добавляла суворовским солдатам уверенности в своей непобедимости. Вот и выглядели суворовские чудо – богатыри в глазах других «взрослыми» по сравнению с «детьми».
Суворов не стесняется, когда это необходимо, выглядеть резонером – и моральная оценка того или иного человека для него всегда первостепенна. Говоря о своем любимом герое древности – Юлии Цезаре, он делает важное добавление: «если бы я был Цезарь, то старался бы иметь всю благородную гордость души его, но всегда чуждался бы его пороков». Без последствий оговорки суворовское отношение к Цезарю непредставимо. Разумеется, христианская мораль отличала Суворова от античных героев. Но не каждый из современников и потомков Суворова столь четко задумывается над этой проблематикой. Для Суворова это было важным признанием, он осознавал, насколько слабым и уязвимым мог стать даже великий герой, вступив на путь порока.
Будучи сам очень религиозным человеком, он также развивал религиозное чувство у своих подчиненных. Ни одно крупное сражение у него не начиналось без церковной службы, которая чаще всего, в силу Суворовской стремительности, совершалось не перед боем, а вместе с боем. Неграмотных солдат он учил молитвам. Беспощадный к врагам на поле боя, он был очень милосерден к ним после их поражения: пленных поляков просто отпускал домой, пленным французам возвращал их шпаги. За свою жизнь Суворов отдал только один приказ о смертной казни, когда был пойман во время швейцарского похода французский шпион. В его времена, когда к солдату было принято относиться как к неодушевленному предмету, он сам себя с гордостью называл солдатом, и говорил о том, что солдат для отечества превыше всего.
Огромное значение Суворов придавал развитию национального достоинства русского человека, которое базировалось у него на чувстве человеческого достоинства. «Кто любит свое Отечество, - говорил он, - тот подает лучший пример любви к человечеству». Суворов безгранично верил в несокрушимую мощь русского духа. Вот несколько высказываний Суворова, демонстрирующих эту веру:
Эта вера удесятеряла его собственные силы и силы его солдат, позволяя молниеносно разбивать иногда в несколько раз превосходящие силы противника.
Кредо Суворова – воспитателя лаконично сформулировано в письме к Александру Карачаю – крестнику великого полководца и боевого товарища, венгерского генерала:
«Любезный мой сын, Александр!
По званию военного человека вникай прилежно в сочинения Вобана, Кугорна, Кюрасса, Гюбнера; учись отчасти богословию, физике и нравственности. Внимательно читай Евгения, Тюреня, записки Юлия Кесаря, Фридриха Второго, первые части Роленовой истории и мечтания графа де Сакса; языки полезны для словесности, упражнения в верховой езде, в шпажном искусстве и фехтовании.
Военные добродетели суть: отважность для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала. Военачальник, руководствуясь порядком и устройством, владычествует с помощью неусыпности и предусмотрения.
Будь откровенен с друзьями, умерен в нужном и бескорыстен в поведении. Пламеней усердием к службе своего государя.
Люби истинную славу; отличай честолюбие от надменности и гордости.
Привыкай заранее прощать погрешности других и никогда не прощай себе своих погрешностей.
Обучай ревностно подчиненных и подавай им пример собою.
Непрестанное упражнение в том, как все обнять одним взглядом, учинит тебя великим полководцем. Умей пользоваться местоположением.
Будь терпелив в военных трудах; не унывай от неудач. Умей предупреждать обстоятельства ложные и сомнительные; не предавайся безвременной запальчивости.
Храни в памяти своей имена великих людей и руководствуйся ими в походах и действиях своих с благоразумием, не призирай никогда неприятеля своего, каков бы он ни был; старайся узнать его оружие и способ, как оным действует и сражается; исследуй силы и слабость его.
Привыкай к деятельности неутомимой.
Да возвысит тебя бог до мужественных подвигов знаменитого Карачая».
Эти Суворовские заветы издавна изучались в кадетских корпусах российской империи, а позже – и в советских суворовских училищах. Они и поныне остаются девизом российской армии, основой воспитательной системы военно-учебных заведений. Вряд ли возможно выразить суть воинской доблести с большим лаконизмом. Помимо прочего, это письмо показывает, сколь убедителен был Суворов в дидактике, в нравоучениях. Мы видим, что, помимо стоической силы воли и умения вложить все силы в главный порыв. Суворову было свойственно аналитическое отношение к жизни.
В чем секрет побед великого полководца? Конечно, в гениальном таланте, в знаниях, которые Суворов и не таил не от кого. Он даже написал книгу «Наука побеждать», где рассказал обо всех своих секретах. Некоторые из них стадии знать даже школьники. Но самое главное заключается в том, что Суворов умел понимать и уважал своих подчиненных.
В армию тогда приходили молодые ребята из крепостных крестьян, неумелые, неграмотные. Великий военачальник так обучал их, что они становились чудо – богатырями, орлами. Он воспитывал в солдатах чувство любви к Отечеству, человеческое достоинство, храбрость, находчивость. Во время учений с них пот катил градом, а Суворов подбадривал: «Тяжело в ученье, легко в походе». В походе он всегда с войском. Умел пошутить, подбодрить в трудную минуту.
О разных случаях ходили легенды. В одном бою дрогнули солдаты перед многочисленным противником. «Так, ребята, заманивай, заманивай!» Смешно стало бежавшим и стыдно. А Суворов уже приказывал им остановиться, повернуть и – вперед, в штыки, ура!
Воины любили своего полководца, шли за ним бесстрашно и побеждали. А он помнил всю жизнь имена многих солдат, которые пережили с ним и радость, и горе не одного сражения.
Педагогическое наследие Александра Васильевича Суворова стало идейной основой отечественной армии и военно-учебных заведений. Суворовское наследие изучали ученики полководца – его младшие боевые товарищи. Позже Суворов остается лицом Российской армии, и поныне олицетворяя героические традиции, а также стратегический ум. Это осознают не только в России. Зарубежные авторы традиционно преуменьшают военные заслуги Суворова (к этому сам полководец привык при жизни, отмечая, что «наемные историки» в своих кривых зеркалах представляют русских пигмеями), но и они отмечают, что «его стратегия оставалась образцом для русской арии во время Второй мировой войны и в период холодной войны. Суворов не только был создателем тактики будущего, но и образцом, которому подражали его последователи» (М. Ли Лэннинг. Сто великих полководцев. М., Вече, 1998). И верно, образ Суворова стал для нашей армии лучшим воспитательным примером.
Популярность книг о полководце, кинофильма «Суворов» (вышел на экраны в 1940 году), суворовских плакатов в Красной армии и брошюр, адресованных командирам Красной армии, говорит сама за себя. Не случайно появление суворовских училищ, созданных по образцу кадетских корпусов старой России, но с явным акцентом на суворовское наследие (до революции имя Суворова носил один из кадетских корпусов – Варшавский). История суворовских училищ – это, безусловно, важный этап в развитии идей полководца. Суворовцы – ребята школьного возраста – изучали биографию А.В. Суворова, а суворовские афоризмы – заветы молодым солдатам – накрепко врезались в память с первых шагов в училищах. За каждым срезом жизни училищ мы видим грандиозную фигуру Суворова. Строгий распорядок дня, физические упражнения, гигиена – все подкреплено авторитетом великого полководца.
Сам же о себе Александр Васильевич Суворов говорил: «Я должен сказать вам, что я лил кровь ручьями. Трепещу, но люблю моего ближнего; в жизнь мою никого не сделал я несчастным, не подписал, ни одного смертного приговора, не раздавил моей рукой, ни одного насекомого, бывал, мал, бывал велик!»
Заключение
Без физического и душевного здоровья
человека долголетия быть не может.
И.И.Мечников В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия.» И, изучив биографию А.В. Суворова мы видим он всего этого достиг. Во-первых, физического: этот, от природы болезненный человек, благодаря ответственному отношению к здоровью и поставленной цели до последних дней семидесятилетней жизни сражался на поле со своими солдатами ни, не проиграв при этом ни одного сражения. Император ПавелI очень верно оценил Суворова, после перехода через Альпы: «Побеждая всюду и во всю Вашу жизнь врагов Отечества, Вам недоставало одного – преодолеть и саму природу, но Вы и над нею одержали ныне верх». Полководцу было 70 лет. Во-вторых, достигнув своего духовного совершенства Суворов стал великим воспитателем и своих солдат, их детей и создал воспитательную систему для последующего поколения в книге «Наука побеждать» Пример духовности – это вся его жизнь, как он сам советовал брать пример с великих мужей древности, и пойти за ним. Любить Бога, а значит бороться со злом и неправдой, как это делал Суворов. Любить свое Отечество, как любил его Суворов, в любой миг готовый отдать жизнь свою для его блага. Подражать Суворову в любви к людям, его ненависти к войне, его умению воевать, его жажде к деятельности, его тяге к творчеству... Во всем, за что брался Суворов, виден его гений: талантливый писатель, блистательный поэт, гениальный полководец участвовал в семи войнах, не зная поражений, провел 60 сражений, с его именем связаны самые блестящие страницы русского оружия. А это уже социальный успех! Таких результатов он достиг именно целенаправленной деятельности. И каждый человек, взяв в пример жизнь и деятельность А.В. Суворова может достигнуть успеха. Тем более, анкетирование учащихся и анализ их (приложение №1), показывает, что у учащихся 8 классов нашей школы отношение к здоровому образу жизни положительны. Значит с нашей стороны, надо пропагандировать положительные примеры здорового образа жизни. С этой целью результаты нашей работы можно использовать на уроках истории, на внеклассных мероприятиях. Для этого мы поместили викторину о жизни полководца (приложение №2), интересные рассказы о жизни А. В.Суворова «Прошка», «Медаль» (приложение№3,4).
Это только один пример из истории, в дальнейшем нам хотелось бы найти и исследовать жизнь и деятельность тех, кто благодаря здоровому образу жизни стал успешным.
Из воспитательной системы А.В. Суворова мы взяли выдержки, которые бы рекомендовали для всех, кто хочет быть здоровым:
Список литературы
Не славы ради …Биографические рассказы о великих русских людях. 2-е изд., испр.-М.,1998.
работ. Вып.№16. Ханты-Мансийск, 2006 г.
4. Оранский И.Е. Будьте здоровы! Свердловск: сред.- урал.кн.изд-во,1988.
5. Педагогика Здоровья. Сборник научно – методических трудов. Выпуск 4. Ханты – Мансийск. 2006 г.
6. Суворов А.В. Наука побеждать. –Воен. издат.
7. Шибкова Д.Ш.- Наука быть здоровым: Учебное пособие для учащихся.
Челябинск: УОЖ Урал .кн .из-во,1997 г.
Приложение
Анкета для 8-9 классов
Цель: определение среди учащихся количество человек, соблюдающих здоровый образ жизни, причины не соблюдения. Выявление целеустремленности у ребят.
Анкетирование:
1. Режим дня – соблюдается
соблюдается частично
не соблюдается
2. Двигательная активность – недостаточная
ограниченная
достаточная
оптимальная
3. Личная гигиена - соблюдается
соблюдается частично
не соблюдается
4. Вредные привычки – употребление алкоголя
табакокурение
наркотическая зависимость
отсутствуют
5. Рациональное, сбалансированное питание – да
частично
нет
6. Занятие спортом – постоянно
регулярно
редко
никогда
7. Как вы думаете, помогает ли ЗОЖ достигать успеха в жизни?
8. Знаете ли вы примеры людей, достигших успехе, благодаря ЗОЖ?
9. Наличие цели в жизни – да
частично
нет
10. Напишите, что помогает вам в достижении вашей цели.
Результаты анкетирования
Анкетирование проводилось среди учащихся 8 классов. Всего участвовало 36 человек.
Первый вопрос – соблюдение режима дня
Второй вопрос – оценка двигательной активности.
Третий вопрос – соблюдение личной гигиены.
Четвертый вопрос – наличие вредных привычек.
Пятый вопрос – оценка рациональности питания
Шестой вопрос – занятия спортом
Седьмой вопрос – помогает ли ЗОЖ достигать успеха в жизни.
Восьмой вопрос – знание примеров людей, достигших успеха благодаря ЗОЖ.
Девятый вопрос – наличие цели в жизни.
По данным анкетирования выяснилось, что большинство респондентов частично соблюдают режим дня (86%). 8% опрошенных не соблюдают режим дня и только 6% соблюдают его. Двигательная активность у подростков оставляет желать лучшего – всего у 64% респондентов оптимальная двигательная активность, у 11% недостаточная, а у 25% достаточная. Вопрос о соблюдении личной гигиены – 97% процентов соблюдают правила личной гигиены, и лишь 3% соблюдают частично. Заставляет задуматься вопрос о вредных привычках – в возрасте 14 – 15 лет уже некоторые имеют вредные привычки (но еще не факт, что остальные писали полностью откровенно) У 86% респондентов нет вредных привычек, у 9% опрошенных есть тяга к алкоголю и у 6% табачная зависимость… Рационально питаются половина опрошенных, 42% оценивают свое питание, как частично рациональное, 8% нерационально питаются.
Что касается занятий спортом – 44% постоянно занимаются спортом, регулярно лишь 17% респондентов, 31% редко занимается спортом, и 8% никогда! Это еще одна проблема сегодняшней молодежи – нежелание заниматься спортом, и отсюда как следствие вытекает низкая двигательная активность. На вопрос помогает ли ЗОЖ достигать успеха в жизни, 83% ответили положительно, 6% отрицательно и 11% посчитали, что ЗОЖ помогает в достижении успеха в жизни частично. Более половины опрошенных (58%) не смогли назвать примеры людей, которые достигли успеха благодаря ЗОЖ, остальные назвали таковых. У 75% респондентов есть главная цель в жизни, у 3% нет цели, и 22% затруднились с ответом.
Мы видим, что ответы наших респондентов оптимистичны, главное они понимают ценность здоровья, но с нашей стороны надо пропагандировать положительные примеры здорового образа жизни так, как у 42% учащихся этот вопрос вызвал затруднения.
Цветок или сорняк?
Мост из бумаги для Киры и Вики
На горке
Каргопольская игрушка
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей