Исследование по теме "Лесика казачьего жилища".Обращаясь к истории казачества, мы сталкиваемся с тем, что культурное наследие этой этнической группы мало изучено. Традиции наших предков постепенно угасают: разрушаются их жилища, умирают люди, хранители старины. Поэтому так важно сейчас собрать те крупицы, которые нам оставило безжалостное время.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование по теме "Лексика казачьего жилища" | 38.41 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
городского округа город Урюпинск
Волгоградской области.
Исследование на тему:
ЛЕКСИКА КАЗАЧЬЕГО ЖИЛИЩА
Выполнила:
ученица 7 «К» класса Тяжина Алина
Руководитель: Кравцова Елена Андреевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2017 год.
Содержание
8. Используемая литература 17стр
9. Приложение 18стр.
Введение
Актуальность. Обращаясь к истории казачества, мы сталкиваемся с тем, что культурное наследие этой этнической группы мало изучено. Традиции наших предков постепенно угасают: разрушаются их жилища, умирают люди, хранители старины. Поэтому так важно сейчас собрать те крупицы, которые нам оставило безжалостное время.
Я учусь в кадетском классе (Приложение №1). О казаках я знаю только из учебников истории. Культура и быт казаков рассматриваются гораздо меньше, чем исторические и военные события, но, побывав в центре казачьей культуры в станице Кумылженской (Приложение №2), мне стало интересно узнать, в чем необычность и своеобразие культуры и быта казаков. Прочитав несколько книг и публикаций в газетах о казаках, я отметила интересные для себя факты, которые легко уместились в стихотворении.
Культура малой родины богата
Перед тобой жилище предков - хата,
Турлучная, а крыша - камышом,
Ее жильцам метели нипочем.
В ней лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана в тени садов она.
Красив язык казачий. Эту речь
Завещано нам предками беречь.
И на «пидворье» надо нам «робыть»,
Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.
Костюм казачий из сукна, из ситца.
Он мог десятилетьями носиться.
Бешмет, черкеска, также башлыки
Красивы на Кубани мужики.
Казак на службе, у жены работа,
На бабушке - о детушках забота.
И молится хозяйка день и ночь,
Старается родным своим помочь.
По вечерам »кучкуются», бывает,
«Балакают» и песни» заспивают».
Из прошлого, от прадедов, отцов
Дошло до нас, потомков много слов.
В кубанских песнях - боевое братство,
Любовь к земле, душевные богатства.
Цель работы: познакомиться с лексикой казачьего жилища, с внутренним убранством казачьей хаты, с ремеслами казаков.
Задачи: - развивать интерес к народной жизни и искусству своих предков;
- воспитывать любовь и бережное отношение к культурному наследию «Малой Родины».
Методы: словесный (беседа, работа с книгой, интернет ресурсами), эмпирический (наблюдение), наглядный (работа по подбору иллюстраций).
Характерные особенности жилища казаков
Прихоперья в ХVI – ХVIII вв.
В ХVI-ХVII веках распространенными жилищами в хоперских городках были землянки и полуземлянки. Такие постройки соответствовали особенности казачьего военного быта: на время длительного похода их забрасывали или разрушали. Для того чтобы соорудить их вновь, не требовалось особого строительного материала. Стены землянок были рублеными или плетневыми, так как подручный материал (тальник, ива, глина) имелся в изобилии. Землянки были очень удобными, поскольку они не затапливались весной во время снега, а также позволяли пережить жаркое раннее лето и суровую зиму (Приложение №3).
Земляные постройки хоперских казаков отличались некоторой спецификой: получила название подземной. Такая система состояла из небольшой сложенной из сырцового кирпича печки, идущего от нее горизонтального дымохода, вырытого в толще глинобитного пола по периметру стен постройки, и вертикального дымохода, через который дым выходил наружу. Такая система отопления позволяла использовать земляной или глиняный пол для создания прохлады летом и нейтрализовать его холодное влияние зимой.
До конца XVII века хоперские казаки жили в небольших укрепленных городках и временных поселениях – зимниках. В зимниках казаки жили чаще всего зимой, проводя лето в военных походах и набегах. Эти временные поселения использовались для содержания скота, который в летнее время выпасался в степи. Со временем зимовники превращались в хутора, а более крупные городки – в станицы. Городки обычно строились на левом берегу Хопра, в укромных местах, густо заросших лесом. Старинные городки имели форму круга, квадрата или овала. Центром города был плац (майдан) со станичной избой, в которой располагался атаман. Жилища казаков выстраивались по кругу от плаца. Такая модель поселения называется куренной, она была заимствована казаками у кочевых народов.
С ХVII века за казачьими поселениями закрепляется название «станица» (Приложение №4). Большинство из них, основанных первоначально на левой стороне Хопра, к этому времени были перенесены на высокий правый берег, потому что очень часто станицы затапливались весенними водами. По мере усиления социальной неоднородности донского казачества куренной принцип строения их поселений был изменен. Поздние казачьи станицы имели «центр» и «периферию» (концы, кутки). В центре по-прежнему располагался плац, а также стояли здания станичного правления, почты и конечно церковь.
Но в новой структуре поселения центр выделялся и как место, особо престижное в социальном отношении: здесь стояли дома атамана, офицеров, священника, крупных торговцев. Казачья же беднота оттеснялась на окраины.
С переходом к земледельческому труду во вновь отстроенных станицах казаки сооружали добротные жилища, со временем вытеснившие примитивные землянки. Для строительства использовали материалы, которые щедро давала природа: дерево, камень, глину. Камень-дикарь собирали в степи и сооружали из него жилые и хозяйственные постройки, прочные изгороди. Из глины и мелкорубленой соломы делали сырцовый кирпич – саман. Постройки из такого кирпича называли саманками. Жилища, сооруженные из плетня и обмазанные глиной, назывались турлушками (Приложение №5). Дома из самана и из камыша обычно смазываются с двух сторон глиной. Во время экспедиции из рассказов старожилов нам стало известно, что обмазка дома – это целый ритуал и делается он в несколько приемов. Когда стены возведены и кровля покрыта, созывают соседей и родственников для первой «мазки», называемой «под кулаки». Глину вперемешку с резаной соломой забивают кулаками в камышовый плетень или обмазывают ею стены из самана. Через неделю делают вторую мазку – под пальцы, когда глину перемешивают с половой
( шелухой после обмола зерна) и вминают, разглаживают пальцами. Для третьей мазки применяют раствор, состоящий из глины, песка и кизяка (сухой конский навоз протирают через сито). Бывает еще четвертая мазка – вихтюхованная – то есть тряпкой («вихтем») размывают стены, нанося на них аккуратным слоем глину «серовку». Но наибольшее распространение в этот период получили срубные жилища – рубленные из брусьев или бревен. Развитие традиционного казачьего жилища шло по пути увеличения размеров построек и усложнения их планировки – от однокамерных (состоящих из одного помещения) до больших многокамерных домов.
Простейшая однокамерная постройка называлась у хоперских казаков «хатка» или «хижка». Если к хате пристраивали холодный чулан, то такие жилища назывались «хата с чуланом».
С середины ХVIII века на Хопре получили широкое распространение так называемые «протяжные хаты» (Приложение №6). Такое жилище состояло из двух жилых помещений – «хаты» и «горницы», соединенных холодным чуланом. Сотрудники музея в станице Кумылженской дали нам подробное описание типичной протяжной хаты. Такой дом четко делился на теплую зимнюю часть с русской печью, и через сени – летнюю, холодную. В целях экономии сени на Дону и Хопре часто рубили в полбревна (из плах). Количество окон на длинной стороне, по каждую сторону от крыльца от одного до двух. Традиции строительства казачьего дома передавались из поколения в поколение.
Семья казака
Семьи казака были большими (5-10 человек), жили они по своим традициям. Через сорок дней после рождения ребенка (мальчика) состоялись крестины. Сначала новорожденному дарили какое - нибудь оружие: шашку, кинжал старинный пистолет или ружье. После крестин отец или дед «опоясывают» мальчика его шашкой и «примеряют» на коня. Особо знаменательным было появление зуба. В этот день отец везет сына на коне в церковь, где ставит свечку своему святому покровителю казаков - Георгию Победоносцу. Если в доме рождалась девочка, то это была помощница для матери. Мать приучала ее к порядку в доме, учила вышивать, готовить, хлопотать по хозяйству. Мальчика с трех лет приучают к коню (Приложение №7), и он почти ежедневно должен ездить верхом по двору под присмотром взрослых. К 5-6 годам казачонок уже участвует в конкурсах и скачках. С 8-9 лет дети шли в школу, где с основами общей грамоты учили историю Отечества, знакомили с военным делом. Главная подготовка начиналась с 18 лет, когда молодой казак вступал в подготовительный разряд и принимал присягу ( Приложение №8). Два года занятия проводились в своих поселках и станицах. Изучалось оружие и приемы владения им. Много времени уделялось строевой подготовке. Затем после лагерного сбора казак шел в полк, где служил 12 лет в строевом разряде, а затем 5 лет в запасном.
Помимо приобретения коня казак должен был приобрести форму. Форма у казаков была такой: кафтан и шаровары синие с малиновым прикладом, белый кушак, синие с малиновой оторочкой чепраки. Вообще же одно казачье войско от другого отличалось цветом лампас на шароварах.
Двор казака
Усадьбы казаков - дворы с амбарами и сараями, скотные дворы-базы содержались в чистоте и порядке. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, баз для скота, криница (колодец), летняя печь (кабыца), навес для повозок. « Каждый казак- государь в своем дворе»- говорит пословица. Оградой служил плетень из хвороста или камыша, на который казачки вывешивали кувшины и макитры для просушки (Приложение №9). Для того чтобы в доме зимой было тепло необходимо было сделать запас дров и угля. Хранилище для дров находилось за домом, а навес для угля - рядом с домом. Местом для отдыха обычно служит лавочка перед куренем.
Страстная неделя перед Пасхой, когда казачки белили хаты, называлась Белой. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в хозяйстве. При закладке дома, например, на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья, - «чтобы все водилось». Сволок - деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок,- поднимали не голыми руками, а на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». Обязательно звали в новое жилище домового, или как говорили, «хозяина».
Не менее важной застройкой являлся колодец «журавль»- название напрямую связано с птицей журавль (Приложение № 10), т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. У казаков особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью, поэтому часто колодцы копались по «обету» - людьми, «замалившими грех».
Во время рытья колодца копатель не прикасался ни к вину, ни к деньгам, некоторые давали обет молчания. Станичники вскладчину нанимали музыкантов, которые играли постоянно, пока шла работа. Иногда колодезник требовал, чтобы во время работы непрерывно читался Псалтырь. Появление воды в колодце означало, что обет исполнен и Бог простил грех дававшего обет.
Внутреннее убранство хаты
В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В первой комнате - «малой хате или теплушке»- находилась печь (Приложение №10).Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится "Печь - царица в доме". Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, стояли вдоль стен. Посередине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. "Стол - то же, что в алтаре престол" (алтарь - восточная возвышенная часть христианского храма; престол - высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря), а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви, на столе стоял самовар (Приложение №11). Стол немыслим без хлеба - как пищи, как символа благополучия.
Раньше пол в хате у казаков был земляной, его называли "долывка".
В каждом доме была «горка" - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.
Глечик - сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.
Макитра - крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.
Миска - посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина - казак, отец семейства.(Приложение 12).
Первая посуда была из глины и дерева. Она была праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла или глиняная посуда крашеная керамикой.
В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья. На стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами-«рушниками» семейные фотографии и изображения святых (иконы).
Святым местом в кубанском жилище был «красный» угол, где располагалась божница, украшенная рушниками. Рушники вышивались вручную.(Приложение 13).
Труд в доме казака
Казачья земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией.
"Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства" - гласит пословица.
Люди занимались гончарным делом. В каждой кубанской семье была необходимая глиняная посуда. Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли горшечниками.
Занимались кузнечным делом - каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли. Плуги, лопаты, вилы и т.д.
Занимались казаки ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были салфетки кружевные.
Вышивка выполнялась крестиком или гладью преобладал растительный орнамент, мотивы вазона с цветами, геометрические фигуры, парное изображение птиц.
Вышивка выполняется при помощи иглы на различных тканях нитками разного цвета и оттенка. Вышивка выполняется ручными швами. Большую художественную ценность представляет собой кубанская вышивка. Старинные вышивки выполнялись в виде» белой строчки» и «росписи» красными и черными нитями по холсту (Приложение 14).
Одежда казака была очень красочна и красива. К верней одежде мужчины относился бешмет, который шился из материи яркого цвета ( красного, малинового, розового,) летом - легкий, а зимой - теплый, стеганый Неотъемлемой частью костюма является – башлык - кубанский головной убор, который очень широкий и напоминает вид капюшона. Также черкеска - верхняя одежда, ниже колен- подпоясанная кавказским ремнем.
На груди газыри - места для патронов. Штаны были очень красивы и представляли собой шаровары - очень широкие на резинке (Приложение №15).
Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.
-Хороша хата, но если казак не трудится, то семья останется голодной.
Вывод
Из вышесказанного следует:
В своей работе мы познакомиться с лексикой казачьего жилища, с внутренним убранством казачьей хаты, с ремеслами казаков. В настоящее время уделяется особое внимание возрождению казачества. В нашем Урюпинске ни одной семьи, которая не была бы связана с казачеством, с его историей, обычаями, традициями и нравами. Нам, чтобы сохранить традиции предков, необходимо интересоваться искусством, культурой своих предков.
Мы провели опрос учащихся нашей школы и выяснили, как они относятся к возрождению казачьих традиций в нашем городе и школе и получили следующие результаты:
Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
1. Вы дорожите традициями ваших предков? | |||
2. Интересно ли Вам изучать историю казачества? | |||
3. Хотели бы вам, чтобы в нашем городе был создан центр казачьей культуры? | |||
4. Хотели бы Вы учиться в кадетском классе? | |||
5. Проводят ли работу городские власти, чтобы развивать казачьи традиции у молодого поколения? |
Хочется добавить, что в нашей семье передаются казачьи традиции из поколения в поколение. Я горжусь тем, что родилась в казачьей семье. И если мне удастся вырасти сильной, честной, заботливой по отношению к своим родителям, друзьям, окружающим меня людям, умеющей быть полезной своей малой Родине, значит, я нашла свое призвание.
Использованная литература
[1] Байбурин А.К. «Строительная жертва» и связанные с нею ритуальные символы у восточных славян // Проблемы славянской этнографии. – Л., 1979
[2] Байбурин А.К. Восточнославянские гадания, связанные с выбором места для нового жилища // Фольклор и этнография. – Л., 1977
[3] Байбурин А.К. К описанию структуры славянского строительного материала. // Текст: семантика и структура. – М., 1983
[4] Большой толковый словарь донского казачества. РГУ. – М., 2003
[5] Славянская мифология (энциклопедический словарь). – М, 1995
[6] Славянские древности (энциклопедический словарь). I–II т.
[7] Зеленин Д.К. Тотемы–деревья в сказаниях и обрядах европейских народов.
Рисуем тыкву
Акварель + трафарет = ?
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Весёлые польки для детей
Лист Мёбиуса