Исследование устаревших слов села Усть-Цильма.
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-issledovatelskaya_rabota.doc | 88.5 КБ |
МБОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа имени М.А.Бабикова»
исследовательская работа
"Устаревшие слова моего села"
Работу выполнили:
ученица 2б класса Осташова Диана
ученик 2а класса Козлов Андрей
Руководители:
Филиппова Ю.С., Семикова Н.Л.
2016
Оглавление
Введение………………………………………….…3 ст.
Теоритическая часть…………………………….…4 ст.
Практическая часть………………………………...6 ст.
Заключение…………………………………………7ст.
Список информационных источников…………...8 ст.
Приложение (словарь)……………………………..9 ст.
Введение
На уроках литературного чтения мы изучали произведения устного творчества. Во время изучения этих произведений выяснилось, что в нашем старинном селе Усть-Цильма существуют свои сказки, потешки, загадки, песни, скороговорки и многое другое. Нам посчастливилось жить в старинном русском селе, которое хранит в себе культуру наших бабушек и дедушек. В Усть-Цильме свой говор сохраняется до сих пор. Жители нашего села и окрестных деревень, особенно пожилые люди, до сих пор употребляют в речи устаревшие слова. Но постепенно эти слова забываются и уходят из нашей речи. Особый интерес у нас вызвали устаревшие слова и появилось желание познакомиться с ними, исследовать и сохранить их.
Тема исследования актуальна. Сохранить культуру и традиции своего края – это важно для любого человека.
Возникла цель – познакомиться со звучанием и значением устаревших слов с.Усть-Цильмы.
Для достижения цели, мы поставили следующие задачи:
Гипотеза исследования: сможем ли на уроках литературного чтения в разделе «Устное народное творчество» знакомиться не только с произведениями из учебника, но и с богатым фольклором своего села.
Работая над проектом, мы использовали следующие методы:
Объект исследования – устаревшие слова села Усть-Цильма.
Участниками исследования стали:
Теоретическая часть
Сначала мы решили провести опрос учеников 2а и 2б классов (34 человека) по следующим вопросам:
По результатам опроса мы получили следующие данные, которые занесли в таблицу:
ответы учеников | количество учеников |
слышали | 30 |
не слышали | 4 |
знают значение слов | 6 (знают 1-2 слова) |
не знают значение слов | 28 |
употребляют в своей речи | 2 |
не употребляют в своей речи | 32 |
Результаты опроса показали, что дети нашего возраста практически не знают и не употребляют в своей речи слова, которые употребляли в речи наши бабушки и дедушки, потому что они их не знают.
Возникло желание составить свой словарик устаревших слов родного села, знать их значение и употреблять в речи. Ведь образованность человека измеряется не только количеством усвоенной информации, но и пониманием того, что именно он не знает. Каждый человек должен ставить перед собой вопросы и искать на них ответы. Здесь на помощь может прийти любой словарь, в том числе и наш.
Мы обратились к словарю Ожегова и другим информационным источникам, чтобы дать точное определение понятию «устаревшее слово». Нам удалось узнать.
Устаре́вшие слова́ — слова, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своём понятные носителям языка.(1)
Историзмы - это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. (2)
Архаизмы - это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным причинам архаизмы были вытеснены из активного употребления другими словами. (2)
Архаизм – 1. Устарелое слово. 2. Пережиток старины. (3)
В источниках, рассказывающих про устаревшие слова, мы узнали, что в русском языке есть два вида слов: архаизмы и историзмы. Конечно, нам очень сложно различить между собой архаизмы и историзмы. Мы решили называть найденные нами слова просто устаревшими. Таким образом, мы приступили к сбору слов и составлению словарика.
Практическая часть
Во время опроса одноклассников у нас уже появилось несколько устаревших слов. При помощи пожилых жителей сёл Усть- Цильмы, Трусово и деревни Сергеево – Щелья мы стали выяснять их значение, искать новые слова и составлять словарик. Мы рассказывали на уроках и переменах значение этих слов и всё больше увлекали ребят к поиску устаревших слов. Была заведена специальная тетрадь, в которой записывали слова и их значение.
Составленный словарь получил название «Словарик устаревших слов Усть-Цильмы». Это означает, что он содержит устаревшие слова, которые употребляли (употребляют) в речи жители села Усть-Цильмы и соседних сёл.
Задача словаря – познакомить наших одноклассников с устаревшими словами и их значением. В словарь включено 99 слов. Слова в словаре расположены традиционно в алфавитном порядке.
Значение словарей в жизни человека трудно переоценить. Работа со словарями увеличивает словарный запас и повышает культуру речи. Словари углубляют понимание слова и развивают человека.
Заключение
Считаем, что цель нашего исследования достигнута. Задачи, поставленные нами в начале работы, были решены. Мы нашли много устаревших слов и узнали их значение. На основе проведённых исследований, можно сделать вывод: в течение жизни каждому человеку встречается много непонятных слов, значение которых можно всегда найти в словаре, в том числе и в нашем.
После составления словарика мы провели среди одноклассников викторину на изученную тему. Ребята участвовали в ней с большим интересом.
Проделанная работа имеет большое значение. Мы научились вслушиваться в речь окружающих, понимать смысл сказанного. Также это исследование дало нам опыт работы со словарём.
Наша работа помогла нам узнать устаревшие слова и их значение. А значит, лучше понимать окружающий мир и то, как жили наши односельчане раньше. Мы создали свой «Словарик устаревших слов Усть-Цильмы», чем подтвердили свою гипотезу. Сейчас мы можем изучать в разделе «Устное народное творчество» фольклор своей малой родины. А главное мы будем лучше понимать рассказы наших бабушек и дедушек. У нас появилось желание пополнять наш словарик каждый год и познакомиться с другими видами устного народного творчества с.Усть-Цильмы.
Список литературы:
Список информаторов:
Приложение:
«Словарик устаревших слов Усть-Цильмы»
Знакомимся с плотностью жидкостей
Где спят снеговики?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Два петушка
Прекрасная химия