Актуальность темы в том, что жаргоны употребляются в определенном возрасте, но потом настолько «врезаются в память», что используют их даже взрослые. Люди, кажется, забывают литературный язык. Теперь жаргонизмы употребляет большая часть населения. Нередко люди даже сами не знают значения этих слов. Одни лингвисты считают, что это временное явление, так сказать, «детская болезнь», другие – опасностью для литературного языка. Данная тема недостаточно представлена в школьных учебниках русского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_russkomu_yazyku.docx | 122.56 КБ |
Содержание
Введение 3
Глава 1. Лексика русского языка
Глава 2. Лингвистическое исследование
2.1. Школьный жаргон 6 - 7
2.2. Происхождение жаргонизмов 8 - 9
Заключение 10 - 11
Список литературы 12
Приложения 13 – 22
Приложение 1. Анкета. 13
Приложение 2. Диаграммы. 14 – 16
Приложение 3. Словарь жаргонизмов 18 - 22
Введение
Часто в речи современных школьников можно услышать слова, которые отличаются от общепринятой речевой нормы. Конечно, не всем они понятны, потому что употребляются лишь в определенной возрастной группе.
Поэтому выбор данной темы был обусловлен желанием разобраться в такой разновидности языка, как молодежный жаргон, записать и попробовать объяснить значение этих слов. Актуальность темы в том, что жаргоны употребляются в определенном возрасте, но потом настолько «врезаются в память», что используют их даже взрослые. Люди, кажется, забывают литературный язык. Теперь жаргонизмы употребляет большая часть населения. Нередко люди даже сами не знают значения этих слов. Одни лингвисты считают, что это временное явление, так сказать, «детская болезнь», другие – опасностью для литературного языка. Данная тема недостаточно представлена в школьных учебниках русского языка.
Область исследования – жаргонизмы – как разновидность языка, тесно связанная с жизнью современного школьника.
Объект исследования – устная речь учащихся нашей школы.
Цель исследования – изучить жаргонную лексику школьников, их происхождение, составить словарь и дать лексическое значение каждого жаргонизма.
Задачи исследования:
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, опрос, анализ источников.
Гипотеза: в речи учащихся преобладают лексика, ограниченная в своем употреблении, чтобы выделиться среди людей. Жаргонизмы делятся на смысловые группы. Так ли это?
Предполагаемый конечный результат: составление словаря жаргонизмов учащихся нашей школы.
Глава 1. Лексика русского языка.
Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова, то есть такие слова, которые употребляют все люди, независимо от профессии и места жительства. Например, существительные: отец, мама, вода…; прилагательные: красивый, длинный…; числительные: один, сто двадцать пять, пятый…; местоимения: я, мы, ты, он…; глаголы: говорить, бежать… .
Но есть слова, которые знают и используют в своей речи не все. Это необщеупотребительные слова. Сюда относятся диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.
Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, слово курень (дом) употребляется в речи донских казаков.
Профессионализмы - слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Например, есть такие специальные слова: фонетика, морфемика, лексика, морфология, орфография, орфоэпия и др.
Жаргонизмы – это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой. Например, тачка (машина), комп (компьютер) и др.
Жаргон – речь какой-нибудь социальной или профессиональной группы, содержащая много специфических слов и выражений. Это своего рода язык в языке. Строго говоря, жаргон – это разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией (жаргон лётчиков, шахтеров, моряков), занятием (жаргон спортсменов, коллекционеров, школьников) и т.п. В «Большом энциклопедическом словаре» говорится о том, что термин «жаргон» применяется для обозначения искаженной, неправильной речи. Это слово пришло из французского языка, где первоначально обозначало «щебетание, болтовню, непонятный язык».
Жаргонизм – слово или выражение из жаргона.
Молодёжный жаргон часто называют сленгом.
Сленг - это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни. Обычно употребляют в возрасте 13-30 лет.
В наше время жаргонные слова встречаются в газетах и журналах, звучат по радио и телепередачах. Появляются новые словари:
С течением времени меняется и язык людей. Так, для обозначения новых предметов появляются новые слова, пополняется словарный запас. Соответственно, появляются новые жаргонизмы для обозначения слов и расширяется словарь жаргона. Например, с внедрением компьютерных технологий появляются такие слова, как «инет» – интернет, «балванка» – пустой диск, «комп» - компьюте
Глава 2. Лингвистическое исследование.
2.1. Школьный жаргон.
На наш взгляд, школьный сленг – это тоже разновидность речи, не совпадающий с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей (школьники), объединенных общностью интересов. Из этого определения следует, что сленг относится к речи ограниченной сферы употребления и используется, в основном, в устном общении. Сленг был и будет в школьной лексике. Невозможно представить современного школьника без сленга.
Как относятся к жаргонным словечкам наши сверстники? Мы решили провести исследование в нашей школе: наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы). Выяснили, что учащиеся нашей школы активно используют в своей речи сленг. В опросе приняли участие 76 школьников. Проанализировав записанные жаргонизмы, мы выделили следующие части речи:
Преимущественно преобладают такие части речи, как существительные и глаголы. Можно сделать вывод, что школьники используют жаргон для характеристики явлений и действий.
Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:
Название группы | Примеры |
1)Слова, обозначающие людей по родству | Братан, братва, баклан, кент, сеструха, батя, перец (парень), братиша, шнурки. |
2) Бытовая техника | Аппарат, мобила, комп, телик, ящик, айфон, фотик, ноут |
3) Части тела | Глобус (голова), грабли (руки), лапы, табло (лицо),башня, купол, копыта |
4) Профессия | Мент, училка (русича, матичка, истеричка), бомжара. |
5) Учёба | Домашка, контрошка, алгеброид, матеша, геморрой (контрольная работа), пятак, тройбас, литра, физра, ин-яз. |
6) Состояние, оценка | Клево, ништяк, кайф, прикольно, стопудово, конкретно, в натуре, воще, отстойно, везуха, фигня, фиолетово, капец, балдёж, косяк, облом, отпад, улёт, фигеть, изи (легко), галимо, |
7) Слова, обозначающие людей по качеству характера | Зубрила, ботан, чмо, лошара, крыса, шестерка, тормоз, зомби, жмот, лузер, дебил, няшка. |
8) Еда, кушать | Хавчик, хавать, трескать, |
9) Встреча | Стрелка, тусовка |
Из данной таблицы видно, что школьники часто используют жаргонизмы для выражения каких-либо чувств. Например, «Какой клевый прикид!» (красивый), «Ну это же изи», то есть легко, «Да, мне всё фиолетово» (всё равно), «Он такой няшка» (милый).
2.2. Происхождение жаргонизмов
Жаргонизмы делятся на несколько видов, в зависимости от рода деятельности (жаргон автолюбителей, армейский, бизнесменов, картежных мошенников, лагерный, летчиков и т.д.).
Проанализировав собранный нами материал, нам позволили сделать следующие выводы:
Значит, молодежный жаргон пополняется за счет перехода общеупотребительных слов и профессиональной лексики.
Следующий интересовавший нас вопрос «Для чего вы употребляете в своей речи жаргонизмы?». Для выяснения причины было проведено анкетирование, в котором принимали участие 76 человек от 11 до 13 лет.
Вопросы | Ответы |
1)Употребляете ли вы в своей речи жаргонизмы? | «А что это такое?» - 19 «Нет» - 5 «Конечно» - 44 «Иногда» - 8 |
2)Как часто? | «Всегда» - 34 «Редко» - 14 «Не знаю, не считал» - 28 |
3)Для чего вы употребляете жаргоны? | «Не знаю» - 11 «Модно» - 37 «Потому что понятно» - 21 «Для связки слов» - 7 |
4)Нужны ли жаргонизмы в речи? | «Да» - 38 «Нет» - 9 «Не знаю» - 26 «Да фиг знает» - 3 |
5)Откуда они приходят в нашу речь? | «При общении со сверстниками» - 45 «Из СМИ» - 14 «Говорят родители» - 11 «Не знаю» - 6 |
6) Будете ли вы употреблять жаргонизмы, когда станете взрослыми? | «Поживем – увидим!» - 9 «Не знаю» - 26 «Нет» - 18 «Да» - 23 |
Большая часть опрошенных считают, что жаргоны в речи нужны (38 человек) и употребляют в своей речи (44 человека), а некоторые (19 человек) даже употребляя жаргоны не знают самого термина. В основном, школьники используют при общении с друзьями (45 человек) для выражения своих чувств и эмоции. Хотя мы знаем, что жаргоны – это временное явление, так как ограничены возрастными категориями, но результаты анкетирования показывают, что даже повзрослев, 23 человека будут употреблять и дальше жаргоны, 26 - «не знают», а 18 человек ответили «нет».
Наверное, во всех школах были и будут такие слова, которые понятны не только школьникам, но и учителям, так как есть предметы, которые они обозначают домашка, контрошка, алгеброид, матеша, геморрой (контрольная работа), пятак, тройбас, литра, физра, ин-яз.
Заключение
В нашей исследовательской работе мы выяснили, что жаргоны объединяют людей одного рода занятий и возраста. Учащиеся нашей школе активно используют в своей речи жаргоны в основном для выражения своих чувств и эмоции, для обозначения части тела, людей по родству, по качеству характера.
В ходе исследования определены основные причины употребления жаргонов. Для одних они делают речь понятной для сверстников, для других это модно, современно и просто для связки слов.
Немаловажным является и влияние СМИ на жизнь школьников. Исследование показывает, что происхождение жаргонной лексики школьников различны: переход слов из общеупотребительной лексики, при этом меняя своё значение; путем сокращения слов; суффиксальный способ; пополняются за счет других групп (из тюремно-лагерных, лексики компьютерщиков и т.д.).
Можно сделать вывод, что школьники используют в своей речи жаргонизмы для того, чтобы создать свой мир, со своими понятиями, словами и правилами. Конечно, это временное явление и что будет с языком через 5 - 10 лет, когда вырастут нынешние школьники, мы не знаем. Хотя из анализа анкетирования видно, что не все будут употреблять жаргонизмы в своей речи в будущем.
Работая над данной темой «Жаргонная лексика школьников», мы пришли к выводу, что запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но нельзя и не обращать на это внимание.
Чтобы сократить использование таких слов и сберечь «великий русский язык»:
Практическая значимость:
Мы думаем, что наша работа будет полезна для учащихся, которым интересны значения жаргонизмов, а также для учителей при проведении классных часов и родительских собрании о культуре речи, при подготовке к уроку по русскому языку по данной теме; родителям, чтобы лучше понимать своих детей и повлиять на их речь.
Список литературы:
Приложения
Приложение 1.
Анкета
1)Употребляете ли вы в своей речи жаргонизмы?
2)Как часто?
3)Для чего вы употребляете жаргоны?
4)Нужны ли жаргонизмы в речи?
5)Откуда они приходят?
6) Будете ли вы употреблять жаргонизмы, когда станете взрослыми?
Приложение 2.
Приложение 3
Словарь жаргонизмов (слова, которые употребляют учащиеся нашей школы) 2015-2016 гг.
3) Аппарат – телефон
4) Батя – папа, отец
5) Братан, братиша, браток – употребляется при обращении к человеку
6) Братва – друзья
7) Базар – разговор
8) Балдеж – удовольствие
9) Баклан – приятель
10) Башня - голова
11) Блин –1) (слово – паразит) имеет междометную функцию. 2) диск
12) Бомжара – тот, кто что-то просит
13) Ботан – отличник или тот, кто всегда готов к урокам
14) Быковать – нападать
15) В натуре – правда, по-настоящему
16) Валяй – говори
17) Везуха - везёт
18) Воще – для связки слов
19) Врубаться – понимать, догадываться.
20) Галимо – 1) полный, абсолютный, точный. 2) неточный, неверный.
21) Гасить – бить, избивать
22) Геморрой – контрольная работа
23) Гнать – врать
24) Глобус – голова
25) Грабли - руки
26) Грузить – давать большое количество ненужной информации, иногда намеренно забалтывать
27) Дебил – в значении дурак
28) Днюха – день рождения
29) Догонять – понимать
30) Домашка – домашняя работа
31) Жить в малине – жить богато
32) Жмот - жадина
33) Зачёт – кому-то подражать
34) Зажигать – танцевать, развлекаться
35) Зацени – попробуй
36) Забить – перестать заниматься чем – либо
37) Западло – лень, не хочется
38) Запалить – поймать
39) Заметано – договорились
40) Заплющить – побить
41) Запороть – сломать, испортить
42) Зомби – игра догонялки
43) Зубрила – заученный человек
44) Изи – легко
45) Индус – глупый человек, дурак
46) Ин-яз – английский язык
47) Истеричка – учитель истории
48) Кайф – удовольствие, радость, наслаждение
49) Кандратий – испуг
50) Капец – всё плохо
51) Кент – парень
52) Клеить – флиртовать, заводить знакомство
53) Клевый – хороший, веселый
54) Комп – компьютер
55) Конкретно - точно
56) Контрошка – контрольная работа
57) Копыта - ноги
58) Косяк – что – либо сделанное неправильно
59) Крутой, крутишка – очень хороший, замечательный, иногда «сильный»
60) Крыша – защита
61) Крыса – 1) кто ворует, обманывает. 2) компьютерная мышь
62) Купол - голова
63) Лажа – вранье
64) Лапы - руки
65) Литра – литература
66) Лошара, лох – дурак, глупый человек
67) Лузер – невезучий человек
68) Ляпнуть – сказать что – то не впопад
69) Матеша – математика
70) Матичка – учитель математики
71) Мент – милиционер
72) Мобила – телефон, связь
73) Надыбать – найти
74) Ништяк – хорошо
75) Ноут - ноутбук
76) Няшки – мило, красиво
77) Облом – что – либо не получается
78) Обломиться – достаточно случайно, по блату
79) Отстой – ерунда
80) Отпад, офигеть – здорово
81) Оттягиваться – хорошо проводить время
82) Отвалить – отойти
83) Перец – парень
84) Пипец-дела плохи.
85) Прикид – наряд, одежда
86) Прикольно – здорово, отлично
87) Пятак – пятерка
88) Родаки - родители
89) Русича – учитель русского языка
90) Свалить – уйти
91) Сеструха - сестра
92) Стопудово – точно
93) Стрелка – заранее намеченная встреча, сопровождаемая дракой
94) Табло – лицо
95) Тачка – машина
96) Типа – (слово – паразит) имеет междометную функцию
97) Телик - телевизор
98) Тусовка – сборище людей, дискотека
99) Тормоз – человек, который медленно соображает
100) Тормозить – медлить
101) Трескать – есть
102) Тройбас - тройка
103) Улет – круто
104) Училка - учитель
105) Фигеть – недоумевать
106) Фигня – ерунда
107) Физра – физическая культура
108) Фиолетово, параллельно – все равно
109) Фотик - фотоаппарат
110) Хавать – есть
111) Хавка - столовая
112) Хавчик - еда
113) Хата – квартира
114) Чел - человек
115) Чисто, конкретно, реально, в натуре, зуб даю – на самом деле
116) Чмо – морально опущенный человек
117) Шестерка – ученик, который всё рассказывает учителю
118) Шняга – вещь
119) Шнурки в стакане – родители дома
120) Шмон – проверка дневников, сбор тетрадей на проверку
121) Шухер – опасность
122) Ящик – телевизор
Пока бьют часы
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Философские стихи Кристины Россетти
Повезло! Стихи о счастливой семье
Можно от Солнца уйти...