Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурного поведения людей – т.е. народная этика.
Народ без традиций, что дерево без корней, он теряет свою особенность. Калмыки – народ, имеющий богатое духовное и культурное наследие, которое бережно передаётся новому поколению, т.е. нам.
Наша задача – не потерять ни единой капли драгоценного этнокультурного наследия наших предков.
Вложение | Размер |
---|---|
pochitanie_starshih.docx | 33.35 КБ |
Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б. Б. Городовикова
Калмыцкие народные обычаи.
Почитание старших.
Намруева Алтана Анатольевна
9 «б» класс
Учитель: Марминова Г. Г. учитель калмыцкого языка и литературы
Сколько свежести в народном слове, Вещей мудрости, что вечно внове!.. С завистью учусь ему, дивясь Простоте, не знающей прикрас…
Д. Кугультинов. « Сколько свежести в народном слове…»
Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурного поведения людей – т.е. народная этика.
Например, когда двое разговаривают, а со стороны вмешивается третий или подслушивает их разговор - это было очень неприлично. Неприличным считалось вообще всякое любопытство: подглядывание, подслушивание. Особое отношение у калмыков было к людям старшего возраста. Я свою работу посвящаю этой стороне народного менталитета. Если молодой человек нагрубит старшему, это считалось равносильным тому, что он нагрубил своим родителям.
В калмыцких семьях дети воспитывались в духе уважения и беспрекословного подчинения родителям и другим старшим людям. Калмыки говорят: «Күн – ахта, девл – захта» (У людей бывает старший, а у шубы - воротник). Уважение старших - это не только обычай, но и непреложный закон, которого калмыки придерживались из поколения в поколение. Этот обычай дети впитывали с молоком матери, потому что весь уклад, все правила в доме были наглядно связаны с этим обычаем. Дети с малых лет видели, как родители относились к старикам: первую чашку чая, первый, при этом лучший, кусок горячего мяса, свежие борцоки подносились в первую очередь старикам. И, подрастая, дети знали, что к старшим надо относиться по - особому тепло и уважительно.
Нельзя было пересекать дорогу старому человеку, входить раньше старшего в дом. Нарушение этих правил считалось грехом.
Народный поэт Калмыкии К.Э. Эрендженов писал: «Когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь. Раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился. Когда старший или гость собирался в путь, то молодые готовили его в путь и седлали коня».[1]
Калмыки считают, что тот, кто относится с уважением к старшим, тот дольше живет. Это объяснялось так: стариков греет уважительное отношение к ним, и в ответ на это они мысленно обращаются к богу и просят его о том, чтобы тот даровал долгие годы жизни доброму человеку. У калмыцкого народа есть много различных традиций и обычаев почитания старших.
- когда старший или гость собирался в путь, то молодые готовили его в дорогу и седлали ему коня;
- когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь;
- раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не имел права войти в кибитку, тем более, присесть;
- когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры; детей с малых лет приучали не встревать, не перебивать и не спорить со старшими. "Бийәсн медәтә күүнәс бичә үг булалд." (Не перечь старшим по возрасту.)
- на свадьбах, праздниках, новосельях и в других торжественных случаях первыми йөрәли произносили более старшие по возрасту, а потом – остальные. В народе говорят: «Икнь - эклдг, бичкнь – давулдг». (Старший начинает, младший продолжает).
- сноха при свекре не должна была снимать головной убор и быть босиком;
- младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос;
- пожилым всегда уступали дорогу;
- -если молодой человек нагрубит старшему по возрасту, это считалось равносильным тому, что он нагрубил своим родителям.
Множество обычаев, связанных с почитанием людей старшего возраста, удивляют своим глубоким смыслом. Например, человека старше себя следует называть почтительно "Вы", об этом так говорится в пословице:
- «Та» гисн – таалсн әдл, «чи» гисн – чичсн әдл»( Назовёте "Вы" всё равно, что ласкать, назовёте "ты" всё равно, что ударить.)
- При встрече со старшими по возрасту,даже если они вам незнакомы, надо обязательно поприветствовать (мендлх). Когда при встрече человек приветствовал своего знакомого, а тот как будто не замечал и проходил мимо - это считалось зазнайством и осуждалось всеми.
- Обижать старых у калмыков считается одним из самых тяжких грехов. Считается, что старики подобны малым детям. "Көгшн күн күүкд мет". (Старый человек словно дитя.) - У нас говорят: "Көгшдиг бичә шоод, күүкд бичә шогл." (Старых людей не ругай, над детьми не насмехайся.)
Родители учили своих детей учиться у старших, слушаться их. Это отражается в калмыцких пословицах:
Всеобщим уважением пользовалась у калмыков мать или другая женщина, заменившая детям родную мать. Её одаривали подарками, относились к неё так, чтобы сердце её всегда радовалось жизни.
Был ещё один хороший обычай у нашего народа - молодым водки не пить, особенно, в присутствии старших. На праздниках и свадьбах водку, вернее, самогонку (әрк) подавали только гостям пожилым, молодым её не давали. На своих молодёжных вечеринках парни и девушки обходились без крепких напитков, танцевали, пели и играли в различные интересные игры. Если кто-либо напивался допьяна, это было позором. Такого молодого человека долго осуждали, а он стыдился за свой проступок. У калмыков говорят: " Әрк савасн бишңкән эвддг». (Водка разрушает все, кроме собственной посуды). Эта поговорка не теряет своего поучительного значения и сейчас.
Народ без традиций, что дерево без корней, он теряет свою особенность. Калмыки – народ, имеющий богатое духовное и культурное наследие, которое бережно передаётся новому поколению, т.е. нам. Наша задача – не потерять ни единой капли драгоценного этнокультурного наследия наших предков.
Список литературы
На горке
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Н. Гумилёв. Жираф
Сказка "Дятел, заяц и медведь"