Данный проект ориентирован на изучение вопросов о возникновении государства у восточных славян. Тема проекта была выбрана в связи с изучением на уроках истории Древней Руси. В ходе проекта учащиеся узнают, когда и в связи, с чем зародилось государство у восточных славян, каковы предпосылки возникновения государства, какие государственные центры были созданы у восточных славян, какова роль варяг в деле создания единого государства у восточных славян.
Вложение | Размер |
---|---|
Визитная карточка проекта | 62 КБ |
Пояснительная записка прокта | 67 КБ |
«Визитная карточка» проекта
Авторы проекта | ||||
Фамилия, имя, отчество | Авдеев Денис Никишин Данил | |||
Город, область | Г. Котовск, Тамбовская область | |||
Номер, название школы | МБОУ «СОШ №3 с УИОП» | |||
Описание проекта | ||||
Название темы вашего учебного проекта | ||||
«Возникновение государства у восточных славян» | ||||
Краткое содержание проекта | ||||
Данный проект ориентирован на изучение вопросов о возникновении государства у восточных славян. Тема проекта была выбрана в связи с изучением на уроках истории Древней Руси. В ходе проекта учащиеся узнают, когда и в связи, с чем зародилось государство у восточных славян, каковы предпосылки возникновения государства, какие государственные центры были созданы у восточных славян, какова роль варяг в деле создания единого государства у восточных славян. Целью проекта является формирование начальных навыков исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией по определенной теме. | ||||
Предмет(ы) | ||||
история | ||||
Класс(-ы) | ||||
6 «Б» | ||||
Приблизительная продолжительность проекта | ||||
III и IV учебные четверти | ||||
Тип проекта | ||||
Исследовательский, учебный | ||||
Основа проекта | ||||
Образовательные стандарты | ||||
Проект ориентирован на реализацию ФГОС II поколения. Знание вопросов по истории Древней Руси. | ||||
Планируемые результаты обучения | ||||
личностные: умение продуктивно работать; умение признавать различные мнения; умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции; метапредметные: умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; умение оценить успешность своей деятельности; умение использовать средства информационных технологий; умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; предметные: расширение кругозора об истории Древней Руси; умение формировать познавательную активность школьника; развитие коммуникативных и творческих способностей; | ||||
Вопросы, направляющие проект | ||||
Основополагающий вопрос | Когда и при каких обстоятельствах возникло государство у восточных славян? | |||
Проблемные вопросы учебной темы | Каковы предпосылки создания государства у восточных славян? С чем связано появление княжеской власти у восточных славян? С чем связано возникновение государственных центров у восточных славян? Какова роль варяг в создании государства у восточных славян? Какова внутренняя организация Древнерусского государства? | |||
Учебные вопросы | Как возникло древнерусское государство? Откуда произошло слово Русь? Когда и кем было принято христианство? На какие сословия делилось население? Какие обряды проводились на Руси? Когда появился Новгород? Какие нормы права появились на Руси? | |||
Методики оценивания | ||||
| ||||
Учебные мероприятия | ||||
1. Знакомство с целями и задачами проекта. 2. Обсуждение тем исследования. 3. Проведение анкетирования участника проекта. 5. Составление плана работы над проектом. 6. Подбор материала. 7. Проведение консультаций. 8. Обсуждение с учащимся критериев оценивания презентации. 9. Обобщение и оформление результатов исследований в виде презентации. 10. Оценка проекта по критериям оценивания. 11. Анализ работы обучающегося. 12. Представление и защита проекта. 13. Итоговая рефлексия по проекту. | ||||
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | ||||
Технологии — оборудование | ||||
Компьютер, Интернет, проектор | ||||
Информационные ресурсы | ||||
| ||||
Другие ресурсы | ||||
Помощь родителей |
Пояснительная записка
№ п/п | Структура проекта | Содержание |
Название проекта | «Возникновение государства у восточных славян» | |
Актуальность проекта | Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания, близостью языка, культуры, традиций. Восточные славяне - русские, украинцы и белорусы - преемники политического и культурного наследия Древнерусского государства - Киевской Руси. Их история и в дальнейшем тесно взаимосвязана. Глобальные перемены, затронувшие в последнее десятилетие все стороны жизни народов России, Украины и Беларуси, потребовали более пристального внимания к проблемам восточного славянства. | |
Основополагающий вопрос | Когда и при каких обстоятельствах возникло государство у восточных славян? | |
Цель проекта | Исследовать процесс создания государства у восточных славян и определить роль варяг в образовании государства. | |
Задачи проекта | - Выявить предпосылки создания государства. - Познакомиться с норманнской и антинорманской теориями возникновения государства у восточных славян. - Оценить роль варяг в создании государства. | |
Гипотеза | Если бы не были призваны на Русь варяги, то государство у восточных славян не было бы создано. | |
Ход проекта | I этап - подготовительный (1 неделя) Знакомство со сроками выполнения проекта, расписанием консультаций и занятий по проведению и завершению работы над проектом. II этап – основной (2-4 неделя) Составление плана работы групп. Знакомство с критериями оценивания продуктов деятельности в ходе реализации проекта. Поиск информации в разных источниках. Анализ собранного материала. Консультации учителя по ходу дальнейшей работы. Обсуждение с учащимися формы представления полученных результатов. Оформление результатов исследований в виде презентации. Оценка проделанной работы. III этап - заключительный (5-6 неделя) Подготовка совместно с учителем к защите проекта. Проведение рефлексии участников проекта(анализ результатов, оценка качества работы участников проекта). | |
Результаты | 1. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII середина IX вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IX в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги. На втором этапе (2-ая половина IX середина X в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей. 2. Славяне - самая большая семья родственных народов в современной Европе. Со времен эпохи Великого переселения народов славяне расселились на широких пространствах Европы, а затем и Азии: от Балтийского моря на севере до Балкан на юге, от Эльбы на западе до Тихого океана на востоке. В древности, пока славянские племена занимали компактную территорию между Вислой и Днепром, они говорили на едином понятном всем славянам праславянском языке. Недаром они называли себя “словене”: владеющие словом, понятной речью. По мере расселения славяне все больше стали отдаляться друг от друга по культуре и языку. Так возникли три ветви славянских народов: западные славяне, южные славяне и восточные славяне.К восточным славянам относятся украинцы, белорусы и русские. Бужане – название группы племен восточных славян, живших в верховья Западного Буга. С конца X в. входили в состав Древнерусского государства. Волыняне – одно из восточнославянских объединений, возникших на территории дулебов. Насчитывало до 70 «градов» (городов). Центр – Волынь (в летописи упоминается с 1018). В 907 г. – союзник Киева.Вятичи – союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения р. Оки. В составе Киевской Руси с сер. X в. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.Древляне – племенное объединение, занимавшее в VI-X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по теч. рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. Граничили с волынянами, бужанами, дреговичами. Главный город – Искоростень. Долго сопротивлялись включению в состав Киевской Руси. Были обложены данью Олегом в 883 г.Дреговичи – племенное объединение славян. Места обитания - северные области днепровского правобережья. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти. В составе Киевской Руси с X в. Стали основой Туровского княжества. Дулебы - племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 году дружина дулебов участвовала в походе Олега на Царьград. Под именем Бужан и Волынян в X в. вошли в состав Киевской Руси.Ильменские словене – одно из самых многочисленных славянских объединений, располагавшихся у о. Ильмень, по рр. Волхов, Ловать, Мста, Молоча. Соседи – финно-угорские племена Чудь и Меря. В нач. IX в. вместе с Кривичами и Чудью создали объединение Славию, ставшую ядром Новгородской земли.Кривичи - союз восточнославянских племен в VI – X вв. Располагался на водоразделе Западной Двины, Днепра и Волги. Главные города – Смоленск, Полоцк и Изборск. С IX в. в составе Киевской Руси. В XI – XII вв. территория кривичей – в Смоленском и Полоцком княжествах, северо-западная часть – в новгородских владениях.Поляне – восточнославянский племенной союз VI-IX вв. по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Составили ядро древнерусского государства. Радимичи – племенное объединение, располагавшееся в восточной части верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. Так же как и Вятичи, возможно, связаны с западными славянами. С сер. IX в. платили дань Хазарам. В 885 году были присоединены Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито Волчьим Хвостом - воеводой князя Владимира.Северяне – союз племен в VII – IX вв., располагающийся по рр. Десне, Сейму, Суле. Платили дань хазарам. Примерно с 865 входили в состав Руси.Тиверцы – племенное объединение, обитавшее по Днестру до черного моря и устью Дуная. В 907 и 944 принимали участие в походе на Царьград. С сер X в. в составе Киевской Руси. Под ударами печенегов и половцев к XII в. отошли на север, где постепенно смешались с другими племенами.Уличи – одно из племенных объединений восточных славян, живших, согласно ПВЛ, в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах черного моря. Вели упорную борьбу с Киевом за самостоятельность. В течении трех лет их главный город Пересечень осаждался киевским воеводой Свенельдом. Под натиском кочевых племен отошли на Север. С сер. X в. в составе Древнерусского государства. 3. Норманская теория - направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями первого государства восточных славян - Киевская Русь. Норманская теория была выдвинута в середине XVIII в. при Анне Иоанновне немецкими историками Г. Байером и Г. Миллером и др. Немецкие ученые использовали сообщения "Повести временных лет" о том, что в 862 г. для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с предложением занять княжеский престол. Три брата - варяга - Рюрик, Синеус и Трувор откликнулись на призыв славян. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус - в Белоозере, а Трувор - в Изборске. Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало (в переводе с древнешведского языка слова "сине хус трувор" означают "с домом и дружиной"). Далее немецкие ученые доказывали, что образование государственности у восточных славян - заслуга исключительно норманнов и делали выводы об извечной отсталости славян.Против этой теории активно выступали М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский и др. Противники норманской теории (антинорманисты) признают, что в основе легенды лежит реальный исторический факт вокняжения в Новгороде варяга Рюрика. Заслуга Рюрика заключается в том, что он только положил начало первой правящей династии на Руси - Рюриковичей. Но сами варяги вскоре ославянились (уже внук Рюрика носил славянское имя Святослав) и не оказали заметного влияния на развитие социально - экономических и политических процессов у славян. Насадить государство неподготовленному обществу невозможно. В настоящее время значительная часть исследователей склонна соединять доводы норманистов и антинорманистов, отмечая, что восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства, но завершающий факт образования государства действительно связан с именем норманнов (варягов). 4. Последствия образования государства у восточных славян. Образование государства создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли. -Государство влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев. -Мощный импульс получает древнерусская культура. -В рамках Древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского. -Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало волны кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. -С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол | |
Выводы | Мы проанализировали этапы складывания древнерусского государства и выявили 2 основных этапа. А так же сумели охарактеризовать предпосылки возникновнения государства. Выяснили, что славяне делятся на восточных, западных и южных. Сравнили норманскую и антинорманскую теории. Представителями норманской теории являются Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, а представители антинорманской - М.В. Ломоносов. Изучили историческое значение образования государства у восточных славян. Наша гипотеза не подтвердилась. Таким образом, варяги не принесли на Русь государственность (она уже зарождалась в недрах древнерусского общества), а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян в единую Киевскую Русь. Варяги вскоре сами ославянились, военно-дружинная знать слилась с местной знатью. | |
Информационные ресурсы |
|
Пока бьют часы
Сказка об одной Тайне
Как нарисовать лимон акварелью
Заяц-хваста
"Разделите так, как делили работу..."