Современное население Сибирского региона отличается этнической неоднородностью. Начиная с XX века, здесь проживают переселенцы из европейской части России. Значительную часть переселенцев составляют украинцы, демонстрирующие множество примеров сохранения традиционной культуры вдали от исторической родины. Духовные традиции, в том числе и фольклор, наиболее активно функционируют в моноэтнических поселениях или в сёлах и деревнях с преобладанием украинских жителей. (2, с. 12-13) На территории Полтавского района Омской области таких деревень насколько. Это Ольгино, Еремеевка, Воронцовка, Добрянка, Соловьевка и другие.
В селах достаточно хорошо сохранился украинский язык, особенно среди жителей 1930-1950 г.р., бытуют украинские традиции и обычаи.
Изучая на уроках литературы обрядовый фольклор, ученики нашей школы беседовали с жителями украинских сел Бежевка, Воронцовка, встретились с исполнительницами песен, записали с их слов несколько обрядов. Исследование ведется по воспоминаниям Сорока (Зубалей) Марии Марковны и Панченко Екатерины Валентиновны.
Вложение | Размер |
---|---|
bredihina_noumihaylenko_rabota.docx | 51.16 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
МКОУ «Вольновская СОШ» Полтавского района Омской области
XLV
Межрегиональная научно-практическая конференция
Школьников и учащейся молодежи
Тема: «Элементы свадебного обряда украинских переселенцев
в селах Полтавского района Омской области.»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: литературное краеведение
Выполнила:
ученица 10 класса
Михайленко Мария
Руководитель:
преподаватель
русского языка и литературы
Бредихина Наталья Леонидовна
Омск – 2013
Оглавление
Введение
Современное население Сибирского региона отличается этнической неоднородностью. Начиная с XX века, здесь проживают переселенцы из европейской части России. Значительную часть переселенцев составляют украинцы, демонстрирующие множество примеров сохранения традиционной культуры вдали от исторической родины. Духовные традиции, в том числе и фольклор, наиболее активно функционируют в моноэтнических поселениях или в сёлах и деревнях с преобладанием украинских жителей. (2, с. 12-13) На территории Полтавского района Омской области таких деревень насколько. Это Ольгино, Еремеевка, Воронцовка, Добрянка, Соловьевка и другие.
В селах достаточно хорошо сохранился украинский язык, особенно среди жителей 1930-1950 г.р., бытуют украинские традиции и обычаи.
Изучая на уроках литературы обрядовый фольклор, ученики нашей школы беседовали с жителями украинских сел Бежевка, Воронцовка, встретились с исполнительницами песен, записали с их слов несколько обрядов. Исследование ведется по воспоминаниям Сорока (Зубалей) Марии Марковны и Панченко Екатерины Валентиновны.
Сорока М. М. – жительница с. Воронцовка, Полтавского района, Омской области. Родилась в 1935 году в Воронцовке. Её отец переселился в Воронцовку в девятилетнем возрасте с родителями. Приехали с Полтавщины, поселок Дёмкино. Отец говорил, что уже в 1904 году здесь жили переселенцы. Мария Марковна всю жизнь прожила в Воронцовке, здесь в 1956 году вышла замуж. Свадебный обряд знает по тому, как проводилась ее свадьба, как выходили замуж ее сестры и подруги.
С 1972 года Мария Марковна пела в Воронцовском народном хоре. С ней вместе в хоре пели Перетятько Антонина Павловна, Швецова Валентина Филипповна, Рипп Николай Яковлевич, Хоменко Лидия Яковлевна, Иващенко Екатерина Яковлевна, Головчик Валентина Григорьевна, Сиротин Александр Александрович, Логвиненко Валентина Ивановна и другие. Именно в 70-е годы и шло активное собирание и сохранение фольклорных традиций, так как многие песни участники хора пели по памяти. Тогда же велась и запись музыки.
Панченко Екатерина Валентиновна – жительница деревни Бежевка, Полтавского района Омской области. Родилась в 1941 году. Родители – выходцы с Украины, Сумской области, д. Бижовка, переехали в Сибирь в 1925 году. Замуж выходила в 1959 году, сестра – в 1958-ом, поэтому обрядрассказывала по своей свадьбе. Рассказанный обряд существовал в таком виде в 60-е, 70-е годы XX века. Украинские песни пела мать, сестра, фольклорная группа села исполняла песни во время празднования 100-летия села.
Проблематика
Сравнив собранные материалы с имеющимися у нас фольклорными сборниками сибирского фольклора, мы поняли, что за время проживания в Сибири украинские переселенцы сохранили многие украинские обычаи. Сейчас можно говорить о самобытности традиций, т. к., не утратив национальных особенностей, обычаи сибирских украинцев представляют собой самостоятельный отрезок славянской культуры.
За последние10-20 лет произошло быстрое утрачивание многих обычаев, наблюдаются значительные изменения в языке, песенной культуре. Фольклорные группы, существовавшие в с.Вольном, с.Воронцовка, д. Бежевка перестали существовать, распался народный хор, существовавший в с. Воронцовка.
Таким образом, возникла необходимость собирания и сохранения в записях воспоминаний старожилов, их песенной культуры, обрядовой поэзии. Фольклорные экспедиции Омского университета, Центра Украинской культуры не раз бывали в селах Полтавского района, что говорит о богатом фольклорном наследии местных старожилов.
На наш взгляд, одним из самых интересных и пока еще сохранившимся в культуре украинских переселенцев является свадебный фольклор и свадебный обряд в целом.
Гипотеза:
Изучая свадебный обряд, решили проверить гипотезу о том, что существующий в разных селахсвадебный обряд одинаков, дошел до наших дней и используется в современных свадьбах.
Цели задачи работы.
Цель работы:
1.Описать элементы свадебного обряда украинских переселенцев и записать свадебные песни.
Задачи:
1. Путем сбора местного материала познакомиться с обрядом украинской свадьбы.
2. Записать исполнение свадебных песен.
3. Узнать, как проводился свадебный обряд в разных украинских селах и сравнить отдельные элементы обряда с современным.
Материалом исследования является свадебный обряд сел Воронцовка и Бежевка Полтавского района Омской области, записанный со слов жительниц Сорока М. М. и Панченко Е. В.
Основная часть
Традиционный свадебный обряд на протяжении XX века подвергся значительным изменениям, наиболее заметным из которых является сокращение обрядового состава и певческого репертуара, а также включение поздних по происхождению словесных формул и стиховых элементов. (4, с. 45) Украинская свадьба в деревне Бежевка в этом смысле вполне типична. Екатерина Валентиновна наиболее подробно рассказала про собственно свадебный день. Предсвадебные и послесвадебные этапы охарактеризованы бегло, без подробностей. Создаётся впечатление, что эти этапыне обладают особой значимостью и не являются строго необходимыми для свадебной игры.
В описании местной свадьбы отсутствует рассказ о сватовстве, заручинах, розглядинах, рукобитии, этапах, связанных с хозяйственными приготовлениями. Все эти этапы подробно описываются в украинском фольклоре. По всей вероятности, они утратили строгую ритуальную форму действий и песенный репертуар в советское время в Сибири. Как говорят все наши источники, молодые, вступающие в брак, часто были так бедны, что приданое невесты помещалось в одном сундуке, а ритуальные угощения состояли только из борща и закваски, поэтому ни жених, ни невеста не ставили целью обогащение. Чаще всего в XX веке свадьбы игрались все же полюбви и по предварительному сговору. Описанные в литературе неравные браки случались редко, и рассказчицы не называли таких случаев.
Приглашение гостей на свадьбу.
Накануне свадьбы невеста с дружками ходили по дворам и приглашали гостей, раздавали шишки. Шишки раздавали только тем, кого приглашали на свадьбу (по воспоминаниям Панченко Е. В., всем жителям деревни). Тесто на шишки должна была месить невеста. Но чаще всего мать не доверяла такое ответственное дело дочери и месила тесто сама, стараясь, чтобы тесто было удачным. Раньше в тесто сахар не добавляли, а позднее стали месить сладкое тесто. Шишки старались делать небольшими, аккуратными, чтобы они были не только вкусными, но и красивыми. Старшая дружка носила шишки, а невеста кланялась 3 раза, отдавала шишку приглашенному и говорила:
Татко и мамко звалы вас на свадьбу, и я зову, прыходьтэ.
Если на пути встречался кто-нибудь, невеста каждому должна была поклониться 3 раза. Дружек могло ходить с невестой хоть сколько, главное, чтобы все были незамужние. Если были у близких родственников, они могли невесту с дружками пригласить за стол, угощать, а после этого все шли по селу дальше. Иногда так ходили несколько дней.
Девичник.
Предсвадебный этап начинается с действий, совершаемых накануне свадебного дня, то есть в субботу. Однако сведения, полученные от исполнительниц, свидетельствуют о том, что в структуре местного обряда был период, когда невеста с дружками готовилась к свадьбе – сидела за столом, по местному определению. Этот период аналогичен по содержанию русскому девичнику, то есть, с одной стороны, завершалось приготовление приданого, а с другой стороны, невеста прощалась с родным домом, семьёй и подругами. Именно с этим прощанием связаны сохранившиеся в репертуаре песни: «Ой, там дiвчина сiнечки мела», «Тай ходила тай дiвчина по крутiй горi», «Та добре, добре, ненько моя, могоричи пить», «Ой, матiнко, ти голубонько, Iди, доню, та на досвiтки» и некоторые другие.
Встречаясь с подругами накануне свадьбы, невеста готовила ленты, рушники, делали гильце, венок невесты.
Воспоминания Панченко Е. В.:
-В субботу перед свадьбой – вечерки. Обычно угощала подружек невесты сваха. Песни, пляски до утра, а наутро свадьба. На вечерке и договаривались о том, как будут выкупать невесту, поэтому жених, приезжая в дом, уже примерно знал, что потребуют у него на выкупе.
Утро первого дня в доме невесты.
Утром, перед свадьбой дружки (подружки невесты) заходят, садятся за стол, готовятся встречать жениха, поют.
Ой, матынько-утко,
Ой мытьнько-утко,
Повэр(ы)тайся прудко,
Твое дытя йдэ,
Симьсот дружок вэдэ.
Невесту наряжают, собирают. С утра, часов в одиннадцать, как они договорятся, когда придет жених, дружки наряжают молодую, сажают ее за стол. На столе стоит гильцэ. За столом сидит невеста и рядом с ней брат или сестра, рядом старшая дружка, и все остальные дружки с ними сидят. Дружки все время поют разные свадебные песни.
Витэр дуба та й выхытуе,
Витэр дуба та й выхытуе,
Брат сэстыцю же та й выпытуе.
Чи ты, сэстро, хоч обидала?
Чи ты, сэстро, хоч обидала?
Я й, братику же щей ны снидала.
Ны снидала, ни обидала,
Ны снидала, ни обидала,
И вэчеряти, мабути, ны прыйдэтся.
Як бы ж моя ридна же нэника знала,
Як бы ж моя ридна же нэника знала,
Она бы мини вэчерять прэслала.
Хоть мисяцом, хоть зорницэю,
Хоть мисяцом, хоть зорницэю,
Хоти братиком, хоти сэстрицею.
Братик малый дорижки ж ны знае,
Братик малый дорижки ж ны знае,
А сэстричка же людэ роспытае.
Когда наряжают жениха и невесту, сразу же прикрепляют им булавку вниз головкой, от сглаза. В обязанности старшей дружки входило ухаживание за невестой до того, пока заберет ее жених. Она постоянно поправляла фату, платье, прическу невесты. За столом сидели родственники невесты и дружки и пели свадебные песни (вэсильни).
Куды, доню, собыраесся,
Куды, доню, собыраесся,
Шо так било же умываесся?
Пиду, мамо, миж чужие люды,
Пиду, мамо же, миж чужие люды,
Сама знаю же горэ мени будэ.
Ой, там гора крымяныстая,
Ой, там гора крымяныстая,
Там свэкруха норовыстая.
Вона ж тоби норовы покаже,
Вона ж тоби норовы покаже,
Вона ж тоби правдонькы нэ скаже.
Хлиба врижета й скоса поглянэ,
Хлиба врижета й скоса поглянэ,
Истэ хочу, аж сэрдэнько вьянэ.
Утро первого дня в доме жениха.
Свашки (замужние родственницы жениха) наряжают молодого, чтобы ехать за невестой. Жених едет за невестой на лошади. Зимой на санках, летом специально делают красивую карету. Его обсыпают пшеницей, монетами. При этом свашки поют песни.
Ой, сонэчко колысом, колысом,
Ой, сонэчко колысом, колысом,
Осей, маты, й овсом,
Шоб овэс був рясный,
А молодый був прэкрасный.
Лошадь, дуга и сани (карета) обязательно были украшены цветами, колокольчиками и др. Вместе с женихом ехали бояре (друзья жениха) и его родственники. Всего человек 13-15. Сваты перевязаны рушником. Их перевязывает жених одним полотенцем с правого плеча. У свашки на голове прикреплен цветок. А у жениха цветок на одежде. А у свэтылки (младшая сестра жениха) букет в руках, она одета обыкновенно.
Выкуп.
Как только дружки увидят, что свадебный поезд подъезжает, начинают петь.
Ой, на хати зилля та зилля,
Ой, на хати зилля та зилля,
А в хати вэсилля,
На дворе бояры,
Як мак росцвиталы,
Помиж намы та й Ванюшенька,
Як золото сияй…
Заходят жених, старший боярин, а за ними все, кто приехал с женихом. Невесту накрывают платком. Прежде, чем посадить жениха за стол, проходили «дразнилки». Со стороны жениха свахи пели сатирические частушки и песни на родственников невесты. И со стороны невесты дружки дразнили бояр.
Свашка й нэлепашка,
Свашка й нэлепашка,
Шишок нэ лепыла,
Дружкам нэ дарыла,
Одну и злепыла –
Та й то сама и зьила.
Старший боярын патлатый
Старший боярын патлатый
До столу прыпьятый,
Килэчком прыбытый,
Щоб нэ був сэрдытый…
Сохла кобыла, сохла
Сохла кобыла, сохла
На порози сдохла.
Бояры тягалы,
Пыд хвист циловалы!
Свитылка малэнька,
Свитылка малэнька,
Як жаба рябэнька,
По столу скакала,
Дружок полякала.
А дружкы злякалысь.
Та в солому поховалысь.
Одна дружка коса,
А друга – бизноса,
А трэтя – бизуха,
Та й то писню слуха!
На комыни кружка стояла,
На комыни кружка стояла,
У ту кружку кишка нассяла.
Подайтэ ту кружку –
Напоим старшу дружку.
Невеста все это время сидит, накрытая платком и ждет. После переругивания пели примирительные песни.
Мыром, дружечки, мыром,
Мыром, дружечки, мыром,
Пирежечки с сыром,
Варэнычкив масли,
А вы, свашки, прэкрасни!
И садили жениха за стол, но не рядом с невестой. Ему еще нужно было ее выкупить. Выкупал жених невесту у брата или у сестры. Они должны были сидеть с самодельной рогаткой. И не подпускать к невесте, а то «глаза выколят». Все, что попросят они за невесту, жених должен был отдать. Просили разное: конфеты, деньги и другие подарки. Все это происходило в шуточной форме. Когда они договорятся, жених должен был сделать подарки всем дружкам,после этого жениха садят рядом с невестой. Дружки становятся на скамейку. Поют песни.
Ой, дружечки, вы поляночки,
Ой, дружечки, вы поляночки,
Становиться вси на лавочки,
Помалу вставайтэ,
Лавок не ломайтэ!
Ой, нэ сыды та й Ванюша, боком,
Ой, нэ сыды, та й Ванюша боком,
Це ж тоби ны нароком,
Прэсунься блызэнько –
Галя твое сэрдэнько
Прэсунься ще ближче –
Галя твое дружище.
После выкупа дружкам разрешается сесть. Невеста перевязывает сватов вторым полотенцем. Крест-накрест. Также невеста привязывает к своей руке платок, и к руке жениха другой платок. Жених берет под руку невесту и после этого между молодыми никто не мог проходить. Не пускали никого. Плохая примета. Жених выкупил невесту, поднимает платок, целует невесту и садится рядом с ней за столом. Дружки поют.
За хатою, за светлицеею,
За хатою, за светлицеею,
Стоить вэрба и зросыцею.
А хто ж ту вэрбу и зрубае?
А хто ж ту вэрбу и зрубае?
А хто ж ту росу позбирае?
А Ванечка вэрбу и зрубае,
А Ванечка вэрбу и зрубае,
А Леночка росу позбирае.
Пришивание квитки.
После примирения дружки прикрепляют цветки бояринам на одежду. Нужно было, чтобы у каждого боярина был цветок на одежде, так же как и у жениха. Свэтылка пришивала цветок (квитку) к шапке жениха. Цветок обычно был красного или розового цвета. При этом свэтылка должна была петь, если сама не могла спеть, ей помогали дружки.
Я зятеви квитку прышивала,
Я зятеви квитку прышивала,
Три аршина шелку тиряла,
Одын голубого,
Другый зэлэного,
Трэтий золотого –
Ще й для зятя молодого.
Предметы свадебного стола и угощения.
Две ложки, для жениха и невесты перевязаны красными ленточками. (По воспоминаниям Сорока М.М.) После этого боярин или дружка должны беречь эти ложки друг от друга. Если украла дружка ложку жениха, то боярин выкупает ее. Невесту на свадьбе не воровали.
Меню свадебного стола, с одной стороны, включало в себя повседневные блюда, такие как: каши, борщ, галушки, пампушки, вареники, а также праздничные: колбаса (обычная и кровянка), холодец, голубцы, тушеный картофель с мясом, капустняк, пироги (как печеные, так и жареные с разнообразными начинками). В некоторых семьях в русской печи готовили «бабку» — запеканку из лапши или картофеля с мясной начинкой. Обязательным блюдом второго дня свадьбы считался куриный суп с лапшой. Блюда всегда дополняли соленые овощи, которые были запасены на зиму. Среди других овощей украинцы предпочитали капусту. Они употребляли ее в сыром, вареном и квашеном виде. Если свадьба проходила раннейосенью, на подсушенных капустных листьях пекли каравай и хлеб. Вареную капусту обязательно ели на девичнике. А с сырой или квашеной капустой готовили борщ. Также на свадебном столе была капуста «пелюстка». Как и огурцы, капусту солили в дубовых бочках, но отличалась «пелюстка» тем, что при приготовлении на дно бочки выкладывали шинкованную капусту, затем слой «пелюсток» (маленькие кочаны, разрезанные пополам), затем опять слой резаной капусты и так далее. «Пелюстку» могли есть вприкуску с другими блюдами, но в основном она служила для приготовления голубцов. На украинскую свадьбу специально звали женщину, которая умела готовить маленькие голубцы. Это объяснялось тем, что до появления тарелок все блюда на праздничном столе располагались в больших мисках, из которых гости брали деревянной ложкой. Этика поведения за столом присутствовала, поэтому женщины, которые готовили пищу для свадебного стола, заботились о том, чтобы гостям было комфортно за столом во время трапезы.Сегодня голубцы не входят в меню свадебных обедов, но в повседневном питании «лялечки» (именно так называли в быту маленькие голубцы) до сих пор готовят. Выбор такого бытового названия для блюда связан с тем, что повариха, заворачивая фарш в капустный лист (свежий или пелюстку), оставляла небольшое отверстие, чтобы мясо напиталось жиром вовремя приготовления в печи и голубцы получились сочными. Из напитков на свадебном столе украинцев всегда были кисель (как ягодный, так и молочный), компот ( из сухофруктов). Из алкогольных напитков присутствовали горилка (сегодня слово «горилка» уже не употребляется в украинских селах Омской области, его заменило слово «самогонка»), брага, пиво. В семье, занимающейся пчеловодством, гостей на свадьбе могли угостить медовухой.
Деление гильца.
Гильце состояло из каравая, в него вставлялась ветка какого-нибудь дерева, и эту ветку украшали разными цветами. Гильцэ делали дружки до свадьбы в основном из бумажных цветов.
Разбирают гильцэ, когда начинают дарить подарки. Верхние цветы снимают и отдают родителям невесты. Две квитки невеста берет себе, остальное гильцэ отвозят в дом жениха и квитки дарят ближним родственникам. Дома их вешали куда-нибудь. Когда гильцэ разобрали, режут каравай по кусочкам и раздают его всем приглашенным гостям при дарении подарков. При этом поют песни.
Дружко, коровай край, край,
Дружко, коровай край, край,
Та родычам роздавай, роздавай.
А дружечкам – голубци,
Щоб любылы молодци! (6,с. 5)
После гулянья в доме невесты жених и бояре забирали ее и везли в дом жениха. Свадебный поезд был украшен цветами, лентами. Обычно запрягали пару лошадей, украшали повозку. Впереди ехали жених с невестой, бояре, свашки, потом уже везли приданое.
Когда невесту забрали, свадьба в доме ее родителей продолжается, но дружки расходятся домой. Как вспоминала Панченко Е. В., неженатым и незамужним на свадьбе не разрешалось быть. В селе Воронцовка традиции были мягче, там в первый дань свадьбы гуляли и неженатые, а вот на второй день их уже не было. Дружки уходят и поют песни.
Ой, брала Валичка лен, лен,
Выгоняла дружек вон, вон.
Зачем было браты?
Как тыпэрь выгоняты? (6, с.36)
Выкуп приданого.
Для невесты обязательно собирали приданое. Находили сундук и украшали его по-разному. Приданое собирали заранее, как только девушка начинала взрослеть, а когда ей подходило время выходить замуж, все уже должно быть готово. В приданное входили все вещи невесты. Также в сундук клали подушки, одеяла, тюль, скатерть, шторы, покрывала и др., у кого что было. Иногда у невесты все приданое в одном сундуке и помещалось.
Приданое продавали родственники невесты: дружки, родители, братья, сестры и др. Происходит такой же торг, как с выкупом места возле невесты. Все в шуточной форме. После выкупа приданое на лошадях везут в дом жениха. Вез обязательно определенный человек. Этого человека назначал сам жених. (5, с.14)
Расплетание косы.
Невеста была заплетена в одну косу. До свадьбы не разрешалась девушкам заплетать две косы, можно было только одну. И вот в первый день свадьбы, перед отъездом молодых в дом жениха, младший брат или сестра невесты расплетали ей косу. При этом пели:
Татарыны, братик, татарын,
Продав сэстру ты задаром,
А билэ лэчко – за пятак,
А русу косу отдав так.
Коса была заплетена в ленту, а на голове был венок. Ленточку брат забирал себе. На следующий день невесте разрешалось заплести уже две косы.
Благословение родителей
Благословение родителями невесты. Проводы свадебного поезда.
После расплетания косы жених увозил невесту домой. На пол стелили шубу, жених с невестой вставали в эту шубу ногами, и отец с матерью их благословляли. Мать говорила свои пожелания будущим супругам. Молодые кланялись, крестились, целовали икону, которую держала мать невесты. После все выходили во двор провожать свадебный поезд. Жених с невестой садились в карету (сани), гости провожали их. Мать выходила обязательно с носовым платочком и махала им вслед. Гости обсыпали молодых рисом, конфетами, монетами. Все пели:
Наша Галя пышна,
Наша Галя пышна,
За ворота вышла,
Платочком махнула,
Тяжело вздыхнула,
Платочком махае,
Тяжело вздыхае.
Рассказчицы говорят о большом значении свадебного обряда. Именно после празднования свадьбы молодые считались мужем и женой. Регистрация проходила после свадьбы, в любое время. Могла быть через неделю, через две, а то и через месяц. Расписывались в сельсовете. Таким образом, свадебному ритуалу придавалось большее значение, чем официальной регистрации.
Благословление родителями жениха.
Когда свадебный поезд подъезжал к дому жениха, его родители выходили встречать молодых с хлебом, солью и иконой. Говорили напутственные слова молодым. Они кланялись, крестились, целовали икону. После жених и невеста должны были укусить кусок хлеба. Кто больше укусит, тот и хозяином в доме будет, так говорили. Все заходят в дом. С этого момента начинается застолье в доме жениха. Невеста преподносит подарки свекру и свекрови. Во время гулянья уже поются любые веселые песни, не обязательно свадебные.
Покрывание.
В двенадцать часов ночи нужно было снимать фату с невесты. Свашка снимала с невесты венок, а с жениха шапку. Брали платок, который был привязан к правой руке жениха, родственницы жениха брали платок за уголки, поднимали его над молодыми и пели.
Покрывалко плаче,
Покрывалко плаче,
Покрываться хоче,
Нэ й так покрываться,
Як поцеловаться…
Молодые после этих слов целовались, а родственницы опускали на них платок, чтобы никто не видел. И так три раза. После этот платок одевают на невесту. С этого момента она считается женщиной. Венок, ленты, шапку, гильце хранили в особом сундуке, иногда эти вещи использовали дети молодых на своих свадьбах. ( 5, с. 24-25)
Забивание кола.
Если в семье женился последний сын или выходила замуж самая младшая дочь, то нужно было забивать кол. Кол забивали перед домом, рядом с крыльцом, после покрывания. Брали железный кол, вставляли в землю, и каждый из гостей должен был ударить по нему железным молотком 1-2 раза, при этом его все время поливали водой или водкой. Кол забивали для того, чтобы молодые больше не женились и не выходили замуж, чтобы это был последний раз. На этом первый день свадьбы заканчивался. Гости расходились по домам. Молодые оставались в доме жениха. С этого момента молодая невестка жила в доме своего мужа, а к своим родителям могла ходить только в гости.
Заключение
Описанные этапы свадебного обряда касаются только первого дня праздника, свадьбу по традиции праздновали три дня. Каждый день сопровождался особыми ритуалами и песнями. Сравнивая традиции каждой деревни, можно сказать, что наша гипотеза об одинаковости украинского свадебного обряда подтвердилась. Жители соседних деревень, выходцы из Украины, переселенцы пели одни и те же народные песни, готовили примерно одну и ту же еду. Свадебная одежда не была одинаковой, но обязательными были венок и фата у молодой, квитки у жениха, бояр, свашек.
Читая описания свадебного обряда у переселенцев других районов, встречаем те же традиции. Это говорит о том, что за прошедшие100 лет местные украинцы сохранили свадебный обычай. По прежнему придается значение ритуальным действиям, песням. На современных деревенских свадьбах в Бежевке и Воронцовке, где проживают наши информаторы, последовательность свадебного обряда сохранена. Можно услышать свадебные песни, участвуют в свадебном обряде дружки, свашки, бояре.
Не сохранилась традиция украшать гильцэ, не носят приглашенным шишки, не перевозят приданое. Главное отличие современной свадьбы в том, что жених и невеста встречают гостей в одном доме, что раньше не допускалось. Это существенное различие и изменило во многом сам обряд: родители вместе благословляют молодоженов, встречают в одном доме. Исчезла первая роль жениха, невеста не оплакивает свой уход из родительского дома, а в целом праздничность, шутливость, песенность украинской свадьбы сохранилась и поддерживается.
Список использованной литературы
Приложения.
Приложение 1.
Этапы свадебного обряда.
Предсвадебный период.
Свадьба.
Первый день.
Приложение 2.
Участники и чины свадебного обряда. (1)
Бояры – молодые люди из сопровождения жениха, друзья-сверстники, родственники, обязательно неженатые парни.
Батько и маты – родители жениха и невесты.
«Дружки» - незамужние девушки, подруги-сверстницы невесты, близкое ее окружение, наиболее активное в предсвадебных обрядах, а также обрядах первого дня до отъезда свадебного поезда из дома невесты.
Жених – молодой человек с момента сватовства до выкупа.
Молодая - невеста с момента выкупа до обряда «покрывания».
«Молодый» - жених с момента выкупа до обряда «покрывания».
«Молодыця» - молодая после обряда «покрывания».
«Нивеста» - девушка с момента сватовства до выкупа в первый день собственной свадьбы.
Сват – непосредственный участник сватовства, крестный отец жениха, часто дядя по линии матери, старший брат, другой родственник или уважаемый, обязательно женатый человек.
«Сватач» - ведущий, старший из сватов, речистый, владеющий широким набором словестных обрядовых формул, выполняющий функции распорядителя свадебным ритуалом, имеющий опыт и знания в охранной магии.
Сваха – крестная мать жениха, тетка, близкая родственница, любая уважаемая замужняя женщина, может участвовать в сватовстве. Упоминается редко.
«Свашки» - замужние женщины, родственницы и жениха, и невесты, активные участницы обрядов встречи жениха, выкупа приданого, сопровождения его в дом молодого.
«Свэтылка» - младшая сестра жениха (или девочка из родственниц, иногда соседка, возможно несколько), сопровождающая его в течение первого дня свадьбы. Отмечена особым отличительным знаком - букетом из искусственных цветов, которым она, по словам информаторов «светит». В свадебном ритуале на Украине «светылка» держала украшенную букетом из цветов, колосков, трех свечей металлическую саблю, позже сменившуюся деревянной, которую впоследствии заменил украшающий саблю букет. В нашем регионе в настоящий момент упоминается букет, редко со свечой – «светыльник».
«Староста» - то же, что и сватач, вариант названия. Иногда распорядитель свадьбы в доме невесты.
Старшая дружка – близкая подруга невесты, находится рядом в течение всей свадьбы, следит за ее внешним видом, самочувствием, несет ответственность за сохранность предметов во время ритуальных краж.
Старший боярин – ведущий из бояр, красноречивый, бойкий, представляющий сторону жениха в обрядах выкупа места, приданого, права въезда во двор невесты и т.д.
Просто так
Рисуем "Ночь в лесу"
Фокус-покус! Раз, два,три!
3 загадки Солнечной системы
Браво, Феликс!