Появление смайлов можно считать естественным развитием языка. Подобно тому, как на протяжении всей своей истории русский язык испытывал сильное «чужое» влияние (монгольско-тюркское, греко-латинское, византийское, позже – немецкое, голландское, французское, английское и т.д.), в настоящее время влияние на него оказывают Интернет-технологии. Было бы странным думать, что выражать эмоции при помощи знаков стали только с появлением Интернета.
В работе через анализ средств речевой выразительности языка и разнообразных символов автор определяет, какую роль играют смайлы в жизни современного человека.
Вложение | Размер |
---|---|
smayly.ppt | 564 КБ |
smayly_kak_sredstvo_peredachi_emotsionalnoy_vyrazitelnosti_rechi_npk_2010.docx | 67.94 КБ |
Слайд 1
Смайлы как средство передачи эмоциональной выразительности речи Выполнила: Чубарова Елена, ученица 11 класса МБОУ Кремлевская СОШСлайд 2
Доказать, что смайлы являются одним из основных средств выразительности речи современного подростка. ЦЕЛЬ исследования Задачи 1. Проанализировать средства графической выразительности языка. 2. Проследить совершенствование способов представления письменной информации. 3. Проанализировать употребление символов в лингвистике, геральдике, литературе, живописи, психологии. 4. Изучить историю и способы создания смайлов, рассмотреть многообразие эмотиконов в современном мире.
Слайд 3
Актуальность темы Я предполагаю, что активное использование смайлов в языке современных подростков – не только дань моде. Оно обусловлено историческими, социальными и языковыми изменениями. Использование смайлов - сравнительно «молодое» введение, и пользуется им в большей степени молодежь. Кроме того, символы весьма многообразны и обновляются постоянно, поскольку являются ещё и способом самовыражения.
Слайд 4
Эволюция символов Направление Что является символом? Значение Символичное обозначение (примеры) Представители Лингвистика, 16 век Знаки препинания Восклицание “Io”, выражавшее радость; сначала писалось в конце предложения, как обычное слово, затем обе буквы стали для компактности писаться одна над другой. ! Альд Мануций Латинское слово Quaestio – “вопрос”, сокращённое до “Qo”, ставилось в конце вопросительных предложений, а затем так же слилось в один символ. ? Геральдика, 17-19 века Цвет храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитая в борьбе Червлень Дворянский герб рода Тургеневых надежда, изобилие, свобода и радость, но может и просто означать луговую траву Зелень осторожность, мудрость, постоянство в испытаниях, а также печаль и траур Чернь Благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость. Серебро Животные, мифические существа Стойкость, уход от опасности Саламандра Красноречие, слава, созерцание Пегас Чистота, свобода, мудрость Единорог
Слайд 5
Живопись, 19 век Цветовая палитра Жизнерадостность, идеальное удовлетворение, серьезность, достоинство, прелесть и благоволение, энергия Красные, оранжевые оттенки Каспар Давид Фридрих, Ян Давидс де Хем , Кипренский О.А. и другие Спокойствие, безразличие, апатия, отрешенность Зеленые оттенки Мистицизм, холод, грусть, печаль, пустота Синие оттенки Молодость, романтичность, чувствительность, ошибочность Голубые, розовые оттенки, иногда используются белые (на усмотрение художника) Предметы богатство духа, горе и печаль жемчужное ожерелье исчезновение, потеря Свёрнутый и опущенный вниз веер печаль, нелепость, скоротечность молодости и красоты Вянущая веточка гиацинта вечное, высокое, нетленное; душа Морская раковина Литература, 19- 20 века Словосочетания, выражения Безразличие, опустошение, уныние, апатия «… а в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск» В.Соловьев, А.Блок (1)Прекрасное, светлое, радостное, начало новой жизни (2) смерть, разложение «…правит окриками пьяными весенний (1) и тлетворный (2) дух» Таинственность, загадочность, надежда «...Дыша духами и туманами…» Очарование, счастье, вера в прекрасное, «…И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу » Замкнутость, отрешенность, безразличие «…В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!…»
Слайд 6
Психология, 19-20 века Цвет радость, красота, любовь и полнота жизни, а с другой стороны — вражда, месть. Красный цвет М. Люшер, И. Гете, П.В.Яньшин, К.Г.Юнг радость, чистота, незапятнанность, невинность, добродетель Белый цвет несчастье, печаль, горе, траур Черный цвет уныние, траур, печаль, ревность, измена, отчуждение. Желтый цвет Общение, 21 век Смайл Радость, счастье, жизнерадостность, удовольствие; :-) Харви Болл, Скотт Фалман Грусть, печаль, недовольство, обида; :-( Безразличие, равнодушие, уныние; :- | Чувства, влюбленность; :-* < З
Слайд 7
Скотт Фалман Создатели смайлов Харви Болл
Слайд 8
:-) ( ^_^ ) классические азиатские (каомодзи)
Слайд 9
1. Укажите ваш возраст ________________________________________________ 2. Используете ли в общении символы (смайлы)? ________________________________________________ 3. Где вы встречаете (используете) смайлы? ________________________________________________ 4. Какое значение смайлы имеют для вас? ________________________________________________ 5. Можете ли вы обойтись без них? Почему? ________________________________________________ 6. Какие смайлы вы наиболее часто используете? ________________________________________________ 7. Напишите значение смайлов: :-) __________________________ ;-) __________________________ :-( __________________________ :-* __________________________ :-P __________________________ @}~>~~ _____________________ :D __________________________ :-| ________________________ :'( ________________________ :-@ _______________________ (^_^) ______________________ (>_<) ______________________ (O_o) ______________________ (^_-) _______________________ Анкета: "Символы - средство эмоциональной выразительности"
Слайд 10
Диаграмма «Используете ли вы в общении символы?»
Слайд 12
Смайлы стали удобным, быстрым и экономичным средством выражения эмоционального состояния, особенно в подростковой среде, в ситуациях, когда недостаточно других языковых средств. Эволюция способов представления письменной информации доказывает закономерность появления и распространения смайлов в современном обществе. Одной из причин частого использования смайлов стало сокращение печатного текста. Хотя это несет в себе угрозу стандартам письменного языка. 4. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах. Но, к сожалению, такое общение становится торопливым и предельно упрощенным. По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы:
Слайд 13
Спасибо за внимание!
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Введение ………………………………………………………………………………
1. Актуальность темы ……………………………………………………….
2. Цель работы ……………………………………………………………….
3. Задачи ……………………………………………………………………….
II. Средства передачи эмоциональной выразительности речи ………………………..
1. Понятие выразительности речи ……………………………………….
2. Типы речевой выразительности ……………………………………….
3. История совершенствования графических средств выразительности речи
(знаков и символов) ………………………………………………………………
III. Смайлы как средство передачи эмоциональной выразительности речи ………..
1. История создания смайлов ……………………………………………….
2. Многообразие смайлов и причины их распространения ………………..
А) классические смайлы ………………………………………………….
Б) азиатские смайлы ………………………………………………………
3. Выявление популярности смайлов в языке представителей различных
возрастных групп ................................................................................................
4. Возможные причины активного распространения смайлов ……………….
IV. Выводы: плюсы и минусы использования смайлов ……………………………….
V. Список литературы ………………………………………………………………
VI. Приложения ………………………………………………………………………
Каждый из говорящих обладает индивидуальным лексическим, фразеологическим, интонационным и грамматическим запасом средств выражения мыслей. Например, словарь А. С. Пушкина составляли более 21200 слов, словарь С. Есенина — около 18890 слов, словарь современного взрослого образованного человека — около 10000–12000 слов. Чем реже повторяются в речи одни и те же слова, их сочетания, однотипные структуры и интонационные конструкции, тем она богаче.
Общение – незаменимый спутник человека на протяжении всей его жизни. В современном мире, в век научно-технологического прогресса, темп жизни значительно ускоряется по сравнению с предыдущими веками. Ушла в прошлое почтовая переписка, которая позволяла активно использовать личный словарный запас. У людей иногда просто не хватает времени для общения в реальной жизни. Тогда на помощь приходит Интернет и мобильная связь. Чтобы значительно ускорить общение и при этом не потерять эмоциональной окраски, придумали простые символы, состоящие из нескольких знаков препинания– смайлы., Теперь не приходится набирать большой текст, проверять орфографию, чтобы передать свои эмоции и чтобы собеседники знали, что имеют дело с грамотным человеком.
АКТУАЛЬНОСТЬ темы данного исследования определяется тем, что использование смайлов - сравнительно «молодое» открытие и пользуется ими в большей степени молодежь. Кроме того, символы весьма многообразны и обновляются постоянно, поскольку являются ещё и способом самовыражения.
ЦЕЛЬ работы: через анализ средств речевой выразительности языка и разнообразных символов определить, какую роль играют смайлы в жизни современного человека.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих ЗАДАЧ:
1. Проанализировать средства речевой выразительности языка
2. Проследить совершенствование способов представления письменной информации
3. Изучить историю и способы создания смайлов, рассмотреть многообразие эмотиконов.
4. Проанализировать употребление символов в литературе, живописи, психологии, общении.
Я предполагаю, что активное использование смайлов в языке современных подростков – не только дань моде. Оно обусловлено историческими, социальными и языковыми изменениями.
II. СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Выразительность речи — это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, то есть, такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
информационная— «интеллектуальная экспрессивность»— подбор фактов, умелое использование понятий, доказательств и т.д.
чувственно-воздействующая, создаваемая интонационными, звуковыми, лексическими средствами, тропами, фразеологическими, графическими средствами, фигурами речи.
1. Средства информационной выразительности («интеллектуальной экспрессивности»):подбор фактов, точность словоупотребления, умелое использование понятий, логичность, доказательность, ясность, доходчивость изложения.
2. Графические средства выразительности: абзацное членение (красная строка), знаки препинания, нумерация, шрифтовые, цветовые выделения, подчёркивание и т.д.
3. Выразительность речи, воздействующую на чувства адресата, создаютинтонационные средства (мелодический (ритмический) контур речи, интенсивность движения тона, степень громкости, паузы, логические ударения), выражающие эмоциональное состояние говорящего, усиливающие смысловое и экспрессивное отношение к предмету речи, значение звучащей речи в целом
Суммируя многовековую историю письменности и полиграфии, можно заметить, что она неуклонно развивалась в сторону увеличения как числа, так и разнообразия функций применяемых знаков.Этому способствовало совершенствование способов представления информации, а усложнение человеческой деятельности и появление новых её форм приводило к возникновению новых категорий письменных знаков, появлявшихся как ответ на потребность в новых видах информации:
1. Общее развитие цивилизации привело к возникновению письменности.
2. Появление новых понятий в человеческих знаниях, контакты разных народов, необходимость в упрощении обучения грамотности потребовали приведения письменности в соответствие с устной речью, что вызвало переход на алфавитные языки.
3. Развитие коммерции и необходимость в частом выполнении арифметических вычислений и удобной записи чисел привели к внедрению арабскихцифр.
4. Изобретение книгопечатания, распространение грамотности и бумажной переписки, переход книги из области узкоспециальных преимущественнорелигиозных текстов, в область источников разнообразного «гражданского»содержания потребовали введения знаков пунктуации, помогающих передатьинтонационные и смысловые особенности, диалоги и т.п.
5. Усложнение юридической практики и потребность в составлении структурированных текстов привели к выработке глав, параграфов, абзацев, сносок, пояснений и изобретению знаков для их выделения.
6. Распространение СМИ и рекламы привело к разработке акцидентных
(выделительных) начертаний.
7. Появление электронной переписки и разговорного общения без непосредственного контакта вызвало потребность в письменной передаче эмоций,жестов и мимики, что способствовало возникновению смайлов…☺
Графика, в отличие от языковых средств, более подвижна и дает больше возможностей для самовыражения. Ограничивать возможности воплощения идей здесь могут только графические технологии, но в наше время они развиваются быстрыми темпами и со временем практически любая фантазия сможет стать реальностью.
III. СМАЙЛЫ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Сма́йлик, смайл (англ. Smiley), реже эмотико́н (англ. Emoticon), эмотико́нка, эмоцио́н — идеограмма, изображающая эмоцию. Чаще всего составляется из типографических знаков. Распространение смайлик получил в интернете и SMS, однако в последнее время используется повсеместно. С повсеместным развитием блогов и форумов приобрели популярность графические смайлики. Они удобны быстрым использованием (для вставки смайлика в сообщение достаточно пары кликов) и красивой картинкой, не ограниченной текстовыми символами.
Ещё в 1969 году писатель Владимир Набоков в одном из своих интервью упоминал о том, что сто́ит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций:
Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос.
Однако Скотт Фалман (англ. Scott E.Fahlman) 19 сентября 1982 года первым в мире предложил смайлик в том виде, в котором он популярен сейчас, в переписке:
Предлагаю использовать вот такую последовательность символов для обозначения шутливых сообщений: ☺
Читать следует сбоку. На самом деле, учитывая нынешние события, более уместно выделять сообщения, которые шутками НЕ являются. Для этого используйте ☹
Американский художник Харви Болл (англ. HarveyBall) в декабре 1963 года первым нарисовал графическое изображение улыбки в виде двух точек и дуги в жёлтом круге. Представители страховой компании StateMutualLifeAssuranceCos. OfAmerica обратились к художнику, и тот нарисовал им первую фирменную «улыбку». Первая серия смайликов вышла в качестве жёлтых значков, которые были подарены служащим и клиентам компании. Логотип имел успех, значков наштамповали более 10 тысяч. А в 1970-х к графическому изображению добавился такой же оптимистичный слоган «Have a HappyDay!» («Счастливого дня!»)
Подростки активно используют он-лайн режим в просмотрах телепередач, играх общении. Подобные формы коммуникаций требуют соответствующих речевых средств. Нужно суметь сказать быстро и при этом соригинальничать. И если в живом общении можно в ответ просто приподнять бровь и промолчать –то как промолчать в он-лайне, но так, чтобы собеседник понял, что бровь всё-таки приподнята?
Чем активнее развиваются Интернет и его графические возможности, тем активнее появляются все новые знаки, символы, выражения, заменяющие определенные словосочетания, выражающие те или иные эмоции, отношение к сказанному. Так называемые смайлы «первой волны» были нарисованы в очень простой форме при помощи букв и знаков препинаний:
☺ Основная улыбка. Используется для выражения сарказма или отметки шуточного утверждения, т.к. мы не можем слышать интонации голоса в Интернете.
;-) Подмигивающая улыбка. Заигрывающая и/или саркастическая улыбка. Скорее означает «Не бейте меня за то, что я только что сказал».
☹ Мрачная улыбка. Вам не понравилось последнее утверждение или вы огорчены чем-либо.
:* Пoцeлyй.
:Р Показывающий язык
:} Усатый.
Повторение скобочек в «смайликах» обычно означает значительное усиление интонации, то есть вариант « )» означает, что шутка очень удалась или новость заставляет веселиться «по полной программе», а вариант «;-((« демонстрирует неимоверную тяжесть на душе у собеседника. Однако многократное повторение этих скобочек сводит на нет все попытки усиления эмоционального воздействия и просто показывает, что данный человек – весьма легкомысленный.
Постепенно, с развитием возможностей Интернета, появляются анимированные смайлики, охватывающие большую гамму эмоций, показывающие какое-либо действие. Затем «героями» смайликов становятся различные предметы, животные, герои мультфильмов, буквы.
В настоящее время ни один форум или чат не обходится без набора смайлов. Они существуют в различных вариациях, появляются анимированные смайлики-аватаркиЕсли вначале анимация была вроде довеска, то сейчас она – важное составляющее современного графического смайла.
А) Классические смайлы
Есть очень много смайлов для обозначения как эмоций, так и состояний человека, его внешности, действий.
Эмоциональные смайлы | |
Запись | Эмоция или состояние |
☺ или =) | улыбка, радость |
• | задумчивость или нейтральность |
:-D | смех |
:-C | сильное огорчение |
:-/ :-\ | недовольство, озадаченность или обида |
:-0 | удивление (открытый рот) |
Действия | |
Запись | Действие |
;-) | подмигивать |
:-P | показывать язык |
:-* | целовать |
:-@ | кричать в гневе |
:-X | держать рот на замке |
Персонажи | |
Запись | Персонаж |
8-) B-) | человек в очках |
O☺ | ангел |
%) | сумасшедший (косые глаза и нос) |
Прочее | |
Запись | Описание |
<3 | сердце |
@}->-- @}~>~~ | цветок, роза |
В Восточной Азии принят другой стиль эмоционов — каомодзи, который можно понять, не переворачивая их. Бо́льшее внимание уделяется глазам, а не рту. Например:
Эмоциональные смайлы | |
Запись | Эмоция или состояние |
(n_n) | улыбка |
(^_^) | улыбка, радость, счастье, |
(<_>) (v_v) | грусть |
(>_<) | злость или категоричность |
(o_o) | удивление |
(0_0) | сильное удивление |
(O_o) (o_O) | очень сильное удивление (глаза перекосило) |
(V_v) | неприятное удивление |
(@_@) | обалдение |
(%_%) | усталость глаз |
Действия | |
Запись | Действие |
(^_~) (^_-) | подмигивать |
( ;_ ;) | плакать |
Персонажи | |
Запись | Персонаж |
(=^.^=) =^_^= | кошка |
(O,o) | сова |
^..^ | свинья |
Прочее | |
Запись | Описание |
(^3^) | поцелуй |
^}{^ | любовь |
=X= | рукопожатие |
Для того, чтобы исследовать частоту употребления смайлов и причины этого, был проведен опрос среди людей разных возрастных групп.
Анкета: «Символы – средство эмоциональной выразительности»
☺ _____________________________
;-) _____________________________
☹_____________________________
:-*______________________________
:-P______________________________
@}~>~~_________________________
:D______________________________
• _____________________________
:'( _____________________________
:-@_____________________________
(^_^)___________________________
(>_<)___________________________
(O_o)___________________________
(^_-)___________________________
Результаты оказались следующими.
1) Наиболее активно смайлы использует молодежь 16-18 лет. На вопрос: «Используете ли в общении символы (смайлы)?» все опрошенные этого возраста ответили положительно. 10-13-летние участники опроса на 93% признали необходимость эмотиконов. А вот люди в возрасте 27 лет и старше сравнительно редко применяют смайлы: лишь 29% признались в этом. (Результаты представлены на Диаграмме 1.)
Диаграмма 1.
Используете ли вы в общении символы?
2) 38% ответивших на вопрос анкеты: Диаграмма 2
«Какое значение смайлыимеютдля вас?» признали, что эти символы помогают выражать эмоции, чувства, для 44% они делают жизнь ярче. Показательно и то, что 10% опрошенных не смогли сформулировать значения смайлов, а 8% ответили за себя и за них: «Как все, так и я». (См. Диаграмму 2.)
3) Не могут, по собственному признанию, обойтись без смайлов 79% опрошенных в возрасте 10-13 лет, 80% - в возрасте 15-18 лет и только 14% респондентов 27 лет и старше.(См. Диаграмму 3.)
Диаграмма 3.
Можете ли вы обойтись без них?
Причины этого объясняют так: с ними (смайлами) интересней – 32%, жизнерадостней – 19%; без них теряется эмоциональность – 36%; используют смайлы по привычке 13%.
Диаграмма 4.
4) Один из вопросов позволил выяснить, какие смайлычаще всего используют в своих сообщениях опрошенные. Среди них оказалось возможным выделить семь наиболее частотных значков.(Диаграмма 4)
По совокупности ответов можно понять настроение современной молодежи: третья часть респондентов использует жизнерадостный смайл☺, тем самым отражая свою жизненную позицию: счастье, радость. Для грустных сообщений используют символы 20% участников опроса. Остальные передают смайлами дразнилки, поцелуйчики, ощущение влюбленности. Это и понятно: у детей и подростков богатый внутренний мир, но они не всегда могут выразить его, передать всю полноту эмоций словами.
Так же на этот вопрос были получены интересные ответы:
5) среди предложенных на выбор смайлов оказались узнаваемыми как классические, так и азиатские.
Обнаруживается закономерный факт: письменность развивается в сторону всё более точного отражения смысла, приближаясь к речи устной, и всё более точно отражая её. Какой будет письменность будущего точно нельзя сказать, но, становится очевидным, что по выразительности она будет состязаться с устной речью. Также становится очевидно, что письменность из инструмента передачи информации становится средством полноценной человеческой коммуникации. Разве это не замечательно?
Наблюдая употребление смайлов в интерактивном общении и анализируя причины их популярности в России, можно предположить, что это явление имеет своеобразные корни в русских традициях.
Направление | Что является символом? | Значение | Символичное обозначение (примеры) | Представители |
Живопись | Цветовая палитра |
| Красные, оранжевые оттенки | Каспар Давид Фридрих, Ян Давидс де Хем, Кипренский О.А. и другие |
| Зеленые оттенки | |||
| Синие оттенки | |||
| Голубые, розовые оттенки, иногда используются белые (на усмотрение художника) | |||
Предметы |
| жемчужное ожерелье | ||
| Свёрнутый и опущенный вниз веер | |||
| Вянущая веточка гиацинта | |||
| Морская раковина | |||
Литература | Словосочетания, выражения | В.Соловьев, А.Блок | ||
Психология | Цвет |
| Красный цвет | М. Люшер, И. Гете, П.В.Яньшин, К.Г.Юнг |
| Белый цвет | |||
| Черный цвет | |||
| Желтый цвет | |||
Общение | Смайл |
| :-) | Харви Болл, Скотт Фалман |
| :-( | |||
| :-| | |||
| :-* <З |
IV. ВЫВОДЫ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАЙЛОВ
Поскольку язык — развивающаяся система, со временем всё решится естественным путём и те или иные слова или сленг приживутся или канут в небытие.
Любите символы, используйте их, придумывайте новые, делайте общение разнообразнее!
ЛИТЕРАТУРА
Весенние чудеса
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Рисуем осенние листья
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Сказка "Морозко"