В статье рассматривается проблема молодежных субкультур, история их появления, отношение к субкультурам подростков и их влияние на них.
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Молодежные субкультуры и стереотипы, связанные с ними в г. Южно-Сахалинске" | 211.57 КБ |
Молодежные субкультуры и стереотипы, связанные с ними
в г. Южно-Сахалинске
Юмаева Карина ,
студентка 3 курса группы ОС-1401,
Голубева Екатерина,
студентка 2 курса группы ОС-1501,
специальности «Право и организация социального обеспечение»
Научный руководитель: Фатхиева Н.В.
преподаватель английского языка
Аннотация
В статье рассматривается проблема молодежных субкультур, история их появления, отношение к субкультурам подростков и их влияние на них.
Ключевые слова:
Субкультура, молодежь, влияние, зависимость,неформалы
Молодежные субкультуры или, как их принято еще называть, неформальные молодежные объединения. Однако все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо как можно больше знать об этой культурной, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.
Субкультура - часть общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства людей.
Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления. Как социально-демографическая группа «молодежь» неоднородна, выделяются группы по полу, возрасту, уровню образования и т.д.
Молодёжные субкультуры, в свою очередь, играют большую роль в развитии современного подростка. Однако в силу ряда причин неформальные молодежные объединения стали восприниматься в нашем обществе с негативной оценкой.
Четкого определения понятия «субкультура» нет. Американский социолог Дэвид Рисмэн в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Его коллегой Диком Хэбдиджом было выдвинуто мнение, что субкультуры привлекают людей, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
В современном философском словаре дано следующее определение. СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества
Время возникновения молодежной неформальной культуры в нашей стране – вопрос достаточно неоднозначный. К первым проявлениям неформальной культуры, у нас в стране, можно отнести стиляг. Однако жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полу подпольного существования стиляги довольно быстро исчезли.
Второй всплеск культурной активности пришелся на 70-е годы – время появления первых рок-групп. Взрыв культурной активности пришелся на начало перестройки. В 1987-1989 годах уже можно было насчитать не меньше десятка различных неформальных движений.
На сегодняшний день в мире насчитывается больше 100 различных неформальных молодежных объединений. Одни имеют довольно богатую историю, традиции, другие только начинают свой путь. Попробуем вкратце рассказать о некоторых субкультурах.
Субкультура хиппи - (от англ. hippy или hippie - «модный, стильный) возникла в США в середине 1960-х. Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из Нью-Йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами.
Расцвет этого движения пришелся, на начало1970-е годов. Первоначально движение возникло как протест против пуританской морали. Хиппи пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через свободную любовь и пацифизм – ненасилие. Быть хиппи, значит верить в мир, как способ разрешения разногласий между людьми, идеологиями, религиями. Путь к миру лежит через любовь и терпимость. Хиппи легко можно узнать по длинным волосам, особой одежде, а также многочисленным фенечкам. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственной музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п
Ответом на кризис хиппи движения стало появление субкультуры панки. Панк (в переводе с англ. Punk- отбросы) субкультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе.
Идеологом внешнего вида панков была английский дизайнер Вивиен Вествуд - которая внесла атрибутику панков в массы и модную индустрию. Внешний вид для панков является второстепенной деталью. Футболка (часто черного цвета), куртка (обычно «косуха»), джинсы, кеды, кроссовки или тяжелые ботинки. Одежда нередко рваная и потертая. А вот аксессуарам в панк культуре уделяется большое внимание - цепи и булавки, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или политическими лозунгами. Все это в большом количестве можно увидеть на теле панка
Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки существенно повлияли на парикмахерское искусство введя смелый яркий окрас волос и асимметричные прически.
Легендарная американская группа Ramones была первым музыкальным коллективом, игравшим панк-рок. Первой британской панк-группой были Sex Pistols. После возникновения этих и других коллективов панк распостранился по всему миру. В СССР панковская субкультура проникла в 1979 г. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой.
Готической субкультуры. Как известно, готика — это период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век.
В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения «готической субкультуры». Предшественники современных готов, были близки по идеологии к панкам, только тотальный нигилизм панков был несколько смягчен. Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению.
«Готический имидж» достаточно разнообразен. Корсеты - бывают двух видов: близкие по виду к корсетам прошлых времен (изготавливаются из бархата, парчи, могут быть различных цветов) и корсеты, близкие к эстетике садомазохизма. Платья, юбки - самые разнообразные, часто созданные по мотивам "исторического" костюма - с использованием кружев, кружевных или цветных вставок в лиф, иногда используются двойные юбки. Изготавливаются преимущественно из бархата, шелка, парчи, шифона, гипюра. Цвета различные, но доминируют черный, бордовый, фиолетовый. Иногда юбки носят и лица мужского пола. Рукава и вырез кофт и топов часто украшаются кружевами. Распространенный вид готической одежды - кофты-сетки, носимый обоими полами, бывают как с рукавами, так и без, часто со шнуровкой спереди или на рукавах, преимущественно из искусственных материалов, различных типов фактуры, обычно черного цвета.
Эмо – молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды.
Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. В основе философии эмо лежит яркое проявление всех своих чувств, мыслей, эмоций. Молодые люди и девушки бурно переживают все проблемы, будь то ссора с родителями или потеря любимого значка.
Эмо-субкультура, под влиянием западной поп-культуры, появилась в России в начале 2000-х годов и сразу стала объектом критики. Противники её считают, что субкультура эмо культивирует депрессию и пропагандирует самоубийство. В 2010г. — в Армении началась кампания преследования местных поклонников эмо. На улицах Еревана начали задерживать молодых людей по подозрению в причастности к этой субкультуре. Власти страны говорят, что движение эмо появилось в Армении при поддержке иностранных сил, наносит вред воспитанию молодого поколения в национально-патриотическом духе, а также приводит молодых людей к самоубийству.
К тому же, стиль эмо тоже считается антиобщественным, отталкивающим и даже немного неприличным. Длинная чёлка, закрывающая собой, быть может, не пол-лица, но один глаз точно; броская одежда в чёрно-розовой гамме; эмо-атрибутика.
Скинхэды – (от англ. скин хэд - бритая голова). Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов. Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. В основе идеологии - идеи национал-социализма и антисемитизма.
В стиле одежды все строго функционально, приспособлено для уличной драки: плотные черные джинсы, тяжелые шнурованные армейские башмаки на толстой подошве, удобные для бега и являющиеся оружием в драке, короткие куртки - "бомберы" без воротника , чтобы противнику не за что было ухватиться, бритая или стриженая под ноль голова - чтобы враг не мог схватить за волосы. Ничего лишнего: никаких очков, значков, никаких сумок, погончиков, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо чёрных шнурков появились белые, как символ того, что скины сражаются за Белую Расу.
С целью изучения общественного мнения было проведено исследование среди обучающихся I-III курсов ГБПОУ СПЭТ города Южно-Сахалинска
В исследовании приняли участие 86 студентов
В качестве первого вопроса всем участникам исследования необходимо было закончить предложение «Молодежная субкультура- это…»
Под молодежной субкультурой большинство обучающихся понимают группу людей с одинаковыми интересами - 78%.
Также респондентами были предложены следующие варианты:
- стиль жизни;
- группы людей, которые говорят друг с другом о своих проблемах,
- объединение по религиозному признаку.
Среди опрашиваемых встретились также и те, кто считают, что молодежная субкультура это бесполезное занятие
Обучащимся было предложено перечислить известные им субкультуры
Самыми популярными субкультурами стали готы, эмо, панки, хиппи, скинхеды, рокеры, рэперы, ска, анимешники, хипстеры.
Все опрошенные единогласно подтвердили, что в нашем городе, как и в любом другом, есть представители всех известных им субкультур.
Исходя из ответа на этот вопрос, мы выбрали пять наиболее известных обучающимся субкультур и на повторном анкетировании предложили их охарактеризовать.
Описательная характеристика отдельных субкультур, у многих вызывала трудности. Эти характеристики демонстрируют стереотип восприятия конкретных субкультур в нашем обществе. В некоторых случаях эти стереотипы ошибочны, а в некоторых верны.
Так, например, говоря о субкультуре - готы, учащиеся называли следующие характеристики: ходят на кладбища (86%), секта – (54%). Поклоняются разным существам (3%) ,самовыражаются в темных цветах (5%), сатанисты (10%)
Лидером характеристики панков стало мнение: Носят странные прически; слушают панк-рок, хулиганы, употребляют алкоголь.
Хиппи получили следующие характеристики – ничего не делают, безобидные и милые, употребляют легкие наркотики, позитивно смотрят на мир, носят яркую одежду, борются за природу, пацифисты
В отличии от хиппи, эмо и скинхеды получили преимущественно негативную характеристику. Эмо – хотят умереть, носят розовый и черный (75%). Депрессивные, склонны к суициду (68%).
Наибольшее затруднение в характеристике вызвали скинхеды. Несмотря на то, что по результатам первого опроса они вошли в пятерку лидеров, 85% респондентов не смогли ответить на вопрос - чем они занимаются. Те же, кто знаком с этой субкультурой, прировняли её к нацизму и фашизму,
По представленным выше стереотипам можно сделать вывод, что наиболее агрессивные субкультуры, нарушающие общественный порядок в нашем сознании это: скинхеды и панки, для них же характерно распивание спиртных напитков и употребление. Из пяти наиболее популярных субкультур, наибольший негатив у опрошенных вызывают субкультуры готы, эмо и скинхеды. Отношение к панкам среди учащихся нашей школе колеблется (13% негативно, 9% позитивно). Положительное отношение наблюдается лишь по отношению к хиппи. (Прил. 3)
Выясняя с помощью анкет, почему молодые люди вступают в молодежные объединения, мы выделили со слов следующие причины,
- развлечение;
- отсутствие своего мнения;
- желание выделиться;
- потребность в понимании;
- неудовлетворенность обыденной жизнью;
- безысходность;
- осознание своей исключительности;
- скука;
-поиск себя;
- обмен информацией;
- недостаток воспитания;
- проблемы в семье и в коллективе; нет друзей;
Таким образом, в понимании обучюащихся подростки стремятся присоединиться к субкультурам ради развлечения. Также одним из ведущим мотивом, по мнению опрошенных, является желание выделиться, найти единомышленников и друзей, победить внутреннее одиночество.
Таким образом, можно сделать вывод, что зачастую те негативные образы, которые формирую наше сознание, навязываются СМИ. Потому что СМИ стараются освещать скандальные негативные последствия деятельности в погоне за рейтингом, естественно люди запоминают сенсационный негатив и именно на нем строят свои представления.
Необходимость участвовать в какой-либо социальной группе – это естественная потребность каждого человека.
Особенно насущной данная потребность становится для такой социальной группы, как подростки. Как показывают результаты моего исследования, подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми, стремятся к самовыражению, в том числе за счет «присоединения» к какому либо молодежному объединению.
Молодежных субкультур не надо бояться, это уже незыблемая часть нашего общества, нашей культуры. Наша задача принять её в свою жизнь. Ведь как показало мое исследование – в нашем сознании еще слишком много стереотипов, в том числе и ложных по поводу отдельных субкультур.
Список литературы:
1.Толковый словарь Ожегова. – М., 2011
2. Новейший философский словарь - Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
3.Омельченко Е. Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики; Часть 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты… аутентичные свидетельства за и против «нормализации» /Под ред. Е. Омельченко. - Ульяновск, 2010.
4.Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас, 2009, № 36.
5.Плаксий С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. - М., 2012.
6.Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования. URL: http://www.countries.ru/library/typology/subkultura.htm
Приложение 1.
Анкета. Группа ______________
Дорогие друзья. Пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты.
4.Как вы думаете, почему молодые люди вступают в молодежные субкультуры?______________________________________________________________________________________________________________
5.Оцените свое отношение к представителям молодежных объединений оценкой «- «+» или «0» - –считаю, что такие объединения бессмысленны и опасны + – считаю представителей этих объединений людьми, творческими и с удовольствием присоединился бы к ним. 0 – безразлично, не замечаю) ___________________________________
6.Откуда вы узнаете информацию о молодежных объединениях и их особенностях ( ТV, интернет, личное знакомство, и др.) __________________________________________________________
7.Считаете ли вы себя представителем какой-либо субкультуры
Приложение 2
Анкета. Группа ______________
Дорогие друзья. Пожалуйста, ответьте на вопрос
1. Как вы считаете, чем занимаются молодые люди в таких молодежных объединениях как:
Готы______________________________________________________________
Панки_____________________________________________________________
Эмо_______________________________________________________________
Скинхеды__________________________________________________________
Хиппи ___________________________________________________________
Приложение 3.
Отношение к представителям отдельных субкультур
Приложение 4
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Без сердца что поймём?
Хитрый коврик
Хризантема и Луковица
Привередница