Исследовательская работа:«Подростковые зависимости: социальный анализ и профилактика» в рамках социального проекта «Опасная жизнь в дыму».
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_opasnaya_zhizn_v_dymu.doc | 315 КБ |
XIII Всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ
«СПОРТ – АЛЬТЕРНАТИВА ПАГУБНЫМ ПРИВЫЧКАМ»
Номинация: «Исследовательская работа»
Наименование образовательной организации: МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Полный адрес образовательной организации:
индекс 423570, Республика Татарстан, город Нижнекамск, Проспект Шинников, дом 59, телефон: (88555)36-92-58, факс: (8555) 36-92-58
Краткая историческая справка: В августе 2016 года исполнилось 25 год со дня открытия Детского эколого-биологического центра. На протяжении этих лет его бессменным директором является Галявеева Гульнур Ильсияровна - заслуженный учитель РТ, руководитель высшей категории. Сегодняшний центр – это одно из лучших в республике учреждений дополнительного образования своего профиля с современной, хорошо оснащённой материальной базой. Учебно-методическое оснащение позволяет вести учебные занятия, воспитательную и научно-исследовательскую работу на высоком качественном уровне, отвечающем образовательным стандартам государства с обязательным учётом интересов воспитанников и их родителей. Инновационная, творческая работа коллектива Центра заслужила высокую оценку не только республиканских, но и российских ведомств.
Стратегической целью коллектива является: формирование конкурентоспособной личности высокой экологической культуры, ориентированной на практическую, социально-значимую деятельность и здоровый образ жизни.
Приоритетными направлениями деятельности учреждения являются:
Контакты: e-mail детского экого-биологического центра debc-nk@mail.ru ,
e-mail СОШ №27 с углублённым изучение отдельных предметов S27.Nk@tatar.ru
Авторы: Власова Анастасия Алексеевна, Гайнуллина Аделя Ильсуровна, Клочков Денис Дмитриевич, Кочкина Александра Юрьевна, воспитанники МБУ ДО «ДЭБЦ», учащиеся 11 «А» класса МБОУ «СОШ №27»
Научный руководитель: Бергутова Разиля Фаритовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, заведующая отделом МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр», город Нижнекамск Республика Татарстан
e-mail руководителя razilya-1966@mail.ru.
2017 год
Исследовательская работа
«Подростковые зависимости: социальный анализ и профилактика»
в рамках социального проекта «Опасная жизнь в дыму»
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………….…………………............…3
Введение ……………………….……5
Целеполагание работы ………………………….…5
Информационный блок ………………………….…6
Немного истории ………………………….…6
Обзор научно-исследовательской литературы ………………………….…6
Статистический обзор………………………………………….…………………………..................................7
Исследовательский блок…………………………………………….……………..…………….....................8
Исследование№1 (анкетирование)………………………….………………………….....................................8
Исследование№2 (экспресс-опрос)…………..……………………………………...... ………………...…...10
Исследование№3 (наблюдения)……………..…………………. ………………………...…11
Экспериментальный блок……………..…………………. ………………………...…12
Гипотеза………………. ………………………...…12
Исследование№4 (эксперимент) ………………………...…13
Механизм работы алгоритма программирования семьи ………………………...…14
Проведение опыта «Путь сигаретного дыма» ………………………...…16
Составление «Портрета курильщика»...............................................................................................................17
Сетка программирования семьи ………………………...…18
Сделай правильный выбор ………………………...…18
Аналитический блок . ………………………...…19
Пути решения проблемы ………………………...…19
Итоговый блок ………………………...…20
Перспективный план работы….……………………………………………………………………………….20
Резюме по работе …………………………...20
Используемая литература ………………………...…21
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пагубные привычки в любые времена были и остаются одной из самых сложных проблем, которая стоит перед обществом любой страны. Чтобы разобраться, почему же дети становятся жертвами пагубных пристрастий, понять, что является первопричиной столь необдуманных поступков подрастающей молодёжи, мы обратились к специалистам, чья жизнь напрямую связана с решением проблем, связанных с самым опасным среди прочих вредных пристрастий, с наркоманией и наркопреступностью. Это семейная чета Ушаковых. Индире Идиатдулловне, врачу общей практики, не раз приходилось оказывать первую медицинскую помощь людям, пострадавшим от алкогольного, наркотического и других видов отравлений. Константин Олегович, бывший сотрудник отдела по борьбе с наркопреступностью, долгие годы занимался выявлением и обезвреживанием распространения наркотических веществ среди населения, в том числе и в подростковой среде.
-Как дети приобщаются к наркотикам? Почему они легко переступают опасную черту. Ведь всем известно, что это страшная зависимость смертельно опасна?
-Для новичков, первый контакт может произойти при общении с друзьями, во дворе, в общежитии, на дискотеке, на пикниках и других местах уединения подростков. Как правило, в этот момент ими движет любопытство и желание самоутвердиться в своей компании. Для тех, кто хочет «приятно» провести время, заранее подготовившись, покупают дозу наркотического вещества через интернет. Сегодня электронная связь является самой распространённой в мире. Поставщики и покупатели могут не знать друг друга, но связываются при помощи, известным только для них, шифрованными СМС сообщениями, например, в интернет чаде для общения. Продавцы заранее делают закладки-тайники в разных местах и, получив оплату через ту же интернет систему, электронными деньгами, указывают покупателю место очередного тайника.
А для тех, кто основательно подсел на наркотики, для которых опасна каждая минута промедления без дозы, до сих пор практикуется распространение наркотиков из рук в руки. Это, так называемый, «цыганский наркотик». Конечно, никто не отменял приобщение детей к наркотикам и другим видам зависимости в семьях с асоциальным образом жизни.
-Какие наркотики наиболее часто употребляются в подростковой среде?
-Как правило, у подростков наиболее распространённой является курительная смесь «Спайс». Существует понятие «Наркодизайнер». Это человек, который изготавливает «Сигареты», скручивая какую–либо траву и добавляя в неё разные по составу, концентрации, количеству наркотические порошки и создавая курительную смесь по заказу покупателя. Для курящих подростков, уже имеющих никотиновую зависимость, употребление спайс происходит, как правило, безболезненно. Если говорить о студенческой среде, где уже имеются достаточные денежные средства, наиболее распространённым психотропным веществом является «Экстази». Оно обладает возбуждающим эффектом, человек перестаёт чувствовать усталость, теряет счёт времени, долго находится в активном состоянии. Это помогает, якобы, при сдаче экзаменов, выдерживая многодневные бессонные ночи подготовки. Чаще, экстази используется подростками в молодёжных тусовках и увеселительных мероприятиях.
Люди, с уже имеющимся опытом употребления наркотических веществ, переходят на галлюциногенные таблетки. Для многих это уход из реальной проблемной жизни в мир грёз и безудержной эйфории. Наркоманы со стажем, для которых уже нет жизни без дозы, вводят растворы при помощи шприцев, сразу в венозную систему для моментального эффекта. Сначала это слабые наркотики, такие как амфитамин, метоамфитамин, а затем начинается поиск наиболее действенных наркотиков (героин, конопля), увеличивается доза и частота употребления. Если не хватает денег, то наркоман переходит к вареву, называемому «Крокодил». Это смесь чего угодно, что имеет в своём составе, малейшие одурманивающие компоненты, даже куриный помёт.
-Можно ли заметить нездоровое увлечение ребёнка на ранней стадии, чтобы постараться предотвратить дальнейшее развитие наркотической зависимости?
-При внимательном отношении к своим детям родителей, педагогов в учебных заведениях к своим воспитанникам, любое изменение в поведении и внешнем виде подростка может стать сигналом для принятия определённых мер предосторожности. На начальном этапе ребёнок становится скрытным, ничем не интересуется, постоянно «висит» на телефоне или в интернете, часто уходит из дома, находя любые доводы, становится безразличным к делам дома и семьи. На вопросы отвечает невпопад, раздражается по любому поводу. Постепенно скрытость переходит в обман, ребёнок начинает «шифроваться», резко падает успеваемость в школе. Появляется стойкое нежелание делать то, что для него всегда было важным и интересным. Изменяется круг друзей и знакомых, которых родители никогда не видели. Меняется стиль речи. В последствие проявляется ярко выраженная рассеяность, неопрятность, постоянные просьбы о необходимости денег, исчезновение материальных ценностей из дома. Речь становится замедленной, не логичной, не связанной, подросток говорит чушь, рассказывает фантастические истории. Дальнейшие изменения в поведении человека становятся ярко выраженными и абсолютно непредсказуемыми. Это частая смена настроения от депрессии до возбуждения, порой неконтролируемая самим человеком. Апатия ко всему, сонливость, часто сопровождающаяся дневной спячкой и ночным бодрствованием. Нарушение питания от жора до полного отсутствия аппетита. Появление сильной потливости. Следующий этап характеризуется «стеклянным взглядом», зрачки становятся или широкими или узкими и не реагируют на свет. Нарушается координация движения, проявляется ярко выраженный тремор конечностей (тряска), учащённый пульс. Отрешённость от реальной действительности, проявляется нарушение психологического состояния, которая проявляется безудержной эйфорией или агрессивными нападками на людей. Необратимыми симптомами являются непроизвольные мочеиспускания, сброс фекалий, распространяется характерная вонь. Тело опухает, покрывается незаживающими открытыми язвенными ранами. Сознание наркомана подчинено только одной цели-дозе.
-Как быстро может развиваться наркотическая зависимость?
-Любое внедрение в организм человека чужеродных веществ, сопровождается «отторжением»: тошнотой, рвотой, головокружением, падением давления, слабостью, обморочным состоянием. Поэтому любая попытка подростка и любого человека с «чистым» организмом к приобщению отравляющих веществ (пиво, сигарет, водки, спайсов и т.д.) воспринимается, как яд. При неоднократном употреблении таковых, происходит постепенная адаптация организма, сопровождающаяся потерей защитных свойств всех жизненно важных систем организма. Чем сильнее иммунная система человека, тем дольше будет сопротивляться организм. Всё же, рано или поздно, в зависимости от частоты употребления, состава и концентрации используемых наркотических веществ, начнётся обратный отсчёт. Тем более, что наркозависимость сопровождается побочными не менее страшными заболеваниями: ВИЧ, туберкулёз, гепатиты, цирроз печени и пр. Немаловажное значение имеет наследственность человека, его социальное окружение, семейные традиции, социально-экономическая и политическая обстановка в государстве. Поэтому для каждого человека время развития любого вида зависимости является абсолютно индивидуальным, но, как правило, конец у всех одинаков - это потеря здоровья, инвалидность, деградация и смерть.
-Что делать родителям, если они нашли своего ребёнка в наркотическом опьянении?
-При любых проявлениях наркотической зависимости, выявленные родителями или другими людьми, необходимо обратиться к врачу наркологу для определения степени зависимости ребёнка и психиатру для определения психического состояния на данном этапе. Необходимо понимать, что путь выздоровления ребёнка будет долгий и потребует совместных усилий родных, специалистов и прежде всего самого ребёнка. Если же подросток был обнаружен в глубоком наркотическом опьянении, необходимо срочно вызвать «Скорую помощь». При проявлении определённых медицинских показателей: давления, кровоподтёков, судороги подросток госпитализируется с диагнозом наркотическое отравление, с составлением акта по факту происшедшего случая. При передозировке больному внутривенно вводят антидоты для очищения крови от наркотических веществ.
-Какие меры принимает наше Государство для защиты населения от наркотического засилья?
-Существует определённый «Реестр» запрещённых наркотических препаратов, ввоз, продажа и применение которых преследуется законом и применяются достаточно суровые меры наказания. Существует серьёзная государственная военная структура, которая профессионально занимается выявлением и обезвреживанием наркопреступности. К сожалению, этот страшный бизнес, приносит огромные деньги, появляются подпольные химические лаборатории, в которых синтезируются всё новые виды синтетических наркотиков. Пока «новый наркотик» будет выявлен, подтверждена его опасность для здоровья людей, пока он будет занесён в Реестр запрещённых препаратов, проходит большое количество времени, а это опасно!
Сегодня государственная политика направлена на поднятие самосознания населения, в том числе детей и подростков, через становление активной жизненной позиции людей, пропаганду здорового образа жизни, создание достойных социальных условий проживания. Но самым приоритетным является активное вовлечение людей к массовому спорту. Одним из таких проявлений является сдача норм ГТО в школах, Вузах, предприятиях и прочих организациях, повсеместные медицинские осмотры, организация всероссийских акций, вовлекающих в свои ряды огромные количества граждан Российской федерации, охваченные единой идеей – это противостояние тому, что является чуждым для нормальной здоровой жизни общества. При этом во главу угла ставится создание подобающих условий для всестороннего развития подрастающего поколения, чтобы сегодняшняя молодёжь росла полезными для семьи и общества людьми.
Интервью показало, что изучение проблемы пагубных привычек лучше начать с исследования курящих подростков, так как они, уже получив определённую дозу никотиновой зависимости, потенциально психологически готовы к принятию и других более крепких видов курительных смесей. В условиях школьного образования из всех видов пагубных пристрастий в подростковой среде, самым приемлемым и доступным, на начальном этапе, является исследование никотиновой зависимости. Тем более, что все виды зависимостей имеют практически одинаковые причины приобщения, закономерности развития, механизмы проявления и последствия.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальнейших проблем современности, является приобщение молодёжи, к пагубным пристрастиям, несущим физическое, психологическое и нравственное разрушение здоровья подрастающего поколения. Как известно, издревле существовали различные виды вредных привычек, но сегодня наблюдаются наиболее серьёзные формы зависимостей: сквернословие, прелюбодеяние, табакокурение, алкоголизм, игромания, токсикомания, наркомания, которые разрушают общепринятые устои человеческого общежития. А проблема курения среди подрастающей молодёжи нашей страны стала угрожающей. С учётом психофизиологических особенностей развития подростков-курильщиков, становится очевидным, что идёт разрушение национального генофонда с угрожающими последствиями. Необходимо кардинально изменить не только методы профилактики и лечения наркозависимых людей, но и отношение к этой глобальной проблеме государственного законодательства. К наркоманам и пьяницам ведётся строгая учётность и применяются конкретные регламентированные правовые акты, а табакокурение долгое время оставалось «вне закона». И только 1июня 2013 года вступил в силу Федеральный Закон «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». По данным Всемирной организации здравоохранения было проведено порядка 70000 исследований, которые доказывают нецелесообразность продолжения курительной доктрины в стране. Сегодня необходимо всем и каждому подключиться к процессу оздоровления страны от негативных зависимостей, чтобы не бояться за будущее своих детей.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ РАБОТЫ
Гигиеническое образование и воспитание учащихся является составной частью всего учебно-воспитательного процесса в школе. В условиях ухудшения экологической обстановки, распространения в подростковой среде негативных пристрастий необходимо искать новые возможности влияния на сознание учащихся и заблаговременно предпринимать действия, развивающие у школьников стремление к здоровому образу жизни.
О том, что курение является вредной для здоровья привычкой, знают почти все. Однако, иллюзорные представления о респектабельности и состоятельности курящего человека, доминируют над пониманием нависшей опасности. Подростки, в силу своих психофизиологических особенностей, неопытности пренебрегают предостережениями взрослых, но специалистам хорошо известно, что расплата за курение неизбежна и неотвратима. Именно поэтому мы решили провести серьёзную исследовательскую работу в этом направлении, выбрав в качестве стартовой экспериментальной площадки, обычную среднеобразовательную школу №27 города Нижнекамска, Республики Татарстан.
Цель исследования: изучение проблемы курения в подростковом возрасте с позиции психофизиологических особенностей детей.
Рассмотрим проблему по блокам:
По каждому из данных блоков решались соответствующие задачи.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Курение, на первый взгляд, невинная шалость, переходящая в легко приобретённую привычку, и, как правило, приводящая к трагическим последствиям. Почему же большинство людей добровольно выбирают дорогу к пагубному пристрастию? Для получения информации мы провели обзор исторической, научной, статистической литературы по теме исследования. Необходимо было решить задачи:
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Развитие табакокурения уходит корнями в глубокую древность. Археологи, изучающие историю Ближнего и среднего Востока, считают, что табак потребляли ещё в III тысячелетии до нашей эры. Некоторые исследователи утверждают, что первыми на земле курильщиками были фараоны. В одной из гробниц, относящейся ко II тысячелетию до нашей эры, найдены глиняный кальян и другие курительные принадлежности. Примечательно, что на старинных китайских картинах изображены такие же трубки, какими пользуются для курения в настоящее время. Однако многие исследователи родиной табака считают Центральную и Южную Америку, где до сих пор в естественных условиях произрастает 60 разновидностей табака. В конце XV столетия Христофор Колумб описывал свои впечатления о Новом Свете: «Нас встретило множество почти голых людей, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они «пили» и выпускали через ноздри. Такие петарды туземцы называли табаком». Считается, что слово «табак» происходит от названия провинции Тобаго, где произрастало это растение.
В Европе табак применялся сначала как лечебное средство. Аристократы нюхали его, считая, что «никотина выгоняет и уничтожает болезни головы и мозга». Жизнь в разврате, чрезмерное употребление табака приводило к тяжёлым отравлениям, что стало побуждать духовенство вести непримиримую борьбу с курильщиками, вплоть до обезглавливания. В России знакомство с табаком началось в конце XVI века. Его завёз англичанин Чэнслер при Иване IV, а в значительных количествах английские купцы при царе Фёдоре Иоанновиче в 1585 году через Архангельск. В 1649 году в России было введено наказание за употребление и хранение табака «битьё кнутом на козле по пяткам», а торговцам табака «пороли ноздри и резали носы».
В настоящее время табак произрастает во многих районах земного шара и выращивается в 120 странах мира. Под эту культуру отведено не менее 4 700 000 гектаров хороших земель, пригодных для выращивания ценных зерновых культур. Расчёты показали, что если бы вместо табака была засеяна пшеница, то это дало бы дополнительно 10-20 тонн высококачественного зерна.
Создатели теории здоровой жизни Учёный И. М. Сеченов-творец российской школы физиологии. В. М. Бехтерев-невропатолог, психолог и психиатр. И. А. Сикорский-психиатр и публицист. Д. И. Менделеев-создатель системы химических элементов. И. Н. Введенский-исследователь влияния на общество сухого закона 1914 года. А. Л. Мендельсон-автор русскоязычного учебника трезвости. С. А. Рачинский-великий русский педагог. Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой-величайшие писатели современности. И. П. Павлов-отец советской физиологии. Г. А. Шичко – физиолог, кандидат биологических наук, родоначальник современного антинаркотического движения. Он создал новую науку «Гортоновика», которая преображает, перепрограммирует сознание на здоровый образ жизни без медикаментозных вмешательств. Ф. Г. Углов - величайший хирург, действительный член Академии медицинских наук СССР, лауреат Ленинской премии, профессор и почетный академик всех академий мира. Ярчайший примером того, как здоровый образ жизни одарил человека долголетием и высоким карьерным ростам. Его имя занесено в книгу рекордов Гиннеса. |
ОБЗОР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Доцент кафедры психотерапии М.Е.Бурно описывает различные виды курильщиков: «Застенчивый человек начинает нередко курить для того, чтобы было меньше неловко пустых, стеснительных движений, чтобы сигаретно-деловой занятостью заслонить себя от любопытных взглядов, спрятаться за дым от неловкого своего молчания. Другому, я бы назвал его человеком позы, важно, как «сидит» сигарета между пальцами, как гармонирует она с причёской, формой ногтей, какой затейливой струйкой идёт изо рта дым и прочее. Увлечённому деловому человеку - учёному, писателю, инженеру, мастеру курение якобы помогает отключиться от окружающих предметов, разговоров, сосредоточиться над чертежом, рукописью. Такого человека обычно не волнует его поза или наслажденческая сторона дела, он курит в пылу работы, совершенно машинально».
Академик Б.В. Петровский обратил внимание на то, что наметилась тенденция к увеличению числа курящих школьников 6-7 классов. Основными причинами этого является пример старших, в том числе и учителей. Известная их терпимость к этому злу и недостаточная эффективность санитарно-просветительской работы. Тем оно страшно, что в этом возрасте формируется «устойчивый» курильщик, разрушающий ещё неокрепший, растущий организм. Не секрет, что подросткам необходимо постоянно скрывать своё «увлечение», что отражается на характере курения подростка – торопливости и интенсивности затяжек. Это ведёт к более быстрому сгоранию табака и папиросной бумаги, большему содержанию вдыхаемых токсичных веществ. Особенно опасно выкуривание сигареты до конца. К тому же дети, не располагая практически свободными деньгами, покупают самые дешёвые, а значит, самые опасные сорта сигарет на сэкономленные средства. Исследования показали, что если курят родители или авторитетный друг ребёнка, то вероятность того, что ребёнок тоже начнёт курить, составляет 79-85%, а в безникотиновой среде вероятность курения практически сводится к нулю. Так, в семьях, где курят оба родителя, курят в 2 раза больше мальчиков и в 3 раза больше девочек.
При затяжке табачной взвесью в альвеолы легких (их суммарная площадь равна ста квадратным метрам!) проникают: окись углерода, аммоний, цианистый водород, акролеин, изопрен, ацетальдегид, N-нитрозодиметиламин, N-нитрозодиметилэтиамин, нитрометан, нитробензол, ацетон, бензин. гидразин, Далее - никотин, фенол, О-крезол, Р-крезол 2,4-диметилфенол, М- и, N-этилфенол, нафтиламин, Н-нитрозонорникотин, карбазол, Н-метилкарбазол, индол, Н-метилиндол, бенз/а/трацен, бенз/а/пирен, флюорен, хризен, ДДД и ДДТ-инсектициды, 4,4-дихлоростильбен; еще калий, натрий, цинк, свинец, алюминий, медь, кадмий, никель, марганец, сурьма, железо, мышьяк, теллур, висмут, ртуть, лантан, скандий, хром, серебро, селен, кобальт, цезий. Одновременно во время затяжки в человека проникают радиоактивные вещества, выделенные кремнием, кальцием, титаном, стронцием, таллием, полонием. Всеми одновременно! |
Проведённое исследование французского учёного А. Дюфура показало, что для молодёжи характерно незнание опасностей, связанных с курением. Вот что они отвечают: «Я знаю, что это плохо, зато приятно», «Мне говорили, что рак угрожает курильщику через 15-20 лет. Но это наступит далеко не скоро, и кто может гарантировать, что я буду еще жив к тому времени? Поэтому надо использовать то, что приятно».
Такое легкомысленное отношение подростков к проблеме курения связано с нежеланием видеть коварство «невинной сигареты». Значит, нужно об этом говорить настойчиво, используя все имеющиеся современные средства и технологии. Именно в этом заключается актуальность данной исследовательской работы.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Почему же курение табака так губительно действует на человека? Американские исследователи установили, что средний курильщик делает около 200 затяжек в день, 200 глотков дыма из 4000 химических соединений, 30 из которых особенно ядовиты. Главный яд - никотин. При выкуривании одной пачки сигарет человек получает дозу облучения, равную 36 рад, что в семь раз больше дозы, установленной соглашением по защите от радиации.
Интересные данные приводит доктор химических наук М.Т. Дмитриев. Так, табачный дым надо разбавить чистым воздухом в 384000 раз, чтобы он стал безвредным для дыхания. Общий показатель токсичности табачного дыма в 4,25 раза превышает токсичность выхлопного газа автомобиля, в 248 раз выше загрязненности отработанного газа газовой горелки и в 1100 раз выше токсичности выдыхаемого человеком воздуха. При выкуривании 20 сигарет человек фактически дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает гигиенические нормы. Превышение ПДК (предельно допустимой концентрации) в табачном дыме отмечается: по никотину в 115000 раз, по саже – в 30000 раз, по бензапирену – в 17400 раз, синильной кислоте – в 1880 раз и т. д. По всем токсическим веществам в совокупности в 384000 раз.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, курильщиками являются порядка 1/3 взрослого населения мира. Согласно прогнозам, к 2020 году табак станет одной из главных причин смертей и заболеваний, ежегодно убивающих более 10 миллионов людей. Сегодня в мире табак ежедневно убивает по 8 тысяч курильщиков, значит, каждые 8 секунд умирает 1 человек.
По информации Роспотребнадзора, за 2010-2015годы, количество курильщиков в России увеличилось до 440 тысячи человек и составило 55 миллионов. Самыми активными курильщиками в России считаются люди от 19 до 44 лет, из них 65% мужчин и до 30% женщин. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, что составляет более 3 миллионов курящих подростков. В этот же период наблюдается отчетливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодежи, особенно молодых женщин, и более раннему началу регулярного курения. В возрасте 20-29 лет доля курящих женщин в десять раз больше, чем в 60 лет.
Ежегодно из-за курения в стране умирают 300-400 тыс. россиян, то есть каждые 1 мин 20 секунд погибает 1 человек, что составляет 17% от общего количества смертей. Воистину нет такого химического оружия в мире, которое унесло бы за всю историю человечества столько жизней, сколько унесли эти яды за последние десятилетия. Исследования показали, что курение является причиной: 98% смертей от рака гортани; 96% от рака легких; 75% от хронического бронхита и эмфиземы легких; 25% от ишемической болезни сердца. Они жили бы дольше, если бы не курили и не пили спиртное!
Общие экономические потери, связанные с табакокурением, составляют не менее $200 миллиардов в год. Ежегодно в России производится около 250 миллиардов сигарет и импортируется в страну ещё 50 миллиардов. Таким образом, страна потребляет 103 пачки в год на человека, включая новорожденных. В настоящее время в России работает 98 табачных фабрик, 89 из которых российских. По информации ведомства, цены на табачные изделия в РФ остаются самыми низкими в мире, поэтому табак является доступным для всех групп населения независимо от уровня доходов. Важно то, что в последние годы стали более жёсткими ограничения в продаже сигарет детям, не достигшим 18 лет.
В исследовании, проведенном американскими специалистами, из Медицинской школы при Университете Южной Калифорнии говорится, что курение женщины во время беременности может привести к нежелательным изменениям в ДНК ее собственных детей и внуков, поэтому в ряде стран население постепенно бросает курить. Так, в Великобритании число курящих за последние 10-15 лет сократилось примерно на 10 миллионов человек. В экономически развитых странах мода на курение постепенно проходит. Сейчас в моде спортивный стиль, стройная фигура, регулярные занятия гимнастикой, культуризмом и другими оздоровительными процедурами. Курить не модно и не престижно. Все больше предпринимателей отказываются принимать на работу курящих.
В нашей стране за последние 2 года, «по данным Роспопотребнадзора, количество курящих россиян снизилось почти на 40 %, а количество человек, состоящих на учёте с диагнозом «алкоголизм» - почти на четверть. Предполагается, что этому способствовали такие меры, как запрет на продажу алкоголя в ночное время и курение в общественных местах» (газета «Нижнекамская» №15 (279)20 апреля 2017 год). Опрос 264 человек, проведённый в Нижнекамске, показал, что 30,7% не пьют вообще, 33,3 – только по праздникам, 20,1% 1-2 раза в неделю и только 6,4% выпивают каждый день. Статистический обзор показал, что тенденция к оздоровлению общество очевидна, но, тем не менее, проблема существует и её необходимо изучать и исследовать.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ БЛОК.
Проблема курения стала социальным бедствием населения всего земного шара. Она затрагивает людей разного возраста и любых социальных сословий. Нас же заинтересовало состояние дел в подростковой среде обычной образовательной школы №27 города Нижнекамска Республики Татарстан.
Исследование №1 Анкетирование. Октябрь-ноябрь 2016 года
На первом этапе исследования необходимо было собрать статистическую обобщающую информацию о количественном и качественном составе курящей молодёжи школы. Перед нами стояли несложные задачи:
Для этого было проведено анкетирование 600 человек в параллелях с 5-11 классов.
№ | Параллель | Количество классов | Кол-во учащихся в параллели |
1 | 5 | 3 | 75 |
2 | 6 | 3 | 75 |
3 | 7 | 3 | 75 |
4 | 8 | 3 | 75 |
5 | 9 | 4 | 100 |
6 | 10 | 4 | 100 |
7 | 11 | 4 | 100 |
Итого: | 24 | 600 |
Результаты показали, что на момент проведения анкетирования общее количество курящих детей составляло 71 человек, из них до 5 класса не курил никто (считаем, что дети начального блока не курят вообще). Уже в 6 классе закурили 4 девочки, в 7-ом количество курящих девочек увеличилось на одного человека, а количество мальчиков составило 3 человека. В 8 классе количество мальчиков и девочек сравнялось. Такую ситуацию можно объяснить тем, что девочки физиологически взрослеют раньше. В связи с тем, что в школе №27 традиционно производят набор детей в 9 профильные классы, предполагаем, что к «своим» курильщикам добавились ещё и «новобранцы», поэтому произошёл большой скачок курящих детей и составил 13 мальчиков и 8 девочек. В 10 классе происходит перераспределение учащихся. Часть уходит в техникумы, а на их место производится набор других учащихся на конкурсной основе, мотивированных на учёбу. Возможно, это объясняет резкое уменьшение количества курящих детей 10 класса: мальчиков 5 и 4 девочки. А к 11 классу, в течение года, количество курильщиков опять возросло до 11 и 8 соответственно, почти в два раза. Это настораживает, так как тендем роста курильщиков в школе очевиден.
Проведя сегментацию результатов анкетирования, мы выяснили, почему подростки добровольно втягиваются в это опасное увлечение и знают ли они о серьёзных последствиях такой пагубной привычки. И что думают об этом некурящие дети.
Курящие дети, которых составило 12%, давали односложные ответы, объяснения сводились «Не знаю», «Знаю», «Да», «Нет». Можно предположить, что это желание скрыть истинные причины пагубной привычки или же неумение объяснить их. Подавляющее большинство школьников, а их составило 86% от общего количества учащихся, отрицают курение по разным причинам: «Не курите – это смерть», «На предложение закурить ударил бы», «Не буду курить – не дурак», «Зачем нервы портить», «Бросить как можно быстрее или уменьшить дозу», «Застрелил бы», «Попробуйте, но не курите», «Займитесь спортом», «У вас не будет детей» и т.д. Выявились 2% учащихся безразлично относящиеся к проблеме «Как хотят», мы их отнесли к потенциальным курильщикам, которые могут закурить в любой момент.
Анализ результатов анкетирования показал, что практически все дети не понимают всей серьёзности и глубины последствий, связанных с употреблением табака и других наркосодержащих веществ в столь раннем возрасте. Поверхностное, порой неосмысленное, понимание проблемы, на уровне «это плохо», говорит о некомпетентности подростков в этом вопросе. Значит, они не защищены и в любой момент могут быть втянутыми в процесс табакокурения.
Вывод №1 Необходимо проводить среди учащейся молодёжи серьёзную разъяснительную работу о вреде курения, о пагубных последствиях этого, на первый взгляд, безобидного пристрастия. Может быть, она станет причиной, по которой подросток раз и навсегда самостоятельно бросит курить, а для других предостережением, чтобы не пробовали.
Исследование №2 Экспресс-опрос. Ноябрь 2016 года
На следующем этапе нашей исследовательской работы мы решили посмотреть на проблему со стороны людей, которые уже прошли «школу жизни курильщика». Какова вероятность того, что человек по какой- либо причине добровольно бросит курить? Что становиться причиной такого поступка?
Задачи:
Экспресс-опрос был проведён среди родителей, родных и близких учащихся школы. На родительских собраниях, по телефону, в личных беседах было опрошено порядка 500 человек. Из них, каждый 62 бросил курить, что составило 8% от общего количества опрошенных. Стаж и интенсивность курения 40 опрошенных человек, бросивших вредную привычку, весьма разнообразен от 2 до 35лет. Есть взрослые, начавшие курение с10лет (один с 7 лет) и с 25. Им всем был задан один вопрос: «Что и как побудило расстаться с пристрастием к сигаретам?» Ответы были весьма неожиданными.
Для получения наиболее точного сегмента бросивших курить, мы поделили всех опрошенных на три возрастные категории.
Исследования Д. Гриффитса и К. Гривса Физиологические последствия отвыкания от курения | |||
Симптом | Причина | Меры | |
Усиливающийся кашель | В легких начинается процесс очищения. Кашель обычно длится до месяца | Нужно пить больше жидкости и отхаркивать избыточную слизь | |
Головная боль, нервозность | Организм требует очередной дозы никотина | Дать организму полезную физическую нагрузку, думать о позитивном | |
Трудность концентрации внимания, утомляемость | Никотин обладает стимулирующим действием, его отсутствие вызывает противоположное действие | Глубже дышать, быть на свежем воздухе для большего поступления в организм кислорода | |
Боль или сухость в горле | Идёт процесс восстановления мерцательных эпителиев слизистой оболочки | Пить больше жидкостей, соков, тёплого молока | |
Запор | Все процессы в организме замедляются, в том числе и пищеварительная система, что приводит к запорам | Увеличить количество грубой клетчатки в рационе, есть больше овощей, фруктов, отрубей, чернослива |
3. Для подростков и людей до 25 лет со стажем курения от 2 лет и более, основной причиной побудившей бросить курить стала просьба любимого человека. Один случай отравления табачным дымом. Всего 2 человека, то есть 5% от общего количества.
Важно то, что никто не связал причину избавления от курения с карьерным ростом или с экономией семейного бюджета.
По результатам опроса, ощущения бывшего курильщика в момент восстановления организма мы поделили на три стадии.
1. Головокружения, нервозность, чего-то не хватает, кашель, отхаркивание тёмной слизью.
2. Преодоление зависимости, облегчение, тошнота и рвота от непереносимости запаха сигарет, поднятие самооценки (Я смог!)
3. Чувство освобождения, необъяснимая радость, изменение мировоззрения.
Для тех, кто хочет раз и навсегда расстаться с курением, надо знать и быть готовым к определённым трудностям на первом этапе. В исследованиях Джона Гриффитса и Кейта Гривса "Польза от прекращения курения", которая была опубликована издательством Всемирной организацией здравоохранения, дирекцией НИИ медицины труда и экологии человека, отмечено, что «патологические процессы в органах дыхания, могут быть обратимыми, если человек бросает курить. В зависимости от интенсивности курения в прошлом, процесс восстановления занимает от одного до пяти лет. В течение первых двух недель происходит обильное выделение слизи, и начинается процесс оздоровления от никотиновой зависимости. Он гораздо сложнее, чем процесс привыкание к нему».
Вывод №2 Результаты исследований показывают, что подростки, которые не курят и взрослые, получившие жизненный опыт и переставшие курить, ставят на первое место здоровье. Это является основным сдерживающим фактором против курения для многих. Если взрослые приходят к пониманию проблемы вполне осознанно, то у подростков это происходит на подсознательном
уровне. Это подтверждает процентное соотношение бросивших курить. Следовательно, необходимо развивать в подростках осознанное понимание проблемы табакокурения с раннего возраста. Семья, школа, дополнительное образование-все должны включиться в этот процесс.
Исследование №3 Наблюдения. Ноябрь 2016 года
В подростковом возрасте развитие осознанного понимания той или иной проблемы происходит у всех детей по-разному. Для одних – это авторитарное давление старших, которое сопровождается упорным сопротивлением подростка. Для других – это постоянное, терпеливое назидание родных, желающих внушением и уговорами достичь желаемого результата. Есть категории семей, которые личным примером и заслуженным авторитетом «ведут» за собой подростка. Кого-то воспитывает «улица». Перед нами же стояла важная задача:
С этой целью в школе, совместно с психологом Шопиной Галиной Геннадьевной, была проведена широкомасштабная пропагандистская акция, которую мы назвали «Коварство невинной сигареты». Исследование проводилось методом наблюдения в три этапа:
1 этап. В школу был приглашен опытный специалист общественник Неверов Александр Васильевич из общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский оптималист», который беседовал с подростками о вреде курения. Встреча проходила в неофициальной, «домашней» обстановке, которая располагала детей к откровенному разговору. Он рассказал об истории появления табака, о пагубном влияние его на растущий организм, экономических аспектах табакокурения.
1 наблюдение за поведением подростков во время беседы, выявило, что всего 3% из всех присутствующих серьёзно воспринимают информацию. Остальные 97% только слушают или всё переводят на шутливый лад.
2 этап. Учащимся школы были показаны интересные видеоматериалы о «Коварстве невинной сигареты». Фильмы рассказывали о глобальности проблемы, психологических и медицинских аспектах табачной зависимости. Также были показаны клипы о рождении больных, уродливых детей у курящих родителей, операция на лёгкое курильщика, различные опыты.
2 наблюдение выявило, что визуальный материал эмоционально воспринимается практически всеми детьми. Мы заметили, что 48% учащихся остались равнодушными к глобальным проблем человечества, тем более, к философскому началу проблемы курения, они просто смотрели картинки на экране. Но при просмотре клипов, где учащиеся увидели результаты деятельности «невинной сигареты» на живых примерах, 92% учащихся не скрывали свои эмоции. Безбоязненно высказывали свои страхи, недоумения, ужас.
3 этап. На третьем этапе мы решили прибегнуть к помощи профессиональных психологов. Учащиеся посетили курсы Сергея Владимировича Коновалова, педагога и психолога высшей квалификационной категории. Он много лет профессионально занимается лечением взрослых людей от различных видов наркозависимости по психолого-педагогической методике Г.А. Шичко.
3 наблюдение выявило, что слушатели курсов впервые узнали о существовании взаимосвязи между поколениями родственных людей. Отрицательный пример родителей, негативное влияние социума, незаметно, постепенно развивает у подростков устойчивую склонность к пагубным привычкам, в том числе и табакокурению. Идёт некое программирование ребёнка на «плохое».
Вывод №3. По результатам данных наблюдений, можно предположить, что подростки легко воспринимают визуальный материал, который можно увидеть, или потрогать. А услышанная информация, требующая определённого осмысления, анализа, вызывает у подростков сложные ассоциации, замешательство и растерянность. Возможно – это связано с особенностями психофизиологического развития подростов. К сожалению, 92% учащихся, не были готовы к восприятию серьёзной аналитической информации о вреде курения (психолога Коновалова). Следовательно, наиболее эффективной формой воздействия на сознание курящих подростков данной школы на данном этапе является систематический просмотр видеоматериалов, плакатов, отображающих негативные результаты употребления никотина, влияние на здоровье неокрепшего организма и будущего их детей. Для понимания серьёзности проблемы и, как следствие, благополучного избавления от привычки курения, необходимо знакомить детей с исследованиями врачей, психологов и наркологов, проводить совместно опыты.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
В результате обобщающего анализа всех этапов проведённых исследований, мы пришли к пониманию того, что традиционные профилактические методы ознакомления детей с проблемой табакокурения крайне недостаточны. Лектории на классных часах, показы фильмов, лекции специалистов помогают подросткам призадуматься над надвигающейся опасностью, но, как правило, острота ощущений со временем притупляется. Нужно быть готовым к тому, что процесс выздоравливания будет столько же долгим, как и сам процесс втягивания подростков к пагубному пристрастию. Не секрет, в борьбе с никотиновой зависимостью необходимо проявлять большие психологические волевые усилия. К сожалению, большинство подростков не обладают достаточной силой воли. Значит, чтобы подросток не «остыл» в своих намерениях, нужно каждого держать под
контролем до момента полного выздоровления. Надо помнить, что наркозависимых людей нельзя лечить, собирая их в группы, несмотря на то, что это идёт в разрез общепринятым правилам и способам лечения людей с физическими недугами. Для
развития в детях глубокого осмысленного понимания проблемы наркотической зависимости, в том числе и табакокурения, необходимо разработать некую систему просветительской работы поэтапного оздоровления личности.
Мы предположили следующую гипотезу: процесс освобождения от всякого рода психофизических зависимостей для подростков необходимо начинать с провокации эмоционального всплеска по обсуждаемой проблеме в общей аудитории слушателей, перейти к поэтапному, всестороннему раскрытию проблемы в группах, а затем укреплять сознание подростка, выстраивая индивидуальную траекторию реабилитации личности.
Для проверки жизнеспособности нашей гипотезы мы решили провести эксперимент с учащимися школы №27, где наблюдался рост количества курильщиков за последний год, и обозначили следующие задачи:
Исследование №4 Эксперимент. Декабрь 2016 года - январь 2017года.
1.Эмоциональная «атака» на аудиторию (75 человек) проведена в 2 этапа:
1этап информационный. В основу психологической «атаки» мы положили документальные источники, исторические факты и научные труды известных людей современности. В доступной для подростков форме, озвучили материалы из рассекреченных документов архивов КГБ и ЦРУ, объяснили сущность «Доктрины Алена Даллеса», нацеленная на заранее спланированную «грандиозную по своему масштабу трагедию гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания». Впервые услышанные строки стихотворения-обращения наркомафии с последним пожеланием к «Иванам» «…Мы скоро отнимем у вас ваши хаты. Дадим казино, сигареты, секс фильмы. Курите и пейте, рожайте дебильных. Больные, уроды для нас не опасны – мы их уничтожим поддельным лекарством. Вы все постепенно умрете бомжами, и долю такую вы выбрали сами…», подвергли многих в состояние лёгкого оцепенения. «Мама Заря» - многие ребятишки называют Зарину Бикташеву, которая помогает всем бездомным, безродным детям, попавшим в сети наркодельцов. Её рассказ «Наркомалыш» не оставил никого равнодушным. В зале воцарилась молчание. Рассказанная «Исповедь Зайцева», врача нарколога-психиатра, который многие годы отчаянно помогал своей дочери избавиться о наркотической зависимости, раскрыла проблему глазами родителей. Серьёзный акцент был сделан на то, что подростки несут огромную ответственность перед своими родителями, перед обществом, перед Родиной, хотя бы потому, что каждый должен оставить после себя здоровое наследие. Учащимся было предложено продолжить участие в эксперименте через неделю, дав время для глубокого осмысления услышанного материала.
2этап научный. (68 человек) На следующем этапе психологической «атаки» мы познакомили подростков с основными результатами исследований швейцарского учёного Мореля. «Доктрина трёх поколений» - главный его труд. Результаты показали, что при ежедневном употреблении 100 грамм алкоголя, в течение жизненного цикла, происходят необратимые генетические изменения, которые передаются по наследству и имеют тенденцию к накоплению. Таким образом, уже к концу третьего поколения, происходит химическая регрессия человека, при которой, люди утрачивают самые главные навыки к творчеству и физическому труду. Можно предположить, что в России происходит последовательная реализация «Доктрины трёх поколений», начатая ещё в 1925 году. Если Морель доказал наследственность наркотических зависимостей, то советский физиолог Шичко предложил теорию, так называемого, «программирования населения» на алкоголь и никотин (в советскую эпоху не принято было говорить о наркотиках). Каждый ребёнок, сам того не осознавая, уже с пелёнок запрограммирован на употребление наркозависимых веществ, так как внешние факторы влияют на сознание малыша, как программа к действию. Как же происходит программирование и можно ли противостоять такому процессу? Для повышения осмысленного понимания проблемы в доступной для подростков форме, мы разработали развёрнутую систему алгоритма программирования семьи по годам в промежутках по 5 лет.
А. Даллес. «Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР», 1945г. «Окончится война, всё как-то утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем,- всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод, за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Литература, театры, кино - все будет изображать, и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать людей, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу - всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветёт махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и сделаем». |
МЕХАНИЗМ РАБОТЫ АЛГОРИТМА ПРОГРАМИРОВАНИЯ СЕМЬИ
Процесс программирования семьи целесообразнее рассматривать в течение 4 поколений, с точки зрения, постепенного прогрессивного развития зависимости и если не были приняты меры предосторожности. (см. таблицу ниже) Начнём рассматривать процесс с момента рождения здорового ребёнка и здоровых родителей. Известно, что новорожденные первые месяцы своей жизни воспринимают окружающий мир через обоняние и осязание. Молодые родители, частенько позволяют баловать своим вниманием детей, находясь в радостном и возбуждённом состоянии от употребления даже незначительной дозы пива и выкуренных сигарет. Известны факты многодневных «обмываний ножек» новорожденных, поэтому с первых дней своей жизни малыш с молоком своей матери впитывает запахи сигарет и алкоголя и в его сознании формируется понятие «Это Хорошо». Далее рассмотрим развитие пагубных пристрастий родителей по нарастающей. В течение пяти последующих лет у малыша возрастает понимание того, что с появлением в доме гостей, «вкусняшек» на столе, весёлое и радостное настроение родителей всегда сопровождается разливанием по бокалам жидкостей и с запахами сигарет. Именно в такие моменты ребёнка все начинают замечать, хвалить, гладить по головке (даже просят рассказать стишок, поставив на стул) и малыш становиться в центре внимания происходящего. Дети начинают бессознательно копировать поведение родителей, и развивается стойкое понимание того, что «Это не кака», а «Это Хорошо». До десяти лет жизни у ребёнка происходит привыкание к тому, что взамен ежедневным скучным будням приходят праздники с весельем, шумными компаниями, порой сопровождаемые раздором и скандалами. И всё это на фоне алкоголя и дыма сигарет. До пятнадцати лет у будущего подростка развивается стойкое понимание того, что сигареты и спиртное - это обычное и нормальное явление в жизни его семьи. Значит, нет ничего плохого в том, что мне тоже можно закурить сигарету, выпить шампанское под новый год с друзьями. Как правило, такое поведение подростков приводит к конфликту с родителями, которые не хотят видеть своих детей курящими и пьющими, ведь это проявления плохого тона (значит, ребёнок из неблагополучной, плохой семьи). Но это «шалость» никак не воспринимается, как серьёзный ущерб здоровью ребенка. Таким образом, на продолжении жизни в первом поколении ребёнок к 25 годам превращается в человека с устойчивой тягой к спиртному, с признаками устойчивого снижения нравственности (по Морелю). Назовём таких людей пьющими (П).
Второе поколение уже пьющих родителей будет иметь детей, больных, с ослабленным иммунитетом и предрасположенных к пагубным пристрастиям. Попадая в пьющую среду (близкое окружение), такие дети уже в подростковом возрасте будут проявлять симптомы пьющего человека. И как, закономерная последовательность, к 25-30 годам во втором поколении мы получаем человека - обычного пьяницу, запойного характера, страдающего приступами бешенства (по Морелю). Назовём таких людей алкоголиками (А).
В третьем поколении, в семьях с алкогольной и никотиновой зависимостью, о рождении здоровых детей говорить не приходится вообще. Мутагенные свойства алкоголя проявляются нарушениями генетического кода. Является закономерностью, что в таких семьях рождаются дети с телесными уродствами, а так же с проявлениями серьёзных психических заболеваний (дебилизм). Такие люди становятся меланхоличными, страдают ипохондрией, склонностью к совершению самоубийства и убийства других людей (по Морелю). Назовём таких людей самоубийцами (С).
В четвёртом поколении родители-самоубийцы не могут иметь детей, развивается бесплодие и идёт пересечение потомства. Такое поколение характеризуется эмоциональной тупостью, полной деградацией личности. Назовём таких людей деградантами (Д)
Алгоритм программирования семьи
(табакокурение, пьянство, наркомания)
Поколения | |||
I Здоровые родители | II Пьющие (никотинозависимые) родители | III Родители алкоголики (хронические курильщики) | IV Деградированные родители |
П(З)+М(З) = ребёнок (25лет) (здоровый) | П(П)+М(П) = ребёнок (25лет) (больной) | П(А)+М(А) = ребёнок (25лет) (уродство) | П(Д)+М(Д) = ребёнок (25лет) (нет детей) |
малыш (5 лет) + 5 лет | родители (30 лет) + 5 лет | родители (30 лет) + 5 лет | родители (30 лет) + 5 лет |
(обоняние, осязание) | (пьяные праздники, скандалы) | (алкоголизм, меланхолия, ипохондрия) | (эмоциональная тупость, разрушение внутренних органов) |
школьник (10 лет) + 5 лет | родители (35 лет) + 5 лет | родители (35 лет) + 5 лет | родители (35 лет) + 5 лет |
(зрение, понимание) | (запои, пьяные разборки) | (склонность к самоубийству, убийство) | (идиотия, самоубийство, смерть) |
старшеклассник (15 лет) + 5 лет | родители (40 лет) + 5 лет | родители (40 лет) + 5 лет | |
(осмысление, опробование) | (длительные запои, мордобой) | (полная зависимость, деградация личности) | |
подросток (20 лет) + 5 лет | родители (45 лет) + 5 лет | ||
(подражание, рефлексия) | Обычное пьянство, приступы бешенства, алкоголизм | ||
родитель (25 лет) + 5 лет | |||
Пьющие родители: снижение нравственности, тяга к спиртному |
Закономерности процесса программирования. Возможны варианты, если один из родителей не пьёт: 1вариант: пара расстанется; 2 вариант: вторая половина тоже запьёт; 3 вариант: вторая половина будет терпеть, тогда на место пьющего родителя со временем добавиться или заменит уже пьющий ребёнок.
Вывод №1. Учащиеся нашей школы впервые смогли понять сам механизм развития зависимости любого вида: табака, алкоголя, наркотиков. Осознать, что этот процесс, может быть, сдвинут во времени. Например, никотиновая зависимость развивается медленнее, нет деградации человека, в прямом смысле этого слова, а наркотическая зависимость развивается гораздо быстрее и агрессивнее. У таких людей практически в первом же поколении возникают серьёзные проблемы с психикой, и наступает преждевременная смерть. В любом случае механизм остаётся тем же. А последствия, «невинных шалостей», могут закончиться увечьями и гибелью в разных формах и проявлениях: отравление от табачного дыма, смерть в пьяных драках, при авариях на дорогах, по невнимательности, передозировках, от разрушения внутренних органов из-за болезней, появившихся от злоупотребления наркотических веществ. А у людей, имеющих чистое сознание и независимый от пристрастий организм, вероятность попадания в критические ситуации сводится к минимуму, хотя и они могут стать жертвами обстоятельств, связанных с наркозависимыми людьми.
Результат эмоциональной атаки. Для определения психологического настроя участников эксперимента, подросткам были заданы вопросы по услышанному материалу.
- Кто из Вас хочет стать ещё одной жертвой «машины смерти»?
- Кто хочет стать «подопытным кроликом» в руках наркодилеров?
- Кто хочет иметь уродливых детей?
- Кто хочет быть «запрограммированным на смерть»?
- Кто никогда не будет курить?
93% присутствующих подростков, то есть 63 человека, дали положительный ответ и высказали опасение страха за собственную жизнь, сохранению своего здоровья и жизнеспособности. Это является главным сдерживающим фактором для всех (см. исследование №1). И только 4% ребят, то есть 3 человека, скептически отнеслись к происходящему. Следовательно, можно предположить, что основная часть испытуемых получила эмоциональный всплеск, который хотя бы заставил их посмотреть на проблему с позиции здравомыслящего человека.
2.Проведение опыта (группы учащихся) в два этапа.
К следующему этапу эксперимента были приглашены дети по желанию, которых мы поделили на небольшие группы с целью получения наиболее тесной обратной связи. Воздействие продолжили, основываясь на исследование №2 (зрительный эффект). Проявилась тенденция увеличения количества детей и частичная смена состава. Дети собирались в группы по принципу «это наша компания», поэтому каждый преследовал свои цели, но очевидным было одно, интерес у подростков не «остыл» к предмету разговора.
1этап визуальный. Учащимся был показан несложный опыт - имитация процесса курения при помощи лабораторного макета курильщика. Детям был объяснен «Путь сигаретного дыма» по организму человека по схеме. (см. рисунок) Участники эксперимента наблюдали, как на их глазах стенки прозрачной трубочки (дыхательные пути человека) и белая вата (лёгкие человека) покрылись тёмно-серым налётом только от одной сигареты. Многие некурящие дети стали откашливаться и практически все, возмущались распространением неприятного запаха. Детям было рассказано о том, что втягиваемый сигаретный дым содержит порядка 30 различных ядовитых химических веществ. Самый ядовитый из них - это никотин. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть и только потому,
Анатомия человека. При нормальном дыхании воздух поступает в носовую полость, где прогревается, увлажняется и частично очищается от механических примесей. Слизистая оболочка носовой полости покрыта мерцательным эпителием. В этом покрове много клеток, выделяющих слизь, которая вместе с осевшими на оболочку пылевыми частицами удаляется мерцательными движениями ресничек. После того как воздух покидает носовую полость, он проходит через гортань и попадает в трахею. Внутренняя поверхность, которой также выстлана слизистой оболочкой. Важной функцией ресничек трахеи является защита от механических, физических и химических воздействий. Отфильтрованный воздух поступает через два бронха, идущих к правому и левому легкому. Подобно корням дерева, бронхи разветвляются на бронхиолы. По краям бронхиол расположены легочные пузырьки — альвеолы, через стенки которых происходит газообмен между воздухом и кровью. |
что он поступает в организм небольшими дозами, курильщик не получает сразу острого заболевания, а подвергается постоянному хроническому отравлению. Впоследствии возникают заболевания, многие из которых не вылечиваются вообще. (В сигарете содержится примерно 6÷8 мг никотина, из которых 3÷4 мг попадает в кровь). Пары никотина проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы, сужение кровеносных сосудов, раздражение слизистой оболочки, что приводит к отмиранию мерцательных ресничек (фильтров). Как следствие, развивается хронический бронхит. Как показывают исследования, именно в слизистой оболочке чаще всего рождаются раковые клетки. По мере продвижения вниз по дыхательному тракту к основанию бронхиолей, разрушительное воздействие никотина усиливается. Один из вредных процессов происходит во время газообмена. Отдельные химические вещества, вступая в реакцию с кислородом, входящим в состав молекулы углекислого газа, образуют ядовитый угарный газ, который затем разносится по всему организму. В результате длительного отравления угарным газом уменьшается приток крови к пальцам рук и ног, что влечет за собой последующую ампутацию конечностей. Вредное воздействие химических веществ на альвеолы заключается в том, что, приспосабливаясь к изменениям в кислородном обмене, они до предела увеличиваются в объеме и могут разорваться (как надутый шар). Этот процесс носит название эмфиземы. Она необратима.
2этап практический. (Составление портрета курильщика) Подростки проявили нескрываемый интерес к предмету разговора, некоторых полученная информация привела в некоторое замешательство. Особенно разговор о том, что никотиновая зависимость не только влияет на психику и физическое здоровье человека, но серьёзным образом негативно отражается на внешности курильщика, а для подростков это немаловажный фактор. Для понимания серьёзности этого аспекта проблемы, мы предложили ребятам выполнить наброски общей картины своего автопортрета с момента первой затяжки, через 5 лет, 10 лет. Главный акцент при этом был сделан на внешние проявления синдрома «лица курильщика». Например, появление инфекции полости рта приведёт к повреждению слизистой оболочки губ, языка, нёба, горла. Это неблагоприятно скажется на вкусовых ощущениях, пожелтению зубов, а также неприятному запаху изо рта. Табакокурение приведёт к ухудшению обоняния, нарушению нормального дыхания, к постоянному прерывистому кашлю и, как следствие, сиплому, грубому голосу. Волосы станут сухими и ломкими, потеряют естественную шелковистость и блеск. Ногти пожелтеют, станут ломкими и загнутыми. На лице появятся подкожные прыщи, которые со временем, могут стать причиной появления глубоких рубцов. Образуются преждевременные морщины, кожа лица станет рыхлой с неприятным серо-желтым оттенком. Со временем, выцветут ресницы и брови. Такое лицо не скроет ни один макияж. Кроме того, происходит резкое снижение общей выносливости организма и сопротивляемости к различным заболеваниям.
Результаты опытов. Собрав все дефекты курильщика в единое целое, учащиеся без труда увидели перед собой уродливое тело курящего человека, «сдавленного» многочисленными болезнями. В неформальной обстановке подростки свободно задавали вопросы «А правда, что…?», связанные с различными заболеваниями, сопровождая разговор своими примерами. Беседы в группах смогли помочь выявить подростков, которые нуждались в психологической помощи, не только по вопросам курения, но и в вопросах взаимоотношений в семье, с одноклассниками, использования косметики, наследственности различных заболеваний. Участникам эксперимента была предложена помощь каждому, кому не безразлична его жизнь и судьба дальнейшего поколения его семьи.
3.Составление индивидуальной траектории (индивидуальная работа)
На следующем этапе учащимся было предложено составление индивидуальной сетки программирования их семьи на условиях абсолютной конфиденциальности. Это давало возможность перейди к беседам «Т-А-Т» особенно с теми подростками, которые может быть, никогда не начали бы разговор о своих проблемах в общей аудитории. Именно здесь можно было ожидать откровенного разговора о необходимости помощи и взаимной заинтересованности в решении проблемы никотиновой и других видов зависимостей.
Несложная, на первый взгляд, система сетки программирования, (см. модульную схему ниже) позволяет точно определить факторы наследственности, которые могли стать начальной причиной легкомысленного отношения к пагубным пристрастиям. Так же рассмотреть, приобретённые подростком негативные привычки в течение своей жизни. Объяснить, что и они со временем примут необратимый характер и повлекут за собой изменения его наследственности и могут трагически отразиться на будущих детях.
Сетка программирования семьи
Вывод №3. Из 75 участников эксперимента на индивидуальную беседу пришло 38 человек (некоторые для поддержки друга), что составило всего 50% от общего количества. Тем не менее, полученные результаты имеют положительный тендем. Многие подростки впервые посмотрели на курение не как на забаву, а как на опасную проблему для самого подростка, его семьи и общества в целом. Встречи с учениками, по их желанию, стали приобретать системный характер.
4. Сделай правильный выбор
Письма с того света. |
На следующем этапе психологического воздействия мы использовали метод сравнений. Подросткам была дана волевая установка: сделай свой выбор «Выбери жизнь!» Им были прочитаны «Письма с того света» - отрывки из дневниковых записей слушателей лекций, которые проходили курс реабилитации в клубе «Нижнекамский Оптималист» по методике Г.А. Шичко (эксклюзивный материал). Какие душевные и физические муки, страдания испытывают люди, попавшие в «сети» пагубных пристрастий. Сколько погубленных жизней, не родившихся детей, несбывшихся планов и надежд. В момент кульминации обсуждаемой темы, эмоционального сопереживания мы переключили внимание подростков на показ видео фильма с условным названием «Интервью с богом». Короткий, но очень ёмкий фильм несёт в себе философское начало мироздания, где сам бог даёт ответы на самые важные вопросы в жизни человека: «В чём заключается смысл жизни каждого из нас?». «Стоит ли мимолётные слабости разменивать на здоровую, полную оптимизма жизнь?» Этот фильм несёт сильнейшую позитивную энергетику, способную действительно настроить любого на добро и появление осознания «Я буду жить» полезным человеком для своей семьи, для родных и близких людей, для друзей, для страны, в которой живу.
Вывод №4. На последнем этапе эксперимента мы заметили, что дети стали воспринимать материал спокойнее, на услышанное и увиденное реагировали, молча, интересовались судьбами людей из писем. (Не было безудержных эмоций, как на начальном этапе эксперимента). На вопрос «Как будешь жить дальше?» пытались переводить разговор на другую тему. Несомненным было то, что у подростков происходило усиленное переосмысление старых устоев и понятий. «Много мыслей в голове», «Я пытался дома объяснить, что мы все запрограммированы, меня не поняли». «Хочется всё изменить: хорошо учиться, быть полезным. Но как это сделать, когда кругом всё по- старому». Мы поняли, что пошёл процесс формирования нового мировоззрения, желания начать жизнь с чистого листа. Эксперимент доказал жизнеспособность нашей гипотезы.
Вывод по эксперименту. Осознанное понимание проблемы приводит к появлению в первую очередь нравственности, духовности, и как следствие, повышению уровня самосознания и интеллекта (необходимо дать оценку уровня интеллекта подростков школы после эксперимента). Не только подростки, но и окружающий социум должен выбрать здоровый образ жизни, очищение сознания от негатива, изменение мировоззрения и программирование поколения на успех.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
По результатам исследовательской работы стало очевидным, что необходимо провести кардинальные изменения в воспитательном процессе подростков по вопросам профилактики пагубных привычек.
ИТОГОВЫЙ БЛОК
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
РЕЗЮМЕ ПО РАБОТЕ
В современном техногенном мире наиболее незащищёнными становятся дети, которые в большей степени подвергаются различным соблазнам и опасным проявлениям эпохи. Статистика показывает, что сегодня общество находится на грани серьёзной проблемы порочных зависимостей. Первыми, кто попадает в её сети, являются подростки. Малый жизненный опыт, неокрепшие нравственные устои, несформированное мировоззрение делает их лёгкой добычей денежных магнатов. Парадоксально то, что социальное окружение подростков, является порой не оберегающим, а стимулирующим фактором. Курят и пьют все: родители, учителя, старшие братья и сестра, друзья. Можно ли противостоять такой силе? Наша исследовательская работа показала, можно и нужно менять сознание подрастающего поколения. В силу психофизических особенностей переходного возраста подростки способны легко воспринимать позитивную информацию и аккумулировать положительные эмоции. В своей работе мы разработали методику взаимодействия с подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию. Экспериментально доказали, что наша гипотеза поэтапного, длительного воздействия на сознание подростков, жизнеспособна и реально может помочь в решении проблемы пагубных привычек и различных видов зависимостей. Главной альтернативой в таком противостоянии должен стать здоровый образ жизни всего общество через активное привлечение людей, и в первую очередь подрастающее поколение, к занятиям различными видами спорта.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Снежная сказка
Император Акбар и Бирбал
Пустой колос голову кверху носит
Швейня
Аэродинамика и воздушный шарик