В работе представлена история возникновения компьютера и его влияние на человека, история появления компьютеров в школе и результаты исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
nadolina_kompyuter.docx | 785.65 КБ |
Городской конкурс исследовательских работ и проектов
младших школьников «Я - исследователь»
Департамент образования Администрации города Омска
Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Омска
«Центр дополнительного образования детей «Эврика»
Компьютер: друг или враг?
Автор:
Надолина Ксения Руслановна,
обучающаяся 3-а класса
БОУ г.Омска «СОШ №96»
Руководитель:
Силаева Светлана Вячеславовна,
учитель начальных классов
БОУ г.Омска «СОШ № 96»
Помощник:
Надолин Руслан Юрьевич,
папа
Омск - 2014 г.
Оглавление
Введение. …………………………………………..….. ………………………..3
Глава 1. История возникновения компьютера и его влияние на человека ....4
Глава 2. История появления компьютеров в моей школе………………… ....6
Глава 3. Результаты исследования ......………………………………………...7
Заключение……………………………………………..……………...................9
Литература……………………………………………………….….………… 10
Приложения……………………………………………………………………..11
Введение
Однажды в выпуске новостей 1 канала рассказывали про второклассника Максима, зрение которого постоянно ухудшается. Его лучшим другом был компьютер. С ним он проводил довольно много времени, пока родители были на работе. Меня очень заинтересовал этот случай. Неужели компьютер так вреден? А ведь я тоже люблю проводить за ним своё свободное время. Сегодня жизнь без компьютера сложно себе представить. С его помощью можно найти столько полезного и интересного, да и компьютерные игры мне очень нравятся. Поэтому я решила узнать: компьютер: мой друг или враг?
Я обратилась за помощью к родителям и учителю. И мы решили провести исследование.
Цель исследования: выявить полезное и вредное влияние компьютера на учебу и здоровье школьника и разработать памятку по правилам работы за компьютером для одноклассников.
Задачи:
положительном и отрицательном влиянии на школьника, обратившись к научно-популярной литературе, статистическим данным в СМИ и Интернет-ресурсам; об истории появления компьютеров в моей школе;
Объект исследования: статистические данные в СМИ, Интернет-ресурсы, одноклассники.
Предмет исследования: сведения о пользе и вреде компьютера.
Гипотеза исследования: полагаю, что если мои сверстники используют компьютер лишь для игр и тратят на это занятие много времени, то при этом страдает здоровье учащихся и снижается качество учёбы.
Я определила следующие этапы для достижения цели:
1. Изучить сведения о пользе и вреде компьютера и историю его возникновения и появления в нашей школе;
2. Провести анкетирование учеников 3-а класса нашей школы;
3. Побеседовать с медработником школы о состоянии здоровья моих одноклассников и учителем об уровне успеваемости в классе;
4. Провести сопоставительный анализ результатов исследования, составив таблицы и диаграммы;
5. Подобрать материал по правилам работы за компьютером и составить памятку;
7. Сделать вывод по теме исследования.
Я воспользовалась следующими методами: наблюдение, анализ, анкетирование, сравнение.
Свою памятку я подарю одноклассникам, чтобы ребята могли воспользоваться ею при работе за компьютером.
Глава 1. История возникновения компьютера и его влияние на человека.
Воспользовавшись ресурсами интернета, я узнала, что первым счётным прибором был греческий абак. Потом появились китайские счёты и арифмометр. В двадцатом веке человек изобрёл компьютер. Слово «компьютер» произошло от латинского слова, означающего «считать, вычислять». Компьютер - это электронно-вычислительная машина (ЭВМ), предназначенная для автоматической обработки информации. Первый компьютер появился в 1946 году в Америке. Он был больших размеров и занимал много места. Один компьютер обслуживало несколько инженеров. Он считал в 1000 раз быстрее механических счётных машин. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.
Анализ статистических данных в СМИ
В чем же причина? На сайте «Комсомольской правды» сообщается:
«Несколько десятков лет назад, когда компьютеров не было, вопрос таких болезней не стоял так остро. Это проблема последних 30-20 лет, когда появились компьютеры.
На сайте «Аргументы и факты» Тамара Голева, врач-офтальмолог
объясняет, что дети сегодня всё свободное время они проводят за компьютером и мало двигаются. Именно поэтому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается зрение и осанка. Офтальмолог «ЕвроМед клиники» Рыбин Владимир Леонидович рассказал, что причины возникновения подобных проблем связаны во многом с чрезмерной нагрузкой на глаза и с нарушением режима отдыха и работы. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!
Профессор офтальмологом Татьяна Киселева отмечает, что без компьютеров мы будем испытывать информационный голод. Поэтому, чтобы работать за компьютером и не портить глаза, мы должны обязательно соблюдать режим зрительных нагрузок и проводить гимнастику для глаз.
Заведующий офтальмологическим отделением областной детской больницы Александр Ушников (Ростов-на-Дону) считает что, в общем-то, можно все, но в меру: и телевизор посмотреть, и за компьютером посидеть, но не более часа, с обязательным перерывом, и в очках, если их прописали. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору.
За компьютером ребенок младшего школьного возраста не должен проводить более 20 минут в день. В крайнем случае, если необходимо поработать подольше, каждые 20 минут надо делать 15-минутные перерывы.
В темноте работать за компьютером очень вредно. Лучше при дневном освещении. Или вечером включайте настольную лампу и ставьте ее с левой стороны. Профессор офтальмолог Татьяна Киселева и профессор офтальмолог Илья Мосин советуют: «Отрегулируйте свое рабочее место, сядьте ровно. Самое главное это расстояние от глаз до компьютера. Оно должно быть примерно 50 или 70 см от экрана. Нужно смотреть немножко вверх. Существует гимнастика для глаз, которая помогает снять повышенную утомляемость, расслабить нашу глазную мышцу». Педагог Рина Жукова в своей статье «Дети и компьютер: вред и польза умной машины» отмечает: « Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки)».
На основе анализа научно-популярной литературы и данных СМИ я составила таблицу «Польза и вред компьютера» (Приложение 1)
Глава 2. История появления компьютеров в моей школе и их влияние на детей
Побеседовав с учителями нашей школы, которые работают в ней со дня ее основания в 1969 году, я выяснила, что первые компьютеры у нас появились в 1990 году. Тогда их было всего 5 штук. Со временем компьютерный класс стал расширяться и обновляться новыми компьютерами. До сих пор некоторые из них хранятся на школьном складе. Они очень отличаются от современных компьютеров. Мне удалось их сфотографировать. (Приложение 2). Сегодня в школе уже 45 компьютеров. Следовательно, их число увеличилось в 9 раз по сравнению с первоначальным количеством. Среди них - 20 ноутбуков. Кроме того, некоторые классы оборудованы интерактивными досками.
Из беседы с учителем информатики я узнала, что старые компьютеры во многом уступают современным. Это касается как внешнего вида, так и возможностей этих машин. Кроме того, она пояснила, что у современных мониторов предусмотрены меры по безопасности. Следовательно, ученики нашей школы теперь меньше подвержены риску облучения.
Учителя нашей школы положительно относятся к использованию компьютерных технологий на уроках. Они используют презентации, дают задания найти информацию в Интернете. По их мнению, это очень помогает учёбе. Но нельзя забывать о времени! Компьютерные игры влияют на учащихся по-разному: если это игры учебные, на развитие логики, путешествия, то у этих ребят развивается память, внимание, любовь к спорту. У таких учащихся хорошо развито логическое мышление, они быстро находят новые способы решения задач, демонстрируют хорошие вычислительные навыки. Учащиеся, которые увлекаются компьютерными «гонками», «стрелялками», более раздражительны, у них болят глаза после игры. Их успехи в учебе намного скромнее. Они невнимательны, раздражительны, допускают много ошибок и часто бывают не готовы к уроку, или плохо выполняют домашнее задание.
Глава 3. Результаты исследования.
Вместе с папой мы разработали анкеты для ребят из моего класса и их родителей (Приложение 3). Проанализировав результаты анкет, мы составили таблицы и диаграммы.
Данные таблицы (Приложение 4) говорят о том, что из 18 учащихся 7 человек проводят за компьютером меньше 1 часа в день; 5 ребят - от 1 до 2-х часов; 6 одноклассников находятся за компьютером 3 часа и более. Кроме того, раз в неделю садятся за компьютер только 4 человека; 2-3 раза - 8 человек; ежедневно – 6 человек, причем у этих же ребят родители не ограничивают их время за компьютером. Таким образом, как показывают диаграммы (Приложение 5), 33% моих одноклассников ежедневно подвергают свое здоровье опасности, находясь за компьютером 3 часа и более, т.к. со стороны родителей нет контроля.
Результаты таблицы (Приложение 6) подтверждают тот факт, что из 18 учащихся компьютер используют для учёбы - 10 человек, для игр – 14 человек, для общения – 6 человек; повысилась успеваемость у 6 человек; не изменилась – у 4 человек; понизилась – у 8 человек.
Исходя из диаграммы (Приложение 7), можно сделать вывод, что одноклассники используют компьютер для учебы, и 33% детей повысили свою успеваемость. Но в основном, а это составляет 77%, ребята играют на компьютере. В результате у 45% учащихся понизилась успеваемость.
Мне было интересно узнать, как компьютер влияет на здоровье моих одноклассников. Вместе с классным руководителем мы обратились за помощью к медсестре нашей школы Брижиновой Оксане Васильевне. Она помогла нам составить вот такую таблицу (Приложение 8).
Меня очень поразили ее результаты. Оказывается, у 2 человек из 18 наблюдается снижение зрения слабой степени и у 2 человек – уже средней степени. Никто из них не делает зарядку для глаз. Кроме того, есть дети с нарушением осанки. Их число составляет 3 человека. Диаграмма (Приложение 9) доказывает, что у 22% учеников упало зрение и у 16 % - нарушена осанка. Только 50% детей делают зарядку для глаз.
Можно сделать вывод, что из 18 учащихся 6 человек проводят за компьютером гораздо больше положенного времени; из них у 4 человек нарушено зрение, которое со временем ухудшается, у 3 – осанка; у всех 6 учащихся снизилась успеваемость. Таким образом, я думаю, что для некоторых одноклассников компьютер принес вред. Поэтому я разработала памятку по правилам работы за компьютером (Приложение 10).
Заключение
В ходе исследовательской работы было доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Нет однозначного ответа на вопрос «Компьютер: друг или враг?»
Последние исследования ученых показали, что не только компьютерная техника является причиной вредного воздействия на организм человека, но и неправильное ее расположение, несоблюдение правил работы и отдыха.
Я пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарно-гигиенических правил. Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на детский организм.
Проведя сопоставительный анализ, я определила, что некоторые мои сверстники используют компьютер лишь для игр и тратят на это занятие много времени. При этом страдает здоровье этих учащихся и снижается качество учёбы. Гипотеза оказалась верной.
В нашей школе я предложу в кабинетах оформить стенд о вреде компьютерных игр и рекомендации врачей и подарю памятку по правилам работы за компьютером своим одноклассникам.
Литература
Информационные ресурсы
Приложение 1
Статистические данные в СМИ о состояния здоровья детей (%)
Польза и вред компьютера
Польза | Вред |
Источник быстрого получения огромного количества полезной информации. | Источник опасной информации, подстрекающей к курению, алкоголю, употреблению наркотиков, суициду. |
Помощник в учебе. | Использование «решебников» и злоупотребление временем может способствовать снижению качества учёбы. |
Логические игры помогают развивать память, мышление, творческие способности | Видеоигры категории Е воспитывают склонность к насилию и жестокости |
Удобное средство общения, позволяющее найти друзей в различных странах, городах и поселках, независимо от расстояния. места и времени | При общении с помощью сокращенных и извращенных слов, смайликов, словарный запас и речевые способности детей оскудевают |
Развивается моторная координации ребенка и мелкая мускулатура руки | Заболевания суставов кистей рук, нарушение осанки, нагрузка на зрение и его ухудшение |
Способствует развитию личности | Вызывает психологическую зависимость |
Приложение 2
История появления компьютеров в моей школе
Устаревшие компьютеры
Современные компьютеры
Компьютерный класс
Кабинеты с интерактивной доской
Приложение 3
Анкета для учащихся
1 Как часто ты сидишь за компьютером?
а) ежедневно б) 2-3 раза в неделю
в) раз в неделю г) реже.
2. Сколько времени в день ты работаешь на компьютере?
а) менее 1 часа
б) 1-3 часа
в) 3 часа и более
3. Ограничивают ли родители твое время за компьютером? Да, нет
4. Делаешь ли ты зарядку для глаз после работы за компьютером? Да, нет
5. Для каких целей ты используешь компьютер?
а) учебные задания
б) игры
в) переписка
6. Нравятся ли тебе компьютерные игры? Да, нет
Анкета для родителей
1. Как часто ваш ребенок сидит дома за компьютером?
а) ежедневно б) 2-3 раза в неделю
в) раз в неделю г) реже.
1. Сколько времени в день он работает дома на компьютере?
а) менее 1 часа
б) 1-3 часа
в) 3 часа и более
3. Есть ли у него зависимость от компьютера? Да, Нет
4. Делаете ли он зарядку для глаз после работы за компьютером? Да, нет
5. В свободное время ребенок выбираете:
а) посидеть за компьютером б) прогулку на свежем воздухе
в) семейный отдых г) другое
6. Ограничиваете ли вы время вашего ребенка за компьютером? Да, нет
9. Для каких целей ваш ребенок использует компьютер?
а) учебные задания
б) игры
в) поиск информации в Интернете
г) переписка.
10. Нравятся ли вашему ребенку компьютерные игры? Да, нет
Приложение 4
Сколько времени проводят одноклассники за компьютером?
№ уч-ся | Количество часов в день | Не ограничивают время | Количество дней в неделю | ||||
менее 1ч | 1-2 ч | 3ч и более | 1 раз | 2-3 раза | ежедневно | ||
1 | + | + | + | ||||
2 | + | + | |||||
3 | + | + | |||||
4 | + | + | + | ||||
5 | + | + | + | ||||
6 | + | + | |||||
7 | + | + | |||||
8 | + | + | |||||
9 | + | + | |||||
10 | + | + | |||||
11 | + | + | |||||
12 | + | + | |||||
13 | + | + | + | ||||
14 | + | + | |||||
15 | + | + | + | ||||
16 | + | + | |||||
17 | + | + | + | ||||
18 | + | + | |||||
Всего человек: | 7 | 5 | 6 | 6 | 4 | 8 | 6 |
Проводят за компьютером ежедневно 3часа и более
Количество часов в день за компьютером Приложение 5
Количество дней в неделю
Ограничивают время детей за компьютером
Приложение 6
Цель использования компьютера и ее влияние на успеваемость
№ уч-ся | Цель | Нравятся игры | Успеваемость | ||||
учеба | игры | общение | повы- силась | не изменилась | снизи-лась | ||
1 | + | + | + | + | |||
2 | + | + | + | ||||
3 | + | + | + | + | |||
4 | + | + | + | + | |||
5 | + | + | + | + | |||
6 | + | + | |||||
7 | + | + | + | + | + | ||
8 | + | + | + | + | |||
9 | + | + | + | ||||
10 | + | + | |||||
11 | + | + | + | + | |||
12 | + | + | + | + | |||
13 | + | + | + | + | |||
14 | + | + | |||||
15 | + | + | + | + | |||
16 | + | + | + | + | |||
17 | + | + | + | ||||
18 | + | + | |||||
Всего человек: | 10 | 14 | 6 | 14 | 6 | 4 | 8 |
Снизилась успеваемость
Цель использования компьютера Приложение 7
Нравятся компьютерные игры
Успеваемость
Приложение 8
Состояние здоровья моих одноклассников
№ уч-ся | 100% зрение | Снижение зрения | Нормальная осанка | Нарушение осанки | Делают зарядку | |||
слабая степень | средняя степень | нару- шение | сколиоз | да | нет | |||
1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||
3 | + | + | + | |||||
4 | + | + | + | |||||
5 | + | + | + | |||||
6 | + | + | + | |||||
7 | + | + | + | |||||
8 | + | + | + | |||||
9 | + | + | + | |||||
10 | + | + | + | |||||
11 | + | + | + | |||||
12 | + | + | + | |||||
13 | + | + | + | |||||
14 | + | + | + | |||||
15 | + | + | + | |||||
16 | + | + | + | |||||
17 | + | + | + | |||||
18 | + | + | + | |||||
Всего чело-век: | 14 | 2 | 2 | 15 | 3 | 0 | 9 | 9 |
Снизилось зрение и нарушена осанка
Приложение 9
Приложение 10
Памятка «Правила работы за компьютером»
Упражнение 1. Совершайте движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, круговые, по диагонали. Интенсивное поморгайте, зажмурьтесь. Внимательно рассмотрите вдалеке какой-нибудь предмет, затем резко переведите взгляд на близкий предмет, через 2–3 минуты вновь посмотрите вдаль. Повторить 6–10 раз.
Упражнение 2. Не поворачивая головы, нарисуйте глазами бантик — переведите взгляд в правый нижний угол, затем — в левый верхний, в левый нижний и в правый верхний. Повторить 5–7 раз (в том числе и в обратном порядке).
Упражнение 3. Закройте один глаз, вторым старательно всматривайся в какую-нибудь точку в дальнем углу. Через 10 секунд расслабьте глаз. Повторите другим глазом.
Упражнение 4. Посмотрите вдаль 2-3 секунд, затем переведите взгляд на кончик носа, замрите на 2-3 с. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 5. Потрите ладонями друг о друга. Когда они станут теплыми, приложите их к закрытым глазам. Опустите лицо на ладони, но так, чтобы ладони не давили на глаза, а прикрывали их, как куполом. Вы находитесь в полной темноте. Рисуйте в воображении только темные цвета. Постарайтесь их увидеть. Упражнение длится примерно пять минут. После этого вам надо будет сильно зажмуриться и открыть глаза. Повторите 3 раза.
Что такое музыка?
Астрономический календарь. Май, 2019
Весенняя гроза
В поисках капитана Гранта
Спасибо тебе, дедушка!