Рецензия
на научно-исследовательскую работу по теме
«Холокост в годы Второй мировой войны и его отголоски в XXI в.»,
выполненной учащимися 9 и 10 классов МАОУ «Цаган-Моринской СОШ»
Галдановой Норжимы и Доржоновой Татьяны.
Общая оценка работы на предмет соответствия теме, ее актуальности и новизны: Работа представляет собой оригинальное самостоятельное исследование, посвященное проблеме всего человечества. Содержание работы соответствует заявленной теме. Актуальность исследования не вызывает сомнений, потому что с позиции современности проблема Холокоста, толерантности в отношениях между народами приобретает актуальность в свете нарастания в мире тенденций обострения противоречий, неготовности народов и представителей разных государств решать вопросы межэтнических, межконфессиональных и межгосударственных отношений с позиций толерантности, поиска компромиссов, обеспечения баланса интересов.
Оценка владения учащимися материалом: Необходимо отметить достаточно большое количество рассмотренных, проанализированных и описанных авторами в работе концепций. Об этом свидетельствует список использованной литературы.
Анализ методов исследования: Авторами самостоятельно отобраны и проанализированы материалы, проведен социальный опрос. В исследовательской части собственные мысли и суждения, выводы представляются логичными и обоснованными.
Соответствие стиля и оформления работы: Текст работы изложен на 10 листах машинописного текста и включает в себя введение, 3 главы, исследовательскую часть, заключение и приложение. Такая структура работы представляет логическую взаимосвязь всей информации и исследовательской части.
Обоснованность выводов: выводы соответствуют теме, которые приведены в заключении.
Общая оценка работы: Как видно из всего, сказанного выше, в рецензируемой работе авторы обнаруживают навыки самостоятельного научного поиска (умение решать поставленные задачи). Выполненное авторами исследование соответствует основным требованиям, предъявляемым к исследовательским работам.
Рецензент: учитель истории и обществознания Шойдонова Саяна Шойдоновна
Дата: «27» января 2016 г. Подпись ______ /________________/
Вложение | Размер |
---|---|
npk_norzh_tanya3.docx | 131.94 КБ |
Содержание
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Основная часть…………………………………………………………...4
2. 1 История Холокоста…………………………………………………….4
2. 2 Холокост на территории СССР……………………………………....6
2. 3 Отголоски Холокоста в современном мире………………………....6
2.3.1 Эхо Холокоста: Украина………………………………………..7
2.3.2 Эхо Холокоста: Ближний Восток………………………………8
2. 4 Практическая часть…………………………………………………..10
3. Заключение………………………………………………………………11
4. Список литературы……………………………………………………...12
5. Приложение.
Введение.
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями»
И. Бауэр
C конца Второй мировой войны прошло почти 72 года. В наше время тема Холокоста не утратила актуальности : социальное напряжение, межэтнические и межконфессиональные конфликты и т.д.
Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.
Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХI веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста.
Холокост - от Holocaust, что по-гречески значит «всесожжение» - обозначение массовых убийств евреев в 1933 - 1945 гг. в Европе. «Холокост - это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизма…» (Л. Коваль).
Осмысление Холокоста возможно только в широком историческом контексте, в связи с теми событиями, процессами и явлениями, которые сделали возможным массовое и целенаправленное истребление целого народа.
Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.
Цель работы: исследование истории и последствий холокоста, как трагедии целого народа, предупредить людей перед большой ошибкой, которая может повториться.
Задачи:
1. Изучить литературу и источники из интернета по этой теме.
2. Сформировать общую картину национальной трагедии еврейского народа.
3. Сделать выводы о том, к каким последствиям привел Холокост.
4. Выявление уровня знаний по данному вопросу среди современной молодежи (анкетирование учеников 8-11 классы)
Методы исследования:
Теоретическое исследование:
1. Поиск и сбор информации в различных источниках;
2. Изучение литературы по теме.
Практическое исследование:
1. Анкетирование;
Ожидаемые результаты: результаты данной работы покажут значимость данных исследований в XXI в.
2. Основная часть
2.1. История Холокоста.
В истории человечества не было войны равной Второй мировой по колоссальному количеству человеческих жертв. Этот небывалый геноцид напрямую связан с фашизмом, с его нечеловеческими теориями расовой и национальной ненависти. Основная цель фашистов на оккупированных территориях была одна: уничтожение целых рас и наций. Конечно, убивали не только евреев. Жертвами нацистского террора стали представители и других народов. По отношению к евреям нацистская Германия проводила политику тотального уничтожения. Сам факт принадлежности к еврейскому народу предопределял гибель человека. "Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма" - так обрисовал трагическую ситуацию писатель Эли Визель. В этом и состоит особенность еврейской судьбы в период Катастрофы, по сравнению с участью других народов, населявших оккупированные территории.
Кто виноват в Холокосте – Гитлер, германский народ или вся Европа, споры идут до сих пор. Мало кто будет спорить, что преследование евреев началось не вдруг. Евреи были отверженным племенем Европы на протяжении нескольких веков. Первый официально документированный закон против евреев датирован началом IV века и был издан в Испании: христианам запрещалось вступать в брак с иудеями. Затем началась политика насильственного крещения евреев, они были изгнаны из Англии, Франции и Испании. Их продавали в рабство и убивали тысячами. Такое массовое убийство произошло во время Черной чумы в XIV веке в Германии, где евреев обвиняли в распространении чумы и отравлении колодцев. Евреям предписывалось носить отличительную от других одежду, им запрещалось занимать государственные должности. Их заселяли в гетто (специально отведенные для них места), а их книги сжигали. Выдвигавшееся от имени церкви обвинение в том, что евреи убили Иисуса Христа, часто служило поводом для издевательства (отмененное только в 1965). [2,3]
Нацисты пришли к власти в Германии 30 января 1933 года. Вместе с первыми же мерами по укреплению своей власти новый режим начал антиеврейскую кампанию. Она выразилась, прежде всего, в устранении евреев с общественных постов, а также в преследовании евреев - педагогов, писателей, художников, музыкантов, журналистов. 1 апреля того же года нацисты объявили бойкот еврейским магазинам и предприятиям. У входов в эти места были выставлены посты штурмовиков с плакатами в руках: "Не покупайте у евреев!". Цель бойкота - "доказать" немецкому народу, что евреи овладели немецкой экономикой. В ночь на 10 мая 1933 года нацисты организовали публичное сожжение на городских площадях книг немецких писателей еврейского происхождения. В огонь летели прекрасные произведения литературы. И среди этих книг были произведения Генриха Гейне, сказавшего в свое время, что "начинающие со сжигания книг закончат сжиганием людей". Немецкая печать была захлестнута потоком необузданных выпадов против евреев. Особенно специализировался на антисемитской клевете еженедельник "Штюрмер".
Создавались антиеврейские законы. В начале 1935 года германское правительство приступило к подготовке всеобъемлющего анти-еврейского законодательства. 15 сентября были изданы так называемые "Нюрнбергские законы", лишавшие евреев гражданских и политических прав. В тот же день был издан закон "об охране немецкой крови и немецкой чести", согласно которому объявлялись уголовным преступлением браки между "арийцами" и евреями. В результате принятия "Нюрнбергских законов" расовая теория стала составной частью немецкого законодательства.
Обострение гонений началось в конце 1936 года вместе с подготовкой ко Второй мировой войне. Поворотным оказался 1938 год. Нацисты приступили к систематической экспроприации еврейского имущества. Еврейские организации и учреждения были лишены всякого общественного статуса. Гитлер еще в 1924 году в своей человеконенавистнической книге "Майн Кампф" обосновал "концепцию" истребления евреев. 9 ноября 1938 года Гитлер организовал всегерманский еврейский погром - печально знаменитую "Хрустальную ночь". Так начался геноцид, который стал одной из главных целей гитлеровской агрессии в других странах.
Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако зачастую им было просто некуда ехать. Для евреев Европы, по известному высказыванию Хаима Вейцмана (впоследствии — первого президента Израиля), мир разделился надвое: на места, где они не могли жить, и места, куда они не могли попасть. Практика запрета большинства западных стран на въезд еврейских беженцев отражала глобальный климат протекционизма с оттенком ксенофобии и откровенного антисемитизма. Международная конференция по беженцам в Эвиане (Франция) в июле 1938 года, созванная по инициативе президента США Франклина Рузвельта, закончилась полным провалом. Кроме Доминиканской республики, ни одна из 32 участвовавших стран не дала ожидаемым беженцам из Германии и Австрии ни малейшего шанса. К тому же Великобритания ограничивала приток мигрантов в подконтрольную ей Палестину.
Антиеврейская истерия в Германии привела в 1938 году (в ночь с 9 на 10 ноября) к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).
В 1933—1939 годах из Германии и Австрии бежало 330 тысяч евреев. Около 110 000 еврейских беженцев вырвались из Германии и Австрии в соседние страны, но подвергались преследованиям уже во время войны.
В начале 1939 года Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры по выселению евреев Германии. Начало Второй мировой войны не только увеличило их количество (после присоединения к Германии западной Польши), но и осложнило пути для легальной эмиграции. [4]
2.2. Холокост на территории СССР.
В 1940 — начале 1941 года нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы «Мадагаскар» (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название «Генерал-губернаторство»). Все эти проекты не были реализованы.
С началом Второй мировой войны нацисты захватили регионы компактного проживания еврейского населения — Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию.
В крупных городах (намного реже — в городах небольших) создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев.
2.3. Отголоски Холокоста в XXI веке
Осмысливая Холокост историки стараются определить роль еврейской трагедии в судьбе человечества, выяснить, как могли совершиться столь ужасные злодеяния, какие параллели можно увидеть тем, что произошло в Германии в середине ХХ века, и тем что происходит сегодня.
Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно возвращаться по следам зла, осознавая, что корни явления, приведших к еврейской Катастрофе, ещё не выкорчеваны. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и осуществлённого плана массового истребления, но и как предостережение.
2.3.1. Эхо Холокоста: Украина.
Глубокий кризис на Украине в наши дни, по нашему мнению связан с ценностями, которые выбрало для себя новое руководство страны и которые навязываются молодому поколению. Нам трудно представить, как жители страны, на территории которой располагались свыше 300 гетто, могли выбрать в качестве национального героя Степана Андреевича Бандеру — идеолога и теоретика украинского национализма[3]. Во Львове пошли еще дальше – там 8 и 9 мая объявили траурными днями и запретили использовать в эти дни советскую символику. То есть, по сути, запретили ветеранам Великой Отечественной войны надевать свои ордена и медали, фактически объявив их и всех, кто их поддерживает врагами Украины. Героев, победивших фашизм, наверное, впервые так цинично унизили, публично предав их подвиг и память на государственном уровне. А придуманное ими надругательство для тех, кто знает и помнит об ужасах фашизма, кто благодарен ветеранам за победу и для выражения этого носит георгиевские ленточки – « колорады», просто не возможно понять. Но у новой Украины – новые ценности. И украинским политикам не стыдно произносить и афишировать, придя на урок в одну из школ Украине, высказывания, дискриминирующие людей по национальному признаку. Так, в средствах массовой информации размещен ролик, на котором Украинский политический деятель Ирина Фарион объясняет малышам в начальной школе, что их украинские имена звучат: Михасик, а не Миша, Марыйка, а не Маша и т.д. Вообще это страшное зрелище, когда заплаканный малыш отстаивает свое право называться Мишей, а над ним смеются и взрослая, уважаемая тетя с усмешкой говорит деткам, что если ребенок Маша или Миша - то и должен жить там, где живут Маши и Миши, в России, а на Украинской земле им делать нечего[5,6,10].
Нам кажется, это происходит потому, что там сегодня в фаворе те, кто проповедует совершенно иную идеологию, идеологию украинских националистов, присягавших во время войны на верность Гитлеру. Те, кто стремится на расовой почве установить превосходство одного народа над другим, только теперь виновными являются не евреи, а русские. А ведь дружба между украинцами и русскими насчитывает многовековую историю, у нас например на Урале много людей, в семейной генеалогии которых есть украинские корни. И сейчас они живут мирно, дружно, уважая честь и достоинства друг друга.
Нам страшно видеть, что приверженцы нацизма, которые хвастают прямым родством с преступниками нацистского оккупационного режима на территории СССР, возрождают идеологию, режим и политику нацизма, расовой нетерпимости на Украине, такой близкой нам по общей истории. Хочется остановить братоубийство на территории Украины, когда славяне убивают, сжигают заживо, издеваются над славянами, только потому что один русский, а другой украинец. Ужасны и судьбы детей, которым навязываются ложные нацистские идеалы, которые не раздумывая шагают под знаменами Бандеры, считая его чуть ли не мучеником за свободу Украинского народа. Они не задумываются, кто он на самом деле, не изучают его биографию, им и «в голову не приходит» желание ознакомиться со свидетельствами его деяний. А новым радикальным, нацистским лидерам это и надо: можно легко исказить факты истории, поменять местами добро и зло, освободителей и преступников. И эта не думающая толпа, с «промытыми» нацистской идеологией головами, готова сжечь заживо, забить до смерти, мучить, проводить различные диверсии только за то, что человек представитель другой, неукраинской расы, и имеет свои убеждения, мысли. Как горьки и ужасны слезы детей, потерявших в результате конфликта на Украине родственников и переживающих каждый день страх[6,7,8,10].
Разве не об этом молчаливо рассказывали жертвы Холокоста в середине XX века, разве не достаточно уроков истории? Как убийства и зверства на расовой почве могли прорасти в XXI веке на территории уже переживавшей их ранее? Мы считаем, что только не знание горькой и поучительной истории Холокоста способствует его повторению на новом историческом витке.
2.3.2. Эхо Холокоста: Ближний Восток
Ошибочно думать, что дискриминация по расовому или иному признаку в XXI веке проявляется только на отдельных территориях, странах Европы. Примеры дискриминации по расовым и религиозным убеждениям существуют в наши дни на Ближнем Востоке. Так, в 2006 году в Ираке, путем слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок, была создана исламистская террористическая организация «Исламское государство Ирака и Левана» (ИГИЛ)[4,10]
"Исламское государство" - исламистская террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии (сокращенно ИГ или ИГИЛ, в арабских СМИ - ДАИШ). ИГ признано террористической организацией в США,Канаде, Великобритании, Австралии, Таджикистане, Турции, Египте, ОАЭ,Индии, Индонезии, а также России (с 29 декабря 2014 г.). Ее деятельность на территории этих стран запрещена[6].
Сегодня «ИГИЛ» представляет собой поддержку радикального ислама, действуя в военном союзе с организациями персидского ислама (кроме шиитских и курдских) и племенными ополчениями. Связь ИГИЛ с арабским национализмом проявляется в том, что несмотря на то, что курды, в основном, сунниты, боевики ИГИЛ, действуя в союзе с арабскими суфистами, безжалостно истребляют курдских суфистов, а также верующих авраамических религий, что ислам запрещает и что, по их заявлениям, обычно осуждают даже радикальные салафиты. Выступая за равенство и эмансипацию своих женщин, создавая из них ударные боевые части, ИГИЛ официально восстановило рабство женщин иноверцев и своих противников, а также торговлю рабынями.
Каждый месяц, по данным американских спецслужб, к организации присоединяется не менее 1000 иностранных добровольцев, общее число иностранцев — не менее 16 тысяч из 80 стран мира, в том числе, Франции,США, Канады, Марокко, Германии, Российской Федерации[7,8].
Целью организации являются создание исламского ортодоксального суннитского государства в исламском мире и во всём мире[6].
Группировка ведет активную экстремистскую деятельность и ответственна за множество терактов против американских и натовских сил на территории Ирака, иракских военных, а также против гражданских лиц и объектов. От рук боевиков уже погибли тысячи «иноверцев» — шиитов, христиан, езидов, а тысячи людей были вынуждены бежать из захватываемых экстремистами районов, многие женщины и дети стали пленниками и содержатся в концентрационных лагерях террористов. Организация неоднократно подвергалась критике со стороны международных правозащитных организаций за многочисленные военные преступления и преступления против человечества.
Группировка обрела широкую известность летом 2014 года, когда боевики начали полномасштабное наступление на северные и западные районы Ирака, а также в Сирии (в конце июня террористы объявили о создании собственного квазигосударства, т. н. «халифата»[4,5,11].
По новостным передачам часто показывают пострадавших от деятельности данной террористической организации: это изможденные, истощенные от жажды и голода люди, у которых погибли родственники. Для спасения своих жизней и семей им пришлось бросить свои дома, спасаясь бегством. Особенно меня ужаснул случай, рассказанный одним из беженцев (христианином) о том, что, бежав от террористов, ему пришлось оставить дома 80-летнию неходящую мать, и он не знает, жива ли она или ее замучили до смерти, как уже было с другими людьми, попавшими в плен к ИГИЛ. Не меньше ужаснули новостные ленты, на которых другой беженец говорил, что его жена, сестра и дочки (которым 8 и 12 лет) при захвате деревни воинами ИГИЛ были отправлены в сексуальное рабство, а он чудом избежал убийства и теперь разыскивает их[7,9].
В последнее время организация дала о себе знать распространением в Интернете видеозаписей с казнью взятых в заложники журналистов через отрезание им головы, целым рядом террористических актов по всему миру. Это не могло не вызвать ненависть всей мировой общественности. К сожалению скорбь и боль утраты не обошли и Россию: в памяти возникают судьбы, фотографии пассажиров самолета А321 в Египте, которые стали жертвой одного из терактов ИГИЛ. А количество невинных жизней, которые данная организация унесла и покалечила не поддается осознанию здравомыслящего человека. Только по предварительным подсчетам различных организаций это число зашкаливает за миллионы[5,6,7,8,9,10,11]
В XXI веке нашей стране пришлось взять на себя бремя ответственности за мир на Востоке, на всем мире и бороться с ИГИЛ. Именно Россия находится в центре эффективного альянса по борьбе с террористами. К сожалению, нацизм трудно искореним, его можно сравнить со злокачественной опухолью, которая расползается и дает метастазы во всем организме – мире, повреждая различные органы – страны и его клетки – народ, строй и т.п. Именно поэтому бороться надо всем вместе, а не искать «лазейки» для собственной выгоды и обогащения. Решается вопрос жизни или смерти всего организма: мира или войны во всем мире.
2.4. Практическая часть.
Анкета №1. «Что такое Холокост?»
1. Знаете ли Вы, что такое холокост? (рис 1)
2. Знаете ли вы о случаях геноцида других народов со стороны нацистов в годы ВОВ? (рис2)
3. Назовите число жертв Холокоста?
4. Что, по-вашему, стало причиной трагедии?
5. Назовите известные вам «лагеря смерти». (рис 3)
6. Считаете ли Вы Холокост вымыслом или реальностью? (рис4)
7. Как Вы считаете: о холокосте и геноциде времен ВОВ надо помнить или забыть? Почему? (рис 5)
Анкета №2. «Холокост в XXI в. Миф или реальность?»
1. Как вы думаете Холокост в наши дни, миф или реальность? (рис 6)
2. Считаете ли вы , что ситуации в современной Украине и на Ближнем Востоке можно отнести к Холокосту? Почему? (рис 7)
3. Существует ли нацизм в современном мире? Если да, то где? И каким образом проявляется? (рис 8)
4. Сталкивались ли вы с проявлениями нацизма, расизма в жизни? Если да, то как это выражалось? (рис 9)
5. Можно ли предотвратить повторение Холокоста времен Второй Мировой войны? Если да, то какие меры надо предпринимать? (рис 10)
Анкетирование было проведено с целью выявить знание о Холокосте и отношение к нему среди учащихся нашей школы. Было опрошено 18 учеников.
В анкете №1 вопросы на знание о Холокосте времен Второй мировой войны. В анкете №2 вопросы, касающиеся событий в современном мире.
Что касается ответов, требующих от учащихся пояснения, здесь дела обстояли несколько неоднозначно. Встречались обоснованные историческими фактами и элементарной логикой ответы.
Отсюда можно сделать вывод, что о Холокосте знают очень немногие, т.к. в школьной программе о Холокосте говорится одной строчкой, просто статистические данные, которые никому не интересны.
Заключение
Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933- 1945 гг., тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели миллионов людей, убитых за то, что они были цыганами или славянами, инакомыслящими или военнопленными…
Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно возвращаться по следам зла, осознавая, что корни явления, приведших к еврейской Катастрофе, ещё не выкорчеваны. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и осуществлённого плана массового истребления, но и как предостережение.
Международное сообщество акцентирует в Холокосте общечеловеческие аспекты. Ведь сегодня в XXI веке особенно отчетливо видно, что на месте евреев может оказаться любой другой народ. И нужно извлечь уроки из тотальной пропаганды нацистов, под воздействием которой цивилизованные немцы превратились в проводников (или молчаливых пособников)человеконенавистнических идей. Иными словами, история Холокоста заставляет людей задуматься, к каким последствиям приводит проявление расизма и ксенофобии, - ведь именно с этого начинали нацисты.
Сейчас, в начале XXI века, когда мир гудит от потрясений – национальных взрывов, религиозной нетерпимости, пересмотра общечеловеческих ценностей, мы обязаны говорить о Холокосте – самом страшном проявлении анти человечности и его проявлениях в наши дни.
В нашей работе мы рассказали об основных моментах Холокоста, а также рассмотрели проявляющиеся признаки Холокоста в наше время в разных регионах мира. При создании работы мы открыли для себя много новых моментов, о которых раньше даже не подозревали. При поиске материала мы получили навык работы с литературой, интернат ресурсами, сайтами различных средств массовой информации. Мы бы хотели продолжить работу над этой темой и рассмотреть разные проявления Холокоста в XXI веке и их разрешение человечеством. Также мы планируем выступить по данной проблематике перед учащимися нашей школы и вынести полученную нами информацию для обсуждения общественности .
Список используемой литературы
1. Материалы сайта Центра и фонда Холокост[Электронный ресурс] URL: http://www.holocf.ru
2. И.А. Альтман. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР, Москва 2002г.
3. Всемирная история, изд. «Аванта» М.; 2002
4. Материалы электронной энциклопедии Википедия[Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org
5. Сайт «Аргументы и факты» [Электронный ресурс] URL: http://www.aif.ru/
6. Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/
7. Сайт новостного информационного агентства
8. Lenta.ru[Электронный ресурс] URL: http://lenta.ru/
9. Сайт новостного информационного агентства LifeNews [Электронный ресурс] URL: http://lifenews.ru/
10. Сайт новостного информационного агентства Вести.Ru [Электронный ресурс] URL: http://www.vesti.ru/
11. Сайт Газета.Ru [Электронный ресурс] URL: http://www.gazeta.ru/
12. Islam – Today. ru ( Ислам Сегодня.ру) – информационно – аналитический федеральный портал [Электронный ресурс] URL:
Приложение.
Рис 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Что касается ответов, требующих от учащихся пояснения, здесь дела обстояли несколько неоднозначно. Встречались обоснованные историческими фактами и элементарной логикой ответы.
Лист Мёбиуса
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Лиса-охотница
Мастер-класс "Корзиночка"
Сказка об одной Тайне