Исследовательская работа отражает события, происходившие в Елабужском уезде в годы гражданской войны
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_tanayka.docx | 40.57 КБ |
Оглавление
Введение. Исторический очерк о Танайке………………………………c.3-4
Основная часть.
I. Гражданская война в Елабжском уезде (село Танайка)……………..c.5-7
II. Красные партизаны Танайки…………………………………………c.8-11
Заключение……………………………………………………………….c.12
Список использованной литературы……………………………………c.13
Приложение
Введение
Оживает история.
Как наяву вижу гордые, светлые лица.
Восемнадцатый год…
Все в огне и дыму.
Нам такое лишь может присниться.
(Г.Кузнецова)
На свете нет ничего страшнее, когда жители одного государства, одной страны воюют между собой. Гражданская война в нашей стране закончилась почти 100 лет назад и затронула не только крупные города, но и даже самые маленькие села и деревни, принесла много бед и горя.
После посещения школьного музея, а также по рассказам бабушек и дедушек, я узнала, что мое село Танайка оказалась в центре событий гражданской войны в Прикамье. Я очень заинтересовалась этой темой и начала исследование.
В исследовании мы опирались на материалы музея нашей школы. В музее хранятся документы, фотографии, а также картины, на которых изображены основные моменты борьбы танаевцев в годы гражданской войны.
Исторический очерк о Танайке
Танайка... Какое звонкое песенное имя, дошедшее до нас из глубины веков. Большое село с этим названием расположено неподалеку от Елабуги.
Когда попадаешь в танаевские места, невольно ловишь себя на мысли, чудные окресности села Танайка сошли с полотен И.И.Шишкина.
Впрочем, чему же тут удивляться? Ведь именно танаевские пейзажи увековечил в своих работах великий русский художник. Древнее село, расположенное вблизи от национального парка «Нижняя Кама», знаменито не только своим ландшафтом и природными красотами. Оно имеет богатую и интересную историю. Массовое заселение берегов Камы и ее притоков русскими происходит после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. Так в нескольких верстах от села Трехсвятского (так в те времена называлась Елабуга), предположительно на месте бывшей татарской деревни Тана, появились первые избы русских переселенцев. Помимо хлебопашества танайцы вместе с жителями села Трехсвятское занимались ловлей стерляди, которую доставляли по Каме сначала в Рыбную Слободу, а затем – к государеву столу в живом виде на специальных баржах.
Через эти края проходили казачьи сотни Ермака по пути в Сибирь. Помнит Танайка и грозные отряды Пугачева.
О славном историческом прошлом села рассказывают легенды. Это – седая история. А вот первые годы гражданской войны и Советской власти в Танайке помнят живо, до мельчайших подробностей. В селе, как в капле воды, отразилась судьба великой России. Село оказалось в центре событий в годы революции и гражданской войны в Прикамье.
Основная часть.
I. Гражданская война в Елабжском уезде (с. Танайка).
К началу двадцатого столетия Танайка считалась одним из крепких сел Елабужского уезда. Свыше трехсот крестьянских дворов, кирпичная Архангельская церковь, построенная еще в начале XIX века, церковно-приходская школа, где, помимо Закона Божьего, обучались письму и счету. [1]
Революция 1917 года, а затем последовавшая гражданская война разделила танаевцев на два враждебных лагеря. Хозяева зажиточных крестьянских дворов поддерживала старые порядки. Беднейшая часть танаевцев выступала за большевиков. Нередко случалось так, что в больших семьях Танайки во время гражданской войны брат шел на брата, отец на сына, сын на отца. Пролилось много слез, горя и крови.
В ноябре 1917 года в Елабуге фактически установилась власть Советов. В городе для поддержания общественного порядка и борьбы с контрреволюцией был создан отряд Красной гвардии.
Создаются отряды Красной Гвардии и в селениях Елабужского уезда:
- в Токмашке – 42 человека
- в Мурзихе – 12 человек
- в Ново-Гришкине – 38 человек[2]
В 1918 году был создан Отряд Красной Гвардии в нашем селе Танайка. Отряд состоял из 12 односельчан. Его основателями были бывшие фронтовики, вернувшиеся с Первой мировой войны. Этот отряд возглавил житель села матрос М.И.Силкин. «Был этот матрос высок, плечист и черняв. Ходил в бушлате и, хотя в перевалку, словно только что сошел с корабля, видно было, что ступал он по своей земле, словно настоящий хозяин.[3]
Весной и летом 1918 года в промышленных центрах огромной Советской страны не хватало хлеба, рабочие голодали. Кулаки (зажиточные крестьяне) срывали хлебные излишки, спекулировали ими. Поэтому властями было принято решение создавать в уездах Елабужского района продовольственные отряды или как их еще называли комбеды, которые изымали излишки хлеба у зажиточных крестьян.
С лозунгом «Хлеб – революции» ездили дружинники по деревням, организовывали бедноту, реквизировали излишки хлеба у богатеев. Не зная ни сил, ни отдыха помогала дружина Силкина Советской власти изымать хлеб у кулаков, подавляла вспышки мятежей и восстаний. Так, танаевские комбедовцы помогали изымать хлебные излишки у кулацких хозяйств сел Лекарево, Армады и др.[4]
В селах и деревнях, куда приезжали дружинники, организовывались митинги в поддержку революции и большевиков. После таких выступлений народ, живущий в этих селах и деревнях переходил на сторону красного движения.
Из воспоминаний красногвардейца Андреана Паркова: «Это было в 1918-м. Мы, солдаты-фронтовики, вернувшись домой, не могли мириться с тем, что в селе нашем хозяйничали кулаки. Неспокойно было и в окрестных селах. Опираясь на бедноту, создали боевую дружину, организовали комитет бедноты, во главе которого встал революционный матрос Михаил Силкин. Жизнь вскоре пошла по новому руслу».
Вспоминают, что во время одного из митингов, выступая с пламенной речью перед крестьянами, матрос Силкин стукнул прикладом винтовки о землю, раздался случайный выстрел. Так трагически и нелепо погиб вожак бедноты Танайки.
Михаил Силкин крикнул, обращаясь к толпе мужиков: «Товарищи! Люди! За наше же общее дело все! Понять надо!», стукнул прикладом винтовки о землю. Не то затвор с предохранителя слетел, не то кто со стороны ударил, только грохнул выстрел, и упал матрос Силкин навзничь…» [5]
После смерти Михаила Силкина, отряд дружинников возглавил Алексей Перусов. Комбедовцы продолжали ездить по селам и деревням Елабужского уезда, изымали излишки хлеба у зажиточных крестьян, организовывали акции и митинги в поддержку власти Советов.
II. Красные партизаны Танайки
Все навечно запомнил
Танаевский бор,
И земля, и лесная поляна.
Эхо звонкое слышится здесь до сих пор:
«За советскую власть, партизаны!».
(Г.Кузнецова)
Ближе к осени 1918 года власть в городе Елабуга вновь поменялась. Начались повальные аресты тех, кто поддерживал революцию. На реке Кама на одной из барж была сооружена плавучая тюрьма или как ее называли в то время «баржа смерти».
Из воспоминаний красногвардейца Андреана Паркова: На местах налаживалась, укреплялась новая власть. Но вот в августе белые заняли Елабугу. В тот же день темным вечером танайские кулаки, родственники белогвардейцев, подняли мятеж, схватили многих дружинников и бедняков-активистов. Продержали ночь под замком, а утром вооруженные конвоиры погнали нас, восемнадцать человек, в Елабугу. Сказали: в тюрьму»
В Танайку вошел карательный отряд под командованием местного кулака Василия Белкова. В селе начались повальные аресты дружинников отряда Красной армии. Их уводили в Елабугу на «баржу смерти» через танаевский лес. Но до Елабуги танаевкие красные партизаны так и не дошли. У выхода из леса на монастырское поле Василий Белков остановил арестованных. Прозвучали винтовочные выстрелы, на землю упали первые жертвы белого террора в Танайке. Монахи запретили хоронить расстрелянных на своем поле. И потому братская могила – в лесу.
Через несколько дней после расстрела, односельчане похоронили красных партизан в лесу, всех вместе, в одной братской могиле.
Позднее на месте братской могилы красных партизан был возведен памятник-обелиск с красной звездой.
На обелиске надпись: «Погибшие от разгула белого террора», «Спите орлы боевые – вы заслужили славу и вечный покой»
Список погибших красных партизан(14 чел.):
«По тропинке заброшенной лесом иду
Знаю, памятник этот не близко,
Я букет из гвоздик ярко-алых кладу
На густую траву к обелиску».
(А.Силкина)
Но не всех партизан удалось убить. Чудом остались живи среди расстрелянных два партизана: Семен Загуменнов и Андреан Парков.
Из воспоминаний красногвардейца Андреана Паркова: «Через некоторое время я поднялся. Сердце кровью обливается – лежат вокруг бездыханные тела товарищей.
– Парков, ты разве жив? — услышал я голос.
Раненый встал с земли Семен Загуменнов. Только двое нас из восемнадцати остались в живых».
Пуля пробила Паркову руку. Стиснув зубы, он перевязал ее. Рядом раздался стон и приподнялся еще один танаевский красногвардеец – Семен Загуменнов. С его виска стекала кровь. Перевязав товарища, Андриан помог ему подняться. Прихрамывая, оба поспешили к лесу, где скрывались. Уже после Гражданской войны Андриан Парков возглавит танаевский колхоз, который в память о грозных годах Гражданской войны назовут «Красный партизан».[6]
Расправы над активистами проходили не только в нашем селе. Так, в в селах Студеный Ключ, Армалы, Токмашка, Мурзиха так же проходили расстрелы тех, кто поддерживал Красную власть. Многих уводили на «баржу смерти» и расстреливали уже там. О кровавой драме, разыгравшейся на берегу Камы, известная писательница Лариса Михайловна Рейснер писала: «Когда мы подходили к пристани Елабуга, то белые только что расстреляли свыше 250 человек, площадка у пристани была залита кровью»[7].
В течении 1918 - 1919 гг. Елабуга и уезд несколько раз переходила из рук красных в руки белых. В мае 1919 года Елабуга, Елабужский уезд, а стало быть и Танайка, были окончательно освобождены от белогвардейцев дивизией, которой командовал Владимир Азин. Белогвардейцы были выбиты из уезда. Советская власть пришла сюда навсегда.
Немалое значение становления Советской власти в нашем крае принадлежит танаевским красным партизанам, которые организовали массовую агитационную пропаганду советской власти в селах и деревнях Елабужского уезда.
Нет достоверных сведений о том, что Н.К.Крупская ездила в Танайку во время пребывания в Елабуге агитпарахода «Красная звезда». Но, встречаясь с руководителями уездных организаций, с легендарным комдивом В.М.Азиным, должно быть, слышала о Танайке, о танаевских красных партизанах, о героическом сопротивлении, которое они оказали белогвардейцам, о том, что предпочли умереть стоя, нежели жить на коленях.[8]
Заключение
Смерть сравняла всех:
Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
(М.Цветаева)
Гражданская война очень дорого обошлась стране, явилась величайшей трагедией нашего народа. За годы гражданской войны погибло более 8 миллионов человек, как белых так и красных.
Память о тех днях жива в Танайке. Это не просто память, а неразрывная живая связь поколений.
В 1930 году в Танайке был образован колхоз, в память о растрелянных в восемнадцатом году партизанах, был назван Красный партизан. Председателем колхоза единогласно утвердили кандидатуру Андреана Паркова, выжившего партизана Красноармейской дружины Танайки. Одна из главных улиц Танайки в наше время носит название Краснопартизанская. Ежегодно, осенью в библиотеке сельского дома культуры организовывают памятные мероприятия, с посещением памятника красным партизанам в Танаевском лесу. Каждый ученик Танаевской школы знает о красных партизанах Танайки, гордится ими.
Список использованной литературы
5. Шишкин Н.И. История города Елабуги с древнейших времен: исторический очерк /Н.И.Шишкин. – СПб.: Маматов, 2014 г. – 256 с.
6. http://www.elabuga-rt.ru/ru/the-news/item/26240-rasstrelyan-byil-no-ne-ubit.html
[1]Источник: http://rt-online.ru/zdes-ozhivayut-shishkinskie-pejzazhi/ Газета Республика Татарстан
[2] Абзянов м.Д. Здравствуй, Елабуга. Казань, Татарское кН.изд-во, 1980 г., 264 с. С.82
[3]Паушкин Г.А. Танайка. Татарское книжное издательство. 1968 г. 69 с. С. 10.
[4] Абзянов м.Д. Здравствуй, Елабуга. Казань, Татарское кН.изд-во, 1980 г., 264 с. С.88
[5] Паушкин Г.А. Танайка. Татарское книжное издательство. 1968 г. 69 с. С. 11.
[6] Паушкин Г.А. Танайка. Татарское книжное издательство. 1968 г. 69 с. С. 11.
[7] Абзянов м.Д. Здравствуй, Елабуга. Казань, Татарское книжное изд-во, 1980 г., 264 с. С.93
[8] Вечер Елабуги №762 (17) 24 апреля 2013
Большое - маленькое
Отчего синичка развеселилась
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
В поисках капитана Гранта
На горке