Многие русские писатели в своем творчестве обращались к образу подростка, его интересам, проблемам. Образы подростков интересны тем, что отражают особое психологическое состояние молодого человека. Подросток старается показать себя самостоятельным, уверенным, но на самом деле еще не готов к полноценной взрослой жизни. Отсюда и возникает личностный конфликт, который находит свое отражение в литературе. Для анализа мы взяли две повести В.Железникова о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.
Цель данной работы: на произведениях В. Железникова проследить, изменился ли внутренний мир подростка в произведениях разного периода. (70-80-ых гг. 20-го века, 2000-е годы).
XIX городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»
Образ подростка в произведениях В. Железникова
(на примере повестей «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков»)
Автор:
Васильченко Светлана Сергеевна, ученица 6А класса,
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ишима»
Научный руководитель:
Казанцева Елена Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ишима»
Российская Федерация, Тюменская область, г. Ишим
2017 г.
Образ подростка в произведениях В. Железникова
(на примере повестей «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков»)
Васильченко Светлана,
Россия, г. Ишим, МАОУ СОШ №4, 6 класс
Аннотация.
Многие русские писатели в своем творчестве обращались к образу подростка, его интересам, проблемам. Образы подростков интересны тем, что отражают особое психологическое состояние молодого человека. Подросток старается показать себя самостоятельным, уверенным, но на самом деле еще не готов к полноценной взрослой жизни. Отсюда и возникает личностный конфликт, который находит свое отражение в литературе. Для анализа мы взяли две повести В.Железникова о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы [2].
Цель данной работы: на произведениях В. Железникова проследить, изменился ли внутренний мир подростка в произведениях разного периода. (70-80-ых гг. 20-го века, 2000-е годы).
Методы исследования:
1. Изучение литературы и материалов сети Internet.
2. Систематизация и обобщение полученных знаний
3. Опрос школьников
4. Анализ и обобщение полученных данных.
Выводы: образ подростка в литературе конца ХХ – начала ХХI века меняется.
В. Железников в своих повестях отражает изменения самой жизни, которые влияют и на детей, и на взрослых.
Анализируя образы героев, мы выяснили, что сам по себе подросток не поменялся. Все герои в той или иной мере отмечены чертами, присущими детям в переходном возрасте.
Но подростки указанных произведений находятся в разной среде: герои «Чучела» живут в социалистическом обществе, а герои повести «Чучело-2» в капиталистическом государстве.
Не только отношение в семье и характер, но и социальная среда формируют взгляды на жизнь.
В повести «Чучело» герои постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать. Подросток 70-80-х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева из повести «Чучело».
Подростки 90-х сталкиваются не только со сверстниками, но и с жизнью. В них уже нет стремления к идеалам и приключениям. Они оказываются в сложных жизненных ситуациях, проходят серьезные испытания. В результате подростки, у которых нет еще достаточного опыта, совершают поступки, которые окажут влияние на дальнейшую жизнь. Так, Костя в произведении «Чучело-2» оказывается в тюрьме.
Образ подростка в произведениях В. Железникова
(на примере повестей «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков»)
Васильченко Светлана,
Россия, г. Ишим, МАОУ СОШ №4, 6 класс
План исследования
Многие русские писатели в своем творчестве обращались к образу подростка, его интересам, проблемам. Образы подростков интересны тем, что отражают особое психологическое состояние молодого человека. Подросток старается показать себя самостоятельным, уверенным, но на самом деле еще не готов к полноценной взрослой жизни. Отсюда и возникает личностный конфликт, который находит свое отражение в литературе. В произведениях писателей разных лет подросток представлен по-разному. Писатели пытаются определить, что оказывает влияние на характер и действия подростка. Эта проблема интересовала писателей в различные периоды и продолжает подниматься сейчас.
Из общего потока современной подростковой литературы выделяются произведения Владимира Железникова. Для анализа мы взяли две повести В.Железникова о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.
Эта особенность определила актуальность нашего исследования.
Цель данной работы: на произведениях В. Железникова проследить, изменился ли внутренний мир подростка в произведениях разного периода. (70-80-е гг. 20-го века, 2000-е годы)
Задачи:
1. рассмотреть, как изображается образ подростка в современной литературе;
2. изучить характеры героев произведений В. Железникова, мотивы их поступков;
3. выявить сложные ситуации в мире персонажей повестей и причины их возникновения;
4. провести анкетирование на выявление круга проблем подростков;
5. проанализировать анкеты учащихся 6 классов МАОУ СОШ №4 г.Ишима;
6. обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.
Объект: подросток на страницах повестей В.Железникова «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков» и подросток в жизни.
Предмет: проблемы героев произведений современной литературы и современных подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что внутренний мир подростка в произведениях разного периода В. Железникова меняется. Внешние и внутренние проблемы героев произведений современной литературы отражают проблемы сегодняшних подростков.
Научная новизна нашей работы обусловлена тем, что творчество В. Железникова мало изучено, в критической литературе рассматривается обзорно.
Практическая значимость определяется возможностью использования её результатов в изучении современной русской литературы, стать предметом обсуждения на внеклассных мероприятиях. Материалы исследования могут применяться в качестве дидактического материала на факультативных занятиях по предмету, а также в качестве аргумента по литературе при написании задания блока С1.
Материал исследования
В ходе работы мы опирались на художественные произведения Железникова В.К. «Чучело», «Чучело-2, или игра мотыльков», а также на Интернет-ресурсы, посвященные его творческой биографии.
Библиография:
1. Владимир Карпович Железников. http://edu4.shebekino.ru/
2. Владимир Карпович Железников. http://imhonet.ru/
3. «Игры мотыльков» - «Чучело» новой России. http://hghltd.yandex.net/
4. Железников Владимир Карпович. http://dic.academic.ru/
5. Железников В.К. «Чучело». М., 1989г.
6. Железников В.К. «Чучело – 2, или игры мотыльков». М.,2005г.
Образ подростка в произведениях В. Железникова
(на примере повестей «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков»)
Васильченко Светлана,
Россия, г. Ишим, МАОУ СОШ №4, 6 класс
Научная статья
Введение
Многие русские писатели в своем творчестве обращались к образу подростка, его интересам, проблемам. Образы подростков интересны тем, что отражают особое психологическое состояние молодого человека. Подросток старается показать себя самостоятельным, уверенным, но на самом деле еще не готов к полноценной взрослой жизни. Отсюда и возникает личностный конфликт, который находит свое отражение в литературе. В произведениях писателей разных лет подросток представлен по-разному. Писатели пытаются определить, что оказывает влияние на характер и действия подростка. Эта проблема интересовала писателей в различные периоды и продолжает подниматься сейчас.
Глава 1. Образ подростка в русской литературе. Обзор литературы.
В 19 веке книги о детстве – особые. Они написаны от первого лица и основаны на собственных впечатлениях писателей, на воспоминаниях детства. К таким произведениям принадлежат «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Детство Темы» и «Гимназисты» Н.Г. Гарина-Михайловского, «Детство» Л.Н.Толстого и другие. Эти книги заставляют подростка заглянуть в себя, попытаться понять сложный мир взрослых, впервые поставить перед собой сложные философские вопросы, над которыми с рождения и до смерти бьется мыслящий человек. Что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни? Как самому избежать дурных поступков? Что есть страдание, и можно ли прожить жизнь без страданий? Что есть счастье, любовь? Что есть смерть? И в итоге: что есть жизнь, для чего жить? Эти проблемы решали подростки далекой дворянской культуры.
В русской литературе 20 века для детей писатели анализировали взаимоотношения подростков с взрослыми, причины недопонимания ими друг друга, а также причины правонарушений среди подростков как способ заявить о себе и способ занять свою нишу в этом мире.
Образу подростка особое внимание уделялось в произведениях русского писателя Анатолия Алексина. Некоторые исследователи отмечают воспитательную ценность его творчества. Он написал такие произведения, как: «В одном пионерском лагере», «О дружбе сердец», «Школа на новом пути» и т.д.
Владислав Крапивин в своих произведениях начинает указывать на причины поведения подростка, на формирование его характера. При этом писатель обращает внимание на присутствие или отсутствие родителей в жизни подростков, на социум, окружающий ребенка. Он написал такие произведения, как: «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Мальчик со шпагой» и так далее.
В настоящее время работают несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделяют немалое внимание подростковой теме. Это такие авторы, как Евгений Лобанов, Елена Палтусова, Людмила Матвеева, Тамара Крюкова, Владимир Железников, Олеся Дзюба, Тамара Михеева, Галина Гордиенко .
Особое место в литературе 90-х-2000-х годов занимает творчество Екатерины Мурашовой. В центре некоторых ее произведений также возникает образ подростка. Прежде всего, это повести «Обратно он не придет» и «Класс коррекции».
Современная литература о подростках содержит приметы сегодняшнего дня: в основе многих произведений лежит нарочитая остросюжетность (катастрофы, криминальность, рыночные отношения).
Как правило, герои современной литературы о подростках - обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Часто они не уверены в себе, не принимают свою внешность и даже стыдятся ее. Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость: это может быть школьный конкурс красоты - в повести Л. Матвеевой «Конкурс красоты в 6 А», неудачная влюбленность - в произведении Е. Липатовой «Девочки», побег из дома - в повести Г. Гордиенко «Девичья обида слепа», летние каникулы - в романе Г. Гордиенко «Столичная штучка».
Несмотря на свойственную произведениям современной подростковой прозы реалистичность в изображении характеров и событий, практически в каждом произведении есть доля фантастики или сказочного мотива. Например, в повестях Людмилы Матвеевой на выручку подросткам приходит экстрасенс, а герои Тамары Крюковой попадают в параллельный мир, где обретают свое «Я». Параллельный мир, куда герои получают доступ благодаря компьютерным играм, помогает подросткам почувствовать себя уверенными и самостоятельными и обрести такие качества, которые в реальной жизни были лишь предметом зависти самих героев. Например, в фантастических повестях Т. Крюковой «Гений поневоле», «Призрак сети», «Ловушка для героя» подростки попадают в вымышленные ситуации, где могут проявить мужество, находчивость, ловкость и ответственность. В реальной жизни они лишены этого, так как родители не воспринимают их равными себе и досаждают чрезмерной опекой. Данная особенность психологического возраста (желание поскорее стать взрослыми при отсутствии таковой возможности) подчеркивается всеми современными писателями.
Образ подростка в русской литературе разных лет меняется, меняются и способы анализа этого образа. Видно движение от примитивного представления о подростках как о добрых существах до развития образа, который являет собой агрессию по отношению к окружающим, что иногда выливается даже в совершение преступлений.
Из общего потока современной подростковой литературы выделяются произведения Владимира Железникова. Для анализа мы взяли две повести В.Железникова о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.
Глава 2. Жизнь и творчество Владимира Железникова.
При анализе произведений одного автора необходимо обратиться к его творческой и жизненной биографии, поскольку она может раскрыть некоторые особенности этих произведений и дать ответы на поставленные вопросы. Этим объясняется наше обращение к описанию жизни и творчества В.К.Железникова.
Владимир Карпович Железников – известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то дневники. «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще я выбрал не сразу. В годы войны я учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь юридический институт. Параллельно развивались мои занятия писательством». [1]
После юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт. Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале — случайность, как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно». [2]
Его первая книга – сборник рассказов "Разноцветная история" – вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. Тогда писателю было уже 32 года. Он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах все, что пережил и узнал лично, повел с читателем откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль.
В 1961 г. увидел свет его второй сборник рассказов «Хорошим людям – доброе утро». Лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова стал писательский призыв – жить по совести, защищать слабых и незаслуженно обиженных. В этом сборнике автора поставил и художественно решил сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых. В центре произведений Владимира Железникова стоят проблемы духовного развития растущей личности, которые решаются автором нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. С неподдельной искренностью в своих произведениях пишет он о человеческих чувствах, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями.
В.Железников ведет серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в повседневной жизни. Созданные им шедевры детской литературы — повести «Чудак из шестого «Б» (1962) и «Чучело» (1975) обрели вторую жизнь как классические кинофильмы «Чудак из пятого «Б» и «Чучело». Причем, он автор не только литературной первоосновы, но и сценариев этих фильмов.
В целом же литератор очень часто «изменял» поприщу изящной словесности, вновь и вновь помогая появиться талантливому произведению детского (и не только детского) кинематографа. Впервые подобное имело место в начале 60-х годов, когда его сценарий по собственной повести "Таня и Юстик" "материализовался" на малом, телевизионном экране. В 1965 году новый его сценарий, и опять по собственной повести, превратился уже в картину для большого экрана "Путешественник с багажом". Но Владимир Карпович не только "сам себе сценарист". Создавались и создаются им и оригинальные сценарии. Это, например, сценарий имевшего в свое время большой успех фильма "Серебряные трубы", повествовавшего о жизненном пути Аркадия Гайдара. Много было и кинематографических адаптаций произведений коллег по литературному цеху. С 1989 года он создает фильмы уже не только как сценарист, но и как продюсер, директор кинокомпании "Глобус", занимающейся производством в первую очередь детско-юношеских картин.
Особую реакцию читателей вызвала повесть «Чучело», которая была написана на основе жизненных событий. Герои этой книги – обыкновенные школьники, которые решают важные вопросы: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главная героиня Лена Бессольцева пережила драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но, благодаря ее способности к самопожертвованию и прощению, стремлению к правде, ее смелости в любви, она принимает правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.
Продолжить тему одиночества Железников решил в другой повести «Чучело – 2, или игра мотыльков». Главный герой Костя напоминает по своим внутренним качествам Лену Бессольцеву. Однако герои этой повести – подростки, которым уже 16-17 лет. Ошибки, совершаемые ими, гораздо серьезнее и влекут за собой тяжелые последствия (угон машины, сбитые люди, попытка самоубийства Глазастой и т.д.). Поэтому Косте, Зойке и остальным они обходятся дорого. Но писатель и в этой повести утверждает победу человеческих достоинств.
Книги Владимира Карповича Железникова переведены на многие языки мира. Они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Большинство произведений В. Железникова стало классикой отечественной детской литературы. Фильмы, снятые по его сценариям, также очень популярны у зрителей, особенно среди подростков.
Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и показывает их важность прежде всего для детей и подростков, которые проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими.
Глава 3. Образ подростка в произведениях В. Железникова (на примере повестей «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков»)
Стать настоящей личностью можно, только тогда, когда имеешь свои интересы, взгляды, убеждения и умеешь их отстаивать. К такому же выводу приходят герои В.Железникова.
Повесть «Чучело» рассказывает о непростых взаимоотношениях школьников. Железников показал образ подростка 70-80 годов. Здесь очень мало положительных героев. Образ Лены Бессольцевой, без сомнения, самый обаятельный в произведении. Это чистый, честный, искренний человек. Про таких говорят - светлый. У Лены Бессольцевой непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей. Поэтому я и уши тогда прятала под волосами» [5].
Но постепенно выясняется, что и внутренний ее мир также отличается от мира одноклассников. Им, находящимся под влиянием родителей и живущим теми же материальными ценностями, кажется непонятным увлечение Бессольцевых картинами, и за это они ее называют Чучелом. По всей видимости, это происходит потому, что этим подросткам не хватает той моральной основы, которая присутствует у их родителей и позволяет с уважением относиться к другому человеку, несмотря на его непохожесть.
Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.
Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите». [5] Но причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой.
Писатель обозначает такую проблему, как зависимость подростков от коллектива. Так, Рыжий, несмотря на положительное отношение к Ленке, старался скрывать его и поступал заодно с остальными. Это происходило потому, что он боялся высказать свое мнение. В этом отмечается схожесть взрослого и детского общества: они живут по одним и тем же законам.
Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, он кажется необыкновенным. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить Лену, в том, как он освободил собаку от живодера Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что, как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу.
В отличие от своих одноклассников Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.
Лена Бессольцева, несмотря на все испытания, не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.
Таким образом, подросток 70-80-х годов, по мнению В. Железникова, имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение и взгляды в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева.
В литературе периода конца ХХ – начала ХХI веков также возникает образ подростка. Он по-прежнему занимает важное место в творчестве В.Железникова. Однако нельзя говорить о том, что образ подростка в литературе этого периода не меняется. Это доказывает повесть В.Железникова «Чучело – 2, или игра мотыльков».
Название уже предполагает связь с «Чучелом». В этом произведении также присутствуют герои, внешне похожие на персонажей первой повести: Зойка на Ленку, Костя на Димку, Глазастая на Миронову, а Ромашка на Шмакову.
По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевой меняется на протяжении повести, он развивается. Если в ее начале Ленка бездумно поддерживает класс, действуя заодно с ними, то уже в финале она способна на протест против общества, которое ее предало. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Зойка же нравственно не так устойчива: она соглашается вместе с остальными угнать машину, не задумываясь при этом, что идет на преступление.
Главный герой этой повести – Костя. На первый взгляд, он похож на Димку Сомова: внешне красив, выделяется на фоне окружающих, способен быть лидером и является таковым, поскольку постоянно привлекает к себе внимание. Как и Димка, он способен на протест: « Еще маленьким, в пятом классе, поднял бунт: «Все вы притворщики! Родители и учителя!» Директору крикнул – из-за этого пришлось переходить в другую школу». [6] В нем есть положительное начало: он старается быть честным. Однако со временем он превращается в эгоиста, который думает лишь о себе. Он с презрением относится к чувствам и мыслям других людей. Мнение остальных его не интересует. Его мать это понимает: «…он все видит и слышит по-другому. Я уж пристраиваюсь к нему, пристраиваюсь, и слева, и справа, но редко достигаю успеха. Школу свою разнес в клочья». Костя показывает свое неприятие окружающих, не принимает их мыслей и чувств.
Угон машины герой не воспринимает как проступок: «Ну и что? Подумаешь… Угнал машину». [6] Костя не желает жить в соответствии с законом и моралью взрослого поколения и противопоставляет себя ему. Он пытается доказать, что без норм поведения в обществе можно жить.
Главная причина такого поведения, по мнению В.Желеезникова, кроется в воспитании. Мать Кости относится ко всему легкомысленно, думает о мужчинах, сорит деньгами. Конечно, она любит сына, но слишком балует его, исполняя все желания. Вследствие чего Костя всегда уверен в том, что он – лучший, что ему всё сойдет с рук.
Еще одна причина - окружение Кости, философия людей. В повести представлены люди, которые стараются жить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, эгоистично относясь к жизни. Так, герой Куприянов заявляет: «У тебя одна жизнь, другой не будет, так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы». [6] Именно поэтому Глебов, размышляя о причинах поведения Кости, приходит к выводу, что виновато во многом общество: «А кто виноват в духовной и нравственной путанице, которая царит в его голове? Не он ли сам и ему подобные, не окружающий ли мир, который Костя яростно отторгал? Отторгал, потому что был неспособен жить в притворстве и лжи?». [6]
Костя пытается сам себе доказать, что ничего противоречащего закону он не совершил. Однако когда понимает, что наказание за его проступок неотвратимо, в нем появляется злоба: «…Он сейчас ненавидел всех, потому что был один, среди темноты, холода и враждебного мира». [6] Его озлобленность доходит до предела, пока в суде разбирается его дело, вследствие чего герой даже не хочет отвечать за свой проступок.
Нравственная перестройка происходит в Косте уже в тюрьме, где он осознает, что любовь родных людей - самое главное для человека, что нужно уметь простить и понять. И осознать это помогла Косте его баба Аня, для которой родные люди были самыми дорогими. Она жила по Божьим законам, для нее важна человеческая душа. Бабушка Кости отказалась от своего дома, чтобы продать его ради нужд других. В этом ее сходство с Николаем Николаевичем Бессольцевым.
Образ Кости непрост: это образ запутавшегося подростка, который сумел пройти испытание и сохранить человеческие качества. Он смог понять, что главное для человека –сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних несмотря ни на что; что жить следует не для себя, а для других.
Таким образом, мы видим, что в зависимости от периода взгляд на подростка у В.Железникова меняется. В повести «Чучело», написанной в 70-е годы, герои постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать.
Следовательно, подросток имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева.
В повести «Чучело – 2, или игра мотыльков», написанной в конце 90х, подростки сталкиваются не только со сверстниками, но и с жизнью. Они оказываются в сложных жизненных ситуациях, проходят серьезные испытания. Это запутавшиеся подростки, дети из неблагополучных семей.
Писатель показывает, что, прежде всего, взрослые виноваты в том, что подростки оказываются в таких условиях. Они уделяют им мало времени, не замечают, что их тревожит, а иногда сами создают проблемы для них. Однако становится ясно, что и недостаток внимания, и его чрезмерность опасны, как в случае с Костей из повести «Чучело-2».
Кроме того, дети берут пример со взрослых, стараются подражать им. В результате подростки, у которых нет еще достаточного опыта, сталкиваются с жизнью, совершают поступки, которые окажут влияние на дальнейшую жизнь. Так, Костя в произведении «Чучело-2» оказывается в тюрьме.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: образ подростка в литературе конца ХХ – начала ХХI века меняется. В.Железников в своих повестях отражает изменения самой жизни, которые влияют и на детей, и на взрослых.
Подростковый возраст - период формирования личности. В. Железняков ставит вопросы, волнующие не одно поколение: как воспитать настоящего человека, как дать возможность личности развиваться, как сохранить духовное начало в условиях влияния материальной сферы?
Анализируя образы героев, мы выяснили, что сам по себе подросток не поменялся. Все герои в той или иной мере отмечены чертами, присущими детям в переходном возрасте. Это и внимание к собственной внешности, и интерес к противоположному полу
(влюбленность Ленки, игра в любовь Шмаковой), и желание выделиться, совпадающее с желанием быть как все (диктатура Железной Кнопки, страх общественного мнения Димки Сомова). Это и обострённое чувство своей значимости, появления мыслей об устройстве мира и своём месте в этом мире (выбор жизненной позиции у Лены и Железной Кнопки). Это и просто жажда общения, выбор приоритетов, желание справедливости.
Чем же обусловлены изменения в образах героев одних и тех же типов? Железников считает: социальная среда, отношение в семье и характер человека формируют его отношение к жизни.
Подростки указанных произведений находятся в разной среде: герои «Чучела» живут в социалистическом обществе, а герои повести «Чучело-2» в капиталистическом государстве. Отличительная черта советского общества - идейность. Советские люди способны на многое ради идеологии. Как раз в этот промежуток времени и попали герои произведения «Чучело». Ярким представителем советских убеждений является Железная кнопка. Она олицетворяет собой некоторые лозунги: «Кто не с нами - тот против нас», «Не болтай!», «Не умеешь - научим! Не захочешь - заставим!».
Что же касается произведения «Чучело-2», то в нём организация общества совсем другая. В это время СССР уже распался, и свойственные ему идеи исчерпали себя. Люди уже рассуждают о своём будущем с гораздо меньшим патриотизмом и амбициями. Каждый здравомыслящий человек понимает, что для благополучной жизни нужно получить соответствующее образование и найти достойную работу. Конечно, моральные и этические нормы никуда не делись, просто они перестали стоять во главе существования человека.
Тем не менее, В.Железников подчёркивает, что окружение делает героев такими, какие они есть. Неважно, в какой семье - богатой или бедной - вырос человек. Важны отношения. Семья Ленки Бессольцевой может жить в достатке, так как владеет богатейшей коллекцией картин, но дедушка ходит в заплатанном пиджаке, потому что считает себя лишь хранителем народного достояния. Он дарит результат дела всей жизни городу, не требуя ничего взамен. Наличие денег и благополучия или отсутствие таковых не влияет на характер ребёнка, если родители примером показывают своё отношение к миру, если учат своего ребенка. Предоставленные сами себе Миронова, Димка Сомов не могут сориентироваться во взрослом мире, выбирают ложные ценности. Социальная среда, окружение создают человека. Недаром говорят: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». У героев «Чучела» практически нет друзей. В советское время, когда все друг другу товарищи и братья на бумаге, в реальной жизни получается совсем наоборот. Даже учительница, внешне заботящаяся о детях, думает прежде всего о своём благополучии. Большинство людей попадают под влияние материальных ценностей – это серьезная проблема. Но гораздо важнее то, что эти люди не смогут воспитать духовную личность. Значит, с каждым поколением проблема сохранения души будет ставиться все острее.
Большое значение для формирования личности оказывает и чувство ответственности. Лена Бессольцева понимает состояние Димки Сомова, поэтому не выдаёт его толпе, чувствует нежность к дедушке, отдавшему свою коллекцию.
Глава 4. Практическая часть
Современные подростки очень отличаются от своих сверстников, чья пора взросления пришлась на конец 20 века. С целью выявления проблем, с которыми детям приходится сталкиваться в подростковом возрасте, учащимся 6-х классов МАОУ СОШ №4 было предложено ответить на вопросы анкеты, представленной на слайде. В анкетировании приняли участие 46 учащихся.
Результаты опроса показали, что более 56% респондентов привлекают отдельные школьные и классные мероприятия, и они в них принимают участие, но около 30% в них участвуют без особого желания.
30% опрошенных учатся с интересом и желанием хорошо закончить школу.
Более 67% респондентов считают, что в их семьях отношения хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту.
57% опрошенных ответили, что их больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа.
Столько же человек внимательно выслушают мнение взрослых людей, даже если с ним не согласны, и лишь 13% , когда взрослые учат, как нужно жить, делают вид, что
слушают, на самом деле слова взрослых для них пустой звук
39% прислушиваются к другим людям и учитывают их замечания, а 34% - не соглашаются, когда их за что-то критикуют.
50% опрошенных могут простить обиду, 41% - только своим друзьям и близким людям могут простить многие вещи, более 21% всегда или дают отпор, или долго не прощают обидчикам.
43% респондентов ответили, сто смогут противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников, почти 24% способны стать лидером группировки.
На вопрос «Какие подростковые проблемы вы можете выделить?» ребята выделяют следующие проблемы среди подростков:
Таким образом, результаты исследования показали, что современных подростков волнуют извечные вопросы, возникающие у детей на пути взросления. Проблемы моих ровесников, находят подтверждение в произведениях современной литературы, в частности в произведениях В.Железникова.
Приложение 1
Анкета для подростков
Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!
1. Активность
1. Общие школьные и классные дела меня не интересуют, я в них не участвую
2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания
3. Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие
4. Часто бываю организатором и активным участником коллективных творческих дел
2.Учёба
1. Не вижу смысла во всей этой учёбе
2. Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет
3. Учусь не хуже других по многим предметам
4. Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу
3. В моей семье
1. Отношения напряжены так, что я готов(а) уйти из дома
2. Отношения не совсем меня устраивают из-за частых ссор и конфликтов
3. Отношения спокойные, но иногда я чувствую себя лишним
4. Хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту
4. Планы на будущее
1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег
2. Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложится
3. Когда окончу школу, тогда буду думать, куда поступать или пойти работать
4. Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней
5. Интересы
1.Меня больше всего интересуют деньги и красивая жизнь
2. Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие
3.Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа
4.Меня больше интересуют такие ценности как самопознание, личностная самореализация, духовная и культурная жизнь общества
6. Я и учителя
1.Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство
2.Когда меня учат, как нужно жить, я делаю вид, что
слушаю, на самом деле их слова для меня пустой звук
3.Я прислушиваюсь только к тем людям, которых хорошо знаю и уважаю
4.Я внимательно выслушаю мнение взрослых людей, даже если я с ним не согласен
7.Мое мнение
1.Я всегда бываю прав, но почему-то не все взрослые так считают
2.Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь
3.Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым
4.Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их замечания
8.Отношение к обидчикам
1. Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам
2.Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь c обидчиком
3.Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи
4.Я могу простить обиду
9. Волевые качества
1.Я способен стать лидером группировки
2.Я умею жить по «понятиям»
3.Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным
4. Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников
10. Какие подростковые проблемы вы можете выделить?
Приложение 2.
Слайд 1
XIX городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Образ подростка в произведениях В . Железникова (на примере повестей «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков») Автор: Васильченко Светлана Сергеевна, ученица 6А класса, МАОУ СОШ № 4 г. Ишима» Научный руководитель: Казанцева Елена Станиславовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 4 г. Ишима»Слайд 2
Цель данной работы: на произведениях В. Железникова проследить, изменился ли внутренний мир подростка в произведениях разного периода (70-80-е гг. 20-го века, 2000-е ).
Слайд 3
Задачи : 1 . рассмотреть, как изображается образ подростка в современной литературе; изучить характеры героев произведений В . Железникова , мотивы их поступков; 3. выявить сложные ситуации в мире персонажей повестей и причины их возникновения; 4. провести анкетирование на выявление круга проблем подростков; 5. проанализировать анкеты учащихся 6 классов МАОУ СОШ №4 г.Ишима ;
Слайд 4
Объект : подросток на страницах повестей В.Железникова «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков» и подросток в жизни. Предмет : проблемы героев произведений современной литературы и современных подростков.
Слайд 5
Владимир Карпович Железников (1925- 2015)
Слайд 6
«Чучело» (1975)
Слайд 7
«Чучело-2, или игра мотыльков» (2000)
Слайд 9
Активность
Слайд 10
Учеба
Слайд 11
В моей семье
Слайд 12
Интересы
Слайд 13
Я и учителя
Слайд 14
Мое мнение
Слайд 15
Отношение к обидчикам
Слайд 16
Подростковые проблемы
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Сказка "Узнай-зеркала"
Медведь и солнце
5 зимних аудиосказок