исследовательская работа по литературе на конкурс исследовательских работ.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_rol_peyzazhey_v_povesti_gorkogo_v_lyudyah.docx | 52.48 КБ |
rol_peyzazhey_v_povesti_gorkogo.pptx | 440.54 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №9
городского округа г. Выкса Нижегородской области
Роль пейзажей в повести
А.М. Горького «На дне»
Гуманитарное отделение
Секция филологическая
Работу выполнил:
Ученик 7 класса
Васильев Алексей Андреевич
Научный руководитель:
учитель МБОУ СШ №9
Мишарина Екатерина Геннадьевна
2017г
Содержание
2.1.Пейзаж в литературе……………………………………..2-3
2.2.План анализа пейзажа в художественном тексте………3
2.3.Виды пейзажей в повести А.М.Горького «В людях»….3-4
2.4.Анализ пейзажей повести…………………………….…4-7
2.5.Фунции пейзажей в тексте……………………………....7-8
2.6.Изобразительные средства в пейзажах………………..…9
3. Заключение……………………………………………………….9-10
4. Список используемых источников………………………………10
Введение
Тема нашей исследовательской работы – роль пейзажей в повести А.М. Горького «В людях».
Предметом исследования является вторая часть автобиографической трилогии известного русского писателя.
Объекты исследования – пейзажи в тексте повести.
Актуальность работы состоит в том, что в школе изучается лишь первая повесть трилогии Горького – «Детство». «В людях» и «Мои университеты» остаются за рамками обязательной программы. Тем не менее, именно «В людях» знакомит читателей с жизнью Алеши Пешкова – подростка 11-15 лет, что может быть интересно для современных ровесников лирического героя повести. Также данное произведение дает читателям пример силы характера, настоящей тяги к знаниям, любви к чтению. По мнению литературоведов, именно «во второй части трилогии более детально прослеживается развитие творческого отношения Пешкова к наблюдаемой и осмысляемой им городской реальности».(Ничипоров, с.1)
Цель работы: выяснение роли, которую выполняют пейзажи в повести «В людях».
Задачи нашего исследования:
Гипотезой стало предположение о том, что пейзажи являются одним из средств раскрытия «внутренней сути» произведения А.М.Горького, помогающим глубже понять душевное состояние героя и задумку автора, а также помогают воссоздать облик Нижнего Новгорода и его окрестностей конца 19 века.
В качестве методов исследования применялись сбор материала, поиск описаний природы в тексте, сравнение, анализ и классификация пейзажей.
2.Основная часть
“Литературный энциклопедический словарь” определяет пейзаж в литературе как “один из содержательных, и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире — любого незамкнутого пространства внешнего мира”. (Литературный энциклопедический словарь, с.272). Хотя чаще всего мы называем пейзажем картину природы, но может быть и урбанистический (городской) пейзаж. (Ф.Достоевский – Петербург).
Особенность пейзажа (в отличие от жанра натюрморта) состоит в том, что акцент переносится с части на целое, важно ощущение полноты и единства мира, в который вписан человек.
Пейзаж – важный компонент в структуре произведения, поэтому смысл и характер пейзажа зависит от той функции, которую он выполняет в составе целого произведения. Основные функции:
2.2 План анализа пейзажа в литературном произведении.
В ходе исследования текста нами было найдено 46 подробных описаний природы в повести. Эти 46 пейзажей мы разделили на 4 группы по признаку «описание конкретного пространства».
2 группа – пейзажи, в которых описывается природа за городом – лес, овраг, кладбище. Сюда вошли 19 пейзажей. Например: Уходим всё дальше в лес, в синеватую мглу, изрезанную золотыми лучами солнца. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой-то особенный шум, мечтательный и возбуждающий мечты. Скрипят клесты, звенят синицы, смеётся кукушка, свистит иволга, немолчно звучит ревнивая песня зяблика, задумчиво поёт странная птица - щур. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней; подняв золотую головку, лежит уж и стерёжет их. Щёлкает белка, в лапах сосен мелькает её пушистый хвост; видишь невероятно много, хочется видеть всё больше, идти всё дальше. (Горький, 1991, с.55)
3 группа – пейзажи, в которых описывается облик города, его архитектура. Это урбанистические пейзажи. Сюда вошли 6 пейзажей. Например: Я снова в городе, в двухэтажном белом доме, похожем на гроб, общий для множества людей. Дом - новый, но какой-то худосочный, вспухший, точно нищий, который внезапно разбогател и тотчас объелся до ожирения. Он стоит боком на улицу, в каждом этаже его по восемь окон, а там, где должно бы находиться лицо дома, - по четыре окна; нижние смотрят в узенький проезд, на двор, верхние - через забор, на маленький домик прачки и в грязный овраг. (Горький, 1991, с.59)
4 группа – пейзажи, в которых описывается речная природа, Ока, Волга. Сюда вошли 9 пейзажей. Например: Ночь, ярко светит луна, убегая от парохода влево, в луга. Старенький рыжий пароход, с белой полосой на трубе не торопясь и неровно шлёпает плицами по серебряной воде, навстречу ему тихонько плывут тёмные берега, положив на воду тени, над ними красно светятся окна изб, в селе поют, - девки водят хоровод, и припев "ай-люли" звучит, как аллилуйя...(Горький, 1991, с.88)
2.4.Анализ пейзажей повести
Все картины природы в автобиографической повести описаны от лица лирического героя – подростка Алеши Пешкова, которого отдали «в люди» - в магазин, в чертежную мастерскую, в иконописную мастерскую, чтобы он постигал основы мастерства. Везде с мальчиком обращались жестоко – били, унижали, запрещали читать, поэтому и мировосприятие героя трагическое, мрачное. Большинство пейзажей отражают грусть героя, особенно это касается пейзажей городских. Более яркими предстают пейзажи лесные, т.к. «В лесу нет болтливых людей, драк, пьянства, там забудешь о противной жадности деда, о песчаной могиле матери, обо всём, что, обижая, давит сердце тяжёлой скукой». Очевидно, что пейзажи урбанистические по настроению противопоставлены лесным пейзажам. Это подтверждает и цветопись этих групп пейзажей.
В 6 урбанистических пейзажах (3 группа) автор использует такие цвета: грязный, грязно, грязь - 6 раз, серый - 3 раза, зеленый, зеленоватый - 2 раза, бурый, рыжий, белый, пестро, солнце, звезды – по 1 разу.
Пространство городских пейзажей всегда замкнуто, давит на героя – дом, похожий на гроб, узенький проезд, овраг, серые заборы, домишко, маленькая тесная комната, мертвый город.
Пейзажи также сопровождаются звуками и запахами: вьюга шаркает, гудит, стучит, плачут младенцы, пасхальный звон; кислый Звездин пруд, тонкие незнакомые запахи улиц, запах пота и жира, запах городских боен.
Настроение героя при описании урбанистических пейзажей родного города мрачное, подавленное: место донельзя скучное, тоска, тяжелые вечера, мертвая ночь. Сам автор так описывает свое настроение: хочется сесть в тёмный угол и, съёжившись, выть волком.(Горький, 1991, с.143)
Городские пейзажи всегда статичны, в них нет движения.
Немного отличаются от городских пейзажи, описывающие природу в черте города. Они не такие мрачные и давящие, но и радости и простора в них тоже мало.
В 12 пейзажах 1 группы (пейзажи городской природы) использованы такие цвета: темный, темно, тьма – 8 раз, серый, мутный – 5 раз, черный, черно – 3 раза, красный, кровь – 2 раза, снег – 2 раза, фонари, искры – 2 раза, солнечный, солнце – 2 раза, зеленый, белый, грязный – по 1 разу.
Звуки природы города таковы: звон колоколов; вьюга; говор, рев, крик – по 3 раза, ревут и ухают медные трубы, скрип саней –1 раз.
Запах городской природы встречаются лишь дважды: Из оврага поднимался запах яблок и дынь; тяжелый и тупой запах пота, жира, конопляного масла, подовых пирогов и дыма
Пространство в городской природе автор почти не описывает, лишь подчеркивает его скудность: все обнажено и низко пустое небо.
Автор не любуется природой в черте города, не может чувствовать себя свободным, поэтому его настроение так же невеселое: медный осадок поверх впечатлений, унылое настроение; скука, холодная и нудная, дышит отовсюду: от земли, прикрытой грязным снегом, от серых сугробов на крышах, от мясного кирпича зданий; скука поднимается из труб серым дымом и ползет в серенькое, низкое, пустое небо; скукой дымятся лошади, дышат люди. Она имеет свой запах - тяжелый и тупой запах пота, жира, конопляного масла, подовых пирогов и дыма; этот запах жмет голову, как теплая, тесная шапка, и, просачиваясь в грудь, вызывает странное опьянение, темное желание закрыть глаза, отчаянно заорать, и бежать куда-то, и удариться головой с разбега о первую стену.(Горький, 1991, с.204)
Движения в городской природе очень мало, лишь в зимних пейзажах А.М. Горький один раз упомянул скрип саней, остальные пейзажи статичны.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что город, его архитектура и природа оказывали на юного Горького крайне удручающее впечатление. Объяснение этому – жестокое обращение с мальчиком «в людях». Ведь как он сам пишет в 1 главе: Мне было тягостно и скучно, я привык жить самостоятельно с утра до ночи на песчаных улицах Кунавина, на берегу мутной Оки, в поле и в лесу.
Именно лес давал автору чувство свободы и покоя, позволял спрятаться от грубости и издевательств: Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта; в этом чувстве исчезали все мои огорчения, забывалось неприятное…
Это объясняет, почему лесных пейзажей больше всего в повести и их настроение существенно отличается от настроения городских картин. Лесных пейзажей (2 группа) в тексте больше всего - 19. При описании лесной природы автор использует такие цвета: солнце, солнечный, солнечно, лучи – 14 раз; черный, темный, тьма – 12 раз; рыжий, порыжевший, лисий, медный – 6 раз; белый, белесый – 5 раз; золотой – 5 раз; серебряный, посеребренный, серебро, серебрится – 5 раз; светлый, свет, посветлевший – 4 раза; серый, мутный – 4 раза; зеленый, изумрудный – 4 раза; голубой, лазоревый, синеватый – 3 раза; блестящий, сверкает – 2 раза; луна, лунный – 2 раза; яркий, ярче – 2 раза; цветной, в цветах – 2 раза; красный, алый, кровь, заря, желтый, снежный, ясный, дымчатый, красивый, прозрачный – по 1 разу.
Звукопись лесных пейзажей радует слух автора: пение птиц, песня жаворонка, лес звенит.
Запахи леса сильно отличаются от удушливых запахов города: смолистый запах, грибы дразнят крепким запахом, кислый запах болота, земля кадит сладкими запахами, пахнет молодыми травами, свежей зеленью берез.
Лесное пространство в повести – широкое, заполненное: птички редкой красоты, деревья, травы, ягоды, кустарники, широкие луга, небо.
Лес – это единственное место, где Алеша Пешков по-настоящему счастлив: утро милое, лето теплое, уют, пышный ковер мха, расшитый брусничными нитями, мир по-новому красивый, счастливый, каждый день милее, ярче, легче, приятнее. Даже кладбище за городом, где Алеша на спор остается ночевать на гробу колдуна, не вызывает столько негатива, сколько вызывают люди из города. Друзья героя, кидавшие в него кирпичи на кладбище, вызывают больше обиды, чем могилы – страх: И вообще много обидного в жизни, вот хотя бы эти люди за оградой, - ведь они хорошо знают, что мне боязно одному на кладбище, а хотят напугать еще больше. Зачем?(Горький,1991, с.47)
Таким образом, лесные пейзажи в повести – самые яркие, спокойные, написанные с любовью к природе и противопоставленные грустным городским пейзажам.
В повести также присутствуют речные пейзажи. В тексте их 9 (4 группа). Автор случайно попал на пароход «Добрый», убежав из чертежной мастерской: Ласково сиял весенний день, Волга разлилась широко, на земле было шумно, просторно, - а я жил до этого дня, точно мышонок в погребе. И я решил, что не вернусь к хозяевам… Там Алеша познакомился с поваром Смурым и почувствовал себя свободным. Через год герой снова сбежит от хозяев, чтоб попасть на пароход «Пермь», где подружится с кочегаром Яковом.
При описании речных пейзажей автор использует такие цвета и звуки: красный, красно – 5 раз; ярко, луна, лунный, свет, светиться, белый, желтый, серебряный, золотой, рыжий, темно, темный – по 2 раза; пестро, огненный, багровеет, синеет, мутный, звезды, черный, серый, тени – по 1 разу; поют.
Пространство речных пейзажей широкое: Волга разлилась широко, просторно.
Все пейзажи этой группы динамичны: плывут облака, плывут песчаные берега, дорожки, все вокруг движется, текут в небесах огненные реки.
Настроение героя при описании речных пейзажей спокойное.
2.5.Фунции пейзажей в тексте
Пейзажи в повести «В людях» выполняют как описательную функцию, так и психологическую.
С одной стороны, пейзажи привязывают повествование к определенному месту и времени – в городу Нижнему Новгороду и его окрестностям конца 19 века, к реке Волге. В тексте упоминаются и описываются следующие географические названия: Гостиный ряд, Малая Покровская улица, Стрелка, Тихоновская и Мартыновская улицы, Кунавино, Ярмарка, Почаинский овраг, Звездин пруд, чаща «Савелова Грива», Дятловы Горы, Печорская слобода, Откос, Казанский тракт, «Бугровский скит», Фокина деревня, лагеря рядом с городом, кладбище, Волга и «мутная», но «любимая» Ока.
С другой стороны, пейзажи передают и внутреннее, трагическое на тот момент, состояние главного героя. По анализу пейзажей мы видим, что сам город создает у героя тягостное, угнетающее впечатление, а лес, окрестности города, Ока и Волга дарят Алеше Пешкову состояние покоя, свободы, счастья и надежды на лучшее. Здесь стоит отметить особенно 2 последних пейзажа, предшествующих решению уехать учиться в Казань и имеющих символическое значение:
1. Было полнолуние, по небу плыли тяжелые облака, стирая с земли черными тенями мою тень. Обойдя город полем, я пришел к Волге, на Откос, лег там на пыльную траву и долго смотрел за реку, в луга, на эту неподвижную землю. Через Волгу медленно тащились тени облаков; перевалив в луга, они становятся светлее, точно омылись водою реки. …
И так хочется дать хороший пинок всей земле и себе самому, чтобы всё и сам я - завертелось радостным вихрем, праздничной пляской людей, влюбленных друг в друга, в эту жизнь, начатую ради другой жизни - красивой, бодрой, честной...
Думалось: "Надобно что-нибудь делать с собой, а то - пропаду..."
2. Хмурыми осенними днями, когда не только не видишь, но и не чувствуешь солнца, забываешь о нем,- осенними днями не однажды случалось плутать в лесу. Собьешься с дороги, потеряешь все тропы, наконец, устав искать их, стиснешь зубы и пойдешь прямо чащей, по гнилому валежнику, по зыбким кочкам болота - в конце концов всегда выйдешь на дорогу!
Так я и решил.
Осенью этого года я уехал в Казань, тайно надеясь, что, может быть, пристроюсь там учиться. (Горький, 1991, с.321-322)
Этими двумя пейзажами заканчивается вся повесть. В 1-м пейзаже «неподвижная земля» и облака, которые «медленно тащились» символизируют застой в жизни молодого героя. Желание «дать пинок всей земле и самому себе» в итоге будет осуществлено – Алеша уедет учиться в Казань. Во 2-м пейзаже также ситуация, где герой сбился с пути в темном лесу и все-таки вышел на дорогу, говорит о поиске жизненного пути и найденном решении изменить свою жизнь.
2.6.Изобразительные средства в пейзажах
В повести «В людях» А.М.Горький широко использует изобразительно-выразительные художественные средства. А именно:
1.Эпитеты: могучие стволы, голые сучья, тощие берёзки, истаявшая луна, зелёно-серебряное росное поле, ленивенькое солнце, хилый ельник, медный ствол мачтовой сосны, ревнивая песня зяблика, изумрудные лягушата, дом… худосочный, вспухший, меднострунный звон, серебряная вода, задумчивая тишина, усталое сентябрьское солнце и др.
2. Метафоры: зеленая вата лишаев; сквозь кружево их теней торчат былинки - эта серая щетина самое жуткое; люди, как всегда, запачкают светлый день; мох, расшитый брусничником и сухими нитями клюквы; по дорогам курилась пыль; плывут тёмные берега, за кормою кипели две серые дорожки; пустая, постная жизнь снова подошла вплоть ко мне и др.
3.Сравнения: земля … черна, точно чугунная; поднималась белая, как сахар, колокольня Напольной церкви; снежным сугробом поднялась в небо церковь; колеблясь, как падающий лист клёна; чёрным шатром высоко поднималась сосновая чаща; костяника сверкает в траве каплями крови; дом - …точно нищий, который внезапно разбогател и тотчас объелся до ожирения; идёшь - точно на крыльях несёшься; один, как луна в небе; я жил до этого дня, точно мышонок в погребе; сосны, вытянутые, как медные струны; стихи звучали, как благовест новой жизни и др.
4. Олицетворения: мощно вздыхает неутомимо творящая земля; деревянные дома пухнут, растут, одеваются тенями; тихонько дышит какой-то особенный шум; вьюга бешено металась по городу; шум, …он нашёптывает мне какие-то особенные слова; зловещее охал колокол и др.
Вывод: сравнения, эпитеты, метафоры и олицетворения помогают автору создать яркие, запоминающиеся пейзажи и выразить художественный замысел.
В результате классификации и анализа пейзажей в тексте повести «В людях» мы пришли к следующим выводам:
Наша работа может быть интересна школьникам и учителям на уроках внеклассного чтения, литературного краеведения.
Дальнейшим направлением исследования может служить выяснение роли пейзажей в 3-й части автобиографической трилогии – «Мои университеты» и в более поздних работах А.М.Горького.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Слайд 1
Роль пейзажей в повести А.М. Горького «В людях» Исследовательская работаСлайд 2
Цель работы: Выяснение роли пейзажей в тексте произведения
Слайд 3
Задачи: 1. Раскрыть смысл теоретического понятия «пейзаж в литературе». 2. Выяснить виды и функции пейзажей в художественных текстах. 3. Найти и проанализировать пейзажи в тесте повести Горького.
Слайд 4
Предмет исследования повесть Горького «В людях » Объект исследования пейзажи в повести.
Слайд 5
ПЕЙЗАЖ в литературе - это описание природы, а также любого незамкнутого пространства.
Слайд 6
В тексте повести – 46 пейзажей. Их можно разделить на 4 группы:
Слайд 8
Лесные пейзажи Сколько: 19 Цвета, оттенки: солнечный, темный, рыжий, белый, золотой, серебряный, зеленый, изумрудный, голубой, лазоревый, синий и др. Звуки : пение птиц, песня жаворонка, лес звенит . Запахи: земля кадит сладкими запахами, пахнет молодыми травами Пространство: широкое, заполненное Настроение героя: каждый день милее, ярче, легче, приятнее Пример : « Уходим всё дальше в лес, в синеватую мглу, изрезанную золотыми лучами солнца. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой-то особенный шум, мечтательный и возбуждающий мечты. Скрипят клесты, звенят синицы, смеётся кукушка, свистит иволга, немолчно звучит ревнивая песня зяблика, задумчиво поёт странная птица - щур. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней; подняв золотую головку, лежит уж и стерёжет их. Щёлкает белка, в лапах сосен мелькает её пушистый хвост; видишь невероятно много, хочется видеть всё больше, идти всё дальше ».
Слайд 9
Речные пейзажи Сколько: 9 Цвета, оттенки: белый, красный, лунный, светлый, желтый, синий, огненный Звуки : плеск воды, тишина ночи, на корме поют песни Запахи : нет Пространство : широкое Движение: динамичные пейзажи Настроение героя : спокойное Пример : « Меня почти до слёз волнует красота ночи, волнует эта баржа - она похожа на гроб и такая лишняя на просторе широко разлившейся реки, в задумчивой тишине тёплой ночи. Неровная линия берега, то поднимаясь, то опускаясь, приятно тревожит сердце, - мне хочется быть добрым, нужным для людей ».
Слайд 10
Урбанистические пейзажи Сколько: 6 Цвета, оттенки: грязный, серый, зеленый, бурый, рыжий Звуки: вьюга шаркает, гудит, стучит, плачут младенцы, пасхальный звон Запахи : тонкие незнакомые запахи улиц, запах пота и жира, запах городских боен . Движения мало Настроение героя : место донельзя скучное, тоска, тяжелые вечера, мертвая ночь Пример : « Я снова в городе, в двухэтажном белом доме, похожем на гроб, общий для множества людей. Дом - новый, но какой-то худосочный, вспухший, точно нищий, который внезапно разбогател и тотчас объелся до ожирения. Он стоит боком на улицу, в каждом этаже его по восемь окон, а там, где должно бы находиться лицо дома, - по четыре окна; нижние смотрят в узенький проезд, на двор, верхние - через забор, на маленький домик прачки и в грязный овраг ».
Слайд 11
Пейзажи, описывающие городскую природу Сколько: 12 Цвета, оттенки: темный, серый, мутный, черный, красный и др. Звуки : звон колоколов; вьюга; говор, рев, крик, скрип саней Запахи : Из оврага поднимался запах яблок и дынь; тяжелый и тупой запах пота, жира, конопляного масла, подовых пирогов и дыма Пространство : все обнажено, пустое небо Настроение героя : медный осадок поверх впечатлений, унылое настроение; скука, холодная и нудная, дышит отовсюду Пример : « Ночь близко; свежее воздух, тише гул, деревянные дома пухнут, растут, одеваются тенями. Детей растащили по дворам - спать, иные заснули тут же под заборами , у ног и на коленях матерей» .
Слайд 12
Цветопись Лесные пейзажи солнечный белый зеленый Урбанистические пейзажи грязный серый бурый
Слайд 13
Географические объекты, упомянутые в повести Гостиный ряд, Малая Покровская улица, Стрелка , Тихоновская и Мартыновская улицы, Кунавино , Ярмарка , Почаинский овраг , Звездин пруд , чаща «Савелова Грива», Дятловы Горы, Печорская слобода, Откос , Казанский тракт, « Бугровский скит», Фокина деревня, лагеря рядом с городом, кладбище, Волга, Ока.
Слайд 14
Мастерство Горького - писателя Эпитеты : изумрудные лягушата, серебряная вода, истаявшая луна Метафоры: вата лишаев, кружево теней, за кормою кипели две серые дорожки Сравнения: земля черна, точно чугунная; я жил, словно мышонок в погребе; дом, точно нищий Олицетворения : вздыхает земля; дома пухнут, растут; зловеще охал колокол
Слайд 15
Выводы: В повести автор достаточно часто рисует картины природы и облика города – 46 раз. Все пейзажи текста можно разделить на 4 группы, каждой из которых присущи свои особые признаки. Пейзажи в повести Горького многофункциональны , они как привязывают повествование к определенному месту, так и являются отражением внутреннего психологического состояния Алеши Пешкова. Пейзажи характеризуют главного героя как человека чуткого, ранимого, свободолюбивого, не принимающего несправедливость, терпеливого, умного, тянущегося к знаниям, отвергающего город и любящего природу. При создании картин природы Горький активно использует сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения.
Слайд 16
Спасибо за внимание !
Ель
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Валентин Берестов. Аист и соловей
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Фотографии кратера Королёва на Марсе