С древнейших времен люди строят на реках плотины, перегораживая ими русла рек. Запруды делали с помощью поваленных поперёк течения реки деревьев, либо клали камни, насыпали земляные валы. В наши дни для плотин используется несколько иной материал или даже комбинацию этих материалов: земля, камень, бетон, кирпичи и др. Зачем это делается?
Вложение | Размер |
---|---|
sinyavtseva_aleksandra.docx | 754.5 КБ |
«Я исследователь»
(Краеведческий материал)
«Зачем на реке Северский Донец
построили плотины»
Автор проекта: ученица МБОУ АСОШ
Синявцева Александра
Руководитель проекта: Синявцева Елена Александровна
2015-2016 г
Введение
Река Северский Донец – самый крупный приток Дона, протекает по Харьковской, Донецкой и Луганской областям Украины, а также по Белгородской и Ростовской областям России.
Правый берег среднего и нижнего течения реки Северский Донец – высокий и крутой, изрезанный глубокими оврагами, обнажающими коренные меловые породы. Левый берег – пологий, террасированный. Места редкой красоты.
Я живу в хуторе Апаринском, где протекает река Северский Донец. На территории нашего хутора через реку построена плотина, а правильнее назвать гидроузел №2 Северско- Донецкой шлюзованной системы , где работает мой папа и работал мой дедушка.
С древнейших времен люди строят на реках плотины, перегораживая ими русла рек. Запруды делали с помощью поваленных поперёк течения реки деревьев, либо клали камни, насыпали земляные валы. В наши дни для плотин используется несколько иной материал или даже комбинацию этих материалов: земля, камень, бетон, кирпичи и др. Зачем это делается? Этот вопрос я задала своему папе.
Цель работы: выяснить, зачем на реке Северский Донец построили плотины.
Чтобы докопаться до истины я решила спросить у ребят своего класса : знают ли они для чего на реке строят плотины и предложила им написать сочинение на тему: «Зачем на реке строят плотины». Ребята охотно откликнулись и на следующий день принесли свои работы. Многие из них прибегли к помощи родителей, а некоторые писали сами. В сочинениях писали многое: что плотина нужна для очистки воды, для красоты, чтобы переходить с одного берега реки на другой, и всё же многие ребята написали, что плотина нужна для того, чтобы регулировать уровень воды в реке, чтобы могли по реке проходить теплоходы и баржи с грузами. Лучшие сочинения были зачитаны перед классом.
На основе этого я сделала предположение.
Гипотеза: плотины на реке строят для того, чтобы регулировать уровень воды в реке.
В соответствии с этим мною были поставлены следующие задачи:
3.Сделать вывод.
Гидроузел №2 на котором работает мой папа, входит в состав Северско – Донецкой шлюзованной системы. Эта система была введена в эксплуатацию в 1914 году, состоит из шести гидроузлов. Важным звеном системы является также Кочетовский гидроузел, расположенный на реке Дон.
Столетняя история СДШС включает в себя факты и события мировой истории, имена знаменитых людей. История повествует, что участвовал в обсуждении важности строительства не кто иной, как Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский учёный мирового уровня.
На Донбассе(сейчас это территория Украины) шла активная добыча угля. Интересы развития угольных районов требовали мало затратных способов перевозки угля. В обратном направлении по Северскому Донцу была возможность доставлять строительные материалы. В 1888 году на заседании Ростовской городской Думы Д.И. Менделеев выступил по поводу полезности «расчистки » и шлюзования (строительство плотин с камерой шлюзования) Северского Донца. В 1890 г были приняты попытки наладить судоходство по Северскому Донцу без шлюзований. Попытка не удалась из-за маловодности реки . Министерство путей назначило землечерпательные работы по расчистки дна, от которых проку было тоже мало. В итоге было принято решение начать строительство шлюзованной системы.
Проект строительства СДШС был выполнен в 1904 году инженером Р.Ф. Раевским и доработан опытнейшим гидротехником Нестором Платоновичем Пузыревским.
Руководство строительными работами осуществлял действительный статский советник инженер Ф.И. Левандовский, а общее руководство – Управление водных путей и шоссейных дорог Министерства путей сообщения Российской Империи. По тем временам шлюзованная система соответствовала мировому уровню гидротехнических сооружений на речных путях.
Проект предусматривал возможность беспрепятственной проводки судов с осадкой до 1,7 метра, длиной до 90 метров и шириной 13-14 метров. Процесс шлюзования не должен был превышать получаса. Все сооружения строились из долговечных материалов – бетона, камня, железа. При этом камеры шлюзов сделаны из финского гранита, который заготавливался и обрабатывался до необходимых размеров и блоков в Финляндии. Все работы выполнялись вручную или с применением малой механизации. Основными грузами на новом водном пути должны были стать каменный уголь, строительные материалы и зерно.
Строительные работы были начаты в мае 1911 года и в основном закончены к осени 1913 года.
Строительство всех шести гидроузлов осуществлялось одновременно:
г/у №2 у х. Апаринского
г/у №3 у х. Авилов
г/у №4 вблизи станицы Екатериненской ( ныне Краснодонецкой)
г/у №5 у х. Дядин
г/у №6 у х. Богданов
г/у 7 у х. Красный
Северско – Донецкая шлюзованная система стала первым такого рода объектом в Донском крае.
5 июля 1914 года в 15 часов 30 минут пароход «Хопёр» прошёл первое торжественное шлюзование на гидроузле №2 и открыл судоходство на Северско- Донецком водном пути.
2014 год объявили годом столетия Северо – Донецкой шлюзованной системы. В ознаменование этой даты на территории гидроузла №2 был установлен памятный камень.
Что такое плотина
Поддерживаемый судоходный ход в пределах Северо-Донецкой шлюзованной системы равняется 208 км от устья Северского Донца до хутора Красный в районе города Донецка.
Гидроузлы №2-7 относятся к однотипным проектам и состоят из судоходной разборной плотины с фермами Поаре
и однокамерного шлюза с камерой длиной 100 метров и шириной 17 метров. Все шлюзы находятся в теле плотины и выходят непосредственно в русло реки.
Поворотные стальные фермы Поаре
на судоходных плотинах поднимаются на время навигационного периода и укладываются на дно по принципу домино после окончания навигации.
Так выглядит гидроузел в зимнее время года.
Наполнение бьефов(уровней ) гидроузлов производится снизу вверх, сброс бьефов сверху вниз. Все гидроузлы электрифицированы и имеют электромеханический привод на затворах судопропускных сооружений.
Как происходит шлюзование судна
Если судно идёт вниз по течению. Открываются затворы верхних ворот (галереи ), через которые вода попадает в шлюзовую камеру, для того чтобы уровень воды в камере сравнялся с уровнем воды в верхнем бьефе(уровень реки сверху от плотины). Далее открываются верхние ворота, и судно заходит в камеру. Закрываются верхние ворота, верхние затворы (галереи), и открываются нижние галереи, чтобы через них вода из шлюзовой камеры вытекала. Когда уровень воды в камере сравняется с уровнем воды в нижнем бьефе, открываются нижние ворота и судно выходит из камеры. Также происходит шлюзование судна идущего вверх по течению.
Для чего надо держать под контролем уровень воды в реке
Плотины – конструкции, перекрывающие течение воды в реке, строятся с древних времён. Люди строят плотины для того, чтобы регулировать сток воды в реке и для разных других целей.
Вода не только источник жизни, это ещё и разрушительная стихия. Человек пытается укротить ее мощь . Плотина – способ защиты от паводков. Обильные дожди, таяние снега часто являются причиной повышения уровня воды в реках. Вода выходит из берегов и затапливает низменные участки. Причем площадь затопления может быть огромной, под водой могут оказаться не только поля и луга, но и близлежащие населенные пункты. Плотина, если она, конечно, стоит на реке, остановит воду, соберет и выпустит ее в нормальное русло.
Плотина – это ещё и водохранилище. Если реку перегородить, то вода скапливается в этом участке и разливается. Здесь главное правильно выбрать место для разлива воды. Эту воду можно впоследствии использовать для хозяйственных нужд – например для того , чтобы предотвратить неурожай сельскохозяйственных культур в засушливые периоды.
Плотины ещё используют для судоходства: перевоза людей и различных грузов.
Вода в плотинах может вращать турбины генераторов для вырабатывания электроэнергии. Для этого нужно построить на реке ГРЭС – гидроэлектростанцию.
Северский Донец – река труженица
Труженица река знала периоды бурного расцвета. Порты Усть-Донецк, Белая Калитва, причалы Кундрюченская, Синегорский давали жизнь городам с развитым народным хозяйством, промышленностью и сельскохозяйственной деятельностью. Метеоры и суда типа «Ракета» и «Заря» рассекали воды Северского Донца, доставляя людей к месту их работы и жительства в Белую Калитву, Каменск – Шахтинский, Усть – Донецк и другие прибрежные населённые пункты. Сухогрузы возили зерно и уголь, строительные и минеральные грузы. Река трудилась «не покладая рук»: максимального уровня в 1970-е годы достигли перевозки угля – 2,5 миллиона тонн в год. Активно перевозились нерудные строительные материалы (щебень, камень, отсев), которые добывались и отгружались с карьеров: Потаповского, Пашеновского, Усть – Быстрянского и др.
На вопрос каково современное состояние СДШС и водного пути Северского Донца, можно с уверенностью сказать: система находится в рабочем состоянии. В настоящее время, в связи с происшедшими в стране событиями, объём перевозок в пределах Северского Донца значительно сократился. Сейчас вывозится только щебень и бутовый камень с приречных карьеров, расположенных в непосредственной близости от реки.
Интересные факты.
В конце сентября 2014 года во время подводно-технических работ, проводившихся на территории гидроузла №2 Усть-Донецкого района, водолазами подрядной организации были обнаружены два 45-миллиметровых снаряда времен ВОВ. Рабочие обратились к сотрудникам МЧС. В ходе обследования речного дна водолазы МЧС обнаружили и подняли на поверхность 22 45-миллиметровых снаряда и останки танка Т-70, затонувшего в годы Великой Отечественной войны. Башенную часть боевой машины спасатели извлекли из воды на берег с помощью специального плавкрана. Возможно эта башня как памятник будет установлена на территории нашей школы.
Оказывается, животные тоже могут строить плотину
Одним из самых известных и интересных водных животных является бобер. С водой связана вся жизнь этого зверя.
Перепонки на задних лапах и большой плоский хвост помогают бобру легко и свободно плавать, а длинные крепкие резцы позволяют не только отгрызать толстые ветки, но даже валить целые деревья.
Для чего же бобры строят плотину? Используя палки, ветки, ил, камни и глину, эти трудолюбивые животные строят плотины для того, чтобы изменить направление водного потока. Плотины бобров внизу (под водой) могут достигать толщины свыше 3 метров, вверху же они сужаются до 60 сантиметров, но при этом так прочны, что могут легко удерживать тяжесть не только человека, но и лошади.
Изменение водного потока необходимо бобрам для того, чтобы вода затопила другие места и образовался пруд, где пушистый работяга будет строить себе домик («хатку»). Эти дома имеют форму перевернутой чашки и состоят из двух «комнат»: одна, набитая мелким щебнем, служит жилищем большой бобровой семье, а другая, рядом с выходом, — кладовой для съестных припасов (побегов и сучьев деревьев).
«Хатка» бобра выступает над поверхностью воды (иногда на высоту человеческого роста), но вход в нее находится под водой — для защиты от врагов.
Так что плотины строит не только человек, но и бобры. Они отличные строители.
Вывод: Люди строят плотины для того, чтобы регулировать сток воды в реке. А цели могут быть разные. Жители приречных районов населённых пунктов Северского Донца – городов, посёлков, станиц и хуторов – не представляют свою жизнь, организацию быта и производственно - экономическую деятельность без реки-кормилицы.
Список литературы
2. Менделеев Д.И. Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца // Северный Вестник. 1988. № 8-12
3. Пузыревский Н.П. Изыскания на р. Северском Донце в 1903 и 1904 гг. и проект устройства водного пути от Харькова и Белгорода до впадения р. Донца. Санкт- Петербург, 1910.
4. Редьков, Н.И. Беленький, Г.Л. Огарёв, А.В. Дон – река жизни: Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России. Ростов н/Д: Донской изд. дом, 2005. 408 с.
5. Сооружение №1 на Дону. Новая жизнь Кочетовского гидроузла / под ред. Н.Г. Смирнова / авт.-сост. В.Г. Лендов. М.: Вестник транспорта, 2009. 216 с.
6. Яковлева М.В. Фролова Е.А. Исаев В.И. Фролов А.Е. Обеспечение технической и экологической безопасности речного причального сооружения // Вестник СГА- СУ. Градостроительство и архитектура. 2013. Вып. №3. С. 113-118.
7.Бальзанников М.И., Иванов Б.Г., Михасек А.А. Си- стема управления состоянием гидротехнических сооружений // Вестник МГСУ. 2012. № 7. C. 119-124.
Список интернет ресурсов
1. http://chihuashki.ru/zachem-bobry-stroyat-plotinu
2. http://znanija.com/task/11208447
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Северско-Донецкая_шлюзованная_система
Мастер-класс "Корзиночка"
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Снеговик
Рукавичка
Пчёлы и муха