Данный проект ориентирован на изучение вопросов об Олимпийских играх. Тема проекта была выбрана в связи с изучением на уроках истории Древней Греции и проведением зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. В ходе проекта учащиеся узнают, где и в связи с чемзародились олимпийские игры, откуда произошло название, какие виды спорта входили в программу олимпийских игр.
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка проекта | 34.13 КБ |
Визитная карточка проекта | 56 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области
Исследовательский проект по истории Древнего мира
по теме:
«Олимпийские игры»
Выполнили:
Кожокарь Максим, Назаров Кирилл,
Печинин Александр, Соболев Денис,
учащиеся 5 «А» класса
Руководитель:
Гордеева О.Н.,
учитель истории и обществознания
Котовск 2013
Актуальность проекта
В современном мире интерес к Олимпийским играм велик. Многие страны борются за право проводить очередные Олимпийские игры у себя. Сейчас эта честь выпала России, в 2014 году очередные зимние Олимпийские игры пройдут в Сочи.
На наш взгляд, данная тема является актуальной, интересной. Изучая её, нам хотелось понять, почему же Олимпийские Игры зародились именно в Древней Греции. И почему до сих пор остаются важным событием мирового масштаба.
Основополагающий вопрос проекта: почему Олимпийские игры зародились именно в Древней Греции?
Цели проекта - изучить историю возникновения Олимпийских игр; пробудить интерес к дальнейшему изучению данной темы.
Задачи проекта:
Гипотеза проекта: Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции связано с религиозными верованиями и обычаями греков.
В своей работе мы изучили историю зарождения Олимпийских игр, какие виды спорта включали в себя, их продолжительность, периодичность проведения, кто способствовал их возрождению и как дошли до наших дней.
Ход проекта
I этап - подготовительный (1 неделя)
Знакомство со сроками выполнения проекта, расписанием консультаций и занятий по проведению и завершению работы над проектом.
Формирование групп для участия в проекте с учетом выбранных направлений работы и желанием обучающихся
II этап – основной (2-4 неделя)
Составление плана работы групп, распределение обязанностей между членами групп.
Знакомство с критериями оценивания продуктов деятельности в ходе реализации проекта. Поиск информации в разных источниках. Анализ собранного материала. Консультации учителя по ходу дальнейшей работы.
Обсуждение с учащимися формы представления полученных результатов.
Оформление результатов исследований в виде презентации, макета.
Оценка проделанной работы.
III этап - заключительный (5-6 неделя)
Подготовка совместно с учителем к защите проекта.
Проведение рефлексии участников проекта(анализ результатов, оценка качества работы участников проекта).
Результаты.
Глава 1. Олимпийские игры от зарождения до упадка.
1.1. Легенды о возникновении Олимпийских игр.
Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.
Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником. Ифит, чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, учредил атлетические Игры: они должны были проходить в Олимпии каждые четыре года. Отсюда и название их – Олимпийские.
Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.
Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пенелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.
Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.
Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.
В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.
1.3. Организация и проведение Олимпийских игр.
Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. В течение 10-12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе - уже под руководством элланодиков.
Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей, приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й -- состязания мужчин, в 4-й - конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.
Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию.
К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.
Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества. Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.
На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт.
С Олимпийских игр 776 до н.э. у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления». Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.
Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.
Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине II в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.
1.4 Программа античных Олимпийских Игр
Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром - бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:
- на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос - бег на 2 стадия, а 4 года спустя - долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;
- на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;
- на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,
- на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5-4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);
- на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион - единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.
Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места - к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.
С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион (бои без правил).
Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.
Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем – пять дней и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.
Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую.
Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.
Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.
Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.
Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.
В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)
Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою.
Глава 2. Возрождение Олимпийских игр.
Создание МОК следует считать одним из главных шагов в деле возрождения Олимпийских игр. Список его членов был подготовлен Кубертеном. На I Олимпийском конгрессе была принята Олимпийская Хартия. Основные положения Хартии были разработаны Пьером де Кубертеном.
В Хартии записаны цели задачи МОК, его организация, структура, основные принципы Олимпийского движения.
Кубертен прежде всего заботился о том, чтобы МОК оказался по настоящему интернациональным. Не случайно в его названии сначала стоит "Международный", а затем уже "Олимпийский".
I-е Олимпийские игры было решено провести в 1896 г. в Афинах. Король Греции прислал Кубертену 21 июня телеграмму с благодарностью членам конгресса о возрождении Олимпийских игр.
Кубертен использовал древние обычаи как источник вдохновения с тем, чтобы лучше служить современному миру. Он разработал организацию и процедуру проведения Олимпийских игр, добавив элементы, которые, по его мнению, были необходимы для удовлетворений чаяний современного человечества. К ним следует отнести: интернациональный характер Игр, включение в программу большого количества соревнований и видов спорта, добровольное участие спортсменов-любителей, содействие дружбе к сотрудничеству между народами, развитие связей и обмен мнениями с целью укрепления мира во всем мире и уничтожение дискриминации и, наконец, создание МОК, который стал гарантом олимпизма.
Пьер де Кубертен обратил внимание на то, что на Древних Олимпийских играх атлеты давали клятву о честности и справедливой борьбе за победу. "Клятва античных атлетов была публичным проявлением их духовной красоты. Мы должны вернуться к чему-то подобному. Мы должны это сделать, иначе станем свидетелями упадка современного спорта, которому угрожает коррупция", - писал Кубертен. Идея разработки клятвы спортсмена была поддержана в руководстве МОК. Слова этой клятвы впервые были произнесены на Играх 1920 г. бельгийским фехтовальщиком В.Буэном.
По инициативе Кубертена латинское изречение "Быстрее, выше, сильнее", красовавшееся на входе в доминиканский лицей в Париже становится олимпийским девизом.
Крупнейшие спортивные соревнования древности зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Игры посвящались богам, которым и поклонялись греки, по преданью греческие боги жили на горе Олимп. Следовательно, наша гипотеза верна. Зарождение Олимпийских игр связано с религиозными верованиями греков. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.
Олимпийские Игры не случайно появились именно в Древней Греции. Древняя Греция уникальна тем, что именно здесь зародились философия, литература, появился первый театр. Добиваясь успехов в спорте, в искусстве - древние греки думали о благе своего родного города. Через личные достижения они достигали процветания своей страны.
Наверное, поэтому Олимпийские Игры и сегодня остаются важным событием не только в жизни спортсменов, но и тех стран, которые они представляют.
Чем больше в стране сильных, умных, успешных, способных реализовать себя, молодых людей, тем сильнее, величественнее и могущественнее будет держава.
«Визитная карточка» проекта
Автор проекта | ||||
Фамилия, имя, отчество | Кожокарь Максим Назаров Кирилл Печинин Александр Соболев Денис | |||
Город, область | Г. Котовск, Тамбовская область | |||
Номер, название школы | МБОУ «СОШ №3 с УИОП» | |||
Описание проекта | ||||
Название темы вашего учебного проекта | ||||
«Олимпийские игры» | ||||
Краткое содержание проекта | ||||
Данный проект ориентирован на изучение вопросов об Олимпийских играх. Тема проекта была выбрана в связи с изучением на уроках истории Древней Греции и проведением зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. В ходе проекта учащиеся узнают, где и в связи с чемзародились олимпийские игры, откуда произошло название, какие виды спорта входили в программу олимпийских игр. Целью проекта является формирование начальных навыков исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией по определенной теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. | ||||
Предмет(ы) | ||||
история | ||||
Класс(-ы) | ||||
5 «А» | ||||
Приблизительная продолжительность проекта | ||||
III и IV учебные четверти | ||||
Тип проекта | ||||
Исследовательский, учебный | ||||
Основа проекта | ||||
Образовательные стандарты | ||||
Проект ориентирован на реализацию ФГОС II поколения. Знание вопросов по истории Древней Греции и олимпийского движения. | ||||
Планируемые результаты обучения | ||||
личностные: умение продуктивно работать в команде,выполнять разные роли и обязанности; умение признавать различные мнения; умение действовать в интересах группы; умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции; метапредметные: умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; умение оценить успешность своей деятельности; умение использовать средства информационных технологий; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; предметные: расширение кругозора об Олимпийцах; умение формировать познавательную активность и физическую культуру школьника; развитие коммуникативных и творческих способностей; воспитание спортивного духа; | ||||
Вопросы, направляющие проект | ||||
Основополагающий вопрос | Почему Олимпийские игры зародились именно в Греции? | |||
Проблемные вопросы учебной темы | 1. Что представляли Олимпийские игры древности? 2. Какие проблемы и сложности возникали при проведении Олимпийских игр после возрождения? 3. Зачем нужна Олимпиада? | |||
Учебные вопросы | 1.В каких видах соревновались древние олимпийцы? 2. Кто имел право участвовать в Олимпийских играх древности? 3. Почему античные Олимпийские игры называли "праздником мира"? 4. Периодичность проведения Олимпийских игр в древности и в настоящее время? | |||
Методики оценивания | ||||
| ||||
Учебные мероприятия | ||||
1. Знакомство с целями и задачами проекта. 2. Обсуждение тем исследования. 3.Формирование групп по желанию и интересам. 4. Проведение анкетирования участников проекта. 5. Составление плана групп, распределение обязанностей между членами групп. 6. Подбор материала. 7. Проведение консультаций для рабочих групп. 8. Обсуждение с учащимися критериев оценивания презентации. 9. Обобщение и оформление результатов исследований в виде презентации, конструкторского проекта. 10. Оценка проекта по критериям оценивания. 11. Анализ работы групп и каждого члена группы 12. Представление и защита проекта. 13. Итоговая рефлексия по проекту. | ||||
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | ||||
Технологии — оборудование | ||||
Компьютер, Интернет, проектор | ||||
Информационные ресурсы | ||||
Другие ресурсы | ||||
Флейта и Ветер
Прекрасное далёко
Волшебная фортепианная музыка
Петушок из русских сказок
Мост из бумаги для Киры и Вики