Работа об устройстве жизни в пчелином семействе.
Вложение | Размер |
---|---|
pchela_-_obshchestvennoe_nasekomoe.docx | 42.3 КБ |
pchela_-_obshchestvennoe_nasekomoe.pptx | 619.94 КБ |
Проектная работа:
«Пчела – общественное насекомое»
2015
Оглавление:
"Представьте себе, что как внесешь сот –
дух пойдет по всей хате,
вообразить нельзя, какой:
чист, как слеза или хрусталь дорогой,
что бывает в серьгах”.
Н. В. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки
Актуальность темы: О пчелах и продуктах пчеловодства на протяжении многих веков писали великие умы. Пчела несет в себе тайну, тайну Природы. Изучая литературу, я не задумывался, что жизнь в пчелиной семье может быть устроена по каким – то законам и подчинена каким – то правилам. Мне казалось, что так живут только люди. Меня очень заинтересовало, как же устроена жизнь пчёл внутри одно пчелиной семьи, каким законам она подчиняется. Все это стало основой для моего исследования. Чтобы ответить на возникшие вопросы я решила провести собственное исследование. (Слайд 1)
Объект исследования: Пчела. (Слайд 2)
Предмет исследования: Организации жизни в пчелиной семье
Цель исследования: Выяснить, как организована жизнь пчелиного семейства.
Задачи исследования: (Слайд 3)
1. Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.
2. Провести анкетирование среди одноклассников по теме.
3. Рассмотреть виды пчел и их значение.
4. С помощью наблюдения и анализа полученной информации выяснить, как организована жизнь пчелиного семейства.
Гипотеза: Пчела – общественное насекомое, она не может жить в одиночку, жизнь пчелиного семейства подчиняется определённым правилам. (Слайд 4)
Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации по теме из разных источников.
II. Основная часть
1.1 Кто такие пчёлы, когда они появились, их роль в природе и жизни человека. (Слайд 5) Изучив разные источники литературы по данной теме, я выяснил, что пчёлы приносят пользу для народного хозяйства. Опыляя растения, они повышают, а часто целиком формируют их урожай. Также пчелы производят очень много разных пищевых продуктов (прополис, маточное молочко, перга, пчелиный воск, цветочная пыльца и другие) которые использует человек в качестве пищи и лекарств. (Слайд 6)
1.2 Виды пчёл и их значение. (Слайд 7) В мире известны такие основные породы медоносных пчёл как среднерусская, кубанская, серая горная кавказская, итальянская. Среди медоносных пчёл среднерусской породы выделяют: матку, рабочую пчелу и трутня. Медоносная пчела – представитель, который занимается сбором пыльцы, поставлением ее в улей, а также переработкой в мед и другие продукты пчеловодства. Пчелиная матка – королева или главный представитель семейства. В ее функции входит откладывание яиц или другими словами, она отвечает за рождаемость и размножение пчелиной семьи. Трутень – самец. Природа его создала для оплодотворения пчелиной матки, больше он ни на что не способен, поэтому долго и не живет.
1.3 Условия жизни пчёл в дикой природе и рядом с человеком. (Слайд 8) В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу в дуплах деревьев. Приручив пчёл люди стали организовывать пасечное пчеловодство. Пчёл стали разводить вблизи жилья на специальных участках – пасеках, где пчёлы жили в ульях. В пчелином гнезде всё размещено очень рационально. Верхние части сотов – кладовая, здесь хранится готовый мёд. Средняя часть – «детский сад», здесь больше свежего воздуха, и потому здесь пчёлы растят потомство. Нижняя часть сот – это «производственный склад», сюда загружается собранный с цветков нектар, здесь он перерабатывается в мёд.
1.4 Изучение организации жизни в пчелиной семье. После того как я изучил теоретическую литературу по данной теме, мне захотелось самостоятельно понаблюдать за тем, каким правилам подчиняется жизнь пчелиной семьи внутри одного улья, но перед исследованием я решил узнать у своих одноклассников, что им известно об устройстве жизни одной пчелиной семьи. Для этого я составил анкету и предложи её своим одноклассникам.
Вопросы анкеты: (слайд 9)
1. Знаете ли вы, кто такие пчёлы? Да, нет.
2. Как вы думаете, пчёлы приносят природе и человеку пользу или вред? Польза (какая), вред (какой).
3.Знаете ли вы продукты пчеловодства? Да (какие), нет.
4. Боитесь ли вы пчёл? Да, нет.
5.Как вы считаете, пчёлы – разумные существа? Да (почему), нет.
Мною было опрошено в классе 19 человек.
Результаты анкеты получились следующие:
На первый вопрос из 19 человек ответили «да» 19 человек – 100% (Слайд 10)
На второй вопрос ответили «пользу» 19 человек – 100% . (Однако не смогли правильно назвать, в чем эта польза конкретно заключается). (Слайд 11)
На третий вопрос «да» ответили 16 человек – 84% (однако не назвали эти продукты), «нет» - ответили 3 человека – 16%. (Слайд 12)
На четвертый вопрос «да» ответили 11 человек – 58%, «нет» ответили – 8 человек – 42%. (Слайд 13)
На пятый вопрос «да» ответили 17 человек – 89%, (однако не смогли аргументировать почему они так считают), «нет» ответили – 2 человека – 11%. (Слайд 14)
Проанализировав анкеты, я сделал вывод, что знания о пчелах у ребят поверхностные, отрывистые и даже правильно выбранные ответы не все ребята могут аргументировать, привести примеры, поэтому мне ещё больше захотелось изучить жизнь пчелиной семьи и выяснить, есть ли у пчёл разум, являются ли они общественными насекомыми. В течение трёх летних месяцев я общался с пчеловодами – любителями - своими родственниками и знакомыми, а также наблюдал за жизнью пчел в 8 ульях (за двумя пчелиными ульями в каждой деревне) в с. Хомутово Иркутский район, п. Усть-Орда, с. Харат, с. Кукут. Ежедневно (утром, в обед и вечером) я смотрел, как ведут себя пчёлы в ульях. В ходе наблюдений я увидел, что пчёлы в улье выглядят разными и ведут себя тоже по - разному. Среди всех пчёл в улье выделялась одна пчела. Она была крупнее, чем остальные пчелы и не летала к цветам, как другие. Она большую часть времени находилась в улье, откладывая яйца. Я понял, что это была матка. Наблюдая за остальными пчёлами, я увидел, что они тоже различаются в размерах и в поведении. Часть пчёл в улье была меньше размером, и они постоянно летали к цветам, собирая пыльцу и принося её в улей – это рабочие пчёлы, они не приносили потомства, а заботились о тех личинках, которые отложила матка. Другая часть пчёл была чуть крупнее рабочих пчёл и они не собирали нектар, они почти постоянно находились в улье и ели только готовый мёд. Сначала я не мог понять, зачем нужны эти пчёлы. Они ведь не выводили потомства и не летали к цветам за пыльцой. Продолжив наблюдения за ульями, я увидел, что эти никакой серьёзной работы в улье не выполняют и нужны только для пчелиной матки, чтобы продолжить род.
Продолжив наблюдение за пчёлами в разных ульях и разных деревнях, я убедился, что пчёлы ведут себя одинаково, каждая пчела выполняет отведённую ей работу. Продолжая наблюдение за ульями до конца августа, я убедился, что внутри одной пчелиной семьи существует три вида пчёл: я увидел матку, рабочих пчёл и трутней, причём каждая пчела выполняет только свою работу, а работу других пчёл в улье выполнить не может. Во время наблюдения за одним из ульев в с. Кукут, я увидел, что там погибла матка. Я стал наблюдать, как поведут себя другие пчёлы, что они будут делать. В улье началась паника, пчёлы летали, суетились, складывалось ощущение, что они не знали как себя вести. Через некоторое время я увидел, что семьи в этом улье нет, она погибла. Я сделал для себя вывод, что если в пчелиноё семье погибает один из видов пчёл, то жизнь всей пчелиной семьи разрушается.
В ходе наблюдения я выяснил, что пчёлы не могут жить в одиночку, только семьями, жизнь пчелиной семьи очень четко организована и не терпит никакого хаоса. Каждой пчеле внутри своей семьи отведена определённая роль и определённый вид работы. Пчелиная семья — высокоорганизованное сообщество насекомых, оно состоит из одной матки и нескольких тысяч рабочих пчёл. Летом в ней живут ещё и пчелиные самцы – трутни. Для матки отведена своя роль по размножению пчёл. В улье нет начальников и подчинённых. Никто не направляет пчёл на работу и не даёт им какого-либо задания. Каждая пчела сама, повинуясь природному инстинкту, выполняет вполне определённый круг обязанностей. Одни пчелы с утра до вечера вылетают из своего жилища на добычу корма и делают это изо дня в день, другие выкармливают потомство, строят соты, вырабатывают тепло, охраняют гнездо и т. п.
На основании анализа собранной информации, наблюдений я сделал вывод, что организация жизни в пчелиной семье очень чётко организована, каждому виду пчёл внутри семьи отведена своя конкретная роль, которую пчела беспрекословно выполняет и от выполнения которой зависит жизнь пчелиной семьи. (Слайд 15)
III. Заключение.
В ходе выполнения данной исследовательской работы была изучена литература, содержащая информацию по данной теме. В моей работе я постарался использовать сведения из жизненного опыта пчеловодов-любителей и, полученные лично мною, при посещении пасек в разных деревнях. Изучение литературных источников позволило более полно изучить жизнь пчёл и в ходе наблюдения выяснить организацию жизни пчелиной семьи. В ходе выполнения экспериментальной части работы было доказано, что жизнь внутри одной пчелиной семьи носит четко организованный характер: каждой пчеле отведена своя роль и жизнь каждой отдельной особи в какой-то степени зависит от деятельности другой пчелы.
По возможному использованию результатов своего исследования могу сделать следующие выводы и рекомендации: (Слайд 16)
1. Довести до сведения учеников и их родителей результаты наших исследований.
2.Важным условием организации жизни пчёл внутри улья является четко организованный характер деятельности каждой пчелы.
3.Каждому виду пчёл внутри улья отведена своя роль.
4.Пчела не может жить в одиночку. Она - общественное насекомое.
5.Продукты, производимые пчёлами, разнообразны и приносят человеку пользу с древних времен.
Я узнал, что пчелы – это удивительные насекомые, вероятно, самые полезные насекомые на нашей Земле. Их жизнь подчинена строгим законам и направлена на построение и непрерывное развитие пчелиной семьи.
Приложение 1
Анкета для учащихся.
1. Знаете ли вы, кто такие пчёлы? Да, нет.
2. Как вы думаете, пчёлы приносят природе и человеку пользу или вред? Польза (какая), вред (какой).
3.Знаете ли вы продукты пчеловодства? Да (какие), нет.
4. Боитесь ли вы пчёл? Да, нет.
5.Как вы считаете, пчёлы – разумные существа? Да (почему), нет.
Приложение 2
Результаты анкетирования учащихся:
Приложение 3
Анкеты учащихся 4 «Б» класса
Слайд 1
Пчела – общественное насекомое Автор: Кокорин Леонид, 4 «Б» класс; Руководитель: Сорокина Татьяна Тимофеевна, учитель начальных классовСлайд 2
Объект исследования : Пчела. Предмет исследования: Организации жизни в пчелиной семье. Цель исследования: Выяснить, как организована жизнь пчелиного семейства.
Слайд 3
Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать информацию по теме исследования. 2. Провести анкетирование среди одноклассников по теме. 3. Рассмотреть виды пчел и их значение. 4. С помощью наблюдения и анализа полученной информации выяснить, как организована жизнь пчелиного семейства.
Слайд 4
Гипотеза: Пчела – общественное насекомое, она не может жить в одиночку, жизнь пчелиного семейства подчиняется определённым правилам. Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации по теме из разных источников.
Слайд 5
Всем нам хорошо известные насекомые – пчелы, относятся к семейству пчелиные, к роду – медоносные пчелы. Характерные признаки пчел — хоботок, образованный из длинных нижних челюстей и нижней губы, а также расширенный и утолщенный первый членик задних лапок — важнейшие элементы аппарата для сбора нектара и пыльцы цветков.
Слайд 6
Продукты пчеловодства Мед. Воск. http://www.rid.su/frontpage?page=5 http://beefd.ru/vosk Прополис. http://nyam-nyam.org/interesno/propolis Пчелы дают Пчелиный яд.
Слайд 9
Вопросы анкеты: 1. Знаете ли вы, кто такие пчёлы? 2. Как вы думаете, пчёлы приносят природе и человеку пользу или вред? 3. Знаете ли вы продукты пчеловодства? 4. Боитесь ли вы пчёл? 5. Как вы считаете, пчёлы – разумные существа?
Слайд 10
19 чел, 100% Знаете ли вы, кто такие пчёлы?
Слайд 15
В ывод: организация жизни в пчелиной семье очень чётко организована, каждому виду пчёл внутри семьи отведена своя конкретная роль, которую пчела беспрекословно выполняет и от выполнения которой зависит жизнь пчелиной семьи.
Слайд 16
Довести до сведения учеников и их родителей результаты наших исследований. 2.Важным условием организации жизни пчёл внутри улья является четко организованный характер деятельности каждой пчелы. 3.Каждому виду пчёл внутри улья отведена своя роль. 4.Пчела не может жить в одиночку. Она - общественное насекомое. 5.Продукты, производимые пчёлами, разнообразны и приносят человеку пользу с древних времен. Выводы и рекомендации:
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Сила слова
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Чья проталина?
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Пчёлы и муха