Данная работа - исследование народного женского костюма, особенностей его развития от древности до наших дней.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 30.49 КБ |
МБОУ «Каменская основная общеобразовательная школа» Атюрьевского района
Исследовательская работа
Мордовский народный женский костюм Атюрьевского района
Выполнила ученица 6 класса: Шукшина Анастасия
Руководитель работы: Сиркина Марина Сергеевна
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Из истории мордовского женского костюма……………………………………6
Народный женский костюм Атюрьевского района…………………………….6
Символика народного мордовского костюма..…………………………………7
Заключение………………………………………………………………………..8
Список использованных источников……………………………………………9
Введение
Национальная культура − это история народа. Национальный костюм− это воплощение и выражение культуры и истории через века. Это душа народа, а чтобы понять душу, надо изучить историю и культуру. У каждого она разная и лучший способ увидеть это наглядно, через национальные костюмы. Национальный костюм – вещь неподдающаяся моде. Изучая его, мы изучаем историю наших предков. Каждый человек должен знать свою историю и культуру, чтобы сохранить себя в нашем меняющемся мире.
Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины. Народный костюм мордвы сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши. Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа.
Традиционный костюм мордовского народа имеет ярко выраженную этническую направленность, которая проявляется в особенностях покроя, выборе материала, украшениях, расположении декора. Ему свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль.
Актуальность темы исследования. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину − задача особенно актуальна сегодня. В настоящее время особое звучание приобретает проблема сохранения культурного наследия народов России, что обусловлено, с одной стороны, усиливающимся стремлением людей к возрождению национальной культуры, с другой − утратой многих традиционных ценностей в материальной и духовной сферах культуры. Возросшая в связи с этим необходимость всестороннего изучения народной культуры делает актуальным детальное исследование некоторых предметов.
Гипотеза в ходе исследования я познакомлюсь с историей женского костюма.
Данная работа – исследование народного женского костюма, особенностей его развития от древности до наших дней.
Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить, исторические материалы, литературу, собрать информацию о роли мордовского народного женского костюма в Атюрьвском районе.
Задачи работы: привить интерес к культуре своего народа и любовь к малой Родине, познакомиться с особенностями народного женского костюма, воспитать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.
Предмет исследования является национальный мордовский костюм.
Объект исследования – народный женский костюм Атюрьевского района.
Методы работы:
- теоретические: анализ литературы; посещение музеев, знакомство с бытом и культурой народа Атюрьевского района;
- практические: изготовление современного национального костюма.
Мордовский костюм – это настоящее произведение искусства. Издавна умение правильно одеваться передавалось из поколения в поколение, и сейчас остатки самобытного прошлого еще живут в сердцах жителей финно-угорских народов.
В ходе исследования я прочитала много литературы, чтобы больше узнать об истории мордовского костюма и о его назначении.
Область применения результатов. Эта работа даёт большие возможности для изучения истории быта, традиции нашего народа. Она поможет лучше познакомиться с жизнью, традициями своего народа, полюбить его и передать будущему поколению.
Свои материалы исследований я могу предложить как дополнительный материал на уроках истории, внеклассных мероприятиях.
Из истории мордовского женского костюма
В народе главным достоинством мордовской женщины считалось здоровье, сила, выносливость. Костюм, соответственно, должен был подчеркивать и «усиливать» эти качества. Напуск рубахи, многочисленные нагрудные и пышные набедренные украшения делали женскую фигуру впечатляюще весомой, словно вырастающей из земли. В праздничном наряде женщина являла собой завидную силу, энергию, самодостаточность, что в целом соответствовало представлениям народа о красоте. Орнаментальные и изобразительные мотивы украшений праздничных костюмов в металле, бусах, бисере, стежках вышивки имел глубоки смысл, превращавший украшение в оберег, талисман, адресованный духам, их добрым магическим содействиям, предохраняющим носителя одежды от бед.
Колоритным произведением рук мокшанских женщин предстает рубаха – панар. Даже сшитая для будней, она удивляет тщательным исполнением. Ее туникообразный покрой типичен для полотняной одежды многих поволжских народов.
Народный женский костюм Атюрьевского района
Традиционный костюм мордвы, особенно женский, очень самобытен и красочен. Никогда не был лишь средством защиты людей от воздействий окружающей среды, он вбирал в себя неповторимый характер, взгляды, обычаи, вкусы той или иной этнической группы, становясь, в конце концов, ее ярчайшим образным выражением, равно, как и знаком принадлежности человека к той или иной социальной и половозрелой группе. На протяжении веков национальный костюм четко указывал не только на пол и возраст человека, его социальный статус, профессиональную принадлежность, а во многих случаях и на место его жительства.
Во все времена народный костюм был обращен к человеку, к его повседневной жизни и потому был удобен во всех смыслах. Главное в женской одежде – разумная функциональность каждого элемента, легкость форм и конструкций. Никаких излишеств, даже способ раскроя был «безостатковым», когда ткань используется цельными полотнищами. И что особо необходимо подчеркнуть – на всем печать высокого вкуса. Благодатная природа льняного холста служила своего рода канвой, позволяющей выполнять вышивку без предварительного рисунка, который часто сковывал фантазию мастерицы. Узор отлично вписывался в прямоугольные полотнища, располагаясь по подолу, на низках рукавов и у линии их соединения со «станом», вокруг выреза горловины, вдоль разреза на груди. Таким образом, акцентировалась внимание на открытых плоскостях костюма.
Символика народного мордовского костюма
Мокшанскую вышивку Атюрьевского района отличало орнаментальное многообразие, которое требовало от мастерицы большого знания техники вышивания по счету. От пяти до десяти различных композиций объединялись с соответствующими приемами шитья в отделке одной мокшанской рубахи. Многие мотивы вышивались с изнанки, так как с лицевой стороны уложенная плотными стежками ворсистая шерстяная нить перекрывала переплетение нитей холста, по которым рассчитывался узор.
Подстать трудоемкому процессу работы над рубахой был и сложный набор украшений. Фактически это был самостоятельный ансамбль элементов костюма, покрывавший рубаху.
Глубокий нагрудный вырез рубахи скалывался застежкой сюлгам. Завершался сюлгам шумящими подвестками – колокольчиками, жетонами, на длинных витых цепочах.
Излюбленные в мокшанском костюме ожерелья отличались разнообразием. Особо почитаемыми в нашем районе были широкие круглые оплечья – воротники цифкс. Их выполняли из стекляруса, низки пропускались через ряды медных цепочек, по краю прикреплялись жетоны, благодаря чему создавалось красивое сочетание блестящих поверхностей. С ними соседствовали орнаментальные бисерные гайтаны, ожерелья из зеленых, белых, красных бус.
Комплект женского костюма дополнялся элементами верхней одежды. К ним относятся передники, распашная одежда из холста, платья, жилетки.
Короткая верхняя рубаха из холста кафтонь крда вышитого декора. В ХХ веке она претерпела существенные изменения. Ее стали шить из фабричных тканей, украшая подол оборкой и оторочками из лент и сутажа. Отделкой выделяли кокетку и манжеты широких рукавов. Такие платья надевали поверх рубах, вышитый подол которых виднелся только при движении человека. Контрастной расцветки передник с грудкой был заметным художественным дополнением в новом ансамбле.
Заключение
Мордовский народный женский костюм, его вышивки и сейчас вызывают в нас восхищение. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.
Этот проект помог мне увидеть красоту в простоте народного костюма.
Я хочу хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с мордовской культурой.
Я считаю, что традиции нужно сохранять, чтобы народ проявлял интерес к национальной культуре, помнил свои национальные черты. И поэтому я решила познакомиться с прекрасными изделиями народного творчества, а точнее с мордовским национальным костюмом, узнать, чем он привлекателен и какую ценность представляет, как неграмотные крестьяне моделировали и конструировали свою одежду.
В своем исследовании я коснулась лишь небольшой частички многовековой истории мордовского народа, попыталась сравнить прошлое и настоящее. Не все материалы, которые я просмотрела, перечитала вошли в мою работу, но все это оставило в душе ощущение принадлежности к народу с великим прошлым и интересным настоящим. Возможно, в дальнейшей жизни нам придется рассказывать уже нашим детям и внукам, как выглядел костюм их прабабушки, как жили наши предки в домиках, покрытых соломенной крышей, как питались и вообще, кто он мордовский народ.
Список использованных источников
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Калитка в сад
Несчастный Андрей
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году