Одна из проблем,стоящих перд олимпиадой по технологии,-это выбор обькта труда. В этом году учитель предложил выполнить социальный проект-помочь учителям начальных классов с дидактическим материалом,который бы помог научить детей определять дни недели, числа месяца и годы. Вот я и решил сделать календарь с меняющимися данными.
Вложение | Размер |
---|---|
morskoy_kalendar_vosstanovlenp.docx | 583.12 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МУНИЦИПИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.А. АТНАБАЕВА
С. СТАРЫЙ КУРДЫМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ТАТЫШЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МОРСКОЙ КАЛЕНДАРЬ»
Выполнил: ученик 9 класса Шарафиев Ленар
Руководитель: учитель технологии
Карамов Фирдинант Лабипович
с. Старый Курдым - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
Глава 1 КРАТКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...4
1.1 Дидактическое пособие……………………………………………………………4
1.2 Календарь…………………………………………………………………………...5
1.3 Деревообработка……………………………………………………………...........5
Глава 2 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ……………………………………...7
2.1 Банк идей и предложений…………………………………………………………7
2.2 Технология изготовления………………………………………………………….8
2.3 Технологическая карта изготовления изделия…………………………………...9
2.4 Экономическая оценка……………………………………………………………11
2.5 Экологическая оценка…………………………………………………………….12
2.6 Правила по технике безопасности……………………………………………….12
2.7 Реклама………………………………………………………………… …………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...16 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….18 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Одна из проблем, стоящих перед олимпиадой по технологии, — это выбор объекта труда для творческой работы. В этом году учитель технологии предложил выполнить социальный проект - помочь учителям начальных классов с дидактическим материалом, который бы помог научить детей определять дни недели, числа месяца и месяцы года. Вот я и решил сделать календарь с меняющимися данными. В 8 классе нас научили изготавливать цепь из цельного бруска. Вот эта цепь надоумила меня сделать календарь на морскую тему.
Актуальность моей работы в том, что это пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать практически в любых видах учебных занятий, игровой деятельности детей.
Цель исследования: изучить потребности младших школьников в дидактических играх
Предмет исследования: дидактическое пособие - морской календарь.
Задачи: 1) изучить и проанализировать теоретический, иллюстрированный материал по обучению, развитию школьников, теоретический, иллюстрированный материал по технологии обработки дерева;
2) выполнить творческую работу: изготовить календарь .
Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1) анализ искусствоведческой, специализированной литературы по проблеме исследования;
2) изучение оригинальных деревянных изделий декоративно-прикладного искусства .
Изделие, предназначенное для помощи в обучении, развитии, воспитании, абилитации и реабилитации детей. Содержание в нем в основном передается при помощи изображения. Оно не содержит художественного либо познавательного текста и является вспомогательным материалом при обучении чему-либо или служит при чтении книг для расширения представления ребенка о сюжете и персонажах произведения. Рукодельное дидактическое пособие может быть как отдельным изданием, так и являться составной частью комбинированного или комплектного издания.
Игра является ведущим видом деятельности детей младшего школьного возраста. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей. Что же такое дидактические игры для школьников?
Это интересные игры, в процессе которых ребенок начинает интересоваться такими предметами, которые практически его не интересуют за пределами игровой ситуации. Кроме интеллектуальной сферы подобные дидактические игры очень тесно переплетаются с эмоциональной сферой детей, ведь целью данной игры, помимо обретения новых знаний, является также доставление ребёнку удовольствия от игрового процесса.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой и образовательными областями. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть познание (ознакомление с окружающим миром: природой, животным и растительным), коммуникация (развитие речи: закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений, развитием творческих способностей.
Календарь - справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., ''Годовой разпись, или месячило'' на 1670; т. н. ''Брюсов календарь'', составленный В. А. Куприяновым в нач. 18 в.; ''Всеобщий русский календарь'', изданный И. Д. Сытиным в нач. 20 в.; в наше время - ''Настольный календарь'', ''Женский календарь'' и др.).
ДЕРЕВО - многолетнее растение с одревесневшим главным стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни, и ветвями, образующими крону. Высота от 2 до 100 м, изредка больше. Отдельные виды (напр., сосна остистая) живут до 3-5 тыс. лет. Деревья принадлежат главным образом к хвойным (из голосеменных) и двудольным (из покрытосеменных) растениям. К ним относятся многие плодовые культуры.
Изучив свойства древесины, ее текстуру и качество, получив представление о способах обработки различных пород, можно приступать к самому главному – к резьбе по дереву.
За многовековую историю искусства резьбы по дереву определились следующие ее разновидности: плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, ажурная (прорезная), объемная (скульптурная), домовая (корабельная). В свою очередь каждый из видов подразделяется на подвиды.
Для первого опыта лучше всего выбрать плоскорельефную резьбу, а из нее контурную и геометрическую, из последней – трехгранно – выемчатую. Несмотря на то, что эти виды относительно просты в исполнении, они выглядят весьма эффектно, развивают творческое воображение, позволяя создавать каскады разнообразнейших узоров.
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом.
При изготовлении календаря было много идей. Календарь можно было сделать из картона, пластмассы, металлических листов. Из всех материалов я выбрал дерево, т.к. изделия из него для детей долговечные, не травмоопасные, экологичные, удобные в применении. Форму я выбрал компактную, в виде морского якоря. Думаю, что морская тематика увеличит кругозор детей, их знания об окружающем мире. Инструментами я воспользоваться как ручными, так и электрическими, потому что использование электроинструментов занимает меньше времени, чем только работа ручными инструментами.
2.2Технология изготовления
Для изготовления «морского календаря» мне понадобилось брусок 60х60 мм., фанера толщиной 8 и 10 мм., рейка для кубиков и рукоятки 15х15 мм., и доска 3540х250х30мм. Сначала на бумаге выполнил эскиз, а также технический рисунок изделия. Из цельного бруска сделал цепь (приложение 1). По шаблону выпилил лобзиком якорь (приложение 4). На токарном станке расточил рукоятки штурвала (приложение 2). Из фанеры распилил три круга. Круг из фанеры, в который крепиться рукоятка, лобзиком выпилил еще круг с меньшим диаметром. На полученном ободе написал название месяцев, с боку просверлил 6 отверстий для установки рукояток. На другом круге толщиной 10мм. вырезал паз, просверлил отверстия и написал дни недели (приложение 3). Штурвал, состоящий из трех кругов, двумя шпонами прикрепил к планке цепи. Из рейки распилил кубики, написал числа и просверлил отверстия. С помощью обрезков стержня кубики прикрепил к фанере штурвала. На якоре вырезал звезду и соединил с планкой цепи. Цепь и якорь покрыл морилкой и бесцветным лаком, а штурвал лимонным лаком (приложение 5). Морской календарь готов! Он не потребовал много времени и средств.
2.3 Технологическая карта изготовления изделия
№ п\п | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение | Инструменты, приспособления |
1 | Выбрать заготовку бруска для изготовления цепи | Линейка, карандаш, ножовка, верстак | |
2 | Выпилить четверти с каждой грани | Циркулярный станок | |
3 | Разметить звенья цепи и просверлить отверстия | Линейка, карандаш, сверлильный станок | |
4 | Выпилить звенья и зачистить | Лобзик, наждачная бумага, рашпиль | |
5 | Выбрать заготовку для якоря | Линейка, карандаш, ножовка, верстак | |
6 | Разметить по шаблону, выпилить и снять фаску | Линейка, карандаш, лобзик, фреза, верстак | |
7 | Вырезать резьбу «звезда» | Карандаш, линейка, циркуль, нож-косяк | |
8 | Зачистить деталь | Наждачная бумага | |
9 | Выбрать заготовку для календаря | Линейка, карандаш, ножовка, верстак | |
10 | Разметить по шаблону круги, выпилить три круга и зачистить их | Линейка, карандаш, лобзик, наждачная бумага, верстак | |
11 | Просверлить два отверстие в каждом круге | Карандаш, линейка сверлильный станок | |
12 | Просверлить отверстия в детали для чисел и записать дни недели | Карандаш, линейка сверлильный станок, выжигалка | |
13 | Вырезать паз в детали | Карандаш, линейка, лобзик | |
14 | Выбрать заготовку для чисел | Карандаш, линейка, циркулярный станок | |
15 | Зачистить, распилить и просверлить отверстия | Наждачная бумага, лобзик | |
16 | Записать числа | Карандаш, линейка, выжигалка | |
17 | Выбрать заготовку для шпона | Карандаш, линейка, ножовка | |
18 | Выточить шпон | Токарной станок | |
19 | Выбрать заготовку для рукояток | Карандаш, линейка, ножовка | |
20 | Выточить рукоятки и зачистить | Токарной станок | |
21 | Собрать изделие | Верстак, клей ПВА | |
22 | Зачистить и покрыть лаком | Кисть, лак, растворитель |
Себестоимость изделия состоит из затрат на материалы, израсходованную электроэнергию , амортизацию оборудования и оплату труда.
В работе я применял бросовый материал:
При выполнении работ израсходование электроэнергии рассчитываем на использование циркулярного, сверлильного и токарного станков. Мощность электродвигателя которых равна 2 кВт. Время работы на станках приблизительно равна 2 часам. Cэ = 2*2*1.58=6.37 руб. стоимость амортизации оборудования, как мне подсказал учитель, будет невелика, так как станки работают очень короткое время. Поэтому ее можно не учитывать.
Отчисления на зарплату производится из расчета, что один час работы столяра составляет 50 руб. Мои 15 ч. работы оплачивается зарплатой Ср=50*15=756,37 руб.
Стоимость морилки, лака я не учитываю. Они у меня есть, и их пойдет немного.
Итого мой оригинальный морской календарь обошелся мне в С = 750+6,37=756,37 руб.
Так как мое изделие изготовлено из дерева, оно экологически чистое и не вредит здоровью детей. Древесно - стружечные отходы не наносят большого вреда окружающей среде и они были утилизированы. Небольшую экологическую проблему может создавать применение мебельного лака.
2.6 Правила по технике безопасности
Правила по технике безопасности при ручной обработке древесины
Надежно закрепи обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.
Пользуйся инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.
Концы полотен лучковых пил должны быть прочно закреплены в шаховках. Полотна разведены. Шнур должен обеспечивать необходимое натяжение полотна.
Строгальные инструменты должны иметь рожок или вывеску в зензубелях, калевках, гелтелях. Задняя часть колодки должна быть округлой и гладкой. Расщепленные части стругов немедленно заменяются. Ручки инструментов должны быть удобными для работы.
Технологические операции (пиление, отесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняй на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.
Не допускай захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращай учителю инструмент общего пользования.
Не отвлекайся во время работы, следи за правильными приемами работы.
Приготовление и разогревание клея производи под постоянным наблюдением в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении
Правила по технике безопасности при работе на сверлильном станке
Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
Проверить надежность соединения защитного заземления с корпусом станка.
Надежно закрепить сверло в патроне.
Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопки.
Прочно закрепить деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Запрещается при сверлении незакрепленную деталь поддерживать руками.
Надеть защитные очки.
После того как шпиндель станка набрал полную скорость, сверло к детали подавать плавно, без усилий и рывков.
Необходимы особое внимание и осторожность в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки нужно уменьшить подачу.
При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладется обрезок или кусок многослойной фанеры.
Правила по технике безопасности при работе на токарном станке по древесине
Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
Осмотреть надежность присоединения защитного заземления (зануления) к корпусу станка.
Убрать со станка все посторонние предметы, инструменты разложить на установленные места.
Проверить, нет ли в заготовке сучков и трещин, обтесать заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепить на станке
Установить подручник с зазором 2-3 мм от обрабатываемой детали и закрепить его на высоте центровой линии заготовки.
Проверить исправность режущего инструмента и правильность его заточки.
На холостом ходу проверить работу станка, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения его кнопок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы наблюдается повышенный интерес к различным дидактическим пособиям, изготовленным своими руками.
При помощи техники обработки дерева можно изготавливать не только календарь, но и другие пособия.
Чтобы выполнить свой проект я проанализировал научную, искусствоведческую литературу по проблеме исследования; изучил оригинальные изделия декоративно – прикладного искусства из дерева и изготовил календарь. Учителя начальных классов оценили мою работу.
В процессе изготовления творческого проекта я:
Календарь поможет для решения следующих задач:
1. Обучающие:
учить согласовывать слова в роде, числе и падеже;
учить отвечать на вопросы;
учить детей количественному и порядковому счету в пределах 1-31;
отвечать на вопрос “Сколько?”, “Который?”.
2. Развивающие:
развивать мелкую моторику рук; развивать сенсорные навыки;
развивать пространственные представления от себя;
развивать память, внимание, логическое мышление.
3. Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к природе, следить за развитием действия;
Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании пособия
Развитие речи: “Расскажи сказку о временах года” .
Ознакомление с окружающим миром: “ Какой месяц самый короткий» и т.п.“Назови” .
Ориентировка в пространстве и во времени :“Где это?” , «Когда?».
Развитие элементарных математических представлений:
“Геометрические фигуры”; “Больше – меньше”; “Длиннее – короче”; “Сколько?” ; “Который?” .
Думаю, я справился с заданием. Календарь понравился мне самому, родителям и всем учителям нашей школы. Надеюсь, что младшим школьникам он также понравится, а учителя начальных классов будут пользоваться им на своих занятиях.
Интернет сайты :
Изготовление цепи
Приложение 2
Изготовление рукоятки штурвала и кубиков для чисел
Приложение 3
Изготовление календаря
Приложение 4
Изготовление якоря
Приложение 5
Сборка изделия
Галка в чужих перьях
Мастер-класс "Корзиночка"
Три загадки Солнца
О путнике
Притча о гвоздях