Краеведческий материал о воинах-земляках, которые принимали участие в боевых действиях на Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.
Вложение | Размер |
---|---|
na_konferentsiyu_rada.doc | 278 КБ |
МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино»
Межрайонная научно-практическая конференция
Секция «Баргузин: события, люди, факты»
Тема: «Мои земляки-воины, участники боевых действий в локальных
вооруженных конфликтах».
Выполнила: Бадмаева Раджана
ученица 10 класса
Руководитель: Тыхеева С.Н, учитель
бурятского языка и литературы
2015г
Оглавление.
§1. Чеченская кампания. Историческая справка.
§2. Мои земляки-воины, участники боевых действий в локальных
вооруженных конфликтах.
§3. Отношение современных подростков к участникам боевых действий в Чечне.
Введение.
Казалось бы, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошла почти эпоха. Старые раны постепенно излечиваются временем. Для современной молодежи великая Победа постепенно уходит в прошлое, растворяясь в нем, становясь всего лишь частью истории. Они больше не слышат взрывов гранат, грохот канонады.
Неожиданно в середине 90-хх годов разворачивается Чеченская кампания.
Любому россиянину сегодня хорошо известна Чеченская республика, и Северный Кавказ в целом. Почему? Да потому, что это регион с богатой культурой, нефтяными запасами, ярким менталитетом. Но, для большинства первая ассоциация – война. Последние 15-17 лет на Кавказе не смолкают выстрелы, один за другим гремят взрывы, уносит людские жизни война. Казалось бы, эта война уже проходит, забывается, но это не так. Несколько поколений прошли через горнила Чеченских кампаний, многие уже не удивляются, видя седых, часто искалеченных, молодых парней в военной форме с удостоверением участника боевых действий.
Актуальность:
Одной из самых актуальных и социально-значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является понимание и живое ощущение той страшной Чеченской войны и понимание того, что значила эта победа для нашего государства. Это понимание рождается только знанием. Вот почему все более важное место на уроках должно занимать ознакомление с фактами Чеченского конфликта – через дневники, письма, воспоминания тех, кто стоял на защите Родины.
Но понять эти чувства молодых бойцов нельзя, если не знаешь, через что они прошли. Им было всего 19-20 лет. А некоторые служили всего лишь 2-3 месяца. Что переживали солдаты во время боя и что они видели на освобожденных землях? Многие могут назвать Чеченскую кампанию бездарной, негуманной, неправильной, проигранной, но солдаты, что прошли все круги ада, свой долг выполнили. Вот почему мы должны знать и помнить наших солдат, воинов-земляков, которые достойно выполнили свой долг перед Родиной.
Проблема: Школьники владеют достаточной информацией о Великой Отечественной войне, но мало знают о боевых действиях на Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.
Цель работы: раскрыть вклад воинов –земляков, участников боевых действий в локальных вооруженных конфликтах.
Задачи:
Были использованы следующие методы и приемы:
- диалоги; элементы дискуссий
- частично-поисковый метод, проблемные ситуации;
- беседы;
Формы работы;
Ожидаемый результат: данная работа направлена на формирование у школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Отличительная особенность данной работы состоит в её практической значимости:
-в создании системы формирования краеведческой культуры у школьников через вовлечение школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
- в воспитании чувства патриотизма у молодого поколения;
-в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности школьников;
§1. Чеченская кампания. Историческая справка.
Первая Чеченская война (Чеченский конфликт 1994—1996 годов, Первая чеченская кампания, Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике) — боевые действия между правительственными войсками России (ВС и МВД) и непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия в Чечне и некоторых населённых пунктах соседних регионов российского Северного Кавказа с целью взятия под контроль территории Чечни, на которой в 1991 году была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия. Вторая Чеченская кампания - Контртеррористическая операция 1999 – 2009)
Первая Чеченская война, унесла жизни 5042 военнослужащих, 10—15 тыс. боевиков, 9 – 14 тыс. мирного населения. В этой войне принимали участие и наши воины из Бурятии. В первой Чеченской кампании погибло 179 военнослужащих из Бурятии. У нас в республике Бурятия для поддержки всех осиротевших родителей ветеранами локальных конфликтов создан «Республиканский Союз ветеранов локальных конфликтов», председателем которого является Зоригто Намсараев. Они оказывают посильную помощь в виде материальной и социальной поддержки.
§2. Мои земляки-воины, участники боевых действий в локальных
вооруженных конфликтах.
Война… Долгой и нелегкой была дорога к дому, к миру. Участники Чеченской войны прошли свой путь, как и полагается настоящим мужчинам, прошли настоящую, боевую школу мужества. Всего воинов-выпускников Хилганайской средней общеобразовательной школы, принимавших участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского Региона Российской Федерации: 15 человек (все из многодетных семей). Все они вернулись домой, но судьба некоторых из них сложилась трагична. И конечно же, в истории нашего села, они будут жить всегда.
В нашей школе имеется «Хранитель памяти» - это школьный краеведческий уголок. Здесь можно узнать о событиях прошлых лет, о подвигах людей, которыми они прославились и многое другое. И мы, как молодое поколение с неподдельным интересом изучаем подвиги наших солдат и события тех страшных дней, которые они провели в Чечне.
В боевых действиях на территории Российской Федерации, при выполнении задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Р.Ф., приняли участие 176 человек, которые были призваны Военным комиссариатом Баргузинского района.
В ходе своей исследовательской работы, я заинтересовалась непосредственно участниками локальных войн, которые вернулись из Чечни:
Это Эрхитуев Эдуард Дашинимаевич (1974-2001гг), Раднаев Алексей Владимирович 1976г.р, Ринчинов Саян Викторович (1977-2010гг), Урбагаров Базар Мунхоевич - 1981г.р, Пиртанов Гарма Эрдыниевич, 1981 г.р, Раднаев Евгений Далаевич (1980-2000), Урбагаров Баир Батожаргалович -1981 г.р, Очиров Владислав Владимирович - 1980г.р., Раднаев Руслан Цыренович -1984г.р., Эрдыниев Эрдэм Раднаевич - 1984 г.р, Гармаев Баир Цыренович (1984-2007), Нимаев Вячеслав Сергеевич 1982г.р., Понхониев Заято Баяртуевич -1983г.р., Занаев Виталий Леонидович (1985-2010гг), Самбуев Владислав Аюшеевич - 1985 г.р.
Трое земляков принимали участие в Первой Чеченской войне (1994-1996 годы): Эрхитуев Э.Д, Раднаев А.В, Ринчинов С.Ц.
Все остальные выпускники принимали участие во второй Чеченской кампании (1999-2009гг).
К сожаленью, судьба 5 выпускников трагична. Они погибли после возвращения из армии трагически.
За мужество и отвагу, и обеспечение общественной безопасности при проведении контртеррористических операций на территории СКР РФ воины-выпускники нашей школы, награждены медалями, нагрудными знаками, благодарственными письмами. Имеют удостоверения «Участник боевых действий».
§3. Отношение современных подростков к участникам боевых действий в Чечне.
Каково же отношение к войне современных подростков? Помнят ли они о тех, кто отдал свою жизнь за Родину? По-прежнему ли тема войны актуальна?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, я провела анализ исторического сознания наших старшеклассников, по поводу их знаний о военных событиях и отношения к участникам Чеченской войны. Этот анализ позволил мне ответить на вопрос, существует ли разрыв в интерпретации событий Чеченской войны в историческом сознании старшеклассников.
В анкетировании приняли участие ученики 10-11-х классов. Ученикам были предложены следующие вопросы анкеты:
1. Интересуют ли Вас события Чеченской войны ?
2. Из каких источников Вы больше всего узнали о войне?
3. Как вы считаете, стоит ли увековечить память о войне и её участниках?
4. Знаете ли Вы воинов-земляков, участников боевых действий в Чечне?
5. Какие чувства у Вас вызывает это событие в истории нашей страны и почему?
На эти пять вопросов ответили 25 учащихся.
Интересуют ли Вас события Чеченской войны?
В целом 70% учащихся интересуются событиями Чеченской войны.25%- немного интересуются, а 5% учащихся не интересуются.
Самый распространённый источник знаний о войне – художественные фильмы и информационные телепередачи – 55%. Это и не мудрено – сейчас школьники мало читают книги, телевизор и Интернет заменили нам учебную литературу. На втором месте – уроки истории – 25%; на третьем месте – встречи с ветеранами боевых действий - 10% . Из книг сведения о войне получают всего лишь 10% учащихся.
На вопрос, стоит ли увековечить память о войне и ее участниках, практически все школьники безоговорочно высказались «за».
Это закономерно, не только страна, но и молодое поколение должно знать и чтить своих героев, несмотря на то, сколько времени прошло с момента окончания войны. Радует то, что все учащиеся старших классов знают жителей нашего села, исполнявших свой долг в Чеченской республике.
На последний вопрос о чувствах, вызываемых событиями в Чечне, 73% опрошенных назвали чувство гордости, чувство уважения – 17%, сострадания – 6%, жалости – 4% в том, что пришлось перенести такие трудности.
Подводя итог анкетирования учеников старших классов, хотелось бы отметить хорошую осведомлённость обучающихся: уровень знания фактов, событий, персоналий и культуры военного времени довольно высок. Многие умеют высказывать свою точку зрения по вопросам военной истории, что не может ни радовать.
Изучив все биографические данные, материалы из школьного музея я выяснила, что на сегодняшний день самому старшему участнику боевых действий в Чечне уже сорок, младшему – исполнилось 25 лет. Все наши воины –земляки достойно выполнили долг перед Родиной. Эта война оставила незаживающие раны не только в душе у наших земляков, но и в десятках тысяч других сердец, молодых и старых.
Таким образом, исследования по теме позволили мне сделать вывод: изучение истории страны, показ достоинств людей, на примерах её граждан является средством воспитания чувства патриотизма. История нашей страны богатая, насыщенная, увлекает интересными фактами. Время идет, история продолжается, и хотелось бы пожелать, чтобы молодое поколение знало своих героев, чтобы мы гордились своими земляками и уверенно смотрели в будущее.
1. Книга Памяти: Республика Бурятия.– У-Удэ:,2007г.;
ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
1. Материалы из «Школьного краеведческого уголка им.Э-Д.Ринчино»;
2. Материалы из Военного комиссариата Баргузинского района;
3. Интервью с инспектором ВУС СП «Хилганайское» Балдановой Л.Л;
4. Материалы анкетирования учащихся МБОУ «Хилганайская СОШ».
Музыка космоса
Муравьиная кухня
Самодельный телефон
Агния Барто. Сережа учит уроки
Как нарисовать осеннее дерево акварелью