Культура речи – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Сегодня всё чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь в не лучшую сторону. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться?
В своём исследовании мы попытались ответить на эти вопросы.
Вложение | Размер |
---|---|
skakun_issledovatelskaya_rabota_velikiy_yazyk.docx | 72.67 КБ |
Исследовательская работа
«Слова-паразиты в речи современных подростков»
Содержание
Введение
Вывод……………………………………………………………………………..
Список использованной литературы …………………………………………...
Приложение……………………………………………………………………....
Вы…это самое…того…
Когда вы говорите,
То значит, это…как его...
Ну, в общем, не тяните…
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
А. Шибаев
Введение
Культура речи – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Сегодня всё чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь в не лучшую сторону. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться?
В своём исследовании мы попытались ответить на эти вопросы.
По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Но не всегда все слова несут в себе определённое значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами (сорняками). Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.
Этот класс слов мало изучен. В литературе нет точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения.
Актуальность: современные подростки в своей речи употребляют очень много слова-паразитов. С этим явлением надо бороться.
Цель: узнать, насколько часто подростки употребляют слова паразиты в своей речи, какие слова паразиты они употребляют, и почему это происходит.
Гипотезы. Мы предположили, что:
Для подтверждения этих гипотез я должна решить задачи:
Методы исследования: анкетирование, анализ, наблюдение.
В работе мы использовали различную литературу по русскому языку и культуре речи и различные источники из сети Интернет.
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь – стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм.
В литературе мы встречали различные термины: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова».
«Слова-паразиты - лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.пр.
Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б. Левонтина в своей статье « О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь все возможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа»
В другой литературе я встретила похожее мнение – К. В. Кожевникова пишет, что «слова, подобные значит, вот, в общем и т.п. обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления».
В разговорной речи не всегда удаётся найти самое подходящее слово. Многие слова – паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.
Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Пётр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».
Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит видите ли, ну как вам сказать и др.
Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов-паразитов увеличивается.
Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
Проанализировав различную литературу, я могу сделать вывод о том, что слова-паразиты – это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают её пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.
Причины употребления слов-паразитов можно разделить на четыре группы:
2.Классификация слов-паразитов.
Наблюдая за употреблением слов-паразитов в речи сверстников, я заметила, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин.
Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».
Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать.
Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.
Слова-паразиты могут быть разными частями речи.
Таблица 1
Слова-паразиты как части речи
№ | Группа | Слова-паразиты |
1. | Звуки | Э-э-э, мэ-э-э |
2. | Частицы | Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
3. | Вводные слова | Вообще, в общем – то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
4. | Местоимения, местоименные наречия | Это, это самое, как его, там |
5. | Переход из одной части речи в другую | Блин, чёрт |
6. | Модальные слова | Конечно, наверно, вероятно, кажется |
3.Исследование употребления слов-паразитов в речи современных подростков
Для проведения исследования мною была составлена анкета. В анкете я задавала вопросы:
Всего в анкетировании приняли участие 60 студентов ОмГУПСа.
Диаграмма 1
Употребление слов-паразитов
Таким образом, результаты исследования показали нам, что большинство подростков (58%) употребляют в своей речи слова-паразиты.
Диаграмма 2
Замечают употребление в своей речи слов-паразитов
Из диаграммы мы видим, что большинство подростков (50%) замечают в своей речи слова-паразиты.
Диаграмма 3
Слова-паразиты, названные опрошенными
Наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово короче.
На втором и третьем местах по частоте употребления – блин, ну и в смысле.
Диаграмма 4
Способы борьбы с употреблением слов-паразитов
Многие опрошенные студенты не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами в речи. Чаще всего предлагают (26%) следить за своей речью. (15%) предлагают читать больше книг.
На основании полученных в опросе словах-паразитах, я составила частотный словарь. Так, слово короче упомянули в своих ответах 41 раз, слово блин – 37,ну – 34, в смысле - 33
Таблица 1
Частотный словарь «слов-паразитов»
№ | Слово-паразит | Частота употребления |
1 | Вот | 8 |
2 | Блин | 37 |
3 | как бы | 17 |
4 | А | 6 |
5 | Эээ | 16 |
6 | Ну | 34 |
7 | Так | 12 |
8 | это самое | 8 |
9 | Типа | 21 |
10 | Короче | 41 |
11 | Чёрт | 3 |
12 | Всмысле | 33 |
13 | Эм | 5 |
14 | это | 4 |
15 | Чё | 11 |
16 | Прикинь | 9 |
17 | по - любому | 4 |
18 | ё – моё | 2 |
19 | Ясно | 10 |
20 | Понятно | 15 |
21 | в общем | 11 |
22 | в принципе | 7 |
23 | так сказать | 5 |
24 | практически | 6 |
25 | Значит | 9 |
26 | буквально | 3 |
27 | Ведь | 2 |
28 | знаете ли | 7 |
29 | видете ли | 2 |
30 | в натуре | 1 |
31 | в некотором роде | 1 |
32 | Итак | 8 |
33 | и так далее | 14 |
34 | Правда | 4 |
35 | Просто | 16 |
36 | Прямо | 9 |
37 | Ёпрст | 2 |
38 | ёкарный бабай | 4 |
39 | Ёклмн | 1 |
40 | собственно говоря | 2 |
41 | в целом | 5 |
42 | а - а – а | 18 |
43 | в общем - то | 11 |
44 | в самом деле | 15 |
45 | дело в том | 9 |
46 | как его | 5 |
47 | Скажем | 3 |
48 | ну вот | 8 |
49 | Капец | 9 |
50 | Ммм | 6 |
Частоту употребления этих слов-паразитов подтвердил и эксперимент, который я провела в школе. Я записала речь четырёх учеников 5 классов и выделила в ней слова-паразиты (в Приложении 1). Из 140 слов – 23 слова-паразиты, что составляет 16 % от общего количества сказанных слов. Так, слово «ну» было употреблено 10 раз. Слова «вот» и «так» по 2 раза.
4.Рекомендации по борьбе со словами-паразитами
Заключение
Можно сделать следующие выводы:
- засоряют речь говорящего,
- затрудняют её понимание,
- отвлекают внимание от содержания высказывания.
3. Чаще всего слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Ещё одна причина появления в речи слов-паразитов – быстрая, спонтанная, неподготовленная речь.
4. исследование показало, что большинство подростков употребляют в своей речи слова-паразиты и, что большинство подростков замечают в своей речи слова-паразиты. Значит первая гипотеза – подтвердилась, а вторая – не подтвердилась.
5. Наиболее часто подростки употребляют такие слова-паразиты: ну, вот, как бы, типа, в смысле, блин.
6. Проведённый эксперимент показал, что количество слов паразитов, употребляемых в речи подростков, составляют приблизительно 16 % от общего количества произносимых слов.
7. Я думаю, что основных способов борьбы со словами-паразитами два. Это:
1) повышенная внимательность. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов;
2) чтение книг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
В ходе исследования я записала речь нескольких подростков для выявления слов-паразитов. Вот, что получилось.
Максим Б., 11 лет: « Так. Ну, а… мой любимый певец – это Мот, ещё Макс Корж. Ну, очень классные песни у них. Люблю их слушать. Особенно популярные их песни».
Андрей Е., 11 лет: «Ну, самая любимая компьютерная игра – «Козаки». Ну, м-м-м. Я её очень люблю, потому что м-м-м она самая простая из всех стратегий. Ну, этим она мне и нравится. Ну, вот».
Миша Д., 11 лет: « У меня любимый телефон – Самсунг. Мне он нравится, потому что там много функций, ну и сам он по себе хорош. Ну, я смотрел э-э-э сотовые телефоны. И увидел вот телефон Самсунг. Ну, он был красивой формы, у него было много функций. И ещё мне понравилось, что он сенсорный».
Андрей Ш., 11 лет: « Э-э-э. Так, я хочу, это – мой любимый фильм – «Назад в будущее». Мне нравится как они путешествуют во времени. Ну, там, это, если что –то сделать неправильно будущее изменится. Ну, например, если что-то изменить в прошлом, то будет другое будущее.
Какая бывает зима
Учимся ткать миленький коврик
Калитка в сад
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Сказка "Узнай-зеркала"