Исследование загрязнение воздуха Суража выхлопными газами.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 941.41 КБ |
issledovatelskaya_rabota.docx | 941.41 КБ |
issledovatelskaya_rabota.docx | 941.41 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
г. Сураж Брянской области
Исследовательская работа на тему:
«Осторожно, нас окружает среда!»
Автор:
Ученица 10 класса
Болмат Анна
Руководитель:
учитель биологии
Ворон Людмила Николаевна
Сураж, 2017г.
Оглавление.
Введение
I.Основная часть
1.Теоретическая часть
1.1.Состав выхлопных газов
1.2.Влияние выхлопных газов на здоровье человека
2.Практическая часть
2.1.Расчет количества машин на число жителей города
2.2. Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
2.3. Изучение отношения граждан нашего города к проблеме загрязнения воздуха выхлопными газами.
3.Мои рекомендации
3.1.Рекомендации для жителей нашего города
3.2. Рекомендации для учащихся школы
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение.
«Осторожно, нас окружает среда!»
Григорий Яблонский
С каждым годом мы все больше говорим о загрязнении окружающей среды. И больше всех её загрязняют не заводы, а машины. Странная вещь, автомобиль, с одной стороны, это комфорт, но с другой вредительство, в первую очередь, себе и своим близким. Мы не осознаем, что природа не может справляться с таким объемом выхлопных газов. Наша планета на грани кислородного кризиса, когда углекислого газа и других веществ больше в атмосфере, чем кислорода. Это наше ближайшее будущее. Может, чем больше людей задумаются об этом, и мы избежим, названного мной, кислородного кризиса.
Исследование загрязнения атмосферы автомобильным транспортом на сегодняшний день очень актуально. Автотранспорт представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота (II) NO и (IV) NO2, угарный газ (CO2), углеводороды, сажа – продукты неполного сгорания топлива, сернистый газ (SO2), тяжелые металлы. Каждый автомобиль выделяет до 4 кг этих веществ за сутки. За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь. Установлено, что ежегодно один легковой автомобиль, поглощая 4 т молекулярного кислорода, выделяет в атмосферу 0,8 т СО, до 40 кг разных оксидов азота, до 200 кг углеводородов, а, кроме того, сажу и др. вещества. (3, с.336)
Актуальность исследования: сегодня экологический ущерб автотранспорта огромен и проявляется непосредственно во многих явлениях: загрязнение почвы, воды, атмосферы, автотранспорт создает шумовые и энергетические загрязнения. Все это ведет к значительному ухудшению здоровья и сокращению жизни населения. Человечество губит само себя! Но каждый человек сам решит для себя, друг автомобиль или враг...
Я решила узнать какое количество автомобилей в нашем городе, как это отражается на чистоте воздуха и какие меры нужно принять, чтобы воздух был чистым и безопасным. Цель исследовательской работы: изучение влияния автотранспорта на окружающую среду города Суража .
Задачи работы:
1. Определить интенсивность транспортного потока на контрольных участках;
2. Оценить чистоту воздуха по величине автомобильной нагрузке
3. Собрать информацию о влиянии автомобильного транспорта на окружающую среду нашего Суража, используя метод анкетирования.
4. Рассчитать количество выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
5. Разработать основные пути снижения экологического ущерба от транспорта.
Гипотеза: из-за большого количества машин в городе сильно загрязнен воздух.
Объект исследования: атмосферный воздух.
Методы исследования:
1.Изучение литературы о составе выхлопных газов и их влиянии на здоровье.
2. Анализ и обработка полученных результатов.
3.Анкетирование.
4.Опыт.
I.Основная часть.
1.Теоретическая часть.
Выхлопные газы, основной источник токсичных веществ двигателя внутреннего сгорания. В своем составе они содержат около 300 веществ, большинство из которых токсичны. В течение суток один автомобиль может выбрасывать до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входят: - продукты неполного сгорания жидкого топлива (оксид углерода, сажа, углеводороды и т. д.); - продукты окисления (различные оксиды азота и другие соединения) [2, стр.87-88].
Основными нормируемыми токсичными компонентами выхлопных газов двигателей являются оксиды углерода, азота и углеводорода. Кроме того, с выхлопными газами в атмосферу поступают предельные и непредельные углеводороды, альдегиды, канцерогенные вещества, сажа и другие компоненты.
При работе двигателя на этилированном бензине в составе выхлопных газов присутствует свинец, а у двигателей, работающих на дизельном топливе - сажа.
Оксид углерода (CO - угарный газ) -прозрачный, не имеющий запаха ядовитый газ, немного легче воздуха, плохо растворим в воде. Оксид углерода продукт неполного сгорания топлива, на воздухе горит синим пламенем с образованием диоксида углерода (углекислого газа). Необходимо отметить, что при эксплуатации дизелей концентрация CO в выхлопных газах невелика (примерно 0,1 - 0,2%), поэтому, как правило, концентрацию CO определяют для бензиновых двигателей. Угарный газ используется для получения органических спиртов .
Оксиды азота (NO, NO2, N2O, N2O3, N2O5) - являются одними из наиболее токсичных компонентов отработавших газов. При нормальных атмосферных условиях азот представляет собой весьма инертный газ. При высоких давлениях и особенно температурах азот активно вступает в реакцию с кислородом.
NO2 (диоксид) бледно-желтая жидкость, участвующая в образовании смога. Оксиды азота представляют опасность для листьев растений. Азотная кислота вызывает сильную коррозию углеродистых сталей.
Углеводороды ( этан, метан, этилен, бензол, пропан, ацетилен и др.) - органические соединения, молекулы которых построены только из атомов углерода и водорода, являются токсичными веществами. Имеют приятный запах. Углеводороды и оксиды азота при определенных метеорологических условиях активно способствуют образованию смога- ядовитого тумана (1, с.53)
В общем случае в составе отработавших газов двигателей могут содержаться следующие нетоксичные и токсичные компоненты: О, О2, О3, С, СО, СО2, СН4, CnHm, CnHmО, NO, NO2, N, N2, NH3, HNO3, HCN, H, H2, OH, H2O. (Приложение 1.Таблица 1)
1.2.Влияние выхлопных газов на здоровье человека.
Чувствительность населения к действию загрязнения атмосферы зависит от большого числа факторов, в том числе от возраста, пола, общего состояния здоровья, питания, температуры и влажности и т.д. Лица пожилого возраста, дети, больные, курильщики, страдающие хроническим бронхитом, коронарной недостаточностью, астмой, являются более уязвимыми.
Оксид углерода обладает наркотическим действием. Раздражающе
действует на кожу и слизистые оболочки. Угарный газ при вдыхании
связывается с гемоглобином крови, вытесняя из неё кислород, в результате
чего наступает кислородное голодание. Высокие концентрации оксида
углерода даже при кратковременном воздействии может вызвать смерть; Признаками отравления угарным газом могут быть: головная боль и головокружение, шум в ушах, одышка, сердцебиение, мерцание перед глазами, покраснение лица, общая слабость, тошнота, рвота (в тяжёлых случаях судороги, потеря сознания и кома).
В годы Второй мировой войны, угарный газ от выхлопа двигателей применялся нацистами для массового умерщвления людей путём отравления(Приложение2).
Оксиды азота раздражающе воздействуют на слизистые оболочки глаз, носа, разрушают легкие человека, так как при движении по дыхательному тракту они взаимодействуют с влагой верхних дыхательных путей, образуя азотную и азотистую кислоты. Как правило, отравление организма человека оксидами азота проявляется не сразу, а постепенно, причем каких либо нейтрализующих средств нет.
Углеводородные соединения оказывают наркотическое действие на центральную нервную систему, могут являться причиной хронических заболеваний, а некоторые ароматические CH обладают отравляющими свойствами.
Альдегиды раздражающе действуют на глаза, дыхательные пути, поражают
центральную нервную систему, почки, печень.
Сернистый газ вызывает онкологические заболевания.
Мелкая пыль, сажа действует на органы дыхания, но главная
опасность заключается в том, что на ней абсорбируются канцерогенные
вещества, следовательно, возрастает риск заболевания раком.
Длительное воздействие выхлопных газов на человека:
- вызывает раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей;
-приводит к развитию заболеваний дыхательной системы (хронические бронхиты, рак и т. д.);
- отрицательно сказывается на нервной и сердечной сосудистой системах;
-провоцирует головную боль, слабость, вялость, раздражительность, тошноту, нарушение сна;
-повышает риск возникновения бронхиальной астмы, экземы и других аллергических заболеваний;
- наносит вред головному мозгу, что может привести к развитию болезни Альцгеймера. Состав выхлопных газов включает огромное количество тяжелых металлов, которые зашлаковывают и загрязняют организм. Так, например, свинец не удаляется из организма, а накапливаются в нем, поражая органы и ткани организма, нервную систему, желудочно-кишечный тракт, нарушая обменные процессы. Высокая интоксикация свинцом ведет к снижению интеллекта, повышению кровяного давления, нарушению координации движений и росту числа онкологических заболеваний. Аккумуляция свинца растениями приводит к опасности его поступления в организм людей с пищей. Наибольший вред выхлопные газы оказывают на водителей и пассажиров автотранспорта, которым приходится подолгу стоять в пробках, так как концентрация оксида углерода внутри автомобиля может превышать предельно допустимые нормы(2, стр.87-88)
II. Практическая часть.
2.1. Расчет количества машин на число жителей.
Мировой парк автомашин непрерывно увеличивается, вместе с ним увеличивается и валовой выброс вредных веществ в атмосферу.
Из года в год число машин растет. Сегодня в мире их уже около одного миллиарда. В России автомобиль имеет каждый десятый житель , а в больших городах- каждый пятый .
За получением информации о количестве машин в нашем городе мы обратились в налоговую инспекцию. В городе Сураже автомобиль имеет практически каждый второй. В Сураже проживает на январь 2017 года 11089 человек, а численность личного автопарка 4261 и это не учитывая грузовые автомобили,скутера и мопеды, мотоблоки. В Суражском районе проживает на начало 2017 года - 23118чел, а количество машин 7993. Произведя несложный расчет можно подсчитать, что каждый третий житель района имеет автомобиль. Зная, что с ростом количества машин наблюдается тенденция роста доли выбросов в атмосферу в общем валовом выбросе загрязняющих веществ, в Сураже в связи с ростом автомобилизации также обостряется проблема загрязнения автотранспортом атмосферного воздуха.
2.2 Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
Количество вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, я оценила расчётным методом. Исходными данными для расчёта количества выбросов брала:
-количество единиц автотранспорта разных видов, проезжающих по выделенному участку улицы в единицу времени;
-нормы расхода топлива автотранспорта (средней нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города приведены в таблице 1);
Таблица 1
Тип автотранспорта | Удельный расход топливаYi (л на км) |
Легковой автомобиль | 0,11-0,13 |
Грузовой автомобиль | 0,29-0,33 |
Автобус | 0,41-0,44 |
-значение эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего;
Таблица 2
Вид топлива | Значение коэффициента (К) | ||
Угарный газ СО | Углеводороды С5Н 12 | Диоксид азота NO2 | |
Бензин | 0,6 | 0,1 | 0,04 |
Коэффициент (К) численно равен количеству вредных выбросов, соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1 км (то есть равного удельному расходу).
В Сураже выбрала три улицы с разной интенсивностью автомобильного движения, улица Ленина,центр города, площадь ; улица Белорусская район школы; улица Мичурина-рядом с моим домом. На каждой из них определила участок дороги протяжённостью примерно в 100 м(Приложение3)
Подсчитала число единиц автотранспорта, проходящего по участку за 10 мин. Умножив полученное число на 6, я узнала их численность за час.
Рассчитала общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1час (L, км) по формуле:
Li = Ni . I,
где Ni – количество автомобилей каждого типа за 1 час;
i – обозначение типа автотранспорта;
I – длина участка, км.
Типы автотранспорта | Улица | |||
Ленина | Белорусская | Мичурина | ||
Легковые автомобили | 26,4 | 18,0 | 12,0 | |
Грузовые автомобили | 6,0 | 4,8 | 3,0 | |
Автобусы | 0,6 | 0 | 0 |
Тип автомобиля | Li | Qi |
Легковые автомобили | 56,4 | 6,77 |
Грузовые автомобили | 13,8 | 4,28 |
Автобусы | 0,6 | 0,26 |
Итого | 11,31 |
Qi = Li . Yi
Вид топлива | ∑ Q(Л) | Количество вредных веществ, л | ||
CO | Углеводороды | NO2 | ||
Бензин | 11,31 | 6,79 | 1,13 | 0,45 |
Обработка результатов и выводы.
1. Масса выделившихся вредных веществ (m, г) рассчитывается по формуле:
m = V . M : 22,4;
m –масса выделившихся вредных веществ
V – количество вредных веществ, л
М – молярная масса
М(СО)= 28 г/моль, М (С5Н 12 ) = 72 г/моль, М(NO2 ) = 46 г/моль
2. Рассчитали количество чистого воздуха, необходимого для разбавления выделившихся вредных веществ с целью обеспечения санитарно допустимых условий окружающей среды (для этого делим массу на значение ПДК).
Vвозд = mв / ПДКв
Полученные данные занесли в таблицу 6:
Вид вредного вещества | Количество, л | Масса, г | Количество воздуха для разбавления, м³ | Значение ПДК, мг/м³ |
СО | 6,79 | 8,49 | 2830 | 3 |
Углеводороды | 1,13 | 3,63 | 145,2 | 25 |
NO2 | 0,45 | 0,92 | 23000 | 0,04 |
всего | 8,37 | 13,04 | 25975,2 |
Вывод: Результаты, полученные в ходе обработки данных, свидетельствуют о том, что количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу работающими автомобильными двигателями, велико.
Всего вредных веществ (угарный газ, углеводороды, диоксид азота) было выделено автомобилями 8,37л. за 1 час, если произвести расчеты, то в сутки это будет 200,88л, что выше допустимых санитарных норм.
2.3. Изучение отношения граждан нашего города к проблеме загрязнения воздуха выхлопными газами.
Владельцам автомобилей были предложены анкеты. В эту работу были включены 35 автомобилистов, это родители учащихся, родственники, учителя.
На вопросы, связанные с проблемой влияния автомобильного транспорта на окружающую среду Суража( Приложение 4) были получены следующие ответы:
1. Основным критерием при покупки автомобиля для большинства опрошенных ( 50%) является престижность марки.
2. Около 72 % водителей не пользуются общественным транспортом, остальные в исключительных случаях.
3. Водят машину с умеренной скоростью примерно 57 % опрошенных, остальные ответили «невсегда».
4. Иногда гоняют двигатель в холостом режиме 50 % автомобилистов.
5. Регулярно проводят профилактику и держат в исправности воздушные и масляные фильтры около 42 % водителей, остальные не всегда.
6. В летнее время часто моют машину в реке или на пруду более 67 % автомобилистов, остальные ответили «иногда».
7.Основной причиной, заставляющей следить за уровнем СО в автомобильных выхлопах, для 85 % владельцев машин является «вероятность быть оштрафованным полицией»; для 15 % «ответственность за состояние воздуха».
8. Всем опрошенным известно, что автотранспорт – основной источник загрязнения воздуха.
9. Более 71 % людей приходилось часто испытывать недомогания из-за высокого уровня загазованности воздуха.
10. Согласны поменять свой автомобиль на менее престижный, но экологически более чистый, не загрязняющий окружающую среду примерно 18% опрошенных; остальные затрудняются ответить.
В результате обработки данных можно сделать вывод о том, что примерно половина водителей реально оценивают проблему влияния автомобильного транспорта на окружающую среду нашего города; но есть автовладельцы, которых данная проблема не волнует или они над ней не задумываются.
3.Мои рекомендации .
3.1.Рекомендации для жителей нашего города.
Изучив много литературы по данному вопросу я пришла к выводу, что для уменьшения количества пыли и других вредных веществ выхлопных газов автомобилей необходимо :
1.для улучшения экологической обстановки произвести
посадку деревьев и кустов на территории школы и своих домов;
2.ограничить въезд автотранспорта на прилегающие к
территории школы улицы в рабочие дни;
3.обратиться в Госавтоинспекцию с просьбой установить
на данных улицах ряд запрещающих знаков «стоянка с
неработающим двигателем», «стоянка запрещена».
4.не ездить часто на автомобиле, если нет острой
необходимости, убеждать в этом родителей.
5.чаще бывать в лесу, особенно в сосновом, находящемся
вокруг нашего города.
6.не гулять возле проезжей части
3.2. Рекомендации для учащихся школы.
1. Продолжить изучение влияния выбросов автомобильного транспорта на окружающую среду.
2. Конкурс плакатов и листовок на тему «Транспорт – главный загрязнитель атмосферы!»
3. Акция-пропаганда «Сохраним чистый воздух для будущих поколений!»
4. Провести лабораторное исследование проб почвы, взятой у дороги.
5. Довести результаты исследовательской работы до общественности через средства массовой информации (радио, телевидение, Интернет, газеты).
6. Провести разъяснительную работу с населением об опасности возделывания овощей и фруктов вблизи от автомобильной магистрали.
7. Участвовать в озеленении Суража.
Заключение.
Наша гипотеза подтвердилась. Исходя из исследования можно сделать следующие выводы:
-количество газов, выбрасываемых автомобилями, превышает норму;
-автотранспорт наносит колосальный ущерб окружающей среде;
-не все жители города суража серьезно относятся к этой проблеме.
Я понимаю, что количество автотранспорта в городе и по стране, и в мире будет увеличиваться, ведь автомобиль – это не роскошь, а лишь средство передвижения. Но если человек не будет задумываться об ответственности за окружающую среду, то может наступить экологический кризис. И, может быть, чистый воздух будет продаваться так же, как и артезианская вода.
Каждый человек должен задуматься о том, какие серьёзные последствия несёт атмосфера, пропитанная вредными химическими веществами. Жизнь, данная нам однажды природой не должна нарушаться искусственными факторами, которые негативно сказываются на здоровье человека.
Мы столь радикально изменили нашу среду,
что теперь для того, чтобы существовать
в этой среде, мы должны изменить себя.
Н Винер.
Список использованной литературы.
3. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учебн. пособие для нач. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5.Интернет ресурсы
Приложение 1
Таблица 1
Состав выхлопных газов.
Приложение2.
Приложение 3.
Приложение 4 .
Анкета для владельцев автомобилей .
1. Какой критерий был для вас основным при покупке автомобиля?
А. Престижность марки Б. Экономичность в эксплуатации
В. Потребность семьи Г. Минимальная цена автомобиля
2. Пользуетесь ли вы общественным транспортом?
А. Да Б. Нет В. В исключительных случаях
3. Водите ли вы машину с умеренной скоростью?
А. Да Б. Нет В. Не всегда
4. «Гоняете» ли вы двигатель в холостом режиме?
А. Да Б. Нет В. Иногда
5. Регулярно ли вы проводите профилактику и держите в исправности воздушные и масляные фильтры?
А. Да Б. Нет В. Не всегда
6. Моете ли вы в летнее время машину в реке или на пруду?
А. Да, часто Б. Нет В. Иногда
7.Какая из причин, заставляющих вас следить за уровнем СО в автомобильных выхлопах, является наиболее веской?
А. Вероятность быть оштрафованным полицией
Б. Ответственность за состояние воздуха
В. Иные причины
8. Известно ли вам, что автотранспорт – основной источник загрязнения воздуха?
А. Да Б. Нет В. Для меня этот факт не имеет значения
9. Приходилось ли вам испытывать недомогания из-за высокого уровня загазованности воздуха (головная боль, резь вглазах, кашель и т.п.)
А. Часто Б Очень редко В. Никогда Г. Затрудняюсь ответить
10. Согласитесь ли вы поменять свой автомобиль на менее престижный, но экологически более чистый, не загрязняющий окружающую среду?
А. Да Б. Нет В. Затрудняюсь ответить
.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
г. Сураж Брянской области
Исследовательская работа на тему:
«Осторожно, нас окружает среда!»
Автор:
Ученица 10 класса
Болмат Анна
Руководитель:
учитель биологии
Ворон Людмила Николаевна
Сураж, 2017г.
Оглавление.
Введение
I.Основная часть
1.Теоретическая часть
1.1.Состав выхлопных газов
1.2.Влияние выхлопных газов на здоровье человека
2.Практическая часть
2.1.Расчет количества машин на число жителей города
2.2. Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
2.3. Изучение отношения граждан нашего города к проблеме загрязнения воздуха выхлопными газами.
3.Мои рекомендации
3.1.Рекомендации для жителей нашего города
3.2. Рекомендации для учащихся школы
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение.
«Осторожно, нас окружает среда!»
Григорий Яблонский
С каждым годом мы все больше говорим о загрязнении окружающей среды. И больше всех её загрязняют не заводы, а машины. Странная вещь, автомобиль, с одной стороны, это комфорт, но с другой вредительство, в первую очередь, себе и своим близким. Мы не осознаем, что природа не может справляться с таким объемом выхлопных газов. Наша планета на грани кислородного кризиса, когда углекислого газа и других веществ больше в атмосфере, чем кислорода. Это наше ближайшее будущее. Может, чем больше людей задумаются об этом, и мы избежим, названного мной, кислородного кризиса.
Исследование загрязнения атмосферы автомобильным транспортом на сегодняшний день очень актуально. Автотранспорт представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота (II) NO и (IV) NO2, угарный газ (CO2), углеводороды, сажа – продукты неполного сгорания топлива, сернистый газ (SO2), тяжелые металлы. Каждый автомобиль выделяет до 4 кг этих веществ за сутки. За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь. Установлено, что ежегодно один легковой автомобиль, поглощая 4 т молекулярного кислорода, выделяет в атмосферу 0,8 т СО, до 40 кг разных оксидов азота, до 200 кг углеводородов, а, кроме того, сажу и др. вещества. (3, с.336)
Актуальность исследования: сегодня экологический ущерб автотранспорта огромен и проявляется непосредственно во многих явлениях: загрязнение почвы, воды, атмосферы, автотранспорт создает шумовые и энергетические загрязнения. Все это ведет к значительному ухудшению здоровья и сокращению жизни населения. Человечество губит само себя! Но каждый человек сам решит для себя, друг автомобиль или враг...
Я решила узнать какое количество автомобилей в нашем городе, как это отражается на чистоте воздуха и какие меры нужно принять, чтобы воздух был чистым и безопасным. Цель исследовательской работы: изучение влияния автотранспорта на окружающую среду города Суража .
Задачи работы:
1. Определить интенсивность транспортного потока на контрольных участках;
2. Оценить чистоту воздуха по величине автомобильной нагрузке
3. Собрать информацию о влиянии автомобильного транспорта на окружающую среду нашего Суража, используя метод анкетирования.
4. Рассчитать количество выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
5. Разработать основные пути снижения экологического ущерба от транспорта.
Гипотеза: из-за большого количества машин в городе сильно загрязнен воздух.
Объект исследования: атмосферный воздух.
Методы исследования:
1.Изучение литературы о составе выхлопных газов и их влиянии на здоровье.
2. Анализ и обработка полученных результатов.
3.Анкетирование.
4.Опыт.
I.Основная часть.
1.Теоретическая часть.
Выхлопные газы, основной источник токсичных веществ двигателя внутреннего сгорания. В своем составе они содержат около 300 веществ, большинство из которых токсичны. В течение суток один автомобиль может выбрасывать до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входят: - продукты неполного сгорания жидкого топлива (оксид углерода, сажа, углеводороды и т. д.); - продукты окисления (различные оксиды азота и другие соединения) [2, стр.87-88].
Основными нормируемыми токсичными компонентами выхлопных газов двигателей являются оксиды углерода, азота и углеводорода. Кроме того, с выхлопными газами в атмосферу поступают предельные и непредельные углеводороды, альдегиды, канцерогенные вещества, сажа и другие компоненты.
При работе двигателя на этилированном бензине в составе выхлопных газов присутствует свинец, а у двигателей, работающих на дизельном топливе - сажа.
Оксид углерода (CO - угарный газ) -прозрачный, не имеющий запаха ядовитый газ, немного легче воздуха, плохо растворим в воде. Оксид углерода продукт неполного сгорания топлива, на воздухе горит синим пламенем с образованием диоксида углерода (углекислого газа). Необходимо отметить, что при эксплуатации дизелей концентрация CO в выхлопных газах невелика (примерно 0,1 - 0,2%), поэтому, как правило, концентрацию CO определяют для бензиновых двигателей. Угарный газ используется для получения органических спиртов .
Оксиды азота (NO, NO2, N2O, N2O3, N2O5) - являются одними из наиболее токсичных компонентов отработавших газов. При нормальных атмосферных условиях азот представляет собой весьма инертный газ. При высоких давлениях и особенно температурах азот активно вступает в реакцию с кислородом.
NO2 (диоксид) бледно-желтая жидкость, участвующая в образовании смога. Оксиды азота представляют опасность для листьев растений. Азотная кислота вызывает сильную коррозию углеродистых сталей.
Углеводороды ( этан, метан, этилен, бензол, пропан, ацетилен и др.) - органические соединения, молекулы которых построены только из атомов углерода и водорода, являются токсичными веществами. Имеют приятный запах. Углеводороды и оксиды азота при определенных метеорологических условиях активно способствуют образованию смога- ядовитого тумана (1, с.53)
В общем случае в составе отработавших газов двигателей могут содержаться следующие нетоксичные и токсичные компоненты: О, О2, О3, С, СО, СО2, СН4, CnHm, CnHmО, NO, NO2, N, N2, NH3, HNO3, HCN, H, H2, OH, H2O. (Приложение 1.Таблица 1)
1.2.Влияние выхлопных газов на здоровье человека.
Чувствительность населения к действию загрязнения атмосферы зависит от большого числа факторов, в том числе от возраста, пола, общего состояния здоровья, питания, температуры и влажности и т.д. Лица пожилого возраста, дети, больные, курильщики, страдающие хроническим бронхитом, коронарной недостаточностью, астмой, являются более уязвимыми.
Оксид углерода обладает наркотическим действием. Раздражающе
действует на кожу и слизистые оболочки. Угарный газ при вдыхании
связывается с гемоглобином крови, вытесняя из неё кислород, в результате
чего наступает кислородное голодание. Высокие концентрации оксида
углерода даже при кратковременном воздействии может вызвать смерть; Признаками отравления угарным газом могут быть: головная боль и головокружение, шум в ушах, одышка, сердцебиение, мерцание перед глазами, покраснение лица, общая слабость, тошнота, рвота (в тяжёлых случаях судороги, потеря сознания и кома).
В годы Второй мировой войны, угарный газ от выхлопа двигателей применялся нацистами для массового умерщвления людей путём отравления(Приложение2).
Оксиды азота раздражающе воздействуют на слизистые оболочки глаз, носа, разрушают легкие человека, так как при движении по дыхательному тракту они взаимодействуют с влагой верхних дыхательных путей, образуя азотную и азотистую кислоты. Как правило, отравление организма человека оксидами азота проявляется не сразу, а постепенно, причем каких либо нейтрализующих средств нет.
Углеводородные соединения оказывают наркотическое действие на центральную нервную систему, могут являться причиной хронических заболеваний, а некоторые ароматические CH обладают отравляющими свойствами.
Альдегиды раздражающе действуют на глаза, дыхательные пути, поражают
центральную нервную систему, почки, печень.
Сернистый газ вызывает онкологические заболевания.
Мелкая пыль, сажа действует на органы дыхания, но главная
опасность заключается в том, что на ней абсорбируются канцерогенные
вещества, следовательно, возрастает риск заболевания раком.
Длительное воздействие выхлопных газов на человека:
- вызывает раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей;
-приводит к развитию заболеваний дыхательной системы (хронические бронхиты, рак и т. д.);
- отрицательно сказывается на нервной и сердечной сосудистой системах;
-провоцирует головную боль, слабость, вялость, раздражительность, тошноту, нарушение сна;
-повышает риск возникновения бронхиальной астмы, экземы и других аллергических заболеваний;
- наносит вред головному мозгу, что может привести к развитию болезни Альцгеймера. Состав выхлопных газов включает огромное количество тяжелых металлов, которые зашлаковывают и загрязняют организм. Так, например, свинец не удаляется из организма, а накапливаются в нем, поражая органы и ткани организма, нервную систему, желудочно-кишечный тракт, нарушая обменные процессы. Высокая интоксикация свинцом ведет к снижению интеллекта, повышению кровяного давления, нарушению координации движений и росту числа онкологических заболеваний. Аккумуляция свинца растениями приводит к опасности его поступления в организм людей с пищей. Наибольший вред выхлопные газы оказывают на водителей и пассажиров автотранспорта, которым приходится подолгу стоять в пробках, так как концентрация оксида углерода внутри автомобиля может превышать предельно допустимые нормы(2, стр.87-88)
II. Практическая часть.
2.1. Расчет количества машин на число жителей.
Мировой парк автомашин непрерывно увеличивается, вместе с ним увеличивается и валовой выброс вредных веществ в атмосферу.
Из года в год число машин растет. Сегодня в мире их уже около одного миллиарда. В России автомобиль имеет каждый десятый житель , а в больших городах- каждый пятый .
За получением информации о количестве машин в нашем городе мы обратились в налоговую инспекцию. В городе Сураже автомобиль имеет практически каждый второй. В Сураже проживает на январь 2017 года 11089 человек, а численность личного автопарка 4261 и это не учитывая грузовые автомобили,скутера и мопеды, мотоблоки. В Суражском районе проживает на начало 2017 года - 23118чел, а количество машин 7993. Произведя несложный расчет можно подсчитать, что каждый третий житель района имеет автомобиль. Зная, что с ростом количества машин наблюдается тенденция роста доли выбросов в атмосферу в общем валовом выбросе загрязняющих веществ, в Сураже в связи с ростом автомобилизации также обостряется проблема загрязнения автотранспортом атмосферного воздуха.
2.2 Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
Количество вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, я оценила расчётным методом. Исходными данными для расчёта количества выбросов брала:
-количество единиц автотранспорта разных видов, проезжающих по выделенному участку улицы в единицу времени;
-нормы расхода топлива автотранспорта (средней нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города приведены в таблице 1);
Таблица 1
Тип автотранспорта | Удельный расход топливаYi (л на км) |
Легковой автомобиль | 0,11-0,13 |
Грузовой автомобиль | 0,29-0,33 |
Автобус | 0,41-0,44 |
-значение эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего;
Таблица 2
Вид топлива | Значение коэффициента (К) | ||
Угарный газ СО | Углеводороды С5Н 12 | Диоксид азота NO2 | |
Бензин | 0,6 | 0,1 | 0,04 |
Коэффициент (К) численно равен количеству вредных выбросов, соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1 км (то есть равного удельному расходу).
В Сураже выбрала три улицы с разной интенсивностью автомобильного движения, улица Ленина,центр города, площадь ; улица Белорусская район школы; улица Мичурина-рядом с моим домом. На каждой из них определила участок дороги протяжённостью примерно в 100 м(Приложение3)
Подсчитала число единиц автотранспорта, проходящего по участку за 10 мин. Умножив полученное число на 6, я узнала их численность за час.
Рассчитала общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1час (L, км) по формуле:
Li = Ni . I,
где Ni – количество автомобилей каждого типа за 1 час;
i – обозначение типа автотранспорта;
I – длина участка, км.
Типы автотранспорта | Улица | |||
Ленина | Белорусская | Мичурина | ||
Легковые автомобили | 26,4 | 18,0 | 12,0 | |
Грузовые автомобили | 6,0 | 4,8 | 3,0 | |
Автобусы | 0,6 | 0 | 0 |
Тип автомобиля | Li | Qi |
Легковые автомобили | 56,4 | 6,77 |
Грузовые автомобили | 13,8 | 4,28 |
Автобусы | 0,6 | 0,26 |
Итого | 11,31 |
Qi = Li . Yi
Вид топлива | ∑ Q(Л) | Количество вредных веществ, л | ||
CO | Углеводороды | NO2 | ||
Бензин | 11,31 | 6,79 | 1,13 | 0,45 |
Обработка результатов и выводы.
1. Масса выделившихся вредных веществ (m, г) рассчитывается по формуле:
m = V . M : 22,4;
m –масса выделившихся вредных веществ
V – количество вредных веществ, л
М – молярная масса
М(СО)= 28 г/моль, М (С5Н 12 ) = 72 г/моль, М(NO2 ) = 46 г/моль
2. Рассчитали количество чистого воздуха, необходимого для разбавления выделившихся вредных веществ с целью обеспечения санитарно допустимых условий окружающей среды (для этого делим массу на значение ПДК).
Vвозд = mв / ПДКв
Полученные данные занесли в таблицу 6:
Вид вредного вещества | Количество, л | Масса, г | Количество воздуха для разбавления, м³ | Значение ПДК, мг/м³ |
СО | 6,79 | 8,49 | 2830 | 3 |
Углеводороды | 1,13 | 3,63 | 145,2 | 25 |
NO2 | 0,45 | 0,92 | 23000 | 0,04 |
всего | 8,37 | 13,04 | 25975,2 |
Вывод: Результаты, полученные в ходе обработки данных, свидетельствуют о том, что количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу работающими автомобильными двигателями, велико.
Всего вредных веществ (угарный газ, углеводороды, диоксид азота) было выделено автомобилями 8,37л. за 1 час, если произвести расчеты, то в сутки это будет 200,88л, что выше допустимых санитарных норм.
2.3. Изучение отношения граждан нашего города к проблеме загрязнения воздуха выхлопными газами.
Владельцам автомобилей были предложены анкеты. В эту работу были включены 35 автомобилистов, это родители учащихся, родственники, учителя.
На вопросы, связанные с проблемой влияния автомобильного транспорта на окружающую среду Суража( Приложение 4) были получены следующие ответы:
1. Основным критерием при покупки автомобиля для большинства опрошенных ( 50%) является престижность марки.
2. Около 72 % водителей не пользуются общественным транспортом, остальные в исключительных случаях.
3. Водят машину с умеренной скоростью примерно 57 % опрошенных, остальные ответили «невсегда».
4. Иногда гоняют двигатель в холостом режиме 50 % автомобилистов.
5. Регулярно проводят профилактику и держат в исправности воздушные и масляные фильтры около 42 % водителей, остальные не всегда.
6. В летнее время часто моют машину в реке или на пруду более 67 % автомобилистов, остальные ответили «иногда».
7.Основной причиной, заставляющей следить за уровнем СО в автомобильных выхлопах, для 85 % владельцев машин является «вероятность быть оштрафованным полицией»; для 15 % «ответственность за состояние воздуха».
8. Всем опрошенным известно, что автотранспорт – основной источник загрязнения воздуха.
9. Более 71 % людей приходилось часто испытывать недомогания из-за высокого уровня загазованности воздуха.
10. Согласны поменять свой автомобиль на менее престижный, но экологически более чистый, не загрязняющий окружающую среду примерно 18% опрошенных; остальные затрудняются ответить.
В результате обработки данных можно сделать вывод о том, что примерно половина водителей реально оценивают проблему влияния автомобильного транспорта на окружающую среду нашего города; но есть автовладельцы, которых данная проблема не волнует или они над ней не задумываются.
3.Мои рекомендации .
3.1.Рекомендации для жителей нашего города.
Изучив много литературы по данному вопросу я пришла к выводу, что для уменьшения количества пыли и других вредных веществ выхлопных газов автомобилей необходимо :
1.для улучшения экологической обстановки произвести
посадку деревьев и кустов на территории школы и своих домов;
2.ограничить въезд автотранспорта на прилегающие к
территории школы улицы в рабочие дни;
3.обратиться в Госавтоинспекцию с просьбой установить
на данных улицах ряд запрещающих знаков «стоянка с
неработающим двигателем», «стоянка запрещена».
4.не ездить часто на автомобиле, если нет острой
необходимости, убеждать в этом родителей.
5.чаще бывать в лесу, особенно в сосновом, находящемся
вокруг нашего города.
6.не гулять возле проезжей части
3.2. Рекомендации для учащихся школы.
1. Продолжить изучение влияния выбросов автомобильного транспорта на окружающую среду.
2. Конкурс плакатов и листовок на тему «Транспорт – главный загрязнитель атмосферы!»
3. Акция-пропаганда «Сохраним чистый воздух для будущих поколений!»
4. Провести лабораторное исследование проб почвы, взятой у дороги.
5. Довести результаты исследовательской работы до общественности через средства массовой информации (радио, телевидение, Интернет, газеты).
6. Провести разъяснительную работу с населением об опасности возделывания овощей и фруктов вблизи от автомобильной магистрали.
7. Участвовать в озеленении Суража.
Заключение.
Наша гипотеза подтвердилась. Исходя из исследования можно сделать следующие выводы:
-количество газов, выбрасываемых автомобилями, превышает норму;
-автотранспорт наносит колосальный ущерб окружающей среде;
-не все жители города суража серьезно относятся к этой проблеме.
Я понимаю, что количество автотранспорта в городе и по стране, и в мире будет увеличиваться, ведь автомобиль – это не роскошь, а лишь средство передвижения. Но если человек не будет задумываться об ответственности за окружающую среду, то может наступить экологический кризис. И, может быть, чистый воздух будет продаваться так же, как и артезианская вода.
Каждый человек должен задуматься о том, какие серьёзные последствия несёт атмосфера, пропитанная вредными химическими веществами. Жизнь, данная нам однажды природой не должна нарушаться искусственными факторами, которые негативно сказываются на здоровье человека.
Мы столь радикально изменили нашу среду,
что теперь для того, чтобы существовать
в этой среде, мы должны изменить себя.
Н Винер.
Список использованной литературы.
3. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учебн. пособие для нач. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5.Интернет ресурсы
Приложение 1
Таблица 1
Состав выхлопных газов.
Приложение2.
Приложение 3.
Приложение 4 .
Анкета для владельцев автомобилей .
1. Какой критерий был для вас основным при покупке автомобиля?
А. Престижность марки Б. Экономичность в эксплуатации
В. Потребность семьи Г. Минимальная цена автомобиля
2. Пользуетесь ли вы общественным транспортом?
А. Да Б. Нет В. В исключительных случаях
3. Водите ли вы машину с умеренной скоростью?
А. Да Б. Нет В. Не всегда
4. «Гоняете» ли вы двигатель в холостом режиме?
А. Да Б. Нет В. Иногда
5. Регулярно ли вы проводите профилактику и держите в исправности воздушные и масляные фильтры?
А. Да Б. Нет В. Не всегда
6. Моете ли вы в летнее время машину в реке или на пруду?
А. Да, часто Б. Нет В. Иногда
7.Какая из причин, заставляющих вас следить за уровнем СО в автомобильных выхлопах, является наиболее веской?
А. Вероятность быть оштрафованным полицией
Б. Ответственность за состояние воздуха
В. Иные причины
8. Известно ли вам, что автотранспорт – основной источник загрязнения воздуха?
А. Да Б. Нет В. Для меня этот факт не имеет значения
9. Приходилось ли вам испытывать недомогания из-за высокого уровня загазованности воздуха (головная боль, резь вглазах, кашель и т.п.)
А. Часто Б Очень редко В. Никогда Г. Затрудняюсь ответить
10. Согласитесь ли вы поменять свой автомобиль на менее престижный, но экологически более чистый, не загрязняющий окружающую среду?
А. Да Б. Нет В. Затрудняюсь ответить
.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
г. Сураж Брянской области
Исследовательская работа на тему:
«Осторожно, нас окружает среда!»
Автор:
Ученица 10 класса
Болмат Анна
Руководитель:
учитель биологии
Ворон Людмила Николаевна
Сураж, 2017г.
Оглавление.
Введение
I.Основная часть
1.Теоретическая часть
1.1.Состав выхлопных газов
1.2.Влияние выхлопных газов на здоровье человека
2.Практическая часть
2.1.Расчет количества машин на число жителей города
2.2. Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
2.3. Изучение отношения граждан нашего города к проблеме загрязнения воздуха выхлопными газами.
3.Мои рекомендации
3.1.Рекомендации для жителей нашего города
3.2. Рекомендации для учащихся школы
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение.
«Осторожно, нас окружает среда!»
Григорий Яблонский
С каждым годом мы все больше говорим о загрязнении окружающей среды. И больше всех её загрязняют не заводы, а машины. Странная вещь, автомобиль, с одной стороны, это комфорт, но с другой вредительство, в первую очередь, себе и своим близким. Мы не осознаем, что природа не может справляться с таким объемом выхлопных газов. Наша планета на грани кислородного кризиса, когда углекислого газа и других веществ больше в атмосфере, чем кислорода. Это наше ближайшее будущее. Может, чем больше людей задумаются об этом, и мы избежим, названного мной, кислородного кризиса.
Исследование загрязнения атмосферы автомобильным транспортом на сегодняшний день очень актуально. Автотранспорт представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота (II) NO и (IV) NO2, угарный газ (CO2), углеводороды, сажа – продукты неполного сгорания топлива, сернистый газ (SO2), тяжелые металлы. Каждый автомобиль выделяет до 4 кг этих веществ за сутки. За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь. Установлено, что ежегодно один легковой автомобиль, поглощая 4 т молекулярного кислорода, выделяет в атмосферу 0,8 т СО, до 40 кг разных оксидов азота, до 200 кг углеводородов, а, кроме того, сажу и др. вещества. (3, с.336)
Актуальность исследования: сегодня экологический ущерб автотранспорта огромен и проявляется непосредственно во многих явлениях: загрязнение почвы, воды, атмосферы, автотранспорт создает шумовые и энергетические загрязнения. Все это ведет к значительному ухудшению здоровья и сокращению жизни населения. Человечество губит само себя! Но каждый человек сам решит для себя, друг автомобиль или враг...
Я решила узнать какое количество автомобилей в нашем городе, как это отражается на чистоте воздуха и какие меры нужно принять, чтобы воздух был чистым и безопасным. Цель исследовательской работы: изучение влияния автотранспорта на окружающую среду города Суража .
Задачи работы:
1. Определить интенсивность транспортного потока на контрольных участках;
2. Оценить чистоту воздуха по величине автомобильной нагрузке
3. Собрать информацию о влиянии автомобильного транспорта на окружающую среду нашего Суража, используя метод анкетирования.
4. Рассчитать количество выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
5. Разработать основные пути снижения экологического ущерба от транспорта.
Гипотеза: из-за большого количества машин в городе сильно загрязнен воздух.
Объект исследования: атмосферный воздух.
Методы исследования:
1.Изучение литературы о составе выхлопных газов и их влиянии на здоровье.
2. Анализ и обработка полученных результатов.
3.Анкетирование.
4.Опыт.
I.Основная часть.
1.Теоретическая часть.
Выхлопные газы, основной источник токсичных веществ двигателя внутреннего сгорания. В своем составе они содержат около 300 веществ, большинство из которых токсичны. В течение суток один автомобиль может выбрасывать до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входят: - продукты неполного сгорания жидкого топлива (оксид углерода, сажа, углеводороды и т. д.); - продукты окисления (различные оксиды азота и другие соединения) [2, стр.87-88].
Основными нормируемыми токсичными компонентами выхлопных газов двигателей являются оксиды углерода, азота и углеводорода. Кроме того, с выхлопными газами в атмосферу поступают предельные и непредельные углеводороды, альдегиды, канцерогенные вещества, сажа и другие компоненты.
При работе двигателя на этилированном бензине в составе выхлопных газов присутствует свинец, а у двигателей, работающих на дизельном топливе - сажа.
Оксид углерода (CO - угарный газ) -прозрачный, не имеющий запаха ядовитый газ, немного легче воздуха, плохо растворим в воде. Оксид углерода продукт неполного сгорания топлива, на воздухе горит синим пламенем с образованием диоксида углерода (углекислого газа). Необходимо отметить, что при эксплуатации дизелей концентрация CO в выхлопных газах невелика (примерно 0,1 - 0,2%), поэтому, как правило, концентрацию CO определяют для бензиновых двигателей. Угарный газ используется для получения органических спиртов .
Оксиды азота (NO, NO2, N2O, N2O3, N2O5) - являются одними из наиболее токсичных компонентов отработавших газов. При нормальных атмосферных условиях азот представляет собой весьма инертный газ. При высоких давлениях и особенно температурах азот активно вступает в реакцию с кислородом.
NO2 (диоксид) бледно-желтая жидкость, участвующая в образовании смога. Оксиды азота представляют опасность для листьев растений. Азотная кислота вызывает сильную коррозию углеродистых сталей.
Углеводороды ( этан, метан, этилен, бензол, пропан, ацетилен и др.) - органические соединения, молекулы которых построены только из атомов углерода и водорода, являются токсичными веществами. Имеют приятный запах. Углеводороды и оксиды азота при определенных метеорологических условиях активно способствуют образованию смога- ядовитого тумана (1, с.53)
В общем случае в составе отработавших газов двигателей могут содержаться следующие нетоксичные и токсичные компоненты: О, О2, О3, С, СО, СО2, СН4, CnHm, CnHmО, NO, NO2, N, N2, NH3, HNO3, HCN, H, H2, OH, H2O. (Приложение 1.Таблица 1)
1.2.Влияние выхлопных газов на здоровье человека.
Чувствительность населения к действию загрязнения атмосферы зависит от большого числа факторов, в том числе от возраста, пола, общего состояния здоровья, питания, температуры и влажности и т.д. Лица пожилого возраста, дети, больные, курильщики, страдающие хроническим бронхитом, коронарной недостаточностью, астмой, являются более уязвимыми.
Оксид углерода обладает наркотическим действием. Раздражающе
действует на кожу и слизистые оболочки. Угарный газ при вдыхании
связывается с гемоглобином крови, вытесняя из неё кислород, в результате
чего наступает кислородное голодание. Высокие концентрации оксида
углерода даже при кратковременном воздействии может вызвать смерть; Признаками отравления угарным газом могут быть: головная боль и головокружение, шум в ушах, одышка, сердцебиение, мерцание перед глазами, покраснение лица, общая слабость, тошнота, рвота (в тяжёлых случаях судороги, потеря сознания и кома).
В годы Второй мировой войны, угарный газ от выхлопа двигателей применялся нацистами для массового умерщвления людей путём отравления(Приложение2).
Оксиды азота раздражающе воздействуют на слизистые оболочки глаз, носа, разрушают легкие человека, так как при движении по дыхательному тракту они взаимодействуют с влагой верхних дыхательных путей, образуя азотную и азотистую кислоты. Как правило, отравление организма человека оксидами азота проявляется не сразу, а постепенно, причем каких либо нейтрализующих средств нет.
Углеводородные соединения оказывают наркотическое действие на центральную нервную систему, могут являться причиной хронических заболеваний, а некоторые ароматические CH обладают отравляющими свойствами.
Альдегиды раздражающе действуют на глаза, дыхательные пути, поражают
центральную нервную систему, почки, печень.
Сернистый газ вызывает онкологические заболевания.
Мелкая пыль, сажа действует на органы дыхания, но главная
опасность заключается в том, что на ней абсорбируются канцерогенные
вещества, следовательно, возрастает риск заболевания раком.
Длительное воздействие выхлопных газов на человека:
- вызывает раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей;
-приводит к развитию заболеваний дыхательной системы (хронические бронхиты, рак и т. д.);
- отрицательно сказывается на нервной и сердечной сосудистой системах;
-провоцирует головную боль, слабость, вялость, раздражительность, тошноту, нарушение сна;
-повышает риск возникновения бронхиальной астмы, экземы и других аллергических заболеваний;
- наносит вред головному мозгу, что может привести к развитию болезни Альцгеймера. Состав выхлопных газов включает огромное количество тяжелых металлов, которые зашлаковывают и загрязняют организм. Так, например, свинец не удаляется из организма, а накапливаются в нем, поражая органы и ткани организма, нервную систему, желудочно-кишечный тракт, нарушая обменные процессы. Высокая интоксикация свинцом ведет к снижению интеллекта, повышению кровяного давления, нарушению координации движений и росту числа онкологических заболеваний. Аккумуляция свинца растениями приводит к опасности его поступления в организм людей с пищей. Наибольший вред выхлопные газы оказывают на водителей и пассажиров автотранспорта, которым приходится подолгу стоять в пробках, так как концентрация оксида углерода внутри автомобиля может превышать предельно допустимые нормы(2, стр.87-88)
II. Практическая часть.
2.1. Расчет количества машин на число жителей.
Мировой парк автомашин непрерывно увеличивается, вместе с ним увеличивается и валовой выброс вредных веществ в атмосферу.
Из года в год число машин растет. Сегодня в мире их уже около одного миллиарда. В России автомобиль имеет каждый десятый житель , а в больших городах- каждый пятый .
За получением информации о количестве машин в нашем городе мы обратились в налоговую инспекцию. В городе Сураже автомобиль имеет практически каждый второй. В Сураже проживает на январь 2017 года 11089 человек, а численность личного автопарка 4261 и это не учитывая грузовые автомобили,скутера и мопеды, мотоблоки. В Суражском районе проживает на начало 2017 года - 23118чел, а количество машин 7993. Произведя несложный расчет можно подсчитать, что каждый третий житель района имеет автомобиль. Зная, что с ростом количества машин наблюдается тенденция роста доли выбросов в атмосферу в общем валовом выбросе загрязняющих веществ, в Сураже в связи с ростом автомобилизации также обостряется проблема загрязнения автотранспортом атмосферного воздуха.
2.2 Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
Количество вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, я оценила расчётным методом. Исходными данными для расчёта количества выбросов брала:
-количество единиц автотранспорта разных видов, проезжающих по выделенному участку улицы в единицу времени;
-нормы расхода топлива автотранспорта (средней нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города приведены в таблице 1);
Таблица 1
Тип автотранспорта | Удельный расход топливаYi (л на км) |
Легковой автомобиль | 0,11-0,13 |
Грузовой автомобиль | 0,29-0,33 |
Автобус | 0,41-0,44 |
-значение эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего;
Таблица 2
Вид топлива | Значение коэффициента (К) | ||
Угарный газ СО | Углеводороды С5Н 12 | Диоксид азота NO2 | |
Бензин | 0,6 | 0,1 | 0,04 |
Коэффициент (К) численно равен количеству вредных выбросов, соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1 км (то есть равного удельному расходу).
В Сураже выбрала три улицы с разной интенсивностью автомобильного движения, улица Ленина,центр города, площадь ; улица Белорусская район школы; улица Мичурина-рядом с моим домом. На каждой из них определила участок дороги протяжённостью примерно в 100 м(Приложение3)
Подсчитала число единиц автотранспорта, проходящего по участку за 10 мин. Умножив полученное число на 6, я узнала их численность за час.
Рассчитала общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1час (L, км) по формуле:
Li = Ni . I,
где Ni – количество автомобилей каждого типа за 1 час;
i – обозначение типа автотранспорта;
I – длина участка, км.
Типы автотранспорта | Улица | |||
Ленина | Белорусская | Мичурина | ||
Легковые автомобили | 26,4 | 18,0 | 12,0 | |
Грузовые автомобили | 6,0 | 4,8 | 3,0 | |
Автобусы | 0,6 | 0 | 0 |
Тип автомобиля | Li | Qi |
Легковые автомобили | 56,4 | 6,77 |
Грузовые автомобили | 13,8 | 4,28 |
Автобусы | 0,6 | 0,26 |
Итого | 11,31 |
Qi = Li . Yi
Вид топлива | ∑ Q(Л) | Количество вредных веществ, л | ||
CO | Углеводороды | NO2 | ||
Бензин | 11,31 | 6,79 | 1,13 | 0,45 |
Обработка результатов и выводы.
1. Масса выделившихся вредных веществ (m, г) рассчитывается по формуле:
m = V . M : 22,4;
m –масса выделившихся вредных веществ
V – количество вредных веществ, л
М – молярная масса
М(СО)= 28 г/моль, М (С5Н 12 ) = 72 г/моль, М(NO2 ) = 46 г/моль
2. Рассчитали количество чистого воздуха, необходимого для разбавления выделившихся вредных веществ с целью обеспечения санитарно допустимых условий окружающей среды (для этого делим массу на значение ПДК).
Vвозд = mв / ПДКв
Полученные данные занесли в таблицу 6:
Вид вредного вещества | Количество, л | Масса, г | Количество воздуха для разбавления, м³ | Значение ПДК, мг/м³ |
СО | 6,79 | 8,49 | 2830 | 3 |
Углеводороды | 1,13 | 3,63 | 145,2 | 25 |
NO2 | 0,45 | 0,92 | 23000 | 0,04 |
всего | 8,37 | 13,04 | 25975,2 |
Вывод: Результаты, полученные в ходе обработки данных, свидетельствуют о том, что количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу работающими автомобильными двигателями, велико.
Всего вредных веществ (угарный газ, углеводороды, диоксид азота) было выделено автомобилями 8,37л. за 1 час, если произвести расчеты, то в сутки это будет 200,88л, что выше допустимых санитарных норм.
2.3. Изучение отношения граждан нашего города к проблеме загрязнения воздуха выхлопными газами.
Владельцам автомобилей были предложены анкеты. В эту работу были включены 35 автомобилистов, это родители учащихся, родственники, учителя.
На вопросы, связанные с проблемой влияния автомобильного транспорта на окружающую среду Суража( Приложение 4) были получены следующие ответы:
1. Основным критерием при покупки автомобиля для большинства опрошенных ( 50%) является престижность марки.
2. Около 72 % водителей не пользуются общественным транспортом, остальные в исключительных случаях.
3. Водят машину с умеренной скоростью примерно 57 % опрошенных, остальные ответили «невсегда».
4. Иногда гоняют двигатель в холостом режиме 50 % автомобилистов.
5. Регулярно проводят профилактику и держат в исправности воздушные и масляные фильтры около 42 % водителей, остальные не всегда.
6. В летнее время часто моют машину в реке или на пруду более 67 % автомобилистов, остальные ответили «иногда».
7.Основной причиной, заставляющей следить за уровнем СО в автомобильных выхлопах, для 85 % владельцев машин является «вероятность быть оштрафованным полицией»; для 15 % «ответственность за состояние воздуха».
8. Всем опрошенным известно, что автотранспорт – основной источник загрязнения воздуха.
9. Более 71 % людей приходилось часто испытывать недомогания из-за высокого уровня загазованности воздуха.
10. Согласны поменять свой автомобиль на менее престижный, но экологически более чистый, не загрязняющий окружающую среду примерно 18% опрошенных; остальные затрудняются ответить.
В результате обработки данных можно сделать вывод о том, что примерно половина водителей реально оценивают проблему влияния автомобильного транспорта на окружающую среду нашего города; но есть автовладельцы, которых данная проблема не волнует или они над ней не задумываются.
3.Мои рекомендации .
3.1.Рекомендации для жителей нашего города.
Изучив много литературы по данному вопросу я пришла к выводу, что для уменьшения количества пыли и других вредных веществ выхлопных газов автомобилей необходимо :
1.для улучшения экологической обстановки произвести
посадку деревьев и кустов на территории школы и своих домов;
2.ограничить въезд автотранспорта на прилегающие к
территории школы улицы в рабочие дни;
3.обратиться в Госавтоинспекцию с просьбой установить
на данных улицах ряд запрещающих знаков «стоянка с
неработающим двигателем», «стоянка запрещена».
4.не ездить часто на автомобиле, если нет острой
необходимости, убеждать в этом родителей.
5.чаще бывать в лесу, особенно в сосновом, находящемся
вокруг нашего города.
6.не гулять возле проезжей части
3.2. Рекомендации для учащихся школы.
1. Продолжить изучение влияния выбросов автомобильного транспорта на окружающую среду.
2. Конкурс плакатов и листовок на тему «Транспорт – главный загрязнитель атмосферы!»
3. Акция-пропаганда «Сохраним чистый воздух для будущих поколений!»
4. Провести лабораторное исследование проб почвы, взятой у дороги.
5. Довести результаты исследовательской работы до общественности через средства массовой информации (радио, телевидение, Интернет, газеты).
6. Провести разъяснительную работу с населением об опасности возделывания овощей и фруктов вблизи от автомобильной магистрали.
7. Участвовать в озеленении Суража.
Заключение.
Наша гипотеза подтвердилась. Исходя из исследования можно сделать следующие выводы:
-количество газов, выбрасываемых автомобилями, превышает норму;
-автотранспорт наносит колосальный ущерб окружающей среде;
-не все жители города суража серьезно относятся к этой проблеме.
Я понимаю, что количество автотранспорта в городе и по стране, и в мире будет увеличиваться, ведь автомобиль – это не роскошь, а лишь средство передвижения. Но если человек не будет задумываться об ответственности за окружающую среду, то может наступить экологический кризис. И, может быть, чистый воздух будет продаваться так же, как и артезианская вода.
Каждый человек должен задуматься о том, какие серьёзные последствия несёт атмосфера, пропитанная вредными химическими веществами. Жизнь, данная нам однажды природой не должна нарушаться искусственными факторами, которые негативно сказываются на здоровье человека.
Мы столь радикально изменили нашу среду,
что теперь для того, чтобы существовать
в этой среде, мы должны изменить себя.
Н Винер.
Список использованной литературы.
3. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учебн. пособие для нач. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5.Интернет ресурсы
Приложение 1
Таблица 1
Состав выхлопных газов.
Приложение2.
Приложение 3.
Приложение 4 .
Анкета для владельцев автомобилей .
1. Какой критерий был для вас основным при покупке автомобиля?
А. Престижность марки Б. Экономичность в эксплуатации
В. Потребность семьи Г. Минимальная цена автомобиля
2. Пользуетесь ли вы общественным транспортом?
А. Да Б. Нет В. В исключительных случаях
3. Водите ли вы машину с умеренной скоростью?
А. Да Б. Нет В. Не всегда
4. «Гоняете» ли вы двигатель в холостом режиме?
А. Да Б. Нет В. Иногда
5. Регулярно ли вы проводите профилактику и держите в исправности воздушные и масляные фильтры?
А. Да Б. Нет В. Не всегда
6. Моете ли вы в летнее время машину в реке или на пруду?
А. Да, часто Б. Нет В. Иногда
7.Какая из причин, заставляющих вас следить за уровнем СО в автомобильных выхлопах, является наиболее веской?
А. Вероятность быть оштрафованным полицией
Б. Ответственность за состояние воздуха
В. Иные причины
8. Известно ли вам, что автотранспорт – основной источник загрязнения воздуха?
А. Да Б. Нет В. Для меня этот факт не имеет значения
9. Приходилось ли вам испытывать недомогания из-за высокого уровня загазованности воздуха (головная боль, резь вглазах, кашель и т.п.)
А. Часто Б Очень редко В. Никогда Г. Затрудняюсь ответить
10. Согласитесь ли вы поменять свой автомобиль на менее престижный, но экологически более чистый, не загрязняющий окружающую среду?
А. Да Б. Нет В. Затрудняюсь ответить
.
Разноцветное дерево
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Нарисуем попугая цветными карандашами
Рисуем акварельное мороженое
Новогодние гирлянды