«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Введение
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам. Есть они и в России – свои в каждом регионе [2].
Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. В результате загрязнения почвы, воды и воздуха люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.
В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребёнка в четырёх основных сферах действительности – природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, и деятельности в себе самом. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Цель и задачи исследования
Цель: изучить задачи и методы экологического воспитания детей, дать рекомендации по формам экологических занятий с детьми дошкольного возраста.
Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников.
1. занятия на экологическую тему
2. экологические кружки
3. экологические конкурсы и акции
4. экологические игры и сказки
5. экологические праздники и фестивали
6. уборка территории
7. экологические экскурсии или походы
Рекомендуемые формы экологических занятий с детьми дошкольного возраста.
Младшая группа (3-4 года).
В младшей группе надо начинать формировать интерес к заботе об окружающей среде, но ни в коем случае не навязывать его.
Детей можно заинтересовать с помощью музыкальных произведений, сказок, мультфильмов, игр связанных с природой и экологией.
Средняя группа (4-5 лет).
В средней группе уже можно помимо музыкальных произведений, сказок, мультфильмов и игр привлекать детей с помощью поездок на природу, наблюдением за жизненными процессами животных и растений. Например, наблюдением за ростом растения. Нужно детей потихоньку приучать к уходу за растениями. Например, дети по очереди будут поливать цветы под присмотром педагога.
Старшая группа (5-6 лет).
В старшей группе дети уже более сознательные. Детей можно уже отправлять на экологические экскурсии, проводить экологические занятия, конкурсы и мероприятия.
Пример экологического занятия: можно взять из природы гусеницу (но не самому, а вместе с детьми) и взять растение которым она питалась. В группе подготовить для нее террариум и наблюдать за ее жизненным циклом. Информация для детей лучше усваивается, когда они могут увидеть собственным глазами. Для детей будет очень интересно увидеть то, как гусеница превращается в бабочку. Но главная задача воспитателя в данной работе донести до детей информацию, что гусеница живая, что она, как и человек, тоже кушает и тоже растет. Когда гусеница превратится в бабочку, нужно будет ее вместе с детьми выпустить, чтобы дети понимали что долго держать в неволе животных нельзя.
Подготовительная группа (6-7 лет.)
Детей также нужно приучать к бережному обращению к природе с помощью экологических занятий, конкурсов, мероприятий и субботников. Также с детьми подготовительной группы можно выезжать на природу и заниматься озеленением леса. Также играет большую роль участие детей в праздника связанных с экологической темой.
Например, День тигра - праздник, который побуждает людей беречь тигров и леопардов, участие в параде для детей принесет много положительных эмоций.
Выводы
Результаты работы расширяют существующие представления о роли влияния экологической грамотности людей начиная с раннего детства . Данная система разработана для каждого возраста, что облегчает задачу воспитателю и родителям. По итогам данной системы новое поколение должно вырасти экологически эрудированным.
Развивая у детей любовь к природе мы, улучшаем наше будущее.
Библиографический список
1) Нестерова И.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/ekologicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
2) Методическая разработка Кузнецова Н.С. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/25/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta
Список литературы
1) Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика №12. – С.10-12.
2) Лисиченко В.В. Формирование основ экорациональной модели поведения старшеклассника в системе непрерывного экологического образования и воспитания. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01: Архангельск, 2000
3) Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014.
4) Шадрина Татьяна В России будут прививать поколениям бережное отношение к экологии // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2016/09/13/v-rossii-budut-privivat-p...
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста | 44.35 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
(ДВФУ)
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Исполнитель: Некрасова Дарья
студентка гр.20-31
УК «Гимназия-колледж» ДВФУ;
Научный руководитель:
Юринская С.Н.учитель биологии, химии и ОБЖ;
Владивосток, 2017
Оглавление
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Введение
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам. Есть они и в России – свои в каждом регионе[2].
Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. В результате загрязнения почвы, воды и воздуха люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.
В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребёнка в четырёх основных сферах действительности – природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, и деятельности в себе самом. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Цель и задачи исследования
Цель: изучить задачи и методы экологического воспитания детей, дать рекомендации по формам экологических занятий с детьми дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование актуальности проблемы.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка[1]:
Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников.
Рекомендуемые формы экологических занятий с детьми дошкольного возраста.
Младшая группа (3-4 года).
В младшей группе надо начинать формировать интерес к заботе об окружающей среде, но ни в коем случае не навязывать его.
Детей можно заинтересовать с помощью музыкальных произведений, сказок, мультфильмов, игр связанных с природой и экологией.
Средняя группа (4-5 лет).
В средней группе уже можно помимо музыкальных произведений, сказок, мультфильмов и игр привлекать детей с помощью поездок на природу, наблюдением за жизненными процессами животных и растений. Например, наблюдением за ростом растения. Нужно детей потихоньку приучать к уходу за растениями. Например, дети по очереди будут поливать цветы под присмотром педагога.
Старшая группа (5-6 лет).
В старшей группе дети уже более сознательные. Детей можно уже отправлять на экологические экскурсии, проводить экологические занятия, конкурсы и мероприятия.
Пример экологического занятия: можно взять из природы гусеницу (но не самому, а вместе с детьми) и взять растение которым она питалась. В группе подготовить для нее террариум и наблюдать за ее жизненным циклом. Информация для детей лучше усваивается, когда они могут увидеть собственным глазами. Для детей будет очень интересно увидеть то, как гусеница превращается в бабочку. Но главная задача воспитателя в данной работе донести до детей информацию, что гусеница живая, что она, как и человек, тоже кушает и тоже растет. Когда гусеница превратится в бабочку, нужно будет ее вместе с детьми выпустить, чтобы дети понимали что долго держать в неволе животных нельзя.
Подготовительная группа (6-7 лет.)
Детей также нужно приучать к бережному обращению к природе с помощью экологических занятий, конкурсов, мероприятий и субботников. Также с детьми подготовительной группы можно выезжать на природу и заниматься озеленением леса. Также играет большую роль участие детей в праздника связанных с экологической темой.
Например, День тигра - праздник, который побуждает людей беречь тигров и леопардов, участие в параде для детей принесет много положительных эмоций.
Выводы
Результаты работы расширяют существующие представления о роли влияния экологической грамотности людей начиная с раннего детства . Данная система разработана для каждого возраста, что облегчает задачу воспитателю и родителям. По итогам данной системы новое поколение должно вырасти экологически эрудированным.
Развивая у детей любовь к природе мы, улучшаем наше будущее.
Библиографический список
1) Нестерова И.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - Режим доступа:
http://odiplom.ru/lab/ekologicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
2) Методическая разработка Кузнецова Н.С. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/25/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta
Список литературы
Разлука
Прекрасное далёко
Рисуем "Ночь в лесу"
Сочини стихи, Машина
Солнечная система. Взгляд со стороны