Учебно-исследовательская работа о деятельности пионерской дружины имени И.М. Малышева в "МБОУ СОШ № 13". Презентация может быть использова на уроках истории, на классных часах для расширения кругозора учащихся, на уроках литературы, при изучении произведений связанных с пионерским детством.
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.docx | 35.88 КБ |
Школьная учебно-исследовательская конференция «Шаг в науку»
Деятельность пионерской дружины
имени Ивана Михайловича Малышева
Выполнил Ермоленко Алексей
ученик 3 класса
МБОУ СОШ № 13
Научный руководитель
Данилова Антонина Николаевна
2014-2015 учебный год
Оглавление
I.Введение
II.Основная часть
III. Выводы и обобщения
IV. Список литературы
V. Приложение
Наше поколение очень мало знает о Всесоюзной пионерской организации. Наши родители, бабушки и дедушки прошли через пионерскую организацию и большинство из них отзываются о своих пионерских годах с теплотой и полагают, что «организация на подобие пионерской» была бы нужна и сейчас.
Актуальность проблемы.
В нашей школе работает ученическое самоуправление. В этом году меня выбрали советником «Министерства Образования и науки». Наши министерства проводят коллективные творческие дела, акции, соревнования.
Я задался вопросом: а что интересного было в истории детского движения в нашей школе, чем занимались учащиеся школы, которые теперь наши папы, мамы, бабушки и дедушки, какой опыт можно использовать, чтобы сделать нашу жизнь более полной, интересной и увлекательной.
Я узнал, что в нашей школе воспитанием подрастающего поколения занималась пионерская дружина имени Ивана Михайловича Малышева, часть Всесоюзной Пионерской организации. Пионерское движение занимало центральное положение в воспитании подрастающей личности на протяжении почти всего XX века, а значит, нельзя допустить, чтобы гигантский позитивный опыт 20-90 годов не был творчески использован в настоящее время. Именно в этом заключается актуальность данной темы, но не только. В нашей школе ведется сбор материалов для школьного музея, а история школы была бы не полной без истории пионерской организации.
Тема: Деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева.
Объектом исследования являются изучение истории пионерской организации школы № 13.
Предметом исследования является деятельность пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева.
Цель исследования: изучение деятельности пионерской дружины имени Ивана Михайловича Малышева.
Задачи.
1. Изучить структуру, законы, традиции пионерской организации;
2. Найти интересные формы организации детского и подросткового досуга
3. Способствовать распространению в нашей школе самого интересного опыта деятельности пионерской организации.
Основными методами исследования являются:
- сбор и систематизация материала
- интервью, опрос очевидцев
- работа с архивами
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина массовая детская организация в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина... имени В. И. Ленина
Кто такие пионеры? Это школьники от 10 до 15 лет. По окончании начальной школы 22 апреля самых достойных октябрят принимали в пионеры. 19 мая принимали в пионеры остальных ребят класса.
Из воспоминаний Даниловой А.Н.:
Пионерия это – маленькая страна со своими законами и своим правительством. Чтобы попасть в эту страну, надо было выучить и принять эти законы.
И торжественное обещание юного пионера Советского Союза «Я,(фамилия,имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.
На торжественном пионерском сборе октябрятам повязывали пионерский галстук, прикалывали на грудь пионерский значок и звучал призыв: «Пионеры, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!» Звучал ответ: «Всегда готовы!» и пионеры отдавали салют.
Так в каждом классе формировался пионерский отряд. У отряда была своя символика и атрибуты – пионерский флаг, горн, барабан. В каждой школе формировалась пионерская дружина. Дружину возглавлял совет дружины во главе с председателем дружины. Главным органом самоуправления был сбор дружины. У каждой дружины было пионерское знамя и формировались свои традиции. За активную работу пионеры получали благодарность от Совета дружины, администрации школы. В качестве особого поощрения, было фотографирование у развернутых пионерского и комсомольского знамен. Фотографии помещались на доску почета.
Становлению и укреплению пионерской дружины способствовал весь педагогический коллектив школы, но, прежде всего, эта работа зависела от старших пионервожатых. В истории пионерской дружины школы № 13 значатся следующие пионервожатые:
Гриер Полина Даниловна
Каранаева Татьяна Филлиповна
Данилова Антонина Николаевна
Кураксина Ирина Михайловна
Из воспоминаний Даниловой А.Н. «Мне хочется вспомнить о том, что сейчас потеряно в воспитательном процессе, о воспитании на примере героев. Раньше каждый пионерский отряд выбирал себе героя и боролся за право называться «отряд имени…» Чаще всего это были пионеры-герои, которые совершили подвиг в годы Великой Отечественной войны: Володя Дубинин, Марат Казей, Лёня Голиков, Зина Портнова, Галя Комлева, Валя Котик и многие другие. Пионерский отряд изучал подвиг героя, и все пионеры старались вести себя так, чтобы не позорить честное имя героя.
Еще хочется рассказать о том, что пионеры были политически информированы. У них была своя газета «Пионерская правда» и журнал «Пионер», где на доступном для детей языке рассказывалось о событиях, которые происходили в СССР и в мире. И каждый вторник на политинформациях обсуждали статьи из этих изданий. В дружине имени И.М. Малышева было принято 8 февраля отмечать «День юного Героя-антифашиста». Дружина боролась за мир во всём мире. Мы проводили митинги под девизом «Свободу Анжеле Девис», чернокожей американской девушке. Организовывали ярмарки, чтобы вырученные деньги отправить голодающим детям Никарагуа.
А 19 мая – в День пионерии всех будил пионерский горн. Этот ритуал придумали пионеры Сергей Загребельный и Геннадий Котельников. Они в этот день вставали на целый час раньше, чтобы успеть на велосипеде объехать все улицы поселка и звуками горна известить всех, что сегодня День пионерии.
Когда я вступила на должность старшей пионервожатой, дружина уже 7 лет боролась за присвоение имени И.М. Малышева. На совете дружины было принято решение – активизировать работу в этом направлении. Помогла Гриер П.Д., передала альбом с собранными материалами. Организовали поисковую работу в краеведческом музее и в городском архиве. Наладили переписку с дочерью Ивана Михайловича. На основе собранных материалов провели открытый пионерский сбор во Дворце Пионеров г. Златоуста, и городской совет пионерской организации принял решение о присвоении нашей дружине имени И.М. Малышева. В том, что сейчас в нашем поселке есть памятник герою гражданской войны, немалая заслуга пионерской дружины и пионеров 1985-1990 гг.»
Из воспоминаний старшей пионервожатой Татьяны Филлиповны Богдановой (Каранаевой) Приложение 1.
«Дети первых – третьих классов назвались октябрятами и жили по правилам октябрят. Вожатыми у них были пионеры, которые им помогали. Они были организаторами игр, экскурсий, разучивали с ними стихи, песни, ставили кукольные спектакли, ходили с ними в кино, ремонтировали вместе с ними книги, играли на переменах, помогали отстающим в учебе. К двадцать третьему февраля помогали проводить «Парад октябрьских войск».
Пионеры собирали металлолом, макулатуру, сажали деревья, помогали дедушкам и бабушкам. Выполняли разные поручения: носили им дрова, воду, а зимой чистили дорожки от снега, поздравляли с праздниками, дарили подарки-самоделки ( в то время дети увлекались выжиганием по дереву).
Восьмого февраля отмечали в пионерской организации День юного героя-антифашиста. В школе в то время работал радиоузел. Стихи, важную информацию и имена детей героев-антифашистов пионеры вещали в микрофон. В те годы это было популярно.
Девятнадцатого мая – День рождения пионерской организации. В это день лучшие пионеры на школьном автобусе, в парадной форме со знаменем, горнами, барабанами выезжали на пионерский парад в город Златоуст. Шествие проходило в старой части города.»
Вспоминает пионерка Наталья Харина (Учитель начальных классов Цыбак Наталья Викторовна) «Вот на этих фото мы вместе с молодым учителем физкультуры, Евсейчиковым Рудольфом Анатольевичем, отправились в лыжный поход по местам боевой славы. Это был традиционный поход с возложением венков ко всем памятникам, находящимся на территории Кувашинского сельского совета. Еще мне запомнился пеший поход всей школы к обелиску памяти погибшим воинам в селе Куваши. Впереди колонны знаменосцы несли пионерское и комсомольское знамя, за ними шли горнисты и барабанщики. И каждый отряд в белоснежных блузках с красными галстуками на груди.
Большой пионерский костер – самое запоминающееся событие. 19 мая в День Пионерии все отряды собирались на берегу Ая. Сначала вырезали на земле большую пятиконечную звезду. А в центре устанавливали большой костер. Потом была пионерская линейка. Право разжечь костер предоставляли лучшим пионерам дружины. И еще долго были слышны песни и веселый смех у костра. Потом в лесу жечь костер запретили и несколько лет мы жгли костер в школьном дворе, наверное, в траве до сих пор остался след от звезды.
А еще, мы соревновались, какой отряд соберет больше макулатуры и металлолома»
Встреча с пионеркой Ириной Гончаровой(Кураксиной) Приложение 3
- В пионеры принимали не всех. Тех, кто не выполнял законы пионеров, позорил звание пионера, могли исключить из пионеров.
- Мы очень гордились званием – пионер, и гордостью носили пионерский галстук.
- У нас в отряде были разные поручения, я была членом совета дружины. Мое поручение – ассистент знаменосца.
- На совете дружины решали разные вопросы, как организовать работу с октябрятами, как помочь отстающим в учёбе.
- Подписывали поздравительные открытки ветеранам ВОВ.
Из воспоминаний пионерки Ольги Вишняковой (Евсейчиковой) (Приложение стр. III.)
- За хорошую учёбу и активную работу на посту председателя совета дружины имени Ивана Михайловича Малышева, меня наградили путевкой в пионерский лагерь «Орлёнок», что на берегу Черного моря. Для меня до сих пор это –высшая , лучшая в моей жизни награда.
III. Выводы: Работая над исследованием, я задумался: нужна ли сейчас организация подобная пионерской? Мне захотелось стать пионером, потому что пионерская организация сплачивала школьников, и девиз: «Один за всех, и все за одного» соответствовал действительности. Много полезных дел на счету у пионерии:
Пока нас ещё окружают педагоги, которые творчески работали в те годы, наш долг - больше узнать о деятельности пионерской и комсомольской организации, об истории школы и написать исследовательские работы, сохранить историю для будущего поколения. Это будет вклад нашего поколения в создание экспозиции в школьном краеведческом музее.
IV. Список литературы
"Морская болезнь" у космонавтов
Рисуем "Осенний дождь"
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Весенняя сказка
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды