Проект направлен на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подростающего поколения современной России.
Вложение | Размер |
---|---|
"Творить добро другим во благо" | 30.76 КБ |
Тема проекта:
«Творить добро другим во благо»
Руководитель-преподаватель
Обществоведческих дисциплин
Анохина Анна Михайловна
Аннотация проекта
Обоснование актуальности проекта
В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, подростковой преступности, суицида, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей: благотворительность, сострадание, милосердие.
События последнего времени подтвердили , что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание
большинства социальных и возрастных групп населения нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования нравственности и патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского нравственного и патриотического сознания Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, поэтому тема данного проекта выбрана не случайно.
Основные направления проекта
1 Клуб «Милосердие».
2Благодарные -ветеранам!
Целью проекта является воспитание обучающегося с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и всего общества. В связи с этим мы сформулировали следующие задачи:
*Поддержка становления активной жизненной позиции обучающегося.
*Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
*Создание благоприятных условий для самореализации обучающихся.
*Формирование у обучающихся потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.
*Поддержка общественно-значимых инициатив подростков.
*Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
Проект направлен на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной , внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива техникума , семьи и других институтов общества.
Проект выполняет функции:
-воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную;
-формирование личности с чувством человеческого достоинства и долга перед своей страной и народом, человека культурных традиций многонационального народа Российской Федерации;
-освоение базовых ценностей российского общества :патриотизм, социальная солидарность;
-принятие социально-нравственных и общечеловеческих понятий: милосердие, сострадание, любовь;
-приобщение к культурным национальным ценностям российского общества;
-стимулирование активной гражданской позиции, потребности духовно-нравственного развития.
Цель образования ,сформулированная в Концепции, определяет фундаментальность духовно-нравственного развития человека:» Высоконравственный ,творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Концепция духовно-нравственного развития
Данный проект построен на следующих концептуальных положениях:
*сила любого государства определяется нравственностью и моральным духом её граждан .Патриотизм , как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу;
подростковая преступность, наркомания, проституция беспризорность, вошедшие в повседневную жизнь, являются следствием уничтожения старых устоев. Составной частью образования является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи, основанное на сохранение и приумножении исторических традиций, в духе любви к малой и большой Родине, гордости за исторические свершения, преемственности поколений и ответственности за будущее. Особенно актуальной эта сфера является в настоящее время, когда многочисленные политические движения , , организации , криминальные структуры занимают открытые сердца, ум и души молодёжи, а СМИ в большинстве своём являются коммерческими предприятиями;
*современным семьям и педагогам досталась сложная проблема- проблема двойственности морали и поведения людей. Такая двойственность- беда и для человека, и для общества в целом. Для решения этой проблемы, прежде всего, важно согласовывать социальные условия жизни и образовательную цель. Ввиду того ,что старые идеалы в нашем обществе рухнули, а новые ещё не утвердились, духовно-нравственное воспитание и развитие должно опираться на сложившиеся веками общечеловеческие ценности: знания, труд. мир, человек как высшая ценность, Родина и т.д.
Описание системы целей и задач с их обоснованием
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания
В области формирования личностной культуры:
-реализация творческого потенциала в благотворительной и социальной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
-укрепление волевых качеств согласно совести, справедливости и чести;
-формирование самоконтроля и самооценки поступков на основе нравственных обязательств;
-освоение теории базовых ценностей человечества и практики осознанного нравственного поведения;
осуществление морального выбора и ответственности за результаты;
-осознание ценности человеческой жизни, нравственного и физического здоровья, эстетических чувств.
В области формирования социальной культуры:
-развитие навыков сотрудничества, взаимодействия в разных сферах деятельности;
-становление свободы выбора ,критического отношения к себе и другим; определение своей позиции; принятие мнения других и выражение плюрализма в разных проявлениях;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, доверия и сопереживания другим людям;
-формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, религиозным убеждениям и образу жизни представителей народов России.
Основные направления
Организация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется по следующим направлениям:
Направление | Ценности |
воспитание гражданственности и патриотизма | любовь к России, своему народу ,своему городу, закон и порядок, правовое государство, гражданское общество, свобода личная и национальная, поликультурный мир |
воспитание нравственных чувств и этического сознания | жизнь и смысл жизни, нравственный выбор, справедливость, честь, достоинство, милосердие, чувство долга, равноправие, свобода совести, толерантность, духовная культура ,и светская этика, принципы морали |
воспитание трудолюбия | творчество и созидание, стремление к познанию, бережливость, ответственность, инициативность. |
формирование здорового образа жизни | физическое здоровье, нравственное, психологическое, нервно-психическое, и социальное |
экологическое воспитание | окружающая природа, заповедные зоны, экосистема, планета Земля |
этическое воспитание | красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве, искусстве, нравственные идеалы |
Все направления составляют комплексную систему воспитания и образования обучающихся. На основе этой системы разрабатываются задачи, виды и формы деятельности коллектива педагогов, обучающихся и родителей для достижения результатов духовно-нравственного развития граждан нашего общества.
Содержание проекта
Основное содержание процесса духовно-нравственного развития
Преподаватель:
*осваивает философию содержания духовно-нравственного развития;
*осваивает методы социального проектирования и компетентного подхода;
*придерживается демократического стиля работы, стремится к компромиссу, умеет слышать и поддерживать собственное мнение ребёнка, имеет высокую коммуникативную культуру.
Обучающийся:
*осваивает систему ценностей, основанную на признании многообразия мира и толерантности;
*участвует в общественной жизни техникума;
*умеет давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития
Результативность воспитания представляется тремя уровнями:
1)приобретение знаний о нормах нравственного поведения,
2)практическое использование социальных знаний и получение опыта эмоционального переживания в специально организованной практической деятельности,
3)совершение самостоятельных поступков в открытой социальной среде.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания: знание моральных норм и нравственного поведения, уважение к традиционным религиям, анализ поступков, умение сочувствовать и сопереживать, не проявлять равнодушия и жестокости.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: склонность к творчеству, готовность к овладению профессии, опыт общественно значимого труда, мотивация к самореализации в познавательной, социальной, трудовой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному: ценить душевную красоту, знать художественные ценности отечественной культуры, иметь опыт эстетических переживаний, опыт самовыражения в творчестве.
Результаты духовно-нравственного развития личности согласно проекта предусматривают:
-формирование глубоких духовно-нравственных ориентиров;
-привитие любви и уважения к старшему поколению, к своей малой Родине,
- воспитание духовно-творческой активности.
Задачи духовно-нравственного развития и виды деятельности
Воспитание гражданственности и патриотизма:
*знание политического устройства государства, важнейших законов, символов Российской Федерации и Тамбовской области;
*знание институтов государственно-общественного управления на всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном;
*конституционные права и обязанности граждан РФ;
*понимание гражданской активной позиции в обществе;
*уважительное отношение к русскому языку как государственному;
*понимание уклада многонационального государства;
*интерес к важным событиям государства, области;
*проявление активности в общественных делах;
*участие в общественных детских и молодёжных движениях, организациях;
*уважение к защитникам Родины;
*выполнение своих обязанностей и ответственность за свои поступки;
*любовь к Родине, родному краю.
Виды деятельности:
1.Экскурсии по родному краю, в музеи.
2.Круглые столы по проблемам духовно-нравственного воспитания.
3.Библиотечные уроки «Знакомство с русскими традициями и обычаями «.
4.Месячники, декады, посвящённые военно-патриотической работе, акции по уходу за захоронениями павших воинов.
5.Час мужества «А у тебя устало слёзы льются…»-посвящённой материнской доле на войне.
6.Кружковая работа.
7.Час истории «Золотое созвездие городов-героев.»
8.Календарь воинской славы.
9.Заочное путешествие к памятным местам Тамбовщины «Памятники Тамбовской области».
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
*знание базовых общечеловеческих ценностей;
*соблюдение правил поведения в техникуме, на улице, дома, в обществе;
*уважение религиозных мировоззрений, культурных традиций разных народов;
*любовь и уважение к родителям, к членам семьи;
*выстраивание дружеских отношений со сверстниками, забота о младших и почитание старших;
*бережное отношение ко всему живому, проявление милосердия и сострадания;
*знание и соблюдение правил этикета, соблюдение культуры речи;
*умение делать нравственный выбор и аргументировать его;
*давать критическую оценку поступкам своим и других людей;
*развивать рефлексивное мышление, формировать самооценку и самоконтроль.
Виды деятельности:
1.Этические беседы, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии, ролевые игры.
2.Библиотечные уроки «Знакомство с религиозными мировоззрениями, культурными традициями разных народов».
3.Акции «Подарок ветерану», «Весенняя неделя добра».
4.Консультационная психологическая служба.
5.Кружковая работа.
6.Проведение Дня Матери.
7.Проект «Людей неинтересных в мире нет».
8.Паломнические поездки по святым местам Тамбовщины.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
*уважение к труду, понимание культуры труда;
*знания о профессиях, о рынке труда, о конкурентной среде в рыночных отношениях;
*ценность творчества в учебной деятельности;
*роль знаний, науки в современной экономике;
*навыки коллективной работы;
*дисциплинированность и ответственность;
*бережное отношение к результатам труда, к имуществу, личным вещам;
*порицание лени, неряшливости, небрежности.
Виды деятельности:
1.Тематические беседы, викторины, сюжетно-ролевые игры.
2.Выставки декоративно-прикладного творчества.
3.Профессионально-ориентационная работа в школах города и области.
4.Субботники, трудовые десанты.
5.ПХД (парковохозяйственная деятельность).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному:
*представление о душевной и физической красоте человека;
*формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного в искусстве, труде, природе, творчестве;
*интерес к чтению, к произведениям искусства, театру, музыке;
*потребность в занятиях художественным творчеством;
*культура внешнего вида, выражение стиля, вкуса, гармонии.
Виды деятельности:
1.Тематические беседы, концерты, конкурсы.
2.Музыкально-литературные композиции.
3.Проведение «Недели православной книги».
4.Час поэзии «Священный бой поэзии строкой».
5.Вечера духовной музыки и поэзии.
Структура духовно-нравственного развития включает в себя как урочную, так и внеурочную деятельность. Это обусловливает необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: преподавателей, обучающихся, родителей. Между субъектами складываются определённые отношения при осуществлении различных форм взаимодействия: уроков, внеурочной деятельности, собраний, внеклассных мероприятий и пр. В соответствии с этим каждый из субъектов несёт определённую ролевую функцию. Выполнение рекомендаций для преподавателей, родителей будут способствовать результативному коммуникативному общению. Результаты личностного развития не подлежат персональной оценке и отслеживаются в условиях мониторинга с помощью наблюдений, бесед, опросов, анкет.
Список литературы:
Р.Янушкявичус, О.Янушкявичене «Основы нравственности», М.,2000г. Видеоцикл «Уроки нравственности»;
Е.В.Базаркина «Беседы о нравственности»,Изд-во «Учитель»,2006г;
Сборник «Гражданско-патриотическое воспитание», Волгоград,2006г;
Смирнов И.П.,Ткаченко Е.В.»Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодёжи»,М.2005г.;
Сборник «Военно-патриотическое воспитание в школе», Волгоград,2006г.;
Журнал «Русский дом»,2011,№5,2012№1,4;
Журнал «Духовно-нравственное воспитание»,2012г,№1,2.
Снежная сказка
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Заповеди детства и юности
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Ласточка. Корейская народная сказка