Искусство нравиться.
Учителя обучают молодых людей лишь наукам, но не в состоянии обучить их искусству жить. Также это можно отнести и к родителям. По крайней мере они упускают это из виду, потому что заняты другим, или по тому убеждению, что самый лучший способ научить молодых людей жизни – вытолкнуть в неё. Этот последний взгляд, в известном отношении, довольно справедлив. Но вообще для молодого человека крайне полезно запастись картой, составленной опытным путешественником, прежде чем отправиться в страну, полную лабиринтов и тупиков.
Образованные люди везде хорошо принимаются.
Существует одно естественное, нравственное свойство, которое известно всякому умному человеку и которое наблюдается каждым, кто обладает, хотя бы в самой умеренной степени, добродушием. Это свойство совершенно не зависимо от моды, оно состоит в стремлении нравиться и в желании расположить к себе своих ближних всякого рода услугами. Это свойство также естественно в добродушном дикаре, как и в цивилизованном европейце. Это вовсе не значит отказываться от своих собственных удобств в пользу других. Вся его прелесть в том, что оно установило общественный обмен мелкими услугами. Тот, кто посягает на чужую собственность, вполне справедливо за это наказывается.
Безнравственный человек, который своим поведение нарушает спокойствие других и возмущает счастье семейной жизни, также просто, с общего согласия, изгоняется из общества. Взаимная услужливость, внимательность и готовность пожертвовать маленькими удобствами также естественны между образованными людьми, как покровительство и повиновение между властителями и подданными. Кто нарушает такие отношения, тот справедливо лишается всех выгод, вытекающих из этих отношений.
Знания ученого, мужество героя, добродетель стоика, достойны удивления, но если знания соединены с гордостью, мужество с дерзостью, а добродетель с непреклонной суровостью, то такой человек никогда не будет любим. Чрезмерная вежливость гордеца оскорбительней, чем невежливость. Он дает понять, что только одна снисходительность побуждает его относиться к вам так, как вы не имеете права и требовать. Вместо дружелюбия он навязывает своё покровительство, но не обыкновенным образом, а свысока. Он не приглашает вас запросто к себе, а как бы разрешает появляться в его обществе.
Напыщенный педант никогда не делится своей мудростью, а выставляет её на показ. Он скорее готов, где только возможно, заметить невежество других, чем даже собственную ученость.
Такое поведение всегда задевает даже небольшую гордость и тщеславие, которые присущи каждому человеку. Неоспоримо мнение, что при сознании того, что добро сделано деликатно, сознание это должно доставлять высшее наслаждение.
Даже с людьми низкого общественного положения следует быть вежливыми и деликатными.
Порядочный человек соблюдает приличия и относительно нищих на улице. Он считает их достойными сожаления, а не оскорбления, и не с кем не станет говорить грубым тоном, а в случае надобности ласково отказывает. Нет такого положения, при котором грубый тон был бы приличен порядочному человеку.
Никогда не нужно стыдиться того, что справедливо.
Да и почему стыдно быть учтивым. Почему не сказать вежливую фразу так же непринужденно и натурально, как спросить, например, который час. Французы называют это – ложный стыд. Стыдиться без достаточного основания смешно. Быть же непринужденно вежливым очень нравственное чувство и единственный путь быть приятным и хорошо принятым в обществе. Дерзость же и невежливость, напротив, невыносимы. Никогда нельзя позволять себе пользоваться теми преимуществами и удобствами, на которые и другие имеют право.
Вообще люди менее всего могут выносить и прощать презрение к себе и скорее забудут несправедливость, чем оскорбление их самолюбия. А поэтому, если кто хочет нравиться, хочет, чтобы о нём говорили хорошо, а не дурно, чтобы его любили, а не ненавидели, то должен принять за правило постоянно соблюдать ту внимательность по отношению к другим, которая так льстит тщеславию каждого человека, а отсутствие которой, оскорбляя гордость, всегда порождает мстительность и недоброжелательность.
Большая часть людей, чтобы не сказать все, имеют свои слабости, свои склонности и пристрастия к тем или другим вещам. Не следует никогда осмеивать какое-либо исключительное пристрастие человека, или, благодаря своей невнимательности , ставить его в неловкое положение там, где можно бы, напротив, предостеречь его от этого. В первом случае каждый сочтет себя оскорбленным, а во втором – униженным, и в обоих случаях постарается отомстить. Старание же сделать другому приятное, старание удалить его от того, чего он терпеть не может, послужит ему доказательством того, что он пользуется внимание. Это льстит тщеславию и гарантирует дружбу вернее, чем даже какая – либо значительная услуга.
Женщины же обращают внимание на еще более мелкие вещи, и если это принято в обществе, то тем более нужно держаться условных приличий.
Итак, надо принимать тон того общества, в котором находишься, быть серьёзным, веселым, шутливым, смотря по тому, какое настроение преобладает в обществе. С шутливыми надо шутить, с серьёзными быть серьёзным и танцевать под дудку тех, кто наигрывает. Хорошо говорить часто, но никогда долго. Поступающий согласно сказанному если и не понравится в ином обществе, то может по крайней мере быть уверен, что не утомит его слушателей. Рассказывать в обществе какие-либо истории нужно, по возможности, редко и то лишь в том случае, когда они обще интересны, приятны и коротки. Кто слишком часто прибегает к расспросам, тот обнаруживает большой недостаток фантазии. В разговоре всегда следует избегать своего собственного Я и не надоедать другим рассказами о своих собственных приключениях. К тому же, лучше свои собственные дела держать всегда в тайне. Ничто так не располагает, так не привлекает, как терпеливое внимание, точно так же как ничем нельзя более досадить, как остановить собеседника среди речи или показать скуку, навеянную его болтовней. Качества человека, какие бы они ни были, будут оценены, но ни как не из его собственных слов о себе. Даже сознавая свою правоту , никогда не следует разговаривать с горячностью и повышать голос, напротив, высказывать свои взгляды следует осмотрительно и хладнокровно, это единственное , чем можно убедить. В заключении спора не лишнее сказать, какую-нибудь приличную шутку, чтобы показать, что спор не имел цели рассердить противника.
Не следует пренебрегать ничем, что может нравиться, тысячи неопределенных мелочей, действуют совокупно, составляя в целом то, как кусочки мозаики.
Известно, что человек со здравым умом, который не желает нравиться и вообще ничего не желает, должен по крайней мере знать, что он никогда ничего не получит, если не понравится.
Не следует забывать ни одного дома, в котором пришлось побывать хотя бы один раз. Мнение , сложившееся о вас в одном месте, облетит другие дома.
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Три коробки с орехами
Неньютоновская жидкость
Швейня
Сказка "Узнай-зеркала"