Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа студентки 2 курса о машинно-тракторных станциях | 44.15 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Байкальский колледж туризма и сервиса
Тарбагатайский филиал
МТС в истории сельского хозяйства Бурятии
Автор: Иванова Ирина
студентка 2 курса Ф 0132 группы
Тарбагатайский филиал ГБОУ СПО БКТиС
Научный руководитель
Пескова Анна Агафоновна
преподаватель истории и обществознания
с. Тарбагатай
2014
Содержание.
1.Введение……………………………………………………………………….с.3
2.Становление и развитие МТС………………………………………………..с.6
3.МТС в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время…………………………………………………………………………. с.11
4.Воспоминания работников МТС Тарбагатайского района……………… с.14
5.Заключение………………………………………………..………………... с.17
6.Список использованной литературы……………………………..………. с.19
7.Приложения……………………………………………………..…………. с.20
Введение.
Актуальность темы исследования.
В настоящее время сельское хозяйство Бурятии, как и по стране в целом, переживает сложный этап в своем развитии. В непростом положении оказалась та часть населения, которая выступает в роли производителя сельскохозяйственной продукции. Сложившаяся в 90-е годы непростая ситуация на селе истощила российскую деревню, жизнь в ней становится тяжелой и регрессивной.
Поэтому сегодня важное значение приобретает изучение и анализ различных форм хозяйствования, которые прошли испытания в прошлом и могут быть эффективно использованы в настоящее время. Одной из таких форм технического обеспечения аграрного сектора как раз и является машинно-тракторная станция.
В процессе социалистического преобразования сельского хозяйства в годы первых пятилеток на смену мелкому крестьянскому производству, с его примитивной техникой пришли крупные социалистические хозяйства - колхозы, совхозы, оснащенные современными машинами и оборудованием. И именно в этот период важную историческую роль в данном процессе сыграли МТС.
На наш взгляд, главной причиной эффективности МТС являлось то, что они были той политической и организующей силой, вокруг которой крестьяне объединялись в колхозы и убеждались в преимуществах крупного машинного сельского хозяйства. Именно через них осуществлялся технический прогресс в сельском хозяйстве и его перевооружение на базе новой техники, подготовка квалифицированных кадров.
Сегодня машинно-тракторные станции могли бы оказывать практическую помощь в подготовке и проведении сезонных сельскохозяйственных работ. Машинно-тракторные станции могли бы улучшить закупки, производимой сельхозпредприятиями продукции, для этого расширить практику договорных отношений хозяйств с МТС по аренде техники.
Они позволили бы осуществить концентрацию сельскохозяйственных машин и оборудования в сервисных центрах, обеспеченных высококвалифицированными кадрами и оборудованием.
Таким образом, уменьшились бы простои техники и соответственно потери сельхозпродукции.
Необходимо отметить, что история развития и восстановления машинно-тракторных станций охватывает довольно большой период. Почти 30 лет эта, форма обслуживания колхозов доказывала свою эффективность и жизнеспособность.
Целью работы является изучение процесса становления и деятельности МТС на территории Бурятии в 1931-1958 гг.
В рамках главной цели следует выделить следующие задачи:
-выявить условия возникновения и развития МТС на территории Бурятии, Тарбагатайского района;
-проанализировать массово-политическую работу, выполняемую работниками МТС;
-определить роль МТС в годы войны и в послевоенное время;
-сделать заключительные выводы о целесообразности деятельности МТС.
Объект исследования: МТС, функционировавшие в Бурятии в 1931-1958 гг.
Предмет исследования: процесс создания, развития и деятельности машинно-тракторных станций, существовавших и действовавших на территории Бурятии в указанный период.
Хронологические рамки охватывает достаточно длительный период, начиная с образования МТС и заканчивая ликвидацией МТС.
Методологической основой работы стали принципы объективности и историзма. Принцип историзма позволил, с учетом исторических изменений, проанализировать условия возникновения и развития сети МТС. Принцип объективности позволил проанализировать собранный материал и сделать заключительные выводы.
Методы: статистические, сравнительно-исторические, устные беседы, опрос, анализ источников и документов.
Источниковую базу научно-исследовательской работы составили архивные материалы, хранящиеся в Тарбагатайском районном архиве, опубликованные документы, а также устные источники (воспоминания работников МТС).
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней воссоздана более полная картина о деятельности МТС в Бурятии, впервые записаны воспоминания работников МТС об этой организации.
Практическая значимость: данная работа может быть использована на уроках истории, во внеклассной работе, для написания статей. Она будет интересна работникам, занятых в организациях сельскохозяйственного управления и всем, кому небезразлична история малой родины.
II. 1.Становление и развитие МТС.
Становление колхозного строя в СССР неразрывно связано с развитием сети машинно-тракторных станций. Первая в стране МТС была образована в ноябре 1928 г. на базе тракторной колонны совхоза им. Т.Г. Шевченко Березовского района Одесского округа. В феврале 1929 г. на Северном Кавказе при совхозе «Хуторок» формируется вторая в СССР и первая в Российской Федерации машинно-тракторная станция. Процесс организации МТС набирает высокие темпы: осенью 1929 г. в стране действовало уже 98 МТС, созданных государством (при совхозах), кооперацией и колхозами.
Накануне массовой коллективизации, 5 июня 1929 г., Совет труда и обороны СССР принимает решение о создании в 1930 г. еще 100 МТС. Массовое строительство машинно-тракторных станций рассматривалось властями в качестве одного «из основных путей к переустройству индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства». Советская промышленность не могла обеспечить все колхозы и совхозы тракторами, импортируемой техники также не хватало.
МТС как высокомеханизированные предприятия должны были продемонстрировать эффективность внедрения новых технологий, использование системы машин в аграрном производстве, улучшение качества обработки земли и повышение ее плодородия.
Создание огромного количества маломощных колхозов с очень слабой материально-технической базой ставило перед правительством вопрос об организации колхозного производства и подведении под него машинной базы.
Параллельно с форсированным созданием колхозного строя происходит быстрое расширение сети машинно-тракторных станций. До конца 1932 г. численность МТС по СССР увеличилась до 2446, их тракторный парк составил 74,8 тыс. машин.Главной задачей коллективизации считалось создание крупного товарного сельскохозяйственного производства на основе машинной обработки земли. К началу массовой коллективизации в деревне преобладал ручной труд, доля тракторных бригад была ничтожна. Спрос на сельскохозяйственные машины опережал предложение. Обеспеченность колхозов Бурят-Монголии тракторной силой была почти в 4,3 раза ниже, чем в среднем по Сибири.
С началом массовой коллективизации многие формы хозяйствования – пункты проката, ремонтные мастерские, машинные товарищества – были утрачены, но появляются машинные сенокосные станции, машинно-тракторные станции.
Первые три МТС были созданы в республике в 1931 г. – Кутуликская в Аларском аймаке, Боханская и Селенгинская. Самой крупной была Кутуликская, имевшая в 1934 году 45 тракторов, среди них 3 мощных по тому времени «СТЗ». Эти МТС обслуживали около 40 колхозов и обрабатывали до 60% всех колхозных полей.
Одновременно шло создание МСС (машинно-тракторных станций). В 1931 году их было пять: Могойтуйская и Адон-Челонская в Агинском аймаке, Еравнинская, Кижингинская и Селенгинская.
В 1932 году их стало 18, в 1933 году – 19, ММС имели сенокосилки, грабли, бороны, сеялки, силосорезки. В 1933 году ММС были объединены с МТС.
В 1937 году в республике работали 23 МТС. В них имелось более 1000 тракторов, более 140 комбайнов и около 100 грузовых автомобилей. МТС обслуживали 78,6 всех посевных площадей.
Первостепенная задача власти заключалась в том, чтобы наладить производственную деятельность недавно образованных колхозов. В разработке правительственной политики в деревне центральное место отводилось машинно-тракторным станциям.
В годы второй пятилетки (1933-1937) в СССР в основном завершился процесс развертывания сети машинно-тракторных станций. За это время число МТС увеличилось с 2916 до 5818, в том числе в Российской Федерации – с 1875 до 3937. Удельный вес посевных площадей колхозов, обслуживаемых машинно-тракторными станциями, достиг к концу пятилетки в целом по СССР 91,2% , по Российской Федерации-90,9,а в зерновых районах-96-98%.
В первые годы второй пятилетки активно протекал процесс формирования производственной системы «колхозы - МТС». Взаимоотношения между МТС и колхозами приобретали конкретные формы и юридическое обоснование. 5 февраля 1933 г. вышло постановление СНК СССР «О примерном договоре машинно-тракторные станции с колхозами», в котором машинно-тракторные станции определялись как ведущие, организующие предприятия, в то время как колхозам отводилось подчиненное положение. МТС должны была оказывать колхозам постоянную помощь в деле организационно-хозяйственного укрепления путем агрономического обслуживания, составления производственно-финансовых планов, установления правильного севооборота, организации труда и распределения доходов, подготовки колхозных кадров и постановки учета.
По своему статусу машинно-тракторные станции являлись государственными предприятиями, однако в постоянном штате МТС числились лишь работники аппарата. Все полевые работы, в том числе и на тракторах МТС, выполняли колхозники, являясь, по существу, сезонными рабочими. Данный порядок позволял государству максимально «экономить» средства на оплату труда механизаторов, не выплачивать им отпускные, больничные и. т. п. Начиная с 1934 г. все расчёты с трактористами производились непосредственно МТС. Для этого колхозы передавали МТС зерно и деньги в соответствии с количеством трудодней, выработанных трактористами в данном колхозе. В МТС устанавливался гарантированный минимум оплаты трудодня механизатора в денежной и натуральной форме. С 1933 г. принципиально меняется система оплаты колхозами работ, производимых МТС. Прежний порядок оплаты работ МТС по твердым расценкам отменялся, теперь оплата выражалась в определённых процентах от урожая сельскохозяйственных культур. Одновременно отменялась оплата колхозами работ МТС деньгами и вводилась оплата натурой (зерном,свеклой, картофелем, льном и т.п.). За выполнение машинно-тракторной станцией на полях колхоза всех основных сельскохозяйственных работ она получает от колхоза в оплату своих расходов натурой 20% урожая по зерну, кукурузе, подсолнуху, хлопку и льну, 17%-по свекле и 16%-по картофелю. В случае, если машинно-тракторная станция производила в колхозе не все основные сельскохозяйственные работы, то колхоз оплачивал МТС каждую произведенную работу в фиксированных процентах от урожая.
До появления МТС систематическая подготовка трактористов не велась, лишь периодически создавались краткосрочные курсы. Начиная с 1933 года обучение трактористов, получило широкое распространение. Между МТС и колхозами заключались договоры, согласно которым МТС поставляли колхозам трактора, а колхозы направляли колхозников в МТС на курсы механизаторов. В каждой МТС перед уборочной и посевной кампаниями создавались краткосрочные курсы, на которых готовили прицепщиков, машинистов молотилок и жаток и других временных подсобных рабочих. Например, в Тункинской МТС в 1933 году было подготовлено 28 весовщиков, 23 машиниста молотилок, 21 прицепщик. В следующем году работали курсы заправщиков, сеяльщиков и прицепщиков для 108 человек.
В 1934 году в республику стала поступать более совершенная техника. Прибыла партия мощных гусеничных тракторов марок «ЧТЗ» и «НАТИ», с 1935 года появились комбайны.
Для подготовки к работе на этой технике на базе Селенгинской МТС в 1934 году была открыта республиканская школа трактористов с пятимесячным сроком обучения. За 2 года школа сделала 5 выпусков и подготовила 292 тракториста и 81 машиниста для сложных молотилок и сноповязалок. Однако в целом по республике квалифицированных кадров не хватало, что приводило к частым простоям и поломкам техники, низкой производительности труда.
К концу 1930-х гг. окончательно сложилась производственная структура МТС.В 1940 г. в целом по СССР действовало 7069 машинно- тракторных станций, из них 4532-вРоссийской Федерации.
В Бурятии количество МТС возросло до 30. Они обслуживали четыре пятых всех колхозов. В Тарбагатайском районе работали МТС в селах Тарбагатай, Большой Куналей, Верхний Жирим.
В главных земледельческих центрах страны МТС обслуживали практически все колхозы. При этом машинно-тракторные станции являлись стержневой, системообразующей структурой колхозного производства. В них была сосредоточена основная часть машинно-тракторного парка. Они осуществляли агротехническое обслуживание и определяли уровень механизации основных земледельческих работ в колхозах. Посредством МТС были созданы необходимые материально-технические предпосылки функционирования колхозного строя. При этом МТС выступали в качестве действенного механизма перераспределения средств из деревни в город.
2.МТС в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.
Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству страны, подорвала его материально-техническую базу. Основную часть техники, причем самую лучшую, МТС, колхозы и совхозы передали действующей армии. Из села были изъяты практически все мощные гусеничные тракторы, 75% автомобилей, 60% рабочих лошадей. Оставшаяся техника работала на полях на износ. Большой урон производительным силам сельского хозяйства нанесли немецко-фашистские захватчики. Вследствие резкого сокращения количества тракторов снизился уровень механизации сельского хозяйства, сократились посевные площади в стране, в 1945 г. Они составляли 76% довоенного уровня.
Основная тяжесть производства сельскохозяйственной продукции легла на восточные районы страны. Война внесла большие изменения в структуру сельского хозяйства республики. Значительно увеличились посевные площади. Существенно ослабла материально-техническая база села: тракторный парк сократился на 23%, численность автомобилей в колхозах и МТС – на 59 %. Недостаток горючего, плохое техническое состояние машинно-тракторного парка в сочетании с низкой квалификацией вновь пришедших механизаторов обусловили неудовлетворительное использование техники. Почти на четверть уменьшилась численность конского поголовья.
Все это вело к необычному росту нагрузки на оставшееся население. К 1943 г. на одного человека (из расчета на каждого взрослого и подростка) она поднялась до 5-7 га пашни, тогда как в остальных районах страны не превышала 3 га.
Шла массовая подготовка механизаторов с учетом потребности не только сельского хозяйства, но и фронта. Необходимо было заменить выбывших по всеобщей мобилизации трактористов и комбайнеров, а затем – резко расширить посевные площади в колхозах.
Главной рабочей силой по-прежнему оставались женщины. В 1944 году на их долю приходилось 76 % всех начисленных трудодней.
На женские плечи легла весенняя и уборочная кампании в колхозах. Несмотря на трудности сельское население старалось работать, перевыполняя нормы. Вот «Информация сектора животноводства сельскохозяйственного отдела ОК ВКП(б) от 4 октября 1941г.»
Проработав обращение колхозников Тункинского аймака, комбайнеры, трактористы и рабочие машинно-тракторных станций республики единодушно решили встать на сталинскую вахту.
Так, в Иволгинской МТС комбайнер т. Педынин еще 30 сентября, работая на комбайне «Коммунар», убрал 343 га зерновых при сезонной норме 210 га и сэкономил бензина более 500 кг.
Кузнец этой же МТС т. Ефремов ежедневно выполняет нормы на 180-200 процентов с хорошим качеством работ.
Комбайнер Жиримской МТС Черных Иван за сезон выработал 263 га, ежедневно вырабатывая до 20 га.
Комбайнерка Орлова Александра, работая на комбайне первый год, убрала 200 га.
Комбайнерка Емельянова Елена, работая на тракторе «Универсал» систематически перевыполняет нормы выработки и на 1 октября выполнила всех работ, в переводе на мягкую пахоту, 336 га, при плане 215 га.
По-стахановски работают на подъеме зяби трактористки и трактористы Саянтуевской МТС. Так, трактористка ДымбрыловаБадма-Ханда на колесном тракторе при норме 3,6 га систематически вспахивает по 5-6 га, а 2 октября Дымбрылова вспахала 12,06 га, перекрыв установленную норму более чем в 3 раза.
Тракторист Суслов Андрей при норме 3,6 га пашет ежедневно по 6 га; Нетесов Андрей вспахивает по 7 га.
ПАБО, ф.1, оп.1, д.3592, л.246.
Засуха 1946 г. и неурожай предельно усугубили положение в сельском хозяйстве, многие районы страны в 1946-1947 гг. охватил массовый голод. Положению дел в сельском хозяйстве страны был посвящен Февральский (1947) Пленум ЦК ВКП(б). Выход из кризиса советское правительство видело, прежде всего, в укреплении материально-технической базы МТС, сюда направлялась основная часть государственных средств, предназначенных селу. Для повышения производственной и технической дисциплины в МТС и усиления их влияния на колхозы в машинно-тракторных станциях вводилась должность заместителя директора по политической части, которая просуществовала до 1953 г. Критерием определения эффективности работы МТС с 1930-х гг. служило выполнение планы тракторных работ в переводе на условные гектары мягкой пахоты. Теперь вводился новый порядок оценки роботы МТС: выполнение ими основных видов тракторных работ (весновспашки, предпосевной культивации, весеннему севу, подъёму и обработке паров, культивации пропавших культур, уборке урожая, озимому севу, вспашке зяби) в установленные сроки. При этом учитывалось и выполнение плана сдачи натуроплаты. МТС отводилась решающая роль в реализации сталинского плана «преобразования природы». Засуха 1946 г. заставила правительство обратить серьёзное внимание на орошение, мелиорацию и создание лесозащитных полос. В колхозах создавались полезащитные лесополосы, орошаемые участки, которые обслуживались специалистами МТС.
В середине 1950-х гг. назрела необходимость реформирования отношений машинно-тракторных станций и колхозов с той целью, чтобы сделать их равноправными и экономически взаимовыгодными. Но для этого потребовалась бы радикальная перестройка всей системы взаимоотношений государства и колхоза- с директивных на преимущественно экономические. Пойти на такой шаг Хрущев не мог. Вместо этого в 1958г. Произошла ликвидация МТС, именовавшихся их реорганизацией, в результате прекратила существование системы «колхозы- МТС», которая почти три десятилетия являлась основой аграрного сектора советской экономики. Государственная пропаганда объясняла необходимостью проведения реформы потребностью устранения противоречий между двумя хозяевами на одной земле. В действительности правительство в очередной раз переложило бремя государственных расходов на деревню, принудив колхозы выплатить огромные деньги за технику МТС.
3.Воспоминания работников МТС.
Вот, что вспоминала жительница села Большой Куналей Тарбагатайского района Кушнарева Анна Дементьевна, 1922 года рождения: «Меня отправили учиться на курсы. После учебы я стала работать в поле на тракторе, была прицепщиком. Работа была тяжелая. Приходилось вставать очень рано. Был такой случай. Как-то я стала прицеплять плуг, а земля была еще мерзлая и плуг сломался. Меня обвинили в том, что я как будто специально это сделала и меня посадили на несколько месяцев».
Вот, что вспоминает житель села Большой КуналейТарбагатайского района Сластин Агафон Иванович, 1941 года рождения: «В Большом Куналее тоже была МТС. Были трактора, сенокосилки, другая техника. Здание конторы МТС до сих пор сохранилось, оно находится на территории больницы».
Васильева Дора Назаровна. 1934 года рождения, из села ДесятниковоТарбагатайского района, назвала имена первых трактористов односельчан: «Это были молодые ребята: Михалев В.Н., Степанов Ф.С., Васильев В.А., Матвеев П.С., которые закончили перед войной курсы трактористов в Тарбагатае. Во время войны, мужей и братьев, ушедших на фронт, заменили девушки, которые тоже закончили курсы трактористов. Это: Матвеева С.Т., Васильева У.Е., Чистяков П.П.. Степанова П.К., Наталина А.А., Гордеева З.Я.»
А это воспоминания ветерана войны и труда, бывшего трактористаТарбагатайской МТС, Г.Жерлова «В Тарбагатай я приехал в феврале 1932 года. При МТС был создан комитет комсомола, и я был послан сюда секратерем. Но секретарем я проработал до 23 марта и ушел в МТС трактористом.
И вот 25 марта 1932 года пришли 20 тракторов марки СТЗ для МТС. 26-го мы выехали в Верхнеудинск для перегонки их в Тарбагатай. Тридцать первого марта впервые окрестность Тарбагатая огласилась грохотом тракторов. Нас встречали с флагами на Омулевке. Люди были не только из нашего села, но и из Пестерева, Десятникова, Бурнашева и других сел.
В то время это было настоящее чудо. В селе состоялся митинг.
Пять дней после этого мы занимались практической ездой. Третья партия тракторов была пригнана 19 апреля, а 20-го устроили экзамены трактористам. И вот 22-го апреля состоялся пробный выезд с плугами (плуги трехкорпусные). 19 машин доставили в местность Угал. Провели митинг и начали пахать (пахали немного, по 5-6 кругов). 23-го же пять тракторов повели показать в Пестерево, Надеино до Куйтуна (без плугов) и обратно.
Вскоре меня поставили бригадиром первой тракторной бригады. Вот трактористов, к сожалению, мало помню. У меня в бригаде работали девушки. Это Евдокия Орлова из Ганзурина и Анна Федорова из Пестерева.
На 5 июня четырьмя тракторами было вспахано 466 га и израсходовано керосина 5669 килограммов.
Вскоре меня направили на курсы механиков по сельхозмашинам на станцию Зима. Потом я стал механиком и проработал в Тарбагатайской МТС до 1950 года, не считая двух лет службы в армии.
При организации МТС в 1932 году директором был Григорьев, а в 1934 году – Бурлуцкий, начальником политотдела – Уваров. Помню, приехал к нам на работу молодой механик Петр Борисов. Был и токарь Андрей, ленинградский рабочий.
Контора наша находилась в Сибири, в поповском доме, мастерская – в казенном амбаре. Токарный станок был один, его вращали сначала вручную, потом на улице поставили конный привод от конной молотилки. Вот токарь и кричит через окно: «Ну-ка, поднажми, погоняй!».
В конце июля 1932-го пришло пять сноповязалок. Мы, шесть человек, первую сноповязалку собирали пять дней.
Сначала многие относились недоверчиво к технике. Говорили: «Хлеб-то будет пахнуть керосином» или «Они ведь железные, они переломают все заборы». Если трактор стал (а ставали они очень часто), моментально вокруг трактора опашут на лошадях, а пахали в то время очень хорошо. Ежедневно приезжали-приходили пожилые, молодые и смотрели, как пашет стальной чудо-конь. Контроль был придирчивый, строгий: сделай один огрех или плохо опаши край – заставят перепахивать все.
В Тарбагатайской МТС я и воспитывался, занимался спортом. В 1939 году, в дни празднования годовщины образования Бурятской АССР, на соревнованиях по велосипеду занял я первое место, и в беге на 100 метров – тоже первое. В августе 1939-го ездил в Москву на соревнования по велоспорту, на открытие Всесоюзной сельхозвыставки (там занял 16-е место).
Вот так мы, молодые энтузиасты, утверждали новую жизнь в суровые годы классовой борьбы"
Заключение.
В прошлом МТС, организованные в Сибири – зоне рискованного земледелия, сыграли основную роль в развитии сельскохозяйственного производства. Сельские товаропроизводители нуждались в интегрированной службе, которая решала весь комплекс вопросов, связанных с поставкой техники, ее досборкой, регулировкой, поддержанием в исправном состоянии в течение всего периода ее эксплуатации и оказании услуг по выполнению механизированных работ на селе. В этот период в стране вполне оправдывающим явилось принятое решение Правительства об укреплении материально-технической базы села путем создания машинно-тракторных станций для оказания услуг технического сервиса сельским труженикам. Таким образом, мы можем говорить, что в 30-е годы, когда сельское хозяйство Республики Бурятии находилось в сложном положении. МТС, по нашему мнению, стимулировали и конкретизировали работу сельскохозяйственных товаропроизводителей. Следует уделить особое внимание организационно-воспитательной работе, проводимой в МТС Бурятии.
В итоге можно констатировать, что огромную историческую роль в упрочении колхозного строя, подъеме сельскохозяйственного производства нашего региона сыграли государственные предприятия — машинно-тракторные станции (МТС). Они способствовали повышению обобществления колхозного производства, а тем самым и постепенному сближению государственной и колхозно-кооперативной собственности.
По окончании сплошной коллективизации МТС стали единственной организацией обслуживания колхозов средствами производства. В целом МТС оправдали себя, накопив с 1931 года (по стране с 1930 года) до реорганизации в 1958 году, немалый положительный опыт.
По нашему мнению, необходимо отметить, что особенность сегодняшнего положения сельского хозяйства, исследуемого нами региона, имеет определенное сходство с положением сельского хозяйства в 30-50 годы.
Проведенный мною анализ показал, что в этих условиях выходом из создавшегося положения является эффективное использование техники за счет концентрации ее на машинно-технологических станциях (далее МТС). То есть тех самых МТС, только более модифицированных. Показателями рациональности МТС, по нашему мнению, служат результаты ее работы, а главное дополнительная прибыль, получаемая сельскими товаропроизводителями от работы МТС.
Сейчас, когда хозяйствам катастрофически не хватает техники, хорошую традицию следует возродить. В программу по развитию и поддержке машинно-аграрного комплекса, следует включить несколько важных пунктов. Во-первых, обеспечение техникой сельхозпредприятий и профильных предприятий, таких как машинно-технологические и машинно-тракторные станции. А второе — это обеспечение сельскохозяйственной техникой непосредственно сельхозпредприятия.
Даже преуспевающему фермерскому хозяйству, стабильно работающему предприятию приобрести сегодня комбайн практически невозможно, не говоря уже о самой современной технике. Можно предоставить сельхозпредприятиям такую возможность.
Машинно-тракторные станции, которым будут предоставлены кредиты от государства на приобретение сельхозтехники, будут постепенно рассчитываться за технику. А фермерским хозяйствам техника будет выделяться в аренду.
В свою очередь мы допускаем, что сельхозпредприятия, фермеры, все, кто пользуется комбайнами и тракторами, будут рассчитываться частью собранного урожая с машинно-тракторными станциями.
Возвращаемые деньги вновь пускаются на теже цели.Такая схема может работать, она необходима и эффективна.
Опыт показывает, что МТС в современных условиях следует рассматривать, как одну из прогрессивных форм технического сервиса, как резервирование и рациональное использование финансовых ресурсов, выделяемых государством на приобретение сельскохозяйственной техники.
Очевидно, что на селе, особенно в районах с низкой технологичностью производства, нужна такая структура, которая внесла бы в практику интенсивные, высокие технологии на базе высокопроизводительной техники. Именно в этом главное функциональное назначение машинно-технологической станции нового поколения.
Литература
1.Андреев Ч.Г. Очерки аграрной истории Бурятии./Ч.Г.Андреев, Л.А. Зайцева. Улан-Удэ: БГСХИ, 1993.
2.Бурятия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: сб. документов. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1975.
3.Вербицкая О.М. Российское крестьянство: От Сталина к Хрущеву. Середина 40-х – начало 60-хгодов. М., 1992.
4.Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С.Хрущева и сельское хозяйство. М., 2001.
5.История советского крестьянства. Т. 2-4. М., 1986-1988.
6.Янданов А.Г. Повышение культурно-технического уровня колхозного производства Бурятии (1928-1937). Улан-Удэ, 1975.
Приложения.
Список военнообязанных запаса награжденных медалью «За оборону Ленинграда».
1.Назаров Матвей Викулович, 1919 г.р., Б-Куналейская МТС, рабочий.
2.Котляровский Иван Осипович, 1919 г.р., Жиримская МТС, плотник.
3.Сафронов Георгий Ефимович, 1918 г.р., Б-Куналейская МТС, помощник бригадира.
4.Сазонов Иосиф Нефедович, 1919 г.р., Б-Куналейская МТС, помощник бригадира.
5.Трифонов ВавилДемидович, 1921 г.р., Тарбагатайская МТС, комбайнер.
(Основание: фонд №4, опись №1, ед. хр. №178, л.д. 129).
Книга комбайнеров по выработке трудодней Верхнежиримской МТС.
Ильин Тимофей Платонович
Калашников Сидор Афанасьевич
ШилинЕфимий Михайлович
Покацкий Филипп Изотович
Мокров Иван Васильевич
Петров Илларион Яковлевич
Дорофеев Афанасий Федорович
(Основание: фонд № 25, дело № 95, опись № 2).
Как нарисовать небо акварелью
Яблоко
Золотая хохлома
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Как нарисовать портрет?