Творческая работа "Театральные куклы своими руками"
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая работа "Театральные куклы своими руками" | 508 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 7 города Белово»
Городской конкурс исследовательских, проектных и
творческих работ для обучающихся 1-4 классов
«Маленькая дверь в большой мир»»
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
« ТЕАТРАЛЬНЫЕ КУКЛЫ СВОИМИ РУКАМИ ».
Выполнила:
Зуенко Полина, 3«Б»класс
Руководитель:
Грунтова Н.В,
учитель начальных классов,
МБОУ ООШ№7 г.Белово
Белово 2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
2.1 История возникновения кукольных театров………………………..4стр.
2.2 Виды театральных кукол……………………………………………..4стр.
2.2.1. Перчаточная кукла………………………………………………….4стр.
2.2.2. Тростевая кукла……………………………………………………..5стр.
2.2.3. Кукла-марионетка…………………………………………………..5стр.
2.2.4. Куклы-автоматы…………………………………………………….6стр.
2.2.5. Теневые куклы……………………………………………………...7стр.
2.2.6. Куклы-великаны……………………………………………………7стр.
2.3 Изготовление куклы-перчатки петрушечного типа с головой из папье-маше………………………………………………………………………..8стр.
2.4 Экономическое обоснование работы……………………………….13стр.
3. Заключение…………………………………………………………….14стр.
4. Список источников и литературы………………………………….15стр.
Мир театра, есть тропинка
к внутренним чувствам ребенка, к его душе.
Л. С. Выгодский
1. Введение.
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. По-моему, в 21 веке дети должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ.
Выбранная тема мне показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. А ещё тем, что каждый из моих сверстников хотел бы иметь у себя дома свой театр, быть в нём актером, придумывать свои постановки. И все это можно очень легко осуществить без больших материальных затрат.
Целью моей работы является:
- Изучение техники изготовления театральной перчаточной куклы.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
Этапы реализации проекта.
Методы: исследовательские; практические.
2.1 История возникновения кукольных театров.
Впервые кукольные театры упоминаются в древнем Египте, во времена праздников. Статуэтки исполняли сцены из жизни Богов, чем привлекали множество народа. В Греции создавали большие фигуры, которые двигались лишь в праздники. За Грецией последовал Рим. Затем один из жителей Греции придумал, как показать мир, используя при этом ящик без передней стенки. Это был первый театр, который разделял мир людей и Богов. Потом придумали кукол, которые изображали людей – они стояли внизу, а над ними возвышались Боги. Внизу ящика сделали отверстия, в которые помещались палки для управления куклами. Из небольших сцен в дальнейшем возрождались большие пьесы. Так и сформировался кукольный театр, который стал народным искусством.
В России самые доподлинные сведения об этом виде искусства помечаются концом девятнадцатого века. Представления были в основном на улицах или в арендованных помещениях. Кукольники России предпочитали перчаточных кукол, а потом и тростевых кукол. Но главным и любимым героем был Петрушка. Со временем Петрушку заменяли другие персонажи, однако работа с ними была подобна той, что и с Петрушкой.
Сегодня этот вид искусства возвращается и имеет большую популярность. Первые театры кукол были основаны уже в советское время. Первые кукольные театры возникли в Москве и Санкт-Петербурге в 1918 году. А самый популярный – в 1931 году, создателем был Сергей Образцов. Да и в нынешнее время туда мечтают попасть многие дети, которые любят это превосходное зрелище.
2.2 Виды театральных кукол.
Театры кукол сейчас существуют в профессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто в больших дружных семьях. Театр кукол - сказочное выступление, где в качестве исполнителей ролей выступают куклы.
Кукла театральная - это действующее лицо любого кукольного спектакля, персонаж, созданный художниками специально для кукольной сцены. Театральные куклы бывают двух видов - верховые (находятся выше актера) и низовые (соответственно ниже - актер кукольник управляет куклой сверху). Верховые - это перчаточные, тростевые, теневые куклы. Низовые - это марионетки и планшетные куклы.
Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы – чуть больше кисти кукловода. Классический образец перчаточной куклы – русский Петрушка. Древние странствующие комедианты-петрушечники обходились без ширмы: на поясе актера закреплялось полотнище, свободный конец которого натягивался на обруч и поднимался вверх, выше головы кукольника. Из-за его верхнего края и показывался петрушечный спектакль. Одновременно на этой «сценической площадке» могли находиться только два персонажа – по количеству рук кукольника. Юбку с обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках, а затем – ширмы, образующие четырехгранный столб, внутри которого помещался актер со своими куклами.
Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.
К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т.н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов.
Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette – название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом (т.н. невропастом) сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка – на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине – т.н. ваге, или коромыслу. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой – перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения. Сценическая площадка, по которой движутся куклы, называется платформой и находится на уровне глаз зрителей. Выше находится огражденное пространство, т.н. тропа, с которой кукловоды, скрытые от публики, управляют марионеткой.
Среди других видов театральных кукол существуют следующие:
Куклы-автоматы. Это – механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Известны и куклы (например, китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях Три толстяка по Ю.Олеше (кукла наследника Тутти) или Соловей по Г.-Х.Андерсену. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму. Подобные автоматы первоначально использовались в культовых целях, когда на глазах изумленных зрителей происходило чудо оживления статуи божества. Позже куклы-автоматы получили широкое распространение на ярмарочных аттракционах и в аристократических светских салонах (в Санкт-Петербургском Эрмитаже представлены роскошные механические часы-автомат «Павлин»). По этому же принципу устроены и часы на фасаде Московского театра кукол им. С.В.Образцова. Сегодня в определенном смысле потомками этих автоматов можно считать компьютерные игры, в процессе которых по сути разыгрывается виртуальное театральное представление с интерактивным участием игрока.
Теневые куклы: Это плоские фигурки, с помощью которых показывают представления театра теней. Яванские теневые фигуры управляются артистами кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола. Шкуру долго выделывают в тонкую пластину (1,5-3мм) желтого цвета, напоминающую пергамент. Потом над пластиной работает мастер резчик. Эта профессия на Яве одна из самых уважаемых. Резчики вырезают силуэты и покрывают их ажурной резьбой. Потом живописцы раскрашивают их, пользуясь только пятью красками: белой, желтой, красной и черной. Затем куклы собираются: к ним приделываются руки, ноги и головы и трости управления. В России теневой театр появился в начале XVIII века.
Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.
2.3 Изготовление куклы-перчатки петрушечного типа с головой из папье-маше.
Превращается рука
То в котенка, то в щенка
Чтоб рука артисткой стала
Нужно очень, очень мало:
Специальные перчатки.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол – только они ожили, задвигались, заговорили и стали ещё привлекательнее и интереснее. А оживлять игрушку, сделанную своими руками ещё интереснее. Я расскажу вам о том, как можно изготовить куклу - перчатку.
Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку - самый распространенный и простой в управлении тип кукол для домашнего театра. Такая кукла состоит из двух частей: объемной головы с полостью для пальца и тряпичного платьица-перчатки. Очень часто голову куклы делают из папье-маше. Куклу с такой головой можно ронять, не боясь, что она разлетится вдребезги. Для того чтобы сделать перчаточную куклу своими руками, нам понадобится следующее:
1. В начале из пластилина лепим голову куклы. Обклеиваем её несколькими слоями бумаги, предварительно порванной на маленькие кусочки. Даем заготовке высохнуть 2-3 дня.
2. Затем извлекаем заготовку из пластилина, склеиваем половинки и наносим нейтральный фон.
3. На заготовке, для выразительности, рисуем глаза, брови, нос и ротик.
4. Пришло время сделать нашей кукле прическу. Для этого пригодятся нитки для вязания или синтетический бельевой шнур.
Итак, наша кукла готова.
Продолжаем тему домашнего кукольного театра. Рассмотрим вариант изготовления кукол из подручных материалов, а конкретнее из одноразовой посуды. Для этого нам понадобятся: набор ложек, нитки, материал, ленточки, бусинки и клей.
Способ изготовления:
Волосы. Их шерстяных ниток делаем помпоны. Они приклеиваются клеем «Моментом» с внутренней стороны ложки. Цвета ниток могут быть совершенно разные.
Одежда. Лучше конечно шить платье - конус из фетра, тогда подшивать не придется. Но можно также использовать и другие ткани, желательно плотные, чтобы держали форму.
Сшиваем конус, делаем надрез в верхней части, чуть ниже угла. Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой, можно с бантиком.
Глаза. Глазки на ложке можно нарисовать, наклеить готовые бегающие глазки или сделать аппликацией, как в нашем варианте.
2.4 Экономическое обоснование работы.
На изготовление театральной куклы перчаточного типа не понадобится больших материальных затрат. Почему? Бумага или старые газеты есть у каждого. Обойный клей всегда остается после ремонта. Нитки для волос можно позаимствовать у бабушки. У каждого в доме остаются платья, рубашки, футболки, которые становятся вам малы. Их можно использовать для кукольного платья. А для украшения берем пуговицы, бусины, тесьму (у кого что есть).
Наименование материалов | Единица измерения | Затраты на единицу изделия (норма расхода) | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Ткань х/б | М. | 0, 2 | 20 | 4,00 |
Нитки | М. | 10 | 18 | 0,90 |
Ленты | М. | 0,5 | 6 | 3,00 |
Клей | Шт. | 0,1 | 40 | 4,00 |
Итого | 11,9 |
3. Заключение.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Достоинством театральных кукол является то, что они индивидуальны. Они прививают вкус к разнообразию и фантазии и приучают детей к труду и рукоделию. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
На уроке труда я познакомила ребят из своего класса с технологией изготовления некоторых театральных кукол: перчаточная, пальчиковая, а также рассказала об истории их возникновения и назначении. При исследовании данной темы я изучила технику изготовления некоторых театральных кукол, пять из них я изготовила. Это очень увлекательное занятие. Оно вырабатывает усидчивость, развивает эстетический вкус, творческое воображение.
В итоге выполнения данной работы достигнуто следующее:
Своими знаниями о театральных куклах и умениями их изготовления я хотела бы поделиться с другими детьми а, может, даже со взрослыми, ведь многие из них сейчас увлечены творчеством. В будущем хочу овладеть и другими, более сложными техниками изготовления кукол.
Созданные мною куклы могут участвовать в представлениях, которые мы с одноклассниками будем показывать воспитанникам детского сада.
Список источников и литературы.
4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. - 2014.- 30 декабря.
5. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru . - 2015. - 20 января.
Два морехода
Сказка "Колосок"
Лист Мёбиуса
Галка в чужих перьях
Самый главный и трудный вопрос