Юные исследователи пытаются в своей работе разобраться, что же такое церковная музыка.
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_tserkovnoy_muzyki.doc | 95.5 КБ |
Департамент образования и науки Кемеровской области
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Центр довузовской подготовки
Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся
«Истоки-2013»
история
ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ (ПЕСНОПЕНИЯ)
Автор: Гудзь Иван Андреевич, 8
Класс: 8
Петручок Татьяна Ивановна
Класс: 9
ОУ: МБОУ «Лицей № 20» Город: Междуреченск
Научный руководитель: Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки
КЕМЕРОВО 2013
Содержание:
Введение 3
Из истории церковной музыки в России. 5
Современная русская церковная музыка.
Музыка церковная и классическая.
Церковная музыка в Кузбассе.
Заключение
Список используемых материалов
Введение
Тема нашей исследовательской работы «Особенности церковной музыки».
Нас эта тема заинтересовала, потому что мы сами христианского вероисповедования. Мы поём на клиросе в храме и оба ходим в музыкальную школу.
Актуальность данной темы мы видим в том, что бы познакомить слушателей с церковной музыкой и её особенностями, в том числе и в Кузбасском регионе.
Мелодии для церкви писали и пишут многие известные композиторы и простые люди. Например, Иоганн Себастьян Бах писал мессы (произведения для католической церкви в XVIII в.) и их до сих пор играют многие музыканты, а в католической церкви их до сих пор исполняют в хоре. И в России композиторы писали музыку для церкви. Например: Пётр Ильич Чайковский, П.Чесноков, С.Рахманинов, С.Толстокулаков. Они писали много музыкальных произведений на мотивы мелодий молитв, и до сих пор мы поём молитвы на их мелодии.
Интерес к древнерусской церковной музыке пробудился в конце XIX в. Первым исследователем ее был протоиерей В. Металлов, написавший работу по исследованию знаков нотации.
Мы провели социологический опрос, который показал, что о различиях между духовной и церковной музыкой знает только 9% обучающихся Лицея.
Проблема: 1) Люди мало знают о песнопениях в церкви, для чего они звучат в храмах, не понимают разницы между духовной музыкой в концертных залах и церковными песнопениями. (Упрощенное отношение к церковной музыке. Недостаточные знания людей о церковных песнопениях. Непонимание разницы между духовной музыкой и церковными песнопениями).
Цель: Выявить особенности церковной музыки. Определить значение церковной музыки для человека, выявить её отличие от классической музыки.
Задачи:
4. Познакомить с современной церковной музыкой, в том числе и в Кузбассе, Сибири.
Объект: церковная музыка
Предмет: православная церковная музыка
Практическое назначение: использование материалов в курсе изучения истории, МХК, воскресной православной школы и др.
Православная церковная музыка — это музыка, звучащая во время церковного богослужения, разновидность религиозной духовной музыки, исполняемой также и вне Церкви — в быту, в концертах и т. д. В основном, это вокальная музыка без сопровождения, т. е., акапельное духовное пение. Церковная песнь и молитва — неотделимы. Русская Церковь, следуя греческой богослужебной традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музыки. Поэтому когда говорят о русской церковной музыке, имеют в виду исключительно вокальное искусство.
Ко времени образования древнерусского государства с центром в Киеве народная песня занимала важное место в семейном и общественном быту. Широкое распространение получил обрядовый фольклор, связанный с языческими религиозными верованиями и ритуальными действиями, сложившимися в эпоху общинно-родового строя. Многие языческие обряды продолжали жить в народе и после введения христианства на Руси (кон. Xв.) В древней Руси не существовало развитых форм профессиональной светской музыки, что определяло особенно большую роль фольклора в жизни общества. С принятием с конца X века христианства, как государственной религии, начала развиваться церковная музыка. Формы древнерусского церковного пения, а в значительной степени и сами его напевы, отличающиеся исключительной вокальностью, были заимствованы из Византии. Византийское влияние определило характер развития русской церковной музыки на первом этапе. В дальнейшем ведущее значение в ней приобрели художественные принципы русской литературы.
Церковная музыка делится на несколько видов:
Древние распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и богослужебные распевы у других православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), на Кавказе (например, грузинский распев), на Западе (григорианский хорал), а также в Древней Руси: знаменные и др. распевы.
Русские певцы появились в наших храмах одновременно с русским духовенством. Сохранившиеся от XI – XII столетий певческие рукописи свидетельствуют, что процесс становления русского церковного пения был сложным. Первые русские напевы, записанные греческими знаками, назывались знаменными. Их отличительная черта — связь с русской национальной музыкой, с русским фольклором, особенно с былинами. Изменение ритма мелодий в связи с переводом греческих текстов на славянский язык, сообщало и пению славянский характер. Отличительная особенность древнерусского пения—спокойствие, самоуглубленность и преобладание акцентов на тексте.
До сих пор не вполне разрешены вопросы, связанные с расшифровкой древней крюковой нотации. Она указывала направление голосоведения, а формой его был речитатив с протяжным произнесением гласных звуков, в которых передавалось внутреннее состояние переживаний человека от высокого вдохновения и духовного веселия, до скорбных мотивов покаяния, но никогда не отчаяния. Даже плач о грехах, который выступает как одна из высоких степеней внутреннего духовного совершенства это всегда печаль светлая, печаль, исполненная надежды. Одно наименование знаков — "стрела", "голубчик борзый", "голубчик с заковыкой" — говорит не столько о высоте звука, сколько о его характере.
В XVI и первой половине XVII в. был распространен демественный распев (в основе которого лежали мотивы, родственные русской народной лирической песне, и подвижный ритм) и путевой распев (усложненный знаменный). Во второй половине XVII в. распространяются новые распевы: болгарский, киевский, греческий, характерные выраженной тонической устойчивостью, лаконичностью мотивов и простотой ритма. Многоголосное пение создавалось на основе практики народного многоголосия. В народном хоре нет партий по диапазону и тембру голоса. Мелодия между участниками хора распределяется в соответствии с опытностью певцов и звучностью их голосов. Традиция древнецерковного русского пения сохраняется в русском старообрядчестве.
Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, с самого начала обладала письменной традицией. Тексты песнопений записывали на церковно-славянском языке.
Церковная музыка входила во все виды православного богослужения – Литургию (обедню), вечерню (великую и малую) и утреню (в канун больших праздников вечерня и утреня объединялись во всенощное бдение), полунощницу, часы, повечерие, а также чины крещения, венчания, погребения и требы-молебны, панихиды и другие.
Певческие жанры русской церковной музыки отражают сложность и богатство византийской гимнографии.
Среди них : стихиры, тропари, кондаки, икосы, акафисты, каноны, Ирмосы,, припевы, антифоны, величания, каноники, гимны, аллилуарии, псалмы Давида.
Важную роль в организации службы играла система осмогласия, с которой на Руси были связаны почти все основные (как древнейшие, так и поздние) распевы – кондакарный, знаменный, киевский, греческий, болгарский.
Семнадцатый век был переломным в истории русской музыки. Привычные взгляды и понятия отражали споры по вопросам церковного пения, в которых сталкивались два направления. Одно из них стремилось путем реформ и исправлений укрепить старую традицию, другое выдвигало и отстаивало новые формы.
Уже в XVI веке подвергался критики ряд «неисправностей» в церковно-певческом деле. К таким явлениям принадлежали раздельноречие (особый вид пропевания древне-русских певческих текстов), а также одновременное чтение разных текстов (для сокращения длительности богослужения).
В 1652 году указом Патриарха Никона во всех церквах вводилось единогласие «пение на речь». Для этого создавали комиссии знатоков церковного пения, для пересмотра основных певческих книг в соответствии с исправленными текстами. В результате была создана музыкальная азбука, во главе с ученым-монахом А.Мезенцем. Ранние музыкальные азбуки с XV века включали в себя перечень крюковых знаков, и являлись составной частью певческой рукописи.
Вместе с тем в знаменном распеве усиливались тенденции, которые вели к распаду старой певческой традиции. Средневековая монодия оттеснялась новыми формами многоголосного хорового пения. Уже к середине XVII века относятся первые опыты двух или трехголосной обработки песнопений знаменного распева, так называемое троестрочие. Строчное пение один из видов древнерусского церковного многоголосия. Возникло в 16 веке и широко распространилось во второй половине 17 века, одновременно с партесным пением, около середины 18 века окончательно вытеснено им.
На рубеже XV – XVI вв. украинские, а в середине XVII столетия и московские мастера пения познакомились с западной нотацией и так называемым партесным многоголосием, которое первоначально сложилось на Украине и Белоруссии, под влиянием католической партесной музыки. Официально утвердилось партесное пение во время приглашения в Москву украинских церковных певчих в 1652 году. Затем с XVIII в. партесное пение стало распространяться и в России (Основанное на использовании в хоре четырех голосов: сопрано, альта, тенора и баса). В истории русского партесного пения польское партесное подготовило почву для партесного итальянского, выдающимся представителем которого стал Д.С. Бортнянский (1752 – 1825). Большое влияние на гармонизацию древних церковных напевов и церковного пения оказало творчество протоиерея Петра Турчанинова (1799 – 1870), Г.Ф. Львовского (1830 – 1894), П.И. Чайковского (1840 – 1893), С.В. Рахманинова (1873 – 1943), А.Д. Кастальского (1856 – 1926). В области переложения достижения А.Д. Кастальского и С.В. Рахманинова остаются непревзойденными. В области сочинения видное место заняли А.А. Архангельский (1846 - 1941), творчество которого характерно особенной эмоциональностью и глубокой выразительностью, А.Т. Гречанинов (1864 – 1956) и М.И. Ипполитов-Иванов (1859 – 1935), широко использовавшие мелодии ярко выраженного народного характера. В их многоголосии — черты народной полифонии. Сочинения П.Г. Чеснокова (1877 – 1944) отличаются богатством красок хоровой партитуры, высокой техникой письма. Таким образом, если в начале XVIII в. наши композиторы начали с подражания западному искусству, то в XIX в. они сумели переплавить западную традицию в русскую, строя свои произведения на основе русских народных песен.
Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например: Д. С. Бортнянский («Херувимская»), С. В. Рахманинов («Всенощная бдение») и др. Просуществовало вплоть до последней четверти 18 века, получив распространение по всей Руси
Отличие знаменного распева от партесного пения
Знаменный распев с его бесстрастной отрешенностью, с длительным развертыванием во времени (когда начинает теряться само ощущение времени), с бесконечным плетением мелодического узора, когда мелодия как бы вращается вокруг одного и того же звука, избегая резких скачков, обращал человека внутрь себя, отрешал от всего чувственного, нейтрализовал само сознание человека, чтобы возвести его к "горнему", и вне разума, - вне времени и пространства соединить душу человека с Богом. ("... в бессознательном все происходит вне времени и пространства."Доктор Сильвио Фанти "Микропсихоанализ").
Многоголосное партесное пение, наоборот, своей четкой ритмичностью и симметричностью музыкальных построений, кадансами и звуковыми эффектами (противопоставлениями звучностей solo и tutti) вводит человека в ограниченное текущее время, направляет внимание его вовне - в пространство, в окружающий чувственный мир. Новое гармоническое пение уже стремится не к бесстрастности, а к выражению чувств, заложенных в богослужебном тексте. Это пение уже рассчитано не на молящегося, а на слушателя, на аудиторию. Это пение - концертно. Хотя постепенно происходил процесс "воцерковления" многоголосного пения, слияния новой и старой традиций. Это слияние идеальным образом проявилось в многоголосном русском монастырском пении. На Западе вершиной соединения духовности "горизонтальной" монодии григорианского распева и органной "вертикальной" аккордовой гармонии явилась полифония И.С. Баха.
Произведения с постоянным многоголосием обычно представляли собой четырехголосную обработку мелодий знаменного и других распевов. Ведущая мелодия помещалась в теноровой партии, верхние голоса дополняли ее до образования трезвучий, иногда неполных. Бас – служивший основанием гармонии, характеризовался развитым мелодическим движением и наряду с аккордными тонами включал вспомогательные к ним и проходящие звуки. В таком же роде создавались и светские хоровые произведения, примером чему может служить застольная песня неизвестного автора.
Произведения с переменным многоголосием были написаны, как правило, в форме свободных композиций, в которых редко использовались протяженные мелодии старинных распевов. Их тематизм интонационно восходил к кантам, фонфарным оборотам инструментальной музыки, отдельным попевкам знаменного распева и другие. При тематическом развитии использовались сложные системы иммитаций, разнообразные комбинации сопоставления полного хора и группы голосов. (обычно двух или трех).
Произведения с переменным многоголосием отличались широким применением структур сквозного развития, трехчастной и рондообразной форм. Большую роль играли кадансы, разграничившие разделы их произведений. Широкое применение и распространение получила форма цикла «Служба Божия», «Всенощное бдение» сочетавшая интонационное, гармоническое и тональное единство. В стиле сменившем партесное пение, эта форма исчезла и была восстановлена лишь в произведениях П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и других композиторов.
Известны имена более пятидесяти украинских и русских композиторов – создателей партесных произведений. Среди них: Василий Титов, особенно выделявшийся творческой активностью, Николай Дилецкий, Николай Калашников, уставщик государственных певчих дъяков при Петре I Стефан Беляев, и конечно же Д. Бортнянский и М. Березовский.
Современная русская церковная музыка
( особенности исполнения и восприятия духовной и классической музыки)
Говоря о современной церковной музыке, нужно сделать четкое разграничение между богослужебным пением, употребляемым в Церкви и духовной музыкой, т.е. музыкой, написанной на церковные тексты, но стилистически являющейся музыкой светской, предназначенной для исполнения в концертной обстановке или на различных светских церемониях.
Н.Герасимова-Персидская в своей книге "Русская музыка XVII века. Встреча двух эпох" отмечает, что изменение отношения к духовной музыке произошло в XVII веке, вместе с приходом на Русь новой эстетики, нового отношения к литургическому искусству. Если до этого времени в церковном пении преобладало сакральное начало, то с появлением многоголосного партесного пения пришло начало эстетическое.
Кроме смещения акцента в самом богослужебном пении в сторону эстетического начала, параллельно развивается и линия внелитургической духовной музыки. Начиная от духовного покаянного стиха, псальмы, канта, музыки школьной драмы, эта традиция приводит к появлению духовной музыки ораториальной и оперно-хоровой. Написанная на библейские или даже на литургические тексты эта музыка, тем не менее, далека от церковного богослужения. Образцом такой музыки в конце XIX века можно считать хоровое творчество русского композитора А.Гречанинова. Написанная на канонические богослужебные тексты его "Литургия Иоанна Златоуста" для четырехголосного смешанного хора в сопровождении органа или фортепиано, а также его хоровой цикл "Страстная седмица" не были приняты Церковью для богослужения и стали исполняться только в концертах.
Такой духовной концертной музыки сейчас пишется очень много современными русскими композиторами. Эта хоровая музыка, исполняясь на концертах, как бы раздвигает рамки церковности.
Что касается чисто богослужебной церковной музыки, то развитие ее приостановилось в 1917 году, и в течение последующих семидесяти лет Русская Православная Церковь старалась сохранить хотя бы обиходный минимум церковного пения в самом ограниченном объеме.
В настоящее время появляются новые церковные песнопения. Авторы их большей частью регенты церковных хоров или музыканты-певчие. Прежде всего появляются различные переложения, музыкальные аранжировки известных авторских или обиходных песнопений, различные новые гармонизации гласовых мелодий, сделанные для конкретного хора, конкретного певческого состава. Новые же композиции пишутся на основе мелодического материала знаменного и других распевов, а также на основе русской классической хоровой традиции. Интересный опыт в этом направлении имеется, например, на регентском отделении Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и Академии. Проводится также работа по возвращению знаменного распева в его исконном звучании в богослужебное пение Русской Православной Церкви. Такие попытки делались в Москве в храме Воскресения Славящего, когда в определенные дни недели службы пелись полностью знаменным распевом. Опыты возвращения знаменного распева в богослужебную практику делаются и в других городах - в монастырских и приходских храмах. Хотя, надо отметить, что овладение древним распевом идет уже через западное музыкальное мышление, через нотную запись, что, несомненно, приводит к искажению как самого распева, так и его восприятия.
Дальнейшее развитие русского церковного православного пения определит сама жизнь - как церковная, так и культурная. Поскольку православное церковное пение - это живой голос живой традиции, то, думается, нет необходимости искусственно вмешиваться в процесс его развития, пытаясь направить его в ту или иную сторону, отдавая предпочтение тому или иному историческому периоду.
В настоящее время в наших храмах преобладает полифония. От древнерусского напева мы уже отвыкли, хотя сейчас интерес к нему возрождается. Лучшие образцы современной церковной музыки продолжают традиции старинных распевов и творчества композиторов XIX в. Возрождение древнерусских традиций церковной музыки является одним из путей к облегчению понимания церковной службы верующими. Ведь музыка, как в свое время говорили — это родная сестра религии. Она создает внутреннюю гармонию души, и поэтому там, где она построена на авторских эмоциональных всплесках — на молитвенный лад настроиться очень трудно, но если музыка находится в согласии со смыслом, она не отвлекает, а помогает сосредоточиться на молитве.
Самобытнейшая форма русского национального музыкального искусства — колокольный звон. Колокола, возвещающие о начале богослужения и призывающие к нему, — необходимая принадлежность православного храма. Русские летописцы упоминают о колоколах под 988 г . В начале XI в. колокола были при храмах святой Софии в Новгороде, при Десятинной церкви в Киеве, в храмах Владимира, Полоцка, Новгорода-Северского. Русский народ полюбил звон церковных колоколов, в котором слышен призыв отвлечься от земной суеты и заботы. Колокола — признак западной традиции; в Византии для этих целей употреблялось било. Впервые русские отлили колокол в Киеве в середине XII в., в XIV в. достигло расцвета литейное искусство в Москве. В церквах города было не менее пяти тысяч колоколов. Они звучали на десятки верст, в время торжеств гул колоколов соседних церквей сливался в мощный хор, звучание колоколов волнами прокатывалось от одного храма к другому — это была музыка для всех.
Обычно в храме несколько колоколов, различных по величине и силе звука: праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный (или будничный), пятый (или малый). Каждый звон имеет свое назначение — печальный, похоронный или возвещающий радость, праздник, победу, избавление от опасности. На Руси издревле известны два рода звонов: благовест (возвещающий благую весть), когда ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не вовсе одновременно, и собственно звон. Поочередный гармоничный перебор колоколов называют перезвоном. Звон нескольких колоколов в три приема — называют три-звоном или трезвоном. Всей Руси известны знаменитые ростовские колокола. В середине прошлого века протоиерей Аристарх Израилев сделал нотную запись колоколов, звучащих в до-мажорном ряду. Церковные колокола — свидетели истории Руси. В настоящее время искусство колокольного звона возрождается.
Церковная музыка отличается от классической. Церковная музыка пришла в Россию из Византии, а Классическая - из Европы. Например, такие популярные произведения как: Шутка (И. С. Бах) или множество этюдов Черни. Главное их отличие классики в том, что церковная музыка исполняется в основном без сопровождения каких либо инструментов, а классика наоборот. Большинство композиторов Европы писали для органа (самого популярного в ХVIII в инструмента). Так же классика отличается и тем, что композиторы писали, в основном, для концертов, театральных постановок, карнавалов и т. д., а церковная музыка писалась для богослужений. Если бы эта не было церковных песнопений, то служба была бы не такой эмоциональной, тусклой, она не выражала бы наших чувств к Богу.
Так же есть и сходства: церковная музыка разделилась на распевы, но и классика разделилась на стили. Эти стили нам очень хорошо знакомы: джаз, много - голосье (сонаты), этюды и пьесы. Все они различаются не только исполнением, но и характером. Сейчас в церквях любят исполнять старые мотивы и распевы, а в музыкальных школах старинные классические полифонии и этюды.
5. Церковная музыка в Кузбассе (Междуреченске).
Во время службы все молитвы поются на церковно славянском языке, это очень сложный язык, и даже в хорошем клиросе бывают запинки. И всё же поют изумительно. Большинство молитв написаны на 4 голоса.
Главным богослужением в храмах является литургия верных (на этой части службы по старым обычаям могли присутствовать только крещённые). В литургии верных есть 2-е самых важных части: освящение даров и причащение. Именно на освящении даров (в Междуреченске) поются самые красивые мотивы. Это: «херувимская песнь» и «милость мира». В «херувимской песне» идёт прославление царя всех людей, оставляя все житейские дела священники славят Бога. Песнь «милость мира» поётся с перекрёстными возгласами батюшки, и именно в этой молитве готовят всех православных христиан к тому, что бы причаститься достойно и с чистым сердцем. Почти все молитвы сегодняшнего дня относятся к партесному пению, кроме молитв на службе Алексея Крондштатского. На этой службе в основном используются мотивы молитв знаменного распева.
Заключение
1. Русская церковная музыка - исключительно вокальное искусство. (Развивающиеся жанры духовной музыки с аккомпанементом: оперно-хоровые, ораториальные - церковью не признаются, считаются светскими, исполняются только в концертных залах).
2. Церковное песнопение консервативно, так как вынуждено сохранять и оберегать традиции (предназначено для сопровождения службы) – развивается только в своих же жанрах (развитие церковной музыки было, как бы, приостановлено в советский период). Церковная музыка с течением времени изменялась - от знаменного пения (сакральное начало) к партесному пению (эстетическое начало) и наоборот.
3. Древнецерковные распевы не предполагали пение партий по тембру и диапозону, а пение по звучности голоса и опытности певцов.
4. Возрождение древнерусских традиций церковной музыки является одним из путей к облегчению понимания церковной службы верующими. Ведь музыка, как в свое время говорили — это родная сестра религии. Она создает внутреннюю гармонию души, и поэтому там, где она построена на авторских эмоциональных всплесках — на молитвенный лад настроиться очень трудно, но если музыка находится в согласии со смыслом, она не отвлекает, а помогает сосредоточиться на молитве. (Композиторская духовная музыка предназначена для концертов, а в церкви звучит музыка иного характера – написанная для службы)
5. Русские композиторы возрождали забытые жанры церковной музыки. Широкое применение и распространение получила форма цикла «Служба Божия», «Всенощное бдение» сочетавшая интонационное, гармоническое и тональное единство. В стиле сменившем партесное пение, эта форма исчезла и была восстановлена лишь в произведениях П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и других композиторов
6. Русское церковное песнопение корнями уходит в фольклор. Партесное пение пришло в Россию с Запада и со временем приобрело чисто русское звучание.
Список используемых материалов
1. http://www.churchcomposer.ru/comp_volkov/biography
2. http://www.churchcomposer.ru/bishop_hilarion/index.html
3. http://www.churchcomposer.ru/comp_imamutdinov/biography
4. http://www.bogoslovy.ru/music.htm
5. http://pravtor.ru/viewforum.php?f=136
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Басня "Две подруги"
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Самодельный телефон
Прекрасное далёко