Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый и поэт.
В самых различных областях знаний раскрылся его талант. Он занимался химией, географией, астрономией, физикой, производством стекла, геологией, изучением погоды, литературой. Его называли изобретателем мозаики в России.
Вложение | Размер |
---|---|
mozaiki_lomonosova.doc | 113.5 КБ |
prezentatsiya_mozaiki_lomonosova.pdf | 2.03 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №1» города Сыктывкара
Исследовательская работа
«МОЗАИКИ М.В.ЛОМОНОСОВА»
Выполнила ученица 3 «А» класса
Рочева Евгения
Руководитель: Напалкова И.П.,
учитель начальных классов
2015 г.
Оглавление
Приложение.
Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый и поэт.
В самых различных областях знаний раскрылся его талант. Он занимался химией, географией, астрономией, физикой, производством стекла, геологией, изучением погоды, литературой. Его называли изобретателем мозаики в России.
Основная цель моей работы: Узнать из разных источников, какие мозаики и как создавал великий ученый М.В.Ломоносов.
Задачи:
Методы исследования:
1. Что такое мозаика
А вы знаете, что такое мозаика?
Мозаика – это рисунок или узор, сложенный из отдельных разноцветных кусочков. Материалы, из которых их изготавливают, разнообразны – это бумага, ткань, камни, стекло, пластик, семена деревьев, цветов, овощей, шелуха семечек и т.п. В отличие от аппликации мозаика требует большей усидчивости и терпения. Технология работы также отличается.
К примеру, рассмотрим технологию изготовления мозаики из бумаги.
Начинают выполнять мозаику с нанесения контурных линий рисунка на основу. Линии должны быть тонкими, еле заметными. Затем подготавливают бумагу, разрезая ее на мелкие кусочки, каждый цвет отдельно. Для мозаики используют глянцевую, бархатную, настольную и другие виды бумаги. После предварительной подготовки смазывают небольшую часть рисунка клеем и накладывают нужные кусочки на основу. Кусочки бумаги следует класть рядом так, чтобы они не заходили друг на друга, но ложились бы вплотную. Оставляя небольшие просветы.
Посмотрев в Большой энциклопедии «Хочу все знать» определение «мозаики» я узнала, что мозаика – это картина, сложенная из мелких кусочков цветного камня, кусочков стекла, эмали и др., вставленных в гипс или цемент. Эти кусочки укладывают так, чтобы получился узор, портрет или сцена.
Мозаику называют вечной живописью – и это очень точное определение. Мозаика гораздо долговечней всякой живописи. Если картины, написанные масляными красками, сохраняются несколько сот лет, то картины из мозаики сохраняются тысячелетиями. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не потеряв своих красок.
Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков) (СЛАЙД 1). Позднее римляне стали делать мозаику из смальты (СЛАЙД 2). Смальта — это цветное стекло небольших размеров, применяемое для мозаичных работ и насчитывает сотни разных цветов и оттенков.
Материалы, из которых ее изготавливают, настолько прочны, что до нашего времени сохранились образцы, которые были сложены более 5-ти тысяч лет назад! Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Она выполнена из вбитых в стены глиняных клиньев, лицевая сторона которых покрыта цветной глиной.
Мозаика – это монументальный, т.е. величественный, производящий впечатление величиной, мощностью вид искусства (СЛАЙД 3). Для того чтобы увидеть изображение, человек должен отойти на определенное расстояние. И чем обширнее мозаичная картина, тем с большего расстояния нужно любоваться ею. Именно поэтому она всегда придает интерьеру особую торжественность и роскошь.
Мозаиками, выложенными из разноцветных камней, украшали дворцы и дома богатых горожан Древнего Египта. В Римской империи на виллах и во дворцах были ослепительные мозаики, изображающие сцены из повседневной жизни. Мозаикой также выкладывали из полудрагоценных камней и смальты изображения святых, ангелов и Иисуса Христа в церквях во всей Греции, Италии и Турции.
В городах Средней Азии очень распространена мозаика из кирпичей, покрытых разноцветной глазурью. Они богато украшают старинные мечети, мавзолеи, дворцы.
Лаосские художники делают красочные мозаики из кусочков цветного зеркала. Мозаика эта, сверкая и переливаясь на солнце, создает радостное, торжествующее настроение.
Кроме того, мозаика – очень практичный способ украшения полов и стен, поскольку ее можно мыть, не нанося никакого ущерба.
2. Возрождение мозаичного искусства в России
В древней Руси тоже умели делать мозаику из цветного стекла – смальты (5). Многие соборы в древних городах славились своими мозаичными картинами. Позднее это искусство пришло в упадок, т. к. было дорогостоящим и трудоемким. Быстрее было расписывать стены просто красками. И секрет изготовления цветного стекла был утерян.
Никто не знал на Руси, как делать цветное стекло. И вот через 600 лет великий ученый и художник М.В.Ломоносов возродил искусство мозаики на Руси.
Однажды Ломоносову показали небольшую, привезенную из Рима мозаичную картину. Эта мозаика отличалась богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт. Покоренный чистотой и яркостью смальты, Ломоносов решил разгадать производство цветного стекла.
В 1748г. по инициативе Ломоносова была построена химическая лаборатория.
Ломоносов проделал в общей сложности около четырех тысяч опытов, он, наконец, добивается своего(СЛАЙД 6). Он открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков.
В 1754г. недалеко от Петербурга в Усть-Рудице, была построена стекольная фабрика(СЛАЙД 7).
По проекту Ломоносова были построены стекловаренные печи, печи для варки цветного стекла, для отжига готовых изделий, для оплавки бисера.
Ломоносов не только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает мозаичному делу. Игнат Петров талантливо набирал мозаики, лепил цветы из неостывшей стеклянной массы и умел выдувать термометры. Андрей Никитин и Федор Петров набирали в мозаиках «простые» места, фон картины. А Иван Сергеев и Иван Мартынов умели «тянуть» мозаичные составы. Они вытягивали длинные прутья цветного стекла, которые затем разламывали на мелкие куски для набора картин и портретов.
3. Мозаики Ломоносова
Первая пробная мозаика Ломоносова - это мозаика "Нерукотворный Спас"(СЛАЙД 8), которая довольно проста по исполнению, на обороте выгравировано: «Сложен Михаилом Ломоносовым в начинании опытов мозаичного художества в Санкт-Петербурге 1753 года».
Затем мозаики Ломоносова становятся более многокрасочней и богаче. Увеличение палитры, т.е. сочетания цветов и цветовых оттенков при изготовлении красок Ломоносову дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи.
Работая со своими учениками, Ломоносов развивает и совершенствует мозаичное искусство.
Первую художественную работу – мозаичный образ Богоматери по картине одного итальянского живописца Ломоносов закончил летом 1752 года и подарил свою работу Елизавете Петровне, российской императрице.(СЛАЙД 9) Образ был принят ею с удовольствием.
В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. (СЛАЙД 10)
М.В.Ломоносова всегда привлекала личность Петра I, ученый преклонялся перед ним. На портрете Петр I в лентах, с накинутой на плечи горностаевой мантией, крытой золотой парчой. Полное жизни и силы лицо выступает в раме черных волос на многокрасочном темном фоне. Вся мозаика кажется набранной не смальтами, а камнями-самоцветами – так сильны сверкающие краски мозаики при общем темном колорите портрета. Этот портрет – высокий образец монументальной мозаики, в него Ломоносов вложил свое восхищение Петром Великим. Портрет находится в Эрмитаже.
(СЛАЙД 11) В мастерской Ломоносова также были созданы великолепные мозаичные портреты Анны Петровны – дочери Петра I (СЛАЙД 12), мозаика набрана мелкими кусками смальт; портрет Александра Невского(СЛАЙД13). Невский в княжеской шапке с красным верхом, на плечах – красная горностаевая мантия, красные смальты передают бархат мантии; мозаика изготовлена в Усть-Рудице в годы расцвета мозаичной мастерской; Елизаветы Петровны российской императрицы, великого князя Петра Федоровича, графа Петра Ивановича Шувалова и др.
Мозаичные работы Ломоносова трудно отличить от живописных, так тонко подобраны они по цвету, так великолепно использованы различные оттенки цвета.
Помимо больших мозаичных картин Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры – изящные изделия очень маленького размера, к сожалению не дошедшие до наших дней.
Качество ломоносовских мозаик было очень высоким. "Все материалы, — писал Ломоносов, — имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне". Время подтвердило правоту слов Ломоносова.
Ломоносов мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его Родины, подвиги и исторические деяния русского народа.
В мае 1762г. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией»(СЛАЙД 14).
«Полтавская баталия» - грандиозное настенное мозаичное полотно(СЛАЙД 15). Мозаика огромна: 6,4м - в длину 4,8м – в высоту. Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 1280кг. В левой части композиции, ближе к её центру, изображён Пётр I на вздыбленном коне в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой (СЛАЙД 16). Ломоносов М.В. работал над этой мозаикой с семью помощниками. Одни делали лица, другие одежду, третьи небо, четвертые дым.
В декабре 1764г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена раму.
«Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова.
Напряжённая работа над "Полтавской баталией" наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье (СЛАЙД 17). Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была не напрасной. Вскоре после смерти Ломоносова стекольная фабрика была закрыта.
За восемнадцать лет работы мозаичной мастерской Ломоносова в ней было создано 40 мозаичных картин, из которых до нашего времени сохранились только 23. Картины хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.
В России основателем мозаичного искусства по праву считают Михаила Васильевича Ломоносова.
4. Создание мозаик из разных материалов
Мозаичное искусство в России существует, радует нас своими красочными работами и, благодаря долговечным материалам, будет радовать еще и наших потомков.
Узнав много интересного о мозаиках и их изготовлении, мне захотелось самой попробовать сделать что-то подобное.
Я сделала 2 пробные мозаики из риса и бисера. Техника изготовления оказалась не легкой, но увлекательной.
Заключение:
За время проведения исследовательской работы я узнала, что мозаика как искусство известна очень давно. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. Мозаикой называют изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы, и т.д.). Она применяется для оформления настенных панно, украшения фонтанов, стен, садовых дорожек, создания картин.
Великому русскому ученому М.В.Ломоносову принадлежит заслуга в возрождении в нашей стране мозаичного искусства. Изучив литературу, я узнала, что основным жанром созданных Ломоносовым мозаик был портрет. Ни одна европейская мозаичная мастерская не выполнила столько портретов, как ломоносовская, к тому же в трудной непривычной технике. Всего было сделано 40 мозаик, до нашего времени сохранилось только 23.
С помощью литературы я научилась сама делать мозаику. В этой технике я выполнила пока две работы из риса и бисера. Техника изготовления оказалась не легкой, но очень увлекательной.
Выводы:
Список литературы:
Вопросы:
1. Что такое мозаика?
2. Для чего нужна была мозаика людям?
3. Из каких материалов еще можно сделать мозаику?
4. Что нового узнали о Ломоносове?
5. Почему Ломоносов считал, что эти картины будут жить вечно?
6. Где в своей жизни вы встречались с мозаикой?
Именинный пирог
Петушок из русских сказок
Калитка в сад
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Как нарисовать китайскую розу