Данная работа посвящена не только изучению биографии архиепископа Луки, но и исследованию влияния святителя на здравоохранение и религиозное состояние, путём тщательного изучения его деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в приобретении того опыта, который имел Войно-Ясенецкий, трудясь на благо воцерковления населения. Данный опыт очень полезен для современных миссионеров которые трудятся на ниве воцерковления всего Русского населения, после страшных гонений на Церковь.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3" с углубленным изучением отдельных предметов» города Котовска
Межрегиональный конкурс исследовательских работ
«Память храня»
Исследовательская работа
«Жизнь Архиепископа Луки
(В.Ф. Войно-Ясенецкого)
как пример служения Богу и людям»
Выполнил:
Масякин Александр,
ученик 5 «В» класса
Руководитель:
Гордеева О.Н.,
учитель истории и обществознания
Котовск 2017
Содержание.
Ведение…………………………………………………………………………..с.4
1. Становление врача В.Ф. ……………………………………………………..с.7
1.1. Детские и юношеские годы………………………………………………..с.7
1.2. Университет. Начало деятельности……………………………………..с.9
2. Жизнь в Ташкенте. Принятие сана священнослужителя. ……………….с.11
3. Испытания духа в условиях ГУЛАГА. …………………………………...с.12
4. Самоотверженный труд врача в годы Великой Отечественной войны…с.13
5. Служение на Тамбовской кафедре……………………………………….с.14
6. Вклад в науку. Оценка его работ современниками…………………….с.16
Заключение…………………………………………………………………….с.21
Приложение…………………………………………………………………….с.22
Информационные ресурсы……………………………………………………с.26
Введение.
В истории России встречается множество ярчайших событий и эпизодов, со всей полностью раскрывающие исключительное долготерпение и выдержку Русского народа. На каждом шаге своей истории, русский этнос сталкивался с невообразимыми на первый взгляд трудностями, трудностями, которые по всей логике вещей должны были завершить само существование русского этноса и России.
Однако практически всегда русский этнос выходил из этих суровых испытаний победителем, более сильным и выносливым чем прежде.
Причин такому ходу вещей есть множество: кто-то склонен видеть в этом заслугу экономических условий жизни русских, кто-то: политических, социальных, психологических и т.д. Но всё же самым справедливым будет мнение, что залог живучести и непоколебимости Русского народа следует считать именно духовную составляющую, ибо именно духовный стержень и есть та основа, что питает волю к жизни у Русских людей и дает им силы для дальнейшего развития. При любых потрясениях, у русской нации находился такой человек, который своим примером мог воодушевить отчаявшихся к решительным действиям, а в малодушных пробудить совесть. В своё время такую миссию несли Сергий Радонежский и патриарх Гермоген, Серафим Саровский и о. Иоанн Кронштадтский. Во времена советской власти таким человеком был В.Ф. Войно-Ясенецкий.
Сегодня, когда размыты все идеалы, изучение деятельности архиепископа Луки особенно важно, поскольку таит бесценный опыт по возрождению Русской нации.
Ни материальное благосостояние, ни мощная армия или природные богатства являются залогом незыблемости народа, но именно его нравственная основа, моральные качества и его духовность. Лишь тогда Россия обретёт свой подобающий облик, когда её народ станет таковым. Достичь этого нам позволит изучение деятельности Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Все вышеизложенное определило выбор темы исследования, его цель и задачи.
Историографию, посвященную архиепископу Луке Войно-Ясенецкому можно разделить на две группы. Во-первых, труды светских авторов, главным предметом которых было биографическое описание жизни святителя. Во-вторых, труды церковных авторов, описывают, в основном, тяготы и лишения, которые пришлось претерпеть В.Ф. Войно-Ясенецкому.
Следует упомянуть, что до недавнего времени работ, исследующих жизнь архиепископа Луки почти не было вовсе (за исключением единственной книги Марка Поповского, изданной в 1979 году, по понятным причинам во Франции). Однако и по сию пору число работ по данной проблематике буквально единицы. В этом есть и определённый положительный нюанс: практически все работы достаточно новы по своему написанию (90-е – 2000-е гг.), к тому же они достаточно объёмны и располагают достаточно большим количеством материалов.
Лишь с начала XXI века стали выходить работы по данной проблематике, однако их количество крайне недостаточное, все они страдают односторонностью исследований. Красноярский период освещён слабо, основной предмет – биография святителя, а не его религиозная деятельность. Объект исследования данной работы – профессиональная и религиозно-духовная деятельность архиепископа Луки (В.Ф.Войно-Ясенецкого).
Предмет исследования – уникальный вклад в медицинскую науку и в духовное возрождение общества.
Цель исследования: заключает в себе исследование профессиональной и духовно-просветительской деятельности архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого).
Задачи исследования:
1. Сравнить истоки веры, подвижнической деятельности, причины и особенности двух сибирских ссылок В.Ф. Войно-Ясенецкого.
2. Исследовать вклад архиепископа Луки в науку и военно-полевую медицину края в период Великой Отечественной войны.
3. Исследовать духовно-мировоззренческие взгляды и общественно-религиозную деятельность архиепископа Луки на территории края.
4. Выявить роль и заслуги архиепископа Луки в общественную жизни современной постсоветской России.
Для решения поставленных задач использовались методы: конкретно-исторический, сравнительно-исторический, теоретический анализ, изучение и обобщение архивных документов, периодической печати и литературных источников.
Новизна исследования заключается в том, что в работе главной проблемой является не только изучение биографии, но и исследование влияния святителя на здравоохранение и религиозное состояние, путём тщательного изучения его деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в приобретении того опыта, который имел Войно-Ясенецкий, трудясь на благо воцерковления населения. Данный опыт очень полезен для современных миссионеров которые трудятся на ниве воцерковления всего Русского населения, после страшных гонений на Церковь.
1. Становление врача В.Ф. Войно-Ясенецкого.
1.1. Детские и юношеские годы.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи в семье провизора. Род Войно-Ясенецких, довольно древний, известен VI столетия, и его представители служили при дворе польских и литовских королей. Но постепенно род обеднел, и уже дед Валентина Феликсовича жил в Могилевской губернии в курной избе, ходил в лаптях, правда, имел мельницу. Сын его, Феликс Станиславович, решив выбраться из деревенской глуши, получил образование и стал провизором. Но аптека, владелец которой Феликс Станиславович был в течение двух лет, больших доходов не приносила. Он перешел на государственную службу и до самой смерти оставался служащим.
В конце восьмидесятых годов Войно-Ясенецкие переехали в Киев и обосновались в центре города, на Крещатике. Семья состояла из семи человек: отец, мать, две дочери и трое сыновей. Религиозная атмосфера в семье была своеобразной. Феликс Станиславович, ревностный католик, был человеком тихим и своих взглядов детям не навязывал. Семейные отношения в доме определяла мать, Мария Дмитриевна (до замужества Кудрина). Она воспитывалась в православных традициях, и вера ее выражалась в добрых делах, которые она творила во славу Божию. "Религиозного воспитания я не получил, и если можно говорить о наследственной религиозности, то, вероятно, я унаследовал ее главным образом от очень благочестивого отца", - писал в мемуарах, уже на склоне лет, архиепископ Лука. На формирование его веры повлияла, несомненно, близость такого уникального центра Православия, как Киево-Печерская Лавра. Церковная жизнь, бившая здесь ключом, обилие богомольцев, вереницей шедших на поклонение киевским святыням, - все это давало богатую пищу для размышлений юноши.
Истинное понятие о христианской вере Валентин Войно-Ясенецкий получил, усердно прочитав Новый Завет, подаренный ему директором гимназии при получении аттестата зрелости. Многие места этой святой книги произвели неизгладимое впечатление на юношу [2].
С детских лет у Валентина обнаружились способности к рисованию. Параллельно с гимназией он заканчивает Киевское художественное училище. О сложных раздумьях, метаниях в выборе жизненного пути писал сам святитель Лука: "Влечение к живописи было у меня настолько сильным, что по окончании гимназии я решил поступить в Петербургскую Академию художеств. Но во время вступительного экзамена тяжело задумался о том, правильный ли жизненный путь избираю. Недолгие колебания кончились тем, что я признал себя не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей. Из Академии я послал матери телеграмму о желании поступить на медицинский факультет, но все вакансии были уже заняты, и мне предложили поступить на естественный факультет с тем, чтобы позже перейти на медицинский. От этого я отказался, так как у меня была большая нелюбовь к естественным наукам и ярко выраженный интерес к наукам гуманитарным, в особенности к богословию, философии, истории. Поэтому я предпочел поступить на юридический факультет и в течение года с интересом изучал историю и философию права, политическую эконом] и римское право" [1].
Любовь к живописи привела его в частную школу профессора Книрра в Мюнхене. Проучившись там короткое время, он вернулся в Киев. "Можно было поступить на медицинский факультет,- пишет Владыка в мемуарах,- но опять меня взяло раздумье народнического порядка, и по юношеской горячности я решил, что нужно как можно скорее приняться за практически полезную для простого народа работу. Бродили мысли о том, чтобы стать фельдшером или сельским учителем, и в этом настроении я отправился к директору народных училищ Киевского учебного округа с просьбой устроить меня в одну из школ. Директор оказался умным и проницательным человеком; он высоко оценил мои народнические стремления, но очень энергично отговаривал от того, что я затевал, и убедил поступить на медицинский факультет. Это соответствовало моему стремлению быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью, но поперек дороги стояло мое почти отвращение к естественным наукам. Я все- таки преодолел это отвращение и поступил медицинский факультет Киевского университета" [3].
1.2. Университет. Начало деятельности.
В 1898 году Валентин Войно-Ясенецкий стал студентом Киевского университета имени святого князя Владимира. Оканчивая университет осенью 1903 года, он заявил о том, что хочет быть всю жизнь участковым земским врачом. "Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачои, помогать бедным людям", - писал он потом в своих мемуарах [3]. Но грянула русско-японская война. В составе медицинского отряда Красного Креста Войно-Ясенецкий выехал 30 марта 1904 года на Дальний Восток. Здесь-то и началась практика хирурга-врача. Главный врач поручил молодому выпускнику заведовать хирургическим отделением и не ошибся: операции, проводимые Валентином Феликсовичем, были сложными и проходили безупречно, неудач не было.
Вскоре он с семьёй переезжает в небольшой уездный городок Ардатов Симбирской губернии, где Валентину Феликсовичу поручили заведовать больницей. Работы было много, и молодой хирург почувствовал, что выбивается из сил; семья перебралась в село Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. Но слава о замечательном хирурге уже распространилась так далеко, что у порога небольшой сельской больницы выстраивались посетители не только из близлежащих мест, но даже из соседней губернии. Он одинаково доброжелательно и внимательно осматривал и лечил и простого мужика из глухой сибирской деревни, и видного чиновника. Неизменно строго относился доктор лишь к воинствующим безбожникам, болезни которых он считал карой Божьей за их грехи противления.
Из Фатежа Войно-Ясенецкий направился в Москву для работы над дисертацией. В 1915 году в Петрограде вышла книга Войно-Ясенецкого "Региональная анестезия", блестяще иллюстрированная самим автором, в которой он обобщил и результаты исследований, и свой богатейший хирургический опыт. За эту работу Варшавский университет присудил Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому премию имени Хойнацкого. Эту награду получали авторы лучших сочинений, прокладывающих новые nyти в медицине. К сожалению, денег (900 рублей золотом) автор не получил, потому что не смог представить в Варшаву определенное количество экземпляров книги: маленький тираж был раскуплен мгновенно.
В 1916 году В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил свою монографию "Регионарная анестезия" как диссертацию и получил степень доктора медицины. Научная работа в Москве настолько сильно захватила Валентина Феликсовича, что он не заметил, как постепенно оказался в тисках безденежья. Чтобы содержать семью, он вернулся к практической хирургии и трудился сначала в селе Романовка Саратовской губернии, а потом в Переславле- Залесском. Здесь он одним из первых в России делал сложнейшие операции не только на желчных путях, почках, желудке, кишечнике, но даже на сердце и мозге. Прекрасно владея техникой глазных операций, он многим слепым возвращал зрение. И хотя у земского врача воскресные и праздничные дни особенно загружены, он все чаще стал посещать местную церковь, где у него было даже свое место. Здесь же, в Переславле, В.Ф. Войно-Ясенецкий задумал изложить свой опыт работы в книге, которую он решил озаглавить "Очерки гнойной хирургии". Был составлен план, написано предисловие, и вдруг ему явилась "крайне странная, неотвязная мысль: когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа" [3].
2. Жизнь в Ташкенте. Принятие сана священнослужителя.
В марте 1917 года семья переехала в Ташкент, где Валентину Феликсовичу предложили должность главного врача городской больницы. В больнице им было организовано хирургическое отделение Недостатка в больных не было. Шла гражданская война. В больницу доставляли тяжело больных, раненых, и главврача неоднократно ночью поднимали с постели на операцию. И никогда, по свидетельствам коллег, он не возмущался, никогда не отказывал в помощи. Но дома у доктора поселилась беда. Медленно угасала жена. Окончательно сокрушила ее весть об аресте мужа. Последние тринадцать ночей он сидел у ее смертного одра, а днем работал в больнице
В это же время по клеветническому доносу В.Ф. Войно-Ясенецкого арестовали. Однако доктор избежал неминуемой смерти.
Профессор Войно-Ясенецкий регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином. Очень часто он бывал на богословских собраниях верующих, организованных настоятелем вокзальной церкви протоиереем Михаилом Андреевым, сам выступал с беседами на темы Священного Писания. Однажды в конце 1920 года Валентин Феликсович присутствовал на епархиальном собрании. После собрания правящий архиерей - епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) - отвел профессора в сторону и, восторгаясь глубиной и искренностью его веры, сказал: "Доктор, вам надо быть священником!" Святитель Лука так вспоминает в своих мемуарах: "У меня никогда и мысли не было о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и, минуты не размышляя, сказал: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» [2]
3. Испытания духа в условиях ГУЛАГА.
1922 – начало1823 гг. были для христианской церкви в России трагическими. Не проходило и дня, чтобы в газетах не появлялось объявлений об аресте священников и епископов. Процессы церковников шли по всей стране. Часто на них выносили смертельные приговоры. Отделив церковь от государства, Советское правительство никогда не исполняло собственный Декрет. Никогда не признавалось за гражданами и право на свободу совести. В секретном письме членам Политбюро, разосланном 19 февраля 1922 года, Ленин писал о необходимости антицерковного террора.
Но надеть рясу в то время, когда на стенах домов висели плакаты: “Поп, помещик и белый генерал — злейшие враги Советской власти”,— мог либо безумец, либо человек безгранично смелый. Безумным Войно-Ясенецкий не был…
Принять обед монашества означало навлечь на себя гнев властей. Однако Войно-Ясенецкий делает следующий шаг – принятие епископской митры, который почти наверняка вел к аресту и ссылке. Друзья, сотрудники и близкие отговаривали его от священства ради детей. Но Войно-Ясенецкий остался непреклонным. И будучи священником, он оставался профессором медицины и читал лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии в рясе и с крестом на груди.
В 1923 году Валентин Феликсович прошёл по этапу Ташкент — Москва — Енисейск — Туруханск — деревня Плахино (между Игаркой и Дудинкой). В январе 1926-го Войно-Ясенецкий вернулся в Ташкент
6 мая 1930 года был снова арестован и этапирован в Архангельск. Освобождён в мае 1933 года.
В архангельской ссылке епископ-профессор разработал новый метод лечения гнойных ран. Свой многолетний опыт он обобщил в монографии “Очерки гнойной хирургии”, которая после издания в 1934 году приобрела мировую известность. Несколько лет после ссылки профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента.
24 июля 1937 года В.Ф. Войно-Ясенецкий был арестован в третий раз. Самым страшным было обвинение в шпионаже в пользу иностранной разведки. К этому не постеснялись добавить и обвинение Владыки в убийстве больных на операционном столе. Старший лейтенант Лацис называл заслуженного профессора "хирургом-вредителем".
13 декабря 1937 года - новый арест. В тюрьме Владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Шестидесятилетнего профессора подвергли жестоким пыткам, выбивая показания против ни в чем неповинных людей. Но Владыка остался тверд на допросах, никого не оклеветал и не оговорил. Он верил, что показания против него были выбиты силой. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941-й Владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области.
4. Самоотверженный труд врача в годы Великой Отечественной войны.
Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука не остался в стороне, не таил обиду. Он пришел к руководству райцентра и предложил свой опыт, знание и мастерство для лечения воинов Советской армии. В это время в Красноярске организовывался огромный госпиталь. С фронта уже шли эшелоны с ранеными.
В октябре сорок первого епископ Лука назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он с головой погружается в многотрудную и напряженную хирургическую работу. Самые тяжелые операции, осложненные обширными нагноениями, приходится делать прославленному хирургу. Раненые офицеры и солдаты очень любили своего доктора. Когда профессор делал утренний обход, они радостно приветствовали его. Некоторые из них, безуспешно прооперированные в других госпиталях по поводу ранений больших суставов, неизменно салютовали ему высоко поднятыми уцелевшими ногами.
Приезжавший в госпиталь с инспекторской проверкой профессор При- оров отмечал, что ни в одном из госпиталей он не видел таких блестящих результатов лечения инфекционных ранений суставов. Это было официально признание беззаветного труда Преосвященного Луки на благо ближнего. Кроме того, его деятельность была отмечена грамотой и благодарностью Boeнного совета Сибирского военного округа. Срок ссылки закончился в середине 1942 года, и этой же осенью Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием епископ Лука возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. Итак, волей Божией благословением священноначалия Владыка возвратился к архиерейскому служению. Но, возглавляя Красноярскую кафедру, он, как и раньше, продолжа хирургическую работу, возвращая в строй защитников Отечества.
В 1945 году была отмечена пастырская и врачебная деятельность Владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
5. Служение на Тамбовской кафедре.
В том же 1944 году Владыка получил указ о назначении на Тамбовскую кафедру.
Ко времени пребывания архиепископа Луки в Тамбове относится страничка воспоминаний о нем В.А. Полякова. Он пишет:
"В один из воскресных дней 1944 г. меня вызвали в Тамбов на совещание начальников и главных хирургов госпиталей Воронежского военного округа. В то время я был ведущим хирургом госпиталя на 700 коек, стоявшего в Котовске.
На совещание собралось много народа. Все расселись по своим местам и за столом президиума уже поднялся председательствующий чтобы объявить название доклада.
Но, вдруг, широко открылись обе двери, и в зал вошел человек огромного роста в очках. Его седые волосы ниспадали до плеч. Легкая, прозрачная, белая кружевная борода покоилась на груди. Губы под усами были крепко сжаты. Большие белые руки перебирали черные матовые четки.
Человек медленно вошел в зал и сел в первом ряду. Председательствующий обратился к нему с просьбой занять место в президиуме. Он поднялся прошел на подмостки и сел в предложенное ему кресло.
Это был профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий». [3]
По данным тамбовского облисполкома, на 1 сентября 1942 года в области числилось сто сорок семь незакрытых церквей, однако действующими были только церкви в Тамбове и Мичуринске. В Покровской церкви Тамбова и продолжил свое архипастырское служение святитель Лука. 26 февраля 1944 года в этом храме Владыка произнес свою первую проповедь: "Пятнадцать лет были закрыты и связаны мои уста, но теперь они вновь раскрылись, чтобы благовествовать вам слова Божий. Примите мои утешения, мои бедные, голодные люди. Вы голодны отсутствием проповеди слова Божия. Храмы наши разрушены, они в пепле, угле и развалинах. Вы счастливы, что имеете хоть небольшой, но все же храм. Он грязен, загажен, темен, но зато в сердцах наших горит свет Христов. Давайте сюда живописцев, художников. Пусть они пишут иконы, нам нужен ваш труд для восстановления уничтоженного, и вера засияет новым пламенем". Как писал в своих письмах Владка "тяжелый невроз прошел, когда возобновилось церковное служение" [4].
С первых же дней управления епархией Владыка ходатайствовал об открытии в Тамбове большого двухэтажного Спасо-Преображенского собора который вместил бы всех верующих, но местные власти всячески препятствовали этому. Впервые после революции тамбовский архипастырь излагает перед Священным Синодом план возрождения духовной жизни в епархии: религиозное просвещение интеллигенции, знакомство ее с миром духовным, Церковное воспитание детей, открытие воскресных школ для взрослых. Получив запрет на созыв общеепархиального собрания духовенства и мирян, он обратился к верующим с призывом: "Примемся все, сильные и слабые, бедные и богатые, ученые и неученые, за великое и трудное дело восстановления Церкви Тамбовской и жизни ее" [2]. И действительно, общенародный духовный подъем привел к тому, что к 1 января 1946 года было открыто двадцать четыре прихода.
Огромное впечатление на прихожан производили проповеди святителя. Их приходили послушать и верующие и неверующие, в том числе и представители интеллигенции. Их записывали прямо в храме, а затем перепечатывали на машинке.
В феврале 1945 года Патриарх Алексий I наградил Владыку Луку правом ношения на клобуке бриллиантового креста. Жители Тамбова и через сорок с лишним лет с благодарностью вспоминают труды святителя-хирурга. Вторая городская больница названа его именем. При этой же больнице создан музей архиепископа Луки и в 1994 году ему установлен памятник.
6. Вклад в науку. Оценка его работ современниками.
К сожалению, работы профессора Войно-Ясенецкого на сегодняшний день всё ещё не систематизированы. Современные авторы ограничиваются преимущественно краткими оценками его роли в гнойной хирургии. К 1917 году Войно-Ясенецкий предстает сложившимся, опытным хирургом, организатором здравоохранения и педагогом, широко оперировавшим больных с заболеваниями жёлчных путей, желудка и других органов брюшной полости, с успехом работал в таких областях хирургии как нейрохирургия и ортопедия. Это был ученый, готовый к крупным и объективным исследованиям и анализу. Прочтение работ Войно-Ясенецкого призывает объективно констатировать те современные хирургические области и направления, в которых он представлен как известным, так и еще нами не раскрытым современным исследователям. А именно: теория клинического анализа, медицинская психология и деонтология, хирургия, организация здравоохранения и социальная гигиена.
Войно-Ясенецким точно представлен знаковый анализ и дано логическое мышление, показана фактическая семиотика хирургического диагноза. Он является примером положительной личности, честности, открытости и доверительных отношений, чей взгляд на деонтологию в хирургии практически исследователями не изучен. Яркий след он оставил в анестезиологии, по проблеме регионарной или областной анестезии. Хорошо известен вклад Валентина Феликсовича в хирургию мягких тканей, челюстно-лицевую хирургию, онкологию и в хирургию острых воспалительных заболеваний органов брюшной и грудной полостей.
Основным способом лечения абсцессов печени Войно-Ясенецкий считал вскрытие их полости оперативным путем. В «Очерках гнойной хирургии» он подробно описал виды доступов в зависимости от локализации абсцессов. Поскольку они иногда имели множественный характер, а выявлялся и вскрывался только один из них, операция часто не приносила успеха и больные погибали от прогрессирования и осложнений гнойного процесса.
За время с момента публикации «Очерков гнойной хирургии» многое изменилось. Благодаря использованию в медицине достижений микробиологии, физики, химии, появились дополнительные методы диагностики, разработаны новые способы лечения. Но основные законы лечения гнойных заболеваний со времён Войно-Ясенецкого остались прежними.
На первом научном съезде врачей Туркестана (23-28 октября 1922 года он выступил с четырьмя большими докладами, где делился с коллегами своим богатейшим хирургическим опытом. Поведал собственные наблюдения и выводы о хирургическом лечении туберкулеза, гнойных воспалительных процессов коленного сустава, сухожилий рук, рёберных хрящей. Нестандартные решения вызывали в прениях бурные споры. Также профессор рассказал о своём способе операции при абсцессах печени. Пытаясь изучить механизм возникновения нагноительных процессов в реберных хрящах после сыпного тифа, Войно-Ясенецкий совместно с врачом-бактериологом Гусельниковым проводит исследования, которые позволили ему с трибуны I съезда врачей Туркестанской республики в октябре 1922 года пророчески предсказать, что “в будущем бактериология сделает ненужными очень многие отделы оперативной хирургии”.
Он предложил немало идей использования климата Средней Азии в лечебных целях. Впервые в республике Войно-Ясенецкий сообщает о поразительных результатах лечения костного туберкулеза, достигнутых солнцелечением в высоких горах, и считает, “что в столь близких от Ташкента Чимганских горах условия для солнцелечения нисколько не хуже, чем в Швейцарии. Должны быть использованы и могучие по действию грязи в Молла-Кора и Яны-Кургане и купания на Аральском море”[4].
Блестящий мастер хирургических операций на органах зрения, предложивший свою оригинальную методику удаления слезного мешка, он обращается к делегатам съезда со страстным призывом, направленным на действенную борьбу с распространенной среди местного населения трахомой — основной причиной слепоты: “Было бы делом огромной важности организовать очень кратковременные курсы для врачей, на которых они познакомились бы с производством разреза роговицы... выпущенном слезного мешка и пересадкой слизистой на веко. Эти 3 операции вполне доступны каждому практическому врачу в самых глухих углах”[2].
Оба предложения профессора Войно-Ясенецкого нашли свое отражение в резолюции I научного съезда врачей Туркестана, профессорам Турбину и Войно-Ясенецкому было поручено составить краткое практическое руководство для врачей по глазным болезням.
Есть сведения, что именно профессор Войно-Ясенецкий совершил первую в нашей стране пересадку почки.
Во время архангельской ссылки Войно-Ясенецкий узнает, что его хозяйка лечит гнойные раны специальными, приготавливаемыми ею мазями, называемыми ею катаплазмами в которые входят земля, сметана, мед и кое-какие травы. Профессор Войно-Ясенецкий удивлён использованием в почвы в медицинских целях и просит родных прислать тематические справочники о составе почвы. Большинство авторов видит в почве только среду, содержащую опасных возбудителей столбняка и сибирской язвы. Сама по себе земля по отношению к человеческому организму представляется нейтральной.
И вдруг хирург обнаруживает, что в почве есть вещества, действующие аналогично половым гормонам. Вещества эти, если их ввести в рацион молодых животных, резко повышают их рост. Гормоны почвы поразительно стойки, остаются неизменными при +120С, после того как большинство бактерий погибает. Возможно, именно они и помогают организму справиться с болезнью. Профессор видел случаи успешного лечения так называемые торпидные язвы, фурункулы, карбункулы, ожоги, воспаления надкостницы, всевозможные абсцессы. Профессор осматривает больных и следит за развитием болезни, отбирает наиболее трудных запущенных больных, следит за действием повязок, фиксирует результаты.
У Войно-Ясенецкого опять появляется идея проекта крупного научно-исследовательского института, специализирующегося на исследовании гнойной хирургии и терапии. Киров в 1932 году вызывал его в Ленинград и обещал дать институт - в обмен на сложение рясы. Но от такого варианта Владыка Лука отказался. Он пытался добиваться этого в Москве в 1934 году, но на предложения ссыльного профессора никто не ответил. А работу с катаплазмами по бюрократическим и политическим мотивам вообще вскоре запретили.
Во время работы в военном госпитале в Красноярске, Валентин Феликсович разработал новые операции и, в частности, резекцию суставов. Разработанная им новая хирургическая тактика при остеомиелите крупных суставов — резекция сустава с исходом в анкилоз, распил пяточной кости и другие - спасала конечности солдат. Его деятельность была отмечена грамотой и благодарностью Boeнного совета Сибирского военного округа.
В Тамбовском военном госпитале его нагрузка была колоссальной: в 67 лет он писал по восемь-девять часов в сутки и делал четыре-пять операций ежедневно. В Крыму его не сразу допустили к работе в больнице. Администрация и коллеги были недовольны тем, что Владыка под медицинским халатом носил рясу и крест. Ему не позволили читать лекции в Крымском мединституте. Его доклады в Хирургическом обществе на двух съездах врачей имели большой успех. Но это многим не понравилось, ему ясно дали понять, что делать доклады в архиерейском виде он больше не должен. Так он совсем перестает бывать в хирургическом обществе.
Заключение.
Детально изучив деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки) мы можем утвердительно заявить, что он оказал решающую роль в возрождении и сохранении религиозного, духовного стержня тамбовчан. Если бы не его заступничество, край так и не изменил бы своего отношения к Православию. В результате продолжился бы духовный голод и одичание народа. С таким положением вещей Русский народ был бы обречён, ибо из опыта истории мы знаем, что ни один великий народ, потерявший свою духовную основу (ту основу, на которой этот народ и был сформирован) не уцелел, все они исчезли безвозвратно. С миропониманием, духовной системой ценностей атеистического общества нет будущего – это слишком очевидно. Во главе угла стоит материальное благополучие, достаток, заработок, положение в обществе.
Заслуга архиепископа в том, что он, живя как христианин, всё своё умение приносил на служение Господу. Благодаря своему хирургическому таланту, способствовал воцерковлению представителей научной и культурной интеллигенции. Но, благодаря деятельности архиепископа по возрождению Русского самосознания, через восстановление Церкви, народ не потерял своих корней, и сейчас мы имеем возможность снова быть многочисленным, духоносным народом.
Архиепископ Лука – один из тех людей, которых давал Господь нашему народу во время его крайней слабости, в самых опасных моментах существования. Внимательно изучив свой исторический путь, нельзя не обнаружить, что всегда был такой человек, который силой своего слова и своим личным примером вселял в людей уверенность, возрождал в них Веру, заставлял их подниматься с колен. Именно таким духовным столпом Русского народа в XX веке и был архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.
Приложение №1.
Церковные:
Светские:
Приложение №2.
Информационные ресурсы.
1) http://ru.wikipedia.org/
2) http://ispovednik.narod.ru/polnoe_lyko.htm
3) http://www.vsetsaritsa.ru/
4) http://www.erudition.ru/referat/ref/id.51741_1.html
5) http://www.librarium.orthodoxy.ru/
Астрономический календарь. Май, 2019
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Рукавичка
Философские стихи Кристины Россетти