Данное исследование представляет собой поиск и осмысление информации о возникновении, становлении и развитии одного из крупнейших промышленных предприятий города Урюпинска и одного из двух важнейших предприятий в России – Урюпинского кранового завода, отметившего в 2010 году свой 100-летний юбилей.Особое внимание автор уделяет проблеме зарождения и развития на Урюпинском крановом заводе трудовых династий на примере семьи Кадушкиных.
Кадушкина Алла, 10А класс (2010)
Судьба одной семьи в судьбе малого города
(на примере рабочей династии Урюпинского кранового завода)
В апреле 2010 годa Урюпинский крановый завод - одно из старейших предприятий России – отметило свой столетний юбилей. В истории возникновения, становления и развития данного машиностроительного предприятия отразилась и история небольшого казачьего городка, и судьбы сотен урюпинцев, отдавших свои трудовые навыки, знания и многие годы созидательного труда заводу, который наряду с немногими предприятиями Урюпинска, является своеобразной визитной карточкой города, приобретшего в последние годы негласный статус «столицы российской провинции».
В связи с выше обозначенным событием работники завода, горожане и гости Урюпинска проявляют особый интерес к истории возникновения, становления завода и его развитию в различные периоды существования: в начале 20 века, в период революции и гражданской войны, в эпоху индустриализации, в суровые годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы, в период проведения хозяйственной реформы (1966-1985 годы), в период перестройки и на современном этапе. Безусловно, неоспорим тот факт, что Урюпинский крановый завод - это неотъемлемая часть города, это своеобразный его промышленный флагман, сумевший на протяжении 100 лет не только сохранить свой производственный статус, но и постоянно расширяющий и виды своей продукции, и рынок сбыта своих изделий.
Продукция ОАО «Урюпинский крановый завод» известна во всех регионах РФ своим качеством и нестандартными решениями. Облегченная конструкция мостовых кранов производства ОАО «Урюпинский крановый завод» (разработка головного института по краностроению - ВНИИПТМАШ) позволяет их размещать в условиях, когда требуется уменьшить нагрузку на подкрановые пути, поставить кран в помещение с небольшим расстоянием от кранового рельса до перекрытия. Кроме того, облегченная конструкция влечет за собой более низкую стоимость мостового крана по сравнению с аналогами.
ОАО «Урюпинский крановый завод» тесно сотрудничает с «Балканско Эхо» ЕООД, Республика Болгария и применяет в своей конструкции элементы производства этого ведущего краностроительного и тельферостроительного завода Болгарии, что позволяет Урюпинскому крановому заводу еще в большей степени повысить качество выпускаемой продукции и удовлетворить требования заказчика к нестандартным решениям мостовых кранов.
Целями исследования являются:
-поиск и осмысление информации о возникновении, становлении и развитии одного из крупнейших промышленных предприятий города Урюпинска и одного из двух важнейших предприятий в России – Урюпинского кранового завода, отметившего в 2010 году свой 100-летний юбилей;
-проследить зарождение на Урюпинском крановом заводе трудовой династии на примере семьи Кадушкиных .
Для достижения поставленных целей были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить краеведческие материалы, отражающие историю кранового завода;
2. сопоставить биографические факты работника завода с историей предприятия;
3. определить роль и место предприятия в судьбе малого города.
В ходе исследования автором были изучены различные источники информации: краеведческая литература, воспоминания Кадушкина Б.А., данные Интернет-ресурсов.
Объектом исследования стало развитие предприятия Урюпинский крановый завод в течение ста лет.
Предмет исследования: история становления одного из крупнейших в городе и стране кранового завода и судьба конкретного работника завода - Кадушкина Б.А.
В процессе исследования автор использовал метод анализа исторического документа, методику анализа музейного экспоната.
Сбор материала из архивных фондов систематизировался методом индукции и дедукции и оформлялся на основе исторического и логического методов.
История становления завода.
В начале XVIII века в станице Урюпинской стала проводиться ежегодная Покровская ярмарка, которая к середине XIX века приблизилась к первейшим российским ярмаркам. Большим спросом пользовались также машины и орудия для сельского хозяйства. Это обстоятельство натолкнуло на мысль есаула Е.Ф. Маркова в 1907 году открыть торговый склад по продаже конных плугов, борон ростовского завода «Красный Аксай» на северной окраине станицы Урюпинской, а затем через 2 года начать строительство завода по выпуску плугов, а также простейшее хозяйственное чугунное литьё. Самым крупным предприятием в станице Урюпинской начала XX века являлся чугунолитейный и механический завод Маркова. В документах архивного фонда правления области войска Донского имеется приговор Урюпинского станичного сбора и постановление правления, в которых значится, что место, занятое чугунолитейным заводом есаула Ефима Маркова в станице Урюпинской Хоперского округа 9 декабря 1899 г. было отведено казакам Донского торгового общества Ивану Смелому, Степану Есафову и Андрею Шульпетову под постройку паровой мукомольной мельницы и постройку маслобойного завода. Названные казаки торгового общества продали это место 28 апреля 1909 г. Маркову Е.Ф. под постройку завода. Завод назывался чугунолитейным и изготавливал сельскохозяйственные машины и орудия. Это было одно из первых в станице частновладельческих промышленных предприятий, которые имели кустарный характер. На заводе трудились до 120 рабочих. Сравнение с крупными металлургическими и механическими заводами на Дону показывает, что по численности рабочих металлообрабатывающие мастерские Маркова занимали не последнее место. Завод имел полукустарный механосборочный цех, который был разделён на три отделения: слесарно-сборочное отделение состояло из 20 верстаков и ручных кузнечных тисков; токарное отделение — 5 станков, один из них с ножным приводом; кузнечное отделение — 24 горна с ручным дутьём. Также завод имел литейный цех площадью420 м2. В качестве силовой установки стоял 45-сильный нефтяной двигатель. На заводе трудился 121 человек, из которых было 3 мастера, остальные — рабочие.
В период революционных событий, империалистической войны 1914 года и гражданской войны завод был приспособлен на выпуск военной продукции: пики, сёдла, подковы, уздечки и другое снаряжение для кавалерии.
После октябрьской революции завод был национализирован, ему было присвоено имя вождя В.И. Ленина. Первым директором завода с 1 февраля 1918 года был кузнец завода Н.Г. Фомин.
В 20-е годы завод имени В.И. Ленина имел уже 174 рабочих, которые произвели в 1928 году 5101 веялку. В 1930 году промышленность Урюпинска составляли чугунолитейный завод имени Ленина В.И, типография, мельницы, консервный, кирпичный, маслобойный заводы. Основным предприятием машиностроения оставался крановый завод, на котором постоянно шло обновление производства, технологий и ассортимента выпускаемой продукции. Так, в середине 30-х годов здесь стали ремонтировать экскаваторы, производить шлакодробилки, растворомешалки и лебедки. Завод в то время перешел в подведомство «Союзэкскавации».
В 1934 году завод перешёл в распоряжение Союзглавкомплектации и производил ремонт экскаваторов, а с 1936 года начал выпуск шлакодробилок, растворомешалок, лебёдок. В этом же году на территорию завода был подведён железнодорожный путь
Мирный созидательный труд был прерван вероломным нападением фашистских захватчиков. Удаленный от фронтовых сражений Урюпинск стал в годы войны одним из звеньев в прочной цепи в народной мощи, вставшей на пути фашистских захватчиков. Всю промышленность пришлось перестраивать на нужды обороны. Завод с первых месяцев войны перешёл на выпуск оборонной продукции.
На военные рельсы переключались крупные и мелкие предприятия. Завод имени Ленина в соответствии с военно-хозяйственном планом перешел на выпуск военной продукции и уже 9 сентября 1941 года выполнил первый военный заказ – выдал партию корпусов мин к минометам марки М-82. В июле 1942 года был эвакуирован на Урал со всем штатом, но в 1943 году (после окончания Сталинградской битвы) предприятие было возвращено назад.
В 1943 году для подготовки молодых кадров при заводе имени В.И.Ленина организовалось фабрично-заводское училище (ФЗУ). Объемы выпускаемой продукции не снижались, хотя оборудование было устаревшее и изношенное. В конце войны на завод от «Союзглавэкскавации» поступило четыре новых метоаллообрабатывающих станка.
В 1946 году предприятие перешло на выпуск строительных машин: шлакодробилок, трелёвочных лебёдок с автомобильным и электрическим приводом. С учётом необходимости быстрого восстановления разрушенных сёл и городов, промышленных предприятий огромное значение имело дальнейшее развитие механизации и индустриализации на базе машинной техники. И вот с 1950 года завод стал выпускать строительные краны. Завод перешёл на выпуск кранов марки БКСМ-2, МЗ-5-5, БКСМ3-5-5Б.
С 1960 года завод выпускает мобильные строительные краны КБ-100 грузоподъёмностью 5 тонн, которые заняли особое место в деятельности предприятия. Этот кран находился в производстве 10 лет — до 1970 года. Он экспонировался в Москве на ВДНХ СССР, где был удостоен диплома второй степени. Средства механизации, изготовлявшиеся этим предприятием, поставлялись 160 машиностроительным заводам СССР, Кубы и стран Восточной Европы .
В 1965 году литейно-механический завод имени В.И. Ленина был переименован в крановый завод имени В.И. Ленина.
Начиная, с 1970 года завод приступил к освоению средств механизации погрузо-разгрузочных транспортных и складских работ для предприятий строительного, дорожного коммунального машиностроения. Был начат выпуск кранов консольных, полукозловых, мостовых, подвесных, козловых. Также выпускались такие средства механизации, как секции механизированных выдвижных стеллажей, стеллажи, механизированные для хранения листового проката, автоматизированные и механизированные склады. Все эти изделия способствовали росту технического уровня производства предприятий отрасли, повышению производительности труда.
Семидесятые годы проходят на предприятии как период бурной реконструкции и увеличения производительных мощностей. Были построены механосборочный цех и цех металлоконструкций, блок вспомогательных цехов, что способствовало улучшению условий труда и увеличению выпуска продукции. В 1980 году была закончена реконструкция литейного цеха.
В 70-х годах началась реконструкция завода. Не снижая объемов, построили три пролета главного корпуса, оборудовали окрасочное отделение. Реконструкции подвергся и блок вспомогательных цехов, построили и пустили в эксплуатацию бытовой корпус с многочисленными раздевалками, душевыми комнатами, просторной столовой, светлым актовым залом и оборудованным медпунктом. Была построена даже оранжерея, в которой позднее выращивали цветы, огурцы и помидоры. Впоследствии в районе пилорамы была отстроена и теплица, которая снабжала работников завода зеленью и овощами. В недействующей водонапорной башне организовали грибницу элеваторного типа. Перед перестройкой реконструировали заводскую котельную и построили на территории завода продуктовый магазин.
В 70-80-е годы проводилась работа по изготовлению товаров народного потребления. Завод выпускал металлические гаражи для легковых автомобилей, ворота гаражные и бытовые, отопительные бытовые котлы, детские спортивные комплексы «Елочка», дачные емкости различного объема. Данная продукция пользовалась большим спросом у горожан и жителей района, так как товары отличались высоким качеством.
За трудовые достижения коллектив завода неоднократно получал высокую оценку при подведении итогов среди предприятий отрасли. Так крановый завод за годы Советской власти из мелкой, технически, экономически и культурно отсталой частной фабрики превратился в современное, высокопроизводительное, оснащённое передовой техникой социалистическое предприятие.
С 1992 года крановый завод имени В.И. Ленина преобразован в открытое акционерное общество «Урюпинский крановый завод».
С 1993 года начали производство талей грузоподъёмностью 3,2 и 5 тонн, затем приступили к производству 10-и тонных талей. Ориентируясь на потребительский спрос, начали производство кранов грузоподъёмностью 10 тонн однобалочных и двухбалочных, управляемых с пола и из кабины. А в 1999 году приступили к выпуску подвесных кранов грузоподъёмностью 10 тонн. Таким образом, начиная с 1999 года, практически полностью обновилась номенклатура выпускаемой продукции.
Кроме этого, работая с потребителем, ОАО «Урюпинский крановый завод» производит модернизацию выпускаемой продукции. С целью уменьшения габаритных размеров были модернизированы тали грузоподъемностью 5т. Для улучшения качества продукции, начиная с 1995 года, редуктор и тормоз на механизме подъёма тали были модернизированы четыре раза.
Козловые краны и двухбалочные краны управлением из кабины комплектуются креслом-пультом с джойстиком, а на механизме передвижения кранов устанавливаются мотор-редукторы производства Германия «SEW-EURODRIVE»
Разработана, испытана, изготовлена потребителю конструкция крана консольно-поворотного грузоподъемностью 3,2т. для установки на съёмной площадке, дающая возможность перевозить и монтировать кран на любой спланированный грунт.
На производственных площадях находятся цеха: литейный, инструментальный, механический, цех металлоконструкций, а также участки термический и кузнечный.
Учитывая спрос потребителей, ОАО «УКЗ» постоянно работает над изменением номенклатуры выпускаемой продукции. В данное время освоено изготовление козлового крана с пролётом до 25 м, грузоподъёмностью -5-10 тонн.
С февраля 2005 года начато серийное производство талей электрических грузоподъёмностью -10 тонн; высота подъёма свыше — 36 м. В целях улучшения качества выпускаемой продукции применяется комплектация российского производства и стран Евросоюза.
В 2007 году освоен выпуск кранов 2-х балочных грузоподъёмностью 12,5 тонн управлением с пола и из кабины пролётом до 16,5 мс режимом работы 3К.
В настоящее время ОАО «Урюпинский крановый завод» разработал новый кран козловой с управлением с пола или из кабины, грузоподъёмностью 12,5 тонн. Несущая балка крана трубчатой конструкции, ездовая балка выполнена из двутавра 45м и связана с трубой листовыми накладками, обеспечивающими балке необходимую прочность и жёсткость.
На сегодняшний день завод является ведущим в России предприятием своего профиля. ОАО «Урюпинский крановый завод» на российском рынке реализует грузоподъемное оборудование: краны козловые 1,0-12,5 т, краны мостовые опорные (1-2х балочные) до 10 т, краны мостовые подвесные (1-2х пролетные) до 10 т, тали электрические с дисковым тормозом.
В течение почти целого века предприятие уверенно продолжает свою деятельность, производя качественное грузоподъемное оборудование. Продукция: товары народного потребления, сельскохозяйственная и производственно-техническая продукция, краны мостовые электрические двухбалочные опорные с управлением с пола из кабины, краны мостовые электрические однобалочные опорные и подвесные, краны козловые, консольные, тали электрические. Высокая марка завода уже давно зарекомендовала себя на Российском рынке среди потребителей, использующих оборудование. Причем под словом «марка» подразумевается не только качество изделий, но и абсолютная обязательность по срокам поставок. Конкурентоспособная цена так же играет немаловажную роль. Внедрение новых технологий и расширение номенклатуры продукции позволяет полностью удовлетворять требованиям заказчика.
Сейчас общая численность на предприятии около четырехсот человек. На заводе трудятся более 300 специалистов рабочих специальностей, из них 8 человек с высшим образованием, 60 человек – со средним профессиональным. Средний стаж работы более 9 лет, средний возраст – 42 года. Примерно четвертую часть составляют руководители, специалисты и служащие. В составе ИТР и служащих – 40 инженеров, 27 техников, 9 практиков. Средний возраст сотрудников этой категории – 47 лет, средний стаж работы – более 18 лет. На заводе работают много ветеранов, заслуги передовиков не остаются незамеченными. Социальный проект предприятия гарантирует своим сотрудникам дополнительную защиту через систему льгот и гарантий. На работах с вредными условиями труда устанавливаются надбавки в размере от 4 до 24 процентов в соответствии с перечнем рабочих мест, профессий, разработанного на основании анализа состояния условий труда на рабочих местах. Для рабочих-повременщиков увеличиваются тарифные ставки, для рабочих-сдельщиков надбавки за условия труда включаются в сдельные расценки.
Стало доброй традицией на предприятии помогать тем, кто в беде. Уже много лет ОАО «Урюпинский крановый завод» оказывает спонсорскую помощь городской поликлинике, онкологическому диспансеру, женской консультации в ремонте, приобретении мебели, бытового оборудования. Также завод оказывает шефскую помощь детскому морскому клубу в ремонте технических средств, материалах, ГСМ, оборудовании.
Рабочая династия Кадушкиных
В жизни Кадушкиных - Урюпинский крановый завод сыграл большую роль. Ответственная работа, требующая полной отдачи физических и умственных сил, участие в общественной жизни на заводе способствовали формированию и становлению жизненных принципов и устремлений людей рабочей профессии, которой они очень гордятся. Завод дал возможность определиться с профессиональным выбором, дал возможность реализовать свои возможности. Оба, отец и сын, пройдя «заводскую» школу с самых азов до руководящих должностей, прекрасно понимают, что прошли сложный путь радостей и огорчений, сомнений и тревог. Но именно эта заводская жизнь стала их судьбой, в которой приоритетом явилось утверждение: «Жить не потребляя, а производя», то есть быть нужным, полезным своему родному заводу, любимому городу, стране.
Борис Алексеевич Кадушкин родился 3 июля 1949 года в городе Урюпинске. Рос в семье служащих. Его родители воспитывали сына строго, прививая навыки трудолюбия с ранних лет. С детства Борис видел, как нелегко родителям содержать семью: отец, Алексей Фёдорович, с раннего утра до позднего вечера развозил почту на лошадях по городу и району, а мать, Клавдия Ефремовна, самоотверженно отдавалась делу воспитания малолетних детей в интернате. Борису и его старшей сестре Ираиде приходилось поддерживать тепло и чистоту в доме.
После окончания средней школы №2 для Бориса не возникало трудностей при выборе будущей профессии. Он хотел помочь семье, городу, Родине – так юноша был воспитан. Поэтому сразу после школы он поступил на Урюпинский крановый завод имени В.И.Ленина учеником слесаря-сборщика в цех металлоконструкций. Тогда ещё молодой человек не догадывался, что в течение сорока лет он каждое утро будет спешить в этот цех. Борису повезло, что его наставником стал опытный слесарь Ефимов Николай Ефимович, который терпеливо и доходчиво объяснял юноше азы слесарного дела. Благодаря кропотливой работе наставника и трудолюбию ученика уже через три месяца Борису был присвоен первый квалификационный разряд по итогам производственного экзамена. Наставник с гордостью привел своего ученика в свою дружную бригаду, где работали умелые слесари Горшков В.Г., Кривов В.В., Тепляков В.П., Горский И., Нехаев И.М., Колотилин И.Г.
«В те далёкие времена наша бригада собирала узлы колонны башенного крана КБ – 100. Работа велась в две смены, поэтому в месяц изготавливали 18-20 кранов. Это был высокий результат»,- с гордостью вспоминает сейчас Борис Алексеевич.
Семнадцатилетний Борис считал, что ему повезло, потому что он работал в особом цехе завода. Ведь цех металлоконструкций поныне производит работы, связанные с заготовкой, сборкой, сваркой, монтажом и покраской изготовляемой продукции. Эти производственные операции отличаются трудоемкостью, поэтому численность рабочих цеха ЦМК доходила в семидесятые годы до 150-160 человек. По воспоминаниям Бориса Алексеевича, бытовые условия на заводе оставляли желать лучшего, они не сравнимы с нынешними, но люди работали слаженно, как говорится, с огоньком. За качественную работу заводчане получали высокую заработную плату – до 130 рублей в месяц. Кроме того, профсоюз заботился о снабжении рабочих на заводе дровами, углем, поэтому им хотелось идти на работу.
В 1967 году руководство цеха приняло решение перевести Кадушкина Бориса в бригаду Куликова В.Т., которая занималась изготовлением кабин и фонарей на кабинах крана КБ – 100. В составе этой бригады работали Кривошеев В.П., Атанов А.Н. и юный Борис. Это были молодые люди, ответственно относящиеся к работе. Темп работы был высоким как в бригаде, так и на заводе в целом. Этому способствовала слаженная работа управленческого аппарата (директор завода – Синицын В.С., начальник производства – Егоров, председатель завкома – Ястребов В.Н., секретарь партбюро – Пантелеев И.С., начальники ЦМК – Яцев В.М., затем Литвененко А.Б., Черваков Г., Протопопов И.И., Хвостов В.П., Янов В.Н.) и коллектива рабочих завода. В это время завод выпускал уже до 28 кранов в месяц. Однако Борис успевал регулярно посещать проводимые на заводе занятия по подготовке призывников к службе.
5 мая 1968 года Кадушкин Борис был призван на срочную военную службу в ряды СА, которую юноша проходил в составе группы советских войск в Германии (ГСВГ). Будучи честным, принципиальным и ответственным юношей Кадушкин Борис был удостоен звания старшего сержанта. Командование войсковой части ПП 60636 наградило Кадушкина Бориса почетной грамотой за отличные успехи в боевой и политической подготовке, примерную дисциплину и безупречную службу в рядах Вооруженных Сил Союза ССР.
После службы в рядах СА Борис, не задумываясь, вернулся на родной завод в цех металлоконструкций. За два года многое изменилось на заводе: уже не выпускались устаревшие краны КБ – 100, цеха осваивали новую продукцию – краны ККС, консольные 64.20, 64.56, 64.38,64.41, полукозловые краны 64.19, 64.45, 64.46, склады автоматизированные, стеллажи механизированные 900.351.300, грануляторы . Как видим, ассортимент продукции был широк.
Со временем способному юноше становилось все более интересной технология машиностроительного производства. Поэтому в 1973 году Кадушкин Борис вместе с друзьями-заводчанами успешно поступил в железнодорожный техникум в городе Георгиу-деж Воронежской области, который закончил в 1976 году, став дипломированным специалистом. «В дальнейшем судьбы моих однокурсников сложились по-разному. Так, В. П. Кривошеев работал на крановом заводе мастером, затем начальником литейного цеха. В настоящее время является директором МУ «Урюпинский водоканал». А Епихан Е.Е., Щербаков М.П., Самойлов А.М. проработали до пенсии на крановом заводе.
Уже в 1974 году начальник цеха Янов В.Н. (ныне директор ЗАО «Хоупак») назначил Бориса мастером участка сборки-сварки. Молодому специалисту пришли на выручку мастера Бурлаков Н.Н., Шульпеков В.И. Теперь Бориса называли уважительно – Борисом Алексеевичем. А он с головой погрузился в новую производственную задачу – освоение сборно-разборных складов с грузоподъемным оборудованием. «С этих пор и до перестроечного периода был самый большой объем производства продукции на заводе, - с ностальгией вспоминает Кадушкин А.Б. – Работали в две, а иногда и в три смены. Но производственники умели хорошо работать, как и хорошо отдыхать».
Крановый завод располагал загородной базой отдыха «Волна» на реке Хопер. Работники завода проводили так выходные дни, отпуска. Профком завода организовывал на базе спортивные мероприятия, выступления художественной самодеятельности. Заводчане вместе с семьями ходили на рыбалку, за ягодами. Взрослые и дети с удовольствием катались на катамаранах и лодках, играли в теннис, бильярд, «гиганты-шахматы». Для удобства отдыхающих и разнообразия их досуга на базе были обустроены танцевальная площадка с эстрадой, волейбольная площадка, баня. В выходные дни заводской автобус развозил отдыхающих по домам. Также работники могли отдыхать в заводской здравнице на Черном море, которая была расположена в районе Туапсе.
Время шло: завод развивался, Борис Алексеевич набирался опыта, рос его авторитет среди коллег. В апреле 1981 года Кадушкин А.Б. был назначен старшим мастером, а в 1986 году начальником цеха металлоконструкций, кем проработал 18 ЛЕТ.
В это время в цехе трудились 180 человек. Поэтому кроме производственных проблем, Борису Алексеевичу приходилось решать и кадровые вопросы, и вопросы личного характера. Вспоминая трудовые годы, Борис Алексеевич отмечает настоящих мастеров своего дела: Муратова А.А., Филимонова А.Н., Симонова В.И., Колотилина И.Г, Литвинова В.А., Буксанчук А.М., Кирчак О, Локтионова А.. Киреева С., Сапожникова С, Кузнецова Н.К., Нименкова Л.А и многих других производственников, умеющих честно трудиться.
В доперестроечные времена на заводе большое внимание уделялось социалистическому соревнованию. Заводчане стремились изготавливать продукцию в большом количестве и высокого качества, быть лучшими в личном соревновании или соревновании бригад. Цех, которым руководил Борис Алексеевич, всегда был одним из лучших.
Охране труда и технике безопасности на заводе всегда уделялось самое пристальное внимание. В каждом цехе назначалась комиссия по охране труда, действовали общественные инспектора. Каждый случай техники нарушения безопасности работниками завода или его администрацией тщательным образом разбирались на цеховых собраниях и собраниях коллектива, так как на предприятии всегда выполнялся коллективный договор.
После рабочих смен производственники спешили на тренировки заводских команд: футбольную «ЗИЛ», волейбольную, теннисную, хоккейную (команда являлась неоднократно призером городских и областных соревнований). Лучшими спортсменами завода были: Сычев В.П., Зотов А.С., Щербаков М.П., Симчатов В.В., Лисов А.С. – начальник отдела кадров, который был и спортсмен, и участник художественной самодеятельности до конца своей трудовой деятельности на заводе, и организатор всех праздничных мероприятий. Вокруг этого человека всегда была молодежь.
Всегда на заводе проводились «елки» для детей, дни первоклассника для малышей. Особым успехом пользовались заводские конкурсы «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», вечера отдыха. Борис Алексеевич всегда был активным участником этих творческих соревнований.
Такие общероссийские праздники как 1 Мая, 7 Ноября на заводе отмечались с размахом. С транспарантами, цветами, песнями заводчане шли на городские демонстрации, где на площади имени Ленина во время шествия колонны кранового завода горожане слушали репортаж диктора о достижениях завода. Борис Алексеевич вместе с сыновьями тоже спешил на площадь, чтобы разделить радость со своим коллективом. в дни праздников перед заводчанами и жителями города выступал заводской ансамбль казачьей песни «Дикое поле» ( в котором одним из солистов являлся Борис Алексеевич) и духовой оркестр.
Во времена становления завода, с 1966 года и до середины 90-х, при заводе действовала добровольная народная дружина, которая помогала поддерживать порядок в общественных местах города. Борис Алексеевич также принимал активное участие в рейдах по городу. По его словам, горожане были уверены в порядке, если знали, что в составе народной дружины работники завода.
Функционировала при заводе и санитарная дружина, в составе которой главным образом были женщины. Это самая была передовая дружина в районе и области, которая неоднократно занимала призовые места в соревнованиях.
Руководство кранового завода заботилось и о жилье для своих работников. Большинство благоустроенных домов в Урюпинске построено силами кранового завода для своих работников, квартиры в которых выдавались бесплатно.
В трудные 90-хе годы на заводе пошли дела «под гору», нужно было срочно переходить на новый, менее металлоемкий вид продукции. Люди увольнялись с завода, многие перешли в «Водоканал», но костяк коллектива остался. Не оставил в трудные времена родной завод и Борис Алексеевич. Директор завода - Протопопов И.И.- нашел выход из создавшейся ситуации, предложив начать производство электрических талей. Коллективу завода пришлось хорошо потрудиться: освоить выпуск сначала 3-хтонных электрических талей, затем однотонных, пятитонных, десятитонных. С этого времени дела на заводе стали налаживаться. Постепенно рабочие стали возвращаться на завод, выросла производительность труда, а значит и заработная плата.
По мнению Бориса Алексеевича, Урюпинский крановый завод – это своеобразная кузница кадров города Урюпинска. Ведь завод воспитывал, завод учил. Бывшие заводчане, а ныне видные руководители города, района, области известны всем: Шульпеков В.И. – глава администрации Урюпинского района, Фонин А.А. – заместитель главы администрации города Урюпинска, Протопопов И.И. – директор кранового завода, Янов В.Н. – директор Урюпинского завода ламинированной бумаги, Кривошеев В.П. – директор Урюпинского водоканала, Кузьмин М.Н.- управляющий Урюпинским пенсионным фондом, Мурзенко –директор Урюпинских тепловых сетей. Все вышеперечисленные лица в разное время работали мастерами и начальниками цеха металлоконструкций на крановом заводе. Борису Алексеевичу тоже предоставлялась возможность карьерного роста, но уйти из стен родного завода он не смог.
Время шло, за стройной вереницей рабочих будней незаметно промелькнули молодость, годы зрелой мудрости. Пришло время пенсионного возраста. Оглядываясь на прожитые годы, Борис Алексеевич рад тому, что жизнь удалась: была интересная работа, есть хорошая семья, верные товарищи, многочисленные интересы и увлечения. За годы трудовой деятельности заслужил почет и уважение коллег. А трудовая книжка пестреет многочисленными записями, среди которых важные для каждого трудового человека: награжден знаком «Победитель социалистического соревнования» в 1977году, в 1978 году, удостоен звания «Лучший рабочий по профессии» в 1981 году, награжден знаком «Ударник 11-той пятилетки», награжден медалью «Ветеран труда» в 1985 году (Приложение). С 1967 по 1989 годы награждался многочисленными Почетными грамотами, объявлялись благодарности, премировался туристической поездкой и разного рода премиями.
Алексей мечтал о карьере военного. Природа наделила его крепким здоровьем, а воспитание в семье и школе способствовало тому, что юноша вырос дисциплинированным, пунктуальным и ответственным человеком. Поэтому родители приветствовали желание сына. Но в самый последний момент Алексей принял решение пройти трудовую школу с самого начала по дороге отца. Прямо со школьной скамьи летом 1990 года он поспешил на крановый завод по той же дороге, по которой еще малышом гордо шел с папой, держа его за натруженную руку, чтобы посмотреть, а где работает его любимый человек. Семья поддержала решение юноши. Теперь отец и его взрослый сын вместе спешили на проходную завода. Молодой человек был назначен учеником сварщика в цех металлоконструкций.
После прохождения срочной службы в Ростове, где командование предлагало молодому человеку остаться на военной службе, Алексей возвратился в родной город и снова поспешил на завод. Однако сразу же решил получить техническое образование, поэтому вместе со своими друзьями поступил в Борисоглебский сельскохозяйственный техникум на факультет «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства». И снова Алексей решил не отрываться от работы, поэтому учился в учебном заведении заочно.
За годы обучения молодой человек все больше вникал в производственные вопросы, а отец всячески поддерживал интерес сына к заводской жизни, давая ему возможность постигнуть процесс краностроения с самых азов. Алексею приходилось нелегко: довлел авторитет отца, который был и строгим наставником, и придирчивым начальником. Однако за долгие годы работы на заводе – теперь уже почти 16 лет - интерес к производственному процессу не только не угас, но, наоборот, способствовал тому, что Алексей закончил факультет «Автоматизация технологических процессов в машиностроении» в Волгоградском государственном техническом университете и получил специальность «инженер». А вскоре Кадушкин Алексей был назначен мастером, затем старшим мастером в цехе, которому его отец отдал более 40 лет упорного труда.
Теперь Алексея коллеги называют уважительно Борисычем, понимая, что тот самостоятельно добился уже немалых успехов на заводе, где уже рождается рабочая династия семьи Кадушкиных. Возможно, годовалый сын Алексея – Борислав, названный в честь своего деда, - тоже когда-нибудь перешагнет уже вместе со своим отцом заводскую проходную.
Денис-изобретатель (отрывок)
Как напиться обезьяне?
У меня в портфеле
Отчего синичка развеселилась
Ворона