Преемственность в воспитании культуры здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_vospitanii_kultury_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 302.5 КБ |
БОУ «Русскополянская гимназия №1»
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(НОУ)
Мунгаловой Марии
Онищенко Александры
Руководитель:
Баковкина Ирина Михайловна
учитель физической культуры
2016
Введение
Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью воспитания здорового образа жизни в нашей стране.
Здоровый образ жизни — это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.
Поэтому очень важно, чтобы те основы, которые будут заложены в детском саду, так же поддерживались в школе. Еще важнее, чтобы программа преемственности между детским садом и начальной школой создавалась совместными усилиями воспитателей и педагогов начальной школы.
Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем - занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы.
В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановке в их семьях и т.д. Воспитатель длительное время наблюдает за ребенком, он может дать учителю подробные сведения о его личностных качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных особенностях, характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способов индивидуального подхода.
Актуальность исследования
В Федеральной целевой программе «Дети России» в подпрограмме «Здоровый ребенок» говорится о необходимости внедрения «в практику учреждений … образования … современных образовательных технологий, обеспечивающих сохранение здоровья», профилактики «заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте». О плохом здоровье населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до президента страны. Педагогическая общественность все больше осознает, что учитель нередко может сделать для здоровья школьника больше, чем врач. Появилось в последнее время даже трудно выговариваемое, но достаточно емкое понятие «здоровьесберегающие технологии».
О.В. Поляков предлагает здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного и младшего школьного возраста, описывает системы мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов.
Коренные преобразования в российском обществе привели к изменениям в системе дошкольного и начального школьного образования. Мотивация на здоровый образ жизни, знания, практические умения и навыки по вопросам сохранения и укрепления здоровья с ранних лет является необходимым развития полноценной личности. Для системы образования как одного из важнейших механизмов воспитания культуры здоровья характерны «ступенчатость» усвоения знаний, умений и навыков, разнообразие форм и методов. Преемственность, обогащая формы, содержание, методы обучения и воспитания, концентрирует позитивные результаты на всех уровнях формирования здорового образа жизни. Современное состояние преемственности обучения в педагогике дошкольного учреждения и начальной школы характеризуется разносторонностью охвата вопросов и неоднозначностью толкования отдельных понятий в данной области. С исследованием преемственности ДОУ и начальной школы связано научное творчество педагогов и психологов, в работах которых рассматриваются различные стороны интересующей темы. Философские аспекты проблемы преемственности определяют методологию и пути поступательного развития с отмиранием старого и сохранением новых элементов В.Г. Афанасьев, Э.А. Баллер, B.C. Батурин, С М Годник, Г.Н. Исаенко, Ф.Р. Филиппов и др. Большое внимание уделяли категории преемственности Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.
Различные исследования и методические разработки по данному вопросу способствуют повышению качества обучения и воспитания детей. Однако эффективность воспитания культуры здоровья возможна только в том случае, если соблюдается преемственность формирования здорового образа жизни на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Актуальность настоящего исследования связана с недостаточной реализацией преемственных связей в целях, задачах, содержании, средствах, формах, методах формирования ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ начальная школа» и необходимостью воспитания культуры здоровья у детей дошкольного, и младшего школьного возраста. До настоящего времени процесс формирования ЗОЖ дошкольников и младших школьников с позиции категории преемственности не являлся предметом специального исследования.
Таким образом, на основании анализа теории и практики преемственности в воспитании культуры здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста выявлено противоречие между необходимостью непрерывного формирования здорового образа жизни детей, начиная с дошкольного возраста, и отсутствием соответствующих педагогических условий.
Исходя из указанного противоречия, проблема исследования обусловливает актуальностью избранной темы «Преемственность в воспитании культуры здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Цель исследования: выявить педагогические условия преемственности воспитания культуры здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Объект исследования: воспитание культуры ЗОЖ дошкольников и учащихся младших классов.
Предмет исследования: педагогические условия преемственности формирования ЗОЖ детей в системе «ДОУ− начальная школа».
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность преемственности в воспитании культуры здорового образа жизни детей в системе «ДОУ начальная школа» повысится, если:
- обосновано взаимодействие ДОУ и начальной школы по формированию у детей ЗОЖ;
- определены организационно-педагогические условия преемственности формирования ЗОЖ детей в ДОУ и младших классах школы;
- содержание формирования ЗОЖ дошкольников и младших школьников составляет единство мотивационно-личностного, теоретического, практического, оценочно-рефлексивного компонентов, главным образом, направленное на обогащение ценностно-смысловой сферы личности ребенка категориями здоровья, здорового образа жизни;
- разработаны критерии, позволяющие диагностировать и оценивать уровни сформированности ЗОЖ детей.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме воспитания культуры ЗОЖ детей в ДОУ и младших классах общеобразовательной школы с позиции категории преемственности.
2. Определить педагогические условия преемственности формирования ЗОЖ детей в системе «ДОУ начальная школа», опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.
3. Выявить сущность преемственного воспитания ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ - начальная школа» в образовательной практике.
4. Разработать модель обеспечения преемственности формирования ЗОЖ
детей в системе «ДОУ – начальная школа».
Методы исследования:
теоретические - анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта по проблеме исследования;
моделирование;
эмпирические – опрос с использованием различных видов анкетирования и бесед, тестирование.
База исследования: МДОУ «Русскополянский детский сад №5» 10 детей 6 лет, БОУ «Русскополянская гимназия №1» 10 детей 7 лет. В исследовании приняло участие 20 детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены и обобщены существующие теоретические подходы к построению системы знаний, умений и навыков в области культуры здоровья детей с позиции категории преемственности. Рассмотрен потенциал дошкольного и начального школьного образования в контексте непрерывного, преемственного формирования здорового образа жизни личности. Закономерности такого рода воспитания воплощены в принципах мотивационной направленности, установления ценностей и системы начальных знаний, умений и навыков здоровой, творческой, активной жизнедеятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до конкретных научно-методических рекомендаций «Формирование здорового образа жизни детей в системе «ДОУ – начальная школа», реализация которых повышает эффективность формирования ЗОЖ у дошкольников и младших школьников.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме воспитания культуры ЗОЖ детей в ДОУ и младших классах общеобразовательной школы с позиции категории преемственности
дошкольного и младшего школьного возраста
Согласно Н.С.Злобину, культура – это творческая, созидательная деятельность человека – как прошлая, зафиксированная, определенная в культурных ценностях, т.е. превращающая опыт человечества в достояние человека, живущего в данный исторический период [14, С.36-49]. Культура (в том числе и культура здоровья человека) реализуется через инновации. Главными характеристиками инновации являются новизна и эффективность. Результативность может выразиться в создании программ по здоровому образу жизни, реализации здоровьесберегающих технологий и т.д. Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка [32.С.96].
Сравнительно недавно возникло новое направление — педагогика здоровья, задачами которой являются выявление способов формирования здорового образа жизни, разработка педагогических систем, обеспечивающих здоровье детей Н.П. Абаскалова, В.Ф. Базарный, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, Г.А. Калачёв, В.Н. Касаткин, B.B. Колбанов, В.Н. Ирхин, А.Г. Щедрина и др. Различные исследования и методические разработки по данному вопросу способствуют повышению качества обучения и воспитания детей. Однако эффективность воспитания культуры здоровья возможна только в том случае, если соблюдается преемственность формирования здорового образа жизни на всех этапах учебно-воспитательного процесса. У детей 6 — 7 лет следует формировать чувство веры в себя, в свой организм. Это окажет положительное влияние на самоотношение, самовоприятие, самоощущение, позволит внимательно относиться к своему физическому и психическому здоровью С.А. Козлова, С.Е. Шукшина и др.
Формирование устойчивых ценностных ориентации на здоровье, физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм. Успех этой работы зависит от соблюдения преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. Вместе с тем исследователи Г.К. Зайцев, Т.В. Карсаевская, С.М. Мартынов, Л.Г. Татарникова и др. отмечают необходимость повышения эффективности здравотворческой деятельности, использования резервных возможностей в воспитании здорового ребенка, построения процесса формирования ценностного отношения к здоровью с учетом системности и последовательности. Это позволит повысить у детей приоритет культуры здоровья и здорового образа жизни [27.С.21].
Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста базируется на следующих принципах: индивидуально-личностного подхода в воспитании, природосообразности, доверия и поддержки, использования личного примера в воспитании, эмоционального стимулирования. Акцент в работе с детьми делается на представлении здоровья как единства трех сил: физической силы, силы ума и силы добра. Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два положения: 1) если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится 2) для дошкольников и школьников важнейшей здоровьесберегающей средой может стать детский сад и школа, которая взаимодействует с другими
социальными объектами и является эффективным институтом культивирования ЗОЖ [35.С.118].
Варианты формирования здорового образа жизни могут быть разными. Н.К.Смирнов предлагает программу по созданию лечебной базы в образовательных учреждениях с целью минимизации отрицательных влияний учебного процесса на организм школьников. Л.А. Щелчкова считает, что в образовательной среде может формироваться готовность школьников к здоровому образу жизни. Она включает в себя такие компоненты как знания, умения и мотивы ЗОЖ [35.С.118]. С целью выравнивания стартовых возможностей детей на этапе их перехода к обучению в школе педагогом - психологом детского сада С.И. Рыженко разработана «Программа коррекционно – развивающей работы с детьми», которая представляет собой систему игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших и подготовительных групп детского сада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с «зоной ближайшего развития». Программа «Будь здоров» А.В. Стрельниковой предусматривает преемственность в образовательных учреждениях. Цель и задачи программы: составлена с учетом документов: программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Логинов В.И. «Программа развития и воспитания детей младшего школьного возраста». Цель: валеологическое просвещение детей дошкольного и младшего школьного возраста, развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения. · Программа «Здоровье» для осуществления физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Л.Г.Татарниковой. Цель: ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций. В некоторых случаях могут браться для учебной и научно-исследовательской работы отдельные составляющие здорового образа жизни. В нашем случае речь идет о создании культуры здорового образа жизни, которая в результате целенаправленной работы переходит во внутреннюю культуру детей.
Ребенок должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым [32.С.96]. В своих работах В.Я. Лыкова говорит о недостаточной реализацией преемственных связей в целях, задачах, содержании, средствах, формах, методах формирования ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ — начальная школа» и необходимостью воспитания культуры здоровья у детей дошкольного, и младшего школьного возраста [19.С.343]. Для системы образования как одного из важнейших механизмов воспитания культуры здоровья характерны «ступенчатость» усвоения знаний, умений и навыков, разнообразие форм и методов. В то же время выясняется, что затруднения учащихся — следствие прерывности этой системы. Преемственность, обогащая формы, содержание, методы обучения и воспитания, концентрирует позитивные результаты на всех уровнях формирования здорового образа жизни.
Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:
1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.
2. Сформировать активную жизненную позицию.
3. Сформировать представления о своем теле, организме.
4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Методами предварительной работы И.А.Мокрушина считает наблюдение за поведением детей, беседы с детьми. В результате было выявлено: зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний [21,С.33-35].
Действенными средствами формирования ценностного отношения к здоровью являются: подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультурно-оздоровительные упражнения, использование художественной литературы, а также специально разработанной системы занятий, где каждая тема включала в себя теоретический и практический материал. Занятия, направленные на обогащение представлений детей о своем здоровье, способах его сохранения и укрепления; на воспитание положительного отношения к здравотворческой деятельности; на организацию деятельности детей по преобразованию собственного здоровья [18,С.10-13].
Основными критериями сформированности знаний о ЗОЖ у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний; активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни; желание помогать себе и другим людям в его соблюдении; овладение навыками, приёмами здорового образа жизни; сформированность привычек гигиенического поведения; готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов; стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни; интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, интернета; проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм [32.С. 96]. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы [34,С.3-9].
Таким образом, анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования культуры здорового образа жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава культуры ЗОЖ.
1.2. Проблема преемственности дошкольного и начального
образования
Современное состояние преемственности обучения в педагогике дошкольного учреждения (ДОУ) и начальной школы характеризуется разносторонностью охвата вопросов и неоднозначностью толкования отдельных понятий в данной области. С исследованием преемственности ДОУ и начальной школы связано научное творчество педагогов и психологов. Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах русских и зарубежных педагогов А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского и др. [19.С. 343].
Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Порой это просто стрессовая ситуация и для детей, и для родителей. Для педагогов школ - этот процесс также является сложным. Учителям необходимо на данном этапе обеспечить щадящую адаптацию к школьной жизни, искать разные варианты учебно-педагогических действий, развивать и корректировать познавательные и коммуникативные способности ребенка. Вспомним слова В.А.Сухомлинского: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Проблема преемственности в образовании связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Этому посвящено большое количество психолого-педагогических исследований В.А. Онушкин, Ю.И. Кулютин, А.А. Вербицкий, Л.М. Кларина. Однако нередко на практике непрерывность образования рассматривается как дополнение и расширение имеющегося объема знаний. Часто мы забываем о том, что образовательный процесс, каким бы важным он ни представлялся взрослым, для детей является только одной из составляющих их жизнедеятельности [19.С.343]. Непрерывность образования по отношению к детству - это процесс непрерывного сопряжения логики естественного развития ребенка с содержанием образовательного пространства или наличие последовательной цепи задач на всем пути обучения, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное продвижение вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад, начальная школа, среднее, старшее звено), т.е. в конечном счете - единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. Преобразования в структуре и содержании дошкольного и начального образования не сняли вопросов: «Нужно ли учить ребенка до школы? Чему учить и как его учить?» [1.C.71].
В связи с разработкой концепции непрерывного образования понятие «преемственность» приобрело новую актуальность. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств и т.д. на каждой ступени образования) для обеспечения преемственности в развитии ребенка. При отборе содержания непрерывного образования в концепции учитываются устоявшиеся в дидактике принципы:
Развития – ориентирован на стимулирование и поддержку эмоционального, духовного, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; создание условий для проявления самостоятельности; направлен на овладение ЗУН, как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.
Гуманитаризации – усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического цикла; увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.
Целостности образа мира - требует отбора материала, воссоздающего целостность картины мира. Обеспечение осознания разнообразных связей между его объектами; умение увидеть один и тот же предмет с разных сторон.
Культуросообразности – понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование познавательных интересов.
Вариативности – предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения; обеспечение дифференциации обучения. При этом очень важно сохранять инвариантный минимум образования[17,C.12-15]. На этих принципах, наиболее общих и значимых для дошкольного и начального образования, происходит отбор содержания программ по подготовке детей к школе и обучению их в школе.
Таким образом, содержание образования для каждой ступени образования определяет решение следующих задач и целей:
Единые цели, стоящие перед дошкольным и начальным звеном непрерывного образования:
Анализ ситуации последних лет показал, что происходящие в системе образования изменения имеют как положительные, так и отрицательные тенденции.
В связи свыше сказанным, необходимо:
Таким образом, взаимодействие ДОУ и начальной школы на основе преемственности позволяет решить внутренние противоречия, возникающие в процессе формирования ЗОЖ детей.
Т. Анохина считает, что педагогические принципы формирования культуры здоровья это: системность, комплексность, преемственность, учёт возрастных и индивидуальных способностей учащихся, рациональное сочетание умственной и физической нагрузки, аналитичность, вариативность и гуманизм [1.С.71].
Организационно-педагогические условия — те внешние и внутренние обстоятельства, в которых преемственность обучения осуществляется. Следует отметить следующие условия:
1.Соблюдение принципов здоровьесбережения и организация - взаимодействия всех участников педагогического процесса с целью формирования ЗОЖ детей.
2. Учет выявленных показателей состояния здоровья и развития ребенка.
3. Объект-субъектное преобразование личности.
4. Последовательное, усложнение и разнообразие (гибкое сочетание) средств, форм и методов преемственного формирования ЗОЖ детей [1.С.71].
Преемственность формирования ЗОЖ детей и учащихся: в системе «ДОУ - начальная школа» может функционировать только с помощью адекватной технологии, включающей следующие способы обеспечения преемственности:
• ознакомление с логикой учебно-воспитательного процесса, с целью обоснования отбора содержания, средств, форм и методов формирования ЗОЖ детей и учащихся;
• выявление основных показателей состояния здоровья и развития детей;
уровня сформированности элементов ЗОЖ на каждом этапе воспитания культуры здоровья;
• планирование процесса формирования ЗОЖ в соответствии с развитием и состоянием здоровья ребенка, уровнем сформированности у него компонентов ЗОЖ, логикой развития учебно-воспитательного процесса;
-единообразие форм и методов в процессе формирования ЗОЖ на каждом этапе: соблюдение режима дня, питания; двигательной активности; оптимизация условий учебно-воспитательного процесса, освоение оздоровительных методик;
• последовательное развитие умений и навыков формирования ЗОЖ на каждой ступени учебно-воспитательного процесса [17,С.12-15].
Технология преемственного формирования ЗОЖ детей в системе «ДОУ— начальная школа» посредством обозначенных выше способов осуществляет последовательный переход от технологий формирования ЗОЖ в детском саду к технологиям формирования ЗОЖ в младших классах школы. В тоже время, каждая из них состоит из комплекса здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогических,психолого-педагогических,информационных, физкультурно-оздоровительных. Как считает С.В. Попов, сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни.
Для осуществления преемственности необходимо решить следующие задачи: 1. Организация собрания для воспитателей, педагогов (классных руководителей) и родителей. 2. Внесение в сетку расписания занятий уроков здоровья 3. Создание группы продленного дня. 5. Организация расписания теоретических уроков здоровья. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы" В. Сухомлинский.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Особенно актуальным это становится в настоящее время, когда в педагогической действительности наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора стандартных знаний, к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями и т.д.[34,C.3-9].
Анализ педагогического опыта показал, что педагогическое взаимодействие с детьми строится на основе учета изменений и тенденций, наметившихся в индивидуальных проявлениях каждого воспитанника, на основе перспективности их развития, предусматривающей определенные методы и приемы воспитательного воздействия.
Перед коллективом любой основной школы встает задача сделать школьную адаптацию щадящей. При этом необходима целостность педагогической среды, которая должна быть достигнута в результате психолого-педагогической подготовки самого учителя, поиска форм взаимодействия МДОУ школы I ступени:
- педагоги ДОУ должны заблаговременно знакомиться с программами и учебниками для начальной школы, с целью сохранения единого образовательного поля, давать открытые занятие для учителей;
- учителя начальной школы должны проводить открытые уроки для воспитателей старших и подготовительных групп, а так же для своих коллег из основной школы;
- регулярно проводить совместные методические объединения учителей начальной школы и воспитателей ДОУ, на которых необходимо вырабатывать согласованные действия педагогов, вести поиск точек соприкосновения, выстраивать, насколько это возможно, единый режим и ритм работы. При этом должны согласовываться методические позиции учителей и воспитателей, что позволит педагогам предстать перед первоклассниками "командой" с общими взглядами, концепциями;
- полностью отказаться от репродуктивных способов обучения;
- психолог должен систематически проводить исследования всех психических процессов на всех ступенях обучения, организовывать коррекционную работу. Цель исследований - улучшение организации обучения и развития детей.
- дважды в год проводить анкетирование родителей, цель которого та же - улучшение организации учебно-воспитательного процесса. Искренние ответы родителей способствуют созданию, совершенствованию оптимальных условий проживания ребенка в новой педагогической среде.
- во внеучебных формах организации жизни детей также существует преемственность, сохраняется общеклассное пространство: чаепитие по случаю Дня именинника, знаменательных дат, празднование Нового года, защитников Отечества, 8 Марта, Дня Победы; дети участвуют в оформлении школы, класса к разным мероприятиям, праздникам. Важным условием педагогической поддержки… считает диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать [34,C.3-9].
Таким образом, воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом, планируют, организуют, корректируют, анализируют результаты.
Выводы по первой главе
Принцип преемственности концентрирует позитивные результаты на всех уровнях формирования ЗОЖ, позволяет накапливать факты для анализа, коррекции и прогнозирования эффективности формирования ЗОЖ в системе «ДОУ - начальная школа». В рассмотренных научных работах относительно теории и практической реализации данной проблемы в образовательных учреждениях явно прослеживается идея необходимости формирования и укрепления преемственных связей в процессе воспитания культуры здоровья на всех его этапах. Однако анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что процесс воспитания культуры ЗОЖ дошкольников и младших школьников с позиции категории преемственности до сих пор не являлся предметом отдельного исследования.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема здоровья и здорового образа жизни является в настоящее время одной из наиболее актуальных в свете происходящих социально-культурных, экономических, политических, нравственных изменений в обществе. Многомерность и сложность таких феноменов как здоровье и здоровый образ жизни свидетельствуют о неоспоримых преимуществах комплексного (интегративного) подхода при определении их сущности. Анализ теоретических источников указал на наличие серьезных разработок в сфере исследования преемственности в процессе обучения. Обобщая данные теоретических источников относительно категории преемственности, следует выделить следующие моменты: на философском уровне преемственность связывают с понятиями «движение», «развитие», «связь». В зависимости от подходов к анализу, преемственность определяется как методологический, педагогический или дидактический принцип. Наиболее значимы, на наш взгляд, такие ее методологические аспекты: преемственность как поступательное развитие, как момент связи явлений с удержанием положительного, рационального, прогрессивного. Известны трактовки преемственности как формы связи между элементами системы обучения, общепедагогической закономерности или педагогического условия образовательного процесса. Преемственность обеспечивает динамичное развитие и устойчивость любой из систем, связывая воедино её отдельные компоненты. Авторы единодушно указывают, что основой осуществления преемственности является установление преемственных и перспективных связей между этапами педагогического процесса. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Из изученной литературы ясно, что формированию ЗОЖ детей на основе преемственности способствует комплекс организационно-педагогических условий: соблюдение принципов здоровьесбережения и организация взаимодействия всех участников педагогического процесса с целью формирования ЗОЖ детей; учет выявленных показателей состояния здоровья и развития ребенка; объект − субъектное преобразование личности; последовательное усложнение и разнообразие средств, форм и методов преемственного формирования ЗОЖ детей. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом, в частности, основы ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование преемственности воспитания культуры здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста
2.1. Описание существующей модели воспитания культуры здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста
в МДОУ «Русскополянский детский сад №5» и БОУ «Русскополянская
гимназия №1»
Разработанная модель С.В. Горанской в подготовительной группе убеждает в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.
На основании вышесказанного С.В. Горанской была разработана программа «Будь здоров!», которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях. В программу включены разделы: «Я!», «Физкульт - ура!», «Внимание!»", «Опасность!», «Мой - до - дыр!» (приложение 1). Вообще, главной задачей для создания условий работы по ЗОЖ воспитатель считает эмоциональный настрой детей, саму атмосферу, в какую он попадет, приходя из дома. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Деятельность педагогического коллектива по здоровьесбережению в условиях БОУ «Русскополянская гимназия №1» осуществляется по программе для начальных классов «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», включающая в себя пять модулей. Один из них – образование детей в сфере здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни. В начальной школе происходит развитие первоначального целостного представления о здоровье. Формирование установок на здоровый образ жизни учащихся продолжается на базовых предметах. Одним из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение является двигательная активность. Она рассматривается как естественная потребность на всех этапах организма, в особенности в период развития, который совпадает с периодом обучения в школе. Дозируемая физическая нагрузка является важнейшим фактором коррекции образа жизни, от которого в основном на 50-55% зависит здоровье, поэтому необходимо повышение двигательной активности ученика на уроке различными способами. Структура подвижного урока включает 4 основные здоровьесберегающие педагогические технологии: режим динамических поз, физминутки, оздоровительные паузы и передвижение по классу. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим, не будет здоровым, несмотря на все усилия семьи и школы. Только личная ответственность в сочетании с необходимой компетентностью позволяет достичь результата. Вот почему в школе создана стройная система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья и здорового образа жизни (приложение 2).
Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье, как основной ценности, станет естественной формой поведения. Занятия, порождающие интерес, эмоционально окрашенные, становятся действительностью для дошкольника и младшего школьника, постепенно входит в его жизнь и становится ценностью.
2.2. Диагностика преемственности воспитания культуры здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Основными критериями сформированности знаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста о ЗОЖ выступили: знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний; активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении; овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов; стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, интернета; проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.
Мониторинг знаний о ЗОЖ проводился в ноябре 2016 года в МДОУ «Русскополянский детский сад №5»», в котором приняли участие 10 детей 6 лет и в БОУ «Русскополянская гимназия №1» 10 детей 7 лет. С помощью анкеты «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» представляет собой сокращенный вариант методики ценностных ориентации М. Рокича (приложение 3) и теста знания о строении и функциях организма человека – составитель А.И. Габышев (приложение 4). Так же был проведен опрос с целью выявления их уровня информированности о том, что такое здоровый образ жизни. Получены были следующие данные: дети дошкольного возраста прогулки на свежем воздухе, закаливание – 40%; гигиена человека – 30%; спорт, зарядка – 10%; отказ от вредных привычек – 10%; здоровое питание – 10%. Дети младшего школьного возраста отказ от вредных привычек – 40%; гигиена человека – 30%; спорт, зарядка – 10%; прогулки на свежем воздухе, закаливание – 10%; здоровое питание – 10%. Главной составляющей, по мнению детей младшего школьного возраста, является отказ от вредных привычек, а детей дошкольного возраста прогулки на свежем воздухе. В силу своего возраста дети не назвали составляющей психологическое равновесие. По итогам проведённой работы, стало видно, что ребята хорошо информированы в вопросах и проблемах сохранности здоровья, большое значение придают отказу от вредных привычек, занятию спортом, зарядке. А понимание этого уже играет большую роль в формировании здорового образа жизни среди дошкольников и младших школьников.
Таблицы, позволяющие произвести анализ полученных результатов, размещены в (приложении5). На основании полученных результатов выделены три уровня знаний о ЗОЖ у детей дошкольного и школьного возраста: 65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы уверенно, чётко, полно. Называет все части тела и основные органы, пытается объединить их в системы. Осознаёт ценность здоровья, имеет представление о системности здорового образа жизни. 46-64 балла: Средний уровень - ребёнок отвечает на вопросы не уверенно, не полно. Путает названия частей тела и внутренних органов. В системы органы объединяет только с помощью подсказки или наводящего вопроса. Представления о здоровом образе жизни ограничены, не конкретны. Ценность здоровья понимает, но с трудом формулирует, что надо делать, чтобы не болеть. 21- 45 баллов: Низкий уровень – ребёнок называет отдельные части тела, знания о названиях внутренних органов расплывчаты, фрагментарны. Здоровье определяет как противоположное состояние болезни. Не может объяснить, привести пример заботы человека о своём здоровье. Результаты анкетирования и тестирования сведены в таблицу (приложение 4).
Таким образом, анкетирование показало, что у 30% детей сформирован высокий и 50% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали 20% детей. Результаты тестирования обнаружили, что у половины детей удовлетворительные знания о строении и функциях организма человека, 10% детей показали хороший и 40% низкий уровень. А младшие школьники 40% хороший, 10 низкий (приложение 6). Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у детей дошкольного и младшего школьного возраста потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний. В беседах с детьми младшего школьного возраста выявлялись признаки внешней мотивации, выражающейся в желании и потребности вести ЗОЖ. У детей дошкольного возраста эти признаки были выражены значительно слабее.
Таким образом, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеется определенный объем знаний и представлений о здоровье, они обладают некоторыми умениями и навыками, применяемыми для сохранения и укрепления своего здоровья.
3.3. Модель осуществления преемственности в воспитании культуры
ЗОЖ у детей дошкольного и младшего школьного возраста
На основе анализа и обобщения современной философской и психолого-педагогической литературы разработана модель реализации преемственности формирования ЗОЖ детей в системе ДОУ – начальная школа». В качестве её методологической основы избран системный подход, рассматривающий объект изучения как целостное образование. Модель реализации преемственности формирования ЗОЖ детей в системе «ДОУ – начальная школа» включает цель, задачи, принципы, компоненты воспитания ЗОЖ, условия реализации, этапы реализации преемственности, схему взаимодействия участников формирования ЗОЖ, критерии сформированности ЗОЖ и результат. Состояние каждого компонента модели, их взаимодействие, определяется действием системообразующего фактора, в основе которого выступает обеспечение преемственности на всех его уровнях.
Основной блок модели отражает схему взаимодействия участников формирования ЗОЖ при реализации преемственности. Выделено две подсистемы – внутренняя, выражающаяся в преемственности деятельности самих воспитуемых (дошкольник и младший школьник) и внешняя, отражающая преемственность в целях, содержании, средствах, формах и методах формирования ЗОЖ и связанная с деятельностью преподавателей и родителей.
В качестве критериев сформированности ЗОЖ детей определены: личностно-мотивационная направленность на сохранение и укрепление собственного здоровья, знания и умения по вопросам ЗОЖ, способы оздоровительной деятельности, улучшение показателей здоровья и развития. Наиболее важным в комплексе выделенных критериев является личностно-мотивационная направленность на формирование ЗОЖ, которая обеспечивает установление ценностей здоровья, здоровой жизнедеятельности. Результатом сконструированной модели является повышение эффективности процесса формирования ЗОЖ детей в системе «ДОУ – начальная школа».
Эффективность воспитания культуры здоровья детей зависит не только от правильного определения целей, задач, функций теоретической модели, но и, прежде всего, от наличия действенных, оптимально сочетаемых средств, форм и методов работы, позволяющих сделать процесс преемственного формирования ЗОЖ результативным. Технология реализации предложенной модели включает следующие способы обеспечения преемственности:
Технология преемственного формирования ЗОЖ посредством обозначенных выше способов осуществляет последовательный переход от технологий формирования ЗОЖ в ДОУ к технологиям формирования ЗОЖ в начальной школе. В то же время, каждая из них состоит из комплекса здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогических, психолого-педагогических, информационных, физкультурно оздоровительных.
Вся описанная выше модель позволит воспитателям, учителям, родителям создать в совместной деятельности благоприятные педагогические условия в воспитании культуры здорового образа жизни на переходном этапе от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Выводы по второй главе
Таким образом, в процессе исследования рассмотрена сущность преемственного формирования ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ — начальная школа», выделена её структура и функции, критерии реализации, предложена модель преемственности формирования ЗОЖ и технология её реализации. Разработанная модель преемственности формирования ЗОЖ детей в системе «ДОУ — начальная школа», включающая цель, задачи, принципы, компоненты воспитания ЗОЖ, условия и этапы реализации, схему взаимодействия участников формирования ЗОЖ, критерии сформированности ЗОЖ и результат, обеспечивает взаимосвязь и взаимообусловленность работы по воспитанию культуры здоровья в детском саду и младших классах общеобразовательной школы.
Проведенное исследование позволило выделить условия, способствующие эффективности формирования ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников и младших школьников: признание ценностного отношения к здоровью важнейшим компонентом образовательного процесса, в рамках которого проектируется валеологически целесообразная среда, как субъектное пространство, обеспечивающее самопознание, самореализацию и саморазвитие ребенка, основанная на педагогической поддержке с учетом дифференциации и индивидуализации содержания, методов формирования ценностного отношения к здоровью. Результаты исследования показали, что у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеется определенный объем знаний и представлений о здоровье, они обладают некоторыми умениями и навыками, применяемыми для сохранения и укрепления своего здоровья. Однако не все дети в полной мере обладают информацией, необходимой для совершенствования своего организма, а ценность здоровья не до конца осознана как жизненно важная и необходимая.
Заключение
В настоящее время систему образования можно рассматривать как важнейший инструмент установления в обществе ценностей здорового образа жизни. Происходит это через формирование индивидуальной «культуры здоровья». Однако воспитание культуры здоровья — процесс длительный и многоаспектный. Только непрерывное формирование ЗОЖ позволит научить ребенка искусству быть здоровым, управлять своим здоровьем. Реализация этого процесса возможна лишь в системе преемственного образования. В непрерывном процессе воспитания культуры здоровья в течение всей жизни ДОУ и начальная школа призваны играть роль базового звена: именно они должны дать каждому человеку общественно необходимый уровень знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения. Выполненное исследование вскрывает и обосновывает важность реализации преемственных связей в целях, задачах, содержании, средствах, формах и методах воспитания культуры здоровья.
По проделанной работе можно сделать следующие выводы: в процессе исследования рассмотрена сущность преемственного воспитания ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ - начальная школа»; изучены теоретические подходы к проблеме воспитания культуры ЗОЖ детей в ДОУ и младших классах общеобразовательной школы с позиции категории преемственности; определена структура преемственности формирования ЗОЖ детей в системе «ДОУ начальная школа», опытно-экспериментальным путем проверено их эффективность; подтверждено, что реализация комплекса выделенных организационно-педагогических условий, при формировании ЗОЖ дошкольников и младших школьников на основе преемственности, позволяет оптимизировать процесс воспитания культуры здоровья.
Установлено, что преемственность является важным принципом повышающим эффективность формирования ЗОЖ детей в системе «ДОУ — начальная школа».
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохина, Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. Анохина. – Екатеринбург, 2003. - 71 с.
2. Архангельский, A.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / A.M. Архангельский. - М.: Знание, 2000. - 64 с.
3. Асмолов, А.Г. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования / А.Г. Асмолов// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С.2-5.
4. Барышков, В. П. Эмоция как ценность. / В. П. Барышков // Теория и практика физической культуры: - 2004. - №12. - С.10-13.
5. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе / М.М. Безруких. - Тула: Родничок; М.: Астрель – АСТ, 2004. – 120 с.
6. Блюмкин, В.А. Мир моральных ценностей / В.А. Блюмкин. - Екатеринбург, 2001. – 96 с.
7. Берулава, М.Н. Принципы гуманизации образования / М.Н.Берулова// Инновации в образовании. - 2001. - №5. - 18-28.
8. Видякин, М.В. Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры / М.В. Видякин. – Волгоград, 2007. – 127 с.
9. Габышев, А.И. Этнопедагогические основы физического воспитания младших школьников/ А.И. Габышев. – Екатеринбург, 2006. – 384 с.
10. Гринь, Н.Н. Игра на занятиях по физической культуре как фактор развития
младших школьников / Н.Н. Гринь. – Екатеринбург, 2006. - 16 с.
11. Денисова, Н.Т. Планета игр / Н.Т. Денисова, В.С. Шаповаленко // Педсовет. – 2007. – № 3. – С. 10-12.
12. Дробницкий, О.Г. Проблемы ценности и марксистская философия О.Г. Дробницкий // Вопросы философии. - 2000.- № 7. - С. 38 - 75.
13. Ерахина, Т.Д. Теоретические основы управления процессом преемственности дошкольного и начального школьного обучения / Т.Д. Ерахина. - Магнитогорск, 2001. - 326с.
14. Зайцев, Г.К. Концептуально-методические основы валеологического образования школьников / Г.К. Зайцева// Ребенок в современном мире. 2000. -№3.С.36-49.
15. Иванова, Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников / Н.К. Иванова// Физическая культура в школе. - №4. - С. 45-50.
16. Ильин, Е.П. Мотив и мотивация / Е.П. Ильин // Физическая культура в школе. – 2009. – № 5. – С. 30 – 33.
17. Лагутин, А.Б. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.Б. Лагутин// Физическая культура в школе. - 2002. - №4. — 12-15.
18. Лубышева, Л.И Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры: - 2001. - №6. - С.10-13.
19. Лыкова, В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы / В.Я.Лыкова. - Одесса, 2000. - 343с.
20. Малахов, В.А. Ценность как категория культуры / В.А. Малахов // Философская мысль. - 2002. - № 5. - С. 76-85.
21. Мокрушина, И.А. Эмоциональный настрой на уроке / И.А. Мокрушина //
Физическая культура в школе. – 2009. – № 4. – С. 33 – 35.
22. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. - М, 1960. - Т. 2.- С. 110-125.
23. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг
эффективности / Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2009. – 125 с.
24. Нотдор, Ф. Э. Пение и игры для детей: пособие для учителей и родителей
/ Пер. с немецкого А.Я. Минора. – Москва: Изд. Международного союза
немецкой культуры, 2000. – 173 с.
25. Пиянзин, А.Н. Воспитание ценностного отношения студентов пед.вуза к физической культуре / А.Н. Пиянзин. – Волгоград, 2001.- 12 с.
26. Поляков, О.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / О.В. Поляков. – Волгоград, 2009. – 96 с.
27. Пятков, В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к физической культуре / В.В. Пятков. - Сургут, 2000. - 21 с.
28. Савчук, В.В. Формирование мотивов к занятиям физической культурой у студентов педагогического ВУЗа: дис. … канд. пед. наук / В.В. Савчук. - Комсомольск-на-Амуре, 2002. - 206 c.
29. Таран, А.А. Русские народные игры на уроках в младших классах / А.А.
Таран // Физическая культура в школе. – 2008. – № 3. – С. 22- 25.
30. Физиолого-гигиеническое и психофизиологическое сопровождение модер- низации образования / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: Новый
учебник, 2003. – 96 с.
31. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П. Тугаринов. - Волгоград, 2009. – 10 с.
32. Храмогина, М.М. Мотивация к здоровому образу жизни / М.М. Храмогина. - Саратов, 2001. – 96 с.
33. Чумаков, Б.Н. Валеология / Б.Н. Чумаков.- М.: Роспедагенство, 2000. - 245с.
34. Шарова, Н.Н. Стратегия и тактика деятельности учреждений образования как школ здоровья/ Н.Н.Шаров// Моделирование школы здоровья. - 2001. - №7. С. 3- 9.
35. Шиняева, Г.А. Преемственность в работе детского сада и школы / Г.А. Шиняева. - Саратов, 2000. -118с.
Приложение 1
Программа «Будь здоров!» для детей дошкольного возраста
«Я!»… Продолжить идентифицировать свое имя с собой; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому. Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме. «Физкульт - ура!»… Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек - живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть». Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности. «Внимание!»... Рассказать о Правилах дорожного движения. «Опасность!». Рассказать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе - разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги -- попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги - переоденься в сухое. «Мой - до - дыр!»… Рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены.
Приложение 2
Цель программы «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» для младшего школьного возраста
Создание здоровьесберегающей среды для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого школьника.
Задачи программы:
1. Формирование потребности здорового образа жизни у обучающихся, здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой; 2. Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка; 3. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни; 4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; 5. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья; 6. Осуществление медико–физиологического, социального и психологического контроля за состоянием здоровья обучающихся; 7. Улучшение материально – технической базы школы для сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся школьников; 8. Улучшение показателей физического и психического здоровья школьников; 9. Повышение мотивации на сохранение здоровья обучающихся и педагогов.
Педагогические принципы формирования культуры здоровья: системность, комплексность, преемственность учёт возрастных и индивидуальных способностей учащихся рациональное сочетание умственной и физической нагрузки, аналитичность, вариативность и гуманизм.
Приложение 3
Анкета для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»
Внимательно послушай и ответь на вопросы
-Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом:
Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка шампунь тапочки, полотенце для тела.
-На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание – правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание
Завтрак 8.00 Обед 13.00 Полдник 16.00 Ужин 18.00
Завтрак 9.00 Обед 15.00 Полдник 18.00 Ужин 21.00
-Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:
Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.
Вера: зубы чистят утром и вечером.
Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
-Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья соблюдают правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:
Перед чтением книги перед едой
Перед посещением туалета, перед тем как идешь гулять
После посещения туалета после игры в баскетбол
После того как заправил постель после того как поиграл с кошкой
-Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?
Каждый день, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю
-Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
Положить палец в рот
Подставить палец под кран с холодной водой
Помазать ранку йодом
Помазать кожу вокруг ранки йодом
-Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них:
Иметь много денег. Иметь интересных друзей. Много знать и уметь. Быть красивым и привлекательным. Быть здоровым. Иметь любимую работу. Быть самостоятельным. Жить в счастливой семье.
-Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4
Регулярные занятия спортом. Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать. Хороший отдых. Знания о том, как заботиться о здоровье. Хорошие природные условия. Возможность лечиться у хорошего врача. Выполнение правил ЗОЖ
-Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1»-ежедневно; «2»- несколько раз в неделю; «3»-очень редко или никогда.
Утренняя зарядка, пробежка. Прогулка на свежем воздухе. Завтрак. Сон не менее 8 часов. Обед. Занятия спортом. Ужин. Душ, ванна.
-Какие мероприятия по охране здоровья проводятся у вас? «1»-проводятся интересно; «2»-проводятся неинтересно; «3»- не проводятся:
Занятия, обучающие здоровью. Спортивные соревнования. Беседы о том, как заботиться о здоровье. Викторины, конкурсы, игры. Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье. Праздники на тему здоровья.
Приложение 4
Тест
знания о строении и функциях организма человека
Как называется наука, изучающая строение тела человека?
Физиология. Зоология. Анатомия.
Скелет и мышцы образуют:
а) пищеварительную систему; б кровеносную систему; в) опорно-двигательную систему.
Мышцы прикрепляются к костям при помощи:
а) сухожилий; б) суставов; в) хрящей.
Главную опору нашего организма составляет:
а) копчик; б) позвоночник; в) скелет ног.
Сколь органов чувств ты знаешь?
7. 6. 5.
Соедини линиями
Глаза Орган осязания
Уши Орган вкуса
Нос Орган зрения
Кожа Орган обоняния
Язык Орган слуха
С помощью какого органа ты узнаешь, что запел соловей, залаяла собака?
Уши. Глаза. Нос. Мозг.
При помощью какого органа ты отличаешь солёную пищу от горькой?
Зубы. Нос. Язы. Глаза. Губы.
Кожа – это …
а) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека
Какой орган отвечает за дыхание человека?
Сердце. Легкие. Почки.
Какой орган контролирует работу твоего тела?
Печень. Сердце. Мозг.
Какой орган отвечает за переваривание пищи?
Сердце. Легкие. Желудок.
За каждый правильный ответ дается один балл
12-16 баллов – высокий уровень знаний о строении и функциях организма человека.
8 - 11 баллов - удовлетворительный уровень знаний о строении и функциях организма человека.
Ниже 8 баллов – неудовлетворительный уровень знаний о строении и функциях организма человека.
Приложение 5
Результаты диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста
лет | И.Ф. | Результаты анкетирования, в баллах | Уровень знаний о ЗОЖ | Результаты тестирования, в баллах | Уровень знаний о строении и функциях организма человека |
6 | Аня А. | 64 | средний | 11 | удовлет. |
6 | Олег Р. | 70 | высокий | 15 | высокий |
6 | Вика С. | 66 | высокий | 14 | высокий |
6 | Денис Т. | 47 | средний | 11 | удовлет. |
6 | Кирилл Л. | 54 | средний | 12 | высокий |
6 | Катя Т. | 32 | низкий | 7 | неудовл. |
6 | Даня Б. | 48 | средний | 9 | удовлет. |
6 | Егор Б. | 67 | высокий | 12 | высокий |
6 | Игнат М. | 61 | средний | 10 | удовлет. |
6 | Полина Р. | 62 | средний | 9 | удовлет. |
7 | Ульяна Т. | 48 | средний | 8 | удовлет. |
7 | Антон С. | 44 | низкий | 7 | неудовл. |
7 | Дима Т. | 69 | высокий | 14 | высокий |
7 | Инга Т. | 42 | низкий | 6 | неудовл. |
7 | Анна С. | 61 | средний | 10 | удовлет. |
7 | Илья Ф. | 63 | средний | 11 | удовлет. |
7 | Тарас Р. | 36 | низкий | 6 | неудовл. |
7 | Геля Н. | 67 | высокий | 15 | высокий |
7 | Лена Ю. | 49 | средний | 10 | удовлет. |
7 | Настя Я. | 49 | средний | 9 | удовлет. |
.
Приложение 6
Результаты диагностики
6 лет | Уровень знаний о ЗОЖ | Уровень знаний о строении и функциях организма человека | |||
кол-во человек | % | кол-во человек | |||
Высокий | 3 | 30 | Хороший | 1 | 10 |
Средний | 5 | 50 | Удовлет. | 5 | 50 |
Низкий | 2 | 20 | Неудовл. | 4 | 40 |
7 лет | Уровень знаний о ЗОЖ | Уровень знаний о строении и функциях организма человека | |||
кол-во человек | % | кол-во человек | |||
Высокий | 3 | 30 | Хороший | 4 | 40 |
Средний | 5 | 50 | Удовлет. | 5 | 50 |
Низкий | 2 | 20 | Неудовл. | 1 | 10 |
Анализ анкеты
Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни
Вопрос | Ответ | Балл | Суммарный балл | Интерпретация |
Знание правил пользования средствами гигиены | ||||
1 | Мыло Зубная щетка Мочалка Зубная паста Шампунь Тапочки Полотенце для тела | 0 2 2 0 0 2 2 | 6-8 баллов – достаточная осведомленность; 4 балла – недостаточная осведомленность; 0-2 балла – незнание правил пользования средствами гигиены | |
Осведомленность о правилах организации режима питания | ||||
2 | Первое расписание Второе расписание | 4 0 | 4 балла – ребенок осведомлен о правилах организации режима питания; 0 баллов – не осведомлен | |
Осведомленность о правилах гигиены | ||||
3 | По вечерам Утром и вечером По утрам | 0 4 0 | 16-18 баллов – высокий уровень осведомленности; 12-14 баллов – удовлетворительный уровень; 0-10 баллов – недостаточный уровень | |
4 | Перед чтением книги Перед посещением туалета После посещения туалета Когда заправил постель Перед едой Перед прогулкой После игры в баскетбол После игры с кошкой | 0 2 2 0 2 0 2 2 | ||
5 | Каждый день Два-три раза в неделю Один раз в неделю | 4 2 0 | ||
Осведомленность о правилах оказания первой помощи | ||||
6 | Положить палец в рот Подставить палец под кран с холодной водой Помазать ранку йодом Помазать вокруг ранки | 0 0 4 6 | 4-6 баллов – ребенок осведомлен о правилах оказания первой помощи; 0 баллов – не осведомлен | |
Личностная ценность здоровья | ||||
7 | Иметь много денег Много знать и уметь быть здоровым Быть самостоятельным Иметь интересных друзей Быть красивым и привлекательным Иметь любимую работу Жить в счастливой семье | 0 1 2 2 0 0 1 2 | 6-7 баллов – высокая личностная значимость здоровья; 4-5 баллов – недостаточная; 1-3 балла – низкая | |
Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья | ||||
8 | Регулярные занятия спортом Хороший отдых Знания о здоровье Хорошая экология Хороший врач Средства для питания Выполнение правил ЗОЖ | 2 0 2 0 0 0 2 | 6 баллов – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья; 4 балла – недостаточное понимание; 0-2 балла – отсутствие понимания | |
Соответствие распорядка дня учащегося требованиям здорового образа жизни | ||||
9 | Утренняя зарядка, пробежка Завтрак Обед Ужин Прогулка на свежем воздухе Сон не менее 8 часов Занятия спортом Душ, ванна | За каждый ответ «1» - 2 балла; «2» - 1 балл; «3» - 0 баллов | 14-16 баллов – полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ; 9-13 баллов – неполное соответствие; 0-8 баллов – несоответствие | |
Оценка учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в садике, в школе для формирования здорового образа жизни | ||||
10 | Уроки, обучающие здоровью Беседы о здоровье Показ фильмов Спортивные соревнования Викторины, конкурсы, игры Праздники | За каждый ответ «1» - 2 балла; «2» - 1 балл; «3» - 0 баллов | 10-12 баллов – высокая значимость мероприятий, проводимых в школе; 6-9 баллов – недостаточная значимость; 0-5 баллов - низкая значимость |
65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.
46-64 балла: средний уровень знаний.
21-45 баллов: низкий уровень знаний.
Осенняя паутина
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Два Мороза
Новогодние гирлянды
Галка в чужих перьях