Гипотеза исследования: овладение приёмами быстрого счёта позволит повысить качество и скорость вычислений обучающихся.
Цель исследовательской работы: изучить приёмы быстрого счёта, доказать необходимость умения быстрого счёта и эффективного использования этих приёмов.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 49.68 КБ |
«Муниципальная конференция исследовательских и проектных работ обучающихся общеобразовательных организаций Черлакского муниципального района Омской области «Шаги в науку»
Подготовила: учащаяся 5 класса
Литко Владислава Руководитель: Пальман Юлия Викторовна
учитель математики
2017 г
Оглавление
2.1. Приёмы сложения……………………………………………………4
2.2. Приёмы вычитания…………………………......................................5
2.3. Приёмы умножения……………………………………………….....5
2.4. Приёмы деления…………………………………………...................9
2.5. Приемы возведения в квадрат………………………………………..10
3. Практическая часть………………………………………………………..11
3.1. План исследования……………………………………………………11
3.2. Методы ………………………………………………………………..11
3.3. Результаты исследования………………………………………….....11
3.4. Анкетирование учащихся…………………………………………….12
4. Выводы……………………………………………………………………..13
5. Заключение…………………………………………………………………13
Литература………………………………………………………………......14
Приложение………………………………………………………………….15
Как хорошо уметь считать. Эта поговорка очень актуальна в наше время. Cчитать умеет каждый, для этого особого искусства не требуется. Вопрос – как считать? Некоторые считают на микрокалькуляторе. Многие считают столбиком в тетради, а можно считать устно, используя приемы быстрого счёта. С некоторыми из них нас познакомили на уроках математики. Нас заинтересовали эти приёмы и сначала мы решили найти в литературе и другие способы быстрого счёта, изучить их и показать одноклассникам.
Мы считаем, что данная тема актуальна, так как на уроках, да и в повседневной жизни мы постоянно выполняем арифметические операции в уме не используя, микрокалькулятор. Если вы умеете быстро и правильно считать это облегчит понимание различных тем, повысит вашу успеваемость на уроках и поможет вам улучшить результативность на экзаменах.
Гипотеза исследования: овладение приёмами быстрого счёта позволит повысить качество и скорость вычислений обучающихся.
Цель исследовательской работы: изучить приёмы быстрого счёта, доказать необходимость умения быстрого счёта и эффективного использования этих приёмов.
Задачи исследования:
Рассмотрев множество приёмов и способов быстрого счета, которые представлены в различных источниках, и выбрали лишь те, которые доступны в понимании и применении для любого ученика 5 класса. Приемы устных упражнений можно разбить на общие и частные. К общим относятся такие приемы, которые годятся для любых числовых данных и основаны на использовании законов и свойств арифметических действий.
Объект исследования: приёмы быстрого счёта.
Предмет исследования: процесс вычислений.
Методы:
- поисковый метод с использованием научной и учебной литература, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;
- практический метод выполнения вычислений с применением нестандартных алгоритмов счета;
- анализ полученных в ходе исследования данных.
2.1.Способы быстрого сложения чисел.
1)Промежуточное приведение к "круглым" числам.
Если хотя бы одно слагаемое близко к "круглому" числу десятков, сотен, тысяч и т.д. (100, 300, 1000, т.е. (А*10n - z), где z - сравнительно мало), то вычисления можно упростить:
Если одно слагаемое близко к круглому числу, то его заменяют разностью и дополнением между круглым числом.
Пример: 187+198=187+(198+2)-2=187+200-2=387-2=385
Если оба слагаемых близки к круглому числу, то они заменяются разностью между круглым числом и дополнением:
607+395= (600+7)+(400-5)= (600+400)+(7-5)=1000+2=1002
Использование сочетательного и переместительного свойств сложения.
Пример: (42+37)+58=(42+58)+37=100+37=137
183+732+268+317=(183+317)+(732+268)=500+1000=1500
К разрядам первого слагаемого прибавляют разряды второго слагаемого, начиная с высших (сотни, десятки и т.д.):
Пример: 53+26+44+82= (50+20+40+80)+(3+6+4+2)=190+15=205
При обработке статистических измерений иногда приходится складывать числа, "скапливающиеся" около одного "корневого" числа, на глаз близкого к среднему. Разумно провести такое сложение в три приема:
Пример: 37+34+33+35+34+33+34=34*7+(3+0-1+1+0-1+0)=238+2=240
2.2.Способы быстрого вычитания чисел.
Если хотя бы одно слагаемое близко к "круглому" числу десятков, сотен, тысяч и т.д. (100, 300, 1000, т.е. (А*10n - z), где z - сравнительно мало), то вычисления можно упростить:
Если уменьшаемое и/или вычитаемое близки к круглому числу, то их заменяют разностью или суммой между круглым числом и дополнением:
Пример: 358-197=358-(200-3)=158+3=161
297-195=(300-3)-(200-5)=300-3-200+5=100+2=102
Применение правил вычитания суммы из числа и числа из суммы.
Пример: 428-(128+126)=(428-128)-126=300-126=174
(619+282)-319=(619-319)+282=300+282=582
Пример: 356-133=(300-100)+(50-30)+(6-3)=200+20+3=223.
Если число единиц какого-либо разряда вычитаемого больше числа единиц того же разряда уменьшаемого, то последнее число единиц увеличивается на 10 путем заимствования одной единицы следующего высшего разряда уменьшаемого:
Пример: 457-265=(300-200)+(150-60)+(7-5)=100+90+2=192.
Пример: 158-69=(158+1)-1-69=159-69-1=90-1=89
223-115=223-(113+2)=(223-113)-2=110-2=108
2.3.Способы быстрого умножения чисел
Для умножения числа на 4, 8, 16 необходимо его последовательно удваивать.
Пример: 153·8=153·2·4=306·2·2=612·2=1224
Коль на 5 умножаем, друзья,
Это значит, число мы делим на 2.
Без остатка число разделилось у нас? –
Мы к частному справа нолик
Припишем в тот час.
Если нечетное число увидели мы,
Пятерку к частному поставить должны.
Пример: 257·5= (257:2)+подставить 5=1285
378·5=(378:2)+подставить 0=1890
Для умножения на 50, 500 число необходимо сначала умножить на 5, а потом на 10, 100 и т.д.
Как число на 25
Надо быстро умножать?
Смело на число смотри
На 4 его дели,
А если осталось число
На 25 умножай его.
К частному справа 2 нуля припиши,
Сумму этих чисел найди,
Ручку в руки возьми и ответ запиши.
Пример: 263·25=(263:2:2)+приписываю к частному 2 нуля = 6500 + +остаток от деления 3; 3·25=75 =˃ 263·25=6575
588·25=(588:2:2)+приписываем 2 нуля=14700
Как число на 125
Надо быстро умножать?
Смело на число смотри
И на 8 его дели,
А если осталось число
На 125 умножь его.
К частному справа 3 нуля припиши,
Сумму этих чисел найди,
Ручку в руки возьми и ответ запиши.
Пример: 79·125=(79:8)+приписываю к частному 3 нуля=9000+ остаток от деления 7; 7·125=875 =˃ 79·125=9875
Чтобы умножить число на 15, нужно исходное число умножить на 10 и прибавить половину полученного произведения.
Пример: 307·15= 3070+(3070:2)=3070+1535=4605
Вот двузначное число,
На 11 быстро умножим его.
Первую и вторую цифру
Без изменений оставь,
В середину же сумму
Этих чисел поставь.
Получилось трехзначное число
Ответом является оно.
(Если сумма больше 10,
С первым числом 1-цу сложи,
А остаток от числа в середину пиши).
Либо можно к числу приписать 0, а затем к получившемуся числу прибавить исходное.
Пример: 37·11=407
24·11=264
56·11=560+56=616
Вот трехзначное число,
На 11 тоже умножим его.
Первую и 3-ю цифру без изменений оставляем
Суммы считать начинаем:
Первое со вторым, второе с третьим быстрее сложи,
В середину последовательно числа пиши.
Если правильно считаем,
Ответ мы быстро получаем.
Пример: 196·11=2156
С этим правилом почти ты знаком,
Небольшое отличие увидишь лишь в нем.
Вот двухзначное число,
На 111 быстро умножим его.
Данное число мы раздвигаем,
В середину дважды
Сумму этих цифр вставляем.
Получили четырехзначное число
Ответом является оно.
Пример: 76·111=8436
Самое простое правило: «припишите ваше число к самому себе». При умножении на число 101, 10101, число надо повторить дважды/трижды.
Пример: 46·101=4646
46·10101=464646
К первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, а из результата вычесть первый множитель.
Пример: 138·9=1380-138=1242
35·99=3500-35=3465
27·999=27000-27=26973
Пример: 6·278=6·(200+70+8)=1200+420+48=1668
7·296=7·(300-4)=2100-28=2072
Пример: 997·998=995000+6=995006
3 2 - дополнения до 1000
998-3=997-2=995
2·3=6
Пример: 105·108=11340
5 8 – дополнения
108+5=105+8=113
5·8=40
36724·99 999=3672363276
(Первые пять цифр представляют собой названное число, уменьшенное на 1. Следующие 5 цифр являются дополнением каждой цифры названного числа до 9, последнее до 10)
2.4.Способы быстрого деления чисел.
Если делитель является составным числом, то его можно разложить на два или большее количество множителей, а потом выполнить последовательное деление.
Пример: 840:35= 840:(7·5)=840:5:7=168:7=24
720:40=720:(8·5)=720:8:5=90:5=18
При делении на 5 если делимое оканчивается на 5, то сначала мы отбрасываем эту пятерку, а оставшееся число удваиваем и прибавляем единицу.
Пример: 5675:5=567·2+1=1135
При делении на 5, 50, 500 если делимое оканчивается на 0, то сначала мы отбрасываем 0, два 0, три 0 соответственно, а оставшееся число удваиваем.
Пример: 6730:5=673·2=1346
327600:50=3276·2=6552
245000:500=245·2=490
Чтобы число разделить на 4, 8, 16, последовательно находят его половины.
Пример: 5344:8=5344:2:4=2672:2:2=1336:2=668
Если делимое оканчивается на два 0, то мы отбрасываем эти нули а оставшееся число умножаем на 4.
Пример: 56800:25=568·4=2000+240+32=2272
Если делимое не оканчивается на два 0, то:
Пример: 1) 86850:25=3474
50:25=2
868·4=3200+240+32=3472, 3472+2=3474
2)63175:25=2527
75:25=3
631·4=2400+120+4=2524, 2524+3=2527
Если делимое оканчивается на три 0, то мы их отбрасываем, а оставшиеся цифры умножаем на 8.
Пример: 149000:125=149·8=800+320+72=1192
Если делимое не оканчивается на три 0, то:
Пример: 23625:125=189
625:125=5
23·8=160+24=184, 184+5=189
2.5. Приёмы возведения в квадрат.
Возведение в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся 5.
Чтобы возвести в квадрат двузначное число, оканчивающееся 5, надо цифру десятков умножить на следующую за ней цифру, возвести в квадрат 5 и приписать справа после произведения.
Пример: 35*35=1225
Пример: 85*85=7225.
Квадрат двузначных чисел, начинающихся с 5-ти.
Пример: 57*57=3249
3.Практическая часть.
3.1.План исследования.
3.2 Методы исследования.
1. Тестирование. Приложение 1.
2. Анкетирование на предмет выявления известных учащимся приёмов быстрого счёта. Приложение 2.
3. Анализ полученных результатов.
3.3. Результаты исследования.
№ | № учащихся 5 класса | Время выполнения теста (мин.сек) | ||
Тест 1 | Тест 2 | |||
1 | А1 | 16.55 | 15.68 | |
2 | А2 | 12.04 | 10.23 | |
3 | А3 | 11.00 | 10.08 | |
4 | А4 | 14.45 | 14.00 | |
5 | А5 | 15.10 | 13.65 | |
6 | А6 | 12.50 | 11.30 | |
7 | А7 | 12.5 | 12.20 | |
8 | А8 | 12.14 | 11.06 | |
9 | А9 | 20.10 | 19.25 | |
10 | А10 | 15.3 | 15.02 |
У всех участников исследования наблюдается положительная динамика по времени выполнения тестов.
Качество выполнения теста. Процент правильно выполненных тестов.
Качество выполнения теста снизилось у 2(20 %) участников, осталось на прежнем уровне у 1(10%) участников, повысилось у 7(70%)
3.4. Результаты анкетирования учащихся.
Вопрос | 1 тест | 2 тест | ||
да | нет | да | нет | |
1. При выполнении заданий вы использовали вычисление в столбик? | 10 | 0 | 10 | 0 |
2. При выполнении действий сложения и вычитания вы считали устно? | 2 | 8 | 3 | 7 |
3. При выполнении действий умножения и деления вы считаете устно? | 0 | 10 | 0 | 10 |
4. При выполнении заданий вы использовали приёмы быстрого счёта? | 4 | 6 | 6 | 4 |
При выполнении заданий 1 теста учащиеся использовали только самые известные приёмы быстрых вычислений: поразрядное сложение, вычисление с помощью свойств сложения и умножения на 11. При втором тестировании учащиеся ещё использовали приёмы умножения на 5, 101, 10101.
4. Вывод.
По результатам исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
С некоторыми приёмами быстрого счёта мы были знакомы с начальной школы, но взглянуть на них по новому, как на своих помощников при счёте, мы смогли только при выполнении ра
Некоторые способы вычислений кажутся сложными, но выполняя их многократно, легко запомнить и применять при решении примеров. Мои одноклассники после проведения исследования заинтересовались приёмами быстрого счёта и начали использовать их на уроках. Способы умножения на 5,11,101,10101 показались всем очень легкими и интересными. Возводить в квадрат числа, оканчивающегося 5, одноклассники научились быстро. В 6 и 7 классе я хочу продолжить это исследование и овладеть и другими методами и приемами вычислений. За простыми действиями сложения, вычитания, умножения и деления скрываются тайны истории математики. Словосочетания «умножение решёткой», «шахматный способ», «русский крестьянский способ» заинтриговали. Захотелось узнать эти и другие способы вычислений и сравнить их с «сегодняшними».
Несомненно, умение быстро и правильно считать пригодится нам на экзаменах, да и в повседневной жизни.
Литература.
1. Я. Перельман. «Быстрый счёт. Тридцать простых приёмов устного счёта». Ленинград. Дом занимательной науки. 1941.
2. Я. Перельман. «Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел». Москва. ГОНТИ. Издание седьмое просмотренное и дополненное.1938.
3. http://www.slideboom.com/presentations/539172/
4. http://www.myshared.ru/slide/203108/
5. http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=224
Приложение 1
Анкета участника
Вопрос | 1 тест | 2 тест | ||
да | нет | да | нет | |
1. При выполнении заданий вы использовали вычисление в столбик? | ||||
2. При выполнении действий сложения и вычитания вы считали устно? | ||||
3. При выполнении действий умножения и деления вы считаете устно? | ||||
4. При выполнении заданий вы использовали приёмы быстрого счёта? | ||||
5. Назовите, какие способы вы использовали? |
Приложение 2
Тестовые задания
Тест 1 | Тест 2 |
635+249 | 429+356 |
135+67+65+23 | 384+36+16+10+54 |
483-126 | 572-235 |
99*5 | 96*5 |
54*54 | 53*53 |
79*37 | 78*36 |
74*101 | 56*101 |
263*11 | 632*11 |
47*10101 | 39*10101 |
425*50 | 645:50 |
315:25 | 415:25 |
81*79 | 99*87 |
75*75 | 85*85 |
952 | 652 |
37*9 | 37*15 |
42*8 | 56*8 |
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Мороз и заяц
Воздух - музыкант
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари