Русская азбука – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма.
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_-_poslanie_slavyanam._gorochnyy_grigoriy.docx | 231.28 КБ |
azbuka._gorochnyy_g.ppt | 1.89 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1» г. Сыктывкара
Исследовательская работа
Азбука – послание славянам
Выполнил ученик 4 «А» класса
Горочный Григорий
Руководитель: Напалкова И.П.,
учитель начальных классов
Сыктывкар
2016
Содержание.
Введение………………………………………………………...............................2 |
Глава 1. История букв и их уникальность……………………………………...3 |
Глава 2. Акрофонический способ запоминания информации в азбуке.............3 Глава 3. Послание славянам……………………………………………………...4 |
Заключение………………………………………………………………………..7 |
Литература………………………………………………………………………..8 |
Приложения………………………………………………………………………9 |
1
Введение
Если хочешь познать истину, начни с азбуки.
Пословица
До недавнего времени считалось, что Азбука – это просто буквы языка, расположенные в определённом порядке. То есть просто значки. А зачем нам так много? Вон англичане обходятся 26 буквами, и им хватает. Зачем нам 33? А тем более 49, как было первоначально.
Русская азбука – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма.
Цель исследования: познакомиться с историей азбуки, понять её значение, ценность и значимость для родного языка.
Задачи:
Гипотеза: в праславянской азбуке скрыто послание потомкам.
Объект исследования: славянская азбука.
Предмет исследования: послание славянам.
Методы исследования:
2
Глава 1. История букв и их уникальность.
Что такое буква? Буква – это единица, это атом смысла. Буквы имеют определённую форму, графику. За каждой буквой стоит своя цифра, своё число. До 1700 года каждая буква в Азбуке имела своё числовое значение. Например: А – 1, Д – 4, С – 200, и т.д. Арабские цифры были введены Петром І. До этого все числа обозначались буквами со специальным значком сверху – «титло». Азбука – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука отличается от других алфавитов практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук – одна буква.
Глава 2. Акрофонический способ запоминания информации в азбуке.
Для начала вспомним фразу: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Она известна каждому с детства и служит для запоминания последовательности цветов радуги. Это акрофонический способ запоминания: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: Каждый – это Красный, Охотник – это Оранжевый и т.д.
Акрофония обеспечивает удобство запоминания азбуки и, тем самым, максимально быстрое ее распространение. Среди основных европейских алфавитов три в той или иной мере обладают акрофоничностью: греческий, иврит и кириллица (глаголица). В латинице этот признак полностью отсутствует, поэтому латиница могла появиться только на основе уже распространенной письменности, когда акрофония не существенна.
В греческом алфавите прослеживаются остатки акрофонии в названиях 14 из 27 букв: альфа, бета (правильнее – вита), гамма и т.д. Однако эти слова ничего не означают в греческом языке и являются слегка искаженными производными еврейских слов алеф "бык", бет "дом", гимель "верблюд" и т.п. Иврит полностью сохраняет акрофонию до сих пор, что, кстати, немало способствует быстрому обучению иммигрантов в Израиле. Сравнение по признаку акрофоничности прямо указывает на определенное заимствование греками еврейского письма.
Праславянская Азбука также полностью обладает признаком акрофоничности, однако в одном отношении существенно отличается от иврита. В иврите все названия букв – имена существительные в единственном числе и именительном падеже, а среди названий 29 букв славянской азбуки по крайней мере 7 слов – глаголы.
Из них четыре – в повелительном наклонении, два – в единственном числе (рцы, цы) и два – во множественном (мыслите, живите), один глагол в неопределенной форме (ять), один – в 3-ем лице единственного числа (есть), и один – в прошедшем времени – "веди". Заметим,
3
что в "древнем" иврите понятие глагол вообще отсутствует. Более того, среди названий букв встречаются и местоимения (како, шта), и наречия (твердо, зело), и имена существительные во множественном числе (люди, буки), как и в обычной речи. В нормальной связной речи один глагол приходится в среднем на 3 другие части речи. В названиях букв праславянской азбуки наблюдается именно такая частота глагола, что прямо указывает на связный характер азбучных наименований.
Глава 3. Послание славянам.
В Азбуке, и только в ней, есть содержание. В ней есть «Послание к славянам» – к тем, кто стал с древних времен Носителем и Хранителем этого Творения.
Рассмотрим три первые буквы азбуки — азъ, буки, веди.
Азъ — «я».
Буки (букы) — «буквы, письмена».
Веди (веде) — «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» — знать, ведать.
Объединяя акрофонические названия первых трех букв азбуки, получаем следующее: «азъ буки веде» — «я знаю буквы».
Объединяются во фразы и все последующие буквы азбуки:
Глаголъ — «слово», причем не только изреченное, но и написанное.
Добро — «достояние, нажитое богатство».
Есть (есте) — третье лицо единственного числа от глагола «быть».
Читаем: «глаголъ добро есте» — «слово — это достояние».
Живите — повелительное наклонение, множественное число от «жить» — «жить в труде, а не прозябать».
Зело — «усердно, со рвением» (ср. англ. zeal — упорный, ревностный, jealous — ревнивый, а также библейское имя Зелот — «ревнитель»).
Земля — «планета Земля и ее обитатели, земляне».
И — союз «и».
Иже — «те, которые, они же».
Како — «как», «подобно».
Люди — «существа разумные».
Читаем: «живите зело, земля, и иже како люди» — «живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям».
Мыслите — повелительное наклонение, множественное число от «мыслить,
4
постигать разумом».
Нашъ — «наш» в обычном значении.
Онъ — «оный» в значении «единственный, единый».
Покои (покой) — «основа (мироздания)». Ср. «покоиться» — «основываться на чем-либо».
Читаем: «мыслите нашъ онъ покои» — «постигайте наше мироздание».
Рцы (рци) — повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух». Ср. «речь».
Слово — «передающее знание».
Твердо — «уверенно, убежденно».
Читаем: «рцы слово твердо» — «неси знание убежденно».
Укъ — основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.
Фертъ, ф(ъ)ретъ — «оплодотворяет».
Херъ — «божественный, данный свыше» (ср. нем. herr — господин, Бог, греч. «иеро» — божественный, англ. hero — герой, а также русское имя Бога — Хорс).
Читаем: «укъ фъретъ Херъ» — «знание оплодотворяет Всевышний», «знание — дар Божий».
Цы (ци, цти) — «точи, проникай, вникай, дерзай».
Червь (черве) — «тот, кто точит, проникает».
Ш(т)а (Ш, Щ) — «что» в значении «чтобы».
Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ) представляют собой варианты одной буквы, означавшей неопределенный краткий гласный, близкий к «э». Вариант «ь» возник позднее из «iъ» (именно так письменно отображалась вплоть до XX в. буква «ять»).
Юсъ (юс малый) — «свет», старорусское «яс». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».
Ять (яти) — «постичь, иметь».
«Цы, черве, шта Ъра юсъ яти!» расшифровывается как «Дерзай, точи, вникай, чтобы Сущего свет постичь!».
Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное Послание: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фъретъ Херъ. Цы, черве, шта Ъра юсъ яти!» И если придать этому посланию современное звучание, получится примерно так:
Я знаю буквы.
Письмо — это достояние.
5
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание — дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!
6
Заключение.
Таким образом, праславянская Азбука представляет собой Послание - совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие – то есть букву. Праславянская Азбука – это учебник. Человек, прочитавший и понявший азбучное Послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания. Для передачи грамотности достаточно выбрать подходящий набор знаков, отображающих начальные звуки слов Послания - например, кириллицу или глаголицу.
Наша гипотеза, что в праславянской азбуке скрыто послание, подтвердилась.
Мы могли убедиться, как важно знать свой язык, свою историю, те образы, которые стоят за буквами. И как важно не просто произносить слова. А вкладывать в них яркие положительные образы. Это сделает нашу жизнь неизмеримо богаче.
Мы лучше поймем значимость Русской Азбуки, если вспомним слова, прозвучавшие в интервью академика Олега Николаевича Трубачева (1930-2002 гг.) – виднейшего отечественного слависта: «Алфавит – такой же символ государственности, как Герб, Гимн, Знамя. Алфавит – святыня державного значения».
7
Литература
1. К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
2. А. Зиновьев «Тайнопись кириллицы», 1998 г.
3. М. Кронгауз «Откуда есть пошла славянская письменность», ж-л «Русский язык» 1996 г., №3
4. Е. Немировский «По следам первопечатника», М.: Современник, 1983 г.
5. Интернет-ресурсы:
5.1. http://salenta.livejournal.com/637062.html
5.2. http://fishki.net/1358934-tak-li-prosta-russkaja-azbuka.html
5.3. http://www.kramola.info/vesti/neobyknovennoe/azbuka-poslanie-k-slavyanam
8
Приложения
Приложение 1. Славянская азбука и современный алфавит.
9
Слайд 1
Азбука – послание славянам Выполнил ученик 4 «а» класса Горочный Григорий Руководитель: Напалкова И.П. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Сыктывкар, 2016Слайд 2
Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Пословица
Слайд 3
Цель: познакомиться с историей азбуки, понять её смысл, значение, ценность и значимость родного языка Задачи: Проанализировать научную литературу по изучаемой теме Изучить историю букв, определить их уникальность Познакомиться с акрофоническим способом запоминания информации Исследовать смысл каждой буквы праславянской азбуки, расшифровать послание славянам Расширить знания о русском языке, подчеркнуть важность сохранения наследия предков и бережного отношения к родной культуре и истории Гипотеза: в праславянской азбуке скрыто послание потомкам.
Слайд 4
Русская азбука и современный алфавит
Слайд 5
Акрофония
Слайд 6
Греческий алфавит
Слайд 7
Иврит
Слайд 8
Русская азбука
Слайд 9
Аз буки ведаю
Слайд 10
Глаголъ добр есте
Слайд 11
Живите зело, земля и иже како люди
Слайд 12
Мыслите нашъ онъ покои
Слайд 13
Рцы слово твёрдо
Слайд 14
Утъ фъеретъ Херъ
Слайд 15
Цы, черве, шта Ъра юсъ яти
Слайд 16
Я знаю буквы. Письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, Как подобает разумным людям. Постигайте мироздание! Несите слово убежденно: Знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь! Послание славянам
Слайд 17
Заключение Праславянская Азбука представляет собой Послание - совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие – то есть букву. Наша гипотеза, что в праславянской азбуке скрыто послание, подтвердилась. «Алфавит – такой же символ государственности, как Герб, Гимн, Знамя. Алфавит – святыня державного значения». Олег Николаевич Трубачев
Слайд 18
1. К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г. 2. А. Зиновьев «Тайнопись кириллицы», 1998 г. 3. М. Кронгауз «Откуда есть пошла славянская письменность», ж-л «Русский язык» 1996 г., №3 4. Е. Немировский «По следам первопечатника», М.: Современник, 1983 г. 5. Интернет-ресурсы: 5.1. http://salenta.livejournal.com/637062.html 5.2. http://fishki.net/1358934-tak-li-prosta-russkaja-azbuka.html 5.3. http://www.kramola.info/vesti/neobyknovennoe/azbuka-poslanie-k-slavyanam Список литературы
Хризантема и Луковица
Убунту: я существую, потому что мы существуем
"Разделите так, как делили работу..."
И тут появился изобретатель
Астрономический календарь. Март, 2019