Автор приоткрывает завесу таинственности и работы Рембрандта "Ночной дозор" и пытается понять причину популярности этого полотна.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование популярности работы «Ночной дозор» Рембрандта Х. ван Р. | 633 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 20»
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Первые шаги в науку»
Исследование популярности работы «Ночной дозор»
Рембрандта Х. ван Р.
(Секция: Искусство)
Автор: Коваленко Анастасия Александровна
Класс: 8
ОУ: МБОУ «Лицей №20»
Руководитель: Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки
Пучихина Альфия Харисовна, учитель изобразительного искусства
МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
I.Введение ………………… ………………………………………………………3
Глава 1. Творчество Рембрандта основные вехи, что он писал чаще ………….6
Глава 2. Все о «Ночном дозоре» …………………………………………….……9
Глава 3. Популярность работы «Ночной дозор» в наше время ……………... 14
3.1. Скульптурная группа……………………………………..….………14
3.2. Как появилась скульптурная группа «Ночной дозор» ..…………..15
3.3. Что туристы говорят про скульптурную группу ………………….16
Глава 4. Результаты социологического опроса ……………………………..….18
Заключение ………………………………………………………………..……...19
Список литературы………………………………………………………….……20
Приложения……………………………………………………………………21
Введение
Тема моей исследовательской работы «Исследование популярности работы « Ночной дозор» » Рембрандта Харменса ван Рейна.
При подготовке к олимпиаде по МХК мы знакомились с работами Рембрандта и эта работа показалась очень интересной и очень трудной в прочтении. Мне интересно самой понять, почему эта работа Рембрандта столь известна и почитаема.
Мнение искусствоведов об этой картине:
Баз Дудек ван Хейл, искусствовед 20 столетия, потративший много времени на прочтение «Ночного дозора» Рембрандта так отзывался о работе автора: «Каждый элемент играет важную историческую роль, дает представление обо всей этой компании военных. Это буквально позволяет заглянуть в прошлое».[1]
Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».[2]
«Ни одно произведение живописи, за исключением Сикстинской капеллы, не толковалось так сложно, замысловато и неясно, как «Ночной дозор»; его хвалили свыше меры, им восхищались, не объясняя отчетливо, почему, о нем спорили, правда, очень мало и всегда с каким-то трепетом. Наиболее смелые рассматривали картину словно непостижимый механизм, разбирали ее, исследовали и все ее части, и все же им не удалось, как должно, открыть секрет ее силы и ее явных недостатков » Эжен Фромантен[3]
Герман Недошивин
На самом деле «Ночной дозор» вряд ли можно причислить к числу шедевров Рембрандта, хотя картина и вполне стоит на высоте его мастерства. Путь решения группового портрета через жизненно осмысленную, оригинально задуманную и психологически оправданную общую композицию чрезвычайно поучителен. Но зато отдельные характеристики теряются. В этом большой минус «Ночного дозора» как группового портрета. Это был еще слабый пункт самого Рембрандта.
Если же брать «Ночной дозор» не как портретную композицию, то в смысле передачи ситуации он сделан блестяще. В соответствии с общими своими установками Рембрандт постарался дать почувствовать «необычность» события, которая могла привлечь к себе интерес мастера, когда он работал над заказом. [4]
Актуальность моей работы: Выяснить на примере произведения Рембрандта «Ночной дозор», почему произведение становится популярным.
Проблема: Необыкновенная популярность «Ночного дозора». Почему же эта картина, стала так популярна?
Гипотеза: секрет популярности этой работы, возможно, заложен в том, что автор опередил свое время в живописи.
Целью работы является выявление популярности «Ночного дозора» Рембрандта в Голландии и во всем мире.
Задачи:
Объект: Творчество Рембрандта
Предмет: Работа « Ночной дозор»
Методы исследования: Изучить, проанализировать, провести анкетирование.
Практическое применение: Область психологии, маркетинга, искусства.
В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к Якобу ван Сваненбюрху. Исследователям не удалось найти работы Рембрандта, относящиеся к этому периоду, поэтому вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление творческой манеры Рембрандта остаётся открытым. В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт вместе с Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность.
Ластмановское пристрастие к пестроте и мелочности исполнения оказало влияние на молодого художника. Оно явственно сквозит в его первых произведениях — «Побиении камнями св. Стефана» и «Крещении евнуха» .
Одним из вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила». Отчасти оба тянулись за Рубенсом, иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, было и наоборот. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса представляет сложности для искусствоведов.
В 1629 году художника заметил секретарь принца Оранского, Константин Гюйгенс. Гюйгенс помог Рембрандту связаться с богатыми клиентами. В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, там Рембрандт создавал множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха. В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров. Заказы сыплются к нему один за другим. В 1641 году у них родился сын Титус; ещё трое детей умерли в младенчестве. Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат. Родственники покойной стали преследовать художника тяжбами из-за наследства, стремясь вырвать часть приданого, завещанного Рембрандту Саскией.
Но не только родственники преследовали Рембрандта. Он всегда был осаждаем кредиторами. Да и вообще Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Обычную и любимую им компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники - самый простой люд. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики и бродячие актеры,. Он с удовольствием часами просиживал там, зарисовывая интересные лица, которые потом переносил на свои полотна. [3; c. 20]
На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии. Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах. На протяжении всей последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки.
В конце 1640-х Рембрандт сошёлся со служанкой Хендрикье Стоффелс. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», когда в 1654 году у неё с художником родилась дочь Корнелия. В эти годы Рембрандт отходит от тем, имеющих грандиозное национальное либо общечеловеческое звучание. Живописные работы этого периода немногочисленны. В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы. Он осваивает и другие новые для себя жанры натюрморт и конный портрет. В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу. После чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После распродажи в 1657—58 г. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус. В 1661—62 годах он получил два своих самых крупных и престижных заказа: картину «Заговор Юлия Цивилиса» и «Синдики». Закат художника, несмотря на необычайный творческий подъем, был печален. В 1663 году умерла его верная спутница Хендрикье. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже. Осенью 1669 года настал и его черед — 4 октября тихо и незаметно покинул этот свет величайший мастер голландской живописи. [2; c.20]
Если в начале своего творчества Рембрандт Харменс ван Рейн писал портреты, автопортреты, жанровые сцены, работы на мифологические, библейские сюжеты, то в конце жизни устав от борьбы за свое существование он пишет пейзажи, конные портреты. То есть он уходит от глубокого философского понимания жизни, новых поисков в реальном изображении к которому он стремился, к созерцательности в полотнах через природу.
«Ночной дозор» был написан в 1642 году.
Во время создания картины другие заказы сыплются к нему один за другим. В 1641 году в семье Рембрандта родился сын Титус, в скором времени умирает любимая жена Саския. Преследование родственниками жены из – за наследства, но не только родственники преследовали Рембрандта. Он всегда был, осаждаем кредиторами.
Заказчикам была рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха. Стрелки времен Рембрандта это уже не те стражники-вояки, защищавшие страну от испанского нашествия. Теперь эти стрелковые сообщества практически поголовно представлены богатыми гражданами, мало что знающими о боевых действиях.
Сюжет. За окном 1638 год. В Амстердам приезжает королева Франции Мария Медичи. Естественно, город «прихорашивается» перед пышными торжествами, устраиваемыми в честь венценосной персоны. Корпорация стрелков приняла решение украсить штаб-квартиру групповыми портретами. В корпорацию входило 6 рот, соответственно и заказы получили 6 амстердамских художников. Рембрандту досталось описывать роту капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрга. [4;c.20]
«Ночной дозор» написан на сплошном подтексте, в котором метафорическим изобразительным образом изображен реальный детективный сюжет, произошедший в Амстердаме в эпоху Рембрандта. В своей картине “Ночной дозор” Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства. Получив заказанную картину и поняв намек, заказчики картины тут же отрезали от нее все те части, которые косвенно указывали на виновников убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга, под предлогом того, что картина полностью не помещается на стене здания стрелкового клуба.
На этом полотне не все достоверно, его обрезали по краям, когда перевозили из стрелкового мушкетерского клуба, на картину три раза покушались, наносили удары ножом, обливали серной кислотой. Несмотря на это «Ночной дозор» продолжает оставаться самой знаменитой работой голландца Рембрандта Харменса ван Рейна.
Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в1947 году, обнаружилось, что события, описанные на холсте, происходят вовсе не ночью, а при ярком дневном свете.
Название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило
Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев, как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.
Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием. Кэрролл обратила внимание на то, что стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси. Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием, в разделе «Неправильно». Таким образом, всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца.
Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку. Безусловно, это добавляет комичности всей сцене.
Автор обогатил композицию множеством элементов, предметов и персонажей, которые являются символичными, и до сих пор оставляют много загадок для исследователей искусства великого художника. Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье
Петух на поясе девочки — герб голландских ополченцев. Их называли кловенирами (kloveniers, от klover — вид мушкета). Слово «кловенир» созвучно голландскому klauw (клау) — «птичий коготь». Поэтому все нидерландские гильдии самообороны имели герб в виде двух скрещенных лапок сокола или ястреба. У девочки же за поясом когтистые и четко выписанные лапки петуха — насмешка над «хищностью» доморощенных вояк.
Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины “Ночной дозор” между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.
Не всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для "Ночного дозора" они кажутся естественными: эта картина - апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. "Ночной дозор" властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму. [7;c. 20]
Заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Следовательно, картину "Ночной дозор" сначала не взяли. Даже дали переписать ее одному художнику, но тот отказался, потому что считал полотно гениальным.
Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX века - эпохи реализма. При рисовании волос художник процарапывал острым концом кисти по непросохшей краске - новшество в живописи. [3;c. 20]
Картина «Ночной дозор» создана в сложное для художника время – 1642 год, год утраты любимой жены, преследование родственниками жены из – за наследства и кредиторами, которыми он был преследуем постоянно . Мы можем понимать и видеть это полотно, как луч, среди этой бытовой беспросветности. Его новый вздох, взгляд на реальность. В связи с этим он вышел из канонов изображения бригадного портрета, заказчики остались не довольны. Но здесь мы видим как будто луч солнца - Саския изображенная в виде девочки маркитантки с петухом подмышкой. Вместо бригадного портрета офицеров многие искусствоведы здесь читают жанровую, патриотическую сцену с очень странными световыми акцентами на отдельных героях. Автор и себя здесь изображает. По сути это полотно артефакт времени и философский подход к происходящему.
3.Популярность работы «Ночной дозор» в наше время.
Проходит время и к «Ночному дозору» возвращаются. Режиссёры 20 и 21 века, Великобритании, Нидерландов и Франции в фильмах пытаются разгадать или предположить о чем говорится в полотне.
Список фильмов:
Помимо фильмов произведению Рембрандта посвящались и музыкальные композиции известных музыкальных групп.
Когда в 2006 году весь мир пышно отмечал четырехсотлетие со дня рождения Рембрандта, ни одному из его произведений не досталось столько внимания, сколько «Ночному дозору». На площади Рембрандта в Амстердаме сделали скульптурную группу. 22 бронзовых фигур — герои его картины «Ночной дозор» — работа двух российских скульпторов Михаила Дронова и Александра Таратынова. Смелая авторская интерпретация картины была представлена в Маастрихе и Гааг, где церемонию открытия лично провела королева Беатрикс. 2009 году эта композиция была перебазирована в Нью-Йорк Летом 2010 года композиция, экспонировалась во дворе Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а в июне-октябре 2011 — в Ораниенбауме. В 2013 году эта композиция вернулась на площадь Рембранта. [4;c.20]
3.2. Как появилась скульптурная группа «Ночной дозор»
- Михаил Викторович, как возникла идея реконструировать картину в скульптуре и почему выбор пал на "Ночной дозор"? Конечно, Рембрандт - великий голландец, но чтобы туда пригласили именно скульпторов из России...
- Голландцы никого и не приглашали. Это целиком наша идея. И русская экспансия... А история такова: в один прекрасный вечер я приехал к другу детства скульптору Таратынову (с ним мы учились в художественной школе, потом в институте, сейчас он живет в Нидерландах), а у него в мастерской во всю стену - репродукция "Ночного дозора". Я сказал: "Саша, давай вылепим "Ночной дозор". Саша сказал: "Давай". Мы вылепили. [6;c.20]
Трёхмерная визуализация живописи даёт возможность зрителю увидеть картины в пространстве и в объеме, обойти вокруг, посмотреть «обратную сторону», войти внутрь произведения, ощутить себя участником действия. Герои знаменитых произведений выходят из плоскости холста и оказываются погруженными в актуальный контекст.
Монумент Таратынова – Дронова Голландия приняла с энтузиазмом еще в канун Года Рембрандта. Нестандартная креативная идея позволила художникам дать новую жизнь хрестоматийному шедевру – в скульптуре, обладающей правами на собственный автономный мир. По воле авторов персонажи Рембрандта не только покинули плоскость холста и перешли в трехмерное пространство, но и приобрели второе дыхание. Оставим за скобками просветительскую роль пластической инсценировки картины, меняющей взгляд даже у тех, кто воспринимает классика только как атрибут «глянцевой» культуры или символ страны тюльпанов. В самом деле, оптика меняется, если довелось побродить внутри картины – по-настоящему, своими ногами: а это и позволяет трехмерная версия полотна «Ночной дозор». Ведь на площади вновь собрались вместе персонажи Рембрандта, ростом несколько выше человеческого. Среди бравых стрелков XVII века можно свободно ходить, здороваться с иным за руку (руки воинов, их алебарды уже отполированы до блеска!). В самом деле, где еще найдешь картину, не переписанную копиистом или пародистом, а реконструированную в объеме? В подробностях воссозданы даже фигуры, написанные фрагментарно; авторы взяли на себя труд штудировать исторические труды, чтобы правильно воспроизвести детали одежды и вооружения. Лишь пристально вглядевшись в холст, авторы поняли: живописец настолько подробно изобразил все детали на первом плане, что буквально заставил идти за ним аккуратно и подробно. Однако при создании портретов они опирались как на картину Рембрандта, так и на живую натуру, подобранную с максимальной достоверностью и тактом, чтобы не нарушить стилистического единства. Требовалось невероятно полное погружение в творение Рембрандта. Правда, скульпторы позволили себе немного фантазии: так появился голландский натюрморт, хотя его нет на холсте.[5;c.20]
3.3. Что туристы говорят про скульптурную группу?
И не случайно эта работа соотнесена в Амстердаме в музее искусств напротив работы «Банкета стрелков». Как день и ночь, как черное и белое, хотя «Ночной дозор» не просто отображение обратной стороны ночи, а философское понимание реальности, свойственное автору.
4.Результаты социологического опроса.
Мною был проведен социологический опрос. В опросе участвовало 123 учащихся 8 классов. Им были предложены следующие вопросы:
1. Известно ли вам это полотно?
2. Кто автор?
3. Какую эпоху отобразил автор?
Заключение
1. «Ночной дозор » - это артефакт времени, это свидетельствует приезде в Амстердам королевы Франции Марии Медичи и убийство лейтенанта.
2. Да гипотеза подтвердилась. Этим полотно Рембрандт опередил время, он за два столетия предсказал появления нового стиля - реализма.
3. Детально прописывал все и в полотне зашифрована загадка, которую решают режиссеры разных стран мира и до сей поры.
4. Неразгаданность полотна Рембрандта Харменса ван Рейна стала символом современной Голландии. Это высота, которую не превзошел ни один Голландский художник. Вот почему поставлена скульптурная группа на площади Рембрандта.
Список литературы
1. Гулиа.Г. Рембрандт.- Амстердам – Москва – Агудвера : 1983-1984,-64с.
2. Рембрандт ван Рейн. Картины и биография [Электронный ресурс] http://smallbay.ru/rembrandt.html (9.03.2016)
3. Рембрандт [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82 (3.03.2016)
4. «Ночной Дозор». Ночной ли? [Электронный ресурс] http://www.nice-places.com/articles/europe/amsterdam/418.htm (25.02.2016)
5. Ночной дозо 3D [Электронный ресурс] http://www.nightwatch3d.com/pix/information/nw3d_v3.pdf (17.02/2016)
6. «Ночной дозор» в скульптуре [Электронный ресурс] http://www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post84626256/ (1.03.1016)
7. «Ночной дозор» [Электронный ресурс] http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0188/p0188.htm (22.02.2016)
Приложения
Приложение 1
1. Известно ли вам это полотно?
2. Кто автор?
3. Какую эпоху отобразил автор?
Приложение 2
«Ночной дозор»
Скульптурная группа «Ночной дозор»
[1] «Ночной дозор» приоткрыл тайну мушкетеров [Электронный ресурс] http://m.ntv.ru/novosti/162852/
[2] «Ночной дозор» [Электронный ресурс] http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0188/p0188.htm
[3] Эжен Фромантен о творчестве Рембрандта в книге "Старые мастера [Электронный ресурс] http://rembr.ru/rembr_fromanten2.php
[4]Герман Недошивин о творчестве Рембрандта [Электронный ресурс] http://rembr.ru/nedoshivin7.php
Заколдованная буква
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Лиса и волк
Лупленый бочок
Рисуют дети водопад