1. Что означает словоколыбель.
2. Что такое колыбельная песня?
3. Какова цель колыбельных песен.
4.Польза колыбельных песен для ребёнка.
5. Колыбельная как жанр.
6. Важная роль колыбельных песен в формировании личности.
Вложение | Размер |
---|---|
kolybelnaya.doc | 91 КБ |
issledovatelskaya_rabota.pptx | 1.17 МБ |
Содержание
Стр.
2.5.Колыбельная как жанр.
3.3. Сравнительный анализ авторских колыбельных:
а) «Мама-первое слово», «Колыбельная Медведицы»
б) М.Цветаева «Спи, принцесса», М.Лермонтов «Спи младенец»
в) П.Чайковский «Спи, дитя моё, усни», Моцарт «Спи, моя радость, усни».
Хлеб насущный и колыбель стоят рядом.
Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу.
Колыбельная песня – это песня, которую поет мама своему малышу, чтобы успокоить его и помочь быстрейшему засыпанию. Хотя малыш еще и не понимает слов, которые напевает ему мама, но мелодичность и звучание маминого голоса успокаивают, и ребенок спокойно засыпает. Исследователи говорят, что дети слышат мамин голос еще во внутриутробном состоянии, а воспоминание о ласковом мамином голосе сохраняется и после рождения. Поэтому колыбельные песни так успокаивающе влияют на младенца, если мама напевает, сидя у колыбели.
Что означает слово колыбель.
Слово колыбель произошло от глагола "колебать" (качать).
Когда ребенок рождается, его психика сильно отличается от психики взрослого человека. Ребенок не может, закрыв глаза, воссоздать внутри себя образ окружающего его мира – комнату, в которой он находится, свою маму, в которой так нуждается. Он уверен в существовании всего этого только тогда, когда видит. Именно поэтому засыпание для ребенка очень тревожно, ведь для него во сне исчезает весь мир.
Поэтому в культуре всех народов принято укачивать ребенка в момент засыпания на руках или в люльке и петь песню – колыбельную. Мать словно сопровождает ребенка в сон, помогает преодолеть страх. Малыш, закрывая глаза, не видит ее, но продолжает слышать ее ласковый голос. Мать словно говорит: «Все хорошо, я с тобой, засыпай, а когда ты проснешься, я снова буду рядом. Я люблю тебя!» И дитя спокойно засыпает.
Отличительным и главным признаком колыбельной песенки является её цель — добрый и спокойный сон человека.
Одна из самых важных задач колыбельной песни - это установление особых эмоциональных отношений между мамой и малышом.
Мама, убаюкивая ребенка, оставляет далеко от его колыбели все тревоги и волнения, полностью обращена к нему, передает ему свои тепло и нежность. Малыш воспринимает её интонации, тембр её голоса, такой родной и любимый, который дает ему чувство тепла и защищенности. Колыбельные песни всех народов мира имеют схожие черты: медленный темп и характерные интонации. Но в песне каждого народа много своих "секретов": они отражают стиль поведения своего народа, по которой ребенок в первый раз знакомится с миром. Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша. Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее. На Востоке, о плохом человеке говорят: "Ему мать не пела колыбельных песен"
Колыбельные песни не только доносят до младенца важную информацию, но и являются лечебным средством, для здоровья ребенка на всю оставшуюся жизнь. Специалисты утверждают: дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны в жизни и подвержены психическим расстройствам. Исследователи говорят, что дети, которым мамы напевали колыбельные песни, растут спокойными и уверенными в себе. К тому же, болеют такие дети реже.
Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми. От того, какие песни пела ребенку мать, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости.
Колыбельная обычно поется ребенку лежащему в кроватке. Но дитя может располагаться и на руках матери, чаще на левой (со стороны сердца), правой рукой мама обычно обнимает ребенка, придерживает его. Прижатый к левой стороне груди, малыш улавливает стук сердца матери. Этот звук для ребенка не только знакомый, но и самый родной. Находясь в утробе матери, первое, что он услышал, - это стук ее сердца.
Для детей постарше колыбельная помогает успокоится после дня, который бывает и трудным и утомительным. Малыш часто переполнен впечатлениями и эмоциями, ему тяжело бывает просто перейти в спокойное состояние отдыха. Медики утверждают, что колыбельные способны служить профилактикой двигательных и речевых расстройств, а, кроме того, они благотворно влияют на детей впечатлительных, нервных, или же переживших душевную травму.
Если раньше, мамы укладывали спать свою кроху и пели им колыбельные песни, то в современном мире колыбельная песня все чаще отходит на второй план – ее заменяет, либо тихая музыка, либо звук с телевизора. Все чаще родители не укачивают малыша, а просто кладут в кроватку и оставляют его, чтобы он сам засыпал. Но, если ребенок слишком активный и не хочет засыпать самостоятельно, постоянно плачет, то лучше укладывать малыша спать с колыбельной.
Колыбельные песни - это часть детства. И, при том – одна из самых важных. К сожалению, в наши дни некоторые об этом забывают и обходятся без колыбельных песен, возможно считая их архаичным пережитком.
Колыбельная песня близка старинным народным заговорам, поскольку имеет особый тип исполнения, магические элементы. Многие колыбельные песни сохранили языческие таинственные образы - Дремы, Буки, кота, серого волка. Эта песня звучит часто как некий заговор, заклинание, целью которого является защитить малыша от всего плохого, дать силы, подлечить ребенка, если он болен, помочь ему убрести уверенность в своих силах.
Некоторым мамам не хватает времени, некоторые мамы не знают колыбельных песен, а некоторые считают, что современные ритмы жизни вытесняют их из обихода, поэтому они не нужны ребенку.
Но современные дети также требуют бережного отношения, ласки и любви, как во все времена. Искусством воспитания малыша в совершенстве владели наши прабабушки. Оно не утрачено, потому что нашло отражение в фольклоре для маленьких, русском поэтическом слове.
Впервые соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, дитя начинает приобщаться к миру прекрасного, реагируя всем своим существом на ласку, любовь, доброту и нежность матери. Можно сказать, что поэтический фольклор для маленьких - неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка.
Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение. Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Колыбельные песни несут свет и добро, в народной педагогике они рассматриваются как обереги. Колыбельные материнские песни имеются у всех народов. Значит, их возникновение не является случайностью, а выступает как необходимость.
В колыбельных песнях отражаются не только любовь к ребенку, но и состояние общества того периода, когда она возникла. Например, колыбельные языческого периода несут в себе обращения к Заре - зарянице, Солнцу и Луне, к силам природы с просьбой о защите ребенка.
В колыбельных песнях выразилось стремление матери повернуть к ребенку только светлую сторону жизни. Смотря в будущее, мать ожидала благополучия для своего ребенка, желала ему «золоты кольца носить, кованные серебром сапожки, порчову шубу» Но, главное, научить ребенка трудиться:
Будем рано разбужать,
На работу посылать,
На работу на току
Да на веселую страду...
В песнях как бы закладывается будущее ребенка. Мать верила, что колыбельная песня, ее материнская мольба принесет ребенку счастье.
Иногда неугомонного малыша мама готова и припугнуть "волком", "букой". Однако все эти "уговоры" носят ласковый, незлобивый характер и сменяются обещаниями пряника и калачей. Целительный сон, представляется, как живое существо: Ходит Сон по лавочке в красненкой рубашечке. Сон и Дрема призываются к ребенку. Они бродят вокруг дома, ходят по избам, ищут дорогу, но когда найдут, опускаются в колыбель малютки, и дитя засыпает.
Колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается. Колыбельная помогает малышу быстрее научится разговаривать, и воспринимать речь, которую он слышит.
Плавное, медленное звучание часто повторяемых слов, отпечатывается в подсознании, и всплывают позже, облегчая первые навыки речи. Дети, которым поют колыбельные песни, раньше начинают произносить звуки, гулить, у них быстрее развивается речь, правильное произношение звуков. Колыбельные помогают развивать мышление ребёнка. Дети, которые имели удовольствие наслаждаться маминым пением, более спокойны и уравновешенны, а уровень интеллектуального развития у них выше, чем у сверстников, которым не пели колыбельных.
Второе значение колыбельной состоит для ребенка в получаемой им из песни информации. Бессмысленных колыбельных не бывает. Так что эти песни являются, по сути, кодом, призванным донести до младенца необходимый объем знаний. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания собственного "Я" колыбельная песня знакомит ребенка с окружающим миром. При помощи музыки, ритма колыбельной дети познают глубину, тонкость, сердечность отношения человека к человеку. Нежность, ласковость, сердечность, задушевность - именно эти чувства пробуждаются мелодией которая, открывает самое дорогое, что есть в человеке,- любовь к людям, готовность творить и утверждать красоту.
Колыбельная - это удивительный дар прошлого. Колыбельная песня первой встречает ребенка в этом мире. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка. Древние не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Ребенок еще не родился, но уже живет.
Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед. У всех колыбельных стихов есть сходство: все сложные предложения разделены на простые, есть повтор одних и тех же слов. Немецкие учёные выяснили, что запись народных колыбельных песен имеют успокаивающий и лечебный эффект, гораздо более сильный, чем авторские колыбельные.
Поэтому, в первые годы жизни ребёнка ему лучше всего петь фольклорные песни. У всех народов мира колыбельные не требуют каких-то музыкальных инструментов для исполнения, вполне достаточно голоса.
Текст колыбельной может быть любым, главное – это простая, монотонная мелодия. Бывает, что мамы не поют своему ребенку сами, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятся повредить музыкальному слуху ребенка. А между тем именно пение мамы целительно для малыша. Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать любовные интонации.
В жанре колыбельной песенки присутствуют элементы заговора-оберега. Колыбельные песенки со временем потеряли магические элементы, осталось лишь значение доброго пожелания на будущее.
Колыбельные песни относятся к древнейшим жанрам фольклора, они сохраняют традиционные народные напевы (в русских песнях это “баю-баюшки-баю”).
Часто герои народных колыбельных схожи с героями сказок. Ими могут быть птицы и животные:
Гули: Ай, люли, люленьки, Прилетели гуленьки.Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать, Стал мой Юра засыпать.
Зайка: Баю, баюшки! В лесу - заюшки,
Да горностаюшки.
Кот: Пошел котик на торжок, Купил себе пирожок.
Идет кот по лавочке, Ведет киску за лапочку.
Ходят вместе они,- А ты, маленький, усни!
Эти песни небольшие по объему, в них есть народная припевка - баю-бай, они несложные по тексту. По сути, это - русские народные песни.
Многочисленные и разнообразные тексты русских народных колыбельных песен можно объединить в несколько групп. Есть колыбельные, в которых говорится об исключительности самого ребенка. Какой бы ни был малыш по счету в семье, он единственный и неповторимый, и это подчеркивается в песне, чаще всего через описание люльки, которую готовит для ребенка мать:
Зыбочка дубовая, Огибочка шелковая.
На высоком столбу, На точеном брусу,
На серебряном крюку. Ремни бархатные,
Колечки витые, Пробойцы золотые.
Под холщовым положком Сон Алешеньку нашел.
Также в народных колыбельных песнях много пожеланий счастливой богатой жизни, но не лишенной при этом работы и необходимости помогать другим людям:
Бай, побаюшки,
Спи-тко теплая сугрева,
Отцу матери замена;
Вырастешь большой –
Будешь хороший и баской.
Во многих колыбельных описывается жизнь, в которой все занимаются своим делом – мужчины, женщины, старики и дети:
Зыбаю я зыбаю
Отец ушел за рыбою,
Мать пошла пеленки мыть,
Бабушка коров доить,
Дедушка дрова рубить,
Чтобы баньку истопить,
Много рыбки наварить
И Ванюшку накормить.
Народные колыбельные песни впервые знакомят ребенка с понятием границ родного дома и опасностями, которые могут подстерегать его в окружающем мире: Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Схватит Колю за бочок,
Схватит Колю за бочок
Да потащит во лесок.
Может показаться, что некоторые народные колыбельные песни запугивают малыша. Мудрость народа в том и состоит, что – это не запугивание, а предостережение, и всегда подчеркнутое любовью и готовностью защитить ребенка:
Баю бай, баю бай,
К нам приехал Мамай,
К нам приехал Мамай,
Просит: Леночку – отдай.
Впервые из колыбельных малыш узнает и о православной вере своего народа. Он вырастет, и эта вера станет его, а пока он слышит от родной матери:
Спи-тко, крошечка моя,
Спи-тко маленькая.
Люлю, люлю Умоленное мое,
Упрошенное мое.
Бог мне тебя дал,
Да Богородица дала,
Богородица дала, Мне пожаловала
Колыбельные есть не только народные, но и авторские, которые придумал писатель, композитор. Они появились гораздо позже народных. Учёные насчитали более 500 авторских колыбельных стихов, авторами которых являются выдающиеся русские поэты. Свои колыбельные стихи есть у Жуковского, Лермонтова, Плещеева, Цветаевой, Брюсова, Блока, Майкова, Бродского и многих-многих других. Много хороших колыбельных и у знаменитых детских поэтов: Хармса, Маршака, Токмаковой. Авторская колыбельная – это непрерывный жанр в истории русской литературы.
Литературные колыбельные – неотделимы от таланта и взгляда на ми их авторов. Когда колыбельные пишутся детям, то это есть, по сути, - хорошие детские стихи. Таких стихов немало. Особенность и характер автора видны в этих произведениях. Например, шуточная колыбельная Саши Чёрного:
Толстый серый слон-слон
Видел страшный сон-сон,
Как мышонок у реки
Разорвал его в клочки:
А девочкам, дин-дон,
Пусть приснится сон-сон,
Полный красненьких цветов
И зелененьких жучков.
Такие стихи, вовсе не пугают детей, а смешат, но истоки колыбельных «страшилок», всё же, народные, вот например, английская, в переводе С. Маршака:
Баю-баю, детки
На еловой ветке.
Тронет ветер нашу ель –
Закачает колыбель,
А подует во весь дух –
Колыбель на землю бух.
Авторские колыбельные стихи очень часто происходят от фольклора, воссоздавая и преумножая сказочные, игровые моменты жизни ребёнка. Это видно в стихах поэтессы Елены Благининой:
У кота-воркота
Шерстка – бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш коток-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется…
Все колыбельные песни похожи тем, что в них чувствуется любовь родителей к детям. Они добрые, нежные. Мелодия в них слегка грустная, медленная, убаюкивающая.
Иногда в авторских колыбельных домашнее тепло и тишина в песнях нередко противопоставлены внешнему миру, в котором не все и не всегда благополучно. В стихах часто прогнозируют будущее ребёнка всерьёз, как у Лермонтова:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Из текста песни мы можем понять, что колыбельные песни есть у всех народов. И русская, и грузинская мать одинаково заботятся о своих детях. Мать, как бы предупреждает сына, что взрослая жизнь не проста и опасна. Сынок вырастет сильным и смелым воином, защитником, настоящим мужчиной. Мать будет гордиться им, но и тревожиться о нём. А пока он ещё мал, он находится под охраной взрослых и может быть спокойным и беззаботным.
Музыка авторских колыбельных написана самыми известными, великими композиторами. П.И.Чайковский написал музыку колыбельной песни на слова известного поэта А.Майкова «Спи, дитя моё, усни», Моцарт стал автором колыбельной, которая популярна и в наши дни «Спи, моя радость, усни». Эта колыбельная звучит очень современно, не смотря на то, что музыка написана Моцартом более 500 лет назад. В тексте мы видим, как мама убеждает ребёнка, что нужно уснуть, ведь ночь – это время тишины и покоя. Везде гаснут огни, и наступает пора отдыха. Мама очень ласково обращается к своему дитя – «моя радость». Обе колыбельные даже называются почти одинаково и звучат как ласковое обращение к ребёнку.
Как мы видим, народные и авторские колыбельные – это единое целое, но главное отличие в том, что авторские колыбельные объёмнее, богаче и фантастичнее по тексту, рассказывают о более современных событиях.
Репертуар колыбельных песен разнообразен — это самые различные народные песни, а также вокальные или инструментальные лирические миниатюры, эпизоды в опере, балете. И даже у каждой современной звезды эстрады, бардов, найдётся в репертуаре колыбельная. Есть колыбельные у Высоцкого, Розенбаума, группы «Ногу свело», у Татьяны Булановой, Анжелики Варум.
Колыбельная песня никогда не стареет, воспринимается и взрослыми и детьми всегда по-доброму.
Педагогическая ценность колыбельных песен не утратилась в веках. Они так же значимы и благодатны для современного ребенка, как и много веков назад.
Применение
В детстве мама тоже пела мне колыбельную песню, которую ей пела её мама, моя бабушка. Когда я вырасту, то спою эту песенку своим детям.
Котя, котенька, коток, Котя – серенький хвосток.
Приди, Котя, ночевать, нашу детоньку качать.
Уж как я тебе, коту за работу заплачу – Дам кусок пирога, да кувшин молока. Ты уж ешь, не кроши, больше, Котя, не проси.
Колыбельные песни играют важную роль в формировании личности ребёнка в ранний период его развития, влияют на его физическое умственное и духовное развитие.
Как вечна материнская любовь к ребёнку, также вечна и колыбельная песня, которую она поёт в момент проявления своей любви. Благодаря этой несложной песне осуществляется духовная связь ребёнка с миром. И мать является проводником ребёнка в этот большой мир.
Современный мир переполнен информацией, негативными явлениями, он быстротечен и продолжает ускоряться. Наблюдается всё более раннее умственное и физическое развитие детей, усложняются программы воспитания дошкольников и учащихся школ, появляются новые современные технологии.
С самого раннего возраста ребёнок должен не отстать от внешнего мира, найти своё место в нём. Именно сегодня в наше непростое время, как никогда, важно здоровое психическое и эмоциональное развитие детей. Колыбельная мамы – одно из лучших средств эмоционального успокоения и защиты от внешних влияний, подготовка ребёнка к будущему.
Колыбельная – божий дар, помогающий ребёнку войти в новый мир с любовью.
Христианская истина гласит: «Вначале было слово…». По отношению к новорожденному можно сказать: «Вначале была колыбельная песня, спетая младенцу любящим материнским сердцем».
Колыбельная песня, это то первое слово, в котором выражена вся глубина материнской любви и духовной нежности.
Слово колыбельной песни - это единственное изреченное слово, которое в полной мере соединяет в себе дух образа и душу любви.
Литература
Слайд 1
Исследовательская работа. Тема: Колыбельные песни в жизни человека.Слайд 2
Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу. Слово колыбель произошло от глагола "колебать" (качать). Что означает слово колыбель?
Слайд 3
Что такое колыбельная песня? Колыбельная песня – это песня, которую поет мама своему малышу, чтобы успокоить его и помочь быстрейшему засыпанию. Исследователи говорят, что дети слышат мамин голос еще до рождения. Поэтому колыбельные песни так успокаивающе влияют на младенца.
Слайд 4
Какова цель колыбельных песен? Отличительным и главным признаком колыбельной песенки является её цель — добрый и спокойный сон человека . Мама, убаюкивая ребенка, оставляет далеко от его колыбели все тревоги и волнения, полностью обращена к нему, передает ему свои тепло и нежность.
Слайд 5
Польза колыбельных песен для ребёнка. Колыбельные песни не только доносят до младенца важную информацию, но и являются лечебным средством, для здоровья ребенка на всю оставшуюся жизнь . Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.
Слайд 6
В колыбельных песнях выразилось стремление матери повернуть к ребенку только светлую сторону жизни. Но , главное, научить ребенка трудиться : Будем рано разбужать , На работу посылать, На работу на току Да на веселую страду...
Слайд 7
Влияние колыбельных песен на развитие детей. Колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка . Колыбельная помогает малышу быстрее научится разговаривать, и воспринимать речь, которую он слышит.
Слайд 8
Колыбельная как жанр. Колыбельные песни относятся к древнейшим жанрам фольклора, они сохраняют традиционные народные напевы (в русских песнях это “баю-баюшки-баю ”). Зыбочка дубовая, Огибочка шелковая. На высоком столбу, На точеном брусу, На серебряном крюку. Ремни бархатные, Колечки витые, Пробойцы золотые. Под холщовым положком Сон Алешеньку нашел.
Слайд 9
Авторские колыбельные. Колыбельные есть не только народные, но и авторские, которые придумал писатель, композитор . Они появились гораздо позже народных. Учёные насчитали более 500 авторских колыбельных стихов.
Слайд 10
Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. По камням струится Терек, Плещет мутный вал; Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал; Но отец твой старый воин, Закален в бою: Спи, малютка, будь спокоен, Баюшки-баю . Лермонтов М.Ю.
Слайд 11
Заключение. Колыбельные песни играют важную роль в формировании личности ребёнка в ранний период его развития, влияют на его физическое умственное и духовное развитие.
Зимний дуб
Большое - маленькое
Снеговик
Финист - Ясный сокол
Фотографии кратера Королёва на Марсе