В рамках районной акции "Неделя добрых дел" в Кордовской школе учащимися, посещающими внеурочную деятельность "Природа глазами души" была разработана акция для 1-6 классов с целью привлечения внимания обучающихся и жителей села к охране и заботе о птицах, подкормке их в зимний период.
Вложение | Размер |
---|---|
pokormite_ptits_zimoy_aktsiya.doc | 90.5 КБ |
Экологическая акция «Помоги зимующим птицам!»
Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Чтобы как-то помочь птицам, ребята нашей школы с огромным желанием решили принять участие в экологической акции «Покормите птиц зимой!»
Цель акции: Привлечь внимание обучающихся и жителей села к охране и заботе о птицах, подкормке их в зимний период.
Задачи акции:
Подготовительная работа
Организация и проведение экологической акции «Помоги птицам!» рассчитаны на учащихся 1-6 классов. Для этого мероприятия необходима большая предварительная подготовка. Заранее в классах объявляются конкурсы на лучшую экологическую листовку и кормушку, предлагается подготовиться к «птичьей» викторине. Ребята готовят пословицы, поговорки, стихи по теме акции. Учащиеся 9 классов, обучающиеся по дополнительной программе «Природа глазами души» проводят классные часы в 1-6 классах (Приложение 1), где знакомят ребят с птицами нашего района, загадывают им загадки, делают памятки.
Оборудование и материалы.
Выставка кормушек, экологических листовок, стенгазета и плакаты: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», «Птицы – наши друзья, не забудь их подкормить!», «Помоги птицам зимой, они будут радовать тебя весной!». Мультимедийная презентация, которая сопровождает весь ход акции, разные виды корма для птиц, грамоты и призы победителям конкурсов.
Ход проведения
Ученик 1. Человек издавна уделял внимание и заботился о птицах. Так как по красоте и яркости нарядов они не уступают бабочкам, а многие ещё наделены восхитительными голосами. Покрытые блестящими пёрышками, весёлые резвые птицы считаются украшением природы. Без птиц были бы пустынны леса и степи, скрылась бы та сказочная музыка природы, которая доставляет нам столько наслаждения. Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые существуют, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом их восторга и симпатии. Птицы подарили людям идею полёта, бросив свой вызов земному тяготению за миллионы лет до того, как взмыли в воздух первые окрылённые машины. Птицы стали учителями музыки наших далёких предков. Мы любим птиц ещё и потому, что они исправно, из года в год на своих неустанных крыльях приносят долгожданную весну. Птицы – наши друзья! Они приносят большую пользу, истребляя вредных насекомых.
Ученик 2. Наступило очень тяжелое время для птиц, трудное в добывании корма. Холод птицам не страшен, а страшен голод. Он является главной причиной гибели птиц в зимнее время. За время сильных морозов, по сведениям учёных, погибает до 90 % синиц, к весне приблизительно 8 – 9 зимующих птиц погибают от голода. Поэтому птицам надо помогать, подкармливать их зимой. (Проводится игра «Аукцион слов»: Ребята называют зимующих и кочующих птиц нашего района. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово. Победитель получает приз. Зимующие птицы: ворона, сорока, голубь, воробей, ворон, дятлы, совы, поползень, клёст, кедровка, синицы, глухари, рябчики, тетерева и т. д. Кочующие из северных районов птицы: снегири, свиристели, чечётки, щеглы). Как много видов птиц остаются зимовать с нами и некоторые из них нуждаются в нашей помощи.
Ученик 3. Ребята! Вы приняли активное участие в конкурсе по изготовлению кормушек. Многие использовали для изготовления кормушек пластиковые бутылки, коробки из-под сока, некоторым ребятам помогали родители и они смастерили кормушки деревянные, практичные и долговечные. Все молодцы! А знаете ли вы, каким должно быть меню в птичьей столовой? (Сценическая миниатюра: ученица в костюме синички рассказывает, какие виды корма предпочитают разные птицы: семечки, крошки хлеба, пшено, пшеница, творог, семена лопуха, овсяные хлопья, варёный несолёный картофель, смешанный с овсяными хлопьями или отрубями, тёртую морковь. Синицы и дятлы любят несолёное свиное сало, снегири и свиристели – ягоды рябины, калины, шиповника. Подойдут и остатки продуктов с нашего стола – кусочки каши, варёные макаронные изделия, варёный картофель, кусочки фарша и даже колбасы. Нельзя кормить птиц ржаным хлебом и солёным салом, от этого они могут заболеть и погибнуть.)
Педагог:
Сейчас мы приступаем к награждению. Хотим поблагодарить всех, кто не остался равнодушным к птичьим бедам и сделал кормушку. Мы решили главные призы отдать тем ребятам, кто потрудился, кто затратил время, кто проявил фантазию, кто привлёк взрослых к изготовлению кормушки. Эти ребята - победители нашего конкурса! Награждение проводится по номинациям:
«Самая экологическая»
«Самая экономная»
«Самая лёгкая»
«Самая практичная»
«Самая красивая»
«Самая необычная»
Выступление экологической агитбригады
(с использованием экологических листовок, представленных на конкурс)
1 чтец
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей,
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
2 чтец
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц
За наших воробушков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
Тогда им легко холода пережить.
3 чтец
Каждый день, когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
4 чтец
На кормушке, сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири.
Все привыкли – не пугливы,
Хоть руками их бери.
5 чтец
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
6 чтец
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Педагог.
Ребята, вашему вниманию предлагается викторина о птицах
Затем проходит награждение победителей конкурса листовок.
Практическая часть акции
Педагог.
Ребята! Я думаю, что каждый из вас понимает необходимость помощи птицам. Ведь совсем нетрудно покормить их морозными зимними днями, а остатки продуктов, кусочки хлеба есть в каждом доме. Чтобы привлечь внимание всех жителей села к этой проблеме, юные экологи приготовили и выпустили экологические листовки, которые можно прикрепить на магазинах, на почте, на школе. Сейчас начнётся практическая часть акции, мы пойдём в Кордовский бор и повесим кормушки. Классы получат листовки, которые надо будет распространить среди жителей. В каждом классе необходимо выбрать ответственных за кормление птиц. Остатки продуктов можно будет взять в школьной столовой. Давайте будем добрее друг к другу и к нашим пернатым друзьям. Ведь наша доброта поможет спасти жизни маленьких птичек, которые будут радовать нас весной звонкими песнями.
(Выходим на улицу и развешиваем кормушки, насыпаем корм в них
Приложение 1.
Классный час
«Птицы зимой»
Классный час является одним из системы мероприятий Акции «Помоги зимующим птицам»
Цель мероприятия: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи мероприятия:
Мероприятие было построено таким образом, чтобы каждый учащийся принял активное участие. Классный час имеет практическую направленность: дети готовили сообщения, листовки, кормушки, стихи..
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
«Мне не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели
Это в моих руках».
- О каком времени года говорится в этом четверостишии?
- Кому посвящён наш классный час?
- Определите тему нашей работы. (Птицы зимой).
- Наш классный час проводится в рамках Акции «Помоги зимующим птицам».
Подготовленные учащиеся читают стихотворение Е. Благининой «Морозы», выясняется уровень его восприятия.
1ученик. Морозы жестокие в этом году...
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
- Какая погода бывает зимой? (морозная, холодная).
2 ученик. Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
- Почему беспокойно за птиц? (им холодно, они мёрзнут)
3 ученик. Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
- Как можно спасти птиц от холода? (их нужно кормить).
Как помочь птицам зимой - это проблема, которую мы должны решить.
Что мы должны изучить сегодня, чтобы правильно организовать помощь птицам?
Составим план.
1.Изучить, какие птицы зимуют в нашем селе и районе
2. Изучить, какой корм едят птицы.
3. Изучить, как можно организовать помощь птицам.
1.Беседа - Одни птицы питаются только насекомыми и гусеницами, другие - пищей растительной, но есть такие, которые едят и то, и другое: насекомых, ягоды, семена, гусениц - они всеядные (воробей, ворона, голубь,, синица).
Как вы думаете, какие птицы лучше приспособлены к жизни в природе? Почему? (Всеядные - т. к. с исчезновением одной пищи они переключаются на другую и выживают - они жизнеспособнее) многие из этих птиц остаются на зиму у нас - они зимующие.
Какие птицы остаются зимовать в нашем селе? (воробьи, голуби, сороки, вороны).
Какие птицы прилетают в город зимовать? (синицы, снегири, поползни, свиристели)
Чем питаются оставшиеся зимовать птицы?
(Отыскивают спрятавшихся на зиму в коре насекомых и их личинки, едят почки, плоды и семена растений - рябины, клёна, боярышника и др.) Достаточно ли этого корма, чтобы прокормить всех оставшихся в городе птиц? (нет).
Кто может помочь птицам с кормом? (люди).
Подведём итоги 1 части нашего плана.
- Какие птицы зимуют в нашем селе?
Каждый называет по одной птице, пока не перечислят всех зимующих в городе птиц.
Молодцы. Теперь мы знаем, какие птицы зимуют у нас.
2.Перейдём ко второй части плана. Что мы должны узнать?
(Чем питаются разные птицы? Что подойдёт для угощения птиц?)
Дети выступают с проектами о птицах. (заранее подготовлены)
Воробей. Зимой воробьи держатся стайками - так легче найти пищу. Компанейская птица. Их бодрое чириканье слышно всегда в оттепель. В холода воробьи держатся ближе к жилью человека - там легче добыть пищу.
(Презентацией Тихвинской Киры).
- Какое угощение можно приготовить воробьям, голубям?
Синица. Синица очень подвижна, стремительно перемещается в ветках, быстро осматривает их в поисках пищи. Ей при такой подвижности нужно много пищи. Синица всеядна, кроме насекомых, она ест семена, мясо, сало, рыбу. Интересно наблюдать, как синица, найдя твёрдую пищу, быстро взлетает на ветку и, зажав семечко или что - то другое между пальцами цепких ног, быстрыми и точными ударами крепкого острого клюва скоро раздалбливает скорлупу или оболочку семени. Пёстрый наряд синички помогает ей затеряться среди солнечных бликов в ветвях. Песня у неё звонкая - «Тинь -тинь!» Синица очень сообразительна: легко разрывает полиэтилен, в котором вывешивают или выставляют на балкон рыбу, мясо, сало; она легко открывает бутылки с молоком и сливками, ест масло.
Поползень. У него большие пальцы на ногах с длинными цепкими когтями, которыми он держится за кору. Длинный и острый клюв помогает ему вытаскивать из отверстий и щелей в коре корм. Не случайно расцветка птицы: светлая, окраска спины сливается с корой осины, тополя и других деревьев, и птица малозаметна. Попробуем догадаться, почему эту птицу назвали поползень? (Она передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре, но делает это быстро).
Снегирь. Снегирь в основном питается ягодами и семенами растений. Мёрзлые ягоды хорошо поддаются мощному, хоть и короткому, клюву. Стайка снегирей очень красиво смотрится на ветках.
Свиристель. - Как вы думаете, стоит ли рвать рябину, мелкие яблочки, чтобы накормить снегирей, свиристелей? (нет, птицы сами поедят их на деревьях, не надо ломать ветки рябин, яблонь, черёмух, но можно положить засушенные летом ягоды с дачи)
Итак, многие зимующие птицы едят разную пищу - это помогает им пережить холода. Пища зимующих птиц - насекомые, черви, почки, семена, ягоды, не стоит давать свежий хлеб. В сильные холода птицы жмутся к человеческому жилью, где легче найти пищу. Лапы, клюв и окраска птиц хорошо приспособлены к добыванию пищи.
Задания
«Головка у этой птички в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко - жёлтая, будто в жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой в бескормицу ест всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несолёного сала». (Синица).
«Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает». (Воробей)
«Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут» (Снегирь).
«Бела как снег,
Черна как уголь,
Вертится, поёт,
Шум создаёт». (Сорока)
Положил я в птичью кормушку ветку сушёной рябины, крошки хлеба, пшена, подвесил небольшой кусочек сала и стал наблюдать.
Сначала шумной стайкой прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали, и клевали крошки хлеба и пшено. Это были (воробьи).
За ними прилетели птички с жёлтыми грудками и чёрными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно качались на шпагате, на котором висели кусочки сала. Это были (синички).
Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда к ней подлетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и голова у них были черно-синими, и на крыльях белые полоски. После их посещения на ветках ничего не осталось. Это были (снегири).
А после всех к кормушке прилетели две бело - чёрные птицы, которые своими круглыми любопытными глазами разглядывали, что осталось после гостей? Это были (сороки).
- Молодцы. А теперь составим Памятку «Помоги зимующим птицам».
Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам не замёрзнуть?
Памятка.
5.Рефлексия. Дети поочередно читают стихи Михаила Глазкова «Поделитесь с птицами едой...».
1-Й ученик.
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
2-й ученик.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
3-й ученик.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
4-й ученик.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить-то интересней,
До ста лет все будешь молодой.
Поделитесь с птицами едой!
ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ.
Классный час «Птицы зимой» является одним из мероприятий Акции «Помоги зимующим птицам». Целью было привлечь внимание к проблемам зимующих птиц, обобщить представления о птицах, зимующих в нашем селе (часто встречающихся, наиболее распространённых), организовать помощь птицам, в процессе беседы, объяснить детям, чем надо кормить птиц. Думаю, проведённое мероприятие способствовало формированию желания учащихся принять участие в Акции, оказать посильную помощь, сохранить жизнь птицам.
Как нарисовать небо акварелью
Как нарисовать лимон акварелью
Рисуем белые грибы пастелью
Сочные помидорки
Рисуем тыкву