Музыка во все времена была особенным видом искусства. Песня – самый распространенный и популярный музыкальный жанр. В песне отражается душа народа. В радости и в грусти, в счастье и в горе человек может найти отклик своему душевному состоянию в песне. В одной популярной песне есть строки:
Нам песня строить и жить помогает,
Она как друг и зовет, и ведет.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Приведенное песенное четверостишие «родом» из другой эпохи. И чтобы это определить, не обязательно быть искусствоведом. Достаточно провести лингвистический анализ отрывка – отсутствие речевых, грамматических ошибок, как правило, будет указывать на то, что песня не относится к числу современных популярных песен. Конечно, основная масса песенных текстов современности пишется в соответствии с нормами русского литературного языка. Однако если обратиться к популярной музыке, то можно увидеть, что здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов. А ведь смысловая нагрузка в песенном жанре в равной степени падает и на слова, и на музыку. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов любимых песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в современных эстрадных песнях?
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_npk-_2014.docx | 53.72 КБ |
Муниципального бюджетное общеобразовательное
учреждение «Основная общеобразовательная
школа №5 города Лесосибирска»
Школьная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»-2014
«О чем поется в песнях»
Учебно-исследовательская работа
Автор работы:
Нелюбина Алина, Сильвияйнен Диана, ученицы 7 А класса
МБОУ «ООШ №5 г. Лесосибирска»
Руководитель:
Армаш Наталья Анатольевна, учитель русского языка
МБОУ «ООШ №5 г. Лесосибирска»
г.Лесосибирск
2013-2014 уч.год
Оглавление
языка………………………………………………………………………5-7
Введение
Музыка во все времена была особенным видом искусства. Песня – самый распространенный и популярный музыкальный жанр. В песне отражается душа народа. В радости и в грусти, в счастье и в горе человек может найти отклик своему душевному состоянию в песне. В одной популярной песне есть строки:
Нам песня строить и жить помогает,
Она как друг и зовет, и ведет.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Приведенное песенное четверостишие «родом» из другой эпохи. И чтобы это определить, не обязательно быть искусствоведом. Достаточно провести лингвистический анализ отрывка – отсутствие речевых, грамматических ошибок, как правило, будет указывать на то, что песня не относится к числу современных популярных песен. Конечно, основная масса песенных текстов современности пишется в соответствии с нормами русского литературного языка. Однако если обратиться к популярной музыке, то можно увидеть, что здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов. А ведь смысловая нагрузка в песенном жанре в равной степени падает и на слова, и на музыку. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов любимых песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в современных эстрадных песнях?
Тема нашей исследовательской работы «О чем поется в наших песнях».
Актуальность темы заключается в том, что песни сопровождают человека с момента его рождения, и то, какой будет речь человека, каким чувством родного языка будет обладать, зависит во многом и от тех песен, которые он будет слушать.
В связи с этим перед собой мы поставили основополагающий и проблемные вопросы:
Разработанность данной исследуемой проблемы в научных кругах недостаточна широка. На сегодняшний день не существует единой точки на вопрос о типах ошибок, встречающихся в текстах песен. Текстовой анализ песен учащимися нашей школы в последние годы не проводился.
Цель работы – исследование текстов современных популярных музыкальных композиций на предмет имеющихся ошибок.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
В качестве рабочей гипотезы нами выдвинута мысль о том, что современная эстрадная песня, воздействуя на подсознание молодежи, не отражает эстетической природы родного языка, снижает словесную культуру человека, Большинство слушателей из подростковой среды не вдумываются в содержание текстов песен, не замечают имеющиеся там ошибки.
Объект исследования: тексты песен, популярных в подростковой среде.
Предмет исследования: речевые и логические ошибки, встречающиеся в текстах песен.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнительный метод, метод статистической обработки материалов.
Практическая значимость работы в том, что она может использоваться на уроках русского языка. В качестве примера для исправления всякого рода ошибок часто выступают предложения из школьных сочинений. Не менее интересно и эффективно использовать примеры из текстов песен, знакомых ребятам. И они (мы) будут с большей требовательностью относиться к произведениям собственного сочинения, научатся править свои тексты.
Тексты популярных песен и нормы русского литературного языка
Мы знаем много фраз о роли песни в жизни человека: «Нам песня строить и жить помогает», «Ведь песня людям так нужна, как птице крылья для полета», «Песня не прощается с тобой!» - действительно, песня всегда с человеком – от колыбели до конца жизненного пути. Недаром, когда–то ее считали массовой культурой, а сейчас это попса, то есть популярное, незатейливое искусство для самой широкой аудитории, в первую очередь - молодежной.
Поп-музыка («современная популярная развлекательная музыка») — самая популярная музыка в России: ее слушают 39,2% граждан. Столь широкая аудитория слушателей обязывает авторов песен к серьезной работе над текстами. Конечно, сам жанр популярной песни имеет в основном развлекательные функции. Тематика песен не предполагает решения серьезных жизненных проблем. Тем не менее, это обстоятельство не снимает с поэтов-песенников ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений. Ведь те ошибки, которые нередко встречаются в текстах песен, негативно влияют на речь слушателей. Конечно, на современной российской эстраде есть много исполнителей, тексты песен которых интересны по содержанию, составлены грамотно. Авторами здесь выступают профессиональные поэты и композиторы. Однако не меньшим числом представлены те музыканты, к чьим песням можно предъявить претензии на предмет соответствия их содержания нормам современного русского литературного языка.
Обычно песня рождается в тройственном содружестве композитора, поэта и певца-исполнителя. Время от времени разгораются споры о том, что важнее в массовой песне – музыка или текст. Качество последнего, как было упомянуто, часто оставляет желать много лучшего. Покажем это на конкретных примерах.
Отрадно, что проблема, обозначенная в настоящей работе, волнует многих людей. Об этом говорит количество участников (более 1000) обсуждения вопроса о качестве песенных текстов, заданного через Интернет. Чаще других среди артистов, исполняющих малограмотные тексты, встречается дуэт «Руки вверх». Образованная часть интернет-публики не жалует данный коллектив скорее за наивность и примитив содержания, нежели за несвязность изложения. Вот фрагмент типичного их текста:
А ты простой студент, а я простой пацан.
И все завидуют нам, таким простым друзьям.
Но как-то вышло так, что стал я замечать,
Что к девушке моей ты начал приезжать.
Ты звонишь ей домой, когда меня рядом нет!
Скажи мне: «да» или «нет» — и дай мне свой ответ (песня «Студент»).
Свои тексты музыканты создают, используя весьма небогатый словарный запас и кочующие из песни в песню сюжеты, суть которых сводится к одному: девчонки любят (или не любят) мальчиков (пацанов), а мальчики — девчонок. И все действующие лица музыкальных «опусов» группы «Руки вверх» просты, веселы и беззаботны («Где найти девчонок нам, двум веселым пацанам?»). Вероятно, поп-текст пишется именно таким, чтобы танцующие не отвлекались на осмысление услышанного.
Таким образом, поэты, сочиняя свои «шедевры», программируют нас на запоминание тех лексических и синтаксических норм, которые они нам предлагают. Естественно, если все эти нормы нарушены, то слушатели, мало обращающие внимание на принципы русского языка, будут считать услышанное правильным. Наша речь итак страдает от засилья жаргонных слов, ненормативной лексики, ненужных заимствований, поэтому наличие ошибок еще и в текстах песен провоцирует на дальнейшее «загрязнение» русского языка, его оскудения, а все это влияет и на облик современного человека, и на его внутренний мир, и на его языковое чутье.
К сожалению, такие песни типичны для современной российской эстрады. Рассмотрим конкретные примеры нарушений языковых норм.
Нарушения языковых норм в современных песенных текстах
С сентября по январь этого учебного года нами были изучены тексты 35 песен: как современных, так и прошлых лет. Мы обнаружили, что в 26 из них содержатся различные виды ошибок: речевые, грамматические, логические. (см. Приложение). Часто в одной песне встречается несколько видов ошибок.
Единой классификации ошибок, встречающихся в текстах современных песен, не существует. Мы, анализируя эти отступления от языковых норм, выделили в первую очередь логические и речевые нарушения. Все существующие виды ошибок в своей работе мы не рассматривали, остановились на самых явных.
Речевые (стилистические) ошибки – это нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.
Во время исследования нами были выявлены следующие «болезни», встречающиеся чаще других:
«Сплин» - «Бог устал нас любить»
«На ресницах дождь и на душе печально,
На ресницах дождь оставишь на прощанье,
На ресницах дождь меня не пожалеешь
На ресницах дождь как раньше не согреешь…»
LadyNalan (Наталья Шаталова) – «Дождь из слёз»
«Понимай, изучай, запоминай, прощай,
Не ломай, не бросай и не меняй меня.
Не дави, не шути и не проси говорить
Я тебя, я в тебе, я так же буду…»
Таня (Татьяна Терёшина) – «Понимай»
«Нарисуй любовь. Сердце не молчи, дай мне свой пароль.
Нарисуй любовь. Вновь сойти с ума, без твоих частиц»
Mainstreamone (Антон Демянников) – «Нарисуй любовь»
Благозвучие является эстетическим свойством русской речи. Об этом свойстве Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…» А Н. Браун утверждал:
Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поет…
Современная же эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка. Тексты песен свидетельствуют о нарушении таких качеств речи, как благозвучность и чистота, богатство и выразительность.
«Я схожу с ума, мне мало-мало-мало,
Мне мало-мало-мало тебя.
Знаю я сама, мне мало-мало-мало,
Мне мало-мало-мало тебя.
Я схожу с ума, мне мало-мало-мало,
Мне мало-мало-мало тебя.
Знаю я сама, мне мало-мало-мало,
Мне мало-мало-мало тебя.»
«Серебро» - «Мне мало тебя»
«Ты узнаешь ее,
Ты узнаешь ее,
Ты узнаешь,
Ты узнаешь ее,
Ты узнаешь ее,
Ты узнаешь ее,
Ты узнаешь,
Ты узнаешь ее,
Ты узнаешь ее,
Ты узнаешь,
Ты узнаешь ее,
Ты узнаешь ее,
Ты узнаешь ее,
Ты узнаешь,
Ты узнаешь ее…»
«Корни» -"Ты узнаешь её"
«Николай, Николай, Николай,
Не смогу разлюбить...
Николай, Николай, Николай,
Коля, просто спой для души!
Николай, Николай, Николай,
Не смогу разлюбить...
Николай, Николай, Николай,
Коля, просто спой для души!»
Натали, Николай Басков- «Николай»
«Давай, давай, давай выше неба,
Давай, давай, давай выше солнца.
Давай, давай, добавь огня в пекло,
Пусть под тебя мир прогнется.
Давай, давай, давай выше неба,
Давай, давай, давай выше солнца.
Давай, давай, добавь огня в пекло,
Пусть под тебя мир прогнется.»
«Интонация» - «Давай выше неба»
В данных «произведениях» повторение слов, словосочетаний, предложений обозначает механическое удвоение, дублирование одного и того же понятия, смысла. В поэтическом же тексте лексический повтор является одним из средств выразительности. Повтор слова способствует эмоциональному воздействию на читателя. В качестве иллюстрации приведу отрывок из стихотворения-песни Б. Окуджавы:
Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман.
А прошлое ясней, ясней, ясней…
Повтор в этом тексте передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.
«Прости меня, мне время нужно.
К тебе душа не равнодушна…»
Евгения Поликарпова и Алексей Арабов – «Прости»
«Столько «Зай» в телефоне, а сколько еще в уме…»
«Если хочешь видеть ее, умей платить налом…»
«Корн»и-«Ты узнаешь её»
«Ну а подруги твердят: “Ты чё блин, оглянись”
Он не раскрученный проект, ему дорога вниз…»
ElviraT (Эльвира Тугушева) – «Он не для тебя»
Таким образом, можно сделать вывод: употребление сниженной лексики становится модным приемом современной эстрадной песни.
«Сегодня есть вариант и лучше, чем пойти в BASE.
Новый друг, светит купюрами перед фейсом…»
Гр. «Диаспора» – «Взрослая»
«Lonely, lonely, oh yes Im lonely..
Пусть все будет как решит монолог твоей души.
Lonely, lonely, oh yes Im lonely..
Ты Венера , Я Земля .
Ева, я любила тебя!»
«Винтаж» «Ева, я любила тебя»
В песнях «дискотечного характера» отразилась мода на использование иноязычных слов (лингвисты называют это явление варваризацией языка)
«Она любит пугливую речь,
Аппликацию леса в реке вертикальной.
Ее почерк машинный наскальный.
Ее брови, как сон тишины.
Она любит варенье из ласк,
Арифметику лета
И опыты крови.
И ее изумрудные брови
Колосятся под знаком Луны.»
«Корни» - «Ты узнаешь её»
«Такая нежность на зеркалах,
Где тени поз в дошкольном платье
Рисуют нежность на телах, а в глазах лето
Бесконечно ещё так нежно.»
Максим- «Нежность»
«А лето цвета неба –
Огромное и синее,
А лето цвета солнца –
Золотом расшитое.
А лето цвета ивы –
Зелёное, красивое.
А лето цвета счастья –
Почти неуловимое»
Юра Шатунов- «А лето цвета неба»
Слезы это соль, а потом вода.
Под конвоем время ведет куда?
Две любви прошли где - то стороной,
И не хочешь третьей любви такой...
Такие нарушения логических связей в песенных текстах указывают на то, что авторы больше внимания уделяют рифмовке своих текстов, чем соблюдению языковых норм.
В логико-речевом строе современной эстрадной песни обращают на себя внимание двусмысленности типа: «Не спеша, ты с кавалером быстро встала и ушла» («Нэнси»); «Я промолчу исподлобья робко…» (Земфира); «Припаду, рыдая, к цветам и ноздрями землю втяну» (О. Газманов).
Во многих текстах современных молодежных исполнителей встречаются несколько видов стилистических и речевых ошибок. Так в ниже представленном тексте «Пусть» группы «Многоточие» мы можем увидеть:
Пусть эта грусть напьется моих слез всласть.
Пусть моя свобода, как дуло в чью-то пасть,
Пусть мои слова -отравленные стрелы…
Пусть моя свобода, как дуло в чью-то пасть…
Ну и пусть мои окна ломает грусть серого дождя-
Это навсегда ,да.
В песне «Сплин» «Люся сидит дома» встречаются:
Каждый день - новый тpип
А Люся сидит дома.
Люся сидит дома.
Люся сидит дома.
В тесте «Чистый кайф» исполнителя Баста мы обнаружили:
- неоправданные анафоры и множественные повторы:
Кайф!
Ты рядом со мной, и это - самый чистый кайф!
Кайф!
Ты рядом со мной, и этот самый-самый чистый кайф!
Кайф!
Ты рядом со мной, и это - самый чистый кайф!
Ты рядом со мной, и это - самый чистый кайф! Кайф!
Ты рядом со мной, и это - самый чистый кайф! Кайф!
Ты рядом со мной, и это - самый-самый чистый кайф.
- использование вульгаризмов и жаргонизмов:
Я знаю, кому-то по сердцу любовь по средствам,
Но здесь - та любовь от которой к е**ням разорвется сердце.
Ты - мой сиамский близнец и мы на зло всем сумели спеться,
И наплевать на то, что мы пиз*** бл*!
- смешение слов разных стилей:
Встретил ее у метро, дворами домой между кирпичных домов.
Со мной что-то не то: стучит мотор, ноет нутро.
Район сошел с ума, она - не суперзведа и не фотомодель,
Но за нее на неделе эта дуэль - десятая дуэль.
В тексте Ромы Жукова «Леди» обнаруживаем неоправданный повтор и смешение слов разной стилистической окраски:
Мой взгляд упал на блики воды
И в отражение звезд и луны.
Не ожидая чуда совсем,
Я ,обомлев, тот час обалдел.
Вы так прекрасны, леди, вы так прекрасны.
И я, совсем не зная вас, люблю.
Но все напрасно, леди, все напрасно.
Останьтесь моей музой, я молю.
Воздействие современной эстрады на слушателя
«Как слово наше отзовется?» (Ф.И. Тютчев). Это выражение, ставшее крылатым, имеет глубинный смысл. Ведь слово играет важнейшую роль в формировании нашего сознания и мировоззрения.
Но задумываются ли над этим вопросом авторы современных эстрадных песен?
Рок-музыканты не скрывают своего пренебрежительного отношения к слову: они признаются, что слова в их песнях лишь для демонстрации «возможностей» голоса.
По мнению же психологов, песня – очень важный фактор, влияющий на речевое поведение: слова, даже всецело подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются там в функции своего рода категорических императивов, формирующих непосредственно в подсознании орфографические формулы и модели. Вот почему в своё время подвергались серьёзной критике выражения «курлычат журавли…», «…не на миг не остановишь…», «пусть бесется ветер жестокий…», «плачат девочки», речевые изломы «Соловьиной рощи» («роща соловьиная стоит», «славный птах») и мн.др. Всё это – ошибки, и они очень опасны тем, что вторгаются в речевое поведение подростка на волнах музыкальных ритмов, минуя логический контроль, а значит, исключая любую возможность критического анализа. Никто не поправит, не скажет: курлычут, ни на миг, бесится, плачут, а если и скажет, то встретит изумлённый взгляд: разве в песне было по-другому? Действительно, ошибка в тексте песни опасна не только потому, что тиражирована во многих тысячах экземпляров, но и потому, что вторгается в языковую картину мира человека, искажая эту картину, внося в неё деформации, которые зачастую управляют речевым поведением человека.
Экспрессивные потенциалы песни чрезвычайно велики. Сохранённая эмоциональным состоянием (музыка, ритм, кинестетические реакции, в особенности – на песни «дискотечного характера»), песня становится важным вербальным императивом, нежели всё, что пытается опровергнуть её.
Наконец, сохраняется (к счастью, далеко не у всех) отношение к тексту песни, как к эталону. Подростки, которым понятие неопровержимого авторитета вообще чуждо, повторяют песенные ошибки не потому, что «так слышал», а всё из-за того же отсутствия логического контроля: он может и не помнить, что слышал, но внедрившийся в подсознание эстрадный компонент имеет безусловную власть над ним.
Известно, что песня воздействует на подсознание человека, его эмоциональные потрясения. Когда все вокруг танцуют, смеются, всем хорошо: повышается эмоциональный тонус, вера в себя – музыкальный контекст такого состояния становится естественной психологической доминантой личности. Подросток пытается вернуться в подобное состояние – он вновь и вновь слушает эстрадные песни.
Слово всемогуще, если избран верный контекст, если оно резонирует с настроением и состоянием слушателя. Смысл высказывания, в том числе и музыкального, - не в том, что сказано, а в том, что воспринято. Текст песен, зачастую не воспринимаемый «при шуме музыки и пляски», откладывающийся в подсознании, станет учебником жизни, тропой к идеалу, к счастью, к успеху.
С целью изучения воздействия современной эстрадной песни на старшеклассника нами было проведено анкетирование учащихся 6-8 классов нашей школы.
АНКЕТА
1. Ваш пол?
2. Ваш возраст?
3. Любите ли вы музыку?
4. Какую музыку предпочитаете: отечественную или зарубежную?
5. Когда вы слушаете музыку, что для вас важно: текст или мелодия?
6. Будете ли вы слушать песню, если в ее тексте нет смысла, но мелодия вам нравится?
7. Обращаете ли вы внимание на те ошибки (грамматические, речевые и т.д.), которые допускаются в тексте?
8. Считаете ли вы, что тексты песен должны соответствовать нормам литературного языка?
9. По вашему мнению, тексты песен с различными видами ошибок влияют на речь слушателя или нет?
10. Запишите свои любимые песенные строчки.
По анкете, представленной выше, было опрошено 111 детей и подростков в возрасте от 11 до 15 лет.
Исходя из анализа проведенного анкетирования, видно, что большинство учащихся любят музыку - 110 человек (99,09 %).
Из 111 опрошенных предпочитают отечественную музыку 25 человек (22,5 %), зарубежную - 84 человека (75,6 %), и ту, и другую - 2 человека (1,8 %)
Для 41опрошенных (36,9 %) опрошенных важной составляющей является мелодия, для 26 (23,5 %) - текст, для 44 (39,6 %) - и то, и другое.
72 человека (64,8 %) ответили, что будут слушать песню, даже если в тексте нет смысла, но мелодия нравится, а 39 человек (35,2%) ответили отрицательно (т.е. нет смысла в тексте – слушать не будут).
Из 111 опрошенных 63 человека (56,7%) обращают внимание на ошибки, допускаемые в текстах песен, 38 человек (34,2%) нет, а 9 человек (8%) только иногда.
Необходимость соблюдения в текстах песен норм литературного языка отметили 41 человек (36,9 %), остальные 70 (63,1 %) считают это необязательным.
По мнению 30 человек (27,1 %) тексты с ошибками влияют на речь слушателя, а по мнению 81 (72,9 %) этого не происходит.
Из 111 человек 106 (95,4 %) записали свои любимые песни, а 5 (4,6 %) - нет
Самыми популярными были выявлены следующие композиции:
Какие строки помнят наизусть?
Слушая такие современные эстрадные песни, могут ли юноши и девушки почувствовать пленительную красоту родного языка, получить эстетическое наслаждение от звучания родной речи? Думаем , нет.
Заключение
Проведенные нами исследования позволяют сделать следующие выводы:
У Марины Цветаевой есть выражение «пробел песни». Наверное, так можно сказать о состоянии современной эстрады.
В заключение хотелось бы процитировать строки известной поэтессы М.И. Цветаевой, в которых она говорит о значимости песни в судьбе поэта, в судьбе народа: «Певучее начало России, расструенное по небольшим и недолговечным ручейкам, должно обрести единое русло, единое горло. Для того, чтобы быть народным поэтом, нужно дать целому народу через тебя петь».
Список использованной литературы
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
В поисках капитана Гранта
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Весёлые польки для детей