Презентация выполнялась для внеклассного мероприятия "Вот опять у ворот - Новый год!"
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_k_nam_idyot.ppt | 586 КБ |
Слайд 1
Откуда к нам идёт НОВЫЙ ГОД Команда «Деды Морозы»Слайд 2
Празднование Нового года в языческой Руси. Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу. На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.
Слайд 3
Празднование нового года после крещения Руси Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта По одной версии в конце 15 века православная церковь перенесла начало года на 1 сентября , что соответствовало определениям Никейского собора. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот. Таким образом, новый год стали вести с 1 сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей.
Слайд 4
Нововведения Петра I в празднование нового года В 1699 году Петр I издал указ и началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год». Однако, новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова.
Слайд 5
В Петровском указе писалось: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...". Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.
Слайд 6
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.
Слайд 7
Новый год при советской власти. Смена календаря. После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство стран давно перешло на григорианский календарь, принятый еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому. 24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник. В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня. В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Слайд 8
Старый Новый год Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года.Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима. Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.
Слайд 9
История Деда Мороза Откуда же возник этот персонаж с белоснежной бородой? Оказывается, вначале люди не ожидали от Деда Мороза подарки, а… преподносили их ему сами! В давнишние поры славяне верили, что от горестей и бед людей оберегают древние духи предков, такие как Дед Мороз. И, чтобы они стати благодушными, их нужно умилостивить. Больше всего похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных побасенок Морозко. Это Дух Зимы — строгий, порой недоброжелательный, бранчливый но справедливый. Другое имя властителя Зимы с крутым нравом — Дед Трескун, ибо именно он насылал на землю трескучие морозы. В России конкретное имя этого персонажа предстало не сразу. Величали дарителя и Дедушка Николай, добрый Морозко, мороз Елкич… Но понемногу свое место у елки прочно получил Дед Мороз. Из злобного персонажа, которым родители пугали детей, Мороз превращается в добросердечного волшебника, владыку зимнего леса, образовывающего зимний праздник. Живет Дед мороз в лесу и дружит с лесными обитателями и птицами. Первоначально шуба его была синей (как указывающий знак на северное, холодное происхождение), на дореволюционных открытках можно встретить и лилейного Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще приходит в киноварном костюме, бывает что и в сапфировым шубе. Его образ складывался веками, и каждый вносил в него свою лепту. Но остается среди вымышленных и фантастических предков Деда Мороза и реальные — Николай — прообраз Деда Мороза
Весёлая кукушка
Алые паруса
Позвольте, я вам помогу
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Рисуем крокусы акварелью